Инф. технологии

Могила сергея дягилева. Сергей дягилев

ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович , российский театральный и художественный деятель, критик. До 1890 жил преимущественно в Перми, затем в Санкт-Петербурге, где окончил юридический факультет университета (1896), был вольнослушателем Петербургской консерватории по классу композиции Н. А. Соколова и классу сольного пения А. Котоньи. Сблизившись с кружком петербургских художников и художественных критиков (его двоюродный брат Д. В. Философов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов и др.), увлёкся историей искусства, особенно живописи и театра. С 1890 неоднократно путешествовал по Европе. В 1899-1901 чиновник особых поручений в Дирекции императорских театров в Санкт-Петербурге (сотрудничал с князем С. М. Волконским), в 1898-1901 редактор «Ежегодника императорских театров». В результате конфликта с Дирекцией (Дягилев считал необходимым реформировать оперно-балетные спектакли, ориентируясь на постановки МХТ) был уволен без права поступления на государственную службу.

Дягилев - один из основателей объединения «Мир искусства» (1898) и одноимённого журнала (также редактор и издатель, 1898-1904). Он был инициатором и устроителем ряда петербургских выставок русского и зарубежного искусства, в основу которых положен строгий концептуальный отбор экспонатов и высокий художественный уровень экспозиции: скандинавских художников, немецких и английских акварелистов (обе 1897), русских и финских художников (1898), объединения «Мир искусства» (1900-03, 1906); грандиозная Историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце (1905), экспонаты которой Дягилев отбирал во многих имениях и частных собраниях России, представила уникальную панораму русского портрета 18 - начала 20 века.

С 1906 года вся деятельность Дягилева была направлена на пропаганду русского искусства за рубежом, главным образом в Западной Европе. По его инициативе была устроена Русская художественная выставка в рамках Осеннего салона в Париже (1906), на ней впервые европейскому зрителю были показаны древнерусские иконы, творчество русских художников с 18 до начала 20 веков (В. А. Серов, М. А. Врубель и др.). В 1907 году Дягилев организовал Исторические русские концерты в Париже, в которых исполнялась музыка от М. И. Глинки до А. Н. Скрябина. Успех этих концертов, участие в них крупнейших музыкантов своего времени (дирижёры Ф. М. Блуменфельд, А. К. Глазунов, А. Никиш, Н. А. Римский-Корсаков, пианист И. Гофман, пианист и дирижёр С. В. Рахманинов, певцы Ф. И. Шаляпин, Ф. В. Литвин, Е. И. Збруева и др.) побудили Дягилева организовать в 1908 году Русские сезоны за границей, которые стали триумфом русского музыкально-театрального искусства. В их программах были показаны новые русские балеты (в хореографии М. М. Фокина) и ряд русских опер.

В 1911-29 Дягилев был художественным руководителем труппы Русский балет Дягилева. Благодаря своему организаторскому таланту, безошибочному художественному вкусу, обострённому чувству новизны в искусстве Дягилев сумел привлечь к работе в своей антрепризе многих выдающихся артистов (А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина, О. А. Спесивцева и др.), композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, К. Дебюсси, М. Равель, Э. Сати, Ф. Пуленк и др.), хореографов (Фокин, Нижинский, Б. Ф. Нижинская, Б. Г. Романов, Л. Ф. Мясин, С. Лифарь, Дж. Баланчин), дирижёров (Э. А. Купер, Г. Пьерне, П. Монтё, Э. Ансерме, Р. Дезормьер). В оформлении спектаклей принимали участие художники «Мира искусства», а также Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс, Ж. Руо, Ж. Брак и др. (ряд крупных мастеров впервые обратился к сценографии под влиянием Дягилева). Личный авторитет Дягилева способствовал привлечению средств многих меценатов - как в России (великий князь Владимир Александрович, княгиня М. К. Тенишева и др.), так и в Европе. Спектакли дягилевской антрепризы, в основу которых был положен синтез современной музыки, хореографии и декорационного искусства, во многом способствовали утверждению авангардизма в области музыки, хореографии и сценографии, оказали большое воздействие на искусство 20 века; они утвердили престиж русского балета и одновременно содействовали возрождению балетного искусства во всём мире.

В 1896-1906 годах выступал как художественный критик (свыше 100 публикаций); автор монографии о Д. Г. Левицком (1902). В последние годы жизни Дягилев обратился к собиранию книг (около 2 тысяч редких русских изданий) и автографов (в том числе Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова), намереваясь создать в России книгохранилище с рукописным отделом. В 1966 году его именем названа площадь в Париже (примыкающая к зданию Парижской оперы). В 1990 в Санкт-Петербурге (Ленинграде) открыт Центр международного искусства имени С. Дягилева. В Перми открыт благотворительный фонд «Дом Дягилева» и мемориальный музей (1990), проводятся международный семинар «Дягилевские чтения» (с 1987) и международный музыкально-театральный фестиваль «Дягилевские сезоны» (с 2003).

