Разное

Михаил Лермонтов — Утес: Стих. «Утес», анализ стихотворения Лермонтова

Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841 г.), написанное незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.

Главная тема стихотворения

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.

Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан - немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.

Структурный анализ стихотворения

При написании стихотворения автор использовал пятистопный хорей, а также двухсложную стопу, имеющую ударение на первом слоге, применяется опоясывающая рифмовка. Настроение двух четверостиший диаметрально отличаются друг от друга, первое пропитано ощущением жизнерадостности и веселья, второе - печали и грусти. Для полной передачи чувств и настроения данного произведения поэтом были использованы следующие средства художественной выразительности: олицетворение (тучка ночевала, утром умчалась, утес задумался, утес плачет), метафора (играя по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, старый утес), перифраз (влажный след в морщине утеса - следы слез). Чередование звуков «р», «л», «в» (аллитерация) и повторение звуков «о» и «а» (ассонанс) придает произведению особой плавности и выразительности.

Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.

Методическая система: Л.В. Занков.

Программа: Литературное чтение, В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова.

Класс: 2 (1-4).

Цель урока: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".

Задачи урока:

  • раскрыть основное настроение стихотворения (грусти и одиночества);
  • формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи;
  • формировать первичные представления о приёмах олицетворении и контрасте;
  • формировать умение анализировать лирические стихотворения;
  • развивать воссоздающее и творческое воображение;
  • совершенствовать выразительность чтения,
  • расширять литературный кругозор учащихся;
  • воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, учебник "Литературное чтение, 2 класс, 1 часть", тетрадь по литературе, цветные карандаши.

I. Подготовительная работа.

Цель: подготовить детей к первичному восприятию текста стихотворения, вызвать интерес к изучаемому произведению, настроить восприятие учащихся на эмоционально-эстетический тон стихотворения.

II. Ход урока

1. Организационный этап (3 минуты).

Дидактические задачи этапа:

  • подготовить учащихся к работе на уроке;
  • обеспечить адекватную внешнюю обстановку для работы;
  • психологически настроить учащихся на предстоящую работу.
  • взаимное приветствие учителя и учащихся;
  • проверка готовности рабочих мест учащихся;
  • запись числа, отметка о настроении (учащиеся отмечают своё настроение, обозначая его символом - например, воздушным шариком);
  • организация внимания, сообщение темы урока:

Сегодня на уроке мы с вами разгадаем ещё одну тайну искусства, а поможет нам стихотворение М.Ю. Лермонтова "Утёс".

2. Этап активизации ранее полученных знаний (5 минут).

Дидактические задачи этапа:

  • повторение ранее изученного материала (изобразительно-выразительные средства языка (контраст), особенности звучания (рифма);
  • подготовка к восприятию нового термина.

На доске записаны термины: пейзаж, контраст, строфа, рифма, пауза, олицетворение.

Выберите термины, которые вам знакомы, и зачитайте:

  • пейзаж
  • контраст
  • строфа
  • рифма
  • пауза
  • олицетворение

В тетради поставьте цифры в столбик от 1 до 5. Я буду зачитывать определение, если вы согласны с тем, что я зачитала, поставьте +. Если не согласны - -.

  1. Пейзаж - это жанр литературы.
  2. Контраст - это картина природы.
  3. Строфа - это группа стихов, связанных по смыслу.
  4. Рифма - повтор звуков, связывающих окончания слов.
  5. Пауза - короткий перерыв в речи.

Проверка: --+++.

На доске записан ещё один термин, как вы думаете, что такое олицетворение?

Так ли это, мы выясним на уроке.

Методические указания:

  • проверка правильности выполнения работы осуществляется путём самопроверки: учитель зачитывает утверждения и говорит верны они или нет, учащиеся проверяют, соответствует их ответ или нет;
  • в ходе беседы заслушиваются все мнения учащихся, учитель не оценивает ответы учащихся с позиции "верно - неверно".

3. Этап самостоятельного чтения учащихся (1 минута).

Дидактические задачи этапа:

  • повторение текста стихотворения;
  • подготовка к анализу стихотворения.

Прочитайте стихотворение, которое было домашним заданием с. 28.

