Непознанное

Место занимаемое героем в произведении теркин. Василий Теркин – анализ произведения

"Книга про бойца" ("Василий Теркин") Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А. Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался "Теркиным" и талантом его автора. Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой ("На войне сюжета нету", - говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя. Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом - кто его знает, попадет ли к нему "продолжение" истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя...

Анализ главы "Переправа"

В главе "Переправа" Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: "Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле". В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига "ребят", выполнивших свое задание ценой потерь: "Этой ночи след кровавый В море вынесла волна". "Вцепившийся" в правый берег "первый взвод" не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: "Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу". И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку ("Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна") для того, чтобы сообщить "Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!". После того, как он сообщает о готовности первого взвода "переправу обеспечить", Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут - и он должен вернуться.

Анализ главы "Два солдата"

Глава "Два солдата" в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии. Теркин, солдат войны нынешней, и "дед-хозяин", отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все "хозяйственные проблемы", а потому, что оба они - защитники Родины, и их разговор - "разговор... солдатский". Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит "подколоть" другого, на самом деле касается очень важной темы - исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: "Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?". Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже "у самой двери", короток и точен: "Побьём, отец...". Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ "казённого патриотизма", оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина "помочь" старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.

Анализ главы "Поединок"

Глава "Поединок" имеет в поэме "Василий Теркин" особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который "был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит", но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: "Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, - Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит". Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами - натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом ("Человек ты? Нет. Подлец!", - говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая "подвиги" этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: "Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: - Герой!" Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом - в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.

Анализ главы "Кто стрелял?"

Глава "Кто стрелял?" начинается с описания пейзажа, "вечера дивного", который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер "растревожил" солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют. Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но "со страшным ревом" появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: "Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет". Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: "Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу...". И на его слова откликается один из солдат, который "бьет с колена Из винтовки в самолет", и этот "бой неравный, бой короткий" заканчивается тем, что немецкий самолет "штопором" врезается в землю! Великолепна деталь: "Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай"! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что "парню счастье, Глядь - и орден, как с куста": "- Не горюй, у немца этот - Не последний самолет...", и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.

Анализ главы "Смерть и воин"

Одна из самых психологически глубоких глав поэмы "Василий Теркин" Твардовского - глава "Смерть и воин", в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: "Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…". Полная капитуляция героя - если он сам станет просить Смерть "забрать" его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и "пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот..." Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти ("‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил"), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день "погулять среди живых", но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: " - Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой". Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат - полуживого и тех, кто спасает его ("Берегут, несут с опаской"), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть "впервые" подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится "нехотя" давать "отсрочку" раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского "Василий Теркин", анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.

Муниципальное основное общеобразовательная учереждение «Платовская ООШ»

Исследовательская работа по по литературе

Тема: «Образ Василия Теркина в произведении Твардовского»

Проверил: учитель

Платовка 2011

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Поэма «Василий Теркин» - свидетельство истории. Сам писатель был военным корреспондентом, ему была близка военная жизнь. В произведении видна четкость происходящего, образность, точность, что заставляет нас по-настоящему поверить поэме.
Главный герой произведения – Василий Теркин – простой русский солдат. Само его имя говорит об обобщенности его образа. Он был близок солдатам, был одним из них. Многие даже, читая поэму, говорили, что настоящий Теркин есть у них в роте, что он сражается вместе с ними. Образ Теркина имеет также и народные, фольклорные корни. В одной из глав Твардовский сравнивает его с солдатом из известной сказки «Каша из топора». Автор представляет Теркина находчивым солдатом, умеющим найти выход из любой ситуации, проявить ум и смекалку. В других главах герой представляется нам могучим богатырем из старинных былин, сильным и бесстрашным.
Что же сказать о качествах Теркина? Все они, безусловно, достойны уважения. Про Василия Теркина легко можно сказать: «он в воде не тонет и в огне не горит», и это будет чистой правдой. Герой проявляет такие качества, как смелость, отвага, мужество, а доказательство тому – такие главы, как «Переправа» и «Смерть и воин». Он никогда не унывает, шутит (например, в главах «Теркин-Теркин», «В бане»). Он показывает свою любовь к жизни в «Смерти и воине». Он не дается в руки смерти, противостоит ей и выживает. И, конечно, в Теркине присутствуют такие качества, как великий патриотизм, гуманизм и чувство воинского долга.
Василий Теркин был очень близок солдатам Великой Отечественной войны, он напоминал им их самих. Теркин вдохновлял солдат на подвиги, помогал им в годы войны и может даже, в какой-то степени, война была выиграна благодаря ему.


