Семья и Дети

Миша шаевич брусиловский картины. "мои картины существуют помимо меня"

Брусиловский, Миша Шаевич
Род деятельности:

Художник

Дата рождения:

1931 год (1931 )

Место рождения:
Гражданство:

Российская Федерация

Награды и премии:

Заслуженный художник России, Лауреат премии имени Г.С.Мосина (1990), Премии губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» (2002)

Биография

Миша Шаевич родился в Киеве. В войну семью эвакуировали в Троицк. Обратно в Киев Миша вернулся через две недели после ухода Красной армии, беспризорничал, пока не попал в интернат для одаренных детей.

В 1952 г. окончил Киевскую художественную школу им. Т. Г. Шевченко. Работал в Москве на ВДНХ художником-оформителем, после чего поехал поступать в Ленинград. В 1959-ом окончил графическое отделение Ленинградского института живописи имени Репина. По распределению поехал в Свердловск.

В 1960-х сотрудничал с живописцем Г. С. Мосиным, с которым была написана картина «1918-й» (1963-65), ставшая явлением советской живописи и экспонировавшаяся в Москве и Италии.

Значительный цикл произведений создан художником по евангельским мотивам: «Распятие», «Пётр и петух», «Хождение по водам», «Христос в Гефсиманском саду», «Несение креста», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря» - картины, написанные в разные годы, выполнены в одной стилистической манере.

М. Брусиловский работает в различных жанрах: портрет, большие многофигурные композиции, натюрморты, декоративная живопись.

Произведения М. Брусиловского находятся в музеях и частных коллекциях в России, Франции, Германии, Австрии, Англии, Израиле, Швейцарии, США.

В 2008 году М.Брусиловскому был установлен памятник «Горожане. Разговор» в Екатеринбурге, где он запечатлен вместе с коллегами Германом Метелевым, Виталием Воловичем.

Брусиловский Миша – российский художник, живописец.

Фото: http://www.itsmycity.ru/blog/post/id/4809

Биография

Образование:

  • Интернат для одаренных детей, Киев.
  • Киевская художественная школа им. Т. Г. Шевченко, 1952 г.
  • Институт живописи, ваяния и зодчества им. И. Е. Репина, факультет «Графики», Ленинград, 1959 г.

Творческий путь

После окончания творческой школы Михаил начал зарабатывать тем, что писал копии картин известных советских художников для дворцов культуры и прочих государственных учреждений.

В 1953 г. переехал в Москву, где работал художником-оформителем на ВДНХ, но вскоре перебрался в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где поступил в Институт живописи, ваяния и зодчества им. И. Е. Репина.

В 1959 г. защитил диплом в Институте искусства в городе Ленинград и по распределению, был направлен в Свердловск (ныне Екатеринбург). В Свердловске Миша Брусиловский начал преподавать рисунок в Художественном училище им. И. Д. Шадра, а также сотрудничать со Средне-Уральским книжным издательством в качестве художника-иллюстратора. Занялся станковыми картинами. Также принимал заказы на монументальные работы.

Потеряв работу в издательстве и став свободным от конъюнктуры, Миша Брусиловский много работал в своей мастерской, которая стала местом паломничества для художников. В своих работах он обращался к теме войны, мифологии, писал картины по мотивам народных сказок.

В советский период творчество художника вызвало много споров, так как стилистика картин не имела отношения к соцреализму, и часто рассматривалась как антисоветская. С наступлением перестройки еще в Советском Союзе отношение к творчеству художника изменилось и в 1986 г «запрет на Брусиловского» был снят.

Страны и выставки, на которых были представлены работы Миши Брусиловского

  • 1989 г. - выставка во Франции, организатор французский коллекционера и галерист Гарик Басмаджян. Выставка имела огромный успех, а французская пресса упоминала имя Брусиловского вместе с именами таких художников из России как Илья Кабаков, Эрик Булатов и Владимир Янкилевский.
  • 1992 г. - Михаил провел в США, где создал около ста картин.

