Домашний очаг

Межрегиональная акция к юбилею Вениамина Каверина в детской библиотеке N3. Сценарий литературной экскурсии «Тропою детства» (по творчеству В.А.Каверина) Каверин мероприятие в детской библиотеке

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1

Воронежской области

Литературная гостиная

Роман В.Каверина

«Два капитана» - книга

на все времена.

Конспект внеклассного мероприятия

VIII класс

Учитель русского языка и литературы

Лахина Юлия Петровна

МОУ Подгоренской СОШ №1

Подгоренского муниципального района

Воронежской области

П.г.т. Подгоренский

2008 год

Цели:

    Расширить представления учащихся о художественном мире В.Каверина на материале романа «Два капитана».
    Формировать у школьников представления о смысле человеческой жизни, ее ценностях.
    Воспитание чести и долга.
    Воспитание эстетического вкуса средствами художественного слова и музыки .

Эпиграф:

Чтение хороших книг открывает нам

затаенные в нашей собственной душе

мысли.

Ш.Пьермон

Ход занятия.

    Оргмомент.
    Вступительное слово учителя.

Приложение. Презентация. Слайд 2.


Дорогие ребята! На свете существует великое множество книг: научных и художественных, русских и зарубежных, старинных и современных, интересных, познавательных, ярких, запоминающихся…
В наш век высоких технологий и всеобщей компьютеризации, несмотря ни на что, ни один из нас не может обойтись без чтения. Великий мыслитель Д.Дидро как-то сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Это удивительно, но случайная встреча с хорошей книгой может навсегда изменить судьбу человеку. Ведь в книге заключена лучшая часть человека: его душа, и поэтому книга – это такой же предмет необходимости для людей, как хлеб, сон, воздух и солнце. Нельзя не согласиться с Шарлем Пьермоном, который утверждал, что чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли. Эти слова, ребята, станут эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору об одной замечательной книге и удивительном русском писателе, создавшем это уникальное произведение. Конечно, вы догадались, что речь идет о романе Вениамина Каверина «Два Капитана». Ребята, готовясь к нашей сегодняшней встрече, я вновь перечитала этот роман и вновь волновалась и радовалась встрече с книгой. Очень хочу, чтобы эта хорошая книга стала и для вас открытием, заставила вас остановиться и оглянуться, посмотреть на себя со стороны: каким я расту и живу на земле? Что со мной происходит? Пришла пора, дорогие друзья, ставить такие вопросы и отвечать на них. На сегодняшнем занятии мы с вами поучимся этому, а еще будем формировать свой читательский вкус и умение понимать писателя. III. Слово о Вениамине Каверине.

Приложение. Слайд 3.


Ребята, давайте поближе познакомимся с писателем Вениамином Александровичем Кавериным. Вот его портрет. Обратите внимание, как ласково и мудро на этом серьезном, сосредоточенном лице светятся глаза, каким добром и вниманием веет от всего облика этого удивительного человека. Девизом жизни Вениамина Каверина стали слова: «Быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах». Именно этими жизненными принципами дорожил писатель и руководствовался ими всю свою жизнь. Сообщение ученика о биографии В.Каверина.

Каверин Вениамин Александрович (1902 - 1989), прозаик.

Родился 6 апреля 1902 года в Пскове в семье музыканта. В 1912 поступил в псковскую гимназию. "Друг моего старшего брата Ю.Тынянов, впоследствии известный писатель, был моим первым литературным учителем, внушившим мне горячую любовь к русской литературе", - напишет Каверин. Шестнадцатилетним юношей он приехал в Москву и в 1919 закончил здесь среднюю школу. Писал стихи. В 1920 перевелся из Московского университета в Петроградский, одновременно поступив в Институт восточных языков, окончил оба. Был оставлен при университете в аспирантуре, где в течение шести лет занимался научной работой и в 1929 защитил диссертацию.. В 1921 вместе с М.Зощенко, Н.Тихоновым, Вс. Ивановым был организатором литературной группы "Серапионовы братья". Впервые напечатался в альманахе этой группы в 1922 (рассказ "Хроника города Лейпцига за 18... год"). В это же десятилетие им написаны рассказы и повести ("Мастера и подмастерья" (1923), "Бубновая масть" (1927), "Конец Хазы" (1926), повесть о жизни ученых "Скандалист, или Вечера на Васильевском острове" (1929). Решил стать профессиональным писателем, окончательно посвятив себя литературному творчеству В 1934 - 36 пишет свой первый роман "Исполнение желаний", в котором ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Это удалось, роман имел успех. Самым популярным произведением Каверина стал роман для юношества - "Два капитана", первый том которого был завершен в 1938. Начавшаяся Отечественная война остановила работу над вторым томом. Во время войны Каверин писал фронтовые корреспонденции, военные очерки, рассказы. По его просьбе был направлен на Северный флот. Именно там, повседневно общаясь с летчиками и подводниками, понял, в каком направлении пойдет работа над вторым томом "Двух капитанов". В 1944 второй том романа был опубликован. В 1949 - 56 работал над трилогией "Открытая книга", о становлении и развитии микробиологии в стране, о целях науки, о характере ученого. Книга завоевала популярность у читателя. В 1962 Каверин опубликовал повесть "Семь пар нечистых", рассказывающую о первых днях войны. В этом же году была написана повесть "Косой дождь". В 1970-е создал книгу воспоминаний "В старом доме", а также трилогию "Освещенные окна", в 1980-е - "Рисунок", "Вечерний день". Умер В.Каверин 2 мая 1989.

Приложение. Слайд 4.

Учитель: О ком бы и о чем бы ни писал Каверин, он повествует о том, что его увлекает, и о том, что он хорошо знает. Дружба – главная тема, на протяжении всей жизни писателя она слишком много значила для него самого. «Потерянное время – это не неудавшаяся работа или неисполнившееся желание, а годы, когда не видишь друзей». Книги В.Каверина (по слайду 4).
IV. «Два капитана» - книга на все времена». Книжная выставка.

Приложение. Слайд 5.


Вы прочли одно из лучших произведений В.Каверина. Роман «Два капитана» - возвышенная и романтическая история о любви молодых людей, в которой, как в капле воды отразилась великая история великой страны. В ней переплелись любовь и ненависть, героизм и предательство, романтика и вера в справедливость. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» - под этим девизом мальчик- сирота Саня Григорьев, преодолев все трудности, находит свое место в жизни.
Сообщение ученика о книге «Два капитана».
Первый том романа В. Каверина "Два капитана" был впервые опубликован в 1938 году, второй том вышел в свет в 1944 году. Книга издавалась несколько сот раз; была переведена более чем на 10 иностранных языков; ею зачитывались дети и взрослые. В 1946 году за книгу "Два капитана" Каверин был удостоен Государственной премии СССР. Сюжет книги основан на реальных событиях. История Сани Григорьева детально воспроизводит биографию Михаила Лобашева, впоследствии известного генетика, профессора Ленинградского университета. В. Каверин познакомился с ним в середине 30-х годов, и эта встреча подтолкнула писателя к созданию книги. "Даже столь необычайные подробности, как немота маленького Сани, не выдуманы мною", - признавался автор. Еще одним прототипом главного героя стал военный летчик-истребитель Самуил Клебанов, героически погибший в 1943 году. именно он посвятил писателя в тайны летного мастерства. Образ капитана Татаринова заставляет вспомнить сразу о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: одну, на судне "Св. Фока", возглавил Георгий Седов; вторую - Георгий Брусилов на шхуне "Св. Анна", и третьей, на боте "Геркулес", руководил Владимир Русанов. Все три закончились трагически: их руководители погибли, а вернулся из плавания только "Св. Фока". Экспедиция на шхуне "Св. Мария" в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут "Св. Анны", но внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым. Слова "Бороться и искать, найти и не сдаваться" являются цитатой из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона. Они высечены на могиле полярного исследователя Роберта Скотта, погибшего в 1912 году во время обратного пути с Южного полюса. V. Листая страницы великой книги…

Приложение. Слайд 6.



