Все вопросы

Любовь земная и небесная тициан. Описание картины Тициана «Любовь Небесная и Любовь Земная

Несколько веков картина Тициана считалась лишь аллегорией. Однако художник писал другое: он специально смешивал символы с конкретными деталями. Ведь цель была совсем не абстрактной — сгладить скандал в светских кругах Венеции.

Тициан «Любовь небесная и Любовь земная». Галерея Боргезе


Картина была написана около 1514 года. Название «Любовь небесная и Любовь земная» полотно получило в 1693 году. Изображённых на нём женщин с одинаковыми лицами отождествили с двумя ипостасями богини любви, известными интеллектуалам Ренессанса по трудам античных философов. Однако впервые название шедевра Тициана было упомянуто в 1613 году как «Красота приукрашенная и неприукрашенная». Как именовал полотно сам художник или заказчик, неизвестно.

Лишь в XX веке исследователи обратили внимание на обилие свадебной символики и герб венецианской семьи на полотне. Они сделали вывод, что владелец герба, секретарь Совета десяти Николо Аурелио, заказал картину Тициану по случаю женитьбы в 1514 году на Лауре Багаротто, молодой вдове из Падуи. Как отмечал венецианский хронист того времени Марин Санудо, эту свадьбу «обсуждали повсеместно» — слишком уж непростое прошлое было у новобрачной.

В 1509 году, в разгар военного конфликта Венецианской республики со Священной Римской империей, первый муж Лауры падуанский аристократ Франческо Борромео выступил на стороне императора. Падуя подчинялась Венеции, потому Борромео был арестован и, вероятно, казнён по приговору Совета десяти как изменник. В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Её отец Бертуччо Багаротто, профессор университета, был повешен на глазах у жены и детей по тому же обвинению, в его случае несправедливому.

Разрешение на брак высокопоставленного венецианского чиновника со вдовой и дочерью государственных преступников обсуждала комиссия во главе с дожем, и оно было получено. Конфискованное ранее богатое приданое Лауре стараниями жениха вернули за день до свадьбы. Картина, заказанная у самого престижного и отнюдь не дешёвого художника Венеции, вероятно, должна была добавить браку респектабельности в глазах сограждан.

1. Невеста. По мнению искусствоведа Роны Гоффен, вряд ли это портрет Лауры Багаротто, ведь тогда и обнаженная дама написана с неё, что в те времена повредило бы репутации порядочной женщины. Это идеализированный образ новобрачной.

2. Платье. Как показал радиографический анализ, сначала Тициан написал его красным. Однако во главе списка приданого Лауры значился подвенечный наряд из белого атласа, и Рона Гоффен предположила, что художник решил изобразить именно это платье. Пояс, символ супружеской верности, и перчатки — тоже атрибуты свадебного наряда: женихи дарили эти вещи на обручение в знак серьезности намерений.

3. Венок. Вечнозелёный мирт — растение Венеры, символизирующее любовь и верность. Сплетённые из него венки были атрибутом свадеб в Древнем Риме.

4. Чаша. Как писала Рона Гоффен, в подобных сосудах венецианским невестам женихи по обычаю вручали свадебные дары.

5. Кролики. Символ плодородия рядом с фигурой невесты — пожелание новобрачным многочисленного потомства.

6. Обнажённая. По мнению большинства исследователей, в том числе итальянского эксперта по искусству Ренессанса Федерико Дзери и британского специалиста по творчеству Тициана Чарлза Хоупа, это богиня Венера. Они с новобрачной так похожи, поскольку в античной поэзии невесту нередко сравнивали с богиней любви. Венера благословляет земную женщину на замужество.

7. Пейзаж. По мнению Дзери, за спиной персонажей показаны два контрастных символа, связанных с супружеством: дорога в гору — трудный путь благоразумия и нерушимой верности, равнина — телесные наслаждения в браке.

8. Купидон. Сын Венеры, крылатый бог любви здесь — посредник между богиней и невестой.

9. Фонтан. На нём герб семьи Аурелио. По мнению искусствоведа Вальтера Фридлендера, это гробница возлюбленного Венеры Адониса, описанная в романе XV века «Гипнэротомахия Полифила», — саркофаг (символ смерти), из которого течёт вода (символ жизни). Рельеф на мраморе изображает избиение Адониса ревнивым Марсом: по роману, юноша погиб от рук бога войны. Это не только указание на трагически закончившуюся любовь богини, но и напоминание о печальном прошлом Лауры Багаротто.

10. Светильник. Античная лампада в руке у Венеры, по мнению Федерико Дзери, символизирует пламя божественной, возвышенной любви.

«Любовь небесная и Любовь земная», Тициан, ок. 1514 года. Картина хранится в Риме в галерее Боргезе

Сюжет и название

На переднем плане картины – две женщины. Они очень похожи, но одеты по-разному. Одна облачена в характерный для Венеции наряд замужней дамы, а другая обнажена. Их разделяет Купидон. Женщины сидят на саркофаге, украшенном великолепным барельефом. Он наполнен темной водой. В нее погрузил руку беспокойный бог любви.

