Семья и Дети

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом…

Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого писателя, без вариантов! А отдельно сообщу, что на материале этого романа можно раскрыть , так что те, кто прочитал, можете танцевать польку-бабочку: наполовину вы готовы.

Итак, направление «Дом» в толстовском романе представлен как «мысль семейная», для Толстого очень важная и любимая. Он и сам пытался создать семью, в которой было бы все так, как представлял он себе идеальный дом.

Тема может формулироваться так: «Каково значение дома и семьи в жизни человека?», «какими смыслами наполнено понятие «Дом»?»

Материалы к сочинению

«Мысль семейная» у Толстого раскрывается в описании семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких.

Вступление

Л.Н. Толстой в гениальном романе «Война и мир» поднимает множество проблем, связанных и с жизнью человека, и с жизнью народа. В этом главном своем произведении писатель рассказал о своем понимании очень многих вещей: о роли человека и народа в истории, о истинном и ложном в жизни человека, о духовных исканиях. Одной из самых важных для автора является проблема семьи и дома, которую сам Толстой назвал «мыслью семейной». Чем для человека является дом? Что скрепляет семью и родных людей? Эти вопросы становятся главными для писателя.

Основная часть

Дом, семья для человека, по Толстому, это символ человеческой жизни, отражение общества. Это обычная жизнь людей с событиями великими и малыми, череда радостей и печалей. Характер, склад, личность человека определяются семьей и домом. (Это тезис).

Аргументы

В романе подробно показана жизнь трех семей: Болконских, Ростовых, Курагиных.


Мы видим, что Болконские и Ростовы – это два типа гармонично объединенных в семью людей, где отношения основаны на любви, понимании и ответственности. Это и есть настоящий дом, по Толстому.


Заключение

Семьи в романе «Война и мир»

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» перед читателем разворачивается хроника участия России в военных действиях 1805 года в Австрии и войны 1812 года. Но это не просто перечисление хронологии событий, Толстой рассказывает о войне с точки зрения изменений, происходящих в жизни людей.

В основном это дворянские семьи, чьи сыновья принимали участие в этих войнах. Цели их участия в военных действиях были у каждого свои, и проявлялись они в соответствии с тем, какие семьи их взрастили и воспитали. Семьи были разные, и характеристики семей в романе «Война и мир» помогают понять смысл многих поступков героев романа.

Через весь роман проходит жизнь двух основных семей: Ростовых и Болконских. Но, глубокое понимание и осознание поступков и действий членов этих семей было бы невозможно, если бы не другие герои романа:

  • Пьер Безухов с родственницами, ухаживающими за его умирающим отцом;
  • Семья Друбецких (мать Анна Михайловна и сын Борис);
  • Семейство Курагиных (князь Василий, его сыновья Ипполит и Анатоль, дочь Элен);
  • Семья Долоховых: Федор и его мать.

Эти семьи – как воплощение разных нравственных ориентиров и настроений, проявлявшихся в обществе того времени.

Приводя описание семей в романе «Война и мир», Лев Николаевич Толстой, наводит читателя на размышления о роли семьи в жизни каждого человека. Во всех ситуациях, описанных в романе, действия каждого персонажа связаны с наследственными особенностями не только внешности, но и черт характера, присущих конкретному семейству.

Семья Ростовых

Впервые читатель встречает семью Ростовых, занятой подготовкой к приему гостей. С первых же строк перед читателем предстает большая дружная семья, где все любят друг друга и окружающих. Они открыты и эмоциональны, когда им грустно – они плачут, когда весело – смеются, не всегда задумываясь над тем, какое впечатление они производят на окружающих.

Все дети этого доброго семейства, выросшие в любви и уважении со стороны родителей, ожидают, что и окружающие будут относиться к ним так же. Честные и прямые, они редко скрывают свое отношение к происходящему.

Семья Болконских

Семейство же Болконских – совсем другое. Суровый воин, старый князь Николай во всем следует определенному распорядку, и требует этого от своих близких. Эмоции по его понятию показывать нельзя, это проявление слабости. Такие же сдержанные в проявлении своих чувств и его дети – Андрей и Мария.

Безуховы

Старый граф Кирилл Безухов умирает в самом начале повествования, оставляя своему незаконнорожденному сыну графский титул и состояние.
Пьер Безухов, на первый взгляд одиночкой стоящий в стороне от семейных кланов, на самом деле тоже член семьи графа Безухова.

Хоть Пьер и незаконный, но любимый сын старого умирающего графа, бывшего красавца и любимца женщин. Благородство графского рода постепенно проявляется в характере Пьера. Если в начале романа мы видим молодого гуляку-парня, то в конце это серьезный и думающий мужчина.

Друбецкие

Семейство Друбецких, вдову Анну Михайловну и ее сына Бориса можно охарактеризовать, как людей, во всем ищущих и находящих свою выгоду. Анна Михайловна ради любви к единственному сыну готова пойти на унижения не только перед князем Курагиным, но и перед кем угодно. Борис, с кажущейся снисходительностью наблюдающий за действиями матери, на самом деле тоже просчитывает каждый свой шаг, и практически ничего не делает без выгоды для себя.

Курагины

В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

Долоховы

Федор, бесшабашный и мстительный офицер и безоглядно любящая и боготворящая его мать, хоть и появляются на страницах романа всего несколько раз, играют серьезную роль в судьбах основных героев.

Заключение

Описание событий, происходящих в семьях героев романа, характеристика семей, данная автором, все это, по сути, показывает истоки патриотизма российской армии, причины ее побед и поражений в войне.

Метаморфозы, происходящие с героями романа по ходу повествования, дают четкое представление того, что происходит в душах и умах людей, живущих в России в тот период.

Тест по произведению

Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души, и в то же время в «Войне и мире» введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому в системе всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, - это Болконские, Ростовы и Курагины.

В то же время Болконские и Ростовы - это не просто семьи, это целые жизненные уклады, уклады, основанные на русских национальных традициях. Наверное, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых - благородно-наивной семьи, жйвущей чувствами и импульсными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и сердечность, и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.