Ребята, я надеюсь, что вы получили удовольствие, читая «Двух капитанов». Знаете, несомненный признак всякой хорошей книги заключается в том, что она нравится тем больше, чем человек чаще к ней обращается. Давайте сегодня, мои дорогие, полистаем еще раз страницы этой удивительной книги, вспомним понравившиеся эпизоды, испытаем радость от общения с любимыми героями. Я предлагаю вам разбить наши воспоминания на несколько частей, названия которых вы видите на экране. 1. Итак, «Старые письма»… Сообщение ученика. Однажды в городе Энске, на берегу реки, был найден мертвый почтальон и сумка с письмами. Тетя Даша каждый день читала своим соседям вслух по одному письму. Особенно запомнились Сане Григорьеву строки о дальних полярных экспедициях… Саня живет в Энске с родителями и сестрой Сашей. По нелепой случайности Саниного отца обвиняют в убийстве и арестовывают. О настоящем убийце знает только маленький Саня, но из-за немоты, от которой лишь позже избавит его чудесный доктор Иван Иванович, он ничего не может сделать. Отец умирает в тюрьме, через какое-то время мать выходит замуж. Отчим оказывается жестоким и подлым человеком, который мучает и детей, и жену. После смерти матери тетя Даша и сосед Сковородников решают отправить Саню с сестрой в приют. Тогда Саня и его друг Петя Сковородников бегут в Москву, а оттуда - в Туркестан. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - эта клятва поддерживает их в пути. Мальчики пешком добираются до Москвы, но Петькин дядя, на которого они рассчитывали, ушел на фронт. После трех месяцев почти бесплатной работы у спекулянтов им приходится скрываться от проверки. Петьке удается бежать, а Саня попадает сначала в распределитель для беспризорников, оттуда - в школу-коммуну. Сане нравится в школе: он читает и лепит из глины, у него появляются новые друзья - Валька Жуков и Ромашка. 2. Татариновы. Сообщение ученика. Однажды Саня помогает донести сумку незнакомой старушке, которая живет в квартире заведующего школой Николая Антоновича Татаринова. Здесь же Саня встречает Катю, хорошенькую, но несколько склонную «задаваться» девочку с косичками и темными живыми глазами. Через некоторое время Саня вновь оказывается в знакомом доме Татариновых.. Квартира Татариновых становится для Сани «чем-то вроде пещеры Али-Бабы с её сокровищами, загадками и опасностями». Нина Капитоновна, которой Саня вовсю помогает по хозяйству и которая кормит его обедами, - «сокровище»; Марья Васильевна, «ни вдова, ни мужняя жена», которая всегда ходит в черном платье и часто погружается в тоску, - «загадка»; а «опасность» - Николай Антонович, как выяснилось, двоюродный дядя Кати. Любимая тема рассказов Николая Антоновича - двоюродный брат, то есть муж Марьи Васильевны, о котором он «всю жизнь заботился» и который «оказался неблагодарным». Николай Антонович уже давно влюблен в Марью Васильевну, но пока та «безжалостна» к нему, скорее её симпатию вызывает иногда приходящий в гости учитель географии Кораблев. Хотя, когда Кораблев делает Марье Васильевне предложение, он получает отказ. В тот же день Николай Антонович собирает дома школьный совет, где Кораблев резко осуждается. Решено ограничить деятельность учителя географии - тогда он обидится и уйдет, Саня сообщает Кораблеву обо всем услышанном, но в результате Николай Антонович выгоняет Саню из дома. Обиженный Саня, заподозрив Кораблева в предательстве, покидает коммуну. Пробродив по Москве целый день, он совершенно разболевается и попадает в больницу, где его вновь спасает доктор Иван Иванович. 3. Катин отец. Сообщение ученика. Прошло четыре года - Сане семнадцать лет. В школе идет театральное представление, именно здесь Саня вновь встречает Катю и раскрывает ей свою тайну: уже давно он готовится стать летчиком. Саня наконец узнает от Кати историю капитана Татаринова. В июне двенадцатого года он, заехав в Энск попрощаться с семьей, вышел на шхуне «Святая Мария» из Петербурга во Владивосток. Экспедиция не вернулась. Мария Васильевна безрезультатно посылала прошение о помощи царю: считалось, что если Татаринов погиб, то по собственной вине: он «небрежно обращался с казенным имуществом». Семья капитана переехала к Николаю Антоновичу. Саня часто встречается с Катей: они вместе ходят на каток, в зоопарк. На школьном балу Саня и Катя остаются наедине, но их разговору мешает Ромашка, который затем обо всем докладывает Николаю Антоновичу. Саню больше не принимают у Татариновых, а Катю отправляют к тетке в Энск. Саня избивает Ромашку, оказывается, и в истории с Кораблевым именно он сыграл роковую роль. И все же Саня раскаивается в своем поступке - с тяжелым чувством он уезжает в Энск. В родном городе Саня находит и тетю Дашу, и старика Сковородникова, и сестру. Еще раз Саня перечитывает старые письма - и вдруг понимает, что они впрямую относятся к экспедиции капитана Татаринова! С волнением Саня узнает, что не кто иной, как Иван Львович Татаринов, открыл Северную землю и назвал её в честь своей жены Марьи Васильевны, что именно по вине Николая Антоновича, этого «страшного человека», большая часть снаряжения оказалась негодной. Строки, в которых прямо названо имя Николая, размыты водой и сохранились лишь в памяти Сани, но Катя верит ему. Саня твердо и решительно обличает Николая Антоновича перед Марьей Васильевной и даже требует, чтобы именно она «предъявила обвинение». Только потом Саня понимает, что этот разговор окончательно сразил Марью Васильевну, убедил её в решении покончить с собой, ведь Николай Антонович к тому времени уже был её мужем… Врачам не удается спасти Марью Васильевну: она умирает. На похоронах Саня подходит к Кате, но та отворачивается от него. Николаю Антоновичу удалось убедить всех в том, что речь в письме шла совсем не о нем, а о каком-то «фон Вышимирском» и что Саня виновен в смерти Марьи Васильевны. Сане остается только усиленно готовиться к поступлению в летную школу, чтобы когда-нибудь найти экспедицию капитана Татаринова и доказать свою правоту. 4. Дневник штурмана. Бороться и искать! Сообщение ученика. Последний раз увидевшись с Катей, Саня Григорьев уезжает учиться в Ленинград. Он занимается в летной школе и одновременно работает на заводе. Наконец Саня добивается назначения на Север. В городе Заполярье он встречается с доктором Иваном Ивановичем, тот показывает ему дневники штурмана «Святой Марии» Ивана Климова, умершего в 1914 году в Архангельске. Терпеливо расшифровывая записи, Саня узнает о том, что капитан Татаринов, отправив людей на поиски земли, сам остался на корабле. Штурман описывает тяготы похода, с восхищением и уважением отзывается о своем капитане. Саня понимает, что следы экспедиции нужно искать именно на Земле Марии. От Вали Жукова Саня узнает о некоторых московских новостях: Ромашка стал «самым близким человеком» в доме Татариновых и, кажется, «собирается жениться на Кате». Саня постоянно думает о Кате - он решает поехать в Москву. А пока они с доктором получают задание лететь в глухое становище Ванокан, но попадают в пургу. Благодаря вынужденной посадке Саня находит багор со шхуны «Святая Мария». Постепенно из «осколков» истории капитана составляется стройная картина. 5. Найти и не сдаваться! Сообщение ученика. В Москве Саня планирует выступить с докладом об экспедиции. Но ему мешает Николай Антонович Татаринов. Катя покидает дом Татариновых. Теперь она геолог, начальник экспедиции. Саня возвращается на Север. Проходит пять лет. Саня и Катя, теперь Татаринова-Григорьева, живут то на Дальнем Востоке, то в Крыму, то в Москве. В конце концов они поселяются в Ленинграде. Саня участвует в войне в Испании, а затем, когда начинается Великая Отечественная война, отбывает на фронт. Однажды Катя вновь встречает Ромашку, и тот рассказывает ей о том, как он, спасая раненого Саню, пытался выбраться из окружения немцев и как Саня пропал. Катя не хочет верить Ромашке, в это трудное время она не теряет надежды. И действительно Ромашка врет: на самом деле он не спас, а бросил тяжело раненого Саню, отобрав у него оружие и документы. Сане удается выбраться: он лечится в госпитале, а оттуда отправляется в Ленинград на поиски Кати. В Ленинграде Кати нет, зато Саню приглашают лететь на Север, где уже тоже идут сражения. Саня, так и не найдя Катю ни в Москве, где он просто разминулся с ней, ни в Ярославле, думает, что она в Новосибирске. Во время успешного выполнения одного из боевых заданий экипаж Григорьева совершает вынужденную посадку недалеко от того места, где, по мнению Сани, нужно искать следы экспедиции капитана Татаринова. Саня находит тело капитана, а также его прощальные письма и отчеты. А вернувшись в Полярный, у доктора Павлова Саня находит и Катю. Летом 1944 г. Саня и Катя проводят отпуск в Москве, где видятся со всеми друзьями. Сане нужно выполнить два дела: он дает показания по делу осужденного Ромашова, а в Географическом обществе с большим успехом проходит его доклад об экспедиции, об открытиях капитана Татаринова, о том, из-за кого эта экспедиция погибла. Николай Антонович с позором изгоняется из зала. В Энске семья вновь собирается за столом. Старик Сковородников в своей речи объединяет Татаринова и Саню и говорит о том, что «такие капитаны двигают вперед человечество и науку». VI. Капитан Татаринов.

