Психология

Маркетинговый план компании "McDonald's". Тип концепции маркетинга компании McDonalds

McDonald’s - это феномен. Сеть быстрого питания, являющуюся бабушкой всего фаст-фуда, миллионы людей ругают и склоняют на все лады за нездоровую пищу и вечную толкотню. У вас есть возможность узнать 9 секретов этого заведения, которые обеспечивают ему беспрекословный успех.

1) Мимо не пройдете

Во многом дело в местах, в которых расположены «маки». Проведенные компанией исследования показали, что 70% решений о посещении McDonald’s принимается спонтанно, поэтому строят рестораны в местах, где вероятность такого решения максимальна. Там, где много праздношатающихся людей, на перекрестках крупных дорог по пути из центра в спальные районы, рядом с крупными вузами.

2) Антикастинг

Вы никогда не обращали внимание на то, что в макдоналдсах трудно встретить симпатичную сотрудницу? Все девушки одеты в бесформеную униформу, не только не подчеркивающую достоинства фигуры, но и изрядно ее уродующую? Это принципиальная политика компании. Более того, девушкам не разрешают делать заметный макияж, носить украшения, пользоваться духами, отращивать и красить ногти.

До 70-х годов прошлого столетия в McDonald’s работали только мужчины, но феминистки добились работы на равных правах, и управляющих сетью фаст-фуда обязали брать и женщин тоже. Это требование сильно опечалило руководство - все их усилия по выстраиванию стандартов и конвейерности могли пойти прахом, парни же непременно будут отвлекаться на девушек и даже заводить на работе интрижки и отношения. Пришлось искать соломоново решение: не нанимать красавиц, а всех прочих одеть в мужскую форму. Носить юбкy разрешается только девушкам, дослужившимся до старшего менеджера.

Через некоторое время, когда посетители уже привыкли к сотрудницам-женщинам, руководство начало замечать, что в ресторанах появилось больше семей, и женщины в этих семьях были очень довольны, что мужья не пялятся на симпатичных официанток, как это бывает в других местах. Неожиданно обретенный бонус в виде лояльности женщин стал веским доводом для сохранения традиции скрывания женской красоты.

3) Полюби ее ребенка, и женщина полюбит тебя

В McDonald’s давно поняли, что не взрослые приводят к ним своих детей, а дети приводят взрослых. Ребенку трудно отказать, тем более сейчас, когда родители очень заняты и от этого терзаются чувством вины по отношению к «брошенным детям». В Макдональдсах система привлечения через детей продумана детально: детские игровые площадки, проведение дней рождения по очень гуманной цене, раздача маленьких бонусов малышам, стоящим в очереди вместе с мамами, повышенное внимание и терпимость со стороны персонала. Все перечисленное направлено и на ребенка, и на его мать - в McDonald’s очень хорошо знают закон «если хочешь, чтобы тебя полюбила женщина, полюби ее ребенка». Апофеозом привлекательности для детей является знаменитый Хэппи Мил, в который помимо обычного бургера, картошки и напитка добавляется небольшая игрушка. И все это упаковывается в яркую коробку, а дети безумно любят, когда у них есть своя персональная еда из своей персональной коробочки. Игрушки чаще всего выпускаются сериями, и если серия пришлась ребенку по нраву, то не исключено, что придется купить ее всю, а значит 8 раз сходить в Макдональдс. Веселый клоун Роналд Макдоналд - почти самый узнаваемый из всех вымышленных персонажей среди детей. По популярности уступает только Санта-Клаусу. Клоун встречает на входе в рестораны, снимается в рекламе, навещает больных детей в клиниках. А августе 2003 года Роналд Макдоналд был официально провозглашен Руководителем радости (Chief Happiness Officer«) корпорации McDonald’s.

