Интернет

Миланский собор (итал. Duomo di Milano)

Когда человек приезжает в Милан как турист, по делам или на шоппинг, неизбежно ему суждено оказаться на главной и центральной площади города, площади Собора. Эта площадь является сердцем города во всех отношениях, ведь если воткнуть воображаемый циркуль в эту точку, он очертит идеальный круг, который и будет средневековым центром города. Но все эти соображения уходят на задний план при реальной встрече с этим парящим над землей мраморным чудом, которому уже без малого 7 веков. В 1386 году был заложен первый камень этого самого главного готического собора Италии, третьей по величине церкви всего католического мира. Больше него только Собор св. Петра в Ватикане и Севильский собор в Испании, 40 тысяч человек может разместиться под его гулкими мраморными сводами.

Мы знаем, что мрамор особенно ценится как материал на протяжении всей истории человечества. Причина этого станет понятной даже далекому от искусства человеку при ближайшем же контакте с Миланским собором (Собор Дуомо) (Duomo di Milano) . При разном освещении, в разное время суток и в разное время года это здание удивительным образом может создавать совершенно разное настроение, внушать разные чувства. Может быть, вы захотите воспользоваться советом знаменитого немецкого поэта Гейне, который был уверен, что лучше всего Миланский собор смотрится в полночь под ярким светом луны. Тогда кажется что многочисленные мраморные обитатели его террас и шпилей вот-вот сойдут со своих постаментов и начнут рассказывать удивительные и слегка пугающие средневековые истории. Статуй на соборе около 3400, и среди них можно найти не только библейских персонажей, но и 96 химер-востоков, боксеров в стойке, статую, которая по мнению миланцев стала прототипом Статуи Свободы в Нью-Йорке, и даже маленький портрет Муссолини. Последний, правда, сейчас переделан до неузнаваемости и найти его можно только «по подсказке». На самом почётном месте возвышается символ города. Это золоченная фигура Мадонны, ведь храм посвящен Рождеству Богородицы. Миланцы ласково называют свою заступницу Мадонночкой, хотя размер её 4,16 метра, а весит она около тонны.

Внутри собора вас встретит полумрак и мистическое сияние витражей. Нигде в Италии вы не найдете такого количества витражей в одной церкви, а алтарные окна восхищают самыми большими витражами в Европе. Если провести глазами линию от центра алтаря наверх, под самым потолком можно увидеть маленький красный огонёк. Там хранится великая святыня Милана — гвоздь со Святого Распятия. Если вам повезет побывать в Милане в сентябре, в ближайшую субботу к 14 сентября (День Воздвижения Креста Господнего), вы можете побывать на церемонии торжественного снятия гвоздя архиепископом Милана, который поднимается под купол собора на старинном подъемнике. По преданию этот подъемник придумал сам Леонардо да Винчи.

Самое необычное из того, что можно увидеть в соборе — это меридиан, солнечные часы, которые с конца 18 века показывают полдень. Вдоль всего входа тянется металлическая полоска, на которой размечены знаки зодиака. В
полдень солнечный луч безошибочно встает на тот знак, который соответствует текущему месяцу. В 60-х годах прошлого века сбои в работе меридиана подали сигнал о серьёзной опасности — проседании собора.

Собор Милана, который больше 500 лет с любовью строили жители одного из самых процветающих городов Европы, богат многими другими достопримечательностями и шедеврами.

Главный кафедральный собор Милана – Дуомо (или Миланский собор, или Собор Рождества Девы Марии) - один из символов города и одна из его главных достопримечательностей (наряду с «Тайной вечерей» великого Леонардо да Винчи).

Стиль: поздняя готика (или, как её ещё называют, «пламенеющая готика», из-за приверженности архитекторов к вычурным формам декоративных элементов, зачастую напоминающим языки пламени). Для Италии этот стиль был абсолютно не характерен, поэтому Дуомо ещё и поэтому выделяется среди всех итальянских соборов.

