Интернет

Музей Кронида Гоголева в городе Сортавала. Гоголев, кронид александрович – Что здесь обычно происходит

Будете в карельском городе Сортавала , обязательно зайдите в музей работ Кронида Гоголева . Не передаваемое впечатление от бесподобные картин жизни простого русского народа, созданных в редкой манере резьбы по дереву. Как живые люди, мгновенно застывшие за своими делами, деревья вырастающие прямо из картины, передают неповторимый колорит русской жизни и карельского эпоса. Смотрим фото.

Это техника глубокой резьбы. Эффекты глубины, перспективы, объемности в них достигаются за счет углубления рельефа в тех или иных местах, а также благодаря тонированию дерева морилкой. В качестве материала используется липа, так как она обладает качествами, нужными для резьбы.

Древесина вязкая, хорошо держит грань, у нее нет слоистости, сильно выраженной у других пород. Некоторые работы выполнены из древесины новозеландского йелотонга (jelotong). Этот материал имеет более желтый оттенок и гораздо мягче липы.

Сюжеты рельефов, как правило, карело-финский эпос Калевала, русский фольклор, природа Валаама, быт и праздники простого русского народа в деревне. Все произведения художника можно условно разделить на четыре периода. О первом– это декоративные сосуды с нанесенной на них рельефной резьбой, мелкая пластика. Второй этап относится середине 1980-х. Когда создавались большие дереванные панно с неглубоким рельефом.

В 1989, году после открытия границы с Финляндией, художник начинает активно сотрудничать с финскими мастерами. Поездки за границу, новые знакомства с такими известными мастерами по дереву, такими как Эва Рюннанен, Эркки Луостаринен, Ойва Кентта, несколько изменяют как и тематику его работ, так и стиль их исполнения. Тематика его работ в этот период тяготеет к сюжетам карело-финского эпоса «Калевала», истории Сортавала в его бытность финским городом. Сам рельеф становится многоплановым, глубоким. У финских же мастеров Гоголев заимствует сочную, бархатистую технику тонировки, которая позволяет достичь плавного перехода или наоборот, абсолютно не тонирует поверхность рельефа

С возрастом возвращается к истокам, и, несмотря на воздействие финской культуры, память художника обращается к исконно русскому, впитанному с детства быту деревни, ещё той, которая смогла сохраниться до середины тридцатых годов в глубине России. Деревню не убитую коллективизацией. И поэтому в последний период творчества художник словно возвращается в то время, используя в рельефах сюжеты, связанные с культурой повседневности русской деревни

Сейчас музей частной коллекции Кронида Гоголева работает в городе Сортавала. В нем представлено около 100 работ художника.

Музей частной коллекции Кронида Гоголева. 186790, Республика Карелия, г. Сортавала , ул. Комсомольская, д. 6 http://artgogolev.ru

**Кронид – Сын Кроноса, отца Зевса

Музей, Культурно-выставочный центр имени Гоголева К.А.

Музей обязательный для посещения при визите в город Сортавала! (с) Команда "Экотурсервис"

Культурно-выставочный центр имени Гоголева К. А. объединил два направления: уникальная коллекция работ художника и художественно-просветительская и воспитательная деятельность в области изобразительного искусства. Оба эти направления неразрывно связаны с именем своего основателя - Народного художника России - Кронида Александровича Гоголева.

Деятельность центра направлена на удовлетворение культурных и эстетических потребностей населения и привлекает внимание всех без исключения жителей и гостей города. Основная часть экспозиции Выставочного зала - это работы в уникальной технике резьбы по дереву. Также представлена живопись и графика художника. Культурно-выставочный центр им. Гоголева К.А. обладает широкими возможностями в области культуры и изобразительного искусства: это выставочные услуги, экскурсионная деятельность, дополнительное образование (лекции, мастер-классы и т.п.) для всех желающих и т.п.

Выставочный зал имени Кронида Александровича Гоголева расположен в старинном здании финской застройки 1899 года. Здесь хранится и доступна для осмотра уникальная коллекция Народного художника России Кронида Александровича Гоголева.

Кронид Гоголев - выдающаяся личность для нашего города, профессиональный художник, работавший в уникальной манере, известен на весь мир. Основная часть произведений, находящихся в экспозиции - скульптурный рельеф в дереве, также можно увидеть живопись автора. Тема русского Севера, выразительная природа, простые люди, их быт и праздники нашли живое отражение в его творчестве.

В Сортавала автор прожил более полувека, и неудивительно, что Гоголев создал много работ с образами города и карельского эпоса Калевала. В разных рельефах художнику удалось использовать присущую дереву теплоту природного материала, пластику, игру оттенков естественного цвета, передать мерцание воды, дыхание лесных чащоб, таинственность эпических сказаний прошлого. Дерево щедрый материал - оно впитывает в себя энергию художника, его талант и мастерство, и, осматривая экспозицию, каждый получает частичку этого дара, умиротворение и радость. Туристические агентства обязательно включают в программы экскурсионных посещений визит в Выставочный зал.
Кроме основной коллекции в Зале регулярно выставляются художники, фотографы, скульпторы из Сортавала, Петербурга, Москвы и других регионов. Кронид Александрович за свою долгую и плодотворную жизнь сам организовал много выставок, и мы с удовольствием продолжаем эту добрую и нужную традицию.