– солдат (затем офицер) из смоленских крестьян: «…парень сам собой Он обыкновенный».
Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и русского народа. Теркин воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Девиз Теркина.: «Не унывай», несмотря ни на какие трудности. Так, герой, чтобы восстановить связь с бойцами, находящимися на другом берегу реки, дважды переплывает ее в ледяной воде. Или, чтобы провести во время боя телефонную линию, Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж , в котором попадает под обстрел. Как-то раз Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с огромным трудом, но все-таки берет врага в плен. Все эти подвиги герой воспринимает как обычные действия на войне. Он не кичится ими, не требует за них награды. И только в шутку говорит, что для представительности ему просто необходима медаль. Даже в суровых условиях войны Теркин сохраняет все человеческие качества. Герою присуще огромное чувство юмора, помогающее самому Т. и всем окружающим выжить. Так, он шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой. Теркину дарят гармонь убитого командира, и он играет на ней, скрашивая солдатские минуты отдыха По дороге на фронт герой помогает старым крестьянам по хозяйству, убеждая их в скорой победе. Встретив угнанную в плен крестьянку, Т. отдает ей все трофеи. У Теркина нет девушки, которая писала бы ему письма и ждала с войны. Но он не унывает, воюя за всех русских девушек. Со временем Теркин становится офицером. Он освобождает родные места и, глядя на них, плачет. Имя Теркина становится нарицательным. В главе «В бане» солдата с огромным количеством наград сравнивают с героем поэмы. Характеризуя своего героя, автор в главе «От автора» называет Теркина «святым и грешным русским чудо - человеком».

Теркин из винтовки неожиданно для себя сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанта Т. успокаивает: «Не горюй, у немца этот / Не последний самолет». В главе «Генерал» Т. вызывают к генералу, который награждает его орденом и недельным отпуском, однако выясняется, что использовать его герой не может, поскольку его родная деревня пока занята немцами. В главе «Бой в болоте» Т. шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой за место, называемое «населенный пункт Борки», от которого осталось «место черное одно». В главе «О любви» выясняется, что у героя нет девушки, которая бы проводила его на войну и писала ему письма на фронт; автор шутливо призывает: «Обратите нежный взгляд, / Девушки, к пехоте». В главе «Отдых Теркина» нормальные бытовые условия представляются герою «раем»; отвыкнув спать в постели, он не может заснуть, пока не получает совет - надеть на голову шапку, чтобы имитировать полевые условия. В главе «В наступлении» Т., когда убивают командира взвода , принимает командование на себя и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. В главе «Смерть и воин» Т., лежа раненным в поле, беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы похоронной команды. Глава «Теркин пишет» представляет собой письмо Т. из госпиталя к однополчанам: он обещает непременно вернуться к ним. В главе «Теркин - Теркин» герой встречает однофамильца - Ивана Теркина; они спорят, кто из них «истинный» Теркин (это имя стало уже легендарным), но не могут определить, поскольку очень похожи друг на друга. Спор разрешает старшина, который объясняет, что «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой». Далее, в главе «От автора», изображается процесс «мифологизации» персонажа; Т. назван «святым и грешным русским чудо-человеком». В главе «Дед и баба» вновь идет речь о старых крестьянах из главы «Два солдата»; проведя два года в оккупации, они ожидают наступления Красной Армии; в одном из разведчиков старик узнает Т., который стал офицером. В главе «На Днепре» говорится о том, что Т. вместе с наступающей армией все ближе к родным местам; войска форсируют Днепр, и, глядя на освобожденную землю, герой плачет. В главе «По дороге на Берлин» Т. встречает крестьянку, некогда угнанную в Германию, - она возвращается домой пешком; вместе с солдатами Т. дарит ей трофеи: коня с упряжкой, корову, овцу, домашнюю утварь и велосипед . В главе «В бане» солдата, на гимнастерке которого «Ордена, медали в ряд / Жарким пламенем горят», восхищенные бойцы сравнивают с Т.: имя героя уже стало нарицательным.