Миланский собор – крупнейший по величине среди других готических храмов Европы, способный вместить до 40 тысяч человек. Его строительство продолжалось на протяжении 6 столетий – с конца XIV (1386 г.) по XX век (официально закончен в 1965 (!) году). Над его созданием на протяжении этого времени кропотливо работали десятки итальянских архитекторов, которые продолжили дело, начатое «приглашенными специалистами» из Франции и Германии: в Италии в Средние века в таком готическом стиле почти не строили.

Почему обязательно стоит увидеть Миланский собор изнутри? (вход в него платный, поскольку часть гигантского сооружения отведена под музейные коллекции)

Кафедральный собор Милана состоит из следующих частей:

Сам собор, где проводятся богослужения, открытый для верующих и католических паломников в определенное время с зарезервированными для них местами. Здесь расположена главная святыня – статуя Мадонны, которой посвящен храм, и крипта с мощами святого Карло Борромео, архиепископа Милана, канонизированного в 1610 году, перечисление чьих регалий и заслуг перед церковью и городом займет не одну страницу;

К так называемой музейной части относятся:

- террасы на крыше собора, откуда открываются захватывающие виды на центр Милана, огромную Площадь Дуомо перед ним, Галерею Виктора Эммануила II, Королевский дворец, башню-небокреб Пирелли и многие другие достопримечательности города;

- археологическая зона , где хранятся католические реликвии и разнообразные артефакты.

Вход в каждую часть Миланского собора платный: можно выбрать и оплатить билеты только туда, куда вам нужно. Из всего перечисленного рекомендуем не пренебрегать террасами на крыше Дуомо: во-первых, чтобы рассмотреть вблизи диковинные фигуры и детали готической архитектуры, во-вторых, всё-таки, Миланский собор – это символ и одна из лучших точек обзора исторического центра. Здесь можно хорошо прочувствовать и понять строгий, своеобразный и величественный стиль этого города Северной Италии.

Цена билетов (2019 год)

Вход в Дуомо и доступ к крипте святого Карло Борромео, а также вход в церковь Сан-Готтардо-ин-Корте (расположена неподалеку от Дуомо, на территории Королевского дворца) – 3 евро/взрослый билет, дети до 6 лет бесплатно, с 6 до 12 лет – 2 евро;

Террасы Дуомо – 9 евро/взрослый (подъем на крышу пешком), 13 евро – подъем на крышу на лифте. Здесь стоит отметить, что экономия 4 евро, если только вы не спортсмен, не оправданна – подъем пешком на такую высоту довольно утомителен.

Археологическая зона – 7 евро/взрослый, 3 евро дети с 6 до 12 лет.

(удобный русскоязычный интерфейс сайта-партнера, билеты-подтверждение приходят на вашу электронную почту)

Очереди в Дуомо. Особенно неприятно стоять в них летом, когда Милан похож на раскаленную сковородку, асфальт, кажется, плавится под ногами, а температура воздуха подбирается к +40 в тени

Адрес и как добраться

Ближайшие к Дуомо станции метро: Duomo красной линии M1 и желтой линии M3.

Также рядом с Площадью Дуомо останавливаются следующие городские трамваи: №15 (остановка Piazza Fontana); №2 и №14 (Via Torino); №16, 24 и 27 (Via Mazzini).

Лучше всего идти в Дуомо утром, к 9.00-10.00 утра: все части работают по своему расписанию, которое, впрочем, может меняться в зависимости от разных религиозных и общественных мероприятий и праздников. Ведь не стоит забывать, что Дуомо прежде всего – кафедральный собор Милана, где проводятся богослужения, и только после этого – туристический объект. Вечером существует шанс куда-то не попасть.

Дуомо (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Наверное, сложно встретить человека, которого роскошное готическое здание Миланского собора оставило бы равнодушным. Кафедральный собор Девы Марии Нашенте (или просто Дуомо) - крупнейший в мире, он вмещает до сорока тысяч человек одновременно, к тому же ему нет равных по красоте внешнего и внутреннего убранства.