Лит.: Beaumont С. W. The Diaghilev Ballet in London. L., ; Sokolova L. Dancing for Diaghilev. L., 1960; Kochno В. Diaghilev and the ballets Russes. N. Y., 1970; Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX в. Л., 1971-1972. Т. 1-2; она же. Нижинский. Л., 1974; Lieven Р. The birth of Ballets-russes. 3rd ed. L., 1973; Haskell А. Diaghileff. N. Y., 1977; Buckle R. Diaghilev. L., 1979; Percival J. The world of Diaghilev. L., 1979; Фокин М. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. 2-е изд. Л., 1981; С. Дягилев и русское искусство / Сост. И. Зильберштейн, В. Самков. М., 1982. Т. 1-2; Garafola L. Diaghilev’s ballets Russes. Oxf.; N. Y., 1989; Бенуа А. Н. Мои воспоминания. 2-е изд. М., 1990. Т. 1-2; Григорьев С. Балет Дягилева. 1909-1929. М., 1993; Лифарь С. М. Дягилев и с Дягилевым. М., 1994; Ласкин А. С. Неизвестные Дягилевы, или Конец цитаты. СПб., 1994; Дягилев и его эпоха: Альбом / Авт. текста В. Леняшин. СПб., 2001; Стравинский И. Ф. Хроника моей жизни. М., 2005.

В. А. Кулаков, О. В. Фраёнова.

Мир искусства. Сергей Дягилев

Сергей Павлович Дягилев российский театральный и художественный деятель, писатель, меценат, первый балетный импресарио XX века.

Сергей Павлович Дягилев родился (19) 31 марта 1872 года в Новгородской губернии, в дворянской семье кадрового военного. В 1896 году окончил юридический факультет Петербургского университета, параллельно учась в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова. Увлекался живописью, театром, историей художественных стилей.

В 1898 году Дягилев вместе с художником А.Бенуа создал объединение «Мир искусства» и стал соредактором одноименного журнала, где публиковал новейшие произведения писателей и художников, и сам писал статьи и рецензии о спектаклях, выставках, книгах. А вскоре стал организатором выставок картин русских художников за границей.

Но главным делом жизни Дягилева стали «Русские сезоны» 1909-1929 годов, где он собрал творческий коллектив из самых великих деятелей искусства начала XX века и внес огромный вклад в пропаганду за рубежом русского оперного и балетного искусства.

В первом сезоне - «Исторические русские концерты» - выступили Н.Римский-Корсаков, С.Рахманинов, А.Глазунов, Ф.Шаляпин. Затем был Русский балет в Париже, который очаровал всех высоким уровнем исполнительского мастерства и хореографии, блестящей живописью декораций и эффектными костюмами.
В 1910 году Сергей Дягилев отмечал: «Революция, которую мы произвели в балете, касается, может быть, всего менее специальной области танцев, а больше всего декораций и костюмов». По сути, Русские сезоны продемонстрировали невиданный ранее синтез трех искусств, где живопись стала доминантой, а танец рассматривался как «живое проявление театральной декорации».

Спектакли Дягилева радикально изменили мир танца. Невероятным кажется то, что ему удавалось в течение двух десятков лет сводить воедино таких знаменитых деятелей, как И. Стравинский, К.Дебюсси, М. Равель, Л. Бакст, П. Пикассо, А. Бенуа, А. Матисс,
Н. Гончарова, М. Фокин, Л. Мясин, А. Бенуа, В. Нижинский, М.Кшесинская, Ида Рубинштейн, К. Шанель, М. Ларионов, Ж. Кокто, А. Павлова, Ф. Шаляпин, С. Лифарь, Дж. Баланчин, В. Серов. Т. Карсавина, Н. Рерих…Как неимоверно сложно было организовать совместную творческую работу художников, принадлежавших к столь различным областям искусства.
«Русский балет» гастролировал по Европе, США и Южной Америке, добиваясь все большего успеха.
Дягилев умел не только распознать талант и собрать великолепную труппу, имевшую интернациональный состав, но и воспитать хореографа. Благодаря свежести балетмейстерских идей балет Дягилева был в центре внимания балетного мира.

Несмотря на огромный успех «Русского балета», Дягилев испытывал материальные затруднения и прибегал к помощи меценатов. В умении совмещать искусство с предпринимательством заключался творческий гений Дягилева, его дар импресарио. А гибкость финансовой политики стала залогом успешной работы труппы в течение многих лет.