Приложение. Слайд 7.


Друзья, перед нашими глазами пролетела история жизни героев Каверина и история всей страны. На мой взгляд, нельзя не остановиться подробнее на образе человека, который не пожалел собственной жизни во имя Родины. Это настоящий герой капитан Татаринов. Сообщение ученика. Каверин не просто придумал героя своего произведения капитана
Татаринова. Он воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. Одним из них был Седов. У другого он взял фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф «Святой Марии» совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской «Святой Анны». Итак, как рос Иван Львович Татаринов? Это был мальчик, родившийся в бедной рыбачьей семье на берегу Азовского моря. В юности он ходил матросом на нефтеналивных судах между Батуми и Новороссийском. Потом выдержал экзамен на «морского прапорщика» и служил в Гидрографическом управлении, с гордым равнодушием перенося высокомерное непризнание офицерства. Татаринов много читал, делал заметки на полях книг. Он спорил с великим путешественником Нансеном. То капитан был «совершенно согласен», то «совершенно не согласен» с ним. Он упрекал его в том, что, не дойдя до полюса каких-нибудь четырехсот километров, Нансен повернул к земле. Гениальная мысль: «Лёд сам решит свою задачу» была записана там. На листке пожелтевшей бумаги, выпавшей из книги Нансена, было написано рукой Иван Львович Татаринова: «Амундсен желает во что бы то ни стало оставить за Норвегией честь открытия Северного полюса, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг». Он хотел, как Нансен, пройти возможно, дальше на север с дрейфующим льдом, а потом добраться до полюса на собаках. В середине июня 1912 года шхуна «Св.Мария» вышла из Петербурга во Владивосток. Сначала корабль шел по намеченному курсу, но в Карском море «Св.Мария» замерзла и медленно стал двигаться на север вместе с полярными льдами. Таким образом, волей-неволей капитан должен был отказаться от первоначального намерения – пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири. «Но нет худа без добра! Совсем другая мысль теперь занимает меня», - писал он в письме жене. Лед был даже в каютах, и каждое утро приходилось вырубать его топором. Это было очень тяжелое путешествие, но все люди хорошо держались и, вероятно, справились бы с задачей, если бы не задержались со снаряжением, и если бы это снаряжение не было таким плохим. Всеми своими неудачами команда обязана была предательству Николая Антоновича Татаринова. Из шестидесяти собак, которых он продал команде в Архангельске, большую часть еще на Новой Земле пришлось пристрелить. «Мы шли на риск, мы знали, что идем на риск, но мы не ждали такого удара», - писал Татаринов - «Главная неудача – ошибка, за которую приходится расплачиваться ежедневно, ежеминутно, - та, что снаряжение экспедиции я поручил Николаю…» Среди прощальных писем капитана оказались карта заснятой местности и деловые бумаги. Одной из них была копия обязательства, согласно которому капитан заранее отказывается от всякого вознаграждения, вся промысловая добыча по возвращении на «Большую землю» принадлежит Николаю Антоновичу Татаринову, капитан отвечает всем своим имуществом перед Татариновым в случае потери судна. Но несмотря на трудности, он успел сделать выводы из своих наблюдений и формулы, предложенные им, позволяют вычесть скорость и направление движения льдов в любом районе Северного Ледовитого океана. Это кажется почти невероятным, если вспомнить, что сравнительно короткий дрейф «Св.Марии» проходил по местам, которые, казалось бы, не дают данных для таких широких итогов. Капитан остался один, все его товарищи погибли, он больше не мог идти, мерз на ходу, на привалах, даже за едой не мог согреться, отморозил ноги. «Боюсь, что с нами кончено, и у меня нет надежды даже на то, что ты когда-нибудь прочтешь эти строки. Мы больше не можем идти, мерзнем на ходу, на привалах, даже за едой никак не согреться», - читаем мы его строки. Татаринов понимал, что скоро и его очередь, но совершенно не боялся смерти, потому, что сделал больше, чем в его силах, чтобы остаться в живых. Его история окончилась не поражением и безвестной смертью, а победой. В конце войны, делая доклад в Географическом обществе, Саня Григорьев сообщил, что факты, которые были установлены экспедицией капитана Татаринова, не потеряли своего значения. Так, на основании изучения дрейфа ученые предположили существование неизвестного острова между 78-й и 80-й параллелями, и этот остров был открыт в 1935 году. Постоянный дрейф, установленный Нансеном, был подтвержден путешествием капитана Татаринова, а формулы сравнительного движения льда и ветра представляют собой огромный вклад в русскую науку. Были проявлены фотопленки экспедиции, полежавшие в земле около тридцати лет. На них он предстает нам - высокий человек в меховой шапке, в меховых сапогах, перетянутых под коленями ремешками. Он стоит, упрямо склонив голову, опершись на ружье, и мертвый медведь, сложив лапы, как котенок, лежит у его ног. Эта была сильная, бесстрашная душа! Все встали, когда он появился на экране, и такое молчание, такая торжественная тишина воцарилась в зале, что никто не смел даже вздохнуть, не то, что сказать хоть слово. « …Горько мне думать о всех делах, которые я мог бы совершить, если бы мне не то, что помогли, а хотя бы не мешали. Одно утешение – что моими трудами открыты и присоединены к России новые обширные земли…» - читаем мы строки, написанные отважным капитаном. Он назвал землю именем своей жены, Марьи Васильевны. Учитель: Мужественный и ясный характер, чистота мысли, ясность цели - все это обличает человека большой души. И похоронен капитан Татаринов, как герой. Заходящие в Енисейский залив корабли издали видят его могилу. Они проходят мимо нее с приспущенными флагами, и траурный салют гремит из пушек. Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца. На высоте человеческого роста высечены следующие слова: «Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Вот почему все герои повести считают И.Л. Татаринова героем. Потому что он был бесстрашным человек, боролся со смертью и,несмотря ни на что. добился своей цели.
VII. Саня Григорьев. Ребята, после всего сказанного о жизни и подвиге второго капитана из книги Каверина, Сани Григорьева, лучшим дополнением к характеристике этого образа будет песня «Капитаны собственной судьбы».