Поездки во Францию и США повлияли на особенности живописной манеры и колорита художника и он начал по-новому переписывать свои любимые сюжеты.

  • 1993 г., - в Москве, в редакции журнала «Наше наследие», состоялась персональная выставка Миши Брусиловского, на которой были представлены работы, выполненные в новой живописной манере.
  • 1993-1997 гг. - Михаил написал ряд миниатюрных произведений для галереи «Автограф».
  • 1995, 1997 и 1999 гг. художник посещает Израиль.
  • 1999 г. - в Свердловской государственной филармонии состоялась выставка живописи Миши Брусиловского «Библейские сюжеты». На выставке были представлены картины, входящие в собрание Евгения Ройзмана.
  • В 2001 г. состоялась персональная выставка картин Михаила в галерее «Маноле» в городе, Айн-Ход, Израиль, передвижная выставка «Русское искусство. 300 лет» в Пекине, Шанхае, Гонконге, Китайе и персональная выставка в Екатеринбургскком музее изобразительных искусств.
  • В 2003 г. галерея-салон «Золотой скорпион» в ряду постоянных экспозиций «Ноев ковчег» представила совместную выставку Миши Брусиловского и скульптора Андрея Антонова.
  • 2004 г. - Брусиловский принимает участие в экспозиции Екатеринбургского музеея изобразительных искусств «Несение Креста».
  • 2008 г. - в центральном Лондоне проходшла выставка живописи Миши Брусиловского в рамках проекта «Арт-7».
  • В 2009 г. - художник принял участие в выставке современного американского и российского искусства «Контакт ветра и огня», организованной при поддержке Отдела Печати и Культуры Генерального консульства США в Екатеринбурге.
  • 16 сентября 2011 года Екатеринбургский музей изобразительных искусств открыл ретроспективную выставку, посвящённую 80-летнему юбилею Миши Брусиловского.

Книги и фильмы о Мише Брусиловском

  • В 2002 г. «Уральский золотой фонд» и издательство журнала «Наше наследие» выпустило книгу «Миша Брусиловский. Мир Художника», автор-составитель Александр Рюмин. Книга посвящена творчеству Миши Брусиловского.
  • 28 апреля 2009 г. состоялась премьера документального фильма Светланы Абакумовой «Воскресенье в мастерской». Фильм посвящён жизни и творчеству Миши Брусиловского.
  • 9 ию ня 2011 года в Доме кино Екатеринбурга прошла премьера документального фильма Бориса Шапиро «Миша и его друзья», снятого на студии «Бо-Ша-фильм». Фильм рассказывает о жизни и творчестве Миши Брусиловского.

Награды Миши Брусиловского

  • В 1991 г, была присуждена премия имени Г. С. Мосина, за вклад в развитие художественного творчества на Урале.
  • В 2002 г. присуждена премия губернат ора Свердл овской области «За выдающиеся достижения в области литерат уры и ис кусства ».
  • В 2011 г. указом Президента Ро ссийской Федерации присвоено звание Заслуженно го художника Российской Федерации .
  • В 2013 г. вручена мантия Почётног о члена Российской академии художеств .
  • В 2016 г. награждён званием Почётного гражданина Свердловской области.

Заслуженный художник России.

Родился в 1931 г. (Украина, Киев) - умер в 2016 г. (Екатеринбург).

В 1952 г. окончил Киевскую художественную школу им. Т.Г. Шевченко. Работал в Москве на ВДНХ художником-оформителем.

С 1953 г. по 1959 гг. учился в Ленинградском институте живописи, ваяния и зодчества им И.Е. Репина на графическом факультете (руководитель диплома - А.Ф. Пахомов). По распределению поехал в Свердловск, где работал в издательстве и преподавал в художественном училище. С 1968 г. Брусиловский - член Союза художников России, лауреат премии им. Г.С. Мосина (1990 г.), лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2002 г.).