Методы обучения на данном этапе:

  • работа с книгой.

Методические указания:

  • дети заранее заучивают стихотворение, что облегчает работу по формированию представлений о специфике лирических произведений.
  • портрет поэта висит на доске и на данном уроке учитель не знакомит учащихся с творчеством и жизнью поэта.

4. Этап анализа текста (20 - 25 минут).

Дидактические задачи этапа:

  • формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, олицетворение);
  • формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);
  • учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);
  • подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения.

Работа по плану:

  1. Определение количества строф, строк в строфе.
  2. Составление рисунка рифм.
  3. Выразительное чтение учителем.
  4. Определение контрастов в стихотворении.
  5. Выделение образов.
  6. Работа над понятием "олицетворение".

Сколько строф в этом стихотворении, докажите (2: т.к. в первой группе говорится о тучке, а вторая объединена темой утёса).

Найдите рифмы, сделайте рисунок:

  1. золотая
  2. великана
  3. играя
  4. в морщине
  5. одиноко
  6. глубоко
  7. в пустыне

Чтение стихотворения учителем с. 28.

О чём это стихотворение? Только ли о природе?

Сначала попробуем разгадать все пейзажные тайны стиха. Для этого зададим вопрос "почему?" ко всем выделенным словам, и попробуем ответить на него:

  • почему тучка "золотая"? Она из золота? (это цвет тучки, она ночевала и поэтому в свете луны казалась золотой, как бы светилась)
  • почему "на груди утёса-великана"? (спят малыши у мамы на руках, на груди, так уютно и спокойно; утёс-великан - это очень высокая гора, выше облаков, поэтому получается, что тучка на груди этой горы, а вершина над тучкой, как голова)
  • почему "по лазури, играя"? (утром, когда зайдёт солнце небо очень чистое лазурное, дует ветер и тучка "убегает" (её перемещает ветер), тучка отдохнула и поэтому легко, быстро "весело играя" умчалась)
  • почему остался "влажный след в морщине"? (по утру бывает роса, туман, тучка состоит из мельчайших капелек воды, а у гор есть складки, трещины, поэтому в этих трещинках остались капельки воды)
  • почему "тихонько плачет он в пустыне"? (горы, утёсы покрыты снегом, как на картинах Н.Рериха, от солнца, может, этот снег подтаивает, как слёзы - течёт. В пустыне - это потому, что в горах никого нет, туда трудно добраться)

Много ли контрастов в этом стихотворении?

(контраст есть:

  • ночь - утро,
  • статика утёса - движение тучки,
  • весёлость - грусть,
  • великан-утёс - маленькая тучка).

О чём же ещё это стихотворение? Какие образы есть?

Поэт увидел в неживых предметах черты человека, т.е. он увидел лицо утёса, тучи, определил их характер.

Поэт использует приём:

о - лице - творение

Может ли живопись так же воспринимать мир неживой природы?

Рассмотрите репродукцию на с. 30 (М. Чюрлёнис. День, Н. Рерих. Стражи ночи.)

Что вы видите? Можно ли назвать образы, созданные художниками - олицетворениями? (даже название "Стражи ночи" - оживляет)

Вернёмся к стихотворению "Утёс". Какое у него настроение? (грустное, задумчивое, мрачное, печальное; старик-утёс задумался о своей молодости, ему одиноко; тучка - светлое воспоминание, как беззаботна молодость и очень одинока старость)

Методы обучения на данном этапе:

  • практический метод (упражнения, рисование схем, образов, работа в тетради);
  • наглядный метод (репродукции, просмотр картин на выставке, наблюдения учащихся);
  • словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);
  • работа с книгой (чтение, цитирование);
  • частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Методические указания:

  • на данном этапе важна предварительная работа, т.е. просмотр картин Н. Рериха и рассказ об особенностях его творчества, т.к. она помогает осознать идею стихотворения, определить настроение и раскрыть понятие "олицетворение";
  • ответы детей не оцениваются, а обобщаются учителем, т.к. анализ текста должен отвечать потребности разобраться в прочитанном;
  • при работе с образами стихотворения учащиеся делают рисунки в тетрадях.

5. Этап подведения итогов урока (2 минуты).