4) По умолчанию больше

В стандартах компании четко прописано, что если посетитель не озвучил размер порции картошки, напитка, мороженого или наггетсов при заказе, то ему по умолчанию «пробивается» самая большая. Во-первых, так экономится время - заказ должен быть принят за 60 секунд, а если кассир начинает распрашивать, то очередь станет еще больше и занервничает. А во-вторых, так McDonald’s делает больше денег. Посетителю в большинстве случаев предложат взять еще что-нибудь - на корпоративном языке это называется «подсказка». В подсказку обычно входят десерты или сэндвич, время жизни которого на «бине», специальной подогреваемой стойке, подходит к концу. В McDonald’s персонал никогда не использует частицу «не» при общении на кассе - там опасаются самой возможности лингвистического программирования на отрицание. Поэтому в России самая распространенная формулировка «Попробуете?», также встречаются варианты «Будете?» или «Возьмете?». Употребление холодных напитков во время еды повышает аппетит. Поэтому прохладительные напитки (кола, сок) подаются со льдом, а горячие напитки (чай, кофе) стоят довольно дорого.

5) Не засиживаемся

Если посетители будут задерживаться надолго, то тогда не хватит места новым посетителям и в кассах будет меньше денег. Поэтому McDonald’s прилагает массу усилий, чтобы вы не засиживались, а быстренько насытились и ушли, освободив столы.

6) Аромамаркетинг и секреты вкуса

За вкус бургеров и картофеля из макдоналдс, а также дразнящий запах еды, на километр разливающийся вокруг любого ресторана McDonald’s, отвечают искусственные и идентичные натуральным ароматизаторы и усилители вкуса. Дело в том, что все продукты поступают в точки продаж McDonald’s уже готовыми и порезанными (даже соленые огурцы), а картофель и котлеты - предварительно замороженными. Во время обработки продуктов (консервации и заморозки) вкус естественной еды убивается, и без пищевых добавок уже никак не обойтись.

7) Дело привычки

Люди любят привычное, и они твердо знают, что сегодня, завтра и через пять лет вкус Биг Мака будет одинаковым в любом ресторане сети, он не менялся с самого появления сэндвича в 1967 году. Поэтому и заходят в «мак», чтобы ощутить хорошо знакомый вкус. Но люди любят и новое - эпизодически в Макдональдсах появляются новые предложения в меню. При этом неожиданностей не бывает - вкусно и качественно. И то, что во время еды вокруг носятся сотрудники с тряпками и швабрами, тоже вызывает подсознательное доверие - «там все время моют, там чисто, а значит сюрпризов в виде отравлений и неожиданных находок быть не должно». А также это быстро и недорого.

8) Библия McDonald’s

Еще в 1958 году в Макдональдсах появилась первая инструкция, в которой во всех подробностях описывались любые действия сотрудника ресторана: от времени и температуры обжарки котлет до способов общения с посетителем. Тогда в «библии McDonald’s» было 75 страниц. Теперь - 750. И в ней прописан каждый шаг не только персонала, но и нас с вами. ККЧД и ККК - это два главных принципа работы всех макдоналдсов. Новички их записывают и заучивают наизусть, хором повторяя вслух, как молитву. За аббревиатурой ККЧД скрываются слова «культура, качество, чистота, доступность». За ККК соответственно «контакт, коопеpация, кооpдинация». Собственно, на этом и зиждется привлекательность макдональдсов для общественности, пусть даже и подсознательная. Посетителям всегда улыбаются, никогда не хамят и говорят хоть и стандартные, но все равно приятные слова. Многие люди, например, специально стараются дать кассиру необходимую сумму, чтобы услышать в ответ «Спасибо, что без сдачи». Эту простенькую формулировку уже переняли прочие фаст-фуд сети и даже магазины, не имеющие никакого отношения к еде.

В любом случае стоит признать, что как бы мы ни ругали вредную конвейерную еду из Штатов, есть ее не перестают и вряд ли когда-нибудь перестанут.

Почти каждый человек бывал в «Макдональдсе». Эта сеть быстрого питания самая известная в мире и ассоциируется с другими символами американской экономики, такими как «Форд», «Дисней», «Кока-кола» или «Боинг». Более того, она стала одним из олицетворений западного образа жизни. В экономике даже принят «индекс Биг-мака» как показатель платежеспособности населения. «Макдональдс» это франшиза, а это означает, что каждая закусочная юридически принадлежит какому-то конкретному хозяину, но правила, установленные когда-то, действуют в обязательном порядке в любой из них и соблюдаются неукоснительно, и они настолько продуманы, что обеспечивают рыночное доминирование.

