Непознанное

Малочисленные народы планеты. Музыкальные инструменты чукчей Экзаменационная работа по культуре Чукотки учащейся У класса Билибинской детской школы искусств Курмановой Натальи с

Как называется музыкальный инструмент, на котором играют чукчи они его подносят ко рту?

  1. варган
  2. Варган, а ещ есть точно такой же инструмент, только казахский-называется шанкобыз, он считается шаманским инструментом, так что не каждый может себе позволить играть на нм. вот =)
  3. Традиционный музыкальный инструмент пластинчатый варган (ванныярар) "ротовой бубен" из березовой, бамбуковой (плавун) , костяной или металлической пластинки. Позднее появился дуговой двуязычковый варган.

    Варган - самый древний самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. В той или иной модификации варган встречается в древних культурах большинства народов мира.

    Варган имеет больше сорока различных названий. Наиболее употребимые названия варгана: комуз (на Алтае) , хомус (в Якутии) , дрымба (на Украине, в Беларуси) , кубыз (в Башкирии) , зубанка (в России) , шон-кобыз (в Казахстане) , темир-комуз (в Киргизии, где слово "темир", что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза) .

    В Америке варган называют "еврейская лира" - Jews harp (Jew harp, Jews harp, Juice harp). На самом деле, сами американцы не могут объяснить, почему варган - и вдруг еврейский. Связи с евреями у этого инструмента нет никакой. Большинство музыковедов считают это слово ошибкой в словаре 19 века. Скорей всего, в названии имелась в виду Jaws harp - челюстная лира. Самое раннее упоминание о варгане найдено на древних римских фресках - изображение древнего оркестра включает человека, который явно играет на варгане. В России варганы особенно распространены в Якутии, Туве, на Алтае. Очень популярен варган на Западной Украине, в Беларуси, Молдове.Здесь подробнее

  4. У меня есть такой, только вот играть на нем я не фига не умею))))
  5. варган
    вот ссылка на варганную музыку
    http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=524990
  6. Варган

    Внешне варган выглядит как небольшое устройство, которое играющий одной рукой прикладывает к губам чтобы при помощи манипуляций большого пальца второй руки извлечь растянутое вибрирующее звучание. С виду он похож на музыкальный инструмент и официально даже называется музыкальным инструментом.

    Для многих непосвящнных, звуки, издаваемые варганом давно считаются необходимой аранжировкой в музыкальных и псевдомузыкальных композициях коренных народов севера от эскимосов Гренландии до жителей Чукотки и Якутии. Между тем, игра на варгане это отнюдь не музыкальное упражнение, а само понятие музыка применительно к этому устройству является не более, чем названием побочного следствия его применения. Варган это механический заменитель наркотиков.

  7. Варган.
Песни, народная музыка и танцы играли важную роль в трудовой и духовной жизни чукчей. Возникшая из реальных жизненных потребностей общества система художественно-образного отражения действительности со временем привела к выделению и совершенствованию отдельных видов народного искусства, в том числе музыкального. Песни и танцевальные мелодии стали исполняться не только во время праздников и религиозных ритуалов, но и в часы отдыха, для развлечения.

"Между чукчами есть свои легенды, предания старины и народная поэзия, выражаемая в играх и песнях, - писал А.А. Аргентов , - На игрищах песни поются с текстом; мотивы их довольно разнообразны... При пении чукчи делают выразительные жесты, мужчины бьют в бубны, мурлычат монотонно и соблюдают непременный такт.

По временам они подражают реву и крику различных животных и птиц, что делают с большим искусством" (Аргентов , 1857. С. 69). "Чукчи любят пение, - отмечает В.Г. Богораз , - особенно во время праздников. Каждая семья и даже каждый человек имеет несколько собственных напевов. Одни из них наследственные, другие собственного сочинения" (Богораз , 1934. С. 23).

Наивысшей организационной формой бытования народной музыки как искусства, стали возникшие в далеком прошлом и сохранившиеся до наших дней песенно-танцевальные соревнования. Они проводились как между художественно одаренными людьми одного селения, так и между жителями разных селений.

Победители награждались подарками. Иногда это были специально созданные в честь победителей песни. В 1938 г., например, в честь чукчи Атыка - победителя на песенно-танпевальном соревновании в городе Ном на Аляске была создана песня-подарок от эскимосов Аляски.

В далеком прошлом у оленеводов возник своеобразный прием гортанного (горлового) пения пилыъэйн"эн. Певец втягивает воздух, сжимает горловые связки, губы широко растягивает в стороны, и, вдыхая воздух, издает своеобразный ше¬лестящий звук. Меняя сжатие горла и растяжение губ, он изменяет высоту звука. Опытные певцы могут сочетать гортанное пение с обычным, именуемым типъэйн"эм, образуя два самостоятельных голоса-тембра. Пильгъэйн"эн обладает своеобразными художественными возможностями в изображении различных явлений природы, картин быта. В одних случаях это - бегущее стадо оленей, преследуемое волками, езда на оленях или весенняя тундра, покрытая цветами, перелет птиц, в других - различные трудовые процессы, настроения и переживания человека. В некоторых селениях Чукотки и сейчас устраиваются состязания в исполнении гортанных песен. Они носят название айн"арачвын - звукосоревнование.

Древние чукотские мелодии звучат и в наши дни. Сохранению их способствовала традиция передачи от поколения к поколению семейных, общинных песен с характерными ритмами и интонациями. Уже при рождении каждый чукча вместе с именем получает от родителей именную песню, сочиняемую в первые дни появления ребенка на свет. В ней отражаются те или иные черты новорожденного, мечты о его будущем. Вырастая, ребенок узнает и заучивает личные песни родителей, дедов, других родственников; став взрослым, сочиняет песни сам, в том числе личную именную песню. В ней он выражает свою индивидуальность, эмоциональный настрой.

Чукотская народная музыка развивалась преимущественно как вокальная. Она не имела музыкальных инструментов со строго фиксированной высотой звуков. Повсеместное признание и широкое применение получил лишь ударный инструмент бубен-ярар. А.А. Аргентов писал, что бубен "непременно имеется у каждого домохозяина. С бубном чукча и сетует, и радуется, и шаманит". В.Г. Богораз дополнял: "Составным элементом домашней святыни является бубен-ярар... Каждая семья должна иметь свой бубен, упражнение на котором во время известных праздников обязательно для всех домочадцев, мужчин и женщин.,. В долгие зимние вечера чукчи берутся за бубен просто для развлечения" (Богораз, 19016. С. 51-52).

Играет на бубне обычно самый опытный музыкант, задавая певцам и танцорам ритм и динамику исполнения произведения. На праздничных торжествах, нередко на бубнах играют сразу несколько музыкантов. Есть танцы и пантоми¬мы, музыкальное сопровождение которых построено так, что в определенном месте пение прерывается на несколько тактов и пантомима продолжается только под аккомпанемент бубнов. В других случаях пантомима сопровождается только игрой на бубнах. Нередко солист сам аккомпанирует себе на бубне во время исполнения пантомимы. Следует заметить, что на всех смотрах и фестивалях художественной самодеятельности, проводившихся в советские годы, ни один из чукотских любительских ансамблей ни разу не применял какой-либо музыкальный инструмент, кроме ярара.