Выступления «Русского балета Дягилева», существовавшего до 1929 года, явились триумфом русского балетного искусства и способствовали развитию и возрождению балетных театров в других странах. За годы работы труппа поставила более 20 балетов (отечественных и зарубежных композиторов), которые до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира.

Скончался Сергей Павлович Дягилев 19 августа 1929 года. Великого импресарио похоронили рядом с могилой Стравинского в Венеции на острове Сен-Мишель.

Валентин Гросс. Тамара Карсавина и Вацлав Нежинский в балете "Видение розы"

Сергей Петрович Дягилев (1872—1929) — совершенно особый русский европеец, всем европейцам европеец. Он сделал для вхождения России в Европу, в мировое культурное пространство, если не больше, то столько же, сколько Петр Великий. С той, конечно, понятной разницей, что преобразователь поставил Россию в ряд европейских первостепенных держав как политическую силу, а Дягилев сделал мировым достоянием отечественную культурную мощь.

Недавно, в 2005 году, в России издали, наконец, полный текст книги о Дягилеве Сергея Лифаря — последнего премьера и балетмейстера («хореавтора», как он говорит) дягилевского балета, питомца и культурного наследника великого мастера культуры. Сергей («Серж») Лифарь — в течение тридцати лет главный балетмейстер парижской Гранд Опера и до Нуреева самая главная фигура балета на Западе. Его книга — первое, что нужно читать о Дягилеве. Кто такой Дягилев, знают все и давно, даже и в Советском Союзе не пытались дезавуировать этого эмигранта поневоле, — но то было знание, в общем, сухо-информативное; со страниц книги Лифаря встает живой Дягилев. При этом автор, Сергей Михайлович Лифарь, — человек высококультурный и знающий то, о чем пишет, из первых рук.

Лео Бакст "Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней" 1906

Главная правда о Дягилеве:

Сергей Петрович любил говорить, что в его жилах течет «петровская» кровь, любил все делать «по-петровски» и любил, когда говорили, что он похож на Петра Великого. В них и было общее — и в размахе, и в горячей любви к России. Но Петр Великий производил свои государственные реформы в России, пересаживая западноевропейскую культуру на русскую почву, — Дягилев хотел произвести реформы в мировом искусстве, перевезя русское искусство в Западную Европу.

Дягилев начинал как пропагандист нового искусства — искусства модернизма, он ввел модернизм в Россию как новое слово мировой художественной практики. Этому делу был посвящен организованный им журнал «Мир Искусства», выходивший в 1898—1904 годах. Конечно, он был не первый: существовал журнал «Северный Вестник», в котором схожую художественную пропаганду вел Аким Волынский и в котором начинал печатать свои, уже зрелые, вещи Чехов, существовал московский символизм во главе с Валерием Брюсовым и созданным им журналом «Весы». Но Дягилев, начиная делать что-то, делал это эпически-масштабно — и доводил до конца. Он был по природе организатор, причем блестящий организатор; то, что сейчас, из практики кино, получило название продюсер. Дягилев — продюсер мирового масштаба и невиданного ранее, а то и после размаха и охвата культурных тем. Если не в литературе, то в живописи и в музыке Дягилев — организатор и вождь русского художественного модернизма. Он создал эпоху.

И отвечая тем, кто утверждал, что Дягилев с прочими «мирискусниками» искореняет классическую традицию в угоду преходящей моде, Дягилев писал:

Кто упрекает нас в слепом увлечении новизной и непризнании истории, тот не имеет о нас ни малейшего понятия. Я говорю и повторяю, что мы воспитались на Джотто, на Шекспире и на Бахе, что это самые первые и самые великие боги нашей мифологии.

Задача жизни Дягилева была — ввести в мировой классический пантеон Россию, русское национальное искусство:

Единственный возможный национализм — это бессознательный национализм крови. И это сокровище редкое и ценнейшее. Сама натура должна быть народной, должна невольно, может быть, против воли вечно рефлектировать блеском коренной национальности. Надо вы́носить в себе народность, быть, так сказать, ее родовым потомком, с древней, чистой кровью нации. Тогда это имеет цену, и цену неизмеримую.

Словосочетание «русский национализм», да еще рядом с «кровью», настолько сегодня дискредитировано, что не мешает дать этим словам Дягилева дальнейшую экспликацию — из того же текста. Он пишет о Левитане, который «успел научить нас тому, что мы не умели ценить и не видели русской природы русскими глазами…Стоит нам на минуту выбраться из удушливого чада пыльных городов и хоть немного ближе подойти к природе, чтобы вспомнить с благодарностью великие уроки художника русской земли».

