Работа

Можно ли говорить о предательстве маргариты мастером. Творческие работы по литературе

Проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нравственный выбор… Как часто человек оказывается в ситуации, когда нужно принять правильное решение, самостоятельно определив, что «плохо», а что «хорошо», что «нравственно», а что «безнравственно»! Верность или предательство, совесть или бесчестие, справедливость или трусость. Эти и многие другие дилеммы останавливают человека на распутье.

Проблема нравственного выбора является ключевой и в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждый из героев писателя в определённый момент своей жизни должен на что-то решиться.

Так, например, чрезвычайно сложно принять решение Понтию Пилату: он должен оправдать невиновного бродячего философа или всё-таки утвердить смертный приговор.

Понтий Пилат противоречив: в нём одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» (бытовая деталь) Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью ярких эпитетов и лексического повтора: «ненавистный ему Ершалаим», «несметная толпа», «толпа в нетерпении ожидает…»

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, власть, карьеру, он труслив, несвободен в своём выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания.

Риск потерять власть, должность делает Пилата мудрым и хитрым, прокуратора мы видим прекрасным актёром, дипломатом, психологом. Зная заранее, какое решение примет Синедрион, герой с «большим искусством» удивляется, изумляется, приподнимая брови на «надменном лице». Пилат, хватаясь за последнюю соломинку, использует разные средства: и тщательно готовится к разговору, и «мягко» обращается к первосвященнику, и настойчиво требует повторить решение.

И вот «всё кончено», внутренняя борьба завершилась победой Пилата – прокуратора. Власть, занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь, в конце концов. Иешуа же, наоборот, творит добро, хотя в него швыряют камни, распинают его. Свобода, истина и добро для бродячего философа превыше всего.

Роман о Понтии Пилате - это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над произведением. Вспомним, как литературный мир встретил версию Мастера библейской истории? Роман не был принят к печати. Редакторы, критики, члены редакционной коллегии – все, кто его читал, обрушились на Мастера, написали в газетах разгромные статьи. Особенно неистовствовал критик Латунский. Так М.Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, приспособленчества, выгоды.

Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», - говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за своё детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться - не подал ей весточку из «дома скорби».

Судьба Мастера – это судьба творческой личности в мире несвободы. Для М.Булгакова эта проблема была одной из самых важных. На примере других литераторов, собравшихся в Грибоедове, писатель показывает, как часто человеку, ставшему на путь творчества, приходится делать выбор между талантом, природным даром и бездарностью. Грибоедовских литераторов более всего привлекает «обыкновенное желание жить по-человечески». А что в их представлении «жить по-человечески»? Иметь дачу, творческий отпуск (до двух недель - на рассказ-новеллу, до одного года - на роман), вкусно и дёшево поесть. Нравственную суть членов МАССОЛИТа подчёркивают их фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова».

Наверное, неслучайно нечистая сила так страшно расправится с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову. Именно этот герой стоял во главе московских литераторов – тех людей, которые забыли о высоком назначении писателя, потеряли стыд и совесть. Именно он, Берлиоз, отучал молодых писателей мыслить самостоятельно и свободно, хотя сам был опытным, образованным человеком.

М.Булгаков обнажает в своих героях алчность, лицемерие, легкомыслие, властолюбие, способность к предательству и возвеличивает любовь, добро, истину, честность.

Так, между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Всё-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем и оставляет погружающегося в безумие страха возлюбленного лишь на ночь. Ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру Латунского, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чём мечтает несчастная женщина, - вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть - верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью - кто-то, наоборот, трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей.

>Сочинения по произведению Мастер и Маргарита

Верность

Над романом «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков работал до последнего дня своей жизни. Именно эта работа принесла ему посмертную мировую славу. В ней автор знакомит нас с искренне любящими героями, готовыми пройти через множество жертв лишь бы быть вместе навсегда. Маргарита - красивая, молодая женщина, которая замужем за достойным человеком, который дает ей и достаток, и спокойствие. Но героиня не любит своего мужа. С первой же минуты он полюбила скромного и ничем не выдающегося писателя по имени Мастер .

В ходе романа мы узнаем, что героиня готова жить в коморке, терпеть материальные лишения, но только, чтобы любимый ею Мастер всегда был рядом. Такой и представляет идеальную любовь М. А. Булгаков, наделивший своих героев неординарными характерами и задатками. Навеки вошла в мир русской литературы фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Любовь поэтическая, любовь земная, любовь героическая - вот та сила, которая движет всеми событиями романа «Мастер и Маргарита».