Доброта.и беззаботность семьи Ростовых распространяются не только на ее членов; даже посторонний для них человек, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный естественностью и жизнерадостностью Наташи Ростовой, стремится изменить свою жизнь. И, наверное, самым ярким и наиболее характерным представителем ростовской породы является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности и некоторой поверхностности - суть семьи.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с представителями другой дворянской семьи в романе - с Болконскими. Но у этой породы основные качества противоположны ростовским. Все подчинено разуму, чести и долгу. Именно эти принципы, вероятно, и не могут принять и понять чувственные Росто-вы.

Чувство фамильного превосходства и собственно достоинства ярко выражены в Марье - ведь и она, более, чем все Болконские, склонная скрывать свои чувства, считала брак брата и Наташи Ростовой неподходящим.

Но наряду с этим нельзя не отметить и роль долга перед Отечеством в жизни этой семьи - защита интересов государства для них выше даже личного счастья. Андрей Болконский уезжает в то время, когда жена должна родить; старый князь в порыве патриотизма, забыв о своей дочери, рвется на защиту Отчизны.

И в то же время необходимо сказать, что в отношениях Болконских присутствует, пусть глубоко скрываемая, любовь естественная и искренняя, скрытая под маской холодности и высокомерия.

Прямые, гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение двух этих родов, в представлении Толстого, возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей (брак между Николаем Ростовым и княжной Марьей), поэтому встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Мытищах служит не для того, чтобы соединить и исправить их отношения, а чтобы восполнить и прояснить их. Именно в этом и кроется причина торжественности и пафосности их отношений в последние дни жизни Андрея Болконского.

Совсем не похожа на эти две семьи низкая, «подлая» порода Ку-рагиных; их даже с трудом можно назвать семьей: никакой любви между ними нет, есть лишь зависть матери к своей дочери, презрение князя Василия к своим сыновьям: «спокойному дураку» Ипполиту и «беспокойному дураку» Анатолю. Их близость - круговая порука эгоистичных людей, их появление, нередко в романтическом ореоле, вызывает кризисы в остальных семьях.

Анатоль, символ свободы для Наташи, свободу,QT ограничений патриархального мира и в то же время от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого...

В этой «породе», в отличие от Ростовых и Болконских, нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.

Но эта семья интриганов-наполеонов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен - запутавшись в них, она умирает.

Но к концу романа появляются новые семьи, воплотившие в себе наилучшие черты обоих родов, - гордость Николая Ростова уступает место нуждам семьи и крепнущему чувству, а Наташа Ростова и Пьер Безухое создают тот домашний уют, ту атмосферу, которые они оба искали.

Николай и княжна Марья, вероятно, будут счастливы - ведь они именно те представители семей Болконских и Ростовых, которые способны найти что-то общее; «лед и пламень», князь Андрей и Наташа, были неспособны связать свои жизни - ведь, даже любя, они не могли до конца понять друг друга.

Интересно добавить, что условием для соединения Николая Ростова и намного более глубокой Марьи Болконской стало отсутствие отношений между Андреем Болконским и Наташей Ростовой, поэтому эта любовная линия активизируется лишь в конце эпопеи.

Но, несмотря на всю внешнюю завершенность романа, можно отметить и такую композиционную особенность, как открытость финала - ведь не случайна последняя сцена, сцена с Николенькой, вобравшим в себя все лучшее и самое чистое, что было у Болконских, у Ростовых и Безухова.

Он - будущее...

62. ИЗОБРАЖЕНИЕ СЕМЕЙ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (I вариант)

В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья - это простейшая форма единения людей. В романе изображены истории семейств Болконских, Ростовых, Кураги-ных, а в эпилоге также семейства Безуховых и «новой» семьи Ростовых.

«Война и мир» здесь видится не только историческим и философским, но и семейным романом.

Семьи Болконских и Ростовых противопоставляются семье Ку-рагиных, но Болконские и Ростовы отнюдь не идентичны. Они воплощают философскую антитезу простоты (Ростовы) и сложности (Болконские). Курагины же олицетворяют собой агрессию, низменные стремления человека. У каждой семьи своя аура, свой дух, свой внутренний мир.

Болконские и Ростовы живут и существуют по законам человечества, у них есть свои духовные потребности. У членов этих семейств присутствует внутренний монолог, отсутствующий у Кура-гиных. Курагины не созидают, они лишь рушат то, к чему прикасаются. Пьер Безухое говорит о них: «Подлая порода». В изображении семей Болконских и Ростовых Толстой демонстрирует их внутреннюю, каждодневную жизнь. У Курагиных же отсутствует тема дома и семьи. Дом и семья не существуют для них как ценность.

В семействе Курагиных правят бал не чувства, не человечность, а корысть и расчет, присущие каждому члену этой семьи. Кураги-ны как бы не имеют внутреннего мира. Это подчеркнуто их портретами: они подробны, статичны и словно безжизненны. Эмоциональность, движение, динамичность портретов Ростовых и Болконских, наоборот, подчеркивает то, что они живые, что они живут не только телом, но и духом.

Жизнь Болконских более конфликтна, нежели жизнь Ростовых. Эмоциональное отношение к жизни у Ростовых построено на чувствах, на интуиции, на жизни сердца. А Болконские живут, больше подчиняясь разуму и логике, их жизнь - это жизнь ума. Внутри-семейные Отношения Ростовых просты. Здесь главенствует теплота и непосредственность, некоторый беспорядок и атмосфера всеобщей (за исключением Веры) влюбленности. Порядок, следование традициям и устоям, сдержанность (хотя и не всегда) - принцип жизни Болконских. Они воспринимают мир сквозь свою позицию, не отходя от нее. Их разум и интеллект - барьер перед жизнью. Даже религия для княжны Марьи не просто вера, а целое мировоззрение. Болконские словно боятся увидеть себя обычными, простыми. Поэтому они «прозревают», либо испытав что-то очень и очень сильное, либо перед смертью (князь Болконский).

Ростовы же, в противовес Болконским, обладают способностью непосредственно воспринимать мир (Паташа). Они естественны и просты. Дом Ростовых открывает двери перед множеством людей. У них воспитываются четверо своих детей (Вера, Николай, Наташа и Петя) и двое чужих (бедная родственница Соня и Борис Друбец-кой). Но чем беднее становятся Ростовы, тем явственнее проступают в графине, до этого доброй и щедрой женщине, черты, присущие больше Анне Михайловне Друбецкой: скупость, душевная черствость, стремление пожертвовать «чужими» для «своих».

