Все вопросы

Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание. Униженные и оскорбленные Почему униженные и оскорбленные

Роман «Униженные и оскорбленные» Достоевского был написан в 1861 году, сразу после возвращения писателя из ссылки. Свое первое большое произведение, в центре которого – судьбы несчастных и обездоленных людей, Федор Михайлович посвятил младшему брату Михаилу.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Униженных и оскорбленных» по главам и частям. Проверить знания можно помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Иван Петрович – молодой литератор, сирота.

Николай Сергеевич Ихменев – мелкопоместный дворянин, честный и порядочный человек.

Наташа – дочь Ихменева, пылкая и страстная натура.

Петр Александрович Валковский – князь, решительный, честолюбивый, жесткий человек.

Алексей – 19-летний сын Валковского, обаятельный, но слабохарактерный юноша.

Нелли (Елена) – тринадцатилетняя внучка Смита.

Другие персонажи

Анна Андреева – супруга Ихменева, мягкая и добрая женщина.

Иеремия Смит – болезненно худой старик 78 лет, разорившийся фабрикант.

Маслобоев – частный сыщик, друг Ивана.

Катя – богатая невеста Алексея, честная и порядочная девушка.

Часть первая

Глава I

Молодой человек занят поисками в Петербурге дешевой, но непременно большой квартиры или комнаты, поскольку « в тесной квартире даже и мыслям тесно ». Его внимание привлекает высокая, сгорбленная фигура невероятно худого старика в сопровождении не менее старого и худого пса.

Старик заходит погреться в кондитерскую Миллера. Когда же он собирается уходить выясняется, что его верный пес Азорка умер. В смятении старик выходит из кондитерской, а молодой человек следует за ним, чтобы предложить помощь, но тот умирает на пороге своего дома. В убого обставленной комнате старика молодой человек находит его паспорт. Это был 78-летний Иеремия Смит.

Оглядев комнату и узнав ее стоимость, молодой человек решает оставить ее за собой.

Главы II-IV

Молодой человек, искавший себе квартиру, является молодым литератором Иваном Петровичем. Будучи автором повествования, он возвращается в своих воспоминаниях в прошлое.

В раннем детстве оставшись круглой сиротой, Иван воспитывался « в доме Николая Сергеича Ихменева, мелкопоместного помещика ». Его верным компаньоном была дочка Ихменева, Наташа. Имея славу честного и рачительного хозяина, Николай Сергеевич получил предложение от князя Петра Александровича Валковского управлять его поместьем.

Чтобы поправить свое финансовое положение, князь женился на дочери богатого купца, которая родила ему сына Алешу. После смерти супруги Валковский отдал семилетнего сына на воспитание влиятельному родственнику, а сам вплотную занялся своей карьерой.

Под чутким руководством Ихменева поместье процветало, и князь настолько доверял своему управляющему, что крайне редко наведывался в Васильевское. Тем более стала неожиданной просьба князя присмотреть за сыном Алексеем, который вел себя не самым лучшим образом в столице.

Юноша, красивый и обаятельный, но при этом ветреный и слабохарактерный, влюбился в Наташу. Узнав о связи сына, Волковский стал распускать грязные слухи о Николае Сергеевиче. Он обвинил его в растрате, « при свидетелях назвал Николая Сергеича вором » и начал судебную тяжбу. Спустя время Волконский понял, что излишне погорячился, но взаимные оскорбления были столь сильны, что он делал все, чтобы « отнять у бывшего своего управляющего последний кусок хлеба ».

Главы V-IX

Ихменевы переезжают в Петербург, и после четырехлетней разлуки Иван вновь видит Наталью, в которую влюблен с отрочества. Он читает благодетелям свой только что опубликованный роман, и они приходят в восторг. Ихменевы замечают, что между Ваней и Наташей зарождается искреннее чувство. Они симпатизируют Ивану, но их смущает нестабильность его положения писателя. Николай Сергеевич предлагает отложить свадьбу на год, чтобы Иван смог укрепить свой статус.

Однако счастью молодых не суждено было сбыться. За год Иван так и не приобрел « ни славы, ни денег », серьезно заболел, но больше всего за это время изменилась Наташа.

Однажды Алексей Валковский « нашел случай побывать у Ихменевых », и с тех пор бывал у них ежедневно. Он настолько очаровывает Наташу, что та с болью в сердце покидает отчий дом ради любви к Алексею. Молодой князь уверяет Ивана, что обвенчается с Натальей непременно « завтра или послезавтра », а его грозный отец « посердится и простит ». Девушка вспоминает о родителях и в полной мере осознает « весь ужас своего поступка », но чувство к Алексею сильнее ее.

Главы X-XV

На пятые сутки после смерти старика Смита в квартире Ивана появляется худенькая, болезненного вида девочка в жалких отрепьях. Узнав о кончине дедушки и Азорки, она с плачем убегает из комнаты.