Были у чукчей и другие музыкальные инструменты. В трудах В.Г. Богораза упоминаются простейшие духовые и шумовые (жужжалки, завывалки) музыкальные инструменты. Описывая, например, "праздник гагары", он отмечает, что "чукчи подражали пению этих птиц свистками, сделанными из гусиных перьев или из дерева с язычками из китовой кости". Народные песни исполняются по различным поводам, в различной обстановке. Некоторые воскрешают в памяти исполнителей и слушателей яркие картины происходивших когда-то событий. Эти "памятные песни" чаще всего являются семейной реликвией и не предназначены для публичного исполнения. Создаваемые в настоящее время новые песни-импровизации (личные, именные, памятные) обычно отражают радостные события в жизни человека, но создаются они по образцам песен предков, на основе их интонаций, характерных ритмов. Новым явлением в песенно-музыкальном творчестве чукчей является создание самобытными композиторами песен на стихи профессиональных чукотских поэтов - А. Кымытваль, В. Кеулькута, М. Вальгыргина.

Воссоздать историю народной хореографии чукчей довольно сложно. Дореволюционные источники не содержат сколько-нибудь значительных описаний этой стороны жизни народа. Мы располагаем лишь отрывочным, разрозненным материалом. Судя по описаниям этнографов, путешественников, традиционное танцевальное искусство чукчей входило в состав обрядов и праздников, игравших важную роль в их общественной жизни.

Следует оговориться, что термином "танец" пластику обрядов и праздников можно назвать лишь условно. Это скорее пляски-пантомимы, в которых подражательные элементы занимают ведущее место. Почти все праздники годового цикла оленных чукчей содержат древние представления о роли дикого оленя в жизни народа, сопровождаются театрализованными действиями, изображающи¬ми повадки оленя, различные моменты охоты. Некоторые танцы исполняются под своеобразный аккомпанемент - горловое пение. Такого рода танцы называются пичгъэйнен (горлом кричать). В обрядах и праздниках оседлых чукчей, также имевших промыслово-магический характер, чаще фигурировали морские животные, но общие закономерности проявлялись и здесь.

Другой тип танцев исполнялся под аккомпанемент бубнов. Если пичгъэйнен не имели стабильной формы, то в танцах с бубнами уже существует деление на две группы, определены места для танцоров и музыкантов, аккомпанирующих на бубнах. Аккомпаниаторы должны стоять спиной к входу, напротив них - пляшущие женщины. В.Г. Богораз отмечал, что такой способ танцев у чукчей носил название ветчальыт (стоящая), так как исполнители танцевали, почти не сходя с места.

Третий тип танцев, характерный для обрядов благодарения, назывался тевляыргын (стряхивание). В религиозно-культовой традиции чукчей большое место отводилось мистическим приемам защиты от злых духов. Одним из них был тевляыргын .

Наиболее древние черты плясок-пантомим сохранились в празднике "воскресения" зверей, где мужчины изображали охотников, а женщины - имитировали повадки зверей. Танцующие изображали успешную охоту, "заверяли" зверя, что к нему отнесутся с подобающим почтением. Судя по тому, что первые исследователи чукчей подчеркивали обязательность этого раздела ритуалов, можно предположить, что раньше эти пантомимы были центром всего празднества. Своеобразны танцы "с гримасами", на которые обратил внимание Ф.П. Врангель, отмечавший, что главное достоинство пляски чукотских женщин - мимика. В некоторых пантомимах она доминировала над всеми элементами. К сожалению, по имеющимся данным трудно составить представление о смысловой и целевой направленности этих танцев.

Кроме плясок-пантомим, входивших обязательными элементами в сюжетную канву обрядов и праздников, существовали и такие, которые носили скорее развлекательный характер. Исполнялись они соло или парами под аккомпанемент бубна. Эти импровизации, не теряя традиционной формы и сюжета, обрастали новыми оттенками, что придавало им скорее развлекательный, нежели магический характер. Показателем перехода плясок-пантомим от обрядовых к зрелищным может служить юмористическая оценка изображаемого.

Танцы чукчей - яркое и самобытное явление, корни которого затерялись в глубине веков. С достоверностью сказать можно лишь то, что в основе пластики чукотских танцев - подражание, имитация поведения животных, являвшихся основным объектом охоты. В изображении животных и птиц чукчи достигли подлинного совершенства, умея одним-двумя движениями передать точное представление о звере. Танцы чукчей не отличаются подвижностью. Более активна верхняя часть туловища. Исполнители почти не сходят с места, раскачиваются из стороны в сторону, приседают, вытягиваются, двигают плечами и руками. Передвижения по площадке незначительны. Если танцуют одновременно несколько человек, движения их не согласуются. Исполнялись танцы довольно продолжительное время - 12-14 часов. Хореографическую часть обрядов и праздников начинали обычно их устроители, хозяин и хозяйка яранги.

Современное танцевальное искусство чукчей, сохраняя свои национальные особенности, обогатилось новыми формами и содержанием. При этом одной из эффективных форм отображения современности по-прежнему является пляска-пантомима. Наиболее многочисленны танцы промысловой тематики: "Охота на моржа ", "Охота на песца ", "Охота на уток " и т.д. Наблюдательность, великолепное знание животного мира, изумительная точность в пластическом воспроизведении поведения зверя отмечают эти танцы-пантомимы. Появились и новые формы коллективного исполнения танцев - национальные самодеятельные танцевальные ансамбли "Олененок", "Солнышко", "Белый парус", "Чукотские зори", "Ракушка" и др. Создание народных коллективов помогает сохранять богатства традиционного музыкального фольклора. В 1968 г. был создан первый профессиональный чукотско-эскимосский музыкально-хореографический ансамбль "Эргырон" ("Рассвет").

Одним из древнейших музыкальных инструментов, который прошел через века и не изменил свой внешний вид, является варган. Предлагаем вам познакомиться поближе с этим самозвучащим язычковым инструментом. Разные народы давали ему всевозможные названия. На Алтае его называли камузом, в Якутии - хосусом, в Башкирии - кубызом, в Германии - маультроммелем. Украинцы и белорусы звали его просто дрымбой, японцы - миккури, филлипинцы - кубингом, индийцы - морчангом. Музыкальный инструмент варанг считается народным во многих странах, только имеет отличия по материалу, форме и технологии изготовления. У каждого отдельного инструмента свои неповторимые характеристики.

Варган - музыкальный инструмент северных народов

Название древнейшего язычкового инструмента произошло от старославянского слова "варги", что означает "уста". Само название говорит о принципе извлечения звука. Ротовая полость служит естественным резонатором звука. Тон и тембр этого маленького инструмента помогают изменить положение языка.

Ниже вы можете наблюдать фото музыкального инструмента варгана (хомуса). Появился он в глубокой древности на разных континентах. Существует мнение, что для его создания идеей послужил обычный охотничий лук. Как он срабатывал? Один конец лука ставили на землю, а в другой упирались зубами. Затем дергали за тетиву, чтобы извлечь звук.