Второе в хронологическом ряду грандиозное деяние Дягилева — собрание им сокровищ русской исторической живописи, особенно XVIII века. Он вообще, можно сказать, открыл этот период в русской живописи, сам написал книгу о Левицком. И это задача была уже не узко-художественная, а широко культурно-историческая: собрать образы России, как они зафиксированы в произведениях живописи — и не только русской. Это было что-то равное труду Карамзина с его Историей Государства Российского, о которой Пушкин сказал: Карамзин — Колумб, открывший Россию. Так Дягилев восстановил и собрал ее живой пластический образ в самый славный период ее существования — с восемнадцатого века и далее. Эти бесценные сокровища покрывались пылью и пропадали в бесчисленных, пришедших в упадок дворянских имениях. Он сумел убедить владельцев уступить эти сокровища государству, нации — чтобы хотя бы сохранить их в начавшееся бурное время аграрных волнений 1905 года. И это ему удалось — в феврале 1906 года открылась эта грандиозная выставка, на которой было представлено 6000 картин в громадных залах Таврического — потемкинского — Дворца. Можно сказать, что это был последний парад великой России перед ее исчезновением в бурях новой эпохи. Судьба распорядилась иронически: именно в Таврическом Дворце разместилась Первая Государственная Дума — тогдашнее детище революционных дней. Дягилевские картины вернулись на прежние места — и, в основном, погибли: как в продолжающихся крестьянских бунтах первой революции, так и окончательно — во второй революции. То, что сейчас есть в музеях, — это малая часть по сравнению с тем, что собрал тогда Дягилев.

Трудно было не только собирать, но и сохранять русскую культуру в самой России. И Дягилев выезжает в Европу — сначала опять-таки с художественными выставками, а затем и с организацией ставших легендарными Русских Сезонов в Париже. Тут его — да что его — Россию! — ждали наибольшие триумфы. Дягилев открыл Европе русскую музыку: Римский-Корсаков, Бородин и, особенно, Мусоргский стали порождающим семенем новой европейской музыки. Дягилев показал Европе Шаляпина в «Борисе Годунове» — и, наконец, он показал ей Русский Балет с новооткрытыми — им же — гениями: Нижинским и композитором Стравинским; Анна Павлова взлетела к мировой славе тоже после этих выступлений у Дягилева.

Остальное — история. Балетная труппа Дягилева оказалась отрезанной от России с началом Первой мировой войны. Последующие русские события отнюдь не благоприятствовали возвращению. Но Дягилев с большим интересом следил за первыми шагами нового искусства уже в советской России, когда художественная свобода еще не была подавлена идеологической догмой режима. Памятник этих настроений — балет «Стальной Скок» на музыку Прокофьева и сюжет лесковской «Блохи». В этой постановке принимали участие московский художник Якулов и Илья Эренбург, работавший вместе с другими над либретто. Этот проект особенного успеха не имел, но Дягилев, в более широком развороте, все же наметил новые пути балета — в сторону его приближения к конструктивному стилю эпохи. Как пишет Лифарь, пластика стала преобладать над плясом.

Что говорить, Дягилев действительно вернул балет Западу, почти уже там исчезнувший. Но России он оставил еще больше — память о себе как человеке, способном не только учиться у Европы, но и учить ее. В этом смысле Дягилев такой же русский уникум, как Лев Толстой и Достоевский.

Борис Парамонов

Валентин Серов "Портрет Сергея Дягилева" 1904

Лео Бакст - "Эскиз костюма к балету "Карнавал" на музыку Шумана

Тамара Карсавина в партии Коломбины. Балет "Карнавал", 1910

Лео Бакст - "Эскиз костюма к балету "Карнавал " на музыку Шумана

Лео Бакст "Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина " Нарцисс" 1911

Лео Бакст. Эскиз костюма Иды Рубинштейн к балету "Саломея" - Танец семи покрывал

Эскиз костюма для Иды Рубинштейн

Афиша спектакля "Русских сезонов" с эскизом Лео Бакста с Вацлавом Нежинским

Эскиз декорации Александра Бенуа к опере Игоря Стравинского " Соловей" 1914

Вацлав Нижинский в партии Петрушки, "Петрушкa" 1911


Эскиз декораций Николая Рериха к балету "Весна священная"

Михаил и Вера Фокины в балете " Шахерезада" 1914

"Михаил и Вера Фокины в балете "Карнавал"

Тамара Карсавина в балете "Женские причуды" 1920

Эскиз декорации Льва Бакста к балету "Синий бог" 1912

Вацлав Нижинский в партии Синего бога

Репетиция балета "Свадебка" на музыку Стравинского на крыше Оперы Монте-Карло, 1923

"Портрет Анны Павловой", 1924

Балет "Жар-птица" 1910

"Эскиз к балету " Клеопатра"


Макет декорации по эскизу Лео Бакста

Пабло Пикассо "Эскиз костюма к балету "Треуголка" , 1919


Пабло Пикассо "Эскиз декорации к балету "Треуголка" , 1919

Рудольф Нуриев

Особая благодарность dizzy_do за подробные репродукции и фотографии в посте

😉 Приветствую моих постоянных читателей и гостей сайта! В статье «Сергей Дягилев: биография личная жизнь, видео» — о жизни известного театрального и художественного деятеля России. Писатель, антрепренер, организатор выступлений русских трупп в Париже.

