Собственный опыт

Мужские монастыри россии. Положение о монастырях и монашествующих Что такое мужской монастырь

от греч. monasterion - келья отшельника) - община монахов, совместно проживающих в соответствии с определенными правилами и нормами, предписанными церковью. Так же называется и совокупность богослужебных, жилых и хоз. построек, предназначенных для использования монаш. общиной. М. имеются у части христиан (католиков, православных и монофизитов), а также у буддистов. Первые будд. М. были созданы в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии, первые христ. М. - в 3-4 вв. в Египте. Значит, часть христ. М. в Европе образовалась в период феодализма. В начальный период своего существования М. сыграли определенную положит, роль в развитии экономики и культуры, однако это было лишь побочным продуктом их осн. деятельности, направленной на пропаганду религии, укрепление церкви, служение силам политич. реакции. В социалистич. об-ве М. занимаются чисто релит, деятельностью. В нашей стране М. имеются у Рус. правосл. церкви, груз. правосл. церкви, арм.-григо-рианской церкви и у ламаистов.


Современному человеку монастыри нередко представляются загадочными объектами: хранителями православных традиции, держателями исторических тайн, притягательными в визуальном плане архитектурно-художественными комплексами. Одних влечет в монастыри простое любопытство желание увидеть, почувствовать, постичь что-то новое, неизвестное в суматохе мирской жизни.


Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь .

Другие, посещая монастырь , надеются ощутить особую атмосферу места, где возносится иноческая молитва, которая отмечена Господом Богом , его благодатью. При этом с каждым годом все больше и больше людей едут в монастыри с четким и осознанным желанием помолиться у чудотворных и особо чтимых икон, приложиться к ним, а также к святым мощам, честным останкам, иным святыням и реликвиям, пойти к святому источнику и испить его воду, погрузиться в воды святого озера, побывать в тех местах, где протекала земная жизнь православных святых. Подумать и сравнить свою, нашу и их праведную жизнь.

Монастыри были и остаются духовно-религиозными центрами исключительной важности, значимыми центрами социального служения, яркими очагами культуры, образования, религиозного искусства. А в прошлом они нередко еще выполняли ответственные военно-оборонительные функции, если того требовали жизненные обстоятельства. Порой монастырям приходилось выполнять и карательные функции, чем-то схожие с деятельностью тюремных учреждений. Монастырские комплексы всегда были и остаются благодатным местом для архитектурно-строительных работ, а в наши дни - еще и масштабной площадкой для ведения ремонтно-реставрационных работ.

Жизнь монастырей одновременно проста и крайне сложна. Абсолютно каждый монастырь имеет интересную, поучительную историю своего создания и жизнедеятельности. Каждая обитель живет по строгому монастырскому уставу, и никому не позволено его нарушать. Религиозная, социальная, хозяйственная деятельность составляют суть жизни любого монастыря.

Монастыри являются духовными оплотами православия . Они дают возможность прикоснуться душой к родникам русской святости, дают думающему человеку прилив новых сил для достойной жизни, служения православию и своему Отечеству. Посещение монастырей приносит в душу покой, тихую радость, спокойствие. Как говорил священномученик протоирей Иоанн Восторгов: «Монастыри - это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим».

Во многих православных монастырях пребывают чудотворные и чтимые иконы Господни, Божией Матери , святых угодников, а также святые мощи и честные останки, различные святыни и реликвии, имеются . Именно в монастырях с наибольшей точностью соблюдаются каноны православного вероучения.

Здесь особенно строго выдерживается богослужебный канон, совершаются разрешенные в монастырях христианские таинства, выполняются все православные обряды, сохраняется прославление святых, чрезвычайно торжественно отмечают главные церковные праздники (Пасха , Двунадесятые праздники : Рождество Христово , День Святой Троицы , Сретение Господне , Крещение , Преображение Господне , Вербное воскресение , Вознесение , Воздвижение , Рождество Богородицы , Введение во храм Богородицы , Благовещение , Успение , затем Великие праздники: Обрезание Господне , Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи , Покров Пресвятой Богородицы), а также престольные праздники (праздники, посвященные Иисусу Христу , Богородице, святым, чудотворным иконам, событиям священной истории, в честь которых построен храм или его престол), наиболее строго соблюдаются посты (в православном церковном календаре около 200 дней занято постами).

Посещение православных монастырей дает возможность совершения христианских таинств и обрядов.