Ростовы и Болконские могут быть некрасивы или излишне просты (Наташа, княжна Марья), а Курагины - красивы (лишь Ипполит - исключение), но Ростовы и Болконские олицетворяют два созидающих начала: мужское и женское, а Курагины - начало разрушающее, начало, истребляющее чувства.

Ростовы и Болконские, олицетворяющие два противоположных полюса, две энергии, удачно дополняют друг друга. Их взаимодействие и взаимодополнение происходит посредством женитьбы Николая на княжне Марье. Но идеальна (для автора) лишь одна семья - семья Безуховых. Она гармонична, ибо основа этой гармоничности - человеческая равноценность Наташи и Пьера. Они вступают в новую полосу жизни очищенными от наполеоновских идей. В семье Безуховых Пьер - глава, интеллектуальный центр. Наташа же - духовная опора семьи, ее основа, потому что рождение и воспитание детей, забота о муже для нее - ее жизнь. Наташа целиком отдается этому.

Семья Ростовых лишена гармонии. Графиня Марья умнее мужа, глубже его как личность. Николай осознает, что никогда не поймет ее, что духовная жизнь Марьи для него закрыта. Он занят хозяйством, крепко стоит на ногах. Он скромен и добр, но эти качества не компенсируют его неумение отвечать за свои поступки перед собственной совестью, не компенсируют его духовную бедность в сравнении с женой. Ростовы и Безуховы близки друг другу. Но они и не измеримо далеки. Пьер - - будущий декабрист, Николай - тот, кто окажется по другую сторону баррикад. Судьей в споре Ростова и Безухова о судьбе России автор выбирает мальчика - Николеньку Болконского. Он «любил дядю, но с чуть заметным оттенком презрения. Пьера же он обожал. Он не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер». Ребенок, имеющий возможность выбирать между двумя принципами, выбирает Пьера.

Толстой изобразил пять семей. Ростовы и Болконские разные, но они созидают и этим противопоставлены Курагиным, разрушающим. Семья Николая и Марьи - слияние ума и сердца, но негармонична: Марья духовно глубже Николая. Лишь семья Безуховых вполне хороша и, можно сказать, полна гармонии, устоем которой является полная духовная равноценность Пьера и Наташи.

63. ИЗОБРАЖЕНИЕ СЕМЕЙ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (II вариант)

Тема семьи так или иначе присутствует почти у каждого писателя. Особенное развитие она получает во второй половине XIX века. В это время семья является объектом споров, полемики, источником конфликтов главных героев, средством выражения идей автора.

Несмотря на то что в романе «Война и мир» ведущая роль отводится мысли народйой, семейная мысль также имеет свою динамику развития, поэтому «Война и мир» не только исторический, но и семейный роман. Для него характерна упорядоченность и хроника-льность повествования. История трех семейств (Болконских, Ростовых, Курагиных) отрывочно представлена в романе, при этом каждое из них имеет свой стержень и внутренний мир. Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедовал Толстой". В соответствии с его мировоззрением выстраивается четкая иерархия семейств в нисходящем порядке: Ростовы, Болконские, Курагины. Несмотря на то что Толстой эпизодично, мазками их описывает, у читателя создается довольно полная картина жизни трех семей. В этом играют роль мелкие детали в их изображении.

Ростовы, Болконские, Курагины занимают видное место в светском обществе, вернее, в светской жизни Москвы и Петербурга. Но все-таки Курагины выделяются на их фоне. Они постоянно принимают участие в интригах и закулисных играх (история с «мозаиковым портфелем» старика Безухова), завсегдатаи светских раутов и балов. Болконские и Ростовы редко появляются в обществе, но они на слуху у всех; известны как люди с большим приданым и со связями.

Курагиных объединяет аморальность (Толстой намекает на некие тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка втянуть Наташу в авантюру с побегом, зная, что она помолвлена), недалекость ума, расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.

Жизненные духовные потребности Болконских и Ростовых - сплоченность, любовь. Рисуя Курагиных, Толстой не дает нам точной их семейной картины, не показывает их всех вместе; непонятно, живут они вместе или нет.

При создании образов семей Толстой пользуется характерным для его творчества приемом: «срывание всех и всяческих масок». В основном он применяется в описании Курагиных. Например, в " сравнении Элен с Ипполитом: он «поражал необыкновенным сходством с сестрою-красавицею», но, несмотря на это, «лицо его было отуманено идиотизмом». При этом красота Элен сразу меркнет.

У Болконских и Ростовых видна динамика их развития, они движутся, совершенствуются. У них богатый, насыщенный и сложный внутренний монолог, глубокий духовный мир, в отличие от Курагиных, которые не обладают ни тем, ни другим. Они неподвижны, искусственны; их портреты подробны, но статичны. Символично сравнение их с неживым, холодным материалом (мраморные плечи Элен), Никто из Курагиных ни разу не показан на лоне природы, тогда как Наташа, Николай, Андрей часто присутствуют в пейзажных описаниях. Они часть природы; умеют ее чувствовать и понимать, пропускать через душу, переживать вместе с ней. Это приближает их к естественности, к простоте, которые, по мнению Толстого, были идеалами жизни человека.

Постоянное напоминание читателю о том, что Элен - красавица, Анатоль «необыкновенно хорош собой», наводит его на мысль, что на самом деле их красота не казалась писателю истинной красотою. Она больше похожа на внешний лоск, выхоленность, но за этим больше ничего не стоит.

Есть еще одна особенность, помогающая читателю понять, что форма жизни Курагиных противоречит Толстому, - отсутствие их в эпилоге. Легко заметить, что в заключении романа присутствуют герои, которые глубоко симпатичны Толстому. Они менялись, совершенствовались в результате исканий и ошибок. Курагины же процветают, но не меняются.

Значительную роль в романе играет точка зрения Толстого на искусственность и естественность. Представителями той или иной ее стороны являются Болконские и Ростовы.