Биография Сергея Дягилева

Сергей Павлович Дягилев родился 31.03. 1872 г. (знак зодиака — ) в Новгородской губернии в семье потомственного дворянина. В детстве он жил в Петербурге, а потом в Перми.

Отец служил в царской армии в чине генерал-майора. Мать умерла в раннем детстве Сергея и его воспитанием занималась мачеха. Интеллигентная семья собирала у себя все высшее общество города.

Родовой дом Сергея Дягилева в Перми

Этот уникальный дом в Перми сохранился до наших дней. В настоящее время в нем размещается гимназия.

Дягилев получил образование в гимназии. Когда ему исполнилось 18 лет, он принимает решение переехать снова в Петербург. Там он выбирает для дальнейшей учебы юридический факультет университета.

В годы учебы у него сложились дружеские отношения с художниками Львом Бакстом и Александром Бенуа. Вместе они занялись организацией искусствоведческого кружка. Кроме того, молодой человек начал брать уроки композиции у самого Римского-Корсакова. Он стал посещать уроки пения при консерватории в Петербурге.

Поиски места в жизни

В юношеские годы Дягилев искал свое место в жизни. Можно назвать судьбоносной его встречу с писателем Именно эта встреча повлияла на решение заняться сбором коллекции с автографами известных людей.

В 1896 г. был окончен университет. Молодой человек вместо того, чтобы заниматься практикой по юриспруденции, решил себя посвятить изобразительному искусству.

Последующие 8 лет были посвящены этой деятельности. В период 1906-1929 гг. он занимал должность импресарио за рубежом. В 1906 г. был организатором одной из выставок. Далее его заинтересовала деятельность музыкального театра, особенно привлекал балет.

Деятельность Дягилева можно разделить на два периода:

  1. 1898-1906 гг. — жизнь в России, когда интересы его были сосредоточены в области изобразительного искусства.
  2. 1906-1929 гг. — деятельность в качестве импресарио за рубежом. Он фокусируется на области музыкального театра, в первую очередь, балета.

Дягилевым было инициировано создание журнала «Мир искусства» (1898 г), впоследствии он стал его редактором. В период с 1898-1904 гг. он писал статьи по искусствоведению. В этот же период он занимался организацией выставок художников:

  • 1987 г. — в Санкт-Петербурге выставка работ акварелистов из Британии и Германии. Выставка картин скандинавских художников;
  • 1898 г. — в музее Штиглица выставка работ художников из России и Финляндии. Дягилев приглашает участвовать молодых художников Левитана, Врубеля;
  • 1899 г. — стало выходить в свет издание «Ежегодник императорских театров», руководил им Сергей Павлович;
  • 1905 г. — в Таврическом дворце выставка русских портретов. Спустя год, в Париже выставка картин великих русских художников.

Молодому антрепренеру удалось немного поработать при директоре Императорских театров, выполняя особые поручения. В это время начинается дружба с балериной Матильдой Кшесинской, познакомившей его с представителями императорской семьи.

Русские сезоны Дягилева

С 1907 г. Дягилев решил заняться организацией выступлений артистов из России за рубежом. Выступления проходили под названием «Русские сезоны». После еще добавились выступления русских музыкантов:

  • Шаляпина Ф.И.;
  • Римского-Корсакова Н.А.;
  • Глазунова А.К.

С 1908 г. в Париже стали проходить сезоны русской оперы. Публика принимала выступления с восторгом, однако, несмотря на это, в коммерческом плане предприятие оказалось убыточным. Со следующего года Дягилев решил включить в выступление и балет. По его мнению, публика должна была это оценить.

В 1909 г. прошел первый сезон балета, в котором принимала участие знаменитая . С того времени труппа «Русские балеты» почти 10 лет выступала за пределами России.

Благодаря участию художников в оформлении балетов, удалось изменить восприятие театра и танца. Поспособствовать расцвету балета в тех странах, в которых этот жанр искусства не получил должное развитие. В 1924 г. Коко Шанель создает костюмы для балета Дариуса Мийо «Голубой экспресс».

Несмотря на то, что под руководством Сергея Дягилева труппа гастролировала по странам Европы и Америке, выступление в родном Питере так и оставалось мечтой. Труппа существовала до 1929 г., вплоть до последних дней ее организатора.