Однако влюбленным на смену счастью приходит горькое расставание. Тогда автор им на помощь отправляет профессора черной магии и «князя тьмы» всемогущего Воланда . Возникает вопрос: Как такому светлому чувству на помощь автор мог отправить темные силы? У Булгакова был особый подход к любви. Он не делил это чувство на светлое или темное, и вообще не относил его ни к какому разряду. Любовь - это такое чувство, которое можно было рассматривать наравне с жизнью или смертью. Она могла быть как порочной, так и божественной. Также автор по отношению к ней использует следующие эпитеты: верная, настоящая, вечная, всепрощающая, искупающая.

Именно такой была любовь у Мастера и Маргариты, за что им Воланд подарил вечное счастье и вечный покой. За это, однако, была заплачена недешевая цена. Обеспокоенная исчезновением своего возлюбленного, Маргарита соглашается на все, что ей предлагают подельники Воланда. Она превращается и в ведьму, и в королеву сатанинского бала, и выпивает кровяного напитка из бокала-головы покойного Берлиоза , и учиняет разгром в доме критика Латунского, из-за которого у Мастера начались проблемы. Ключевой сценой в романе является бал у сатаны, во время которого Маргарита выступает не только как королева торжества, но и как непосредственный участник на приеме бывших грешников: убийц, палачей, грабителей.

Во время бала ее внимание привлекает одна печальная гостья, зовут которую Фрида . Ее грех слишком тяжкий. Она детоубийца, которой вот уже тридцать лет подносят тот самый платок, которым она задушила собственного ребенка. Маргарита искренне жалеет ее и в счет своего единственного желания просит Воланда освободить эту несчастную от дальнейших страданий. При этом мессир понимает, что она жертвует ради чужого человека своим личным счастьем, поэтому он все-таки возвращает ей Мастера. Сила настоящей любви велика и способна творить чудеса. В награду за свою верность и любовь, герои Булгакова в конце романа получили заслуженный покой.

«Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого любит»

Самый знаменитый роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — многослойное произведение, в котором присутствуют несколько планов (в том числе и временных), множество тем, богатая проблематика и горькая сатира на общество под гнетом сталинского режима. У писателей, которые обличают пороки общества, отдельных граждан или политического режима, всегда хочется спросить: «Кто виноват – мы уже поняли, что делать то?». В отличие от многих из них, Михаил Булгаков дает ответ: спасение — в любви. Не в религии, не в другой политической системе, не в отшельничестве и забвении, а именно во всепоглощающей, отважной, самозабвенной любви.

Отношения Мастера и Маргариты – запретные с точки зрения общественной морали. Она – жена успешного человека, он – одинок. Опальный писатель не мог встроиться в советский быт, с ним и здороваться опасно было. В репрессивные сталинские времена представители власти никого не щадили: жертвы беспрецедентного геноцида (когда правитель истребляет собственный народ) исчисляются миллионами. Не удивительно, что Мастер хотел уберечь Маргариту от участи жены преступника, а, может быть, и вдовы, и ссыльной, и заключенной. Брали целыми семьями. Он не мог предложить избраннице и десятой части того, что обеспечивал ей муж.

Маргарита, в свою очередь, не могла просто взять и уйти из семьи. Таким необдуманным поступком она бы не оставила любимому выбора, он вынужден был бы зарабатывать деньги, то есть должен задушить в себе творца, мыслящего человека, честного и свободного мужчину. Маргарита смогла бы убить Мастера в возлюбленном? Нет. Поэтому они оставались любовниками и остро чувствовали свое унизительное, рабское положение; жизнь во лжи угнетала этих искренних людей. Таким образом, их союз с самого начала был обречен на мученичество, даже если бы они сочетались законным браком.

Но что есть законный брак? Это высмеянное Булгаковым общество решает, что законно? Или жестокая власть, погрязшая в пороках? Наверное, брак можно назвать лишь гражданским союзом, то есть отношениями между гражданами. Люди – граждане по отношению к государству. Но какое право государство имеет учить нас морали? Это то государство, которое истребляет, травит и унижает нас? Никто, кроме самих любящих людей, не может судить, нравственно ли их чувство. Много ли добродетельных жен разделит с мужем любую участь? К сожалению, нет. Их клятвы – пустые формальности. А Маргарита без посулов и обещаний пошла на сделку с дьяволом, лишь бы узнать, что случилось с Мастером. Она пожертвовала не только телом, но и душой. Эти двое связаны нерасторжимыми узами.

