Все вопросы

Метроном виде. Метроном - это что такое? Метроном для гитары и на компьютер

Метроном

Механический метроном в движении

Также метроном может использоваться во время физических упражнений, лабораторных исследований, в качестве музыкального инструмента («Симфоническая поэма для 100 метрономов » Дьёрдя Лигети , Сюита из музыки к фильму «Мёртвые души » Альфреда Шнитке).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Метроном" в других словарях:

    - (греч.). То же, что метрометр. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТРОНОМ греч., от metron, стопа, и nomos, закон. Прибор, бьющий такт при игре на музыкальном инструменте. Объяснение 25000 иностранных … Словарь иностранных слов русского языка

    метроном - а, м. métronome m. Механический прибор с маятником, отмечающим строго равномерным постукиванием короткие промежутки времени; применяется главным образом для точного указания темпа исполнения музыкальных произведений или физических упражнений. БАС … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    МЕТРОНОМ - МЕТРОНОМ, прибор, отбивающий такт через определенные промежутки времени (в пределах от 40 до 200 ударов в 1 минуту); состоит из пружинного часового механизма, приводящего в движение маятник, каждое качание к рого сопровождается отстукиванием… … Большая медицинская энциклопедия

    Современная энциклопедия

    - (от греч. metron мера и nomos закон) прибор, позволяющий точно определять темп музыкального произведения и играть его в темпе, указанном композитором. Состоит из пружинного часового механизма и маятника с передвижным грузиком. Передвигая грузик,… … Большой Энциклопедический словарь

    МЕТРОНОМ, метронома, муж. (от греч. metron мера и nomos закон) (физ., муз.). Механический прибор (часовой механизм с передвигающимся грузом на маятнике), отмечающий количеством ударов короткие промежутки времени и употр. при точных научных… … Толковый словарь Ушакова

    МЕТРОНОМ, а, муж. Маятниковый прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени, употр. при определении темпа в музыке и для отсчёта времени на слух. | прил. метрономный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 метрометр (3) тактомер (2) электрометроном (1) … Словарь синонимов

    Прибор, в настоящем его виде устроенный Мельцелем в 1815г. Служит для отсчитывания и отбивания желаемых промежутков времени, впределах, примерно, от 40 до 200 ударов в минуту. Употребляется он вмузыке для отбивания такта при упражнениях или для… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Метроном - (от греческого metron мера и nomos закон), прибор для определения темпа музыкального произведения, в том числе указанного композитором (над первой нотной строкой; например, q=60, что означает: на 1 мин приходится 60 четвертных длительностей).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Как играть под метроном? Упражнения!

Музыка – это движение звуков во времени. Понимание времени в музыке – один из главных факторов для начинающего гитариста. Ведь во многом степень точности в ощущении времени определяет уровень и класс мастерства, как музыканта так и слушателя. Отсюда следует, что для развития понимания времени в музыке необходимо заниматься.

Шаг 1 – это понимание теории музыки с точки зрения самого времени. Такт, размер такта, темп, длительности нот и т.д. Проще сказать, нужно уяснить для себя организацию нот во времени. ()

Шаг2 – научится слышать и четко исполнять, все то, о чем говориться в на шаге №1. Другими словами, нужно перейти с теории на практику.

Шаг3 – довести все практические навыки до автоматизма, а значит уверенно и свободно.

Для того, чтобы пройти первые два шага, вам понадобиться метроном . ()

Занятия под метроном должны быть четкими и ясными для музыканта. Если вы будете попросту тупо играть под метроном, то это не принесет нужных результатов. Поэтому и нужно в обязательном порядке пройти шаг-1, а именно до полного понимания уяснить всю теорию. Это в будущем сэкономит ваше время, т.к построит верную теоретическую структуру в голове.

Как правильно играть (заниматься) под метроном?

С ритмической точки зрения игра под быстрый темп метронома имеет ту же сложность, что и игра под медленный темп. Поэтому для начала лучше всего будет поставить определенный темп, а именно – 40 BPM (кол-во долей в минуту). Для лучшего усваивания ритма играйте для начала только правой рукой.

УПРАЖНЕНИЯ:

Включив метроном, сначала играем по открытой первой струне вместе с каждым ударом, стараясь попадать совершенно точно:

А теперь 4 звука:

Это довольно сложный момент – совместить 3 удара с 2-мя, но он дает некую ритмическую свободу, так невольно начинаешь ощущать себя пританцовывающим.

А сейчас сыграем все вместе – разные ритмические варианты:

Эту третью долю уловить сложно, но важно. Это очень часто используется в более быстром темпе в роке (пример):

После уверенной и ровной игры, совместив все выше упомянутое, можно интересно разнообразить ритм подключив левую руку.