Часы работы Выставочного зала:

  • В летний период с 1 июня по 31 августа: с 10ч. до 20ч.
  • В остальные месяцы с 10ч. до 17ч.

Прейскурант:

  • Стоимость полного билета, включая фотосъемку - 100 руб.
  • Стоимость билета для граждан льготных категорий - 50 руб.
  • Осмотр экспозиции для детей до 7 лет бесплатно. А также для студентов профильных ВУЗов (изобразительное искусство, искусствоведение, ДПИ, музееведение).
  • Стоимость экскурсионного обслуживания с группы 100 руб. Группа формируется от 5 человек.
  • Видеосъемка по согласованию с Администрацией - 500 руб.

* Фотографии с сайта музея и из коллекции Ираиды Прокопик.

Народный художник России - Кронид Александрович родился в 1926 году в селе Прутское Новгородской губернии в семье бывшего священника. В возрасте 16 лет попал на фронт, прошёл всю войну, в 1945 окончив ее в Восточной Германии. Военные награды художника: медаль «За Отвагу» (1944 г.); медаль «За Отвагу» (1945 г.); медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.» (9 мая 1945 г.); медаль «За взятие Кенигсберга» (9 июня 1945 г.); орден Отечественной войны II степени (11 марта 1985 г.).

В 1953 году он поступает в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, по окончании которого уехал по приглашению в Карелию, сначала в посёлок Кестеньга, а потом, в 1961 году, - в город Сортавала. Одновременно с работой художни-ком-оформителем, преподавателем, Гоголев заочно заканчивает художественно-графический факультет университета имени Герцена. В 1967 году он основал в Сортавала Детскую художественную школу, которая и сейчас успешно готовит детей для поступления в художественные ВУЗы страны. В Сортавала художник впервые обращается к дереву, которое вскоре становится главным материалом его творчества. Новый для своего времени, и в то же время, почти забытый народный вид искусства не сразу находит признание - в союз художников Карелии Гоголева принимают только в 1985 году. C 1988 года в городе Сортавала работает выставочный зал работ художника. Работы Кронида Гоголева находятся в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Политехническом музее, Этнографическом музее в Санкт-Петербурге, музее на Валааме, в частных коллекциях Америки, Японии, Германии, Финляндии, Швеции.

Сам художник в интервью говорит о своей работе: «Мне задали однажды вопрос: «А зачем ты работаешь?» И я задумался, а действительно, зачем? Мои бесконечные занятия не только не приближали к какому-то определенному художнику, а наоборот, отодвигали все дальше, и этот разрыв становится все больше. И я понял, что непревзойденные художники, такие, как Серов, то есть уже полубоги, они недостижимы. Но через мое творчество я прихожу к пониманию этого искусства, как он держал карандаш, что есть эта линия, как она звучит. И счастье как раз в этом. Вот может быть даже деревом я занялся потому, что понял, что все, чем я раньше занимался - большего мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что я решил свои рисунки сделать в каком-то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрел какой-то смысл. И мне стало легче. Мне не на что стало больше оглядываться. Меня вдохновил сам процесс, что я занимаюсь физической работой…».

Сюжеты работ из дерева тесно связаны с судьбой Мастера. Тема русского Севера, выразительная природа, простые люди, их быт и праздники нашли живое отражение в его творчестве. В разных рельефах художнику удалось использовать присущую дереву теплоту природного материала, пластику, игру слоев и оттенков естественного цвета, передать мерцание воды, дыхание лесных чащоб, таинственность эпических сказаний прошлого. Дерево щедрый материал – оно впитывает в себя энергию художника, его талант и мастерство, и, осматривая экспозицию, каждый получает частичку этого дара, умиротворение и радость.




















Настоящие картины можно создавать не только при помощи привычных всем красок на холсте, но и, например, ножом по дереву. Такие удивительные деревянные «полотна» Кронида Гоголева , на которых изображены бытовые сцены крестьянской жизни, и даже живописные пейзажи, служат отличным тому доказательством. А ведь резьба по дереву - куда более энергозатратный, но захватывающий способ рисования, чем классическая живопись.

Кронид Александрович родился в 1926 году в семье священника, который решил дать сыну имя в честь бога Зевса. Юношество будущего художника проходило в тяжелое военное время. В 1941 году Кронид окончил семилетнюю школу, а в 16 лет молодой человек попал на фронт. Он пережил все ужасы Великой Отечественной, стойко выдержал военные испытания, за что получил медали «За отвагу» и «За взятие Кёнигсберга».