ВАСИЛИЙ ТЁРКИН - Это реалистический образ большой обобщающей силы, герой «обыкновенный», по словам Твардовского, родившийся в особой, неповторимой атмосфере военных лет; образ-тип советского солдата, органически вошедший в солдатскую среду, близкий своему собирательному прототипу биографией, образом мышления, поступками и языком. По словам, В. Т, «утратив богатырское телосложение», «обрел богатырскую душу». Это поразительно верно понятый русский национальный характер, взятый в его лучших чертах. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент. За быва-лостью и жизнелюбием - драматический поединок со смертью человека, оказавшегося в условиях войны. Развившийся по мере написания и одновременной публикации поэмы, образ В. Т. приобрел масштабность героя эпического произведения о судьбах советского воина и его Родины. Обобщенный тип советского воина отожествился с образом всего воюющего народа, конкретизировавшись в живом, психологически богатом характере В. Т, в котором каждый фронтовик узнавал себя и своего товарища. В. Т. стал нарицательным типом, войдя в один ряд с такими героями, как Тиль де Костера и Кола Роллана.

После окончания войны и публикации первой поэмы о В. Т. читатели просили Твардовского написать продолжение о жизни В. Т. в мирное время. Сам Твардовский считал В. Т. принадлежащим военному времени. Однако его образ понадобился автору при написании сатирической поэмы о сущности бюрократического мира тоталитарной системы, которая получила название «Теркин на том свете». Олицетворяющий жизнеспособность русского национального характера, В. Т. демонстрирует, что «самое страшное для государства мертвых - живой человек» (С. Лесневский).

После выхода в свет второй поэмы Твардовского обвинили в предательстве своего героя, который стал «покорным» и «вялым». во второй поэме продолжает свой спор со смертью, начатый в первой, но по законам жанра в сказках о путешествии в преисподнюю от героя требуется не активная борьба, которая невозможна среди мертвых, а способность пройти через испытания и выдержать их. Положительное начало в сатире имеет смех, а не герой. Твардовский следует традициям произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского («Бобок»), Блока («Пляски смерти»).

С триумфальным успехом воплотил на сцене московского Театра сатиры (режиссер В. Плучек).

Читатель просил у Твардовского продолжения В. Т. «Наш Василий, - сообщает Твардовский, - прибыл на тот свет, а на этом - убыл». Поэма кончается намеком-обращением к читателю: «я тебе задачу задал». И В. Т, и Твардовский остались верны себе - бой «ради жизни на земле» продолжается.

Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врет
Весело и складно.
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой - героем.

Я большой охотник жить
Лет до девяноста.

И, у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он как он, Василий Теркин,
Встал живой, - добрался вплавь.
И с улыбкою неробкой
Говорит тогда боец:
- А еще нельзя ли стопку,
Потому как молодец?

Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

Теркин, Теркин, добрый малый...

Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Тёркине возник у Твардовского ещё во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом. В редакции газеты «На страже Родины» решили создать комикс о бойце, а Твардовскому было поручено вступительное слово, в котором определится характер героя и манера общения с читателем. Стихотворение «Вася Тёркин» было напечатано в 1940 г, а затем появилась книжка «Вася Тёркин на фронте».

Весной 1941 г. были написаны первые главы поэмы «Василий Тёркин» и напечатаны в газете «Красноармейская правда» в четырёх сентябрьских номерах 1942 г. В том же году эти главы вышли отдельной книгой. В последующие три года поэма многократно перерабатывалась, в неё добавлялись новые главы. Последнюю главу Твардовский написал летом 1945 г.

Литературное направление и жанр

Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.

Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.

Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета. Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю. Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».

Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь. Если «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» - энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину». Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» - хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».

Тема, основная мысль и композиция

Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.

Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.

В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.

Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» - о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» - о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» - о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» - о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» - о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» - о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» - о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» - о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» - о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» - о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» - о движении Тёркина от западной границы до Германии.

Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.