Совместно с другом Г. Мосиным в 1964 г. М. Брусиловский написал историческое монументальное полотно «1918-ый», ставшее явлением советской живописи и экспонировавшееся на первой зональной выставке «Урал социалистический», на выставках в Москве, Италии и ГДР. Вторая совместная работа художников - полотно «Красные командиры времён гражданской войны на Урале» (1969 г.).

М. Брусиловский работал в различных жанрах: портрет, большие многофигурные композиции, натюрморты, декоративная живопись. В портретах он старался передать подлинную сущность человека, создать портрет его души. Так, в портрете В. Воловича (1981 г.) Брусиловский раскрыл собственный идеал художника, свои представления об эстетических истоках творчества. Иначе решен портрет Г. Мосина (1981-85), где художник изображен в образе охотника - человека, крепко стоящего на ногах. М. Брусиловский написал более 60 автопортретов. Все свои изображения он, как правило, обращал в пространство картины, вступая в диалог с её действующими лицами («В мастерской», 1965 г.).

Образ женщины - главный в творчестве М. Брусиловского. Женщина для художника - символ ускользающей красоты, которую он стремится постичь в каждом своём полотне. И тогда, когда в образе быка похищает Европу, преобразившись лебедем, льнёт к Леде, волком обольщает Красную Шапочку, старцем припадает к живительной красоте Сусанны. Любимая модель художника - жена Татьяна, черты которой узнаваемы во многих героинях картин М. Брусиловского.

Самый значительный цикл произведений создан художником по евангельским мотивам: «Распятие», «Пётр и петух», «Хождение по водам», «Христос в Гефсиманском саду», «Несение креста», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря» - картины, написанные в разные годы, выполнены в одной стилистической манере. При всей эффектной условной декоративности, они пронизаны нервной чувственностью и глубоким драматическим переживанием.

В антивоенном цикле, созданном в 60-е гг., воплощена боль прошедшей войны («Пьета. Жертвам войны», «Генерал», «Освенцим», «Реквием» и др.). Особенность живописного мышления М. Брусиловского - театральность и зрелищность композиций. Даже в самых трагических полотнах живопись источает энергию жизнелюбия.

Главная черта его живописных произведений - эскизность, лёгкость, текучесть живописной манеры, создающей ощущение живой, подвижной прозрачной среды, в которой рождаются фантастические образы, легенды, выплывающие из глубин подсознания, народной памяти и фольклора. Это придаёт живописи М. Брусиловского зыбкий, многозначный, подвижный характер, её отличает любовь к сложным метаморфозам, неожиданным превращениям и отражениям, она создаёт мир, в котором воображение и реальность проникают друг в друга, перевоплощаются одно в другое. Способность к театральному преображению истории в легенду, жизни в игру воображения сделала искусство художника одним из наиболее ярких и своеобразных в современной России.

Произведения М. Брусиловского находятся в музеях и частных коллекциях в России, Франции, Германии, Австрии, Англии, Израиле, Швейцарии, США.

Художник Миша Шаевич Брусиловский приехал в Свердловск после окончания Ленинградского института и остался здесь навсегда. Сколько себя помнит, он всегда что-то рисовал, однако в профессиональное искусство его привел счастливый случай. Будущий художник вернулся из эвакуации в освобожденной Киев, когда ему было всего 11 лет, был беспризорником: «Вслед за солдатами в Киев пришли бандиты, которые тут же распределили город по «зонам». И я попал к одному такому – его звали Кот, колоритный бандит, с фиксами, двухметрового роста. Он заведовал привокзальной площадью, где мы, пятнадцать мальчишек, чистили сапоги приезжим. Офицер ставил ножку на деревянный ящичек, мы подкладывали разноцветные бархатки, чтобы не дай бог не испачкать галифе, и чистили сапоги, пока в них не начинало отражаться солнышко. Офицеры, особенно при девушках, денег, разумеется, не жалели. Вечером приходил Кот, мы ему все отдавали – не дай бог заныкать. На день рождения этому Коту я нарисовал цветными карандашами портретик: прорисовал веснушки, зубы золотые, выразительные глаза, черные брови. А через неделю он привел на мое место другого мальчика, а меня отправил в интернат для талантливых детей». Коту отказать не смогли, несмотря на то, что прием уже давно был окончен.

