Психология

Ман Рэй (Man Ray). Биография

Ман Рэй (англ. Man Ray, имя при рождении - Эммануэль Радницкий; 27 августа 1890, Филадельфия - 18 ноября 1976, Париж) - французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр. Один из важнейших представителей сюрреалистической фотографии и фотографии Нового ви́дения.

Старший сын еврейских эмигрантов (Мейлах Рудзицкий и Маня Лурия) из Ковенской губернии. В 1897 году семья переехал в Нью-Йорк, в 1912 году из-за постоянных антисемитских выпадов сменил фамилию на Рэй. В 1908-1912 годах Ман Рэй изучал искусство в Нью-Йорке. Ман Рэй увлекся фотографией Альфреда Стиглица . Благодаря Стиглицу Рэй познакомился с европейским авангардизмом. Первая персональная выставка художника состоялась в Нью-Йорке (1915). В 1918 начал всерьез заниматься фотоискусством и кинематографом, экспериментировал с различными технологиями (фотограмма (райография), соляризация и др.). Вместе с М.Дюшаном и Франсисом Пикабиа Ман Рэй основал нью-йоркское отделение дадаизма , выпустил первый и единственный номер журнала «Дада в Нью-Йорке» (1920). В 1921 переехал в Париж. Его авторству также принадлежит целый ряд известных и ярких дадаистских предметов и инсталляций, созданных как самостоятельно, так и в соавторстве с другими художниками. Так в 1923 году он создал своё творение «Объект для уничтожения», который представлял собой обычный метроном, на маятник которого был прикреплён обрезок фотографии женского глаза.

Вместе с Хансом (Жаном) Арпом, Максом Эрнстом , Массоном , Миро и Пикассо участвовал в коллективной выставке сюрреалистов в парижской галерее Пьер (1925). Снял несколько авангардистских фильмов (Морская звезда, по стихотворению Р.Десноса, и др.), а также снялся сам в знаменитом фильме Рене Клера «Антракт». Создал серию известнейших фотопортретов Эрика Сати, Джеймса Джойса, Гертруды Стайн, Жана Кокто , серию ню, для которой позировала молодая художница-сюрреалистка и одновременно подруга Ман Рея, Мерет Оппенгейм (1934). Вместе со своей ассистенткой Беренис Эббот открыл фотографию Эжена Атже, введя его в круг внимания сюрреалистов и более широкой публики.

В 1940-1951 годах снова жил в США, преподавал живопись и фотографию. В 1946 году он женился на Жюльет Браунер с которой жил уже шесть лет. Вместе с Максом Эрнстом и Доротеей Таннинг они сыграли двойную свадьбу - пары были свидетелями друг у друга. В 1951 году вернулся в Париж и жил там вплоть до своей смерти. В 1963 году был принят в игровое сообщество авангардистов «Коллеж патафизики», созданное в память Альфреда Жарри. Похоронен на Кладбище Монпарнас. Супругой Мана Рэя Жюльет организован Фонд Мана Рэя, который владеет большой коллекцией его работ и авторскими правами. Дочь Мана Рея Анна Рэй является автором серии популярных книг о своём отце и его знаменитых друзьях, в частности, богато иллюстрированной книги об Эрике Сати.

В 1999 году был признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников XX века.

Ман Рэй - один из персонажей фильма «Полночь в Париже» (2011 г.).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

«Я рисую то, что нельзя сфотографировать. Я фотографирую то, что не хочу рисовать, – вещи, имеющие собственное бытие»
© Ман Рэй

В 1890 году в еврейской семье родился мальчик по имени Эммануил Радницкий, который через много лет вошел в историю искусства XX века как известный фотограф и художник Ман Рэй .