Жертвовал и Мастер. Когда он попал под арест, а после в сумасшедший дом, он не искал способа сообщить Марго о своей беде. Она, пользуясь связями и деньгами мужа, могла бы что-то сделать для любовника или хотя бы скрасить его досуг. Но он, напротив, пытался вычеркнуть ее из памяти, надеясь, что она забудет его, будет жить хотя бы в безопасности и в комфорте. Для блага любимой женщины Мастер хотел уйти из ее сердца, освободить ее, ведь без него Маргарита могла рассчитывать на спокойное обеспеченное существование. Высшая сила этой любви в полном самоотречении. Такой же безмолвный подвиг совершил, например, Желтков в «Гранатовом браслете» Куприна.

Любовь Маргариты заключается не только в жертве, но и в том, что она принимала и понимала Творца в возлюбленном. Она любила его роман, воспринимала его судьбу, как свою. Разрушая квартиру критика Латунского, Марго мстила за оскорбленное, непринятое творчество Мастера, мстила за все отвергнутое и забытое свободное искусство. В этом фрагменте она – мстительная Клио – муза истории. Под ее ударами гибнет лживое приспособленчество, изображающее культуру перед диктатором. Не многие женщины могут разделить призвание мужа, его божественное предназначение. Марго же все понимает, а потому опекает и защищает Мастера, менее приспособленного к практической жизни.

Политические реалии, надо сказать, мало зависят от общества. Так же общество мало зависит от индивида. Он приходит в социум и либо принимает его устав, либо приносит свой и расплачивается за это. Если обстановка в окружающем мире выдавливает из раба человека, то как можно принять ее? Единственный способ сохранить самобытность и душевное здоровье – любить так сильно, чтобы лучшие качества возобладали над худшими, а внешний мир ушел на второй план и не смог отобрать у личности свободу. Сегодня никто ничего не отбирает, мы сами отдаем независимость за иллюзорные блага, карьеру, показной успех и псевдосчастье, неотличимое от комфорта. Булгаков это предвидел и хотел предупредить читателя. Самое главное – это гармония во внутреннем мире, она зависит только от нас и от нашей способности принять любовь «как убийцу из-за угла».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита » произвел на меня неизгладимое впечатление ещё в детстве, когда я впервые открыла эту философски сильную и совсем непонятную мне книгу. Третий, и надеюсь не последний раз, мне предстояло прочесть эту книгу совсем недавно.
Итак, в романе «Мастер и Маргарита» автор использует писательский приём «книга в книге», где очень чётко, но меж тем гладко две параллельные сюжетные линии прошлого и настоящего времени. Здесь затронуты практически все земные чувства и темы для размышлений: Что такое религия? Как на самом деле воспринимать справедливость? В чём заключается смысл любви и достойна ли она жертв?
Больше всего меня, как девушку, конечно, затронула тема любви Мастера и Маргариты. Они узнали друг друга по глубокому одиночеству, и их жизнь преобразилась с тех самых пор, когда Маргарита побывала в гостях у Мастера. Отказавшись от роскошной жизни с богатым мужем и достатка, она навечно, по словам автора, ушла из несчастливой жизни. Оттого что для счастья ей нужен был лишь он. Мастер. Верность Маргариты заключалась в тех часах и мгновениях одиночества и томления без возможности получить хоть какое-то известие о Мастере, во второй части книги, кроме того, от любви в жизни героини проснулось бесстрашие к жизни и смерти. Апогеем их любви стал роман Мастера, произведение, которое было дорого как ему самому, так и Маргарите. Она обещала уберечь его, спасти от уничтожения. Занимательно, что и сам Булгаков когда-то сжёг первый вариант романа, и лишь спустя два года сел за него вновь. Так автор даёт своему герою – ниточку собственных переживаний. Что же касается жертвенности – то здесь, Булгаков, благодаря поступку Маргариты открывает для нас её понятие через всё ту же любовь – когда приходит время просить, Маргарита просит не для себя, я преисполненная новым чувством человеколюбия – просит для Фриды. Ведь самой героини больше ничего не надо, кроме как быть рядом с Мастером, «беречь его сон».
Трагедия этой любви заключается в том, что Мастер и Маргарита – были непонятны окружающими, они бросали вызов миру, и были вознаграждены Булгаковым. Он отправил их не в рай, они не заслужили, не в Ад, слишком сильны были прекрасные чувства в их душах, а «на покой».
На мой взгляд, это произведение для людей всех возрастов. Каждый может найти в неё что-то интересное для себя, прикоснуться к загадочным и мистическим обстоятельствам, ощутить переживания, задуматься о философии и религии. Это многоразовое произведение. При каждом новом прочтении, оно сияет иными, не виданными до этого гранями.