«Провидение этим занималось, а я не сопротивлялся. Я думаю, у человека есть судьба, и даже если что-то приходится преодолевать – значит, это тоже предназначено».

Из любимого Киева Миша переехал в Москву, где случайно попал в давку в день похорон Сталина и чудом спасся, угодив в чью-то кухню через, к счастью, открытое окно. Потом целый год (1953-54) работал на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке – вместе с другими художниками создавал полотна к открытию выставки по чужим эскизам, это был доступный заработок для художника. До 1959 г. учился в Ленинградском институте живописи, ваяния и зодчества им И.Е. Репина на графическом факультете (руководитель диплома — А.Ф. Пахомов). После окончания института перед художником встал выбор: возвращаться в Киев («Я очень люблю этот город, я вырос в Киеве, там мои друзья, прекрасный Днепр») или ехать в Свердловск по распределению («В Свердловске предлагали работу в издательстве и давали мастерскую для работы, все условия»). А еще в Свердловске работал близкий друг Миши — Геннадий Мосин, известный художник, именем которого потом назвали главную художественную премию региона. Итак – на Урал!

Несмотря на жестокую цензуру, художникам в советское время жилось легче: «Полгода мы ездили в колхозы рисовать по заказу, а после этого могли по полгода сидеть в мастерской и рисовать в свое удовольствие,» — Миша Шаевич с ностальгией вспоминает времена, когда художественная жизнь в городе была бурной. Художники не только бывали друг у друга в мастерских, но и целыми группами ездили в соседние города. Современная экономическая цензура оказалась пострашнее советской.

В творчестве Брусиловского есть несколько сквозных тем, но самая значительная — библейская: картины «Распятие», «Пётр и петух», «Хождение по водам», «Христос в Гефсиманском саду», «Несение креста», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря» -, написанны в разные годы (с 1970-ых по 2000-е), но выполнены в одной стилистической манере. Для художника эти сюжеты – универсальный опыт человечества, явленный в ярких, объемных образах, и обращение к ним стало своеобразным бегством от мира компромиссов.

Но «всесоюзную» славу ему принесла картина «1918 год», написанная совместно с Геннадием Мосиным — это был неканонический портрет Ленина, монументальная, мощная работа. Миша Брусиловский все эти годы работает в различных жанрах: портрет, большие многофигурные композиции, натюрморты, декоративная живопись. В портретах он старается ухватить сущность человека, создать портрет его души, например, в портрете Виталия Воловича (1981) мастер воплотил идеальный образ художника: вдохновенного, строгого к себе. А еще Миша Брусиловский любит писать себя в окружении друзей: он написал более 60 автопортретов. Любимая модель художника – жена Татьяна, черты которой узнаваемы во многих героинях картин М. Брусиловского, с чьими чертами связан идеальный образ женщины Миши Брусиловского – символ ускользающей красоты.

Говорят, что подделки – одна из форм общественного признания: если «тиражируют», значит, художник востребован. Картины Брусиловского подделывают: «Процентов восемьдесят из того, что продается, — подделки. Я расстраиваюсь, когда вижу копии плохого качества. Пикассо в свое время подписал подделку, отметив, что это хорошая работа. Хорошую я бы тоже не отказался подписать». Теперь художник известен далеко за пределами и Екатеринбурга, и те его картины, которые в советское время даже и не выставлялись, сейчас продаются на многих художественных аукционах: и не только в России: его картины продают на русских торгах аукциона Sotheby’s.