В жизни Ростовых преобладает эмоциональное начало, чувство. Они умны «умом сердца», поэтому внутренние семейные отношения у них гораздо проще и легче, чем у Болконских. В их семье царит теплота, «атмосфера всеобщей влюбленности». Отношение к жизни складывается через чувственное восприятие мира, как и ребенка. Это легко уловимо на примере внутренних монологов Наташи: они сбивчивы, неуверенны, но вместе с тем идут из глубины души, с силой вырываются наружу. То, что она во многих случаях живет чувствами, подтверждается сценой на охоте: «Наташа... визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором».

В противоположность Ростовым Болконские «сложнее» их, поэтому жизнь в семье князя Андрея более наряженная, атмосфера конфликтная. У них больше развито интеллектуальное начало, воля, логика. Они умны «умом ума». В семье Болконских господствуют устои, порядки и законы, установленные старым князем, поэтому отношения между членами семейства сухие, сдержанные, переходящие иногда в холодность. Они мыслят так же упорядоченно и здраво рассуждают. Например, княжне Марье переписка заменяет дружбу. Она всецело вкладывает себя в текст. Затем у нее появляется дневник, который тоже предполагает изложение уже готовых, выстроенных мыслей, анализ. Поэтому Болконские - олицетворение сложного, искусственного - нуждаются в Ростовых как в составляющей части.

В романе все три семьи несут в себе определенную философскую нагрузку. Рисуя образы Болконских, Ростовых, Курагиных, Толстой решает для себя важные проблемы: ложная и истинная красота, добро и зло. Функция семейства Курагиных - внесение беспокойства, хаоса, тревоги в жизнь двух других семей. «Где вы - там разврат, зло», - говорит Пьер Элен в порыве гнева. Курагины представляют собой низменные материальные стороны жизни. Изображая Ростовых и Болконских, Толстой раскрывает с их помощью философские, эстетические и эпические аспекты своего мировоззрения.

64.«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (I вариант)

Семья. Человеческое общество началось с нее. С развитием цивилизации она не утратила своего значения. С нее начинает формироваться личность каждого из нас. Тема семьи может считаться одной из главных в мировой литературе.

Яркое воплощение она нашла в двух романах Льва Николаевича Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» это одна из основных тем. «Мысль семейная» легла в основу «Анны Карениной» - другого его романа. Любовь героини к Вронскому разрушает не только ее семью, но и ведет саму Анну Каренину к гибели.

В романе «Война и мир» Толстой показывает три различных семейных уклада, типичных для русского общества начала XIX века, и их судьбы на протяжении нескольких поколений.

Семья Ростовых впервые показана в день именин графини и Наташи. Этот семейный праздник не имеет ничего общего с вечером в гостиной Анны Павловны, где хозяйка «заводила равномерную, приличную разговорную машину». Для света семья Ростовых несколько странна и необычна. Граф для многих - «грязный медведь». Люди света часто не принимают и не понимают любви, дружбы и взаимопонимания, характерных для этой семьи. Эти качества Ростовых выгодно отличают их от остальных персонажей, показанных в романе. Но счастье пришло в семью Ростовых не сразу. Толстой показывает это на примере графини Веры, старшей дочери. «Графинюшка мудрила с Верой», - говорит о ней граф Ростов. Последствия этого эксперимента видны сразу: надменная и холодная Вера кажется чужой в этой дружной семье. Остальные Рос-товы совсем другие. Им присуще чувство патриотизма (Николай и Петя ушли на орну), сострадание. Они близки народу.

Пример другого жизненного уклада - семья Болконских. Их отличительная черта - гордость. Именно она мешает старому князю проявлять свои чувства. «С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен». Для него существуют «только две добродетели: деятельность и ум». В соответствии с этими убеждениями он и воспитал детей. 5 этой семье недостает той нежности и открытости, которая так украшает семью Ростовых.

Возможно, поэтому и князь Андрей, женившись без любви, относится к жене как к посторонней. «Женись стариком, никуда не годным», - говорит он Пьеру. Жена обременяет его. Но и после смерти маленькой княгини князь Андрей не обрел новой цели в жизни. Хотя встреча с Наташей в Отрадном дала ему надежду, начать все сначала ему так и не удалось. Такие люди, как отец и сын Болконские, не созданы для тихой семейной жизни. Их удел - великие дела. Поэтому семья Болконских не может, по мнению Толстого, назваться идеальной.

Третья ремья - Курагины. Они типичны для высшего общества: знатные, когда-то богатые, а теперь на грани разорения. Их семья не может быть счастливой: слишком много они отдают свету. Искренним, нежным чувствам нет места там, где идет охота за огромным наследством и богатыми невестами. И Ростовы, и Болконские едва не пострадали от тех людей.

Две семьи, чья жизнь показана в эпилоге романа, совсем иные. В молодой семье Ростовых удачно сочетаются любовь и понимание. Николай радуется тому, что Марья «со своей душой не только принадлежала ему, но и составляла часть его самого». Но одновременно он чувствовал, что он «ничтожество перед нею в мире духовном». Люди столь разные не могут создать крепкую семью.

Другая семья - Безуховы. Хотя окружающие считают, что Пьер «под башмаком своей жены», а Наташа опустилась и стала неряхой, их семья по-настоящему счастлива. Да, Наташа заставила Пьера подчиниться «с первых дней их супружества», это практически не стесняет его. Часто Наташа помогает ему понять самого себя. Отношение Толстого к этой семье передает и Николенька Волконский. Пьера и Наташу он любит всей душой, а Николая Ростова - с оттенком презрения.

Для Толстого «мысль семейная» - одна из важнейших. По его мнению, семья может быть создана и сохранена далеко не каждым. Для достижения семейного благополучия от его героев требуется не только их желание. Семейное счастье Толстой дает лишь самым достойным.

65.«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (II вариант)

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... <...> возможность делать добро людям.

Л. Н. Толстой

По жанру «Война и мир» - роман-эпопея. Масштабность замысла Толстого определила особенности сюжетвокюэдпозиционного строения. Условно в романе принято выделять три сюжетных плана - исторический, социально-философский и семейную хронику.

В «семейной» части романа автор описывает не крестьянские семьи, а дворянские. Он пишет о жизни таких семей, потому что дворянство не было обременено проблемами бедности и выживания и их больше волновали нравственные проблемы. Описывая жизнь таких героев, Толстой изучает историю сквозь призму судеб рядовых граждан страны, разделивших с народом общую долю. Автор обращается к прошлому для того, чтобы лучше понять и осмыслить настоящее.