Некоторые установки очевидны и поддаются объективному анализу, другие же не афишируются или вообще хранятся в секрете. Еда, предлагаемая в закусочных «Макдональдс», может кому-то не нравиться, критиковаться за излишнюю калорийность или вредность, но модель ведения бизнеса, безусловно, заслуживает внимания, хотя бы потому, что очень удачна. Практически любое кафе быстрого обслуживания в той или иной мере заимствует технологии этой марки общепита, но повторить успех пока никому не удалось. В этой статье нет рекламы, есть только перечисление маркетинговых приёмов и их обоснование.

Итак, благодаря чему известнейший в мире фастфуд занял лидирующие позиции?

Удачное расположение

При выборе места для очередной закусочной будущие хозяева заведения и консультанты по франчайзингу (их, скорее, можно назвать диктаторами, чем советчиками) придерживаются главного принципа, состоящего в многолюдности. McDonald’s никогда не находится в уютном тихом уголке города, вокруг него всегда полно народу, а рядом или вокзал, или крупный университет, или просто спальный густозаселённый район.

Предусмотрены также условия для «Макдрайва», то есть возможности купить еду и напитки, не выходя из автомобиля, для чего обязательна близость дороги. Если место не соответствует этим критериям, держатель франшизы не даст своего согласия на продажу права работать под своей маркой. Должно быть так, чтобы не обойти и не объехать.

Персонал

Практически во всех заведениях, предлагающих поесть, администрация заинтересована в том, чтобы посетителей обслуживали симпатичные девушки или ребята. «Макдональдс» сломал это правило и ввёл своё. В кафе франшизы считается нормой некая умышленная аккуратная невзрачность. Клиент не должен засматриваться на обслуживающий персонал.

Вообще, примерно два десятилетия существования марки, до семидесятых годов в этих кафе на работу брали только парней, чтобы исключить «служебные романы» и прочие отвлекающие факторы, но феминистки добились равноправия и преодолели гендерную дискриминацию. Тогда руководство, подумав, приняло решение: девушек брать, но… Прямого указания о приёме только невзрачных, конечно, скорее всего, нет, однако и вполне милую внешность можно «замаскировать» под мешковатой асексуальной униформой, приятное личико прикрыть козырьком бейсболки, и никаких украшений, маникюров и всего, чем представительницы прекрасного пола пользуются для придания себе особого очарования. Ход удачный. Матери семейств охотно ходят в «Макдональдсы» и уверены, что мужья будут смотреть только на них, а не на каких-то юных официанток.

Ориентация на потребителя

Дети за себя не платят, а потому покупателями не считаются, зато родители знают, что их чадам в «Макдональдсе» очень нравится, и это соображение существенно расширяет посещаемость. Взрослый человек может себе в чём-то отказать, но своему ребенку… Здесь для детворы целый аттракцион, включающий игровую площадку на свежем воздухе, клоуна Рональда Макдональда в виде манекена или живого артиста, и многое другое. Малышам раздают шарики с логотипом, в меню есть «Хеппи Мил» с игрушками и день рожденья можно детский заказать. Персонал обучен обращению с подрастающим поколением. Отличный маркетинговый ход. Потребитель бывает главнее покупателя.

Приёмы продаж

Любые действия и даже жесты персонала и кассиров регламентированы правилами, действующими неотвратимее армейского устава. На приём заказа выделяется не более одной минуты, и это не только знает работник закусочной, но и чувствует посетитель. Пространные беседы исключены, а любая недосказанность трактуется в пользу увеличения порции. Если клиент говорит «картошка», но не добавляет «маленькая» или «средняя», то он получает большую. И с напитками то же самое. Кассир по ходу обслуживание лаконично предлагает какие-то продукты, но и эти слова подчинены рациональной цели: к примеру, дабл-чизбургеров получилось слишком много, и они скоро остынут, а разогревать нельзя, их желательно продать. Скидок и других акций, кстати, в «Макдональдсе» не бывает: они означали бы наличие блюд «второй свежести», а посетителю даже мысль такая в голову не должна приходить.