Приложение. Слайд 8.


    Береги честь смолоду.
- Ребята, к какому произведению русской литературы относится эпиграф: «Береги честь смолоду»? - Да, конечно же, это повесть Пушкина «Капитанская дочка». Что общего в этих двух произведениях? Что объединяет главных героев А.С.Пушкина и В.А.Каверина? - Давайте попытаемся провести параллели между героями произведений и найти соответствие между образами в повести Пушкина и в «Двух капитанах» В.Каверина.

Приложение. Слайд 9.


- Размышляя о поступках, которые совершают герои произведений, мы постоянно возвращаемся к слову «честь». В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет слово «честь» как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». - Является ли честь качеством сугубо дворянским или же то общечеловеческое понятие? Докажите свою мысль, опираясь на роман «Два капитана». IX. Музей великой книги.

Приложение. Слайд 10.


Такое бывает редко. Но если случается, то это свидетельство всенародной любви и признательности. Я говорю о памятнике героям романа В.Каверина «Два капитана». Памятник установлен в 1995 году в Пскове, родном городе писателя. А в Псковской областной библиотеке создан музей этой книги…

X. «Норд-ост»

Приложение. Слайд 11.


19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-ост», созданного по мотивам «Двух капитанов» Каверина. Этот мюзикл доказал на собственном примере, что не только на Бродвее, но и в Москве можно годами играть спектакль, каждый день собирая полные залы. На «Норд-ост» принято было приходить всей семьей: люди разных поколений находят в этом спектакле важное и интересное для себя. До сих пор никто в нашей стране не повторил такого успеха: в Москве в течение 15 месяцев мюзикл был показан 411 раз. В 2003 году «Норд-ост» получил театральную премию «Золотая маска».

XI. Послесловие…

Приложение. Слайд 12.


Чтение текста по слайду.

Ребята, надеюсь, что вы получили удовольствие от нашей встречи с романом «Два капитана». А главное, мне очень хочется надеяться, что книга никого из вас не оставила равнодушным…

18 февраля в детской библиотеке-филиале № 4 (ул. Видова, 123) прошла литературная игра «По страницам романа В.Каверина «Два капитана» . Главный библиотекарь Исаенко Маргарита Владимировна на предыдущем мероприятии «Во имя истины», прошедшем 21 января, рассказала читателям 8 «В» класса МАОУ СОШ № 40 о замечательном писателе Вениамине Александровиче Каверине (настоящая фамилия Зильбер) и его самой известной книге «Два капитана», ставшей настоящим учебником жизни для нескольких поколений наших соотечественников. Роман был настолько популярен, что в те годы многие школьники на уроках географии доказывали, что Северную землю открыл не лейтенант Вилькицкий, а герой Каверина капитан Татаринов. Конечно, нынешние школьники не так эмоционально реагируют на события, описанные в романе, и не любят читать толстые книги, тем не менее, их тоже заинтересовали сюжет и герои. После месяца подготовки в стенах библиотеки встретились две команды восьмиклассников: «Святой Фока» и «Святая Мария». Капитаном первой стал Каминский Александр, второй – Морозова Ирина. Разминка с помощью блиц-вопросов сразу же дала возможность команде Александра выдвинуться вперед. Второй этап игры «Ответьте на вопросы» показал, что чтение текста книги и знакомство по Интернету с содержанием романа – все-таки разные вещи. Не запомнили восьмиклассники школьное прозвище Сани Григорьева, не смогли применить логику и эрудицию в ответе на вопрос: «Откуда Каверин взял свой псевдоним?».
Однако были и такие участники игры, которые порадовали нас не только знанием содержания романа, но и вниманием к отдельным деталям и предметам, окружавшим главных героев. Они-то и помогли команде Александра вновь отличиться в конкурсе «Узнайте предмет». Легко узнали компас капитана Татаринова, монтерский нож Сани, из-за потери которого был арестован и умер в тюрьме его отец. Но возникли сложности с фотографией Валерия Чкалова, не смогли участники игры вспомнить книгу И.Тургенева «Записки охотника», которую Саня все же прочитал, хотя она ему не нравилась. Конкурс капитанов заставил задуматься Александра и Ирину. Они не смогли полностью ответить на вопросы: «Какие правила Саня установил для развития своей воли?», «Заслуги капитана Татаринова перед страной» и воспользовались помощью команд. Конечно, невозможно такой объемный и многоплановый роман, как «Два капитана», охватить двумя мероприятиями: осталось много недосказанного. Желание продолжить игру и азарт, с которым подростки искали ответы, показал, что книга Каверина заинтересовала восьмиклассников, хотя путь к ней лежал не через собственное желание ее прочитать, а через рекомендации и эмоции библиотекаря и преподавателя литературы Нарижней Александры Львовны.