Кажется, любовь к творчеству у юноши становилась только сильнее по мере его взросления. Еще в школе Ман сбегал со скучных уроков, чтобы лишний раз посетить музей и взглянуть на работы любимых мастеров. Прогуливаясь по залам, мальчик предавался мечтаниям о том, что однажды тоже станет великим и будет звездой выставки бунтарей-авангардистов. Это дерзкое желание в один миг перевернуло юношеское сознание Ман Рэя, и он стал прокладывать собственный путь в искусство, твердо зная, какого результата хочет добиться в конце. После окончания школы Ман отказался от стипендии, предоставляющей ему возможность получить образование архитектора, и с головой ушел в «омут» богемной жизни художников.

Молодой мастер обладал уникальным талантом превращать любой предмет, которого «касалось» его воображение, в шедевр высшего уровня. Он всегда стремился к синтезу жанров, умел сочетать несочетаемое и был способен нарушать любые традиции.

Безусловно, для этого человеку необходим огромный опыт, незаурядный талант и внешняя мотивация. С последней ролью отлично справились события 1913 года, когда Ман Рэй посетил в Нью-Йорке международную ярмарку современного искусства «Армори шоу», где познакомился с . После этого двух художников связали 55 лет дружбы, общество дадаистов и любовь к парижской богемной жизни. Своему верному товарищу и союзнику Ман Рэй посвятил портрет «Rrose Sélavy», который считался некой экспериментальной смесью и живописи.

Но после отъезда Ман Рэя в Париж основным сюжетом его работ стали женщины. Его любили совершенно необычные, творческие и порой очень сильные дамы. Одной из них была Алиса Прин, более известная как Кики де Монпарнас. Эта девушка сводила с ума многих гениев, и все были уверены в том, что она никогда не заведет связи с кем-то обычным и бесполезным. Поэтому, став моделью Ман Рэя, успевшего страстно влюбиться в Кики, она придала ему значительный вес в новом обществе.

Следующие семь лет были одними из самых плодотворных для художника в смысле количества созданных произведений, но не в смысле материальной пользы. Его работы не имели коммерческого успеха, а первая персональная выставка обернулась крахом, и Рэй принял решение сменить кисти на объектив.



Он фотографировал своих друзей, родственников, прохожих и, конечно же, возлюбленную. Кики стала музой, которую Рэй увековечил в образе «Скрипки Энгра». Ман с помощью двух черных знаков превратил женское тело в изысканный музыкальный инструмент, на котором любил играть Энгр.

Так фотограф подчеркивал, что Кики безупречна, но порой далека от него и может принадлежать другому. Одной из последних работ влюбленных стала известная фотография «Черное и белое», где лицо девушки противопоставлено африканской маске.



Когда молодые люди расстались, Ман Рэй быстро нашел утешение в лице Ли Миллер. Эта девушка ворвалась в жизнь фотографа, дерзко заявив, что хочет стать ученицей известного мастера. Когда Рэй объяснил, что собирается скоро покинуть Париж, она смело заявила: «Я знаю, я поеду с Вами» .

Затем последовали три года тесного сотрудничества, в течение которых фотограф создал несколько портретов девушки и конструкцию «Неразрушимый объект». Рэй советовал взять метроном, приклеить на его верхушку глаз, вырезанный из фотографии того, кто вызывает сильные эмоции, остановить руками устройство, а потом, тщательно прицелившись, хорошо ударить молотком. Так мастер учил выражать чувства действием, что в его случае означало одно – Рэй был зол на Ли.



Причиной тому стал не менее дерзкий уход девушки, которая заявила о желании начать собственную карьеру фотографа, быстро выскочила замуж за египетского бизнесмена и забыла о несчастном художнике. После этого Рэй создал знаменитую фотографию «Стеклянные слезы» как аллегорию на сбежавшую Миллер и ее поддельные чувства.



Затем на роль любимой модели Ман Рэя прекрасно подошла Жаклин Годдар, которую называли самой красивой женщиной из всех. Фотограф сотворил свой образ светловолосой обольстительницы и создал снимки с инверсионным эффектом, когда все черное кажется белым, а белое походит на черное.