Напитки

Кофе и чай в «Макдональдсах» на вкус посредственные и стоят довольно дорого. Ценовая политика не стимулирует их потребление, и это объясняется тем, что они перебивают аппетит. А вот продукция «Кока-колы», с которой франшиза плотно сотрудничает, наоборот, предлагается активно и с большим количеством льда. И апельсиновый сок тоже подаётся холодным. Физиологи утверждают, что с такими напитками съесть можно намного больше, да и быстрее тоже. Наука!

Поели? До свидания!

Вообще-то McDonald’s позиционирует себя как сеть семейных ресторанов, но по факту эти заведения, скорее, похожи на закусочные быстрого обслуживания, чем они, собственно, и являются. Условия для долгого сидения отсутствуют напрочь, и это не свидетельствует об отсутствии заботы о посетителях, а демонстрирует продуманность маркетинговой политики. Более получаса находиться в многолюдном и довольно шумном помещении с пакетиком фри способны только молодые люди, привлечённые бесплатным Wi-Fi. Нормальное поведение предполагает, что посетитель, поев за пластиковым столиком, встанет со своего жёсткого стульчика и уйдёт, освободив место. Есть и относительно мягкие диванчики, но они тоже не очень удобны. Цель - циркуляция клиентского потока.

Запах

Так это или нет, но предположения об искусственном аромате, распыляемом вблизи закусочных McDonalds, неоднократно озвучивались. Когда человек вдыхает этот запах впервые, то обычно восторга особого не испытывает, но потом привыкает, а позже возникает ассоциативная связь, и всё, дело сделано. «Макдональдс» клиенты находят посредством обоняния. Отдушка ощущается во вкусе всего ассортимента меню. Она людям нравится, особенно детям. Что это за вещество - неизвестно. Возможно, это какая-то большая тайна. По крайней мере, внятных объяснений со стороны администрации закусочных никогда не звучало, хотя вопросы по этому поводу наверняка были.

Консервативность и традиционность

Меню закусочных расширялось, но революционных преобразований и кардинальных изменений никогда не наблюдалось. Считается, что «Биг-мак» имеет тот же вкус, что и полвека назад, и он такой же, как в любой точке планеты, где только есть «Макдональдс». Появились салаты из свежих овощей, но они только дополнили, но никак не заменили прежние позиции. Исчезли хот-доги, но в этом виновно ухудшение качества сосисок практически во всех странах, где применяются «прогрессивные технологии».

Есть специфика в меню закусочных, открытых в азиатских странах: там присутствуют очень острые блюда, но «Биг-маку» они не помеха. Иногда проводятся тематические кампании неких «национальных кухонь» (итальянской, кавказской, украинской и ещё какой-то), но неповторимый привкус ощущается неизменно. По крайней мере, посетитель всегда знает, что он получит за свои деньги.

Правила McDonalds

Известно, что с 1958 года, то есть с момента регистрации марки, существует документ, регламентирующий все принципы работы предприятий, работающих под маркой McDonald’s. Этот свод включает в себя всё, от рецептур и технологических нормативов до правил поведения персонала, и считается законом для всех сотрудников. Основополагающие постулаты заучиваются вновь принятыми работниками, но полное содержание восьмисотстраничного фолианта известно не всем, а только руководителям компании. В двух аббревиатурах: ККЧД (качество, культура, чистота, доступность) и ККК (контакт, координация, кооперация) сформулированы принципы работы франшизы. На этом всё и держится.

» рассказывает об опыте работы в отрасли репутационного маркетинга от коллег Макдональдс и международной пиццерии.