Дидактические задачи этапа:

  • обобщение результатов анализа стихотворения;
  • обобщение знаний о выразительно-изобразительных средствах произведений искусства.

Какую тайну искусства мы разгадали на уроке?

Какая картина с выставки картин Н. Рериха наиболее подходит по идее, по настроению, по образам к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утёс"?

6. Домашнее задание.

Дидактическая задача этапа:

  • подготовка к восприятию нового материала.

Запишите карандашом в тетради: с. 31. выучить.

III. Последействие.

Дидактические задачи этапа:

  • расширение межпредметных связей.

Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утёс" (на уроке изобразительного искусства).

Подготовьтесь к конкурсу чтецов по теме "Изобразительно-выразительные средства языка".

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утес"
Цель: помочь ученикам понять смысл стихотворения и подготовить к выразительному чтению наизусть.
Предполагаемые результаты:
 Предметные: активизировать знания по биографии М.Ю.Лермонтова, повторить изобразительно­
выразительные средства языка, отработать схему чтения “настроения” текста, углублять навыки
первичного анализа стихотворного текста(лирического произведения).
 Метапредметные: пополнить словарный запас, познакомить с картинами М.Ю.Лермонтова и с
романсом на его стихи.
 Личностные: способствовать воспитанию чувства сострадания, желания помочь человеку,
оказавшемуся в одиночестве.
Урок выстроен в логике системно­деятельностного подхода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Использование ТСО: на уроке были задействованы компьютер, проектор, SMART – интерактивная доска.
Также использованы были мультимедийная презентация, видеофрагмент, аудиозапись.
В классе, в котором проводился урок, обучается 26 человек. Социальная обстановка стабильная, дети
доброжелательные, в основном со средними способностями.
Этап урока
Организационный
момент.
Проверка домашнего
задания.
Действия учителя
Действия учеников
Добрый день всем! Я рада вас снова видеть! Готовы
активно поработать? С чем вы уходите с каждого
урока, ребята?
Приветствуем друг
друга (слайд
1) Презентация
Самостоятельная
работа по домашнему
заданию. Способ
проверки:
взаимопроверка и
проверка по
эталону. (Слайд 2)
На сегодняшнем уроке мы снова будем работать с
оценочным листом.
Проверим домашнее задание. У каждого из вас есть
перед собой табличка со словами, значение которых
мы выясняли на прошлых уроках. Ваша задача –
соединить термины и их определения линиями.
Приступайте.
А теперь проверим. Обменяйтесь с соседом по парте
листочками. На слайде вы видите подобную табличку,
кто уверен, что справился с работой и может
выполнить ее на доске? Ну а теперь я покажу вам
ключ. Обратите внимание на баллы внизу. И поставьте
оценку соседу по парте.
Обменяйтесь листочками. Посмотрите свои ошибки и
отметь те в оценочном листе, как вы справились с
заданием.

Актуализация
знаний.
Итак, озвучим эти понятия, ведь работать с ними мы
будем и на сегодняшнем уроке.
Целеполагание и
планирование
работы.
Мотивация.
А теперь переходим к главному – к теме
сегодняшнего урока. Тема звучит следующим
образом: “Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова
“Утес”. Я предлагаю вам постараться наиболее точно
сформулировать нашу учебную задачу на этот урок,
выбрав ее из предложенных в задании 2 оценочного
листа. (ответ – на слайде по щелчку)Проверьте себя.
Кто озвучит цель нашей работы на уроке?
Ну а теперь я предлагаю вам попробовать
спланировать нашу работу. В оценочном листе вы
видите этапы урока. Сможете ли вы выстроить урок
так, чтобы нам было удобно работать?
Проверка домашнего задания.
Постановка цели.

Работа с лексикой стихотворения (можно спросить,
что такое лексика).