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Псковский колледж профессиональных технологий и сервиса»
Сценарий литературной экскурсии «Тропою детства…»
Выполнили:
обучающиеся группы ПР10-15
по специальности «Парикмахер»
Антонова Елизавета
Парм Алёна
Преподаватель:
Токарева Мария Васильевна
Псков
2016
28727403848100034290384175001. Главпочтамт
«Все мы родом из детства…» – многие из нас не раз слышали эту фразу известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Однако вряд ли кто-то задумывался о том, какое значение в нашей жизни играет пора детства. Все мы хотим повзрослеть! Должно пройти немало времени, чтобы человек понял, что детство – это не просто беззаботная пора, это важное время в жизни каждого.
К такому пониманию уже в зрелые годы пришел и наш земляк, писатель и сценарист Вениамин Александрович Каверин (портрет из альбома). Настоящая фамилия Вениамина Александровича – Зильбер. Псевдоним «Каверин» был взят писателем в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»). В.А Каверин, 17 лет жизни которого прошли в Пскове, почти всех своих литературных героев «поселил» на древней земле. Как признавался он сам, «каждая строка, которую я написал, так или иначе связана с Псковом. В панораме Пскова я вижу себя как в зеркале. Если бы у меня не было псковской юности, я не написал бы ни одной строки».
Мы находимся на улице Советской у здания главной почты. Раньше эта улица называлась Великолуцкой, а здание, которое стояло на месте современной почты, принадлежало Семену Хмелинскому. Именно в том здании в 1902 году и родился наш земляк, известный писатель Вениамин Александрович Каверин. До наших дней здание не сохранилось. Оно было разрушено в годы Великой Отечественной войны. Но мы можем увидеть его на старых фотографиях, сделанных современниками В.Каверина (фотографии из -12763569913500299656569913500альбома).
Вениамин Каверин родился в семье музыкантов. Сначала жили на Запсковье, где стоял полк, затем в доме баронессы Медем на Сергиевской улице (сейчас – Октябрьский проспект), недалеко от губернаторского дома, а с ухудшением материального положения переехали на Гоголевскую улицу, в дом почетного гражданина Бабаева (эти дома не сохранились). Семья была большая, сложная, "недружная", как позже отмечал писатель, и по-своему замечательная, заметная в небольшом провинциальном городе. Отец – Абель Абрамович Зильбер – человек с незаурядными музыкальными способностями; преданный армии, он целые дни проводил в казарме, репетируя армейские марши с солдатскими оркестрантами. По воскресеньям духовой оркестр играл для публики в Летнем саду на открытой эстраде. Постоянно занятый, отец мало вникал в жизнь детей, в материальное положение семьи, а оно было нелегким. Эти заботы лежали на плечах матери, которая оказала гораздо большее влияние на судьбы своих талантливых детей. Анна Григорьевна была высокообразованной женщиной, закончила московскую консерваторию по классу рояля и всю свою интеллигентность, энергичность и широту интересов передала детям. Анна Григорьевна давала уроки музыки, организовывала для псковичей концерты. По ее приглашению в Псков приезжали известные музыканты, певцы, драматические артисты. Вечерами после концертов, когда за стол садились 12-15 человек, в семье обсуждали очередное событие в культурной жизни города, спорили, долго жили этими впечатлениями. Все дети были музыкально одарены.
В 1919 году Вениамин Зильбер уехал с братом Львом из Пскова учиться в Москву. Он увез с собой небогатый гардероб, тетрадь со стихами, две трагедии и рукопись первого рассказа. В Москве Вениамин окончил среднюю школу и поступил в московский университет, но по совету Тынянова в 1920 году перевелся в Петроградский университет, одновременно поступив в институт восточных языков.
Несмотря на то, что Каверин большую часть жизни провёл в Петербурге, душой он всегда посещал Псков, свой двор и знакомые с детства места. В трудные минуты своей жизни он вспоминал те беззаботные, полные мечтаний моменты, которые писатель проводил в любимом городе. Замысел автобиографического романа «Освещенные окна» побудил Каверина после долгой разлуки вновь посетить любимый город. Писатель отметил значительные внешние изменения, но сквозь них все также проступали милые сердцу черты с детства знакомого города: «И прежде я писал о Пскове – в рассказах, в романе «Два Капитана». Но, принимаясь за эту книгу, я снова поехал в родной город и лишь теперь узнал его, как узнают после долгой разлуки полузабытые черты старого друга. Он изменился. И новое, и старое похорошело. Просмолённые черные доски тянутся над крепостными стенами, конусообразные шишаки покрывают башни, решётчатые ворота из брёвен в полтора обхвата запирают форпосты. Реставраторы смело воспользовались деревом – без дерева картина Древней Руси не полна. Впечатления грозной уверенности смешиваются с чувством подлинности, не понятная грусть – с восхищением перед соразмерностью пропорций. Вкус не менял псковича и в деле войны».
Сегодня у нас будет возможность взглянуть на Псков другими глазами. Глазами человека, который провел своё детство здесь, в стенах этого города, оставившего в судьбе писателя особый след.
2. Площадь Ленина.
3044190190500053340952500
Мы находимся на площади Ленина. Представьте, что здесь нет этого памятника, красивых зданий, сквера... Правда, тяжело такое представить? Мы же видим это каждый день, и всё для нас привычно. В такой же степени привычной и значимой была эта площадь и для В.А.Каверина. Писатель часто упоминает ее в «Двух капитанах» и подробно описывает в повести «Конец хазы»: «Через реку был переброшен мост. Тот час за мостом начинались площадь – осенью на ней тонули неосторожные дети; за площадью шли пузатые железные ряды, старинные здания с каменными навесами вдоль фасада, за железными рядами снова площадь, на которой толпились когда-то стекольные магазины». В произведениях Каверина эта площадь названа Базарной. Раньше она действительно имела такое название (фотография из альбома).
В древнем Пскове существовала Торговая площадь, простиравшаяся к югу от Довмонтова города. В связи с близостью Кремля, а также устья реки Псковы, впадающей в Великую, именно этот участок представлялся нашим далёким предкам наиболее подходящим для устройства главного городского рынка, т.к. здесь проходил водный торговый путь.
На Торговой площади выступали перед народом руководители восстаний городской бедноты Тимофей Кудекуша, Гаврила Демидов и др.
В предреволюционное время Торговая, или Базарная площадь, оставалась главным местом городской торговли. В апреле 1919 года Псковский губисполком переименовал Базарную площадь в Советскую.
288226513716000571513716000И только после окончания войны площадь в результате реконструкции совершенно изменила свой облик. Торговые ряды были убраны, а строители воздвигли здесь новый кинотеатр «Октябрь». Решением от 10 апреля 1963 года горисполком переименовал Советскую площадь в площадь Ленина.
Базарная площадь не случайно так часто возникает в произведениях Каверина. Именно здесь была сосредоточена жизнь псковичей.
Базарная площадь, а ныне площадь Ленина, примыкает, как мы знаем, к «сердцу» Пскова – Кремлю. Это место в произведениях Каверина занимает особое место. Неоднократно автор описывает знакомые нам места в значимые для героев моменты. Одним из таких моментов становится произнесение клятвы героями романа «Два капитана», которая станет жизненным девизом не только героев, но и многих молодых людей, полюбивших эту книгу.

291782548196500-99060413385003. Соборный сад.

Мы входим, так сказать, в «сердце» Пскова – Кремль. Сразу виднеются стены крепости. Если углубиться в историю, можно узнать, что крепость была построена для защиты города.
Территорию площадью 215 га ограждали 4 пояса каменных укреплений протяженностью 9 км. Крепость не раз атаковали, но, как вы видите, она прекрасно сохранилась, а все потому, что у людей, которые возводили эту стену, был особый секрет. Строились стены и башни из известняка с использованием известкового раствора. Секрет состоял в том, что саму известь гасили по многу лет в специальных ямах, а в готовый раствор добавляли небольшое количество песка. В современном строительстве связующим раствором является цемент. Часто строились две параллельные стены, а пространство между ними заполнялось строительным мусором, и в разрезе стена получалась трехслойной. Этот метод назывался «забутовка».
Мы подошли к Соборному саду, который Каверин упоминал в своих произведениях, и каждый раз по-новому (фотография из альбома). Сейчас трудно представить, что когда-то на этом месте располагался сад, однако во времена детства Каверина это было излюбленное место: «Мы сидели в Собор ном саду. По ту сторону реки был виден наш двор и дома, очень маленькие». Так Каверин описывает Соборный сад в романе «Два капитана». Пройдут года, и восприятие любимого места детства станет немного другим: «В маленькое кривое окошко светила луна. Лёгкие декорации стояли вдоль стен, точно спускаясь по ступеням в сад, где на аллеях лежали тонкие тени листьев и веток. Это был сад, где мы с Сашей степенно гуляли в красных фесках (почему-то дети носили тогда красные турецкие фески). Но теперь этот сад мне казался таинственным, незнакомым. Кусты жасмина как будто кружились над землёй. На аллеях, на серебристой раковине эстрады лежали тени маленьких листьев и веток». Спустя много лет, сад воспринимается писателем по-другому. Это таинственный, незнакомый сад, хранящий, тем не менее, тайны детских лет.
671830281749500Все мы знаем известную фразу: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Именно Соборный сад станет местом клятвы Сани Григорьева и Петьки Сковородникова из романа «Два Капитана», решивших сбежать в Москву. Вот эта клятва: "Кто изменит этому честному слову – не получит пощады, пока не сосчитает, сколько в море песку, сколько деревьев в лесу, сколько с неба падает дождевых капель. Захочет идти вперед – посылай назад, захочет идти налево – посылай направо. Как я ударяю моей шапкой о землю, так гром поразит того, кто нарушит это честное слово. Бороться и искать, найти и не сдаваться".
4. Слияние двух рек.
29965655461000-228605651500

Место, на котором мы сейчас находимся, В.А.Каверин в своем произведении «Открытая книга» называет «утюг» (фотография из альбома): «Мы были теперь на «утюге» – так называлось самое высокое место набережной, здесь Тесьма огибала ее под углом. С «утюга» была видна Пустынька, и я засмотрелась на купол монастырской церкви, то сверкавший, то темневший, когда облака останавливались между ним и солнцем». Как вы думаете, почему? (Ответы) Действительно, часть выступающей крепостной стены, будто утюг, «разрезает» водную гладь. Очевидно, как и герои романа, так и сам Каверин в детстве восхищался этим местом, которое могло и укротить детскую любознательность, и вселить «взрослую» надежду. В «Освященных окнах» появится еще одно название этого места – решетки. Их устройство необходимо было для защиты реки и города (фотография из альбома): «Мальчиком я не замечал всей прелести этих садов на горах, покатых улиц, высоких набережных, под углом расходящихся от Решёток – так и теперь ещё называлось место слияния двух рек: Песчинки и Тихой…".
Обращает на себя внимание и название рек в произведении: Песчинка и Тихая. Символично, что Каверин дает Великой и впадающей в нее Пскове такие названия. Как вы думаете, почему именно Тихая и Песчинка? (ответы участников экскурсии). На наш взгляд, Великая названа Тихой, т.к. даже в ненастную погоду она сохраняет «спокойствие», мы не увидим на ней бурных волн. Называя Пскову Песчинкой, Каверин, как нам кажется, не столько указывает на ее небольшие размеры, сколько выражает трепетное отношение к ней. В романе «Открытая книга» писатель называет Пскову Тесьмой, намекая, видимо, на ее изящность и красоту.
Действительно, в ясную и солнечную погоду это место просто завораживает. На берегах реки ютятся утки, а небо отражается в воде, солнце пригревает, и этим пейзажем можно наслаждаться вечно. Теперь мы можем понять, почему Каверин часто говорит об этом месте. Что нужно человеку в детстве? Конечно же, своё место, где можно помечтать, полюбоваться природой и просто побыть одному.
5. Набережная реки Великой.
309181516383000-3238516192500