Особенно популярным стал это инструмент у якутов, тувинцев, чукчей. эскимосов, бурятов, алтайцев, башкиров. Немного меньше варган был распространен в Поволжье.

Сегодня основным центром, где изготовляются и используются хомусы, является Якутия. Для местных жителей не просто музыкальный инструмент - варган, а средство выражения эмоций, настроений и чувств звуками. Некоторые умудряются во время игры на варгане произносить слова, используя "говорящее" исполнение. В наше время возрастает интерес к русской языческой культуре, поэтому появляются новые мастера, создающие аутентичные инструменты.

Два типа варганов

Чтобы вы имели больше представления о музыкальном инструменте варгане, ознакомьтесь с его основными двумя типами:

  1. Варган пластинчатый . Это узкая, тонкая деревянная, бамбуковая, костяная или металлическая пластинка и язычок. Он расположен в середине этой пластинки.
  2. Варган дуговой (дугообразный). Сделан из металлического прута, к которому крепится стальной язычок, имеющий на конце крючок.

Самые известные виды инструмента

Варган считается нестандартным инструментом, каждый имеет свое звучание. Для игры на нем используются не только привычные для всех семь нот, но и различные обертоны, призвуки, глубины. Самые известные виды этого инструмента:

  • достаточно высокое звучание имеет алтайский варган Поткина, этот интструмент совсем небольшого размера и сделан из желтого металла;
  • басовое и мощное звучание у хакасских варганов Валгутова, они темные (вороненые);
  • звонким звучанием характеризуются русские варганы Нуреева, их изготовляют из нержавеющей стали;
  • тонким звенящим звуком отличаются вьетнамские инструменты.

Из каких материалов изготовляют варганы?

Для производства необычного инструмента используют металл, дерево, кость или другие экзотические материалы. Материал и технология изготовления влияют на звучание маленькой "свирели", ее надежность и долговечность. Самым распространенным считается металл. Для его обработки нужен сложный процесс. Прикрепленный к основанию язычок делит варган пополам. С помощью него и создается магия звука.

Как можно описать звучание этого инструмента? Оно успокаивающее, бархатное, приятное уху, настраивающее на раздумия. Каждый исполнитель дает инструменту свой тембр, диапазон и оттенки звука. Часто звуки и призвуки варгана сочетают с

Немного об истории инструмента

История варгана уходит вглубь веков. Первым появился пластинчатый инструмент. Его изготавливали из подручных материалов. Кто-то предпочитал дерево, кто-то - кость. Постепенно стали появляться металлические изделия. Чтобы усилить звучание, к инструменту добавили металлическую рамку - дугу. От этого и произошли дугообразные варганы.

Игрой на этом инструменте занимались в основном русские женщины. Вплоть до 30-х годов прошлого века сохранялись богатые традиции игры на варгане. Во время правления Сталина их отменили, считая вредным пережитком прошлого. Старшие люди все равно передали свое умение потомкам.

Игрой на варгане увлекались также и в европейских странах. Этим инструментом пользовались молодые люди, чтобы привлечь внимание прелестных девушек. Экзотическое звучание варгана завоевало внимание светских салонов в эпоху романтизма. Больше всего инструментов создавали в Австрии.

В конце XIX века игра на варгане потеряла популярность, некоторые виды инструмента вообще исчезли со сцены. Это было связано с тем, что на основе варгана немецким мастером Бушманом была сконструирована первая губная гармошка. Потом появились баян и аккордеон. Успех у новых инструментов был большой, а про варган забыли.

В 60-70-е прошлого столетия стали возрождать этнические культуры и развивать эзотеризм. Якутский исполнитель опять возродил интерес к хомусу. Инструментом снова настолько заинтересовались, что в 1984 году провели фестиваль варгана на международном уровне. Он прошел в США. Сегодня норвежцы, американцы, австрийцы, русские активно развивают искусство игры на этом инструменте и создают целые общества любителей. Варганная музыка стала пронизывать многие музыкальные стили. Современные музыканты прекрасно импровизируют, экспериментируют с обертоновым и авангардным направлением. Этот примитивный по устройству инструмент довольно сложный в игре, многие его стороны еще не раскрыты до конца. Это дает возможность назвать его инструментом XXI столетия.

Детали и размер варгана

Этот инструмент бывает разных размеров, все зависит от пропорций кисти и рта. От размера зависит удобство игры и звук. Музыканту должно быть удобно держать раму и ударять по язычку. У маленьких варганов высокое звучание и небольшая длительность колебаний язычка. У большого инструмента звучание продолжительное и басовитое. Миниатюрные девушки выбирают небольшое приспособление, крупным мужчинам удобнее играть на большом варгане.

От размера зависит удобство прижимания дек к зубам и губам. Жесткость язычка также может быть различных пределов. Легче управлять варганами с мягким язычком, от них нет отдачи на зубы и кости головы. Звук получается хоть и тихий, но нежный и плавный. Они подходят для неторопливых мелодий, медитаций и релаксаций. Жесткий язычок придает яркости и четкости звучанию. На таком инструменте исполняют ритмичные композиции, подвижные мелодии. Он позволяет создать даже очень быстрое звучание.

Длина язычка также влияет на игру. Звук может быть медленным, неторопливым, медитативным у варганов с длинным язычком. Короткий язычок придает мелодии нотки веселья, подвижности, легкости. На нем лучше исполнять народные наигрыши и бодрые танцы.

У язычка есть колено и кольцо. Большое колено незаменимо при медленной игре, заставляет звучать инструмент низко. Маленькое колено лучше для быстрой игры. Для мягкости и точности лучше по нему стучать пальцами. Важно знать, что вибрации от язычка переходят на раму инструмента и кости музыканта.

В качестве металла для изготовления варганов используется сталь, латунь, медь. Кроме них встречаются инструменты их дерева, оргстекла, камня, китового уса, кости. Более приятные по ощущениям деревянные приспособления, они дают меньшую отдачу на зубы. Звучание кованых варганов яркое и богатое. Медные инструменты придают мелодиям бархатистость.

Как играть на варгане?

Как на данном чудо-инструменте создать звук? Это сочетание вибраций язычка, корпуса варгана, костей головы и рта. Чтобы сыграть конкретную мелодию, нужно знать определенные технические моменты. Ведь во время игры вы слышите не сам варган. Многим интересно узнать, как играть на музыкальном инструменте варгане. Сначала прикладывают его к зубам, затем легонько стучат по язычку, после чего резонанс идет по костям черепа. Звучать начинает тело. Музыкант в процессе игры меняет артикуляцию, управляет диафрагмой, сокращает гортань, изменяет дыхание. Все это влияет на звучание инструмента. Для того чтобы создать красивую мелодию, достаточно месяц потренироваться по 15-20 минут в день.

Использование варганов шаманами

Северные народы издавна считали священными оленя, огонь, бубен и варган. Бубном чаще пользовались мужчины, а варганом - женщины. Древние шаманы считали, что они с помощью этих приспособлений входят в транс, изменяют состояние сознания. Шаманы входили в разные миры, чтобы преобразовать реальность. Кроме игры на музыкальных инструментах ими использовались и другие техники. Шаманские камлания не обходились без варгана и бубна. С помощью инструмента шаманы призывали духов-защитников и общались с ними.