Герои и образы

В центре повествования – Василий Тёркин, крестьянин из-под Смоленска, начавший воевать рядовым в пехоте, но за время войны совершивший героические поступки, награждённый орденом. Тёркин – воплощение всего русского народа, русского характера, неунывающий оптимист, притерпевшийся к тяготам военного быта, шутник и балагур, но сентиментальный парень. Тёркин не забывает поддержать и помочь, но и совершает подвиги. Он боится смерти и имеет недостатки. Герой символизирует каждого человека, весь народ-победитель.

Подобно фольклорному, сказочному герою или богатырю, Тёркин защищён от гибели, пуля или бомба по нему ещё не нашлась. Герой остаётся невредим «под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым». Ранения, даже тяжёлые, заживают на герое легко. А уж в тех случаях, когда боец лежит, истекая кровью, на помощь приходят боевые товарищи, потому что самая святая и чистая дружба – военная. Так происходит, когда Тёркин ранен в руку и его подбирают танкисты («Тёркин ранен»), когда Тёркин ранен в ногу после наступления и спасён похоронной командой («Смерть и воин»).

Во второй главе «От автора» Твардовский опровергает слухи о гибели своего героя как несостоятельные и несуразные: «Неподвержен Тёркин смерти, коль войне не вышел срок». Здесь же Твардовский описывает Тёркина, с одной стороны, как литературного героя, который переживёт самого автора, с другой – как типичного и обычного русского человека, который изведал всё худое, терял родимый край, при этом не только не унывал, но и подбадривал остальных. Тяготы может пережить только тот, кому «нипочём труды и муки, горечь бедствий и потерь».

В этой главе, написанной в переломное время войны, Твардовский делает фамилию Тёркина говорящей. Это не просто тёрка, острое слово и шутка. Тёркин повторяет два девиза: «Не унывай» и «Перетерпим, перетрём». На этих двух китах народного характера покоится победа русского народа.

Ещё одна причина непобедимости Тёркина – его богатырская природа. Тёркин – богатырь не сказочный, а былинный. Это не фантастический герой, а человек, чьё призвание – защита родной Русской земли, которую он прошёл пешком. Твардовский перечисляет все черты такого бойца-богатыря, которые часто противоположны: простой, опасающийся в бою, но весёлый, твёрдый и гордый, серьёзный и потешный, ко всему привыкший, святой и грешный.

Определение «русский чудо-человек» не делает героя сказочным или волшебным. Наоборот, Твардовский каждого читателя превращает в своего героя и богатыря.
Несколько глав «От автора» и глава «О себе» посвящены автору, который не выпячивает себя, признавая первенство в поэме Тёркина. Автор – только земляк героя, впрочем, их судьбы похожи.

Поэма как энциклопедия жизни народа-освободителя изображает разные народные типы. Это командир, который, зайдя в отступлении домой, не спал ни с женой, ни один, а рубил дрова, стараясь ей помочь. Героями показаны спасшие Тёркина танкисты, которые потом, в другой главе, дарят Тёркину гармонь убитого командира, фольклорные дед и баба, сначала провожавшие отступающие войска, а потом встречавшие при наступлении.

Твардовский подчёркивает и выделяет подвиг русской женщины, находящейся в тылу. Она привечает не только своего мужа, но и его товарищей-бойцов, она провожает на войну сына или мужа, пишет ему письма и даже смиряет свой плохой характер, чтобы радовать мужа на фронте. Автор кланяется и «доброй женщине простой», и матери-солдатке, которая, воплощая всех матерей, получает награду за страдания в виде материального добра (лошадка с подводой, перина, домашняя утварь, коровка, овечка). Девчонки для героев – воспоминание о мирной жизни, которую все вынуждены были оставить. Быть рядом с девушкой, хороша она собой или нет, – награда для воина. Именно девушкам Тёркин стремится показать свою воображаемую медаль, именно безвестной санитарке, которая подарила ему шапку при перевязке, он обязан спасением.

Ни одной фамилии, кроме Тёркина, не упомянуто в поэме. И это неспроста, если герои – всякий и каждый. Немного также сказано о врагах. Они показаны как бы общим планом. Подробно прописан только немец, с которым Тёркин сражался врукопашную. В нём, как и в других немецких врагах, подчёркиваются сытость, холёность, размеренность и точность, забота о здоровье. Но эти, в общем, положительные качества вызывают омерзение и отвращение, как чесночный запах изо рта. Другие вскользь упомянутые немцы достойны только насмешек и жалости, но не страха или благоговения.