Справились? А теперь проверим. У кого
верно? (Слайд 4)
Ребята, что такое утес?
На слайде вы видите картину… Называется она
“Окрестности села Караагач”. автор ее –
М.Ю.Лермонтов. На ней вы видите утес… может, это
и не тот самый, из стихотворения, но он очень похож
на него. Послушайте,
пожалуйста, стихотворение (читаю).
Это небольшое стихотворение так вдохновило его
читателей, что более шестидесяти композиторов
написали музыку и появились прекрасные романсы на
эти стихи. Послушайте один из них в исполнении
Александра Матюхина.
Озвучивают понятия –
изобразительно­
выразительные средства
языка и “лирический
герой”.
Выполняют учебную
задачу: выбор цели,
затем – следующую,
планирование.
Обсуждаем в классе,
если есть варианты, и
приходим к одному
выводу.
(Слайд 3­4)
Отвечают на вопрос.
Лексическая работа.
(Слайд 5)
Слушают
стихотворение.
Слушают романс
Лексическая работа. – О чем это стихотворение? Назовите двух героев
(утес и тучка).
– Речь идет только о природных явлениях?
Беседа о фигурирующих
в стихотворении
образах утеса и тучки.

В стихотворении два образа, которые символизируют
непрочность человеческих отношений.
Давайте составим лексические цепочки к каждому
образу и подберем ассоциации к ним (в результате
работы создается таблица).
Тучка.
Утес.
Проверяем.
Какой прием помог нам говорить об утесе и о тучке
как о живых людях?
Дети. Олицетворение.
Сколько частей в стихотворении? (2)
Кому посвящена 1 часть (1 строфа) стихотворения?
(Тучке.)
2 часть (“ строфа) – (утёсу).
По описанию эти картины одинаковые? Они
противопоставлены друг другу. Какой приём здесь
использовал автор?
Контраст.
Учитель. Найдите контрасты.
Дети. Тучка – великан.
Тучка золотая – старый утес.
Умчалась рано – одиноко он стоит.
Весело играя – тихонько плачет.
Играет в лазури – стоит в пустыне.
Контрастом выступают первая и вторая строфы
стихотворения.
Какую роль играют выразительные средства в
стихотворении? (они помогли оживить героев
произведения, помогли показать чувства, которые эти
герои переживают, помогли представить в цвете
образы стихотворения)
Давайте ближе познакомимся с героями
стихотворения.
ТУЧКА– какая она? Что мы о ней узнали?
(Тучка золотая Почему она золотая?)
(Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым
цветом, а желтый цвет – цвет золота).
Какие действия совершала тучка? Прочти. Только ли
о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти
Делятся впечатлениями
о прочитанном
стихотворении и
возникших ассоциациях.
Составляем
лексические цепочки,
заполняем таблицу 1.
(Слайд 6)
Работают над
понятиями
“олицетворение” и
“контраст”
Ищут контрасты в
тексте стихотворения.
Рассуждают о роли
выразительных средств
в тексте стихотворения.
Отвечают на вопросы
учителя, опираясь на
текст.
(Слайд 7)

Физкультминутка.
Работа с образами
главных героев.
Выполняют движения,
те, которые показывает
учитель.
Отвечают на вопросы
учителя, опираясь на
текст.
Отвечают на вопросы,
опираясь на личный
опыт.
Вспоминают понятие
“лирический герой”.
действия?
(Человек. Молодая девушка).
Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая,
способная к движению, путешествиям девушка. Она
веселая, жизнерадостная.
Физкультурная пауза.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
Посидим­ка мы с тобою!
Почему ночевала на груди утеса– великана?
(Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было
плохо.)
– Почему утеса– великана? Какой он – утёс?
(Он большой, высокий, сильный, может помочь,
поддержать в трудную минуту.)
Почему “одиноко” стоит? (Прикован к месту,
недвижим, никого нет рядом, и тучка его покинула.)
Почему остался влажный след в морщине старого
утеса?
Может, это слезы тучки? (Ответы детей.)
А может это слезы утеса?
Встреча оставила след в его душе. Почему задумался
глубоко? После встречи особенно остро
переживаются чувства одиночества и обреченность на
невостребованность.
– Почему тихонько плачет?
Тяжело, когда тебя кто­то покидает.
Утёс остается наедине со своими воспоминаниями.
Его сердце переполняют чувства …КАКИЕ?
Помогите мне.
(Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.)
А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о
своем одиночестве?
Лирический герой Лермонтова, одинокий человек.
Самостоятельная
работа: составление
настроения текста.
А сейчас я предлагаю вам каждому поработать
самостоятельно.
В тетради сделайте три графы я, мы, все. Кто скажет,
какую работу вы будете выполнять? (уточнить, что
характеризовать будут 8 строчек). Но у меня есть
просьба. Кто сможет нарисовать утес и тучку?(на
доске, которая закрывается к стене)цветными
Выполняют
самостоятельную
работу по созданию
таблицы “настроение
текста”
Один человек рисует на