Мировоззрения шаманов были идентичны в разных уголках мира. Встречались они не только в Сибири и Африке, но и в Северной и Южной Америке, Австралии. Поэтому мы смело можем назвать варган музыкальным инструментом шаманов, с помощью которого они путешествовали в поисках силы и информации.

Туркменский металлический варган

Трудно понять секрет популярности человеку, который не держал в руках туркменский музыкальный инструмент - варган (металлический). Мир меняется, когда этот инструмент заводит свою песню, наполняясь настроением хозяина. Каждый вздох отдает россыпь звуков, сплетающихся в удивительную мелодию. Туркменский варган становится продолжением играющего, их души сливаются. Поклонникам этого инструмента трудно оторваться от его мелодичности звучания и легкости исполнения.

Существует несколько моделей туркменского варгана - одни звучат низкими бархатными мелодиями, другие щебечут нежными голосами. Он очень подходит для сольных партий, где исполнитель следует своему вдохновению, создает неповторимые музыкальные образы. Этот инструмент прекрасно снимает стресс, настраивает на позитивную волну, наполняет душу гармонией.

Чукотский инструмент

Многие любители стараются купить чукотский музыкальный инструмент - варган. Еще в древности ему приписывали магические силы. Чукотские шаманы музыкальными вибрациями узнавали будущее и вызывали духов. Ценится варган (музыкальный инструмент чукчей) высоко, а мастера, его создающие, считаются людьми высшего порядка. Профессиональные секреты изготовления инструмента строго охраняются. Приспособление удобно в использовании, а его форма отдаленно напоминает ключ.

Уникальная находка археологов

Недавно в алтайских горах ученым удалось найти язычковый музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Находку считают самой древней в Евразии подобного рода. Ученые относят инструмент к скифо-сарматскому периоду (I тысячелетие до нашей эры). Варган нашли во время раскопок возле реки Катуни. Эта находка является этнографической чертой обитателей южной Сибири.

Варганы в магазинах музыкальных инструментов в Перми

В предгорьях Западного Урала расположен крупный промышленный и торговый центр - Пермь. В нем живет более полумиллиона жителей. В этом городе многие увлекаются игрой на варгане. Здесь есть несколько магазинов, где можно приобрести алтайские варганы (хомусы). Их приобретают для профессиональной игры, а также для хобби, удовольствия. Многие обращаются за приобретением в интернет-магазины, где можно получить консультацию профессионального менеджера.

Некоторых привлекает модель с необычным дизайном, где рама выполнена из оргстекла. Такой инструмент современный и стильный. Варганы продаются в оригинальных деревянных или пластиковых футлярах, которые сохраняют их при транспортировке.

Стоимость инструмента

Те, кто освоил довольно сложную технику игры на варгане, считают, что он должен быть в каждой семье. Может ли любой покупатель со средним достатком приобрести себе этот чудесный инструмент? Самый доступный варган стоит 600-700 рублей. Более сложные модели, с интересными призвуками, стоят от 1500 рублей и выше. В продаже есть инструменты, инкрустированные драгоценными камнями. Их упаковывают в авторские стальные чехлы уникальной формы. Естественно, цена за такую работу высокая.

И.Ю. Понкратова, А.А. Коновалова

Музыка - зафиксированное у всех народов на Земле искусство, которое достойно восхищения и преклонения, она заставляет людей плакать и смеяться, она трогает самые чувствительные струны души. Музыка является одним из самых сильных средств воздействия на человека .

У всех людей были и есть свои обряды, связанные с жизнью общины и окружающим миром. Свадьба, рождение, смерть, охота и сбор урожая, небесные явления и смена времен года - все это не обходилось без музыки и песен . Самый древний музыкальный инструмент - флейта, был обнаружен рядом со скульптурами, которые относят к 35-40 тыс. лет до н. э.! . Известны музыкальные инструменты и у коренных народов п-ова Камчатка - коряков, ительменов, эвенов, чукчей, алеутов.

Изучение музыкальной культуры народов Камчатки начинается с академических трудов Д.И. Гмелина (1752) и С.П. Крашенинникова (1755), опубликовавших первые нотные записи фольклорных мелодий народов Сибири. А первая информация о музыкальной практике народов Сибири встречается уже в дневниках Н. Витсена, включенных в «Путешествие в Московию 1664-1667 гг.» (Вит- сен, 1996). Часть трудов, написанных в XVIII в. и содержащих информацию о музыкальных жанрах и инструментах, на русском языке была издана в России только в ХХ в. (Г.В. Стеллер (1927), В.Ф. Зуев (1947), Я.И. Линденау (1983)). В целом, по мнению Ю.И. Шейкина, этнографическая и лингвистическая литература XIX-XX вв. содержит множество этномузыкальных наблюдений (А.И. Аргентов, В.И. Вербицкий, Р.К. Маак, Н.А. Гондатти, В.К. Арсеньев и др.). Особая ценность этих наблюдений заключается в том, что они сделаны в условиях естественного функционирования культуры. В то время фольклорное интонирование являлось нормой этнического поведения. В конце XIX и начале XX вв. музыкальный фольклор фиксируется на восковые валики с помощью фонографа Т. Эдисона (В.Г. Богораз, В.И. Иохельсон, В.И. Анучин, Л.Я. Штернберг и др.) .

Собственно наш поиск и анализ информации о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах народов п-ова Камчатки показал, что в этнографических источниках имеется информация о танцевальном, песенном искусстве народов, но данных об их музыкальных инструментах крайне мало.

Если обратиться к данным известных этнографов, работавшим на Камчатке, то можно отметить описания В.Г. Богораза , В.И. Иохельсона , Е.П. Орловой и других, где рассматривается быт, традиции, обряды народов п-ова Камчатка, в том числе музыкальный фольклор.

Музыкальные инструменты и их копии имеются в краеведческих музеях Камчатки. Так, стало возможным использовать коллекции фондов двух камчатских музеев. Это Быстринский районный этнографический музей (БРЭМ) и Корякский окружной краеведческий музей (КОКМ) пос. Палана.

В БРЭМ находится коллекция копий музыкальных инструментов коряков Камчатки, изготовленная по результатам исследований этнографа Камчатского областного краеведческого музея Владимира Малюковича и подаренная им музею в 1980-е гг. Информантами у В. Малюковича были жители корякских сел Карагинского, Олюторского, Тигиль- ского и Пенжинского районов КАО. По данным В. Малюковича к концу XIX столетия у береговых коряков - нымылан и оленных - чавчувенов были все виды музыкальных инструментов: самозвучащие - идиофоны, духовые - аэрофоны, струнные - хордофо- ны, мембранные - бубны . Выставочный стенд музея насчитывает 23 копии музыкальных инструментов (фото 1).

В КОКМ пос. Палана стенд «Музыкальные инструменты Корякского округа» (фото 2) демонстрирует разнообразие и, в то же время, особую уникальность музыкальных орудий.