Много схожих черт находим мы у любимых героев Толстого, прототипами которых были члены семьи самого писателя и Софьи Александровны Берс. Постоянная работа души объединяет Пьера, Паташу, Андрея, Марью, Николая, роднит их, делает взаимоотношения между ними дружественными, «семейными».

Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью - с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях.

Поэтому в центре романа два семейства: Ростовы и Болконские. Роман строится на сопоставлении жизни этих семей.

Наиболее близка Толстому семья Ростовых. Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Естественность, искренность, истинно русское радушие, бескорыстие отличают всех членов семьи.

Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины - святой долг материнства: «Графиня была женщина с восточным типом худого лица», детей у нее было 12 человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение.

После смерти Пети и мужа Толстой назовет ее старость «безнадежной, бессильной и бесцельной», заставит сначала духовно, а потом физически умереть («Она сделала уже свое дело жизни»).

Мать - синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединяют важные качества, заложенные в семье родителей: искренность и естественность, открытость и радушие.

Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение сопереживать, соучаствовать. И все это - на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «наполовину», они отдаются чувству, завладевшему их душой, всецело. Так, например, Петя пожалеет французского барабанщика Винсента; Наташа «оживит» Андрея после поездки в Отрадное своей восторженной любовью к жизни и разделит горе матери после гибели Пети; Николай защитит княжну Марью в имении отца от бунта мужиков. Для Толстого слово «семья» - это мир, согласие, любовь.

С теплотой и сочувствием относится Толстой к семье Болконских. В Лысых Горах свой особый порядок, ритм жизни. Князь Николай Андреевич вызывает у всех людей неизменное уважение, несмотря на то что давно не состоит на государственной службе. Он воспитал прекрасных детей.

Он любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям. Сдержанный в чувствах, старый князь под резкостью слов прячет доброе, незащищенное сердце, теплые отцовские чувства.

Для него мучителен и оскорбителен приезд и сватовство Кураги-ных, этой «глупой бессердечной породы». Это было 4оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя».

Год для испытания чувств Андрея и Наташи - это попытка оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого было жалко отдавать девчонке».

Толстой доказывает свою мысль: нет нравственного стержня в родителях - не будет его и в детях. Пример тому - семья Василия Курагина.

Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Уже одно это говорит о многом. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде.

Даже отношения внутри семьи у этих людей бесчеловечны. Члены этого семейства связаны друг с другом странной смесью низменных инстинктов и побуждений: мать испытывает ревность и зависть к дочери; отец искренне приветствует браки детей по расчету. Живые человеческие отношения заменяются фальшивыми, притворными. Вместо лиц - маски. Писатель в данном случае показывает семью такой, какой она не должна быть. Их душевную черствость, подлость души, эгоизм, ничтожество желаний клеймит Толстой словами Пьера: «Где вы, там разврат, зло».

В эпилоге романа Толстой показывает две счастливые семьи: Николая и княжны Марьи, Пьера и Наташи.

Выйдя замуж, княжна Марья вносит в существование семьи утонченность, теплоту доверительного общения. И Николай Ростов, вовсе не обладая поначалу такими свойствами натуры, интуитивно тянется к жене. Неторопливо, спокойно, любовно она создает светлую атмосферу в доме, так необходимую каждому, особенно детям. В этой героине Толстого, есть не просто внутренняя красота и талантливость, а дар преодолевать внутренние реальные противоречия человека. Толстовский идеал - патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье отдавать больше, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Такой идеальной семьей Толстой считает семью Пьера и Наташи.

Наташа-жена предугадывает и исполняет желания мужа. Гармония их отношений, взаимопонимание - это как раз то, что позволит Пьеру чувствовать «радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».

И на Наташе семейная жизнь «отражала только то, что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было откинуто».

Преодолев искушения, победив в себе низкие инстинкты, совершив страшные ошибки и искупив их, вступают в новый этап жизни Пьер и Наташа. В семье Безуховых Пьер является главой, интеллектуальным центром, а Наташа - духовной опорой семьи, ее основой. Напряженная работа Пьера на благо России - важнейший социальный вклад этой семьи.

В «Войне и мире» Л, Н. Толстого семья выполняет свое высокое, истинное назначение. Дом здесь - особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище для человека и основа всего существующего. Дом как спокойная, надежная пристань противопоставляется войне, семейное счастье - бессмысленному взаимному уничтожению.

66.«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (III вариант)

Семья. Что значит она в жизни человека? По-моему, все. Вслушайтесь в это слово: «семь я». Да, да, именно семь я. В семье люди настолько близки друг другу, что ощущают себя единым целым, все члены ее духовно связаны между собой. Семья - это тот маленький мир, в котором формируется характер человека, его жизненные принципы. Семья - это атмосфера, в которую погружается он сразу после рождения. Появившись на свет, младенец видит первыми своих родных и близких. Именно от них зависит, каким войдет он в человеческое общество: будет любить его, или ненавидеть, или просто останется равнодушным. Семейные узы всю жизнь соединяют, связывают людей. Я считаю, что семья - это высшая духовная ценность.

Но семьи могут быть разными. Семья может научить человека творить как добро, так и зло. Очень хорошо мысль семейная раскрыта в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». В произведении речь идет о трех семействах: Болконских, Ростовых и Курагиных.

Болконские. На первый взгляд в доме присутствует излишняя холодность. Но это не так! Да, в доме царит строгий порядок, но он не мешает отцу, сыну и дочери любить и уважать друг друга. Как заботливо каждое утро старый князь Болконский осведомляется о здоровье дочери! А тот факт, что перед приездом князя Василия Курагина расчистили дорогу, приводит его в ярость: «Что? Министр? Какой министр? Кто велел? Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!»