Личная жизнь

Импресарио питал слабость к мужчинам:

  • с юности была десятилетняя связь с кузеном-сверстником Дмитрием Философовым;
  • с 1908 г. — связь с танцором Вацлавом Нижинским. Став его покровителем, он создавал величайшие балеты специально для возлюбленного.
  • с началом Первой мировой войны Дягилев мигрирует в Европу. У него появляется новый возлюбленный – молодой танцор Леонид Мясин.

Слева направо: Философов, Нижинский, Мясин

Болезнь и смерть

В 1921 г. Сергей Павлович узнал, что болен сахарным диабетом. Диету, назначенную врачами, он не спешил соблюдать. Усугублению болезни также способствовал специфический гастрольный образ жизни.

В 1927 г. у него обнаружили фурункулез, который способствовал развитию сепсиса. В то время антибиотики еще не изобрели. Врачи советовали Дягилеву побольше отдыха и соблюдение диеты. Он их рекомендации игнорировал.

Результатом стало заражение крови. Умер Сергей Дягилев 19.08.1929 г. в . Похоронен на острове Сан-Микеле. Ему было 57 лет. На этом же острове похоронены Игорь Стравинский, Иосиф Бродский.

Сергей Дягилев: биография, личная жизнь

Как известно, начало 20 века стало временем триумфа русского балета во всем мире, и в этом неоценима заслуга Сергея Дягилева. Его личная жизнь не раз становилась предметом горячих обсуждений в обществе. Однако этому человеку, который возвел профессию антрепренера в ранг искусства, прощалось то, за что многих других сделали бы изгоями.

Краткая биография Сергея Дягилева: детство и юность

Будущий организатор «Русских сезонов» родился 19 марта 1872 года в деревне Селищи Новгородской губернии в дворянской семье. Свою мать мальчик не помнил, так как она умерла вскоре после его рождения. Воспитанием маленького Сергея занялась мачеха, которая была образованной и интеллигентной женщиной.

Отец мальчика был военным, и по делам его службы семья Дягилевых вынуждена была часто переезжать с места на место. После окончания гимназии в Перми в 1890 году Сергей Дягилев отправился в Петербург и поступил на юридический факультет. Параллельно он обучался музыке у Н. А. Римского-Корсакова.

С 1896 по 1899 год

В 1896-году Сергей Дягилев окончил обучение в университете, однако юриста из него не получилось. Тем не менее, вскоре он стал известен в Петербурге, как один из создателей первого в России художественного журнала «Мир искусства», объединившего вокруг себя Врубеля, Серова, Левитана и др. Со временем Сергей Дягилев и его ближайшие друзья-единомышленники Д. Философов и А. Н. Бенуа организовывают несколько выставок. В частности, с большим успехом проходят показы работ немецких акварелистов (в 1897 году), полотен скандинавских художников, картин русских и финляндских живописцев в Музее Штиглица (в 1898 г.) и другие.

На государственной службе

В 1899-м году директор Императорских Театров С. Волконский назначил Сергея Дягилева на должность чиновника по особым поручениям. Кроме того, ему было доверено редактирование ежегодного издания, освящающего деятельность этого ведомства. Дягилев превращает журнал в высококлассное художественное издание, и привлекает к работе в Императорских Театрах А. Васнецова, А. Бенуа, А. Серова, К. Коровина и других. Однако сотрудничество с Волконским довольно быстро заканчивается, так как у Сергея Дягилева возникают разногласия с начальством в процессе подготовки балета «Сильвия». Кроме того, у него происходит болезненный разрыв с Дмитрием Философовым, причиной которого является Зинаида Гиппиус. В результате Дягилев принимает решение о прекращении существования «Мира искусства» и в 1904 году уезжает из Петербурга.

«Русские сезоны»

Деятельный характер Сергея Дягилева и связи в мире искусства позволяют ему в 1908 году организовать в Париже показ русских опер «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М. Глинки и др., которые имели огромный успех.

Спустя год 1909 состоялись и первые «Русские сезоны» в Париже, ставшие ярким событием в культурной жизни всей Европы. Балеты Сергея Дягилева увидели также в Лондоне, Риме и даже в Соединенных Штатах. Завершились балетные «Сезоны» незадолго до начала Первой мировой войны, после чего великий антрепренер принял решение навсегда покинуть родину.