Образ Маргариты, возлюбленной и музы Мастера, занимает важное место в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». С этой героиней связана в произведении тема истинной любви, творчества, свободы. Большую роль этот персонаж играет и в развитии сюжета произведения.

Маргарита входит в роман не сразу. Булгаков описывает мытарства Мастера и его тоску по настоящей любви. И вот наконец происходит роковая встреча – герой встречает свою музу.

Всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж - прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.

Мне кажется, эта женщина чувствовала, что ей уготована другая судьба – судьба музы и вдохновительницы. Встреча Маргариты с Мастером носила какой-то мистический характер. Они повстречались в безлюдном переулке и сразу же поняли, что любят друг друга: «Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…»

Маргарита стала для героя музой. Именно она, прочитав первые страницы его романа, нарекла своего возлюбленного мастером. Благодаря ей он написал великолепный роман, имеющий огромную художественную ценность.

Важно заметить, что для Булгакова тема музы была особенно актуальна. Ведь прототипом Маргариты оказалась последняя жена писателя - Елена Сергеевна Булгакова. Именно она была с Булгаковым до конца, вместе с ним переживала все гонения и всегда вселяла веру и надежду в своего мужа.

С образом Маргариты связана в романе тема преданности и верности. Героиня всегда была верна своей любви. Именно любви, поэтому нельзя, мне кажется, рассматривать ее тайную жизнь с Мастером как измену мужу. И Маргарита до конца была верна великому творению своего Мастера.

Даже сам герой не обладал такой силой воли и выдержкой! Когда роман был готов и перепечатан, Мастер вышел с ним в свет. Многие издательства отказывались печатать такое «крамольное» произведение. Именно Маргарита помогла роману «увидеть свет». Она нашла одну редакцию, отважившуюся напечатать несколько глав произведения в своем журнале. Вот тут-то и начались гонения на Мастера. Каждая газета считала своим долгом высмеять героя и его труд.

Не выдержав такой агрессии и неприятия, Мастер начинает сходить с ума. Он отрекается от своего творения, сжигает роман в печи и самостоятельно уходит в клинику для душевнобольных. В клинике Мастер отрекается даже от своей возлюбленной, считая, что в таком ужасном психическом состоянии способен принести Маргарите только одни несчастья.

Все это время героиня чувствовала себя несчастной, она не жила, а существовала. Но Маргарита осталась верна своему любимому до конца. Не только ему, но и его детищу, его роману. Долгое время Маргарита хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом: «… старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».

Свободу и любовь возвращает героине нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность и перестать быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества. Глава «Полет» начинается словами, символизирующими состояние новоявленной ведьмы: «Невидима и свободна! Невидима и свободна!»

Таким образом, ради лишь одной возможности узнать что-то о судьбе своего Мастера Маргарита отправляется к самому Сатане и соглашается быть королевой на его балу. Ради любви героиня становится ведьмой, связывается с нечистой силой, отбросив все страхи и опасения. Только благодаря Маргарите Мастер был вызволен из клиники.

Даже Сатана не мог не восхититься и не оценить Маргариту. Воланд решает щедро наградить героиню за ее преданность и верность. Лишь благодаря Маргарите Воланд возвращает из праха роман, говоря при этом важнейшую во всем произведении фразу: «Рукописи не горят».

Мастер предал свой роман, отрекся от своих убеждений и от своей возлюбленной, поэтому он не заслужил Света. Наградить его мог только Сатана, подаривший Мастеру вечный покой. А Маргарита, верная во всем и всегда следующая за своим возлюбленным, от начала до конца разделила с героем его судьбу. Именно этот образ стал воплощением истинной преданности, любви, женственности, вдохновения в русской литературе 20 века.