Николай Болконский считал, «что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Поэтому он сам занимался воспитанием княжны Марьи и давал ей уроки алгебры и геометрии, чтобы развить в ней обе главные добродетели. Старый князь не желал видеть свою дочь пустой светской барышней: «Математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу». Старый князь смог научить княжну любить и уважать людей, прощать им их слабости, заботиться о них. А честность и храбрость князя Андрея, его презрение к светскому обществу? Все это воспитал в своем сыне старый князь Болконский. Николай Болконский настолько любит князя Андрея, что в день его приезда в Лы?ыеаГоры делает исключение в образе жизни и впускает его в свою,половину во время одевания. А молодой князь? При разговоре с отцом он следит «оживленными и почтительными глазами за движением, каждой черты отцовского лица». Именно с ним князь Андрей оставляет свою беременную жену и просит воспитать сына в случае своей смерти. Доверием и взаимопониманием пронизаны отношения между отцом и сыном. Так провожает старый князь Андрея на войну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» - «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка», - отвечает сын.

Трогательны и нежны отношения между братом и сестрой. Княжна Марья благословляет брата образом, а он в свою очередь волнуется, не слишком ли тяжело сестре от характера отца.

Но, к сожалению, одна общая черта всех членов семьи Болконских мешает им понимать окружающих людей. Это гордость, презрение к людям, иначе воспитанным, имеющим другие жизненные принципы. Это мешает князю Андрею быть счастливым со своей женой, а старику князю выразить всю свою любовь к дочери; княжна Марья составляет неблагоприятное мнение о Наташе Ростовой при первой встрече.

И что удивительно, в доме все время звучит музыка, символизирующая гармонию. Пение Наташи выводит из мрачного настроения Николая, который проиграл большую сумму денег Долохову: «Все это, и несчастье, и честь, - все это вздор... а вот оно - настоящее...»

Семья, родные люди - вот что главное, настоящее в жизни человека. Во время болезни Наташи, после ее неудачного побега с Анатолем Курагиным, никого не волнует позор, который она навлекла на семью, все желают лишь скорейшего выздоровления больной. А когда недуг отступил, в доме опять зазвучали голос Наташи и музыка.

Семейства Ростовых и Болконских очень отличаются друг от друга: в одной на первом месте радушие и гостеприимство, а в другой - долг, служба и честь, но есть и то, что их объединяет: в этих семьях воспитываются достойные люди, честные и мужественные, способные любить и уважать человека.

Курагины - полная противоположность. Л. Н. Толстой не раз показывает, как собираются вместе за столом Ростовы или Болконские, причем не только пообедать или поужинать, а чтобы обсудить проблемы, посоветоваться. Но мы ни разу не видим собравшихся вместе Курагиных. Всех членов этой семьи связывает лишь общая фамилия и положение в свете, эгоизм.

Князь Василий еле поспевает с одного вечера на другой, чтобы получше устроить свои материальные дела, познакомиться с нужными людьми; Анатоль Курагин вовсю кутит, не заботясь о последствиях своего поведения, считает, что все в мире создано лишь для его удовольствия; красавица Элен ездит с одного бала на другой, одаривает всех своей холодной улыбкой; Ипполит всех ставит в тупик неуместными шутками и анекдотами, но ему все прощается. Князь Василий не смог научить своих детей добру, им чужды настоящие любовь и уважение. Все их чувства показные, как и у самого князя Василия. Холодность, отчуждение характеризуют этот дом. И что самое печальное, ни один из молодых Курагиных не сможет в будущем создать настоящую семью. Неудачным будет брак Элен и Пьера; Анатоль, уже имеющий жену в Польше, попытается похитить Наташу Ростову.

Наташа и Николай Ростовы, Марья Волконская продолжат добрую традицию своих семейств. Брак по расчету Николая и Марьи перельется в гармоничный союз двух людей, основанный на взаимном уважении.

А хрупкая и музыкальная Наташа? Став женой Пьера и родив детей, она вся отдается семье. Счастье, спокойствие, здоровье мужа и детей станут для нее главными в жизни. Наташа перестанет ездить по балам и театрам, следить за собой. Смыслом ее жизни станет семья.

Если семья поддерживает человека в трудные минуты, помогает ему обрести гармонию с окружающим миром, разобраться в себе, разве она не является высшей духовной ценностью? Да, такая семья, да. Я считаю, что именно эту мысль хотел выразить в своем романе Л. Н. Толстой. Настоящая семья должна формировать в человеке только добрые чувства. Представим, что каждый человек будет воспитываться в такой семье, тогда все общество станет единой семьей, семьей, в которой каждый будет счастлив.

-----------------------

Тема семьи в «В. и М.»

Что такое семья? Это ячейка общества, группа людей, связанных родственными узами или же это нечто гораздо большее: любовь, нежность, привязанность, уважение? Для каждого из нас семья – это не только родные, но и просто близкие люди. Ведь бывает, что некоторых родственников просто нельзя назвать семьёй.

В русской художественной литературе девятнадцатого века тема семьи раскрывается многими авторами: Тургеневым, Достоевским, Толстым… В Романе- эпопее «Война и мир» эта тема также нашла своё отражение. Автор показал жизнь России на протяжении целой исторической эпохи, и, мне кажется, этого нельзя было сделать без изображения семей того времени. В произведении наиболее ярко представлены две семьи – династии Болконских и Курагиных.

Начнём с последних. Глава семьи Курагиных – князь Василий. У него есть дети: Элен, Анатоль и Ипполит. Василий Курагин – типичный представитель светского Петербурга: умён, галантен, одет по последней моде. Но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный, грубый. Князь Василий живёт в атмосфере лжи, светских интриг и сплетен. Самое главное в его жизни – деньги и положение в обществе. Он готов даже на преступление ради денег. Это подтверждается его поведением в день смерти старого графа Безухова. Князь Василий дотов на всё, лишь бы получить наследство. Он относится к Пьеру с презрением, граничащим с ненавистью, но стоит Безухову получить наследство, как всё меняется. Пьер становится выгодной партией для Элен, потому что может оплатить долги князя Василия. Зная это, Курагин пускается на любые уловки, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного наследника.

Перейдём теперь к Элен Курагиной. В свете все восхищаются её статностью, красотой, вызывающими нарядами и богатыми украшениями. Она одна из самых завидных невест Петербурга. Но за этой красотой и блеском бриллиантов нет души. Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит не в любви мужа или детей, а в трате денег супруга, в устраивании балов и салонов. Стоит лишь Пьеру завести разговор о потомстве, как она грубо смеётся ему в лицо.