Находится собор на главной площади Милана, и если смотреть на город с высоты птичьего полета, то именно это здание первым бросается в глаза, к нему ведут все старинные миланские улицы.

Немного истории

Дуомо (в переводе с итальянского - собор) начали возводить на заре 14 века, а завершилось грандиозное строительство только в 1813 году. Но проект его возведения не менялся, поэтому здание настолько гармонично. Оно представляет собой лучший образец готического стиля, превзойти который невозможно.

Архитектура Дуомо

Во внешнем облике собора поражает абсолютно все - более сотни шпилей, главный из которых увенчан фигурой Мадонны - небесной покровительницы Милана, тысячи скульптурных композиций на мраморных стенах, иллюстрирующих библейские сюжеты, сцены из жизни святых, а также здесь присутствуют изображения ангелов и даже фантастических невиданных животных. Красоту и грандиозность этих творений просто невозможно передать словами.

Интерьеры собора

Но еще более впечатляет Дуомо своим внутренним убранством. Попав внутрь собора, теряешь ощущение реальности, кажется, не могут быть потолки и арки такими высокими, колонны - такими изящными и мощными одновременно, а стены - так искусно украшены. Особое внимание обращают на себя необыкновенной красоты витражи, они создают особую атмосферу торжественности и одновременно таинственности. Поразительно, но самому старинному из них уже более пяти столетий.

Также внутри собора невозможно не заметить фигуру Святого Варфоломея, покровителя всех рыбаков, погибшего мученической смертью - с него живьем сняли кожу. Скульптор Марко д’Аграте смог добиться максимального анатомического сходства в своей работе, и эта скульптура выглядит просто нереально правдоподобно. Интересно также посмотреть на надгробия святых, украшенные деревянными плитами, на которых высечены картины из жизни Св. Амвросия, перечесть имена всех архиепископов Милана начиная с I века, высеченные в камне, или послушать один из лучших в мире органов.

В завершение стоит непременно забраться на крышу собора (это можно сделать как по старинной лестнице, так и посредством лифта), вид оттуда открывается просто фантастический.

Собор открыт ежедневно с 9:00 до 18:00 с перерывом с 12:00 до 14:30, вход свободный.


Санта-Мария Нашенте.
Полное название миланского Собора звучит как "Санта-Мария Нашенте", но иначе как домский или миланский его мало кто называет. Собор - самый знаменитый архитектурный памятник и символ Милана. Он расположен в центре города и представляет собой грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры. Облицованный белым мрамором, украшенный по верху многочисленными башенками и шпилями, резными карнизами, собор кажется невесомым, кружевным.


В истории есть неоднократные примеры того, что оформление фасада готического собора заканчивается в последнюю очередь, обычно после того, как здание уже начало выполнять свои религиозные функции.





Работа над Дуомо велась долго, и только благодаря Наполеону, мечтавшему провести свою коронацию как итальянского монарха именно в этом соборе, строительство в конце концов завершилось. Но и после коронации работа над внутренними помещениями велась еще в течение 150 лет: устанавливались бронзовые двери и витражи, выполненные по оригинальным рисункам XV века.


Его строительство продолжалось с 1386 года до середины XIX века, да и сейчас время от времени собор подновляют, поэтому эта "вечная стройка" вошла у итальянцев в поговорку. Помимо итальянских архитекторов, в его строении принимали участие немецкие и французские мастера.


По своим размерам миланский Собор является третьим по величине в мире. Высота здания достигает 157 метров, а его внутренняя площадь 11700 м2. Самый высокий шпиль, на котором установлена статуя мадонны, достигает 108,5 метров высоты.
Всего миланский Собор имеет 135 шпилей. По бокам сооружено 2245 мраморных статуй.
Легенда утверждает, что собор был сооружён в знак признательности миланцев Мадонне за то, что она избавила женщин города от бесплодия. Это было не совсем бесплодие, просто в Милане рождались одни девочки. Плохого в этом ничего не было, но во времена средневековья женщин не очень-то жаловали. Вот миланцы впали в отчаяние.