Героями поэмы становятся даже предметы – постоянные спутники солдата в войне: шинель, оду которой поёт Твардовский, гармонь и кисет, баня, вода и пища.

Художественное своеобразие

Изображая фольклорного добра молодца, Твардовский использует фольклорные сюжеты. В главе «Два солдата» улавливается сюжет сказки «Суп из топора». В главе «Солдат и Смерть» - сюжет сказки о солдате и чёрте. Твардовский использует пословицы и поговорки: лишь бы дети были здоровы, пушки к бою едут задом, делу время – час потехе. Кроме того, строки многих народных и авторских песен вошли в текст: «Три танкиста», «Москва майская», «По долинам и по взгорьям», «Походная песня» Пушкина .

Многие выражения поэмы стали афоризмами: «Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», «Мне не надо, братцы, ордена», «У войны короткий путь, у любви – далёкий».

Почти в каждой главе трагическое и смешное перемежаются, как и лирические и эпические отрывки. Но несколько глав более смешные, чем грустные: «В бане», «О награде». Рассказ идёт то от имени автора, то от имени Тёркина, не меняется только точка зрения на войну, на своих и врагов.

Строфы, размер и рифмовка

Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти). Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная. Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.

Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми. С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о). Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.

Занимает важнейшее место уже в силу творческой истории произведения и его героя. Поэма создавалась на протяжении военных лет, появляясь на страницах фронтовых газет, и адресовались ее разрозненные главки непосредственно тем, кто сражался за Родину, кто должен был узнать и узнавал в герое-балагуре Теркине себя, своих товарищей, однополчан… Иными словами, это поэма о народе, обращенная к народу. И народ этот воплощен в центральной фигуре «книги про бойца»: Василий Теркин становится эпическим персонажем, масштаб обобщения достигает у фольклорного размаха.
При этом интересно, какую творческую эволюцию претерпевает этот образ от газетных фельетонов времен войны с Финляндией до «книги про бойца»: если изначально это полусказочный персонаж («Человек он сам собой / Необыкновенный / … / Богатырь, сажень в плечах /… / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы»), то затем замысел Твардовского кардинально меняется. Он задумывает повествование о Родине и о народе, и прежний герой должен стать олицетворением этого народа. Поэтому от исключительности делается резкий поворот к типичности: «Теркин — кто же он такой? / Скажем откровенно: / Просто парень сам собой / Он обыкновенный». Он из тех, что «в каждой роте есть всегда / Да и в каждом взводе», не отмечен внешней исключительностью, но — «герой героем». Образ Теркина прост, человечен и в то же время незауряден, потому что в нем сконцентрированы, со свойственной Твардовскому живостью и яркостью воплощены существенные качества русского народа. Подчеркнутая типичность этого образа побуждает читателя не только поклониться народу в образе его героя, но и увидеть героическое в каждом представителе этого народа, в каждом человеке, с которым бок о бок встречаешь суровые испытания.
Теркин — герой, богатырь. В главе «Поединок», описывая рукопашный бой Теркина с немецким солдатом, автор дает прямые отсылки к былинным временам, к сказаниям о битве на Куликовом поле:

Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Теркин воплощает в себе, как уже было сказано, народную силу, лучшие народные качества. Что это за качества? Это, конечно, мужество, умение не падать духом в самые тяжелые и страшные минуты. Лежа в болоте под обстрелом, Теркин способен сохранить оптимизм и ободрить своих товарищей: он напоминает, что они на своей земле, что за ними:

Бронебойки, пушки, танки.
Ты, брат, — это батальон.
Полк. Дивизия. А хочешь –
Фронт. Россия! Наконец,
Я скажу тебе короче
И понятней: ты — боец.