Предпримем попытку восстановить некоторые аспекты, связанные с набором, изготовлением и функциями музыкальных инструментов у народов п-ва Камчатка в XVIII- XX вв. Частично материалы нашего исследования уже опубликованы . В настоящей статье эти данные впервые представлены комплексно и подробно.
Воспользуемся общепринятой научной классификацией музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, по которой музыкальные инструменты разделяются по двум основным критериям: источнику звука и способу извлечения звука. По первому признаку инструменты делятся на самозвучащие (идио- фоны), мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны) .

В самозвучащих инструментах (идио- фонах) источником звука является сам материал, из которого сделан инструмент или его часть. В эту группу входит большинство ударных инструментов (за исключением барабанов) .
Корякские и ительменские идиофоны разнообразны. В коллекциях БРЭМ и КОКМ представлены такие идиофоны как металлические ударные конконы на кольце, конконы на продольной скобе с деревянной ручкой, конконы на деревянной ручке, колокольчики, бубенцы на цепочке, гонг корякский - 4 пары металлических пластин на деревянной палке с колокольчиком на конце, кольца на треугольной подвеске, маракасы и пр.

Маракасы - древнейшие ударно-шумовые инструменты, разновидность погремушки, популярны и сегодня во многих странах .

Коряки изготавливали маракасы из пузырей животных, предварительно надувая их воздухом. Позже маракасы делались из ольховой коры, имели форму треугольного чу- мачека или цилиндрической трубки с морскими камешками внутри. Также маракасы могли изготавливаться из двустворчатых раковин моллюсков с камешками внутри (фото 3-5).
У коряков, ительменов и эвенов бытовали и стержневые идиофонные погремушки (фото 6-9). Корякское название этого инструмента - «конкон ангыйгэн», ительменское - «хэргыргахах». В качестве встряхивающих погремушек использовались кольца, колокола или конусообразные подвески. Колокольчики изготовляли из листового железа - «конкон» (фото 9) . Возможно, что они произошли от русских колокольчиков. Но не исключено, что они могли быть изобретены самостоятельно с появлением на Камчатке импортного металла (из Якутии, Приморья). Эти колокольчики не имели «язычка», и звучали во время исполнения благодаря ударам друг о друга. Это якобы способствовало отпугиванию вредоносных духов. Идиофонные погремушки являлись необходимым атрибутом шамана во время камлания (фото 10).
Более ранними подвесками на скобках бубна были железные кольца или цепочки колец (фото 11). Но железным кольцам предшествовали аккуратно расщепленные пластинки из китовой кости, имеющие почти квадратную форму. Один из таких самозвучащих инструментов ительменов хранится сегодня в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) (фото 12) .

Варган - самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Представляет собой пластинку из дерева, кости, металла или металлическую дугу с язычком посередине. Распространен у многих народов Средней и Юго-Восточной Азии и Океании (пластинчатый), а также в Европе, Центральной Азии и Африке (дугообразный), бытует под различными национальными наименованиями .

Варган использовался практически всеми народами Камчатки - ительменами (варыга), чукчами (ванныярар), коряками (фото 13). Пластинчатый варган чукчи еще называли - «ротовой бубен». Изготавливался он из березовой, бамбуковой (плавун), костяной или металлической пластинки. Позднее появился дуговой двуязычковый варган.

Для вызывания ветра служил пропеллер- жужжалка (фото 14). При его вращении рассекался воздух и образовывался резкий, пронзительный звук, который символизировал ветер. Использовали жужжалки и эвены. Ительмены считали, что шаманы при камлании с помощью музыкальных средств могли влиять на погоду, например, разогнать тучи или, наоборот, вызвать гром и молнию. С.П. Крашенинников указывал на обрядовое значение этого инструмента у ительменов, в частности на осеннем празднике очищения от грехов: «.Веревку мужики тянули, а вертушка вертелась, и до тех пор тянули, пока порвалась веревка, которую в куски мужики резали и по себе делили, а вертушку прячут в балаган» .
В мембранных инструментах (мембранофонах) источник звука - туго натянутая мембрана. Они делятся на ударные (звук возникает за счет удара о мембрану палочкой, колотушкой или рукой); щипковые (под центром мембраны узлом прикреплена струна, которая при защипывании передает колебания мембране), фрикционные (звук достигается за счет трения о мембрану) и др. .

Из мембранофонов наибольшее значение имеет шаманский бубен (фото 15), который прошел несколько эволюционных этапов в Сибири: от общего традиционного до строго профессионального и кастового предмета. Ю.И. Шейкин выделил несколько типов бубнов, из которых для народов Камчатки являются беринговский, камчатский и колымско-охотский .
Беринговский тип бубна известен у эскимосов, алеутов и чукчей - выполняет функцию семейной святыни и сопровождает праздничное пение. В структурном отношении бубен имеет круглую форму, обечайка - толстая и узкая с продольным желобом для жгута. Его мембрана относится к самым тонким в Сибири и изготавливается из пленки желудка нерпы, а рукоятка делается из дерева, моржового клыка или оленьего рога и крепится сбоку на обечайке .

Камчатский тип бубна известен во всех группах коряков, кереков, алюторцев, ительменов, сохраняет функцию беринговского, но по материалу изготовления и конструкции уже связан с оленеводческой традицией. В структурном отношении он имеет круглую (иногда овальную) форму и обечайка - средняя и плоская. Его мембрана делается из шкуры олененка. Она более толстая, чем у беринговского бубна, а рукоятка имеет крестовидную форму и крепится с тыльной стороны. С внутренней стороны бубна на обечайке крепятся скобы с нанизанными кольцами и позвонками. У приморских коряков мембрану изготавливают из кожи собаки, тюленя, а ударяющую палочку покрывают мехом с лапы волка .
У эвенов, для которых характерен ко- лымско-охотский тип бубна, согласно сообщению Е.Н. Боковой, известно три разновидности бубна: 1) шаманский (аналогичен юкагирскому), 2) песенный (аналогичен камчатскому) 3) для игр (аналогичен чукотскому, круглый и с внешней рукояткой). Шаманские бубны выделяются среди песенных и игровых бубнов как особые ритуальные предметы, на которых запрещается аккомпанирование песням и которыми не должны играть дети .

Бубны являлись главными мембранными корякскими музыкальными инструментами, мембраны их изготавливались из кожи оленя, нерпы, пленки внутренних органов сивуча, китообразных. Бубны применялись не только в ритуальных целях, но и на корякских народных праздниках и обрядах. В.Г. Богораз описывая сезонный праздник коряков «Ангыт хололо», отмечал: «.под звуки бубна девушки и женщины. начинали пляску, которая представляла собой ритмичные подъемы на носки с последующим перенесением пяток то вправо, то влево.» .