Иван выбегает вслед за ней и сталкивается на улице с Ихменевым. С моменты ухода Наташи прошло уже полгода, и за это время Николай Сергеевич, который так и не смог простить ее, сильно изменился: похудел, побледнел, приобрел крайне неопрятный и рассеянный вид. Ихменев делится с Иваном планом – « сиротку какую-нибудь на воспитание взять ».

Анна Андреевна, давно простившая Наташу, регулярно получает от нее письма, которые тайком приносит Иван. Он сообщает несчастной женщине, что « у Наташи с Алешей действительно как будто идет на разрыв », поскольку старый князь сосватал Алеше богатую невесту.

Часть вторая

Главы I-V

Во время беседы Натальи с Иваном появляется Алексей и сообщает, что во всем признался своей невесте Кате и свадьбы не будет. Неожиданно в комнату входит отец Алексея и, признавшись в своем предвзятом отношении к Наташе, просить быть ее другом. Он огорошивает присутствующих тем, что дает свое искреннее согласие на брак Алеши и Наташи.

К Ивану приходит внучка Смита, Елена, чтобы забрать книжки. Желая помочь бедной девочке, страдающей от « медленной, упорной и постоянной болезни », Иван тайком следит за ней. Он выясняет, что после смерти матери Елена живет у мещанки Бубновой, которая обращается с ней крайне грубо.

Случайно Иван встречает своего старого приятеля, частного сыщика Маслобоева. От него он узнает, что Бубнова содержит притон, и нужно срочно выручать Елену.

Главы VI-XI

Иван привозит Елену, которая чуть было не попала в « отвратительную историю» , к себе домой. Он вызывает доктора и узнает, что небольшой жар у девочки не вызывает опасений, но его беспокоит куда более серьезная хворь – « что-нибудь вроде неправильного сердцебиения ». Елена дичится и не реагирует на заботу Ивана. Но, несмотря на внешнюю озлобленность и нелюдимость, « добренькое, нежное ее сердце выглядывало наружу », и спустя время Елена привязывается к своему спасителю.

К Ивану приходит Ихменев, и делится своим намерением вызвать князя Валковского на дуэль. По решению суда он должен « заплатить до десяти тысяч », и для этого вынужден продать Ихменевку. Но теперь, будучи « человеком посторонним », Николай Сергеевич намеревается отстоять свою честь на дуэли.

Визит Ихменева задевает Елену за живое. Она считает, что Николай Сергеевич такой же злой человек, как и ее дедушка. Девочка признается Ивану, что настоящее ее имя – Нелли. Ее мать по большой любви сбежала с каким-то человеком, а отец, богатый фабрикант, так и не простил ее. После рождения Нелли женщина вернулась в Петербург, и попыталась примириться с отцом, который к тому времени разорился. Но тот, хоть и « любил больше всего на свете » свою единственную дочь, отказал ей в отцовском прощении. Женщина, вынужденная жить в дурных условиях и просить милостыню на улице, скончалась от чахотки, оставив после себя несчастную сиротку.

Часть третья

Главы I-IV

В доме у Наташи встречаются Иван, Волковский и Алексей, который до этого несколько дней не навещал свою возлюбленную.

Наташа упрекает князя в том, что тот ведет с ними « недостойную, оскорбительную игру » – нарочно согласился на брак, чтобы оттянуть время и дать возможность Алексею всерьез увлечься Катей. В притворном гневе князь покидает общество. Алексей же очень расстроен словами Наташи – он одинаково любит ее и отца, и не допускает мысли об их ссоре.

Наташа успокаивает Алексея, и тот спешит к князю « в твердой уверенности, что все уладит, все устроит ». Девушка просит своего верного друга Ивана отправиться к графине и ближе познакомиться с Катей, чтобы составить о ней собственное мнение, понять, что « что она такое ».

Главы V-X

К Ивану приходит Маслобоев, но, не застав его дома, оставляет записку с просьбой прийти к нему по срочному делу. Сыщик рассказывает Ивану историю, приключившуюся почти тринадцать лен назад.

Когда-то князь имел общее дело с одним фабрикантом, и надумал обобрать его. Для реализации подлого замысла он нуждался в документах компаньона. Узнав, что у того есть красавица дочка, Валковский умело кружит ей голову, чтобы « во-первых, овладеть дочкой, а во-вторых, документами ». Наивная девушка, поверившая искусителю, крадет у отца ценные бумаги в обмен на обещание Валковского жениться на ней.