Такой результат был неожиданным даже для самого Рэя. Мастер пришел в восторг от увиденного и решил продолжить свои эксперименты. Он никогда не знал, что его ждет в конце, но не боялся идти на ощупь. Ман не прибегал к традиционным материалам или техникам, поэтому часто покупал просроченную пленку и творил с ней то немыслимое, что другим показалось бы абсурдным.



Этот путь новатора стал основным вектором всего творчества Ман Рэя, которому с помощью фотографии удалось стереть границы между настоящим и искусственным. К мастеру однажды пришел друг и сказал, что влюбился в одну из моделей, позировавших для снимков в стиле «ню». Ман с удовольствием решил познакомить товарища с этой красавицей, которой оказалась гипсовая копия Венеры Милосской.

Его неожиданные эксперименты привели к появлению метода, который сегодня называют рейографией. Если говорить о технической стороне, то прием фотографирования без фотокамеры был придуман давно, но именно Ман Рэй разглядел произведение искусства в образе, созданном под влиянием вспышки светотенью предмета, расположенного на чистом листе светочувствительной бумаги. Фотограф стал первым, кто открыл эффект соляризации, суть которого заключается в том, что при передержке негатива вокруг объектива появляется черная полоса, обводящая предмет по контуру и делающая его серебристым.

В этом направлении были сделаны снимки «Поцелуй», «Превосходство сущности над разумом» и собственный портрет. Позднее Ман Рэй создал серии «Сюзи Солидор» и «Мерет Оппенгейм», в которых сюрреалистическая идея бесформенности отошла на второй план, а женские фигуры выглядят как яркие аппликации на белом фоне.

На творчество Ман Рэя в разное время повлияли 20 лет проживания во Франции, которую он покинул за несколько дней до оккупации, и годы, проведенные в США. Здесь его ждала встреча с Джульетт Браунер, которая стала для него музой и женой, и успех, не заставивший себя долго ждать.

Но мастер все равно испытывал дискомфорт и мечтал о возвращении в Париж. Хотя тут его ждала двойная ловушка: в США о нем знали только как о художнике и скульпторе, а Франция запомнила его исключительно как фотографа.


Свое отношение и показательное стремление к свободе Рэй выразил в работе «Автопортрет». Произведение представляет собой бронзовую отливку прижизненной маски автора, помещенную в деревянную коробку в форме гроба. Маска со всех сторон упакована смятыми газетами как намек на то, что художник будет жив всегда, а вот критические статьи и однобокое мышление пора похоронить.

Man Ray / Ман Рэй - культовый фотограф ХХ века
История фотографии

Ман Рэй /Man Ray (1890-1976) - французский и американский художник, фотограф и кинорежиссёр, творчество которого оказало огромное влияние на авангардное искусство всего XX века: от дадаизма и сюрреализма до абстрактной и коммерческой фотографии.


Ман Рэй /Man Ray


С 30 октября по 19 января в ГМИИ имени А.С. Пушкина впервые в России проходит выставка-ретроспектива «Ман Рэй. Портреты». На ней представлены более 100 фотоснимков, сделанных маэстро за 60 лет, с 1916 по 1976 год. © Эммануэль Радницкий, именно так на самом деле зовут Ман Рэя, родился 27 августа 1890 года в Филадельфии, куда совсем недавно эмигрировала его семья из Ковенской губернии Российской Империи. Через семь лет семья переехала в Бруклин, Нью-Йорк. Еще через четыре, в 1912 году из-за частых антисемитских выпадов была вынуждена сменить фамилию на Рэй. Когда юноше исполнилось 22 года, он взял себе имя Ман - трансформировав свое настоящее - Эммануэль, Манни. Вскоре - имя Ман Рэй стало звучать как единое, слитное. Именно этому имени суждено было прославиться.