Знакомое нам название – «Любовь небесная и Любовь земная» – картина получила в 1693 году. Ориентируясь на него, женщин с одинаковыми лицами искусствоведы отождествляли с двумя ипостасями богини любви.

Однако впервые полотно было упомянуто в 1613 году с названием «Красота приукрашенная и неприукрашенная», а как именовал свой шедевр сам художник нам и вовсе неизвестно.

Загадки и символы

Лишь в XX веке исследователи обратили внимание на обилие свадебной символики и герб венецианской семьи на полотне.

Давайте тоже присмотримся к картине повнимательнее. Итак, фон полотна - зеленая равнина. Слева она плавно переходит в гору, на которой возвышается замок. Приглядевшись, можно увидеть ушастых кроликов, всадника на коне и ожидающую его группу людей.


Справа равнина перемежается с пригорками. Внимательный наблюдатель и здесь разглядит двух всадников и загоняющую зайца собаку.

Женщина слева одета в платье с поясом верности, на её руках перчатки.


Венок. Вечнозеленый мирт - растение Венеры, символизирующее любовь и верность. Сплетенные из него венки были атрибутом свадеб в Древнем Риме.


Для современников Тициана символика была бы очевидна:

    • Дорога в гору - трудный путь благоразумия и нерушимой верности, равнина - телесные наслаждения в браке.
    • Кролики – плодородие.
    • Платье с поясом верности и перчатками – брак.
    • Мирт (растение Венеры) - любовь и верность. Сплетенные из него венки - атрибут древнеримских брачных ритуалов.

Искусствоведы также обратили внимание на саркофаг и герб венецианской семьи на нём.



Они сделали вывод, что владелец герба, секретарь Совета десяти Николо Аурелио, заказал картину Тициану по случаю женитьбы в 1514 году на Лауре Багаротто, молодой вдове из Падуи.

Как отмечал венецианский хронист того времени Марин Санудо, эту свадьбу «обсуждали повсеместно» - слишком уж непростое прошлое было у новобрачной.

В 1509 году, в разгар военного конфликта Венецианской республики со Священной Римской империей, первый муж Лауры падуанский аристократ Франческо Борромео выступил на стороне императора. Падуя подчинялась Венеции, потому Борромео был арестован и, вероятно, казнен по приговору Совета десяти как изменник.

В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Её отец Бертуччо Багаротто, профессор университета, был повешен на глазах у жены и детей по тому же обвинению, в его случае несправедливому. Избранницей высокопоставленного чиновника стала Лаура Багаротто. Она была вдовой падуанского аристократа, казненного за восстание против венецианских властей во время войны с Римской империей.

Та же участь постигла и её отца. Невиновного профессора повесили на глазах у его семьи.

Разрешение на брак высокопоставленного венецианского чиновника со вдовой и дочерью государственных преступников обсуждала комиссия во главе с дожем, и оно было получено. Конфискованное ранее богатое приданое Лауре стараниями жениха вернули за день до свадьбы. Картина, заказанная у самого престижного и отнюдь не дешевого художника Венеции, вероятно, должна была добавить браку респектабельности в глазах сограждан.

По мнению экспертов, саркофаг напоминает о невинно убиенном отце невесты. А вытекающая из него вода символизирует появление новой жизни.

В 1608-м у картины появился новый владелец. Ее купил итальянский кардинал Шипионе Боргезе. С тех пор она хранится в римской галерее, которая носит его фамилию.

Тициан.Любовь небесная и Любовь земная, ок. 1514

Сюжет картины вызывает большой интерес.До сих пор вызывает споры среди искусствоведов. Уже то,что название картины многократно менялось,говорит о её значительности и необычности.
Вслед за Джорджоне Тициан пишет в 1510-е годы ряд аллегорических и мифологических сцен, персонажи которых предстают на фоне полной гармонии и спокойствия природы. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет - Любовь земная и Любовь небесная.

В каталоге Галереи Боргезе у картины были различные названия: «Красота приукрашенная и неприукрашенная» (1613), «Три типа любви» (1650), «Божественная и светская женщины» (1700), и, в конце концов, «Любовь небесная и Любовь земная» (1792 и 1833).
Как считаете,какое название более соответствует?

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ.

Картина была заказана Никколо Аурелио, секретарём Совета десяти Венецианской республики. Гербы, изображенные на саркофаге и серебряном блюде, принадлежат венецианской семье Аурелио и падуанской семье Багаротто, поэтому, видимо, картина была написана в честь состоявшейся в 1514 году свадьбы Николо Аурелио и Лауры Багаротто.