Православная церковь признает семь таинств (культовых действий): крещение , причастие , покаяние (исповедь), миропомазание , брак , елеосвящение , священство, с помощью которых сообщается верующим невидимая благодать Божия. В монастырях не совершаются (кроме редчайших исключений) крещение и венчание. Важнейшие православные обряды: молитва, культ икон, поклонение кресту, культ реликвий (различные предметы, принадлежавшие Иисусу Христу, Богородице, апостолам , святым и обладающие чудодейственной силой), культ мощей (останки умерших, оказавшиеся нетленными и обладающие даром чудотворения), святые места (связанные с событиями церковной истории), - обычно совешают при поездках в монастыри.

Многие православные монастыри своей историей, религиозным и социальным служением связаны с земной жизнью святых. В соответствии с канонами православия, святые - это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, к ним обращаются верующие люди с просьбой о помощи в земных делах. Прославляя святых, Русская православная церковь выделяет среди них пророков , апостолов , святителей , мучеников , преподобных , праведных , бессребреников , блаженных . Знакомство с земной жизнью святых, чтение «Житии святых», а в ряде случаев - изучение их письменного наследия, раздумья над событиями их жизни, стереотипами мыслей, действий, учений дают богатую почву для нравственного совершенствования думающему человеку. При этом нужно помнить, что в Русской православной церкви причисление к лику святых - это не форма поощрения (в том числе посмертного), не форма признания заслуг церковных деятелей. Прославление в лике святых - это прежде всего призвание к служению людям. Опытом своей земной жизни, своей мудростью русские святые подсказывают россиянам достойный путь их жизни, поступков, действий. Приехав в монастырь, история которого связана с земной жизнью того или иного святого или нескольких святых, больше узнаешь о его (их) жизни, в большей мере постигаешь азы мудрости, становишься духовно чище и сильнее.

Совершая поездку в православный монастырь , нужно строго соблюдать ряд несложных правил.

Одежда должна быть простой. Женщины должны быть в скромных платьях, длина юбки - ниже колен. Открытые платья и кофты с глубоким вырезом и короткими рукавами, как и шорты, брюки - недопустимы. Женщины должны входить в монастырь с покрытой головой (лучше всего - в неброском платке или скромной шапочке, помпезные шляпы - нежелательны). Направляясь в монастырь, женщинам не следует пользоваться косметикой, особенно - губной помадой.

Верующие люди, входя в монастырь и в каждый его храм, осеняют себя крестным знамением . Войдя в храм, принято кланяться местночтимым святыням: чудотворным иконам, мощам. После молитвы можно приложиться к иконе, но нельзя целовать лик. У Спасителя принято лобзать ногу, у Божией Матери и святых - руку или край одеяния, уголок иконы. Если икона с мощевиком, то обычно прикладываются ко святым мощам. Подходя к раке со святыми мощами , чаще всего делают два земных поклона, прикладываются к изголовью или изножью раки. Отойдя делают один земной поклон. На раку святого разрешается положить иконку святого, четки, ладанку, другую реликвию, чтобы освятить их на святых мощах. Купленную в храме иконку - копию чудотворной иконы - также можно освятить, приложив ее к чудотворной иконе. Некоторые приносят с собой семейные реликвии - панагии , медальоны с изображением святых и др. Их также можно приложить к чудотворной иконе или святым мощам.

В монастырях некоторые святыни - освященное масло из лампадок, землю с чтимых могил, ладанки, иконки и др. - раздают бесплатно. В таких случаях принято делать посильные пожертвования в монастырь.

В храмах монастырей, как правило, есть ящички и подносы для пожертвований на их украшение, ремонт, реставрацию, благоустройство.

Во многих монастырях фотографирование, киносъемка, работа с видеокамерой разрешается только на условиях, установленных настоятелем обители (обычно это умеренная плата). Фотографирование монахов и священнослужителей допустимо только при их согласии; при несоблюдении этого правила последствия могут быть разными.

Все вышесказанное сполна относится ко всем монастырям России, в том числе подмосковным монастырям - важной составной части сети религиозных центров нашей страны. В стенах подмосковных монастырей ощущается особая атмосфера, сохраняется особенное ощущение времени; история и жизнь каждого неотделимы от истории нашей страны. Историю Руси, России можно изучать и объяснять, рассказывая о подмосковных обителях. Церковная история России неразрывно связана с судьбами именно подмосковных монастырей. К концу XIII в. иноческая жизнь в Юго-Западной Руси начала ослабевать, хотя реальное начало русскому православному монашеству было положено именно там Антонием Печерским, который по прибытию из Афона в Киев устроил себе жилище в глубокой пещере, среди необитаемых лесов. Русское православное монашество, принесенное к нам с Востока, - теперь уже более тысячи лет назад, в начале XIV в. в Юго-Западной Руси ощутимо сдало свои позиции.