3139440413194500Мы находимся на набережной. Раньше она выглядела совсем по-другому: под ногами у людей не было дорожек, как сейчас, а была обыкновенная земля, местами с гравием. Двигаясь по набережной, мы подходим к тому месту, где во времена Каверина располагалась пристань, о которой автор говорит в произведении «Два капитана» (фотография из альбома): «Он [отец] поздно возвращался с пристани: пароходы приходили теперь каждый день и грузили не лен и хлеб, как раньше, а тяжелые ящики с патронами и частями орудий» или «Пристань теперь на другом берегу, а на этом – бульвар, засаженный липами, которые так и остались любимыми деревьями нашего города. Но в тот день, когда я нес отцу горшок щей в узелке и картошку, на месте этого бульвара стояли балаганы, построенные для рабочих; вдоль крепостной стены были сложены пирамидами хлебные кули и мешки; широкие доски перекинуты с барж на берег, и грузчики с криком: "Эй, поберегись!" – катили по нам заваленные товарами тачки. Я помню воду у пристани в жирных перламутровых пятнах, стертые столбы, на которые взбрасывались причалы, смешанный запах рыбы, смолы, рогожи».
292036538036500 6. Ольгинский мост.
-44454762500

Мы проходим немного дальше и приближаемся к Ольгинскому мосту, у которого тоже своя история. Первое упоминание о мосте через Великую в Пскове относится к 1463 году, когда был построен плавучий мост. Его Каверин упоминает в своем произведении «Два капитана» (фотография из альбома): «Но я как будто вижу перед собой эту картину: тихие берега, расширяющиеся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтонного моста и на мосту две длинные тени бегущих людей».
Писатель часто вспоминает в своих произведениях Великую и её окрестности. В романе «Освещённые окна» нередко возникают манящие романтические картины: «На Ольгинском мосту, внизу белеет Великая, морозная темнота спускается с неба, звезда падает, прежде чем он успевает загадать желание. Спросила: «Холодно?» – и пропала, точно растаяла в молочном свете газовых фонарей…» или «Мягкие тени скользили по Великой, растворяясь в подступающих сумерах. За Ольгинским мостом неподвижно стояли тёмные лодки рыбаков. Длинное удилище вдруг вырезалось, описывая, полукруг и ноживка с лёгким плеском падала». А мы продвигаемся дальше по набережной.
В 1983 г. В.Каверин пишет рассказы «Загадка» и «Разгадка», объединенные потом в повесть «Шестнадцатилетие». Действие их разворачивается в небольшом городке Бартеневе. Описанный в повести старинный монастырь на берегу реки напоминает Мирожский.
-32385419100028721054191000
Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь – одна из древнейших в России обителей, находится на левом берегу реки Великой при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Название речки произошло от слова «мрежи», «сети», т.к. издавна около монастыря были рыбные ловли.
Немного подальше мы можем увидеть силуэт Покровской башни, которая тоже является частой «героиней» Каверинских произведений.
72009024638000

7. Покровская башня.
332041566675003200406667500

Покровская башня – самая мощная крепостная башня Пскова, одна из крупнейших в Европе – наружная длина в окружности 90 м, пять ярусов. Возведена псковскими каменщиками в конце XV – начале XVI вв., неоднократно обновлялась в XVII в. 8 сентября 1581 года, в ходе шестимесячной осады Пскова поляками во время Ливонской войны, здесь разгорелся ожесточенный бой псковичей с войсками Стефана Батория. Яростное сражение закончилось глубокой ночью: засевшие в полуразрушенной Покровской башне поляки сдались в плен. Псковичи потеряли при отражении штурма 863 человека убитыми и 1626 ранеными, потери поляков были в шесть раз больше. Эту героическую оборону Пскова Каверин вспоминает в повести «Конец Хазы»: «Гражданская война, грохотавшая по России пулеметами от Баку до Кольского полуострова, не пощадила этого города, построенного на слиянии двух рек и обнесенного каменной стеною, которую в свое время с большим упорством долбил каменными ядрами Стефан Баторий». Примечательно, что автор упоминает Псков, рассказывая о событиях Гражданской войны в Петрограде. Это говорит о том, что Псков с его древней историей, с его легендами и преданиями всегда был в сердце Каверина. Он не просто присутствовал в нем как воспоминание, он наполнял душу писателя особым состоянием, особым чувством – чувством гордости и восхищения. Следует отметить, что так называемый «Баториев Пролом» (фотография из альбома) встречается в произведениях Каверина не раз. Возможно, именно здесь юный Вениамин, как и герои его романа «Два капитана», погружались в загадочный мир детских фантазий: «Я быстро пробежал по берегу до Пролома: здесь был сложен хворост для костра. Вдали видны были башни – на одном берегу Покровская, на другом Спасская, в которой, когда началась война, устроили военный кожевенный склад. Петька Сковородников уверял, что прежде в Спасской башне жили черти и что он сам видел, как они перебирались за наш берег, – перебрались, затопили паром и пошли жить в Покровскую башню. Он уверял, что черти любят курить и пьянствовать, что они востроголовые и что среди них много хромых, потому что они упали с неба. В Покровской башне они развелись и в хорошую погоду выходят на реку красть табак, который рыбаки привязывают к сетям, чтобы подкупить водяного».
Детские воспоминания В.Каверина всегда были связаны не только с беззаботной мальчишеской жизнью, но и с периодом обучения в Мужской гимназии.
8. Школа №1 им. Л.М.Поземского.
14605558800028536905461000

В 1912 году Каверин поступил в Псковскую мужскую гимназию, где проучился шесть лет (фотография из альбома). В «Освещенных окнах» Каверин признавался: «Мне не давалась арифметика. В первый класс я поступал дважды: провалился из-за арифметики. На третий раз хорошо сдал экзамены в приготовительный класс. Был рад. Мы жили тогда на Сергиевской улице. Вышел в форме на балкон показать городу, что я – гимназист».
Во второй класс Каверин перешел с Похвальным листом, который, к сожалению, не сохранился. В своих воспоминаниях В.А.Каверин пишет: «Когда мы перешли в третий класс, началась война. Гимназия заметно изменилась за годы войны». В годы Первой мировой войны в здании гимназии размещался Главный штаб Северного фронта под командованием генерала А.Н.Куропаткина. Младшие классы занимались во вторую очередь в Мариинской женской гимназии.
В конце мая 1916 года на плацу возле Поганкиных палат состоялся смотр, после которого выступили директор гимназии А.Г. Готалов и генерал Куропаткин.
Посмотрим на Псков 1915 года глазами гимназиста Вени: «Двенадцатилетний гимназист идет по городу, подняв воротник шинели. Холодно, воротник легонько трёт замерзшие уши. Это приятно, но время от времени все же приходится снимать перчатки и мять уши руками. Шарфа нет, отец приучил детей ходить по-военному, без шарфа.Дом предводителя дворянства на Кохановском бульваре: у дворянства был свой предводитель, как у дикарей в романах Густава Эмара.Вот и Летний сад, домик цветовода Гуляева, а налево – Застенная».
-35687028384500284289528321000Сейчас на школе №1 висит памятная доска.
292036543180000-13970441960009. Поганкины палаты.