Свадьба праздновалась в Венеции 17 мая 1514 года, а картина, скорее всего, была его свадебным подарком невесте. Современное название картины не было дано самим художником.
Работа была куплена в 1608 году меценатом искусства Шипионе Боргезе, после чего стала выставляться рядом с другими экспонатами из коллекции Боргезе в Галерее Боргезе в Риме. В 1899 году финансовый магнат Ротшильд сделал предложение купить полотно за 4 миллиона лир, но его предложение было отклонено.

ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА.

«Любовь земная и небесная» - одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Сюжет картины до сих пор представляется загадочным.Цель Тициана - передать определенное душевное состояние.
На фоне чувственного пейзажа, в прекрасный летний вечер, у колодца, воду которого маленький амур мутит рукою, друг против друга сидят две женщины.

Одна, совсем юная, с мечтательными глазами, с головкой, склоненной к плечу, как бы отдается поцелуям неба, предвкушая любовь. Другая, великолепно одетая красавица, спокойная и уверенная в себе, держит руку на крышке чаши.
Купидон, расположившийся между Венерой земной и Венерой небесной, опустил пухлую ручку в фонтан-саркофаг, превращая мертвую воду в живую.

Некоторые исследователи считают, что на полотне изображена встреча Медеи и Венеры из "Сна Полифема" – литературной аллегории, написанной в XV веке Франческо Колонна. Другие видят в этой картине портрет возлюбленной художника – красавицы Виоланты, изображённой и в одеждах, и обнажённой.
Но какой бы сюжет первоначально не существовал, литературный, символический или аллегорический, он вскоре был забыт, потому что не имел никакого значения в сравнении с художественной силой полотна.

В женщине слева некоторые искусствоведы усматривают аллегорическую фигуру Стыдливости, которая в закрытой чаше скрывает свои богатства. По глазам её видно, что она прислушивается к плеску воды, а может быть, к тем соблазнительным словам, с которыми к ней обращается нагая красавица.

Особенно поражает в ней характер какой-то массивности, плотности. Тяжелое платье Медеи должно сдерживать ее порывы, делать ее движения медленными.
Перед нами предстает прекрасный мир, полный гармонии, жизненных сил и чувственной прелести. Его воплощением становятся эти женщины - обнаженная и одетая, сидящие на краю заполненного водой саркофага, из которого маленький Амур вылавливает цветы шиповника - символ земной любви. Склоняясь друг к другу, эти две прекрасные фигуры образуют подобие невидимой арки, придающей всему изображенному таинственность и величие.

Нагое тело Венеры также не говорит о быстроте, о страстности, но отражает натуру спокойную, чуждую мятежности. В самой композиции, в этом перевесе одной (левой) части картины над другой сказывается та же склонность к тяжести, к какой-то "материальности"
Поэтическому единству картины в немалой степени способствует и пейзаж. Тёмно-зелёные кроны деревьев, тяжёлые влажные облака над неподвижной водой самым чудесным образом гармонируют с красотой женщин.
По всему пейзажу разливаются тёплые лучи заходящего солнца, повсюду горячее дыхание природы.

Художник предлагает - на выбор - два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Две любви: небесную и земную. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Впереди у него - еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании.

Если уже говорить о любви перед этой картиной, то только о любви земной, о любви ко всей природе, ко всей жизни в целом, в которой и эти две прекрасные женщины имеют смысл частей целого, а не "героинь".

Изображенную местность закутывают сумерки сладострастной ночи; - лишь высоко на башне замка да в облаках догорает белый отблеск зари. Таинственный момент затишья, передышки.
Отходит к покою людская суета, спешат путники восвояси, и наступает час Венеры, держащей в руке лампаду, чтобы светить во мраке, час Эрота, баламутящего волшебный водоем и превращающий его темные воды в чудесное зелье.

Прислушивается царственная девушка ко всем шорохам в траве, к плеску воды, к шелесту сгустившейся в меркнувшем свете листвы, к далеким возгласам и пением, и кажется ей, что ее зовут куда-то, мерещатся ей боги любовных утех, внемлет она обетам будущих объятий и зачатий.
ГОВОРЯТ:
Что на картине изображена любимая женщина Тициана- Виоланта, дочь художника Пальмы Старшего, с именем которой связан знаменитый портрет венецианской золотоволосой красавицы из Вены «Violante (La Bella Gatta)», приписываемый кисти Тициана или Пальмы Старшего.

Юная избранница Тициана, Виоланта, изображена на картине в двух воплощениях - в виде Любви земной и Любви небесной. Дама, традиционно считающаяся Венерой земной, имеет все атрибуты невесты: бело-голубые одежды, миртовые ветки в руке.
Ее платье перепоясано кушаком с пряжкой: эмблема супружества. Перед ней на парапете стоит чаша с драгоценными камнями: символ полноты и благополучия семейной жизни. Любовь небесная обнажена, ей нечего скрывать…

ТАК О ЧЁМ, ПО ВАШЕМУ, ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ХУДОЖНИК?

Текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/2521020