Вот тогда-то, в условиях возвышения Москвы в XIV в. над другими городами и княжествами, к тому времени отчасти ослабившее свои позиции русское монашество возродилось на новой исторической почве силами и трудами преподобного Сергия Радонежского на подмосковной земле, и уже при его жизни позволило создать ему и его ближайшим ученикам, последователям более 20 монастырей . Сергий Радонежский стал для Северо-Восточной Руси (затем России) тем же, кем был преподобный Антоний Печерский для Киева и всего монашества Юго-Западной Руси. В Москве и Подмосковье с XIV в. начался мощный процесс создания монастырей, обеспечивших духовно-нравственное здоровье, стойкость и мужество московитов, способность наших предшественников постоять и отстоять свою свободу и независимость.

При этом нужно особо отметить, что ощутимые успехи в развитии Московского княжества, затем Русского государства начались именно тогда, когда окреп процесс создания в Москве и Подмосковье православных монастырей, когда во главе Русского государства оказались убежденные православные русские люди, ощущавшие помощь и духовную поддержку в исторических обителях и способствовавшие увеличению их числа.

В наши дни, когда снова растет число монастырей и численность монашеской братии во всей России, и особенно в Москве и Подмосковье, пророчески звучат и настраивают на оптимистический созидательный лад слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II : «Российское монашество обретает силу. А значит, выстоит и Россия. Народ, у которого есть вечные, непреходящие ориентиры - непобедим». Монашество , монастыри Подмосковья вносят свой достойный вклад в возрождение России, в ее позитивное развитие в новых исторических реалиях начала XXI в. Кончился период атеистического лихолетья и разрушения России, виден конец страданий народа великой страны, у которой непременно будет счастливое будущее. Русский святой Серафим Саровский пророчествовал: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».

Абсолютно все пророчества Серафима Саровского сбывались - значит сбудется и это. Подмосковные обители скромно и внешне незаметно способствуют приближению процветания нашей великой Родины - России.

Из 143 млн. россиян 123 млн. человек (86%) - это православный контингент, из него 60% - люди трудоспособного возраста (всего 74 млн. чел., в том числе в возрасте 20- 49 лет - 50 млн. чел, т.е. 35% всего населения России). Если каждый из них сделает что-то действительно полезное для наших соотечественников в просветительном плане, то, меньше будет в России неучей и недоучек, злых и ограниченных, алчных и эгоистически настроенных людей, недополучивших когда-то истинных знаний о великой, в том числе православной, истории нашей страны, обделенных богатством знаний о действенных светочах добродетели и мощных источниках нравственно-духовной силы и здоровья - православных монастырях.

Очень надеюсь, что молодые, энергичные, добрые и позитивно настроенные люди внесут свой достойный вклад в изучение, разъяснение, пропаганду значимости подмосковных монастырей в жизни россиян. Они будут работать, учиться, расширять свой кругозор и непременно восстановят и многократно увеличат славу и авторитет своей прекрасной Родины - России.

«Монастыри подмосковья». В.Г. Глушкова, ООО издательский дом «Вече», 2008 г.

Монасты́рь (от греч. μοναστήριον (монастирион) – уединённое жилище) – 1) место жительства и подвижнической деятельности , объединенных братскою любовью во Христе, подчиняющихся требованиям единого ; 2) община монахов (монахинь) какой-либо монашеской обители.

Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят , казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник., гостиник, больничный.

Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин. Высший чин монашеской жизни – великая .

Монастыри подразделяются на мужские и женские. Особо крупные монастыри принято называть лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в).

Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря :
«Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни.

Основой монашеского духа служат слова Самого Господа : «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» () положенные в основу обета нестяжания.

Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (). Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» () и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (I Kop. 7, 32).

К верному и неослабному исполнению сих обетов должно побуждать себя словом Христовым: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (). О благотворности послушания, о потребности духовного руководства, об опасном поползновении жить по своей воле должно вразумлять себя словом премудрого Соломона: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» ().