Наиболее полное описание использования бубна в религиозной практике мы находим у В.Г. Богораза. Он писал, что, среди чукчей чуть ли не каждый третий или четвертый человек претендовал на умение шаманить. Все взрослые чукчи в зимние вечера обычно развлекались игрой на бубне и пением. При этом они располагались во внутреннем пологе иногда при свете, иногда в темноте. Переход от такого развлечения к настоящим шаманским действиям был почти незаметен. Поэтому можно сказать, что каждый чукча мог быть шаманом, если у него была к этому склонность и умение . Упражнения на бубне и пение являлись единственным способом, используемым чукотскими шаманами, как опытными, так и новичками, для связи с «духами». Обычно семейный бубен снабжался колотушкой из китовой кости. В дни праздников использовали деревянные колотушки. Некоторые бубны имели по две костяных колотушки. Одна из них предназначалась только для «духов», так как «они иногда приходят», желая «потрясти себя», что значит «бить в бубен». Битье в бубен, несмотря на то, что это кажется очень легким и простым, требовало от исполнителя большой сноровки и искусства. Новичку приходилось очень долго упражняться, пока он достигал должного умения. Большая выносливость, необходимая для проведения шаманских действий, и умение быстро переходить от сильного возбуждения в спокойное состояние, достигались лишь долгой практикой. И действительно требовалось несколько лет практики, пока приобретались требуемые твердость руки и свобода голоса. Некоторые шаманы в продолжение всего подготовительного периода почти не выходили из внутреннего полога и по нескольку раз в день упражнялись на бубне, пока не выбивались из сил .

Шаманский сеанс обычно протекал следующим образом. После ужина, когда все котелки и корыта были вынесены в наружный шатер, хозяева и гости, желающие присутствовать на сеансе, входили во внутренний полог. У оленеводов полог делался маленьким, так что слушателям приходилось сидеть в очень неудобных позах. У приморских чукчей внутренний полог был гораздо просторнее, а потому присутствующие на сеансе могли с большим удобством и свободой слушать голоса «духов». Шаман сидел на «месте хозяина», у задней стены. Вокруг шамана, даже в очень маленьком пологе, оставляли свободное место. Бубен внимательно осматривали и натягивали на него кожу. Если кожа была пересохшей и сморщенной, то ее смачивали мочой и слегка просушивали над лампой. Иногда шаман тратил на приготовление бубна более часа - до тех пор, пока не находил, что бубен пригоден. Обычно шаман для полной свободы движений снимал меховую рубаху и оставался голым до пояса. Часто он снимал торбаса с чулками, чтобы легче было ногам. Когда все приготовления к сеансу были окончены, тушили огонь, и начиналось шаманское действие. Шаман бил в бубен и исполнял вступительные напевы, сначала очень тихо. Постепенно он начинал петь все громче и громче и скоро наполнял все помещение дикими криками. Стенки тесного полога сильно отражали его крики. Через несколько минут этот шум так действовал на слушателей, что они теряли способность различать источник звуков, и без всякого напряжения воображения присутствующим начинало казаться, что звук исходит не из одного определенного места, а слышится из различных углов полога то с одного конца, то с другого .

Порядок исполнения напевов не был каким-то определенным. Шаман мог переходить от одного напева к другому по своему желанию. Часто шаман после целой серии напевов повторял тот, с которого он начал. Вступительное пение продолжалось от четверти часа до тридцати минут. Затем «появлялись kelet (злые духи)». Действия kelet начинались с того, что они «входили» в тело шамана. И сразу удары бубна становились еще более сильными и быстрыми .
Маленький бубен, сделанный из кожи жука или даже из маленькой вши, фигурирует во многих корякских и чукотских сказках. Когда его находят на тундре, он «дает своему обладателю шаманскую силу» .

Бубен так же использовали в праздник осеннего убоя оленей. После ритуала закалывания оленей и принятия еды, снимали все принадлежащие семье бубны, висевшие на шестах полога за занавеской из сырых шкур, и начинался обряд. В бубны били в продолжение всего остатка дня по очереди все члены семьи. Когда заканчивали все взрослые, то их место занимали дети и в свою очередь продолжали бить в бубны. Во время игры на бубнах многие из взрослых членов семьи призывали «духов» и старались побудить их войти в их тело. Они, подражая шаманам, имитировали крики различных животных и производили звуки, считающиеся характерными для «духов». Эти звуки производятся вибрирующим движением губ при быстром и резком качании головы .

У чукчей существовал запрет, связанный с похоронами - нельзя было бить в бубен в течение трех ночей после смерти кого-либо. День, когда тело выносили к месту погребения, считался особенно опасным в этом отношении. Удары в бубен могли призвать умершего человека обратно домой . Согласно нашему опросу у камчатских эвенов, такой же запрет существовал и у них.

Около тридцати видов бубнов отмечено во время полевых исследовании В. Малюко- вичем в селах и оленных стойбищах Корякского автономного округа. В сопровождении бубнов проходили праздники, обряды, исполнялись песни, танцы. В советский период он стал музыкальным инструментом, без которого не проводился ни один праздник . В современной практике бубен занимает ведущее место в выступлениях коллективов художественной самодеятельности.

В струнных инструментах (хордофо- нах) источником звука являются одна или несколько струн. Струнные подразделяют на группы: простые (цитры) - инструмент состоит из струн и механизма натяжения, резонатор может быть отделен от остальной конструкции или вообще отсутствовать, и составные хордофоны - резонатор является частью инструмента, их разделение невозможно .

В экспозиции БРЭМ представлены хордофоны - струнные музыкальные инструменты, возбудителями звука которых является жильная, волосяная или стальная струны: кыкчерен (детский) - 2-струнный; ай- генга - 2-струнная, овальная; эйгенг малый, 3-струнный, прямоугольный; кыкчерен (средний) - 3-струнный; кыкчерен (большой) - 3-струнный (фото 16).
Корякские струнные музыкальные инструменты, по мнению В. Малюковича появились позже других. Однако в корякском фольклоре имеются упоминания о корякском музыкальном луке с тетивой, на котором играл сказочный герой, «исполнял очень красивую мелодию». На развитие корякских струнных инструментов сказалось, по-видимому, влияние соседей - чукчей, юкагиров, якутов на западе, эвенов на западном и восточном берегах Охотского моря, проживавших на юге Камчатки ительменов, контактирующих с айнами. У большерецкой группы ительменов имелись музыкальный инструмент «кыхчерен», возможно, по названию этой группы ительменов. Кыхчерены существовали у коряков тигильской группы. Звук на этом инструменте извлекали при помощи плетора, изготовленного из китового уса .

У алеутов известна цитра - струнный щипковый музыкальный инструмент. У нее плоский деревянный корпус неправильной формы: две стороны деки, длинная и короткая, образуют прямой угол; против них лежат выпуклая и вогнутая стороны. Вдоль длинной прямой стороны расположен гриф с ладами, над которым натянуты 4-5 металлических струн, защипываемых плектром, надетым на большой палец правой руки; вне грифа находятся 24-39 жильных струн, на них играют остальными пальцами правой руки .

У чукчей были распространены лютни. Лютня - старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом . Чукчи называли свои лютни - эйнгенге. Это слово значит «орудие для хрипения» и служит общим названием для различных разновидностей инструмента. Эйнгенге бывает смычковое, щипковое и ударное. Между ними много общего. У них долбленый, продолговатый корпус, шейка и головка из одного куска. Смычковое эйнгенге по форме напоминает бутылку. Дека из тонкой доски, прибитой гвоздями, три резонаторных отверстия, короткая шейка, головка выдолблена в виде коробочки. Колки горизонтальные. Струн две, из кишок или волоса, расположение их обратно общепринятому. Внизу струны крепятся к двум выступам корпуса или к кнопкам. Смычок из гнутой палочки, лукообразной формы, волосы распластаны в виде ленты. Для натирания вместо канифоли употреблялся кусок смолистого дерева (фото 17).