В закладки

Рассказывает: - «Несколько человек мониторят круглосуточно социальные сети и актуальные для компании ресурсы в регионе. Как только возникают спорные и нежелательные ситуации начинают действовать моментально, если ситуация решается на этапе общения и предоставления бонусов недовольному клиенту, то можно сказать, что все обошлось. Если автор отказывается решать вопрос, смотрят на уровень ситуации и возможное развитие событий, думают через какой срок возвращаться к вопросу и пробовать устранить негатив на данном ресурсе. В один день начались проблемы с качеством основного блюда в одном из ресторанов, люди жаловались, кто в инстаграме, кто в ВК. Каждому отвечали и пытались решить вопрос сразу.

В наших ресторанах есть всем известная традиция - если заставили долго ждать заказ, то в зависимости от региона и управляющего есть возможность получить как бонусный блюдо (пирожок, чизбургер, напиток) так и карточку на похожий бонус на следующий заказ. На макдрайве больше минуты не выносят заказ? Бесплатный напиток сразу, правда работает не везде, зависит также от управляющего.

Эти мелочи ни стоят компании ничего, а при этом заставляют клиента возвращаться без воспоминаний с осадком и снова пользоваться их услугами.

Сейчас работаю в заведении у своего родственника. Семейный бизнес, сами понимаете, передаю опыт. Конечно такого формата как в Макдональдс самостоятельные заведения не требуют, но, чтобы показать себя с выгодной стороны потенциальным клиентам, выделили для себя несколько площадок, где иногда просим оставлять отзывы гостей или, если запускаем по забывчивости, обращаемся к специалистам. Из отзывов так же можно понять, что следует переработать или улучшить. Обычно говорят о таких вещах, которые либо стесняются или не хотят сказать в лицо администратору или на типичный вопрос официанта «Все ли вам понравилось?» »

Олег отказался упоминать свой город и должность, работает в международном бренде пиццерий. Говорит, ситуация такая, что наша компания дорожит своей репутацией на заявленные обещания о сроках доставки, 40 минут это наш эталон. Специальные отделы мониторят все упоминания. О пицце все таки любят поговорить:)

Стандартная практика - пицца уже остыла, очень редкие случаи - ошибка в заказе или не тот продукт. Решение одно, бонусы на личный счет клиента или скидка на следующий заказ. Такого клиента добавляют в базу и следующий заказ отображается как приоритетный. За отслеживанием рейтингов заведений тоже следят, основная задача быть выше остальных конкурентов в рейтинге популярных площадок города.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Маркетинговая деятельность предприятия на примере ООО "Lunettes-оптика". Внутренние и внешние потребители, сегментация рынка, анализ сильных и слабых сторон. Изучение товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной политики. SWOT-анализ и план маркетинга.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2011

    Состояние рынка мебели и конкуренции на нем. Анализ хозяйственной деятельности, товарной, ценовой и сбытовой политики предприятия, его сильных и слабых сторон. Разработка стратегии маркетинга и совершенствования системы маркетинговых исследований.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2014

    Общая информация и определение сильных и слабых сторон предприятия ОАО "Псковский хлебокомбинат". Оценка условий конкуренции и рыночной силы поставщиков. Swot-анализ деятельности комбината. Разработка товарной, ценовой и сбытовой стратегии маркетинга.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Определение миссии и цели предприятия. Анализ его слабых и сильных сторон, товарной, ценовой и дистрибуционной политики, конкурентных преимуществ и недостатков, целевого сегмента рынка. Оценка качества и конкурентоспособности продукции и спроса на нее.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2014

    Цель, миссия, организационная структура организации, её внутренние и внешние потребители и поставщики, сегментация рынка. Исследование товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики. Анализ конкурентного окружения. Разработка плана маркетинга.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Проведение анализа сильных и слабых сторон туристической фирмы "Телепорт", выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке. Оценка эффективности ценовой и товарной политики фирмы с целью разработки маркетингового плана развития предприятия.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

    Анализ организации работы маркетинговой службы. Товарная политика ГОЛХУ "Осиповичский опытный лесхоз". Характеристика бизнес–областей, анализ конкурентоспособности продукции. Ценовая и сбытовая политика предприятия. Анализ сильных и слабых сторон фирмы.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2011