Ман Рэй с раннего возраста проявлял высокий интерес к живописи. Поэтому, в 1908 году, после окончания школы решает стать художником. Ранние работы классика отличаются по форме и содержанию. Юный художник, в поисках себя пробует различные стили и направления, среди которых кубизм, футуризм, абстракция. Первым среди мастеров он начинает использовать в живописи распылитель краски, так называемый аэрограф. Все его творчество пропитано авангардизмом, который так присущ данным временам. В 1915 году он знакомится с художником Марселем Дюшаном, одним из лидеров дадаизма, благодаря которому активно погружается в искусство авангарда: издает журнал New York Dada, создает «Анонимное общество» - американскую организацию авангардного искусства.


2. Portrait d’Alfred Stieglitz, 1913


3. Invention, 1916


4. The Rope Dancer Accompanies Herself with Her Shadows, 1916.
The Museum of Modern Art, New York


Большое влияние на юношу оказали работы Альфреда Стиглица - тогда, одного из самых влиятельных деятелей искусства, фотографа и мецената. Фотографией Ман Рэй увлекся с его подачи. Рэя привлекли возможности фотоколлажа — объединения в одном изображении реальных и вымышленных образов. Он покупает первый фотоаппарат для того, чтобы снимать собственные произведения — картины, скульптуры и композиции, затем друзей и знакомых, позже в целях заработка стал принимать заказы от всех кто нуждался в подобных услугах. В 1920-м году начинает работать, как фотограф-портретист. Популярность Ман Рэя постепенно росла и в начале 1920-х годов он стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых фотографов Парижа. Вскоре сфотографироваться у Ман Рэя стало считаться престижным.


5.


Количество известных и знаменитых, чьи портреты созданы Ман Рэем, впечатляет: Джеймс Джойс, Тристан Тцара, Жан Кокто, Луи Арагон и Андре Бретон, Гертруда Стайн и Эльза Скиапарелли, герцогиня Виндзорская и Маргарет Оппенгейм, Игорь Стравинский и Эрик Сати, знаменитые французские певцы Жюльет Греко и Ив Монтан, Пабло Пикассо и Сальвадор Дали, Ле Корбюзье, Сергей Эйзенштейн, Робер Делоне и многие, многие ещё.


6.


Ман Рэй никогда не воспринимал свои снимки всерьез, в юности фотография была способом заработка, затем стала отдушиной, средством переключения внимания с живописи на скульптуру. Как сам Ман говорил, он фотографирует лишь то, что не интересно рисовать. Но весь мир знает Ман Рэя прежде всего как гениального фотографа, чьи изображения лиц эпохи приковывают взгляд.

Перенеся своё художественное ви’дение на плёнку, Ман Рэй открыл иную сторону фотоискусства, наполнив его секретами, намёками и полутонами. Он не боялся экспериментировать, благодаря чему появились такие приёмы как рэйография и соляризация. При рэйографии изображение получается при непосредственном экспонировании предметов на светочувствительную бумагу — предметы выступают деформированными и преломленными, а эффект соляризации получался при повторной экспозиции негатива — предметы, лица и тела приобретают мистические очертания.


7.


В 1930-х годах Ман Рэй начал активно работать для модных журналов — Harper’s Bazaar, Vogue, Vu и Vanity Fair. В Harper’s Bazaar его пригласил легендарный арт-директор журнала Алексей Бродович (Alexey Brodovitch), приход которого кардинально изменил сначала облик Bazaar-a, а затем и облик всего американского глянца. К преображению журнала Бродович привлекал самых авангардных художников, общих с Ман Рэем друзей — Дали, Шагала, Рауль Дюфи, Миро, Кокто и многих других, но только Ман Рэй был первым и долгое время единственным сюр-фотографом, смешавшим разные жанры искусства. Именно Ман Рэй является автором самой знаменитой фотографии Коко Шанель.


8.


Самой знаменитой работой Ман Рэя признана «Скрипка Энгра» , ставшая культовым образом двадцатого века.
http://fullfashion.me/archives/3365%20%20%20photomaster:%20%D0%9C%D0%B0%D0%BD%20%D0%A0%D1%8D%D0%B9%20(Man%20Ray)%20_%201890-1976
Позировала для этой фотографии небезызвестная Кики де Монпарнас (Kiki de Montparnasse) — муза всех именитых художников Парижа. Работа Ман Рэя — что-то вроде фотографического каламбура, «непереводимой игры слов», а точнее образов.