Житие монашеское должно быть благоустроено на незыблемом основании Слова Божия, при пособии наставлений и примеров Святых Отец. Святой в одной из своих бесед дает обстоятельную характеристику монашеского жития: «Монаху, – говорит он, – должно, прежде всего, стяжать жизнь нестяжательную, телесное уединение, благоприличную наружность, иметь голос умеренный и слово скромное, пищу и питие не причиняющие мятежа, есть в безмолвии; перед старшими молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет; удаляться людей негодных, плотских и суетных, больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в словах, не допускать излишеств в разговоре, избегать смеха, украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе, на прекословие не отвечать прекословием, быть благопокорным; трудиться своими руками, всегда помнить о смерти, с надеждой радоваться, скорби терпеть, непрестанно молиться, за все благодарить, перед всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие; быть трезвенным и охранять сердце от лукавых помыслов…, заботиться о страждущих, плакать с ними…, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, служить недужным…, заботиться… о братолюбии».

Монах более полно и совершенно должен стремиться в своей жизни воплотить одну из главнейших Христовых – заповедь о : «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; …и возлюби ближнего твоего, как самого себя» (). Любовь к Богу инок творит чрез непрестанные молитвы, беседуя с Ним, исповедуя Ему свои немощи, грехи и прославляя Его благость и милосердие во всем. Любовь к ближним монах совершает в терпении их недостатков, в постоянной молитве о них, в различной помощи и милости к ним.

Истинные работники Божии, кои в чести хранят имя Божие, носят Его в сердце своем, как величайшую святыню, ею питаются, ею наслаждаются и в этом Имени имеют себе залог будущего блаженства. На имени Иисуса Христа содержится все: и вера наша Православная, и все церковное Богослужение, всякий чин, его обряд и порядок и все молитвенное последование, – и всякий христианин, моляся, обязан всенепременно возносить свою молитву к Единому Сыну Божию, иже Един есть Ходатай пред Богом за человеки (), и только к Нему и через Него бывает действенна наша молитва. Он Сам заповедал, говоря: «еже аще чесо просите от Отца во Имя Мое – Аз сотворю» ().

Господь Иисус Христос содержит и всю вселенную, и всю тварь видимую и невидимую, и всякое дыхание, а в особенности обвеселяет тех, кои носят сие наидражайшее Имя внутри сердца своего. Если бы мы отдалили от себя имя Иисус Христа, то исчезло бы все: и вера Православная, и , и Богослужение, все Таинства и обряды, все духовное служение и самое Евангелие. Так нужно разуметь и о человеке: если не живет в нем Иисус Христос Своею силою, то там нет ничего духовнаго, – тут движется жизнь только душевно-телесная, по стихиям века сего, потому что корень и беспредельная полнота духовной жизни есть Иисус Христос, Которого и нужно возлюбить более, чем свою душу, и всеми силами, во всю жизнь стараться о том, чтобы и имя Его вседражайшее водрузить в свое сердце и так, чтобы оно было там коренным, действующим началом и занимало господственное положение, чтобы по слову апостола, «не мы жили, а жил в нас Христос» (). От преискреннаго соединения сердца с Господом, когда Господь Иисус Христос творит в нас обитель Свою, ощутительно и действенно вселяется в сердце, и слышится Его Божественное присутствие ясно и осязательно, что называется, по словам Святых Отцов, живое Богообщение. И тогда Христос Бог, будучи Искупитель и Спаситель наш, нисходит в человека Своими Божественными силами, иже к животу и благочестию () и как бы творит в нём для Себя постоянную обитель (), так что человек становится храмом Духа Божия (), церковью Бога Жива (). Един есть Дух с Господом (). Бог Любы есть. Пребывая в Любве в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (); и еже живет – Богови живет () и не тому себе живет, но живет в нем Бог (



Монастырь

Монасты́рь

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? монастыря́ , чему? монастырю́ , (вижу) что? монастырь́ , чем? монастырём , о чём? о монастыре́ ; мн. что? монастыри́ , (нет) чего? монастыре́й , чему? монастыря́м , (вижу) что? монастыри́ , чем? монастыря́ми , о чём? о монастыря́х

1. Монастырь - это религиозная община монахов или монахинь, которая принимает единые правила жизни (устав) и занимается хозяйственной деятельностью.

Валаамский монастырь. | Мужской, женский монастырь. | Уйти в монастырь.

2. Монастырём называют членов такой религиозной общины.

В последний путь его провожали всем монастырем.

3. Монастырь - это здание или ряд зданий с прилегающей к ним территорией, в которых живут монахи или монахини.