«Русский балет»

Обосновавшись в Нью-Йорке, где еще были свежи воспоминания о спектаклях с участием Вацлава Нижинского и других знаменитых танцовщиков и балерин, Сергей Дягилев организовал постоянно действующую труппу. Она стала известна, как «Русский балет» и просуществовала до 1929 года. В этот период Дягилев тяжело переживает разрыв с Вацлавом Нижинским, который был предметом его гомосексуальной страсти в течение многих лет. Не сумев простить своему возлюбленному тайного венчания с румынской балериной Ромолой Пульской, он вновь сблизился с Последний создал для него свои лучшие балеты, которые стали классикой танцевального искусства.

Последние годы жизни

Сергей Дягилев (фото см. выше) всегда крайне несерьезно относился к своему здоровью. Еще в 1921 году у него был диагностирован сахарный диабет. При этом Дягилев практически не соблюдал предписания врачей и не щадил себя, отправляясь в изнуряющие поездки. С 1927 года у него развился сильнейший фурункулез. Некоторые исследователи считают, что это было одним из проявлений СПИДа, которым, возможно, страдал Дягилев. В те годы еще не существовало антибиотиков, поэтому наличие многочисленных очагов гнойной инфекции означало прямую угрозу для жизни. Позже Дягилев проигнорировал предписание врачей и отправился со своей труппой в гастрольный тур, включающий посещения Берлина, Кельна, Парижа и Лондона. В британской столице медики посоветовали ему пройти курс лечения термальными водами, однако вместо этого великий антрепренер посетил Баден-Баден для обсуждения нового балета с Хиндемитом, а оттуда отправился в Мюнхен и в Зальцбург послушать оперы Моцарта и Вагнера. Почувствовав себя хуже, он решил некоторое время провести в Венеции.

Смерть

Сергей Дягилев, биография которого неразрывно связана с в течение первой четверти 20 века, прибыл в Венецию 8 августа 1929 года. Врачи констатировали, что из-за абсцессов у него началось заражение крови. Спустя 4 дня он слег, но продолжал строить планы на будущее. 18 августа Дягилев причастился и скончался утром следующего дня, не приходя в сознание.

После панихиды, его тело было перенесено на остров Сан-Микеле, и его захоронили в православной части кладбища.

Личная жизнь Сергея Дягилева

Как уже упоминалось, известный антрепренер с ранней молодости проявлял гомосексуальные наклонности. Первой его любовью стал кузен Дмитрий Философов, с которым он основал «Мир искусства» и, как сказали бы сегодня, занялся продвижением русского искусства. Позже ходили слухи, что причиной увольнения из Императорский театров стала его связь с Вацлавом Нижинским, которую он и не думал скрывать. Следующим, кто завоевал сердце Дягилева, оказался молодой танцовщик который позволял себя любить во имя карьеры, в чем и преуспел. Однако его брак с Верой Савиной поставил точку в отношениях балетной звезды и его патрона. После Дягилев неоднократно приближал к себе молодых людей, которым всеми силами помогал делать успешную карьеру. В частности, таким образом известности добились Сергей Лифарь и при этом о первом из них поговаривали, что он лишен гомосексуальных наклонностей, и любовь мэтра осталась платонической. Как бы то ни было, в результате этих увлечений родилось несколько известных балетов на музыку Стравинского, Баланчина и Руо.

Теперь вы знаете, кем был Сергей Дягилев. Биография, личная жизнь и романы этого известного русского антрепренера часто становились предметом обсуждения и осуждения. Однако никто не может отрицать его огромной роли в развитии отечественного и мирового балетного искусства.

"Русские сезоны" Сергея Дягилева в Европе - одни из самых известных театральных событий начала ХХ века. Чтобы понять причины возрождения русского балета в начале ХХ века и осознать ценность просветительной работы Сергея Дягилева в мире искусства, необходимо ознакомиться с биографией великого антрепренёра, понять его личностные мотивы, пускай даже о них не принято говорить вслух.

Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца.

Сергей Дягилев

Сергей Павлович Дягилев родился в дворянской семье 19 (31 марта) 1872 года в Селищах Новгородской губернии. Мать умерла вскоре после его рождения, и Сергей был воспитан мачехой, образованной интеллигентной женщиной. По долгу военной службы отца семья Дягилевых живёт то в Санкт-Петербурге, то в Перми. Окончив пермскую гимназию в 1890 году, 18-летний Сергей Дягилев отправляется в Петербург и поступает на юридический факультет, параллельно учась музыке у Н.А. Римского-Корсакова. В доме своей тётушки Анны Философовой он находит себе друга-сверстника - кузена Диму Философова, который становится его любовником на следующие 10 лет.

Дмитрий Философов, работа Л. Бакста

Юриста из Дягилева не получилось, спустя несколько лет после окончания университета он совместно с Философовым и его школьным другом А.Н. Бенуа создаёт первый в России художественный журнал «Мир искусства», объединивший вокруг себя таких видных деятелей искусства, как Врубель, Серов, Левитан и другие. Параллельно с этим Сергей Дягилев и компания организовывают резонансные выставки: в 1897 - выставку немецких акварелистов, позже - выставку скандинавских художников, выставку русских и финляндских художников в Музее Штиглица (1898) и другие.