Пара уезжает заграницу, а вслед за ними отправляется и давнишний поклонник дочери фабриканта – « купец, молодой мечтатель ». Князь, обрадовавшись случаю, обвиняет соблазненную девушку в измене и выставляет ее, беременную, из дому. Однако купец становится добрым покровителем любимой женщине. После рождения девочки они путешествуют по Европе, однако их счастью приходит конец со смертью купца. Женщина с ребенком на руках возвращается к отцу, но тот так ее и не прощает.

Иван в компании князя Валковского отправляется к Кате. После общения с девушкой он понимает, что она умна, порядочна и очень добра, и гораздо более, чем Наташа, подходит Алексею.

После приема князь предлагает Ивану вместе отужинать. Он чувствует острую потребность « окончательно высказаться, договориться до чего-нибудь », и раскрывает перед собеседником все свои гнусные интриги.

Часть четвертая

Главы I-V

По возвращении домой Иван застает Нелли в горячке. Доктор, несколько дней не отходивший от девочки, заявляет, что « она теперь выздоровеет, но потом она весьма скоро умрет ». Нет никаких средств, чтобы вылечить ее « органический порок в сердце », и ненадолго продлить ее жизнь могут лишь самые благоприятные условия.

Девочка идет на поправку, но целыми днями сидит « грустная и угрюмая ». Однажды, придя домой, Иван не застает девочку в комнате. На столе он замечает записку « Я ушла от вас и больше к вам никогда не приду. Но я вас очень люблю ».

Иван вскоре находит девочку, которая просилась в прислуги к доктору и Маслобоеву. Нелли никак не объясняет своего поведения, лишь постоянно плачет и злится. Наташа, узнав об этом происшествии, объясняет его первой влюбленностью подростка.

В разговоре с Анной Александровной Иван узнает, что Ихменев уже морально готов для прощения, поскольку « тоска по дочери стала уже пересиливать его гордость ». Необходим лишь внешний толчок, и Иван предлагает послушать историю сиротки Нелли – ее грустный рассказ способен « тронуть старика и подвигнуть его на великодушные чувства ».

Главы VI-IX

Тем временем Алексей никак не может решить, на ком ему жениться. Катя решает встретиться с Наташей, и между девушками происходит объяснение. Они приходят к обоюдному мнению, что лучшей парой для Алексея станет Катя, на том и прощаются.

Наташа тяжело переживает отъезд Алеши. Она признается, что никогда не любила его « как ровню, так, как обыкновенно женщина любит мужчину ». Скорее, это было одно из проявлений материнской любви.

Сразу после отъезда Алексея и Кати к Наташе приходит князь Валковский и предлагает принять в ее судьбе самое живое участие. Он намекает на то, что один « щедрый, почтенный старичок » способен стать ее благодетелем в обмен на ее сговорчивость. Лишь появление Ивана помешало князю и дальше оскорблять несчастную девушку.

Иван уговаривает Нелли рассказать историю своей жизни Ихменевым. Расчувствовавшись, Николай Сергеевич прощает свою раскаявшуюся дочь, и семейство вновь воссоединяется.

Эпилог

Ихменевы оставляют у себя Нелли, и вскоре девочка становится всеобщей любимицей. Семейную идиллию нарушает лишь серьезная болезнь сиротки, которая « начала усиливаться с чрезвычайною быстротою ».

Николаю Сергеевичу удается выхлопотать себе место в Перми, и Ихменевы радостно собираются в дорогу, полагая, что « перемена места - значит перемена всего ».

Тем временем Маслобоев сообщает Ивану, что Нелли – « доказанная законная Князева дочь », поскольку Валковский в свое время женился на ее матери.

« За три дня до своей смерти » Нелли сообщает Ивану, что все это время знала правду о своем происхождении. Мать оставила ей ладанку с предсмертным письмом, в котором умоляла князя позаботиться о дочери. Однако гордая Нелли не передала ладанку Валковскому. Она умирает, так и не простив своего отца.

Заключение

После ознакомления с кратким пересказом «Униженных и оскорбленных» рекомендуем прочесть полную версию романа Ф. М. Достоевского.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 253.

Прошлого года, двадцать второго марта, вечером, со мной случилось престранное происшествие. Весь этот день я ходил по городу и искал себе квартиру. Старая была очень сыра, а я тогда уже начинал дурно кашлять. Еще с осени хотел переехать, а дотянул до весны. В целый день я ничего не мог найти порядочного. Во-первых, хотелось квартиру особенную, не от жильцов, а во-вторых, хоть одну комнату, но непременно большую, разумеется вместе с тем и как можно дешевую. Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно. Я же, когда обдумывал свои будущие повести, всегда любил ходить взад и вперед по комнате. Кстати: мне всегда приятнее было обдумывать мои сочинения и мечтать, как они у меня напишутся, чем в самом деле писать их, и, право, это было не от лености. Отчего же?