доске утес и тучку,
затем решаем,
соответствует ли
нарисованное тексту.
Отмечают после
проверки результат в
оценочном листе.
(Слайд 8)
Выразительно читают
стихотворение.
Ответы детей. (Слайд
9–10)
Подводят итоги урока,
проговаривают, удалось
ли достичь цели.
Записывают домашнее
задание.
мелками
Приступайте. В это время рисуют на доске.
А теперь проверим.
Поставьте плюсы в оценочном листе.
Выразительное
чтение.
Кто попробует прочитать стихотворение в
соответствии с тем какие стрелочки вы поставили.
Вам удалось передать чувства одиночества, тоски.
Рефлексия.
Домашнее задание.
В чем же главный смысл стихотворения?
(Одиночество.)
Достигли ли мы запланированной цели урока?
Подведите итог на оценочном листе, поставьте себе
оценку и передайте оценочные листы на первые
парты.
Да. Одиночество – самое большое несчастье в жизни
человека, но его нужно преодолевать. Если человек
одинок, как ему помочь?
И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята,
что где– то рядом есть те, кому одиноко. Пусть
внутренний мудрый голос подскажет вам, как
поступить.
Домашнее задание – на слайде.
Спасибо за урок, до новых встреч.
Оценочный лист.
………………………………………………………………………………………………………….
(Напиши здесь, как тебя зовут)
№ Текст задания
Резуль
тат
1
2
Вы справились с заданием, правильно соединив понятия, или допустили 1­2 ошибки –
ставьте “+”. Если же не справились, допустив 3 и больше ошибок – ничего не ставьте, вам
есть, что повторить!
1. Поближе познакомиться с творчеством М.Ю. Лермонтова.
2. Понять смысл стихотворения “Утес” и подготовиться к выразительному чтению.

3. Научиться выразительно читать стихотворение “Утес”.
3 Поставьте номера этапов – от 1 до 6.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения и прослушивание романса.
Самостоятельная работа и проверка.
Постановка цели и планирование работы.
Работа с лексикой стихотворения.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ошибок. Вы молодцы!
4
5
Работа с изобразительными средствами.
Ставьте себе плюс, если у вас не более двух ­трех ошибок.
Работа с “настроением” текста.
Ставьте себе плюс, если у вас не более трех ошибок. Вы уловили настроение текста!
А теперь подведите итог.
Сколько плюсиков – такая и оценка!
Ты молодец! Спасибо за урок!
Таблица 1
тучка
эпите
т
олицетворе
ние
метаф
ора
Ассоциации к образу тучки
утес
эпитет
олицетворени
е
Ассоциации к образу утеса

Тема: «Образ- пейзаж в произведении М. Ю. Лермонтова «Утес».

Цели: создать положительную мотивацию на уроке, обогатить словарный запас, выяснить, какие художественные приемы помогают автору передать свои чувства и настроение, формировать умение задавать вопросы к тексту, анализировать, сравнивать; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Оборудование. Изображения тучки, утеса, звезд. Портрет писателя М. Ю. Лермонтова. Лента времени, дерево интонации, таблица «Художественные средства». Памятка «Первые шаги выразительного чтения», словарик настроений, видеофильм «Биография писателя».