Знаменитая позолоченная Мадонна на шпиле миланского собора.


Мадонне они стали молиться потому, что, во-первых, итальянцы очень ее почитают, а во-вторых - ведь она-то родила сына. Поэтому, когда после долгих молитв, обращённых к Мадонне, начали, наконец, появляться долгожданные сыновья, то миланцы решили в знак благодарности возвести собор необыкновенной красоты, поставив на верхушку позолоченную Мадонну. Во время Второй Мировой войны весь Милан очень сильно пострадал от фашистских бомбардировок. Почти 60% городских построек было разрушено. Но Домский собор оказался в числе нетронутых зданий. Опять Милану помогла Мадонна.
Готический стиль предполагал украшение собора скульптурами. В их изготовление было вложено много сил, поэтому только они уже представляют огромный интерес. Самой колоритной культурной композицией можно назвать пару женских фигур на центральном балконе фасада. Их считают прототипом американской статуи Свободы. К тому же, автор статуи Свободы, Огюст Вартольди, не раз бывал в Милане.


















Главный портал "Житие Девы Марии".




Главный портал "Житие Девы Марии".







Главный портал "Житие Девы Марии".


За импозантным фасадом скрываются замечательные шедевры искусства, встреча с которыми сулит множество впечатлений. Войдя в собор через правый боковой портал (1) (центральный вход чаще всего закрыт), вы первым делом видите гробницу Ариберто да Интимиано (2) с драгоценным распятием (оригинал находится в Музее собора). Ариберто, бывший с 1018 по 1045 г. архиепископом Милана, оказал сильное влияние на политику немецких кайзеров Генриха II и Конрада II в отношении Италии: поначалу он поддерживал их, а позднее вёл с ними ожесточённую борьбу.

Гробница архиепископа Ариберто да Интимиано


На полу видна латунная полоска (3) , которая тянется вдоль всей передней стены. Ближе к полудню посетители сразу поймут, что она обозначает: это меридиан, на который в астрономический полдень падает солнечный луч. Это явление можно наблюдать благодаря проделанному в крыше собора отверстию.
Рядом с порталом находится спуск, ведущий к останкам раннехристианской базилики Санта Текла (Basilica Santa Tecla) (4) , церкви-предшественницы нынешнего храма. Здесь в 387 году святой Амвросий, покровитель и епископ Милана, крестил отца церкви Августина. Этот епископ, очень почитаемый в народе, создал ряд трудов, посвящённых толкованию библии и догматике, а также первую христианскую этику. В комплекс базилики входили отдельный баптистерий и епископский дворец.

В мраморном полу XVI века воплотились фантазии Пеллегрино Тибальди. Плиты белого мрамора из Кандольи инкрустированы затейливыми барочными узорами из красного и чёрного мрамора, привезённого из Тессина и Варенны. Строительная мастерская собора регулярно проводит реставрацию, следя за сохранением рисунка узоров.



Оригинально выглядит купель (5) в северном боковом продольном нефе, изготовленная из римской порфировой чаши. В эпоху поздней античности и в ранний византийский период этот ценный материал держался в запасе для создания императорских статуй и сооружений.

Порфировая египетская ванна IV в., которую используют как крестильную купель.


Собор прославился своими искусно выполненными витражами. Один из самых красивых и старых витражей (1470–1475 гг.) изображает житие Христа (6) . К вершинам этого вида искусства относится и витраж над малой часовней Креста с изображением матери императора Константина I Великого: «Обретение истинного креста святой Еленой» (7) (1570–1577 гг.).






Примечательная особенность Миланского собора – опоясывающие кольца высотой примерно 6 м на пилястрах вместо обычных капителей. Вверху они украшены монументальными фигурами святых.