Еще с утра я чувствовал себя нездоровым, а к закату солнца мне стало даже и очень нехорошо: начиналось что-то вроде лихорадки. К тому же я целый день был на ногах и устал. К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь и кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли... Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

Но солнечный луч потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок. Поровнявшись с кондитерской Миллера, я вдруг остановился как вкопанный и стал смотреть на ту сторону улицы, как будто предчувствуя, что вот сейчас со мной случится что-то необыкновенное, и в это-то самое мгновение на противоположной стороне я увидел старика и его собаку. Я очень хорошо помню, что сердце мое сжалось от какого-то неприятнейшего ощущения и я сам не мог решить, какого рода было это ощущение.

Я не мистик; в предчувствия и гаданья почти не верю; однако со мною, как, может быть, и со всеми, случилось в жизни несколько происшествий, довольно необъяснимых. Например, хоть этот старик: почему при тогдашней моей встрече с ним, я тотчас почувствовал, что в тот же вечер со мной случится что-то не совсем обыденное? Впрочем, я был болен; а болезненные ощущения почти всегда бывают обманчивы.

Старик своим медленным, слабым шагом, переставляя ноги, как будто палки, как будто не сгибая их, сгорбившись и слегка ударяя тростью о плиты тротуара, приближался к кондитерской. В жизнь мою не встречал я такой странной, нелепой фигуры. И прежде, до этой встречи, когда мы сходились с ним у Миллера, он всегда болезненно поражал меня. Его высокий рост, сгорбленная спина, мертвенное восьмидесятилетнее лицо, старое пальто, разорванное по швам, изломанная круглая двадцатилетняя шляпа, прикрывавшая его обнаженную голову, на которой уцелел, на самом затылке, клочок уже не седых, а бело-желтых волос; все движения его, делавшиеся как-то бессмысленно, как будто по заведенной пружине, – все это невольно поражало всякого, встречавшего его в первый раз. Действительно, как-то странно было видеть такого отжившего свой век старика одного, без присмотра, тем более что он был похож на сумасшедшего, убежавшего от своих надзирателей. Поражала меня тоже его необыкновенная худоба: тела на нем почти не было, и как будто на кости его была наклеена только одна кожа. Большие, но тусклые глаза его, вставленные в какие-то синие круги, всегда глядели прямо перед собою, никогда в сторону и никогда ничего не видя, – я в этом уверен. Он хоть и смотрел на вас, но шел прямо на вас же, как будто перед ним пустое пространство. Я это несколько раз замечал. У Миллера он начал являться недавно, неизвестно откуда и всегда вместе с своей собакой. Никто никогда не решался с ним говорить из посетителей кондитерской, и он сам ни с кем из них не заговаривал.

«И зачем он таскается к Миллеру, и что ему там делать? – думал я, стоя по другую сторону улицы и непреодолимо к нему приглядываясь. Какая-то досада – следствие болезни и усталости, – закипала во мне. – Об чем он думает? – продолжал я про себя, – что у него в голове? Да и думает ли еще он о чем-нибудь? Лицо его до того умерло, что уж решительно ничего не выражает. И откуда он взял эту гадкую собаку, которая не отходит от него, как будто составляет с ним что-то целое, неразъединимое, и которая так на него похожа?»

Этой несчастной собаке, кажется, тоже было лет восемьдесят; да, это непременно должно было быть. Во-первых, с виду она была так стара, как не бывают никакие собаки, а во-вторых, отчего же мне, с первого раза, как я ее увидал, тотчас же пришло в голову, что эта собака не может быть такая, как все собаки; что она – собака необыкновенная; что в ней непременно должно быть что-то фантастическое, заколдованное; что это, может быть, какой-нибудь Мефистофель в собачьем виде и что судьба ее какими-то таинственными, неведомыми путами соединена с судьбою ее хозяина. Глядя на нее, вы бы тотчас же согласились, что, наверно, прошло уже лет двадцать, как она в последний раз ела. Худа она была, как скелет, или (чего же лучше?) как ее господин. Шерсть на ней почти вся вылезла, тоже и на хвосте, который висел, как палка, всегда крепко поджатый. Длинноухая голова угрюмо свешивалась вниз. В жизнь мою я не встречал такой противной собаки. Когда оба они шли по улице – господин впереди, а собака за ним следом, – то ее нос прямо касался полы его платья, как будто к ней приклеенный. И походка их и весь их вид чуть не проговаривали тогда с каждым шагом:

Стары-то мы, стары, господи, как мы стары!

Помню, мне еще пришло однажды в голову, что старик и собака как-нибудь выкарабкались из какой-нибудь страницы Гофмана, иллюстрированного Гаварни, и разгуливают по белому свету в виде ходячих афишек к изданью. Я перешел через улицу и вошел вслед за стариком в кондитерскую.