«Скрипка Энгра» - буквальный перевод французской идиомы violon d’Ingres (буквально: это его «конёк», его слабость, его любимое занятие). Своим происхождением это выражение обязано известному французскому художнику Жану Огюсту Доминику Энгру (1780-1867), хорошо игравшему на скрипке С тех пор французы стали всякое околохудожественное хобби называть по его имени.

Жизнь - как Удивительное Путешествие.

Проект ФотоТур

Человек эпоха, классик мировой фотографии, великий художник и творец. Именно так можно характеризовать старшего сына еврейских эмигрантов - Мани Лурии и Мейлаха Радницкого. Он родился 27 августа 1890 года в Филадельфии, куда совсем недавно эмигрировала его семья из Ковенской губернии Российской Империи. Именовали его Эммануэлем. Эммануэль Радницкий. Но сему имени не суждено было прославится. Через семь лет семья переехала в Бруклин, Нью-Йорк. Еще через четыре, в 1912 году из-за частых антисемитских выпадов была вынуждена сменить фамилию на Рэй. Забегая на перед, когда юноше исполнилось 22 года, он взял себе имя Ман - трансформировав таким образом свое настоящее имя - Эммануэль, Манни. Вскоре - имя Ман Рэй стало звучать как единое, слитное.

Ман Рэй: мужского рода, имя существительное.

Всегда будут люди, которые смотрят только на технику исполнения — главный их вопрос «как»,
в то время как других, более любознательных, интересует «почему».
Лично для меня вдохновляющая идея всегда значила больше чем другая информация.
Ман Рэй

Ман Рэй с раннего возраста проявлял высокий интерес к живописи. Поэтому, в 1908 году, после окончания школы решает стать художником. Ранние работы классика отличаются по форме и содержанию. Юный художник, в поисках себя пробует различные стили и направления, среди которых кубизм, футуризм, абстракция. Первым среди мастеров он начинает использовать в живописи распылитель краски, так называемый аэрограф. Все его творчество пропитано авангардизмом, который так присущ данным временам. Большое влияние на юношу оказали работы Альфреда Стиглица - тогда, одного из самых влиятельных деятелей искусства.

В 1915 году в Нью-Йорке была проведена первая персональная выставка художника, которая, в прочем, не принесла ему особой популярности и коммерческих достижений. Примерно в это же время Ман Рэй приобретает фотокамеру, главным образом затем, чтобы фотографировать свои творения. В будущем, именно его фотоработы принесут ему всемирную популярность. Сейчас же, под влиянием своих соратников Марселя Дюшана и Франсиса Пикабио, Ман Рэй с головой окунается в новое дадаистское движение.

В 1920 году Ман Рэй становится соавтором авангардного обозрения «Нью-Йорк Дада», мечтая сделать его периодическим. Однако мечте не суждено было сбыться по ряду финансовых и организационных причин. Раздосадованный таким поворотом событий художник переезжает в Париж.
После переезда он успешно участвует в различных выставках дадаистов, поддерживает тесные взаимоотношения со многими представителями европейского авангарда, достигает признания и уважения в области дадаизма и сюрреализма, круг его интересов расширяется. Среди них можно увидеть и живопись, и дада-объекты, и коллажи. Известнейшим дада-объектом Ман Рэя является произведение «Подарок», являющее собой утюг, к подошве которого приклеены четырнадцать медных гвоздей. Сложно представить, но, будучи настолько популярными и известными - коммерческим успехом работы автора не пользуются.

Тут в действие вступают его эксперименты в области фотографии. Оказалось - фотография способна дать столь необходимую автору финансовую независимость. Он фотографировал выставки и открытия, посетителей и работы мастеров, своих друзей и их близких. Начиная с малого, Ман Рэй быстро набирает обороты в этой области и вскоре становится одним из самых востребованных и дорогих фотографов в Париже. Все чаще в его работах появляются облики обнаженной натуры, и это навсегда останется одним из его любимых сюжетов, как в живописи, так и в фотографии. При этом, до конца своих дней Ман Рэй относится к фотографии, как к низшей форме искусства.