Самая знаменитая гробница в соборе – мавзолей Джана Джакомо Медичи (8) по прозванию Медегино (Medeghino) . В 1563 году его брат, Папа Римский Пий IV, заказал создание этой усыпальницы скульптору Леоне Леони. На ней Джан Джакомо Медичи (1495–1555) изображён между двумя аллегорическими женскими фигурами Войны и Мира и бронзовыми рельефами речных богов Адды и Тессина. Сам он одет как полководец и закутан в широкий плащ, чтобы скрыть изувеченную левую ногу.




Tomba del Medeghino.Надгробие Джан-Джакомо Медичи,Медегино


В южном поперечном нефе стоит статуя святого Варфоломея (9) (1562 г.), покровителя рыбаков. По преданию, с этого святого заживо содрали кожу. Именно такой вид он имеет в Миланском соборе. Скульптор был очень горд своим произведением искусства, поэтому написал на постаменте «Не Пракситель меня создал, но Марко д"Аграте». Это произведение по натуралистичности напоминает анатомическую модель.

От первого этапа строительства собора, когда ведущим архитектором был Джан Галеаццо Висконти, сохранились ещё и цокольные рельефы на портале южной ризницы (10) (1393 г.) работы рейнского мастера Ганса фон Фернаха.
В крипте (11) собора хранятся замечательные сокровища, а также гроб св. Карло Борромео (1538–1584) из горного хрусталя (в восьмиугольной часовне). Этот кардинал из дворянского рода Борромео вёл решительную борьбу с протестантизмом, а в 1565 году стал архиепископом Милана.



San Carlo Borromeo"s crypt in the Milan Duomo.


Главный алтарь (12) на хорах собора (куда могут входить только священники) создал Пеллегрино Тибальди. Работу над этим творением из мрамора и бронзы он начал в 1581 году, но завершена она была только в 1927 году архитектором Дзакки из Чезены. Над алтарём находится дарохранительница – святилище, состоящее из восьми позолоченных бронзовых колонн и купола с фигурой торжествующего Христа. Это произведение выполнил Пеллицони по эскизу Тибальди. Позади главного алтаря в 1560 году появился балдахин в форме храма, который покоится на 12 колоннах, символизирующих 12 апостолов. Здесь на рельефе показаны сцены из жития Христа.


Деревянные хоры состоят из верхнего и нижнего рядов (13) . Места в верхнем ряду предназначались для каноников. Картины Джузеппе Меда, Камило Прокаччини и Амброзиуса Фиджини изображают эпизоды из жития святого Амвросия. Прекрасная резьба по дереву на хорах принадлежит братьям Тауринам из Руана, а также Паоло де Гаццису и Вирджилио дель Конте.

Витражи в апсиде, созданные в XIX веке братьями Бертини, – это, пожалуй, самые большие из всех известных Средневековые витражей. Они изображают сцены из Ветхого Завета (14) , Апокалипсиса (15) и Нового Завета (16) .


"Ветхий Завет"



"Новый Завет"


Портал северной ризницы (17) , завершённой в 1389 году, украшает картина «Христос наш Господь и Судия».

Перед алтарём «Мадонны с деревом» в стиле рококо работы Лелио Буцци возвышается знаменитый чёрный подсвечник Тривульцио (18) , романский бронзовый семисвечник 5-метровой высоты (XII век). Автором этого шедевра считают лотарингского мастера Никола да Вердуна. Бронзовую ножку канделябра украшают библейские персонажи из Ветхого и Нового Завета (среди них три волхва перед Марией с младенцем, сидящей на троне) и аллегорические фигуры (в том числе кардинальских добродетелей и искусств). Центром композиции служат четыре дракона, на которых опирается подсвечник. Своё название он получил в честь Джованни Баттиста Тривульцио, принесшего его в дар собору в 1562 году.