С 1899 года потенциал Дягилева проявляется в чиновнической сфере. Директор Императорских Театров князь Сергей Волконский назначает Сергея Дягилева чиновником по особым поручениям и доверяет ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Сергей Дягилев не только превращает его в художественное издание, но и привлекает в Императорские Театры А.М. Васнецова, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, А.В. Серова, К.А. Коровина и других. Но это сотрудничество тоже не имеет продолжения из-за разногласий Сергея Дягилева с начальством во время подготовки балета «Сильвия». К тому же, отношения с Философовым тоже сошли на нет из-за вмешательства поэтессы Зинаиды Гиппиус, котора всячески пыталась переманить Философова жить одной семьёй вместе с ней и её мужем Дмитрием Мережковским. Эти драматические события закончились переездом Сергея Дягилева из Петербурга и прекращением существования журнала «Мир искусства» в 1904 году.

Б. Кустодиев. Групповой портрет участников общества "Мир искусства"

И если разрыв длительных отношений стал ударом для Дягилева , то он точно пошёл на пользу популяризации русского искусства в Европе. С 1907 года открывается именно та страница биографии великого импресарио, благодаря которой Сергей Дягилев и стал известным. А именно, начинаются ежегодные заграничные концерты русских артистов - «Русские сезоны» . Первый сезон был чисто музыкальный, в нём принимали участие Н.А. Римский-Корсаков, Ф.И. Шаляпин, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов и др.

В 1908 году Европа в рамках «Русских сезонов» увидела русскую оперу: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и др. Но и эти мероприятия стали убыточными, несмотря на видимый успех, что окончательно убедило Сергея Дягилева следовать вкусам публики и показывать Европе балет, к которому он относился откровенно пренебрежительно, как к бессодержательному и низкоинтеллектуальному виду искусства.

Но именно в организации балетных «Сезонов» и проявился незаурядный дар Сергея Дягилева как первооткрывателя талантов. В 1908 году он знакомится с юным танцором Вацлавом Нижинским и, вдохновлённый любовью, становится его покровителем и создаёт величайшие балеты специально для него. Для заграничных гастролей были также приглашены знаменитые артисты: А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, Е.В. Гельцер и М.М. Фокин. Хореографическими стараниями последнего под руководством Дягилева роль мужчины-танцора на сцене кардинально изменилась. Если раньше мужчины исполняли второстепенную, вспомогательную роль «костыля» для балерин, выполняя поддержки для них, то теперь протеже Сергея Дягилева стали блистать, они выполняли сложные элементы, создавая смелые постановки на противостоянии мужского и женского. Организованные Сергеем Дягилевым балеты увидели в Париже, Лондоне, Риме и даже в США. Балетные «Сезоны» завершились в 1913 году, совпав с разрывом отношений Дягилева и Нижинского (опять из-за женщины).

Вацлав Нижинский

С началом Первой мировой войны Сергей Дягилев окончательно мигрирует в Европу. У него появляется новый возлюбленный - молодой танцор Леонид Мясин, и начинается новый этап работы. Дягилев занимается развитием созданной им в 1911 году балетной труппы «Русский балет Дягилева », которая существовала до смерти создателя в 1929 году. В течении 20 лет в антрепризе Сергея Дягилева работали знаменитые артисты, в том числе Серж Лифарь, а спектакли оформляли , Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, А.Я. Головин, М.Ф. Ларионов, Анри Матисс, Пабло Пикассо, а музыку писали Клод Дебюсси, Морис Равель, Эрик Сати, Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев.

Леонид Мясин

Умер Сергей Дягилев 19 августа 1929 года в Венеции в результате осложнений из-за сахарного диабета и фурункулёза. Похоронен на острове Сан-Микеле.

Похороны Сергея Дягилева в Венеции

Посмертная маска Сергея Дягилева

Могила Сергея Дягилева на острове Сан-Микеле

Многие слышали, что Сергей Дягилев как-то связан с балетом, но мало кто знает, что возрождённый им русский балет - это было не что иное, как выражение любви к мужчинам. Он ими восхищался, он им покровительствовал. Многие современники вспоминают, что закулисная атмосфера дягилевских балетов была откровенно гомосексуальной. Но именно гомосексуальная сторона личности Сергея Дягилева была наиболее созидательной, в корне изменив суть и отношение к балету, воспитав и подарив миру величайших балетмейстеров, танцоров и других артистов, превратив должность антрепренёра в искусство.

Портрет Сергея Дягилева кисти Валентина Серова