В 1922 году Ман Рєй открыл для себя метод создания фотографий изображений без использования фотокамеры. Произошло это случайно. Среди уже экспонированных листов каким-то образом оказался один чистый, неэкспонированный. Когда на еще мокрый лист попали посторонние предметы, и зажегся свет - на листе отобразились очертания этих предметов. Он называл их никак иначе - как «рейографами», и вкладывал в эти картины глубокие, и понятные лишь не многим значения.

Другим, немаловажным открытием фотографа был эффект соляризации, повторной экспозиции негатива. Снимки получались таинственными, а образы неповторимыми.
Знаменательным событием в жизни Ман Рэя стала встреча с известной певицей и моделью Кики де Монпарнас. Она была настолько популярной и влиятельной, что, став натурщицей, а по совместительству и любовницей автора, принесла ему немалую известность и уважение в глазах Парижан.
Коллажное изображение Кики под интригующем названием «Скрипка Энгра» было опубликовано в 1924 году, и очень быстро приобрело популярность во всем мире.
Но не стоит думать, что он фотографировал только Кики. Среди его натурщиц были и простые люди, и представительницы парижского бомонда.

В 1929 году у Ман Рэя появилась молодая и симпатичная помощница - Ли Миллер. Их сотрудничество и теплые романтические отношения длились три года, и были достаточно плодотворными для обоих. Поговаривают, что некоторые работы Ман Рэя начала 1930-х годов были сделаны именно ею. Но в 1932 году девушка предпочла отделиться, развивая свою собственную карьеру, и уехала в Нью-Йорк. Ман Рэй очень противился этому, но вскоре нашел себе новую ассистентку Беренис Эббот. Вместе с ней Ман Рэй открыл для широкой публики талант молодого французского фотографа Эжена Атже.

К глубокому сожалению Ман Рэя, из-за накаляющейся военной обстановки, в 1940 году ему пришлось, вернутся в Соединенные Штаты Америки, оставив в Париже все самое дорогое - дом, работу, друзей, новую молодую любовь Эди Фиделин и практически все свои творения.

Большим потрясением для него стала новость, что в Америке его знают только как великого фотографа. Разочарованный этим Ман Рэй зарекается брать в руки фотокамеру, и все последующие годы упрямо пишет картины, создает скульптуры и преподает живопись. Конечно, все это практически не приносит никаких доходов. Живет он благодаря собранному во Франции капиталу. Все отношение Ман Рэя к фотографии укладывается в как-то брошенную им фразу: «Создавать это божественный удел, копировать - человеческий».

Женился автор в 1946 году на танцовщице и фотомодели Джульетт Браунер. Вскоре у них появилась маленькая дочь - Анна. И как только у семьи появилась возможность, а именно в1951 году, они возвращаются в Париж. Там он упрямо продолжает бойкотировать любую фотодеятельность, не берет участия в фотовыставках, занимается живописью и скульптурой. Но, даже не смотря на это, его репутация как фотографа по-прежнему растет.

Новый этап в значимости фотографии в жизни Ман Рэя начинается в 1961 году, когда он получает золотую медаль на Венецианском Фотобиеннале. Вскоре, проходит персональная выставка автора в Париже, а в 1966 году - в Лос-Анджелесе. Сейчас выставки Ман Рэя регулярно проводятся по всему миру. Организовываются они Фондом Мана Рэя, который учредила жена, после его смерти. Фонд владеет авторскими правами на большинство его произведений.

Умер великий творец, художник и фотограф в Париже, в стенах родной студии в 1976 году. Ему тогда было не много, не мало - 86 лет. Похоронен на Кладбище Монпарнас. «Беспристрастный, но не равнодушный» - так гласит эпитафия, высеченная на его могиле.