Здравствуйте! Решил я так сказать вдогонку моей предыдущей статье написать пост, где хочу подробно рассмотреть вопрос о том, зачем нужен метроном для гитариста, а также поведать вам устройство метронома, его основные виды и назначение.

Итак, для начала мы выясним, что же собой представляет метроном, а потом уже перейдем к разновидностям данного прибора.

Метроном – механический или электронный прибор, который отмеряет (отстукивает) определенный ритм с заранее заданной скоростью, в диапазоне от 35 до 250 ударов в минуту. Используется музыкантами при исполнении композиции как точный ориентир темпа и помогает на репетициях при отработке различных упражнений.

Любое музыкальное произведение можно сыграть как в медленном, так и в быстром темпе. При разучивании новой композиции всегда необходимо начинать с медленного темпа, для того чтобы в итоге четко и красиво играть каждую ноту. И таким вот образом постепенно приближаться к своей цели добираясь оригинального темпа, указанного в музыкальном произведении, благодаря помощнику метроному.

Метрономы подразделяются на три семейства:

  • Механические
  • Электронные
  • Программные

Каждый музыкант для себя выбирает тот метроном, который максимально соответствует его требованиям. Теперь боле подробно рассмотрим каждое семейство.

Механические метрономы

Самый старый и самый первый вид метрономов, который был некогда изобретен. Нынешнее старшее поколение, посещавшее в детстве музыкальные школы до сих пор помнит деревянные пирамидки небольшого размера, стоявшие в стеклянных шкафах или на роялях в кабинетах у строгих преподавателей музыки. Эти пирамидки являются предками всех современных метрономов.

Этот вид с тех времен достаточно сильно эволюционировал. Нынче механические метрономы производят не только из дерева, но и применяют уже современные композитные материалы, такие как пластик, например. Раньше эти устройства были стационарными, а сегодня их уже делают более компактного размера, чтобы с легкостью можно было положить в карман гитарного чехла.

В устройстве некоторых метрономов стали появляться специальные колокольчики, которые делают акцент на сильную долю, при этом такой «акцент» устанавливают в зависимости от размера музыкальной композиции, разучиваемой под метроном. Безусловно, электронные собратья по функциональности значительно превосходят механические метрономы, зато у последних имеется несколько неоспоримых достоинств, на которые все же стоит обратить свое внимание. Вот основные из них:

  • Наглядность. Механической метроном обладает маятником, который качается в разные стороны, поэтому его сложно не заметить даже музыканту, полностью поглощенному игрой на своем инструменте. Он всегда сможет боковым зрением отслеживать движение маятника.
  • Звук. Натуральный щелчок настоящего механизма не идет ни в какое сравнение с электроникой. Этот звук абсолютно не напрягает и его можно слушать как серенаду, а также он четко вписывается в общую картину звучания любого инструмента.
  • Форма. У механических метрономов она традиционная – в виде утонченной пирамиды. Такой дизайн придаст колорит любому помещению, а также создаст творческую атмосферу.
  • Простота. Метрономы подобного типа, из-за своей наглядности и простоты обращения, могут использовать все без исключения музыканты, а также я бы порекомендовал их начинающим гитаристам. Они не нуждаются в батарейках, потому что там установлен механизм наподобие часового, т.е. перед использованием прибор необходимо завести, как старый механический будильник.

Как устроен механический метроном?

Устройство метронома простое до безобразия. Основные детали это: стальная пружина, передача, анкерный спуск. В отличие от механических часов, маятник здесь не круглый, а длинный с перемещаемым грузом, где ось анкерного спуска соприкасается с корпусом и по нему щелкает. В некоторых моделях есть еще функция сильной 2, 3, 5 и 6 долей. Специально для этого барабан насажен на ось спуска, который, как в шарманке, состоит из нескольких колес со штифтами, а вдоль него двигается колокольчик с рычажком. Звоночком выдается нужная доля в зависимости от того, напротив какого колеса барабана он будет установлен.

Электронные метрономы

Это новый и современный вид метрономов, которые покорили сердца многих музыкантов во всем мире. Предпочтение таким устройствам больше всего отдают деятели искусств, играющие на электроинструментах. Электронные метрономы, как правило, обладают небольшими габаритами и поэтому с легкостью помещаются на ладони и могут быть спрятаны в любой , кофр или саквояж.

Цифровые метрономы обладают многими полезными функциями, такими как: камертон, акцент, а также смещение акцента и способны удовлетворить почти любого «капризного» пользователя. Существуют еще и гибридные модели, которые совмещены с цифровым тюнером, но о нем мы уже поговорим в другой статье.