Ход урока.
I. Организационный момент.
Релаксация под музыку.
Учитель. Ребята, внутри каждого из вас живет мудрый голос. Он ведет нас по жизни, помогает нам стать добрее, умнее. Давайте прислушаемся к нему. Интересно, что он говорит о предстоящем уроке?
Дети. Я хочу прикоснуться к прекрасному миру искусства.
Хочу раскрывать тайны произведения, попытаться прочитать
между строк.
Мне хочется научиться читать выразительно, с чувством, чтобы
услышать аплодисменты ребят.
Хочу познакомиться с мастерами слова
Учитель. Пусть ваши надежды оправдаются. А наш урок будет интересным, познавательным и затронет струнки вашей души. Что готовили дома?
II. Актуализация знаний.
Дети. Повторяли стихи о природе, которые учили раньше.
Учитель. Оживим нашу память. В каком литературном произведении встречали этот образ? /Учитель показывает репродукцию А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
Дети. Произведение А. С. Пушкина «Тиха украинская ночь»
Кто желает прочитать? /Звучит «Сладкая греза» П. И. Чайковского/.
Учитель. Какое стихотворение вам хочется прочитать, рассматривая эту картину?
Звучит произведение П. Чайковского «Октябрь», ученик читает стихотворение К. Кулаковской «Отвеселилось беспечное лето».
Учитель. А этот образ, какое стихотворение навеял? /показ репродукции И. Грабаря
Дети. Д. Кедрин «Осенняя песня».
Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского, ученик читает произведение Д. Кедрина.