В кондитерской старик аттестовал себя престранно, и Миллер, стоя за своим прилавком, начал уже в последнее время делать недовольную гримасу при входе незваного посетителя. Во-первых, странный гость никогда ничего не спрашивал. Каждый раз он прямо проходил в угол к печке и там садился на стул. Если же его место у печки бывало занято, то он, постояв несколько времени в бессмысленном недоумении против господина, занявшего его место, уходил, как будто озадаченный, в другой угол к окну. Там выбирал какой-нибудь стул, медленно усаживался на нем, снимал шляпу, ставил ее подле себя на пол, трость клал возле шляпы и затем, откинувшись на спинку стула, оставался неподвижен в продолжение трех или четырех часов. Никогда он не взял в руки ни одной газеты, не произнес ни одного слова, ни одного звука; а только сидел, смотря перед собою во все глаза, но таким тупым, безжизненным взглядом, что можно было побиться об заклад, что он ничего не видит из всего окружающего и ничего не слышит. Собака же, покрутившись раза два или три на одном месте, угрюмо укладывалась у ног его, втыкала свою морду между его сапогами, глубоко вздыхала и, вытянувшись во всю свою длину на полу, тоже оставалась неподвижною на весь вечер, точно умирала на это время. Казалось, эти два существа целый день лежат где-нибудь мертвые и, как зайдет солнце, вдруг оживают единственно для того, чтоб дойти до кондитерской Миллера и тем исполнить какую-то таинственную, никому не известную обязанность. Засидевшись часа три-четыре, старик, наконец, вставал брал свою шляпу и отправлялся куда-то домой. Поднималась и собака и, опять поджав хвост и свесив голову, медленным прежним шагом машинально следовала за ним. Посетители кондитерской наконец начали всячески обходить старика и даже не садились с ним рядом, как будто он внушал им омерзение. Он же ничего этого не замечал.

(383 слова) Тема социальных низов общества занимает одно из самых важных мест в творчестве Ф.М. Достоевского. Нет практически ни одного произведения этого писателя, где не была бы показана жизнь маленького жалкого человека, раздавленного несправедливостью жизни. Роман «Преступление и наказание» также не обошёлся без этой темы.

В романе сложно найти не униженного человека. Писатель со всем свойственным ему глубоким психологизмом изображает образ Петербурга — холодной северной столицы, населённой несчастными озлобленными людьми. Сам главный герой произведения Родион Раскольников задавлен и унижен безденежьем и атмосферой полной безысходности. Чего же тут говорить об остальных персонажах, встречающихся нам на протяжении всего повествования? Кажется, что почти весь Петербург населён пьяницами, негодяями и сумасшедшими. Улицы наводнены шумными, грубыми, безразличными людьми. В кабаке на Сенной идут бурные рассуждения о необходимости убийства богатой старухи. Ещё сильнее ситуация усугубляется, когда читатель соприкасается с семейством Мармеладовых, как персонификацией того, во что превращает людей несправедливость жизни. Отец семейства, пропивающий последние деньги в кабаке, озлобившаяся на весь мир гордячка Катерина Ивановна, избивающая мужа – все эти люди стремятся всячески спастись из круговорота ужаса и страданий: Катерина Ивановна хватается за своё благородное происхождение, Мармеладов пьёт, Раскольников с головой уходит в свои радикальные теории, кто-то отыгрывается на окружающих, кто-то пытается убить себя.

Однако, показав то, как низко может пасть каждый из них, Достоевский продемонстрировал нам ту силу, ту высокую моральность, ту глубокую духовность, которую, несмотря ни на что, несёт в себе каждый русский человек. Софья Мармеладова добровольно продала свою честь и опустилась на самое дно общества, чтобы помочь своей семье. Но даже там она нашла добрых, отзывчивых людей, давших ей приют. Сама Соня не только не озлобилась и не опошлилась в душе, но с помощью религии сохранила душевную мягкость и доброту. Катерина Ивановна проявляет скрывавшуюся до этого нежность к мужу, когда пьяного Мармеладова сбивает лошадь. Однако кульминацией всей темы униженных людей в романе является эпизод поминок, когда богач Пётр Лужин, мелочно мстя Раскольникову, пытается выставить Софью воровкой. Катерина Ивановна всеми силами защищает честь падчерицы. Когда же махинация Лужина вскрылась, присутствовавшие на трапезе бедняки, пьяницы и, казалось бы, самые низкие люди в праведном гневе обрушились на негодяя и изгнали его из своего общества.

Всё творчество Достоевского демонстрирует нам скрытую внутреннюю силу личности. Любого можно унизить, раздавить, довести до полуживотного состояния и сломить его дух. Но писатель верил, что, даже находясь на самом дне, человек всегда остаётся человеком, помнящим о добродетели, сострадании и справедливости.

Если Вам не подошла данная работа, сообщите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон примет меры.

План.