Не менее легендарным, чем Покровская башня, является и здание, у которого мы с вами находимся. Это Поганкины палаты (фотография из альбома). Здание построено в 1670-е гг. Каверин в своём произведении «Два Капитана» рассказывает историю, которая до сих пор окружает это место определенной таинственностью: «Накануне мы условились пойти в городской музей. Саня хотела показать нам этот музей, которым в Энске очень гордились. Он помещался в Паганкиных палатах – старинном купеческом здании, о котором Петя Сковородников когда-то рассказывал, что оно набито золотом, а в подвале замурован сам купец Паганкин и кто войдет в подвал, того он задушит. И действительно, дверь в подвал была закрыта, и на ней висел огромный замок, наверно, XII века, но зато окна открыты, и через них возчики бросали в подвал дрова».
60579019240500
-270510461010263461546101010. Памятник «Два капитана».
Мы находимся у здания юношеской библиотеки, которая носит имя В.Каверина. (фотография из альбома). Венчает наш маршрут памятник двум капитанам – капитану Татаринову и Сане Григорьеву, главным героям романа «Два капитана». Писателю не суждено было дожить до установки памятника. Его открытие состоялось в июле 1995 года и стало большим праздником для псковичей. Однако проект памятника писателю посчастливилось увидеть. Каверин дал положительную оценку идее скульпторов М. Белова и А. Ананьева.
У некоторых может возникнуть вопрос: «Почему именно в Пскове стоит этот памятник? Почему не в другом городе?» Город Энск, фотографически точно описанный В.Кавериным в романе «Два капитана», имел прототип. Им был наш город Псков – город детства и юности автора книги. Удивительно, что Каверин помнит мельчайшие детали своего детства, проведенного в Пскове. И это не случайно. Именно Псков стал для Каверина своего рода первооткрывателем разных сторон жизни. Автор сам говорил об этом в романе «Освещенные окна»: «Впервые в жизни я выступал на собраниях, защищал гражданские права пятого класса, писал стихи, без конца бродил по городу и окрестным деревням, катался на лодках по Великой, влюбился искренне и надолго». Слово «впервые» в этой цитате становится ключевым, так как именно оно придает детству привкус неповторимости. Как и Л.Н.Толстой, Каверин считал, что детство играет основную роль в становлении личности. Именно в эти годы у человека складываются свои взгляды на жизнь, формируются нравственные ценности, словом, закладывается тот фундамент, который станет надежной опорой в дальнейшей жизни человека. Задача же каждого человека – никогда не забывать об этой прекрасной и важной поре. Эта мысль звучит в эпиграфе к роману «Освещенные окна», где В.А.Каверин цитирует слова П.Пикассо: «Надо потратить много времени, чтобы стать, наконец, молодым».
Окунуться в детство и ощутить его значимость в жизни человека нам поможет экскурсия в музей романа «Два капитана». Хочется заметить, что это единственный музей в России, который посвящён одному произведению. (Экскурсия в музей)

Каверин Вениамин Александрович

19.04.1902 – 02.05.1989

110 лет со дня рождения

Известный русский писатель родился в семье полкового музыканта Александра Зильбера, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. Мать – известная пианистка, выпускница Московской консерватории, женщине широко образованной. По окончании Псковской гимназии и средней школы в Москве, Каверин переехал в Петроград, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Петроградского университета и одновременно поступил в Институт живых восточных языков на арабское отделение. Будучи студентом, пробовал писать стихи, заводил знакомства с молодыми поэтами, но вскоре перешел на прозу. В 1920 году Каверин представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, свой первый рассказ – «Одиннадцатая аксиома»- и удостоился одной из шести премий. Рассказ произвел впечатление, и вскоре Каверин вошел в содружество молодых литераторов «Серапионовы братья». У всех «Серапионов» были характерные прозвища, у Каверина – брат «Алхимик». Потому, наверное, что пытался он литературу проверить наукой. А еще потому, что хотел он слить воедино реальность и фантастику в каком-то новом, небывалом синтезе. В 1923 году он выпустил свою первую книгу – «Мастера и подмастерья». Авантюристы и сумасшедшие, тайные агенты и карточные шулеры, средневековые монахи и алхимики- одним словом, яркие личности населяли причудливый мир ранних «отчаянно оригинальных» рассказов Каверина. В 1929 году о блестяще защитил диссертацию, представленную в виде научного труда «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».

Профессиональный интерес к литературе пушкинской поры, дружба с Юрием Тыняновым, но главное – азарт остроумного спорщика и полемиста, всегда готового скрестить копья со своими литературными противниками, повлияли на выбор псевдонима; фамилию Каверин он взял в честь Петра Павловича Каверина – гусара, дуэлянта-забияки, хотя и человека образованного, в чьих проделках принимал участие юный Пушкин.

Был период, когда, он пытался сочинять пьесы, один за дугим печатал свои новые произведения: «Конец хазы», «Девять десятых судьбы», «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове», «Черновик человека» и др. В 1930 году у 28-летнего автора вышло трехтомное собрание сочинений. Между тем, чиновники от литературы объявили Каверина писателем- «попутчиком», злобно громили его книги, обвиняли автора в формализме и жажде буржуазной реставрации.

Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он роман «Два капитана»; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря». Роман в буквальном смысле спас Каверина – по слухам, он понравился самому Сталину, недаром после войны, которую писатель провел на Северном флоте в качестве военного корреспондента ТАСС и «Извести», он был удостоин Сталинской премии.

«Два капитана» - самая известная книга Каверина. В свое время она была так популярна, что многие школьники на уроках географии всерьез доказывали, будто Северную землю открыл не лейтенант Вилькицкий, а капитан Татаринов – настолько верили они в героев романа, воспринимали их как реально существующих людей и писали Вениамину Каверину трогательные письма, в которых расспрашивали о дальнейшей судьбе Кати Татариновой и Сани Григорьева. На родине Каверина в городе Пскове неподалеку от Областной детской библиотеки, носящей ныне имя автора «Двух капитанов», даже установлен памятник капитану Татаринову и Сане Григорьеву, чьей мальчишеской клятвой было: «Бороться, искать, найти и не сдаваться».

В возрасте 70 лет он написал свою лучшую книгу «Перед зеркалом» - глубокий и тонкий роман о любви. «Если угодно – женский роман, в самом лучшем смысле этого слова»; роман, который Вениамин Александрович не без оснований считал самым совершенным своим произведением. Состоит он по большей части из писем, датированных 1910- 1932 гг. «Трудно назвать эту книгу остросюжетной, но почему-то кажется, что вряд ли кто сможет отложить ее, не дочитав последней страницы»

Ты иди, не сверни и не падай,
Упадешь — поднимись.
И будет тебе наградой
Цели заветной высь!
Евгений Карелов.


В этом году исполняется 115 лет со дня рождения советского писателя, драматурга и сценариста, лауреата Сталинской премии второй степени Вениамина Александровича Каверина (настоящая фамилия — Зильбер ). Вениамин Каверин — автор около двух десятков романов и повестей, он писал рассказы, сказки, драматические произведения, эссе и литературоведческие статьи.

Книга писалась на протяжении шести лет, с 1938 по 1944 года. Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана » началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле».

Лобашёв рассказал Каверину о своём детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.

«Это была история мальчика, у которого было трудное детство и которого воспитало советское общество - люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце» (В. Каверин ).

Ещё одним прототипом главного героя стал военный лётчик-истребитель Самуил Клебано в, героически погибший в 1942 году. Он посвятил писателя в тайны лётного мастерства.

Образ капитана Ивана Львовича Татаринова напоминает о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока » под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна » под руководством Георгия Брусилова и на боте «Геркулес » с участием Владимира Русанова .