Поблагодарим исполнителей аплодисментами.
Учитель. Что объединяет эти произведения? Какие образы создают авторы? Слово «образы» появляется на доске. Как сказать короче? Картина, изображающая природу- это образ… (пейзаж) А это пейзаж? Учитель вешает еще одну репродукцию «В горах» М. Ю. Лермонтова. Опишите.
Учитель. Эту картину нарисовал М. Ю. Лермонтов.
Кто знает, как по-другому называется высокая скала? Это утес. Это и произведение, с которым мы познакомимся на уроке.
Написал его М. Ю. Лермонтов. Родился он в Москве 15 октября 1814 года. Давайте обратимся к ленте времени и зажжем на ней звезду творчества М. Ю. Лермонтова. В каком веке он создавал свои произведения? Теперь наша тема урока звучит полно, прочитаем: «Образ- пейзаж в произведении М. Ю. Лермонтова «Утес».
III. Восприятие темы.
Учитель. Откройте словарики настроений, мы отправляемся в мир поэзии.
Звучит произведение М. Лермонтова «Утес».
Поделитесь своим настроением, чувствами, мыслями.
Дети.
Учитель. Что нужно сделать, чтобы так выразительно прочитать?
Дети. Нужно раскрыть тайны произведения.
Учитель. Что значит, раскрыть тайны произведения?
Дети. Найти художественные приемы, понять, что хотел сказать автор.
Словарная работа.
Учитель. Кто раскрывает тайны?
Дети. Исследователь, следователь, следопыт. Кладоискатель, детектив, сыщик, почемучка, шпион, агент, всезнайка, ученый. Сегодня у вас есть возможность побывать в роли исследователей и почемучек.
Учитель. Исследуйте текст и найдите непонятные слова.
Самостоятельное чтение произведения учащимися.
Учитель. Какие слова предлагаете прокомментировать? Обратимся к словарю.
ЛАЗУРЬ - светло- синий цвет. Небесная лазурь.
УТЕС- высокая скала. Гранитный утес. Как утес стоит кто-то (твердо, непоколебимо)
Учитель. Определите жанровую принадлежность.
Дети. Это стихотворение, так как есть рифма и ритм.
Учитель. Найдем рифмы. Какая рифма?
Дети. Рифма опоясывающая.
Учитель. Она помогает читать произведение в спокойном темпе, раздумывая.
- Какие образы создает поэт?
Дети. Образ тучки и утеса.
/Образы появляются на доске/
Учитель. Какие картины вы представили, читая произведение? Ответы детей подкрепляются словами текста.
Дети. Мы увидели маленькую тучку, которую пронизывают солнечные лучи. Она ярко- желтая, будто из золота. А рядом в пустыне огромный утес. Утреннее сверкающее голубое небо, свежий ветерок подбрасывает маленькую тучку, словно кораблик в бескрайнем океане небес.
Учитель. Вы представили красивый пейзаж. Но в поэзии образы живут двойной жизнью. Только ли о тучке и утесе идет речь в этом стихотворении? Ответ мы дадим, когда разгадаем все тайны произведения. Предлагаю поставить вопросы к ключевым словам стихотворения.
Дети сами ставят вопросы и сами на них отвечают.
- Почему тучка золотая?
Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым цветом, а желтый цвет – цвет золота. А может, она такая красивая, что глаз нельзя отвести.
Учитель. Какие действия совершала тучка? Прочти.
Учитель. Только ли о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти действия?
Дети. Человек. Молодая девушка.
Учитель. Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая, способная к движению, путешествиям девушка. Она веселая, жизнерадостная.
Физкультурная пауза.
Закрыли глазки. Представьте, что к вашим ногам опускается маленькая тучка. Мы садимся на неё, и она поднимает нас выше и выше. Мы видим яркий месяц, блестящие звезды. Наша тучка опускается на вершину высокой горы. Кругом тихо, наступает ночь.
Учитель. Продолжаем задавать вопросы.
- Почему ночевала на груди утеса- великана?
Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было плохо.
- Почему утеса- великана?
Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту.
Учитель. Только ли размер важен, когда автор говорит об утесе – великане?
Д. Нет, он называется еще и старым, у него морщины, он прикован к месту, не может двигаться и странствовать, как наша тучка. Но может поддержать в трудную минуту, выслушать, дать совет.
- Почему остался влажный след в морщине старого утеса?
Может, это слезы тучки?
А может это слезы утеса?
Встреча оставила след в его душе. Влажный след, напоминающий об облаке. Почему задумался глубоко?
После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества и обреченность на невостребованность.
- Почему тихонько плачет?
Он грустит, скучает, ему одиноко без веселой и неугомонной тучки. Совсем недавно он оберегал её, заботился. Тяжело, когда тебя кто-то покидает.
- Почему тихонько плачет?
Ему стыдно плакать. Он большой, сильный. Великан! Он не хочет, чтобы его слезы еще кто-нибудь видел. Стыдно плакать.
- Почему в пустыне?
Когда человеку тяжело, он не замечает ничего вокруг. Он ушел в себя. Учитель. Посмотрите, как все было красиво! Но с уходом тучки все умерло для него (учитель убирает тучку, звезды, месяц). Он остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства … Помогите мне.
Дети. Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.
Учитель. О чем мы сейчас говорили?
Дети. О чувствах.
Учитель. Образ – пейзаж позволил нам говорить не просто об удивительно красивой природе, но и (открывается запись) о человеческих чувствах, о человеческих переживаниях. Значит образ – пейзаж – это мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Какой прием помог нам говорить об утесе как о живом человеке?
Дети. Олицетворение.
Учитель. Найдите олицетворения.
Учитель. А какой прием помог автору ярче передать эти чувства?
Дети. Контраст.
Учитель. Найдите контрасты.
Дети. Тучка – великан.
Тучка золотая - старый утес.
Умчалась рано – одиноко он стоит.
Весело играя - тихонько плачет.
Играет в лазури – стоит в пустыне.
Контрастом выступают первая и вторая строфы стихотворения.
Учитель. А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о своем одиночестве? О ком это произведение?
Д. О самом авторе, его переживаниях.
У. С кем сравнивает себя поэт? Почему?
У. Такие произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими. Лирика – род литературы, собственное «я» поэта, это мир, увиденный и пропущенный через сердце. Как и утес, наш поэт был одинок. В три года он остался без мамы, его воспитывала бабушка. В детстве маленький Миша часто болел. Бабушка заботилась о внуке, о его здоровье, часто возила лечиться на Кавказ. Горы он любил с детства. Их снеговые ослепительные вершины, бурные, пенистые речки, пологие склоны, поросшие зеленью. Давайте перенесемся в то время, когда жил М. Лермонтов.
/Просмотр видеофильма/
Учитель. Что вы узнали о М. Ю. Лермонтове?
Миша был удивительно одаренным. Еще ребенком любил подбирать рифмы к словам. Прибежит к бабушке и говорит: речка-печка, кошка- окошко. Лермонтов чудесно лепил из воска, рисовал, знал английский, французский и немецкий языки, играл на фортепиано и флейте.
Учитель. Учился Лермонтов много. Благородный пансионат при Московском университете, военная школа в Петербурге. Повзрослев, став военным человеком, участвовал в боевых походах на Кавказе. Он чувствовал в своей душе необъятные силы, ему хотелось быть полезным людям, всему миру. М. Лермонтов - сильный, храбрый военный человек, но чувствительный, ранимый и одинокий. С ним не было рядом человека, который разделил бы его беды и радости. В стихотворении он пишет о своих чувствах, переживаниях, а мы постараемся передать их при помощи выразительных средств интонации. /Дерево интонации/
Работа в паре.
Учитель. Работать будем в парах. Продумайте тон, темп, силу голоса.
На партах памятка «Выразительное чтение»
У. Послушаем, что у вас получилось.
Вам удалось передать чувства одиночества, тоски. Когда человек чувствует себя одиноким? Что делать, если кому- то одиноко?
Ответы детей.
Учитель. Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие.
Читает учитель.
Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь в душе они совсем не те…
Боимся мы в глаза смотреть друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться быть открытым,
Друг другу в жизни надо помогать.
Давайте поможем нашему утесу, вернем ему красивую тучку.
IV. Рефлексия.
- Если вам нравилось, как вы работали, если у вас все получалось, то возьмите зеленую тучку.
- Если все удавалось, но не сразу – выбери желтую.
- А если трудных моментов было много, возьмите красную тучку. Давайте подарим их нашему утесу. Посмотрите, как красиво!
V. Творческое домашнее задание.
Учитель. Мы много сделали на уроке. Предлагаю творческое домашнее задание по выбору.
- Создайте образ тучки и утеса красками.
- Выучите стихотворение «Утес», поищите музыку, созвучную тому настроению, что в стихотворении.
- Выучите другое стихотворение М. Ю. Лермонтова, в котором тоже присутствует тема одиночества, тоски. И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята, что где- то рядом есть те, кому одиноко. Пусть внутренний мудрый голос подскажет вам, как поступить.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес» речь идет о двух персонажах. Ими являются «тучка» и «утес», они, могут быть рассмотрены иносказательно, как герои жизненных ситуаций. Стихотворение начинается со слов: «ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», эти строки указывают нам на то событие, над которым размышляет наш герой – «утес».