«Униженные и оскорбленные» или «на дне»

Причины. У всех разные. Раскольников

Соня Мармеладова

Свидригайлов

Вывод. Примирение с самим собою.

Действительно, «Преступление и наказание» можно было бы назвать «Униженные и оскорбленные», если бы не было другого романа, и если бы основной идеей не была теория Раскольникова и расплата за нее. Весь роман буквально наполнен удручающими пейзажами Петербурга, самых низших его слоев, описаниями быта мещан. Такое чувство, что любое помещение и любая улица, куда вслед за автором проникает наш любопытный взгляд, буквально смердят, и хочется быстрее вырваться на воздух, к прохладным водам Невы, но и тут нет покоя. На каждом шагу нам встречаются люди, доведенные до крайней степени бедности. Мы действительно видим дно, чрево Петербурга, будто Достоевский вступает в соревнование со своим собратом В. Гюго, который описывал чрево Парижа. С самых первых строк романа мы попадаем на это дно: «Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой». Не удивительно, что в таких условиях живут не гордые и целеустремленные люди, а забитые и униженные жизнью и нищетой существа, готовые на все ради куска хлеба. Вглядимся в эти лица и посмотрим, почему они так унижены и оскорблены.

Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то, наоборот, терпит это унижение. Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни. Казалось бы, почему он так унижен? Ведь он студент, учится на юридическом факультете, специальность эта сулит доход, да и сам Раскольников не глуп. Однако, одет он как нищий, живет в комнате, которая больше похожа на шкаф и до смерти боится свою квартирную хлзяйку. Но, думается, он сам довел себя до такого состояния. Раскольников – слабый человек, к этому мнению склоняются многие. Он слаб и бессилен, оттого и унижен. Он едва ли смог помешать свадьбе своей сестры Дуни с Лужиным, он не в силах вернуть Соню Мармеладову на путь истинный, он не может ничего изменить не только во всем мире (как ему это мечталось), но даже в своей судьбе. Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование. Он знает, что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: "О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."

Вслед за Раскольниковым мы вглядываемся в образ Сони Мармеладовой, этой униженной из униженных и оскорбленной из оскорбленных. Кажется, столько унижения не может вместить человеческая душа, однако, душа Сонечки Мармеладовой может. И если Раскольников унижен в душе, а в обществе он все же сохраняет свое лицо, то Соня Мармеладова оскорблена всем обществом, толкнушим ее в это петербургское чрево. Она настолько унижена, что даже не может жить вместе со своей семьей, а вынуждена прятаться подальше от них, рядом с такими вот свидригайловыми, подслушивающими и подсматривающими за стенкой. Мы буквально со слезами на глазах читаем сцену, где Лужин ложно обвиняет не в чем не повинную Соню, а она не имеет даже сил защитить себя: «Соня стояла на том же месте, как без памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг краска залила ей все лицо; она вскрикнула и закрылась руками. - Нет, это не я! Я не брала! Я не знаю! - закричала она, разрывающим сердце воплем, и бросилась к Катерине Ивановне. Та схватила ее и крепко прижала к себе, как будто грудью желая защитить ее ото всех». И хрупкие плечи безумной Катерины Ивановны кажутся ей лучшей защитой.

В чем же причины униженности Сони? Конечно, она не сама выбрала свой путь, об этом мы хорошо знаем. Соня унижается не ради себя, но ради своей семьи и своего бедного алкоголика-отца, и за это ее можно даже назвать мученицей, а не грешницей. Как уже говорилось, Соня унижена в обществе, но в душе она чиста, невинна и горда. В душе у нее мир и покой и Евангелие, которое всегда непременно лежит на ее столе. Конечно, мира в душе у Сони Мармеладовой нет, но зато ее сердце радуется оттого, что ее семья не голодает, и что все на свете есть промысел Божий. Она знает, за что оскорблена и унижена, и это во многом облегчает ей жизнь: «Да скажи же мне наконец, - проговорил он, почти в исступлении, - как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Итак, Соня оскорблена и унижена, но это только внешне, внутренне она не подавлена, ибо знает, что дело ее благое.