Анатоль и Ипполит ничем не уступают ни отцу, ни сестре. Первый проводит жизнь в гуляниях и кутежах, в карточных играх и разного рода развлечениях.
Князь Василий признаётся, что «этот Анатоль стоит сорок тысяч в год».
Второй его сын глуп и циничен. Князь Василий говорит, что он «беспокойный дурак».

Автор не скрывает своего отвращения к этой «семье». В ней нет места добрым побуждениям и стремлениям. Мир Курагиных – это мир «светской черни», грязи и разврата. Царящие там эгоизм, корысть и низменные инстинкты не позволяют называть этих людей полноценной семьёй. Главные их пороки – это беззаботность, эгоизм и неуёмная жажда денег.

Абсолютно другую картину представляет собой семья Болконских. Толстой показывает три поколения этого рода: старый князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья и внук Николенька. Из поколения в поколение в этой династии передаются лучшие человеческие качества: чувство долга, понятие чести, благородство, патриотизм.

Старший князь Болконский, считающий, что «на свете есть только две добродетели – деятельность и ум», всегда следует своим убеждениям. Он много времени трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то занимается с дочерью. Он не представляет себе жизнь в бездействии. Для него важнее всего понятия долга и чести. Николай Андреевич бесконечно любит своего сына и вряд ли переживёт его смерть, но в то же время ему лучше видеть сына мёртвым, чем обесчещенным и замаравшим доброе имя Болконских.
Старик также сильно любит Марью, но всячески скрывает свои чувства, порой даже грубо обращается с ней.

Князь Андрей является достойным сыном своего отца. Честь, благородство, пытливый ум – все эти черты он унаследовал от Николая Андреевича. Он очень любит Россию, готов совершить подвиг во имя родины. Во время войны 1812 года, несмотря на то, что он дал слово не участвовать в боях после событий
1805-1807 годов, он снова становится в строй, воюет на передовой, а не отсиживается в штабе, хотя и имеет такую возможность. Такие поступки Андрея обусловлены его происхождением и воспитанием, которое он получил в своей семье. Возможно, единственный недостаток князя – это высокое самомнение и чувство своей исключительности.

Несколько отличается от брата княжна Марья. Она мягка, душевна, набожна, скрытна и замкнута. В чём же причина? На мой взгляд, причина кроется в излишней строгости отца и в отсутствии материнской ласки, ведь жена Николая Андреевича рано умерла, оставив мужу на воспитание двух маленьких детей. Строгость отца зачастую отталкивала от него дочь, Марья даже испытывает страх при занятиях с ним. Противоречия между страхом и дочерним долгом очень сильны в душе княжны, несмотря на это она считает все поступки отца праведными. Даже когда князь увлекается служанкой Бурьен, она оправдывает его и молча страдает.

В семье Болконских лучшие качества передаются по наследству. «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими»,– думает князь
Андрей перед Аустерлицем. Через много лет его сын даёт себе клятву: «Все узнают меня, все полюбят, все восхитятся мною». И ему можно верить, ведь он
– достойный потомок своего отца, и, мне кажется, Николенька добьётся успеха и признания в жизни.

Казалось бы, при всём благородстве Болконских в их семье не должно быть недостатков, но они всегда есть. У этого дома главный – слишком позднее осознание очевидных вещей. Князь Андрей слишком поздно понял, как он любил свою жену, только после её смерти. Старший князь Болконский слишком поздно ощутил свою любовь к дочери.
Если в семье Курагиных много пороков, изжить которые могут лишь они сами, то понятия чести и долга в семье Болконских достойны восхищения, хотя эта семья не идеальна. Я надеюсь, что современные семьи будут следовать примеру
Болконских, а не Курагиных.

В романе «Война и мир» Толстой поднял много важных тем: война, честь, преданность родине, любовь, взаимоотношения между людьми. Список можно долго продолжать, но я хочу более внимательно рассмотреть, как автор раскрывает тему семьи в своем произведении. Болконские, Курагины и Ростовы - истории трех совершенно разных семей вошли в основу романа. Но Ростовы наиболее близки к толстовскому идеалу.

Семья - то, с чего начинается жизнь каждого человека. Первые опыты, первые впечатления и знания об устройстве мира мы получаем от родителей. И важно даже не то, чему учат нас мама и папа. Важно то, какой они подают пример своими поступками, насколько они чтут, поддерживают и передают детям семейные традиции, как действуют в тех или иных критичных ситуациях. И Ростовы - подходящий эталон сплоченной русской семьи.

Ростовы - это граф Илья Андреевич, его жена и четверо их детей - Вера, Наташа, Николай и Петя. Также практически членом их семьи стала Соня, племянница графа, которая с детства росла и воспитывалась в доме Ростовых.

Глава семьи Ростовых - граф Илья Ильич Ростов - мягкий, доверчивый, бескорыстный человек. В ранних набросках к роману Толстой характеризовал своего героя как небрежного, непоследовательного, несколько тщеславного, но в целом добродушного человека. Граф очень любит своих детей и жену. Он глубоко чувствует искусство, прекрасное. Но этот герой крайне непрактичен в житейских вопросах. Он может потратить немногие оставшиеся у него деньги на роскошный бал. Илье Андреевичу чужды расчет, корысть, алчность. Его жена - старая графиня - отличается добротой, душевностью, некоторым суеверием, пристрастием к романам. Она находит отраду в своих детях.

У детей много схожих черт: они откровенны друг с другом, имеют понятие о чести и достоинстве, способны испытывать глубокие чувства, добры и отзывчивы. Пожалуй, только старшая Вера отличается от других. Она редко появляется на страницах романа и неприятно удивляет своей холодностью, излишней «правильностью» и бесчувственностью. Графиня-мать не скрывает, что воспитывала Веру не так, как других детей, а в строгости и ограничениях. Возможно, Вера была старшим ребенком, она знала, что такое быть единственной дочерью и поэтому скрыто ревновала родителей с младшим братьям и сестрам. На мой взгляд, с помощью образа Веры Толстой хочет подчеркнуть, что чем больше в семье детей, тем больше хороших качеств у них развивается.