Отдельно хотелось бы упомянуть об электронных метрономах для барабанщиков, т.к. эти устройства, пожалуй, самые навороченные из этого семейства. Такие метрономы помимо различных акцентов и смещений имеют дополнительные возможности.

Ни для кого не секрет, что мозг барабанщиков разделен на 4 части, каждая из которых управляет определенной конечностью. Специально для них были придуманы метрономы, которые могут выдавать ритм персонально для каждой конечности ударника. Для этого у устройства имеется несколько ползунков (фейдеров) для того, чтобы подмешивать для той или иной ноги или руки, тот или иной ритм. Еще у такого метронома есть встроенная память, для записи и хранения ритмов для каждой отдельной композиции. На концертах вещь вообще не заменимая – включил нужный ритм и настукивай себе спокойно, будучи уверенным в том, что от случайно нахлынувших эмоций «не убежишь вперед».

Из названия понятно, что это не что иное, как специальная программа, установленная в среде ОС Windows или приложение под Android и iOS. Как и реальные метрономы, виртуальные аналогично выполняют свою функцию при помощи генерирования звуковых сигналов в заранее заданном темпе и/или используют визуальные эффекты (мигающие лампочки, изображение цифр). Таких программ довольно много и их не сложно найти в интернете.

Вот собственно и все, что я хотел вам рассказать в общих чертах о метрономах. Думаю, теперь вам понятно, зачем нужен метроном для гитариста, и вы подружитесь с ним, т.к. это очень полезная и нужная вещь в арсенале каждого музыканта. Вы сделаете верный шаг навстречу грамотной игре на гитаре, потому что «ровные» музыканты ценились во все времена. Особенно это ценится при совместной работе в группе с другими музыкантами. Поэтому желаю вам творческих высот и успеха в музыке. До скорых встреч на страницах блога!

Метроном – это прибор, который отсчитывает темп музыкального произведения с помощью ударов, щелчков и т.д. Для любого музыканта очень важным является навык ровно играть любое произведение в чётко заданном темпе. Поэтому метроном помогает на репетициях при различных упражнениях. Любую композицию мы можем сыграть как в медленном темпе, так и в быстром. Строго говоря, при разучивании музыкального произведения нужно всегда начинать исполнять его в медленном темпе, чтобы чётко играть каждую ноту. И постепенно приближаться к оригинальному темпу. И вот тут нам будет прекрасно помогать метроном. Хочу ещё отметить, что очень важен метроном для барабанщика в группе, так как именно барабанщик задает темп песен коллектива.

Долгое время для упражнений музыкантов использовался механический метроном.

Механический метроном

Он представляет собой пирамиду с маятником, на котором расположен грузик. Специальной ручкой заводится пружина и, перемещая грузик вверх-вниз, выставляется нужный темп. И маятник начинает отсчёт с помощью щелчков. Посмотреть на работу этого устройства вы можете на видео.

Звук метронома

Портативный электронный метроном

С течением времени появились портативные электронные метрономы. Часто в одном корпусе они совмещаются с тюнерами . Они имеют компактные размеры и их очень удобно брать на занятия или репетиции. У таких девайсов имеются различные настройки, включающие в себя широкий диапазон изменения темпа и различные виды ритмических рисунков.

На таких метрономах присутствует динамик, с помощью которого издаются звуки в виде щелчков или каких либо других звуков, а также к ним можно подключить наушники. На репетициях и концертах такие метрономы часто используют барабанщики различных рок групп, а остальные музыканты группы уже подстраиваются под темп барабанщика.

Программа метроном

Ещё существуют программы метрономы. Они также выполняют основную функцию с помощью генерации звуковых сигналов в определённо заданном темпе либо используют визуальные эффекты (изображение цифр или мигающих лампочек). Их существует достаточно много. Уверен, что каждый найдёт себе программу по душе.

Метроном– очень неблагодарная тема. Мне бы искренне хотелось пропеть ему хвалебную оду! Хотя я прекрасно знаю, что этот прибор осмеян и оплёван многими поколениями музыкантов. Его называют «презренным», «тупым» и не ругают его только совсем ленивые. Но для начала немного истории. Считается, что метроном был изобретён в 1636 году и изобрёл его французский богослов, философ, физик, математик и теоретик музыки в одном лице - Маренн Мерсенн.

Считается также, что сделано это было для глухого Бетховена, чтобы облегчить ему попадание в такт во время игры с оркестром (сравните: годы жизни Бетховена: 1770-1827! Не стоит всерьёз воспринимать легенды).

На самом же деле мы можем только с уверенностью утверждать, что Мерсенн нашёл принцип (принцип маятника), благодаря которому в следующем столетии появились первые приборы, которые можно с полным основанием обозначить понятием Метроном (Лулье, Аффилар).