Начало стихотворения достаточно интересное, М.Ю. Лермонтов использует метафору для описания персонажей: тучка – «золотая», а утес – «великан», призывая читателя обратить внимание на ценность тучки для утеса, и на мощь и силу утеса в сравнении с ней.

Тучка символизирует легкость – то, что может в любой момент раствориться и улететь, а утес – основательность – то, что имеет опору и с трудом поддается каким-либо переменам. Благодаря выбору именно данных персонажей автор обращает наше внимание на взаимоотношения людей, на их особенности характера, жизненный опыт и стиль жизни.

В стихотворении, как и, часто случается, в жизни, один герой динамичен, в силу своего характера – «тучка», а другой статичен – «утес». Что мы и замечаем из следующих строк: «Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя». Тучка продолжила свой путь, легко и радостно покинув свой ночлег. Данные строки показывают, что женский персонаж в данном стихотворении относится к жизни легко и непринужденно, воспринимая окружающий мир слегка легкомысленно и интуитивно. Мировосприятие утеса, наоборот, отличается способностью мыслить и размышлять, основательностью и твердостью.

Это показывают следующие строки: «Но остался влажный след в морщине старого утеса. Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне». Утес переживает момент ухода тучки, ему становится грустно и одиноко, но изменить что-либо утес уже не может. Мужской персонаж имеет другой жизненный опыт и другие условия, которые отличаются от взглядов на жизнь «героини». В стихотворении М.Ю. Лермонтов показывает различие между тучкой и утесом, из-за которых они не смогут быть вместе. Утес остается печальным персонажем, глубоко переживающим это: «остался влажный след в морщине», «тихонько плачет он».

Тема одиночества присутствует в стихотворении, особенно в последних строках. Возможно, утес вспоминает свою молодость, ностальгируя по ней, ибо сейчас он уже стар. Автор делает героя стихотворения трагичным, так как, ностальгируя по тучке, утес ничего не может изменить, он бессилен. Все что ему остается только помнить об этом радостном моменте прихода тучки и печалиться, зная, что время берет свое и расставляет все по местам.