Кто не бывал в Макдональдс? Я думаю, что таких людей не очень много. А если даже и есть, то они обязательно слышали об этом ресторане быстрого обслуживание. Что же такого уникального в этом ресторане, и на каких принципах была построена эта система?
Компания Макдональдс была основана в 1940 году братьями Диком и Маком Макдоналдами в Калифорнии. В 1948 году эти два брата и сформулировали концепции, которые дали толчок для того, чтобы в будущем компания стала ведущей в сфере быстрого питания.
На каких же принципах построена бизнес-система Макдональдс ?
1) Качество

Первый принцип Макдональдс , который был взят за основу- это качество. Качество не только еды. Но и всего, что имеет отношение к ресторану. Вряд ли у кого-то есть нарекания по поводу качества еды. Еда всегда вкусная и свежая. Существует миф, что питаться в Макдональдс очень вредно. Но это правда лишь от части, и отношение к качеству предлагаемой продукции это не имеет. Разумеется, что если постоянно питаться в Макдональдс- не похудеешь. Т.к. большинство продуктов являются высококалорийными. Кухня в Макдональдс — по сути дела открыта на показ всем посетителям. За качеством приготовления еды пристально следят главные менеджеры ресторана. Например, когда член бригады(так называют работника Макдональдс) готовит картофель-фри, он обязательно должен выставлять специальные таймера, которые отсчитывают, сколько времени картофель пролежал не купленным. Если его не покупают в течение 5 минут, то он должен быть списан. Если вы думаете, что списанный картофель пополняет чей-то желудок, то вы очень ошибаетесь. За этим очень строго следят. И такой принцип идет на абсолютно любой продукт. Хочу заметить, что продукты редко залеживаются до критического срока.

2)Культура
Культура- это второй принцип Макдональдс (не по важности разумеется, а по списку). В Макдональдс существует правило, что посетитель всегда прав. И если, например, он уронил мороженое на пол, столкнувшись с другим посетителем, то ему никогда не откажут совершенно бесплатно заменить данный продукт. Они еще и извинения принесут за доставленные неудобства. Мол это по их вине создался затор из посетителей, который они не успели обслужить. Абсолютно любой член бригады будет вежливо отвечать на все вопросы, требования и просьбы посетителя. Если вопрос посетителя не входит в компетенцию члена бригады, то он обязательно позовет на помощь старшего менеджера или директора, который, обязательно, будет стараться решить вопрос посетителя в его пользу. Нечего сказать- культура на очень высоком уровне.

3)Чистота

Вы видели когда нибудь, чтобы в ресторане было грязно? Даже в самый час пик ребята из бригады успевают и убрать пол, и убрать за некультурными посетителями, которые не убрали за собой подносы. Если вы заметите, что где-то грязно, то вы можете сообщить это менеджеру, который обязательно присутствует на месте. Ответственный за уборку получит строгий выговор.

4)Доброжелательность

Четвертый принцип схож со вторым. Но здесь речь идет больше о том, что вам всегда рады. Посетитель- это почетный гость.А почетных гостей и обслуживают соответственно.

Все принципы тесно переплетаются между собой. Каждый из пунктов обязательно присутствует и развит на высоком уровне. И это не просто слова. Раз в определенный срок в Макдональдс приходит проверка. Только не в привычном значении этого слова. Приходит всего один человек под видом посетителя и проверяет на каком уровне развит каждый пункт. Все наблюдения он потом отражает в КЛМ (контрольном листе наблюдения). Измерения в нем идут в %. Лучший ресторан по итогам определенного периода получает солидную премию, которая делится в определенных пропорциях между высшим руководством и простыми членами бригады. Чтобы получить звание лучшего ресторана нужно очень постараться. Требования достаточно высоки. Все члены бригады должны работать словно одна команда. Если кто-то плохо работает- то это сразу же будет отражено на одном из четырех критериев.

Вот на этих принципах выросла корпорация Макдональдс, ведущая в мире в сфере общественного питания.