Лично я думаю, что ругают метроном в основном те, кто боится, что окружающие смогут упрекнуть их в отсутствии музыкальности, которая не должна позволять мириться с механическим выстукиванием каждой доли.

Это очень напоминает то, как ругают Карла Черни за то, что он писал сухие, лишённые художественной ценности инструктивные этюды (но при этом играют их непременно и именно благодаря им во многом «делают» себе технику).

Или как ругают Ференца Листа за якобы малосодержательную, поверхностную музыку. Называют «третьесортным композитором», но при этом не гнушаются использовать созданный им пианизм. Плевать в колодец – это как раз по-нашему!

Я безмерно благодарна гению Карла Черни, который наделил его безумной фантазией, позволившей создать астрономическое количество технических формул. Без тщательной проработки его этюдов не вырос после него ни один пианист на свете. Снимаю шляпу и низко кланяюсь!

Я безмерно благодарна гению Ференца Листа, благодаря которому мы имеем современный пианизм во всей его красе. За это и за его прекрасную музыку – снимаю шляпу и низко кланяюсь!

Пожалуй, я не буду снимать шляпу и кланяться перед метрономом. 🙂 Но всё же я очень ему благодарна. Я не расставалась с ним все годы учёбы и пользуюсь им до сих пор. Даже не представляю, как можно без него обходиться.

Да, безусловно, метроном – это схема, а музыка – живое существо, которое дышит и вибрирует в своих ритмах, изысканных и переменчивых. Музыка в тисках метронома – как птица в клетке. Всё это так. Но попробуйте без него воспитать пианиста! Это, как деньги: сами по себе нейтральные, они делаются злом или благом в зависимости от способа их использования.

В каких же случаях метроном необходим?

1. С его помощью можно легко, быстро и абсолютно не напрягаясь определить темп исполняемой музыки. Можно, конечно и без него: представить себе скорость секундной стрелки – (это 60), или темп марша (120), а затем, отталкиваясь от этих цифр, более-менее точно выйти на указанные в нотах цифры. Но зачем так сложно? Ведь с метрономом всё намного проще: нашёл нужную цифру – включил - услышал! Кстати, сразу же после этого можно и выключить.

2. Метроном – единственный «третейский судья», который позволяет «уличить» ученика, играющего неровно в том, что он играет неровно. Все остальные аргументы относятся к сфере субъективных ощущений, поэтому не убедительны. Если чувство ритма подводит, то просто нет другого способа заставить человека услышать где, в какую сторону и в какой степени он отклоняется от метро-ритма.

Личные ощущения при этом бывают настолько обманчивы, они настолько искажают реальность, что даже при включении метронома такие люди иногда сомневаются: а исправен ли этот прибор? Действительно ли он ровно считает?

Когда мы говорим о таком многоплановом явлении, как чувство ритма, то, безусловно, умение играть ровно – далеко не единственное и, возможно, не главное его проявление.

Однако, это всё же первая ступень, без которой других ступеней не будет. С этого мы начинаем (чтобы грамотно отклоняться, надо очень хорошо себе представлять от чего мы отклоняемся!). И лучше метронома для этой цели ещё никто ничего не придумал.

3. Метроном прекрасно справляется с задачей помочь нам выровнять сонатную форму венских классиков. Хочу привести одну цитату, которую не помню дословно, но за смысл отвечаю. «Когда у Моцарта спросили, какую игру он предпочитает: «с чувством», или «в такт», он ответил, что предпочитает, чтобы чувства воспроизводились своевременно».

Сколько бы мы ни морщились брезгливо при слове «метроном», но поиграть под него Гайдна, Моцарта или Бетховена ещё никому не вредило.

Я уже не говорю об инструктивных этюдах, которые только с помощью метронома и возможно «вылизать» до полного блеска, добиться синхронного совпадения правой и левой руки, расставить метрические акценты, выровнять мелкие длительности.

4. Ну и, наконец, самое главное. Именно метроном всегда помогал мне переходить от средних темпов к быстрым и от быстрых к предельно быстрым, обходясь без зажимов и забалтываний. Причём, делать это в короткие сроки и сохранять при этом стабильность, то есть играть без сбоев и накладок.

Для этого существует специальная методика. Её описание заняло бы много времени, да и тема статьи другая. Скажу лишь, что именно этот способ использования метронома заставляет меня отдавать предпочтение старинной форме прибора, с гирькой. А может, и ностальгические детские воспоминания играют свою роль.

Итак, по всем этим причинам, если ваш ребёнок учится музыке и у вас в доме ещё не поселился метроном, то не теряйте времени, а непременно купите его. Это не слишком большие затраты, к тому же они непременно окупятся результатом. Успехов вам в овладении нашим замечательным инструментом!