Длина инструмента около 50 см, смыка - 50 см. Щипковое эйнгенге - трехструнное, несколько большего размера - около 85 см. Резонаторное отверстие треугольное, головка долбленая с завитком. Два колка находятся в головке, а один в нижней части шейки. Струны из кишок, разной толщины внизу крепятся к выступу корпуса. Как смычковое, так и щипковое эйгенге встречаются очень редко, главным образом у анадырских чукчей, живших совместно с русскими. Ударное эйнгенге - однострунный инструмент, корпус которого в виде удлиненного овального корытца, закругленного снизу. Дека прикреплена к корпусу при помощи кожаного ремешка, струна жильная. Подставка для струны привязана на ремешке. При игре струну ударяют узкой пластинкой из китового уса с расширением на конце .

Ительмены также обладали струнным смычковым инструментом. Корпус у него плоский, грушевидной или треугольной формы. Нижняя дека плоская, верхняя чуть выпуклая. Обе деки прикреплены при помощи веревочных перевязок. Струны - из пряжи или из ниток. На смычок натягивали конский волос. Длина инструмента около 60 см, смычка - 57 см .

Духовые инструменты (аэрофоны), источник звука которых - воздух, проходящий через звукогенерирующие приспособления (мундштук, трость, вибрирующая пленка сухого трубчатого растения и др.). Выделяются следующие группы - флейтовые (звук образуется в результате рассекания потока воздуха о грань инструмента), язычковые (источник звука - вибрирующий язычок), мундштучные (звук возникает за счет колебания губ исполнителя) .

Корякские аэрофоны восходят к глубокой древности. Они были у древних приморских и континентальных коряков и изготовлялись из сухих трубчатых растений: кооны, свистки и свирели из ивы (продольные флейты), из коры ивы, ольхи, березы, рябины - дудки, рожки. Из древесины изготовлялись деревянные рожки.

В коллекции БРЭМ имеются коуны (дудки) ительменские: дудочка из борщевика без игровых отверстий (закупоренная флейта без отверстий на грифе); дудочка из борщевика с пятью отверстиями и мундштуком из гусиного пера; дудки корякские из ольховой коры, дудки с мундштуком из гусиного пера, рожок корякский из ольховой коры с мундштуком из гусиного пера, пищалки из ивы, свистки, комбинированные из лиственницы и ивы, между деревянными деталями которых вставлен лист травы (фото 18-24) .

Стеллер Г. В. писал, что ительмены изготавливали дудки из стеблей камчатского вязовика (Ulmaria) или «шаламеи» .

Подробно описывает деревянные духовые инструменты ительменов Ю. Шейкин: калхам (тростниковая продольная флейта без отверстий для пальцев); энгму, или сис- тул (тростниковая продольная флейта с 3-5 боковыми отверстиями), а также инструмент, выявленный только у ительменов - пищик из стебля злаковых без игровых отверстий, который называют «играющая трава» .

Известно, что пищалки и свистки являлись, прежде всего, охотничьими манками, но использовались также как музыкальные инструменты.

В целом, подводя итог, необходимо отметить, что действительно, музыкальная культура народов Камчатки оригинальна, поражает самобытностью, пронизывает все сферы жизни населения, в том числе быта и религиозной практики.
Музыкальные инструменты использовались для музыкального сопровождения религиозных и обыденных песен и танцев, исполнения музыкальных произведений, для игр у детей и взрослых, они были призваны обеспечить успех в охотничьем промысле, и носили художественно-эстетические функции.

По сообщению Е.П. Орловой ительмены национальных инструментов к началу XX в. не сохранили, хотя музыку любили и готовы слушать ее «без конца» . С приходом русских они начали осваивать гармонь, скрипку, балалайку . Балалайки и скрипки делали из осины. Дерево стругали рубанками, клеили рыбьим клеем, который варили из рыбьей кожи. Кожу варили с водой до тех пор, пока «варево» станет густым .

По мнению В. Малюковича большинство корякских музыкальных инструментов было распространено локально, поэтому развивались они медленно. В дооктябрьский период так и не завершилось становление корякских музыкальных инструментов: они остались на уровне фольклорных, а многие из них были навсегда утрачены. Главной причиной их исчезновения было малое внимание к развитию традиционных культур народностей Сибири и Камчатки со стороны администрации, но, несмотря на это у народностей Камчатки появляются русские балалайки, гитары, скрипка, свирели, дудки жалейки, колокольчики, бубенчики, изготовленные из новых материалов: железа, латуни, бронзы. Вместо струн из крапивной пряжи и волоса появляются медные, стальные, серебряные, а так же из воловьих жил.

Игра на традиционных музыкальных инструментах в XX-XXI вв. не получила широкого распространения на Камчатке, кроме бубна, который являлся и является наиболее распространенным инструментом у всех народов полуострова. Он использовался при религиозных обрядах, сезонных праздниках. И в современной практике занимает ведущее место в выступлениях коллективов художественной самодеятельности народов Камчатки. Другим использующимся сегодня инструментом является губной варган. Игрой на этих инструментах сопровождаются события семейного и промыслового быта, ритуалы современных шаманских камланий («домашнее шаманство»), массовые этнические праздники и танцы (фото 25).

Фото 1. Экспозиция музыкальных инструментов жителей п-ова Камчатка

Фото 2. Экспозиция «Музыкальные инструменты Корякского округа»
(Фонды корякского КОКМ, пос. Палана)


Фото 3. Маракасы из раковины
(Фонды БРЭМ, пос. Эссо, п-ов Камчатка)

Фото 4. Маракасы из коры ольхи трубчатой формы с камешками
(Фонды БРЭМ, пос. Эссо, п-ов Камчатка)

Фото 5. Маракасы треугольной формы из коры ольхи с камешками
(Фонды БРЭМ, пос. Эссо, п-ов Камчатка)


Фото 6. Конконы на кольце
(Фонды БРЭМ, пос. Эссо, п-ов Камчатка)

Фото 7. Конконы
(Фонды БРЭМ, пос. Эссо, п-ов Камчатка)


Фото 8. Гонг корякский
(Фонды БРЭМ, пос. Эссо, п-ов Камчатка)

Фото 9. Конкопиль

Фото 10. Ительменский шаман с погремушкой

Фото 11. Кольца


Фото 12. Трещотка ительменов
(Фонды КОКМ, пос. Палана, п-ов Камчатка)

Фото 13. Варган (комус)
(Фонды КОКМ, пос. Палана, п-ов Камчатка)

Фото 14. Вертушка-жужжалка


Фото 15. Бубен корякский
(Фонды КОКМ, пос. Палана, п-ов Камчатка)

Фото 16. Корякские струнные инструменты (копии)
(Фонды БРЭМ, пос. Эссо, п-ов Камчатка)


Фото 17. Чукотский струнный инструмент - эйнгенге

Фото 18. Коуны (дудки) ительменов из ствола борщевика
(Фонды БРЭМ, пос. Эссо, п-ов Камчатка)