Через три года после демобилизации Кронид Гоголев поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище, а после его окончания отправился в Карелию. Там он сначала работал в поселке Кестеньга, а затем перебрался в город Сортавала. В тот период мастер совмещал сразу несколько занятий: он трудился художником-оформителем, подрабатывал преподавателем и заочно учился на художественно-графическом факультете университета имени Герцена.

Именно в Карелии Гоголев впервые открыл для себя резьбу по дереву в технике глубокого многослойного рельефа. Этот народный вид искусства был почти забыт, поэтому работы мастера не сразу получили признание, а коллеги считали его «чудаком» и смотрели на него свысока.

Понимание того, что Кронид Гоголев возвращал к жизни утерянные традиции русской школы резьбы по дереву, пришло гораздо позднее, но принесло художнику небывалую популярность. В 1985 году Гоголева приняли в Союз художников Карелии, а еще через три года в городе Сортавала открылся его персональный выставочный зал.

Свои картины Кронид посвящал родной Карелии и суровой ладожской природе. Художник воспевал красоту и мудрость жизненного уклада северной деревни, ее многовековые традиции и простые будничные дела.

Сегодня, когда самого мастера уже не стало, его работы продолжают радовать зрителей в музеях и галереях Москвы, Санкт-Петербурга, Валаама, Америки, Германии, Финляндии, Швеции и даже Японии.

Мастер резьбы по дереву, заслуженный работник культуры КАССР, заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза художников РСФСР, Народный Художник России, почетный гражданин города Сортавала, почетный гражданин Республики Карелия, Заслуженный работник культуры РСФСР, награжден орденом Православной церкви Святого Даниила Московского III степени.

Родился 13 июля 1926 года в селе Прутское Новгородской области. Имя Кронид означает «сын Кроноса». Окончив неполную среднюю школу, попал на фронт. Сначала помогал партизанскому движению. В 1943 году был направлен в действующую армию на Лениградский фронт.

Демобилизовавшись в 1950 году, пошел учиться в вечернюю школу. В 1951 году поступил на курсы в училище имени Мухиной. В 1953 году все-таки был принят в художественно-графическое училище, будучи на 10 лет старше других учеников.

После защиты диплома в 1957 году отправился по распределению в поселок Кестеньга (Карелия, Лоухский район), где до 1961 года работал в школе-интернате.

Затем переехал в Сортавала, где продолжил преподавательскую деятельность. Параллельно учился заочно в институте имени А.И. Герцена на художественно–графическом факультете и работал художником-оформителем в народном театре.

В 1966 году Кронид Гоголев закончил учебу и получил предложение организовать Детскую художественную школу, где преподавал 20 лет.

В Сортавала художник начал интересоваться резьбой по дереву. «Вот может быть даже деревом я занялся потому, что понял, что всё, чем я раньше занимался – больше мне не достичь, это мой потолок… И переломной ступенькой было то, что я решил свои рисунки сделать в каком–то материале, и когда дерева коснулся, я потерял покой на несколько десятков лет и обрёл такой смысл… » (воспоминания Гоголева К.А.).

Начинал работу с мелкой пластики, небольших фигур. Затем стал наносить рельеф на сосуды. Сделал серию хлебниц с ажурными и рельефными орнаментами.

Потом перешел к технике монолитной (без применения клееных деталей) многослойной резьбы, создавая скульптурные рельефы с элементами видового пейзажа. Чаще всего мастер использовал липу, ольху, иногда новозеландский йелотонг (более мягкий и имеющий более желтый оттенок).

Сюжетами для картин выступали народные праздники и быт, фрагменты эпоса «Калевала», северная природа…

В 1984 году в Москве с большим успехом прошли две персональные выставки, которые принесли ему известность и популярность. В 1985 году мастера приняли в Союз художников СССР.

С 1986 года Кронид Александрович полностью посвящает себя работе художника, оставив преподавательскую деятельность.

С 1989 года К.А. Гоголев начинал сотрудничать с финскими мастерами (Э. Рюннанен, О.Кентта, Э. Луостаринен), участвовал в различных семинарах и мастер-классах. Изменился стиль и тематика работ. Больше внимания уделялось истории Сортавала в его бытность финским городом. Рельеф стал более глубоким и многоплановым, тонировка более сочная и бархатистая.

Но к концу жизни художник вернулся к сюжетам о русской деревне («Базар», «Зимний праздник», «Деревенское гуляние»).

Умер мастер 10 апреля 2013 г. Прямых продолжателей нет. У финских резчиков сюжеты проще. В России главная цель картин – продажа. Таких объемных, многоплановых сюжетов, вплетенных в контекст природы и архитектуры, детально проработанных (на одну работу уходило несколько месяцев), как у Кронида Гоголева, больше нет ни у кого.

В 1989 году в Сортавале открылся персональный выставочный зал. Также избранные работы хранятся в Политехническом и Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, в Этнографическом музее Петербурга, в музее на Валааме, в частных коллекциях по всему миру.