В отличие от старшей дочери, к воспитанию младших графиня подошла с иной стороны. В основу взаимоотношений с детьми были положены откровенность, доверительность, «незаметное» воспитание. Эти идеи были взяты у модного в то время философа Ж.Ж. Руссо. Поэтому, когда младшие дети начали подрастать, в доме Ростовых поселились смех, веселье и праздник. Любое событие, будь то бал, охота или именины становятся настоящей радостью для всех, кто в них принимает участие.

Отец смог привить своим детям чувство чести. Именно поэтому он с легкой душой отпускает младшего сына Петю на войну. Гибель мальчика трагична. В романе дано описание такого материнского горя, равное которому трудно найти у других писателей. Старая графиня поседела и чуть не лишилась рассудка. Наташа разделила с матерью ее горе. Именно она помогла графине справиться с горем, была вместе с ней в трудный момент.

Николай очень походит на Наташу и Петю. Он стал военным, повзрослел, приобрел жизненный опыт. Все отчетливее в его характере стали проступать «отрицательные» черты ростовской породы. Во всех трудных случаях, когда надо размышлять, он действует не раздумывая. Чем взрослее становится Николай, тем все более выясняется, что он - посредственный, недалекий человек. В конце романа этот герой становится рачительным хозяином. При этом Николай заявляет, что будет до конца своих дней защитником старых порядков. В этом герое больше чем в других просматривается продолжение семейных традиций Ростовых. Крестьяне отмечают, что у Николая лучше получается вести хозяйство, чем у старого графа, простые люди ценят и уважают молодого барина. В этом образе Толстой выразил свою приверженность к крепостничеству и патриархальному укладу жизни.

Несомненно, любимой героиней в семье Ростовых является Наташа. На страницах романа мы видим, как она из девочки превращается в женщину, совершает не всегда правильные поступки, но искренние и идущие из самого сердца. Наташа живет в полном смысле этого слова. В ее любви нет места корыстным интересам, ее дружба крепка и надежна. Для матери Наташа - близкая подруга и лучик света. И еще больше поражает в этой хрупкой девушке огромная духовная сила и доброта. Судьба отняла у Наташи горячо любимого брата, будущего мужа Андрея Болконского. Но в итоге подарила ей радость материнства. Наташа тоже является идеалом Толстова, где женщина, прежде всего - мать и жена, и ее интересы ограничиваются семьей и детьми.

Искреннюю любовь испытывает писатель к семье Ростовых. В этой большой и дружной семье царит атмосфера любви, взаимопонимания. Здесь очень теплые и дружеские взаимоотношения. Ростовы принимают самое живое участие в радостях и бедах друг друга. Семья в понимании Толстого - нравственный ориентир, которым должен дорожить человек.

В романе «Война и мир» изображение исторических событий, «диалектики души» сочетается с описаниями нескольких совершенно разных семей, их судеб.

В семье Болконских каждый -- личность.

Князь Николай Болконский носил звание генерал-аншеф, то есть такое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошо знаком. Несмотря на отмену запрета выезда из деревни, которую он получил от нового императора Александра, он никуда уезжать не собирался, поскольку Лысые Горы были настоящей его империей, а он был в них императором, более того -- самодержавным диктатором. «С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек». Но был та­кой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал и которого князь уважал, несмотря на простое происхождение. Он не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже, чем они. «За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу». Это, бесспорно, более чем странно, если обратить внимание на его отношение к дочери и слугам.

То же самое наблюдалось и позже, когда князь клялся, что женится на m-lle Bourienne в ответ на просьбу князя Андрея на благословение на свадьбу с Наташей Ростовой. Это казалось абсурдом, но князь действительно стал приближать француженку к себе. Марья же в то время начала страдать еще больше.

Робкая, тихая, не принесшая никому зла, жена князя Андрея умирает. «Часа через два после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик уже все знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик, молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок». Даже он, суровый князь Болконский, успел очень привязаться к маленькой княгине. После ее смерти Марья осталась без хорошего друга, какой успела стать для нее княгиня Болконская. А потом начинается и процесс разъединения и с m-lle Bourienne и с Жюли Курагиной. Лишь в самом конце она находит долгожданное счастье -- Николая Ростова.

К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой, князь стал еще более ворчлив и придирчив к своей дочери. Княжна Марья набожна, а князь полностью отрицал праздность и религию. Эти две неотъемлемый детали того времени были запрещены в империи князя Бол­конского, самому ему праздники заменяла ра­бота за станком, а веру -- постижение вершин математики. Такой же он хотел сделать и княжну Марью, но это у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры. И вот в 1812 году, когда Наполеон был на подступах к Смоленску, а значит и к Лысым Горам, князь умирает и перед смертью просит прощения у дочери. Так заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Болконского.

Князь Андрей -- один из главных героев романа. Человек чести, независимый, патриот, хороший друг и советчик -- таков он на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти. В то же время и князь Андрей проходит через противоречия, как и его отец: ошибкой было его стремление к славе.

Перелом наступает после Аустерлица, когда он говорит, что «не будет воевать, даже если французы будут стоять под Лысыми Горами». Небо Аустерлица -- первая вершина на пути князя Андрея. Эпизод выписан с необычайным мастерством, тонким психологизмом: «...совсем не так ползут облака, поэто­му высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И, слава Богу!..»

Природа изменила жизнь князя Андрея, и после этого он стал вести совсем другой образ жизни: поселился в имении Богучарово и занялся чисто хозяйственными делами. И вновь все изменила красота окружающего мира -- князь Андрей увидел старый дуб: «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой... только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и любовь, и счастье! -- как будто говорил этот дуб. -- И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!..» А потом, возвращаясь, князь Андрей увидел новую жизнь этого дуба и решил, что и ему пора начать новую жизнь: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца... Нет, жизнь не кончена в тридцать один год...» Андрей Болконский -- герой ищущий, изменяющийся и потому положительный у Л.Н. Толстого. Своей последней вершины он достигает на Бородинском поле, и автор сопоставляет как равные величины апофеоз духа князя Андрея и победу всего русского народа, частью которого Болконский ощутил себя в сражении. литературный болконский толстой

И старый князь, и Андрей, и Марья Болконские -- каждый из них интересен автору по-своему, каждый представляет определенный тип, но их объединяет особая духовность, носителями которой в романе являются лишь немногие герои. И можно сказать, что семья Болконских -- отдельный, духовный центр романа «Война и мир».