Фото 19. Дудки коряков из коры ольхи
(Фонды БРЭМ, пос. Эссо, п-ов Камчатка)

Фото 20. Пищалки

Фото 21. Свистки
(Фонды БКМ, пос. Эссо, п-ов Камчатка)

Фото 22. Свирель
(Фонды КОКМ, пос. Палана, п-ов Камчатка)

Фото 23. Коон ительменский
(Фонды КОКМ, пос. Палана, п-ов Камчатка)

Фото 24. Манок из пера баклана
(Фонды КОКМ, пос. Палана,п-ов Камчатка)

Фото 25. Танец под бубен на корякском празднике. XXI в., п-ов Камчатка

Библиографический список

1. Благодатов Г.И. Музыкальные инструменты народов Сибири / Г.И. Благодатов // Сборник Музея антропологии и этнографии. - М. ; Л., 1958. - Т. 18. - С.187-207.
2. Богораз В.Г. Чукчи. Религия. / В.Г. Богораз. - М., 1939. - Ч. 2. - 195 с.
3. Варган [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Варган/.
4. Дитмар К. Поездка и пребывание в Камчатке в 1851-1855 годах Карла фон Дитмара (Исторический отчет по путевым дневникам) [Электронный ресурс] / К. Дитмар. - СПб, 1901. - Ч. 1. - Режим доступа:www. az.lib.ru/d/ditmar_k_f/text_1855_poezdki_ i_prebyvanie_v_kamchatke.shtml.
5. Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация. / В.И. Иохельсон. - СПб. : Наука,1997. - 238 с.
6. Коновалова А.А. Музыкальные инструменты народов Камчатки / А.А. Коновалова // Сборник тезисов работ участников VIII Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России» - НС «Интеграция» - М., 2014. - С. 356-357.
7. Коновалова А.А. Музыкальные инструменты народов Камчатки / А.А. Коновалова // Современные проблемы древних и традиционных культур народов Евразии: тез. докл. LIV Регион. (Х Всерос. с между- нар. участием) археол.-этногр. конф. студентов и молодых ученых, посвященной 130-летию открытия палеолита на Афонтовой горе и 100-летию первых раскопок памятников андроновской культуры, Красноярск, 25-28 марта 2014 г. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. - С. 212-214.
8. Коновалова А.А. Музыкальные инструменты в религиозной практике народов Камчатки // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] / А.А. Коновалова, И.Ю. Понкратова. - Режим доступа: www.science-forum. ru/2015/1011/12579">www.scienceforum.ru/2015/1011/ 12579.
9. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки: в 2 т. / С.П. Крашенинников. - СПб. : Наука, 1994. - Т. 2. - 439 с.
10. Лютня. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wikiwiki/Лютня.
11. Малюкович В.Н. Корякские народные инструменты / В.Н. Малюкович. - Рукоп. деп в Быстрин. район. этногр. музее, п. Эссо (Камчатка).
12. Маракас (музыкальный инструмент) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wikipedia. org/wiki/Маракас^муз ыкальный_инструмент).
13. Марков А. Рядом с древнейшей скульптурой найдены музыкальные инструменты [Электронный ресурс] / А. Марков. - Режим доступа: http://elementy.ru/ news?newsid=431111.
14. Музыка народов Севера, Сибири и Дальнего Востока СССР. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. - М. : Совет. энцикл., 1990. - 672 с.: ил. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.efenstor.net/external/music_north_ ussr.htm.
15. Музыкальные инструменты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/w/ index.php ?title= узыкальные_инструменты&staЫe=1.
16. Музыкальные инструменты и песни народов мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru- medved.ru/world-music.html.
17. Орлова Е.П. Ительмены. Историко-этногра- фический очерк / Е.П. Орлова. - СПб. : Наука, 1999. - 199 с.
18. Система Хорнбостеля-Закса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ru.wikipedia.org/wiki/ Система_Хорнбостеля_—_Закса.
19. Стеллер Г.В. Описание земли Камчатки / Г.В. Стеллер. - Петропавловск-Камчатский, 1999. - 286 с.
20. Фонд БРЭМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.museum.ru/M1011.
21. Фонд КОКМ, пос. Палана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.koryak-museum.ru/ expositions/13-expositions/38-stend-myz-instrymenti)
22. Цитра (музыкальный инструмент) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.slovari.yandex.ru/ цитра%20это/БСЭ/Цитра/.
23. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. Сравнительно-историческое исследование / Ю.И. Шейкин. - М. : Вост. лит., 2002. - 718 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2015. Выпуск 24

Устное народное творчество чукчей это разнообразные сказания, мифы, сказки как на бытовую так и мифическую тематику, исторические предания. Главным героем большинства рассказов и сказок в основном выступает ворон Куркыль, которому приписано множество умений и волшебных дарований. Он помогает людям, наставляет их как правильно жить и поступать, учит их разным ремеслам, вводит в жизнь и быт нормы и правила. Ворон Куркыль это своеобразный творец мира, наравне с божеством. В некоторых сказках идет повествование о женитьбе человека с животными, такими например как белый медведь, морж, кит, тюлень.

Чукотские народные сказки имеют следующие направленности: мифологические, бытовые и сказки о животных. На ряду со сказками, складывались предания и повествования на бытовые и исторические темы, в которых упоминаются войны и столкновения чукчей с эскимосами, коряками и русскими.

Музыкальная направленность очень близка по своему характеру с музыкой коряков, эскимосов и юкагиров. Каждый чукча, на протяжении жизни должен был сочинить как минимум три мелодии, в разный период своей жизни: в детстве, в зрелом возрасте ив преклонном. Детские мелодии часто дарили своим детям их родители. Так же человек мог сочинить мелодии к тому или иному важному событию в своей жизни, например женитьбе, рождению ребенка, расставанию и т.д. Каждая мелодия или песня имела характерную манеру исполнения, вот, к примеру, колыбельные песни исполнялись особой «курлыкающей» манерой, что делало песню схожую с пением журавля.

Особые песни были у шаманов. Они исполнялись всегда чрезвычайно эмоционально, как бы передавая послания духов-покровителей. Свои песнопения они пели, сопровождая ударами в бубен, по которому били специальной шаманской палочкой толстой и мягкой
Из музыкальных инструментов у чукчей особо распространены были бубны. Их конструкция у разных чукотских народностей была своя. У береговых чукчей рукоятка бубна крепилась на ободе, а у тундровых крестообразная рукоять располагалась снизу на бубне. Бубны делились на мужские, женские и детские. Его очень берегли в семье, и считали святыней. На праздниках, исполняя песни, в бубен ударяли специальной палочкой из китового уса.
Кроме бубна, традиционным народным музыкальным инструментам чукчей, относится пластинчатый варган, который делался из березовой, костяной или металлической пластинки. Другими словами варган — это ротовой бубен.

Струнные музыкальные инструменты чукчей – это лютни. Они делались трубчатыми, коробчатыми или выдалбывались из сплошного куска дерева. Материалом смычка служили китовый ус, тальниковые лучины, а для изготовления струн использовались жилы или кишки, и лишь в позднее время – металл.