Меньшее внимание в романе уделено сестре Раскольникова Дуне, однако, она тоже «претендует» на звание «униженной и оскорбленной».Но, в противополжность другим, Соне и Раскольникову, Дуня может постоять за себя и она благоразумнее многих. Жизнь ломает ее, а она не сгибается, она хочет пожертвовать собой, ради своего брата, делает это сознательно, гордо и не просит ничего взамен. Дуню также унижает общество, в лице все тех же Лужина и Свидригайлова. Про Свидригайлова можно говрить отдельно, ибо в галерее «униженных» и «оскорбленных» ему тоже отведено место, но это не в коей мере не дает ему права оскорблять и унижать других. Однако, разговор о Дуне. Вот как характеризует ее мать в письме к Раскольникову: «Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости». Эта твердость и спасает Дуню от многих жизненных неурядиц, ибо она чувствует в себе этот внутренний стержень, чувствует, что должна помочь своей семье. Ее помощь и ее «посвящение» себя другим, конечно, не такие как у Сони Мармеладовой. В ней нет этой жертвенности. Однако, Дуня человек твердый и честный, и именно за это она и оскорблена. Например, Лужиным, который позарился на ее честность, так как лучше взять бедную невесту без приданного, чтобы было потом чем попрекать. И Дуня сносила бы эти попреки, потому что она была бы женой, и долг велел бы ей во всем подчинятся мужу, даже такому подлецу, как Лужин. Но, кто знает, может быть, и не стала она терпеть унижений даже от мужа. Вспомним хотя бы эпизод с револьвером Свидригайлова. Но кажется, это скорее исключение, и все же мы понимаем, что есть предел унижению, и Дуня его никогда не переступит.

Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце. Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в какую-либо сторону, но никогда не уровновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних признаний и больших сумм денег. Сложно анализировать Свидригайлова, думается, что даже сам автор не разгадал его до конца и предпочел умертвить. Однако, факт остается фактом, Свидригайлов как и другие унижен и оскорблен, так как он тоже часть этого петребургского чрева: «Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажженных свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца - утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер...» Эта утопленница – это душа Свидригайлова. В такую же сырую оттепель застрелился и сам Свидригайлов.

Каков же выход из этого ужасного состояния униженности? И кто нашел его из всех героев? Думается, что единственный путь – это примирение с самим собой, вера в свои силы и желание изменить жизнь вокруг. Конечно, изменить не так, как это сделал Раскольников. Ведь он убил одного из «своих» – униженную и оскорбленную Лизавету. Желание покончить с оскорбленностью и вера в свои возможности – вот ключевой момент в бесконечных поисках выхода. Как верила Марфа в воскресение Лазаря, и как верила в воскресение Раскольникова Соня Мармеладова: «Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший». Вот также вышел униженный и оскорбленный Раскольников в светлый и спокойный мир, где душа живет в согласии с телом, и правая рука знает, что творит левая, и никто не может оскорбить тебя, если ты сам этого не захочешь…

Униженные и оскорбленные в романе Достоевского «Преступление и наказание»

План.

«Униженные и оскорбленные» или «на дне»

Причины. У всех разные. Раскольников

Соня Мармеладова

Дуня

Свидригайлов

Вывод. Примирение с самим собою.

Действительно, «Преступление и наказание» можно было бы назвать «Униженные и оскорбленные», если бы не было другого романа, и если бы основной идеей не была теория Раскольникова и расплата за нее. Весь роман буквально наполнен удручающими пейзажами Петербурга, самых низших его слоев, описаниями быта мещан. Такое чувство, что любое помещение и любая улица, куда вслед за автором проникает наш любопытный взгляд, буквально смердят, и хочется быстрее вырваться на воздух, к прохладным водам Невы, но и тут нет покоя. На каждом шагу нам встречаются люди, доведенные до крайней степени бедности. Мы действительно видим дно, чрево Петербурга, будто Достоевский вступает в соревнование со своим собратом В. Гюго, который описывал чрево Парижа. С самых первых строк романа мы попадаем на это дно: «Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой». Не удивительно, что в таких условиях живут не гордые и целеустремленные люди, а забитые и униженные жизнью и нищетой существа, готовые на все ради куска хлеба. Вглядимся в эти лица и посмотрим, почему они так унижены и оскорблены.

Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то, наоборот, терпит это унижение. Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни. Казалось бы, почему он так унижен? Ведь он студент, учится на юридическом факультете, специальность эта сулит доход, да и сам Раскольников не глуп. Однако, одет он как нищий, живет в комнате, которая больше похожа на шкаф и до смерти боится свою квартирную хлзяйку. Но, думается, он сам довел себя до такого состояния. Раскольников – слабый человек, к этому мнению склоняются многие. Он слаб и бессилен, оттого и унижен. Он едва ли смог помешать свадьбе своей сестры Дуни с Лужиным, он не в силах вернуть Соню Мармеладову на путь истинный, он не может ничего изменить не только во всем мире (как ему это мечталось), но даже в своей судьбе. Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование. Он знает, что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: "О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."