В Миланском соборе находится один из гвоздей, которыми по преданию прибили к кресту Иисуса Христа. Всего в истории встречалось три гвоздя. Все они были найдены святой Еленой, которая передала их своему сыну, императору Константину. Первый гвоздь был брошен в море, чтобы усмирить стихию, второй находится в соборе в Монце, третьим крепилась подкова на Константиновой лошади. Последний гвоздь потерялся на некоторое время, а потом его нашел святой Амвросий в одной из кузен, выкупил за небольшую плату и положил в драгоценную дарохранительницу. Для нее специально была оставлена ниша в апсиде при возведении собора. Гвоздь можно увидеть всего два дня в году, в другие дни вместо него на стене виден лишь красный луч. Чтобы достать сам гвоздь, используется специальное устройство, изобретенное еще Леонардо, при помощи которого миланский епископ взбирается к нише.




Rodwell, G. F. “South by East Notes of Travel in Southern Europe” (1877)

В центре Милана находится один из главных памятников европейской архитектуры, на постройку которого понадобилось целых четыре столетия. Готический гигант - третий по величине в мире после собора Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне. Речь идет о знаменитом Миланском кафедральном соборе или, как его часто называют, «Дуомо» - одном из символов мировой столицы моды.

Еще одно название - «миланская жемчужина» - Дуомо получил из-за своей облицовки лучшим белым мрамором из каменоломни Кандолья. Но сама постройка грандиозного сооружения происходила вовсе не так гладко, как может показаться. Всего в возведении Миланского собора было занято более десяти известнейших европейских архитекторов, среди которых были Джованни ди Фрибурго, Енрико Парлер, Марко да Корона, Джованнино де Грасси, Бернардо да Венеция, Бертолипо да Новара и многие другие. Помимо главных архитекторов существовали еще и «консультанты», среди которых тоже было немалое количество известных специалистов - иными словами, строили Дуомо всей Европой.

Четыре века понадобилось только для того, чтобы возвести основные детали Дуомо, в частности, восьмиугольный купол, фасад и серию уникальных скульптур, изображавших библейских святых. Полностью же строительство Миланского кафедрального собора закончилось только в начале двадцатого века, а заключительные штрихи в его современный облик были добавлены совсем недавно - в 1965 году. Таким образом, Дуомо стал одним из самых масштабных по срокам итальянских «долгостроев» - начавшись в далеком 1386 году, официально строительство завершилось спустя почти семьсот лет.

Увиденный впервые, Дуомо поражает воображение своей монументальностью и помпезностью, вызванной смешением стилей - за долгое время строительства в облике собора смешались готика, ренессанс и огромное количество различных архитектурных решений и форм. Нельзя не упомянуть и уникальную крышу Миланского собора, усеянную бесчисленным количеством шпилей, первый из которых был установлен еще в 1404 году - будто невиданным каменным гребнем упирается она в миланское небо. А по стенам собора, думается, была написана не одна искусствоведческая диссертация - более трех с половиной тысяч скульптур животных, людей и фантастических существ мирно сосуществуют в камне, являя собой пример искусной и кропотливой работы лучших европейских мастеров.

Внутреннее убранство и грандиозность обстановки нисколько не уступают мощи внешнего вида. Пройдя сквозь пять массивных дверей собора, украшенных бронзовыми барельефами с изображениями библейских сюжетов, каждый испытает благоговейный трепет перед грандиозными колоннами, коих насчитывается 52 - по числу недель в году. Для того, чтобы осмотреть собор изнутри, вам понадобится немало времени - не жалейте, вам будет что вспомнить. Цветные мозаичные витражи и величественные своды способны поселить в душе какое-то необъяснимое просветление, а с крыши собора открывается неповторимый вид на вечно куда-то бегущий Милан.

Правда, самую знаменитую реликвию - гвоздь со Святого Креста, на котором был распят Иисус - увидеть вам, скорее всего, не доведется. Она выставляется на обозрение посетителей лишь раз в году - 14 сентября, а все остальное время хранится на возвышении, в одной из многочисленных ниш под сводами «Миланской жемчужины».

Искать фото Миланский собор в