Экспедиция на шхуне «Св. Мария » в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут «Святой Анны ». Внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым . Поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о поисках экспедиции Русанова . Судьба персонажа романа штурмана «Св. Марии» Ивана Климова перекликается с подлинной судьбой штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова .

Кстати, девиз романа — слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться » — это заключительная строка из хрестоматийного стихотворения лорда Теннисона «Улисс» . Эта строка также выгравирована на кресте в память о погибшей экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу, на холме Обсервейшн.

Именно за роман «Два капитана» Вениамин Каверин был награждён Сталинской премией второй степени в 1946 году.

Роман выдержал более сотни переизданий, был переведен на многие иностранные языки, дважды экранизирован (1955 год - режиссер Владимир Венгеров ,1976 год - режиссер Евгений Карелов ). В 2001 году по мотивам романа был поставлен мюзикл «Норд-Ост ».

Героям романа «Два капитана » в 1995 году установлен памятник в родном городе автора, Пскове (выведен в книге под названием Энск).

18 апреля 2002 года в Псковской областной детской библиотеке был открыт музей романа «Два капитана ».

В 2003 году главная площадь города Полярный Мурманской области названа площадью Двух Капитанов. Именно отсюда отправились в плавание экспедиции Владимира Русанова и Георгия Брусилова .

«Мои капитаны»

Вениамин Каверин закончил писать книгу в 1944 году, а до меня она дошла спустя пятьдесят лет. Мне было одиннадцать, книга стояла на полке, абсолютно невзрачная, без ярких картинок, достаточно объемная... до сих пор не понимаю, что сподвигло меня взять ее в руки.

Скорее всего, все-таки не обошлось без подстрекательств со стороны мамы, которая всегда была моим главным «рулевым» в море книг. Как бы то ни было, книгу поначалу я взяла с неким сомнением, думала, полистаю немного и закрою. Начала читать... и утонула, провалилась, пропала. Не знаю, как еще объяснить то состояние, в которое меня погрузил этот роман.

Ни одна книга прежде не вызывала у меня таких эмоций и чувств: гнев, обида, сострадание, радость, воодушевление. Книга была прочитана стремительно. Я была буквально оглушена впечатлениями и в то же время ощущала какую-то тоску, пустоту, как будто меня лишили чего-то родного. И, недолго думая, я снова взялась за роман, на этот раз читая более вдумчиво, всматриваясь в характеры, анализируя поступки.

Не знаю, сколько раз я перечитывала «Двух капитанов », но некоторые фразы до сих пор отчетливо всплывают в памяти: «Палочки должны быть попиндикулярны» (уроки письма от Гаера Кулия ), «Третий лимон до дому донести не могу» (милейшую Нину Капитоновну я всегда мечтала видеть своей бабушкой), «больной Г., немота без глухоты» , «Монготимо Ястребиный коготь» , «Молю тебя об одном: не верь этому человеку!» (фраза из письма капитана Татаринова , сыгравшая роковую роль в жизни его семьи).

И, конечно же, я, как Саня Григорьев , пыталась выучить наизусть письма штурмана. Сейчас уже почти все забылось, но первые строки помню и сейчас: «Глубокоуважаемая Мария Васильевна! Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды...».

Герои книги учили меня терпению и выносливости, дружбе и верности. Но еще я поняла, что в жизни есть жестокость и предательство, ненависть и зависть. Меня настолько поразило противостояние Сани Григорьева и Михаила Ромашева («Ромашки»), что, когда нам в школе впервые дали задание написать реферат на любую тему, я посвятила его тому, что волновало меня на тот момент больше всего, назвав свою работу «История дружбы и предательства в романе Вениамина Каверина «Два капитана».

Меня пугал и отталкивал этот самый Ромашка, пугало то, что подлость и озлобленность могут скрываться за внешней порядочностью и вежливостью. Как хотелось закричать «Не верь ему!» , когда он рассказывал Кате о том, как пытался спасти Саню! И как ликовала я, читая сцену разоблачения Ромашова ! Да простит меня актер Юрий Богатырев , но я никак не могла избавиться от несколько предвзятого отношения к нему из-за, несомненно, блестящего исполнения им роли Ромашки .

Кстати, о фильме. В этом году отмечается сорок лет со дня премьеры шестисерийного фильма режиссера Евгения Карелова «Два капитана ». Лично для меня фильм стал вторым подарком после самой книги. Вообще, с экранизациями у многих читающих людей достаточно сложные отношения: очень редко экранное воплощение совпадает с тем, что они представляли и видели, читая то или иное произведение.

Но фильм Евгения Карелова стал для меня редким исключением, тем самым попаданием в самую точку. Это было то, что я хотела видеть. Благодаря тому, что фильм был снят в нескольких сериях, он достаточно полно воспроизводил сюжет книги. Были, конечно, некоторые отличия, но для меня они особого значения не имели, а в одном моменте я была бы даже рада оставить именно вариант экранизации: в отличие от книги, в фильме сестра Сани не умирает после родов, а благополучно рожает и уезжает с маленьким сыном в эвакуацию.

И, конечно, огромную роль в фильме играет музыка талантливейшего композитора Евгения Птичкина . Увертюра и финальная песня, написанная на слова режиссера Евгения Карелова , сами по себе вызывают целую гамму эмоций.

Не имея в то время возможности скачивать музыку из Интернета, я ставила вплотную к телевизору маленький магнитофон «Легенда » и, дождавшись нужного момента, включала запись. Качество, конечно, оставляло желать лучшего, но я была счастлива уже тем, что, нажав на кнопку, могла снова и снова слушать музыку, которая так меня пленяла, куда-то звала; слушать финальную песню, в которой звонкий голосок мальчишки как будто от лица Сани Григорьева поет такие важные слова. Очень часто при этом у меня к глазам подступали слезы — это были слезы гордости, восхищения людьми, которые способны на Поступки, которые умеют дружить и умеют любить, для которых долг и честь — не пустые слова.

Прошло много лет со времени моей первой встречи с двумя капитанами, но книга по-прежнему занимает достойное место на книжной полке. Сейчас у нее уже несколько затертый и потрепанный вид, но моей вины в этом нет, с книгой я обращалась очень бережно. Просто однажды одноклассница попросила дать почитать её (задали на лето). Совсем не хотелось отдавать книгу, но и прослыть жадиной тоже было нежелательно.

В итоге, в конце лета книга вернулась в ужасном состоянии, с оторванным переплетом... и, что самое обидное, её так и не прочитали. Лучшее применение, которое ей нашли, - быть подставкой для сковородки. Сказать, что я была расстроена, - ничего не сказать. Я рыдала над испорченной книжкой от обиды и какого-то непонятного чувства вины перед ней, как будто не уберегла.

Мне предлагали заменить, купить новую, красивую. Но я отказалась. Пусть эта книга уже старая, потрепанная, с пожелтевшими страницами, но она — моя, родная, любимая. Желая перечитать какой-нибудь эпизод, я точно знаю, на какой странице он находится. И потом, мне казалось, что купив новую книгу, я предам старую, обижу её — тогда что-то разрушится, разорвутся какие-то тонкие связи между мной и книгой. Так я думала в детстве, да и сейчас мои мысли не изменились.

Вот и по сей день со мной рядом живут Саня и Петька , Катя и Саша , Иван Иванович и Иван Павлович , Нина Капитоновна и тетя Даша . Живут и помогают в трудную минуту, потому что они — верные, потому что они — настоящие!

«Куда шли мои капитаны?
Вглядитесь в следы их саней на ослепительно-белом снегу!
Это рельсовый путь науки, которая смотрит вперёд.
Помните же, что нет ничего прекраснее,
чем этот тяжёлый путь.
Помните, что самые могущественные силы души - это терпение,
мужество и любовь к своей стране, к своему делу»

Вениамин Каверин