Вслед за Раскольниковым мы вглядываемся в образ Сони Мармеладовой, этой униженной из униженных и оскорбленной из оскорбленных. Кажется, столько унижения не может вместить человеческая душа, однако, душа Сонечки Мармеладовой может. И если Раскольников унижен в душе, а в обществе он все же сохраняет свое лицо, то Соня Мармеладова оскорблена всем обществом, толкнушим ее в это петербургское чрево. Она настолько унижена, что даже не может жить вместе со своей семьей, а вынуждена прятаться подальше от них, рядом с такими вот свидригайловыми, подслушивающими и подсматривающими за стенкой. Мы буквально со слезами на глазах читаем сцену, где Лужин ложно обвиняет не в чем не повинную Соню, а она не имеет даже сил защитить себя: «Соня стояла на том же месте, как без памяти: она почти даже не была и удивлена. Вдруг краска залила ей все лицо; она вскрикнула и закрылась руками. - Нет, это не я! Я не брала! Я не знаю! - закричала она, разрывающим сердце воплем, и бросилась к Катерине Ивановне. Та схватила ее и крепко прижала к себе, как будто грудью желая защитить ее ото всех». И хрупкие плечи безумной Катерины Ивановны кажутся ей лучшей защитой.

В чем же причины униженности Сони? Конечно, она не сама выбрала свой путь, об этом мы хорошо знаем. Соня унижается не ради себя, но ради своей семьи и своего бедного алкоголика-отца, и за это ее можно даже назвать мученицей, а не грешницей. Как уже говорилось, Соня унижена в обществе, но в душе она чиста, невинна и горда. В душе у нее мир и покой и Евангелие, которое всегда непременно лежит на ее столе. Конечно, мира в душе у Сони Мармеладовой нет, но зато ее сердце радуется оттого, что ее семья не голодает, и что все на свете есть промысел Божий. Она знает, за что оскорблена и унижена, и это во многом облегчает ей жизнь: «Да скажи же мне наконец, - проговорил он, почти в исступлении, - как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Итак, Соня оскорблена и унижена, но это только внешне, внутренне она не подавлена, ибо знает, что дело ее благое.

Меньшее внимание в романе уделено сестре Раскольникова Дуне, однако, она тоже «претендует» на звание «униженной и оскорбленной».Но, в противополжность другим, Соне и Раскольникову, Дуня может постоять за себя и она благоразумнее многих. Жизнь ломает ее, а она не сгибается, она хочет пожертвовать собой, ради своего брата, делает это сознательно, гордо и не просит ничего взамен. Дуню также унижает общество, в лице все тех же Лужина и Свидригайлова. Про Свидригайлова можно говрить отдельно, ибо в галерее «униженных» и «оскорбленных» ему тоже отведено место, но это не в коей мере не дает ему права оскорблять и унижать других. Однако, разговор о Дуне. Вот как характеризует ее мать в письме к Раскольникову: «Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости». Эта твердость и спасает Дуню от многих жизненных неурядиц, ибо она чувствует в себе этот внутренний стержень, чувствует, что должна помочь своей семье. Ее помощь и ее «посвящение» себя другим, конечно, не такие как у Сони Мармеладовой. В ней нет этой жертвенности. Однако, Дуня человек твердый и честный, и именно за это она и оскорблена. Например, Лужиным, который позарился на ее честность, так как лучше взять бедную невесту без приданного, чтобы было потом чем попрекать. И Дуня сносила бы эти попреки, потому что она была бы женой, и долг велел бы ей во всем подчинятся мужу, даже такому подлецу, как Лужин. Но, кто знает, может быть, и не стала она терпеть унижений даже от мужа. Вспомним хотя бы эпизод с револьвером Свидригайлова. Но кажется, это скорее исключение, и все же мы понимаем, что есть предел унижению, и Дуня его никогда не переступит.

Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце. Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в какую-либо сторону, но никогда не уровновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних признаний и больших сумм денег. Сложно анализировать Свидригайлова, думается, что даже сам автор не разгадал его до конца и предпочел умертвить. Однако, факт остается фактом, Свидригайлов как и другие унижен и оскорблен, так как он тоже часть этого петребургского чрева: «Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажженных свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца - утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорбленное обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое, детское сознание, залившею незаслуженным стыдом ее ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в темную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер...» Эта утопленница – это душа Свидригайлова. В такую же сырую оттепель застрелился и сам Свидригайлов.

Каков же выход из этого ужасного состояния униженности? И кто нашел его из всех героев? Думается, что единственный путь – это примирение с самим собой, вера в свои силы и желание изменить жизнь вокруг. Конечно, изменить не так, как это сделал Раскольников. Ведь он убил одного из «своих» – униженную и оскорбленную Лизавету. Желание покончить с оскорбленностью и вера в свои возможности – вот ключевой момент в бесконечных поисках выхода. Как верила Марфа в воскресение Лазаря, и как верила в воскресение Раскольникова Соня Мармеладова: «Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший». Вот также вышел униженный и оскорбленный Раскольников в светлый и спокойный мир, где душа живет в согласии с телом, и правая рука знает, что творит левая, и никто не может оскорбить тебя, если ты сам этого не захочешь…

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта