Собственный опыт

Мнение о картине саврасова грачи прилетели. Сочинение по картине "грачи прилетели" саврасова

Описание живописного произведения с изображением пейзажа традиционно является традиционным заданием и в начальном, и в среднем звене школы. Многие годы русским школьникам предлагается написать сочинение по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова. Ее сюжет прост, и именно эта простота вызывает трудности, так как, чтобы увидеть глубину, скрывающуюся за ней, необходим довольно богатый эстетический опыт, которого чаще всего еще нет у школьника.

Смысл задания и общие цели сочинения

Смысл задания и состоит в том, чтобы расширить границы понимания ребенком живописного произведения, развить способность созерцания и осмысления живописи.

Для того чтобы сочинение получилось не простым перечислением деталей, автору текста нужно помочь обратить внимание на значимые детали и на то, как каждая из них участвует в создании настроения произведения и в создании эстетического впечатления. Кроме того, в сочинении будет уместна фактографическая часть, отражающая общеизвестные сведения о создании картины.

Тема сочинения обычно не конкретизируется (например: А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Описание картины), поэтому школьники чаще всего не ограничены ни в композиции, ни в акцентах рассуждений.

История создания

Картину «Грачи прилетели» Саврасов впервые представил зрителям в 1871 году. Известно, что это произведение написано в мастерской, по мотивам эскизов, написанных им на природе недалеко от Костромы. Первоначально бытовало мнение о том, что холст написан «на одном дыхании», под впечатлением от увиденного, однако анализ набросков, в первую очередь манеры и техники письма, говорит об обратном. Картину «Грачи прилетели» Саврасов писал постепенно, в несколько этапов. Художник тщательно прорабатывал в мастерской и композицию, и игру света и цвета.

Произведение вызвало такой резонанс и было настолько востребованным, что А. К. Саврасов не раз создавал его копии или картины по его мотивам.

Для осмысления полотна стоит иметь в виду, что этот пейзаж написан в один из тяжелейших периодов жизни художника: сразу после смерти маленькой дочери и во время тяжелой болезни жены.

Краткое описание

Сочинение по картине «Грачи прилетели» стоит начать с краткого описания того, что на ней изображено.

На картине изображена ранняя дружная весна и начало половодья. На переднем плане - изображение берез с гнездами грачей и с суетящимися вокруг них птицами в разных позах. За ними - типичная для русского пейзажа церковь, обнесенная деревянным забором. На заднем плане - за церковью - бескрайнее поле, где вода перемежается с островками то оттаявшей земли, то снега. Фоном для пейзажа служит мартовское небо: высокое и голубое, с низкими тяжелыми облаками.

Центр картины

Сложно сказать, где именно находится композиционный и смысловой центр картины. В целом полотно написано так, что взгляд блуждает от грачей на вершинах берез к церковной колокольне, затем переходит на задний план, задерживается на голубом небе в верхнем левом углу и снова возвращается на передний план, чтобы остановиться на весенней воде и граче с веточкой в клюве. Такое динамичное восприятие картины далеко не случайно. Эту особенность должно обязательно отражать сочинение. «Грачи прилетели» - один из первых примеров нестатического пейзажа в русской живописи. Динамичны и сам сюжет, и цветовая гамма. Привычный русский пейзаж воспринимается как воплощение движения и жизни.

Динамика цветового восприятия

Сочинение по картине «Грачи прилетели», конечно же, невозможно без рассказа о цветовом восприятии полотна. Описывать цвета и оттенки следует именно на фоне общей динамики произведения.

Отражая типичные и привычные краски ранней весны, художник добивается того, чтобы каждый цвет контрастировал с другими. Оставаясь сдержанным и скромным по колористике, произведение воспринимается как яркое. Голубые, белые и коричнево-зеленые фрагменты так сочетаются и так контрастируют с черными пятнами грачей и теней, что создается ощущение игры цвета. Это также создает особенную динамику восприятия, не позволяя зрителю остановиться в созерцании произведения. Взгляд блуждает между черными пятнами грачей, голубым небом, белым снегом и зеленой водой.

Динамика сюжета

Как уже говорилось выше, удивительная динамика, увиденная и отраженная автором, - причина той популярности и неугасаемого интереса к картине зрителей, и именно тому, за счет чего достигается это впечатление, стоит посвятить сочинение. «Грачи прилетели» А. К. Саврасова методически выгодно анализировать путем исключения деталей композиции. Как бы выглядел пейзаж, если бы на нем не было такой-то детали?

Грачи

Начать, видимо, нужно с птиц, сосредоточив на них внимание и попробовав понять, какое место они занимают в сюжете. Из подобного анализа, который каждый зритель построит по-своему, получится интересный рассказ. «Грачи прилетели» - название, которое дает ключ к прочтению картины. Если птицы недавно появились, значит легко представить себе тот же самый пейзаж без них. Как он выглядел? Если представить это, картина лишается огромной доли своей динамики, так как она сосредоточена именно в птицах. Грачи снуют вокруг гнезд, куда-то улетают от берез, а затем возвращаются, один из них - на земле - спешит строить или ремонтировать гнездо, подобрав веточку и, видимо, собираясь взлететь. Неслучайно с прилетом этих птиц ассоциируется начало весны, так как именно с ними в окружающем пейзаже появляются жизнь и движение.

Другие детали

Тот же прием можно применить и к другим деталям картины. Вода, видимо, буквально за несколько дней залила землю, без нее совсем недавно была снежная равнина. Совсем недавно и расступились облака, показав небо, а значит, добавив и голубых красок, и игры света и теней на снегу, и уточнив цвета церкви, преобразив серые и неопределенные в зеленые и голубые.

В таком ключе и далее можно продолжать сочинение. «Грачи прилетели» на многих вариантах картины неизменно содержит именно церковь. Возможно, мировоззрение художника XIX века предполагало, что без нее русский пейзаж - только бескрайняя снежная равнина. Именно с появлением церкви на русской земле появляется жизнь.

Следы на снегу, направление ветвей берез, движение облаков - все это тоже может быть включено в описание. «Грачи прилетели» - богатое поле для наблюдений и интерпретаций. Будучи изображением одного мига, эта картина удивительно передает наступление весны, движение жизни и - так как в него включена церковь - ход человеческой истории.

Закончить работу можно общими выводами о впечатлениях от картины. Всегда будет выгодно смотреться сравнение первых ощущений от полотна и мыслей после того, как были проанализированы его детали.

Таким образом, сочинение по картине «Грачи прилетели» А. К. Саврасова может стать увлекательным занятием и тестом на наблюдательность и умение анализировать свои впечатления.

Весна - это удивительная пора года, когда природа пробуждается от долгого зимнего сна, осматривается по сторонам и приводит себя в порядок. Каждый художник изображает весну по-своему, но мне понравилась картина Саврасова «Грачи прилетели».

Художник отошел от обычного изображения весны, а основное внимание уделил ее вестникам, которые притаились на деревьях, а некоторые грачи храбро прыгают по весеннему снегу. Птицы обустраиваются всерьез и надолго, о чем говорят их гнезда, которые эти маленькие труженики уже начали сооружать.

Рядом с березами мы видим воду, которая появляется в низинах из-за таяния льда и снега. Эти маленькие озера долго будут питать своей влагой выбивающуюся на поверхность траву и помогут деревьям набраться живительной силы.

На заднем плане художник изобразил деревню, обнесенную высоким забором. Из-за забора ясно виднеется купол церкви, которая в деревнях считалась центральным местом. Вообще, трудно было представить настоящую русскую деревню с ее размахом и широкой душой без церкви, в которую ходили в былые времена не по принуждению, а по зову сердца.

Картина нарисована в темных тонах, так как весна наступает медленно, размеренно. Кажется, что эта молодая красавица просто плохо выспалась. Она немного хмурится и потягивается в своей пуховой постели.

Полотно Саврасова «Грачи прилетели» - это уникальное творение, которое не похоже ни на одно другое произведения искусства. Художник увидел весну с другой стороны, с которой ее не рассматривал никто до него, поэтому картина меня просто покорила.

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля — все обжито и согрето сердечным теплом.

Исаак Левитан так отзывался о картине «Грачи прилетели»: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, — и только… Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».

Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки… Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

А.К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны — любимой поры художника.

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь — у околицы обычного русского села — приобрело’ особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе… пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: «С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок… По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти».


Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников.


Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки».

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели

Исаак Левитан так отзывался о картине "Грачи прилетели": "Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".

Первоначальные этюды к картине "Грачи прилетели" А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

А. К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника.

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села - приобрело особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: "Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу". Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: "С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти".

Вот такова краткая история написания картины "Грачи прилетели", которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы - той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: "Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки".

Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. И все же при появлении "Грачей" перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении.

Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг, и среди этой жизни - на пустыре, огороженном забором, - совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины.

В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине - со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, "а душа есть только в "Грачах".

"Сто великих картин" Н. A. Иoнина, издательство "Вече", 2002 г.

Алексей Кондратьевич Савра́сов (1830—1897) — русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».

На данной картине изображена весенняя пора. Это именно то время, когда все вокруг пробуждается ото сна: прилетают птицы, распускаются деревья, оживает природа. Снег еще не растаял, а солнце уже опускается все ниже. Воздух переполняет дух. Он стал теплее и свежее. Все благоухает и порхает.

Не зря художник изобразил картину в солнечно-голубых тонах. Это то время, когда зима еще не прошла, а весна вот-вот на подходе. И главными ее вестниками можно назвать прилет грачей, которые усердно трудятся на деревьях. Прыгание грачей по талому снегу указывает на некую радость, что-то веселое.

Птицы уже успели свить гнезда, готовясь к весне. Только птицы умеют слушать природу, так как слиты с ней воедино и являются ее неотъемлемой частью. Поэтому, грачи изображены на первом плане картины Саврасова. Спереди нам видны свежие следы, напоминающие следы от маленьких лапок. Это и есть следы грачей, которые прилетели совсем недавно. Большую часть грачей мы видим с распахнутыми крыльями. Сразу понятно, что они вот только что присоединились к своим собратьям.

Талая вода так же символизирует наступление весны. Она изображена в небольшой низине, что указывает на то, что снег постепенно тает. В то же время, большую часть картины занимает снег, нежели растаявшая вода. Это нам говорит о том, что снег тает очень медленно и зима не торопится нас покидать. Мы не видим солнца напрямую, а лишь догадываемся что оно светит. Солнечный свет на картине можно определить по тени, которая располагается под деревьями. Художник изобразил солнце блеклым, тем самым показывая нам то, что весна еще не наступила, а лишь на подходе.

На заднем плане небольшая старая часовенка, которая напоминает нам что-то древнее и средневековое. То же самое можно определить по постройкам вокруг. Сама часовня окружена сооружениями из дерева. По темно-серому цвету дерева можно сказать, что оно уже настолько старое, что прогнило. Небольшой купол, завершающий часовню, тоже сооружен по старым традициям. Нам видны три арки спереди. Скорее всего их шесть. Белая побелка часовню посерела и начинает слазить.

Справа от часовенки располагается домик. Нам видна только его верхняя часть - это крыша белого цвета и чердак. Неподалеку от дома расположились большое количество кустарников. Посередине, между часовенкой и домом, стоит трех-купольный храм. Он желтовато-белого цвета. Три купола темного цвета. Такой вида купола характерен для древнейших церквей 17 века.

Художник с наибольшей точностью смог изобразить русский пейзаж. В то же время он дал нам место подумать. Мы не можем с точностью сказать, что это деревня, потому что на самом дальнем плане мы видим простирающуюся реку, окруженную лесом. Так же, рядом с домом мы не видим других домов, а видим только кустарники. Все сооружения указывают нам на свою изношенность. Но в то же время нам виден дом со светлой крышей, что может значить присутствие в нем жителей.

Саврасов передал нам то, что видел и чувствовал сам. Вот так, с помощью красок, можно изобразить весенний приход, передать запах, настроение и жизнь.