С 1968 г. М.Ш. Брусиловский — член Союза художников России, лауреат премии им. Г.С. Мосина (1990 г.), лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2002 г.).

.
Миша Брусиловский родился 7 мая 1931 года в Киеве. С 1944 по 1945 год учился в Киевском художественном интернате для одарённых детей, затем перешёл в Киевскую художественную школу имени Т.Г.Шевченко, где проучился до 1952 года.
В 1953 году Миша Шаевич Брусиловский некоторое время работал художником-оформителем на ВДНХ, а затем поступил в АХ СССР (ИнЖСА).
В 1959 году Шаевич закончил учиться в институте и переехал в Свердловск, начал принимать участие в художественных выставках и начал работать учителем рисунка в Свердловском художественном училище имени И.Д.Шадра.
В 1963 году Брусиловский совместно с художником Геннадием Сидоровичем Мосиным (1930-1982) написал картину "1918-й", изображающую и других политических деятелей того времени (1918-й год) в довольно мрачном виде. По признанию Брусиловского, данная картина была изначально написана с целью "насолить" (1910-1968), бывшему в то время Первым секретарём правления и имевшим собственное видение того, как следует изображать Ленина в искусстве и добивающимся того, чтобы остальные художники придерживались того же видения.
Несмотря на попытки Серова запретить картину ещё на стадии создания, полотно "1918-й" всё таки попало на несколько крупных московских выставок, чему способствовало то, что художникам Мосину и Брусиловскому стала оказывать поддержку скульптор (1906-1971), в то время секретарь , стремящаяся к посту Первого секретаря, но проигравшая Серову.
По сути, художники Г.С.Мосин и М.Ш.Брусиловский стали мелкими инструментами внутренней борьбы руководителей Союза художников, а по итогам "войнушки", Миша Брусиловский был занесен в "чёрный список" художников, с которыми власти страны не сотрудничали. Вообще, сам факт написания картины с целью задеть определённого человека вызывает недоумение, так как по ходу своей жизни Брусиловский неоднократно заявлял: "Мне просто хотелось делать картины. У меня никогда не было амбиций: прославиться или сделаться великим". Если так хотелось быть "просто художником", то зачем надо было лезть в дрязги Союза художников, писать намеренно провокационные картины?..
Удивляет и другой эпизод из жизни Миши Шаевича Брусиловского, о том, как он поступил в Киевский художественный интернат для одарённых детей. Согласно жизнеописанию Брусиловского, через полгода после освобождения Киева от фашистских войск, мальчик вместе с братом и матерью вернулся в город, а спустя некоторое время примкнул к группе привокзальных мальчишек, занимающихся чисткой обуви.
Каждый вечер некий парень по кличке "Кот" забирал у детей большую часть прибыли, якобы он был связан с местными криминальными структурами. Однажды, ко дню рождения "Кота" тринадцатилетний Брусиловский нарисовал цветными карандашами портрет бандита.
"Кот" забрал рисунок себе, а спустя несколько дней привёл к вокзалу другого мальчика, заменившего Мишу Брусиловского. Представитель киевского бандитизма отвёл юного художника к директору Киевского художественного интерната для одарённых детей, которого взяткой и угрозами принудил взять маленького Мишу на обучение.
Наиболее вероятно, что вся эта данная история была выдумана для очернения : дескать, ребёнок был вынужден с раннего детства работать на бандитов. Это вполне укладывается в то, что в период 1960-1990 гг. Брусиловский активно работал в жанре антисоветской живописи и поддерживался западными СМИ. "Мне просто хотелось писать картины", говорил при жизни художник Миша Брусиловский, но забывал уточнить, что ему хотелось писать политически-ангажированные картины.
Миша Шаевич Брусиловский скончался 3 ноября 2016 года в , после затяжной онкологической болезни.