Это и чувство юмора, неизменно сопутствующее герою и помогающее в трудную минуту: «Я б сказал, что на курорте / Мы находимся теперь», — шутит Теркин под огнем, лежа в этом сыром болоте, в боях за безвестный «населенный пункт Борки». Это и чувство товарищества, готовность помочь — примеров тому не счесть на протяжении всей поэмы. Это и душевная глубина, способность к глубоким переживаниям — чувство скорби, любви и кровного родства со своей землей и своим народом не раз возникает в душе героя. Это смекалка, мастерство — у Теркина любая работа спорится, словно шутя; в главе «Два солдата» он предстает мастером на все руки — надо ли починить часы или наточить пилу… И наконец, главное качество, присущее нашему герою и в его лице целому народу, — это поразительное жизнелюбие. В главе-притче «Смерть и воин» Теркин побеждает смерть стойкостью, силой духа, силой любви к жизни. А корни этой любви к жизни опять же — в любви к родному краю, к родным людям, к родной стране. Смерть предлагает ему «отдых», но взамен она хочет разлучить его со всем, что ему дорого на земле, — и он противится смерти до конца.
К концу поэмы Теркин «множится» — возникает забавный и очень символичный эпизод встречи и спора двух Теркиных, Василия и Ивана. Спор, конечно, заканчивается примирением: тем лучше, что Теркин не один, что его можно встретить «в каждой роте», а то и «в каждом взводе». Это еще раз подчеркивает естественность и типичность такого героя, его народную сущность. В итоге Теркин становится своеобразным мифом, символом жизнелюбия, мужества и высоких нравственных качеств русского народа. Судьба его больше не зависит от случайностей, как судьба отдельного человека, - он обречен на победу, обречен выстоять во всех испытаниях, потому что он сам — это народ и судьба его — судьба народа.

И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен…

О ком говорит здесь Теркин? О себе? В этих шутливых строчках он отождествляет себя со своим отрядом, со всей русской армией, со всем народом.
Поэтому его образ еще более фольклоризируется, напоминает богатыря или сказочного героя, который с честью проходит три испытания и против которого бессильны козни врагов:

— Видно, бомба или пуля
Не нашлась еще по мне.
Был в бою задет осколком,
Зажило — и столько толку.
Трижды был я окружен,
Трижды — вот он! — вышел вон.

Автор не скрывает того, что создает миф, полуфольклорное повествование, а не просто рассказ о судьбе индивидуального героя; но этот миф становится высшей правдой о русском народе, а вымышленный герой — символом и воплощением народного духа. И судьбой этого героя автор не вправе распоряжаться по собственному усмотрению: «книга без конца», потому что «жалко молодца», объясняет он. Логика судьбы героя теперь другая: это судьба народа и всего лучшего в народе. На войне никто не «заколдован» от смерти, но Теркин — «чудо-богатырь» — должен выжить и победить по законам эпического повествования. По-этому-то

В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.

Василий Тёркин – главный герой одноименной поэмы Александра Твардовского , храбрый солдат из Смоленской области. Это обычный парень из народа, воплотивший лучшие черты русского солдата. Он никак не выделяется внешне или по умственным способностям, но во время боя проявляет немалую смелость и смекалку. Образ Василия Тёркина можно отнести к обобщению. Автор не раз отмечает, что такой Тёркин был и в других ротах, только под другим именем. Этот образ близок обыкновенным солдатам, он один из них.

В поэме «Василий Тёркин» главный герой не раз выручает товарищей и смело сражается за родину. Так, например, когда теряется связь с командиром, он в холод переплывает реку, чтобы доложить о ситуации и получить дальнейшие приказания. А когда над солдатами кружит вражеский самолёт, он единственный решается выстрелить из винтовки, тем самым подбив бомбардировщика. В любой ситуации Тёркин проявляет себя как герой, за что награждается орденом. Автор подчёркивает тот факт, что даже смерть не могла победить такого бойца.

Помимо смелости и любви к родине, Василий не раз проявляет человечность и широту своей души. По дороге он веселит всех шутками, играет на гармони, помогает старикам, у которых сломались часы и пила, а также поддерживает боевой дух товарищей.

Со временем, Тёркин дослуживается до офицера, и участвует в освобождении родного села, а его фамилия становится нарицательной. В конце поэмы показана немецкая баня, в которой парятся русские солдаты. Того бойца, у которого больше всех шрамов и наград, однополчане называют настоящим Тёркиным.