Стены старого монастыря.

4. Если вы говорите, что кто-то подвёл вас под монастырь , вы имеете в виду, что из-за этого человека вы оказались в очень сложном положении, которое грозит вам наказанием; разговорное выражение.

Жизнь несправедлива, и самые лучшие друзья могут подвести человека под монастырь.

монасты́рский прил.

Монастырский устав. | Монастырская жизнь.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "монастырь" в других словарях:

    - (греч. monasterion, от monos уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАСТЫРЬ греч. monasterion, от monos, уединенный. Здание, в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Муж. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. | моск. церковный двор, погост … Толковый словарь Даля

    - (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия

    Лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит. См … Словарь синонимов

    МОНАСТЫРЬ, монастыря, муж. (греч. Monasterion). 1. Земельно церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти… … Толковый словарь Ушакова

    МОНАСТЫРЬ, я, муж. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря. В… … Толковый словарь Ожегова

    монастырь - МОНАСТЫРЬ, лавра, обитель, пустынь, скит МОНАСТЫРСКИЙ, лаврский, скитский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Монастырь - (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история

    Монастырь - (Битолія). См. Славяно греко турецкая война 1912 13 гг.1 Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия

    МОНАСТЫРЬ - (от греч. monasterion келья отшельника) в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). В русском государстве до секуляризации М. были крупными… … Юридическая энциклопедия

    Поставить к монастырю кого. Жарг. угол., арест. Расстрелять кого л. ТСУЖ, 142. Беззаботный монастырь. Дон. 1. О беспечной, беззаботной жизни. 2. О беззаботном, беспечном человеке. СДГ 2, 141. Девий (девичий, девочий) монастырь. Арх. Ирон. О… … Большой словарь русских поговорок

Введе́нская О́птина пу́стынь – это известный мужской монастырь Православной церкви. Оптина пустынь на карте расположена неподалёку от города Козельска в Калужской области и принадлежит к Калужской епархии.

На протяжении многих десятилетий Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь считается одним из наиболее почитаемых православными христианами мест на территории

Вконтакте

Во всех углах земли русской идёт слава о доброте и мудрости оптинских старцев, которые готовы молиться за каждого, поднимут ослабевшего и помогут совершившему ошибку. И сегодня люди стремятся посетить эту святую обитель в надежде улучшить что-то в своей жизни, дать своей измученной проблемами душе отдых и покой. Здесь каждый получает возможность прикоснуться душой к чему-то светлому и высокому, наполниться мудростью и получить помощь и совет в Оптиной пустыни.

Монастырь и по сегодняшний день сохранил атмосферу чистоты и умиротворения. От мирской суеты и шума обитель и её жителей отделают река Жиздра и бор .

История Оптиной пустыни

Оптина пустынь являет собой живой и яркий пример духовного возрождения России. Построен Оптинский монастырь был на опушке соснового леса. От ближайшей деревни его отделяла речка Жиздра. Открытие обители в этих местах положило начало духовному росту. Пришедшие в монастырь старцы обладали чудотворными дарами исцеления, утешали всех страждущих и помогали им найти свой истинный путь.

Интересные факты о монастыре:

В 1987 году этому святому месту был возвращён его прежний статус. Монастырю вернули все ценности, требы и постройки, как духовные, так и хозяйственные. В течение года проводилась активная реставрация монастыря, и вскоре там начали проводиться богослужения.

Оптина пустынь как центр духовной жизни

В 1821 году в монастыре построили скит, куда могли прибывать все страждущие. Постепенно эта обитель превращалась в духовный центр всей православной России:

Первая Божественная литургия после возвращения монастыря в собственность Русской православной церкви была отслужена в 1988 году в праздник Владимирской иконы Божией матери – 3 июня.

Храмы Оптиной пустыни

Если рассмотреть карту Оптиной пустыни, она выглядит почти квадратной. В центре располагается основной храм – Введенский собор. Вокруг этого собора расположены другие церкви:

  1. С северной стороны выстроена церковь святой Марии Египетской. Она была перестроена из трапезной в 1858 году.
  2. К югу от Введенского собора расположена Казанская церковь. Её построили в 1811 году.
  3. В восточном направлении находится Владимирская церковь.

Введенский храм является главным храмом монастыря . Он был построен в 1750-1771 годах и освящён в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сегодня в этом храме располагаются мощи святых Оптинских старцев – Нектария и Амвросия. Здесь же можно увидеть и Казанскую Икону Божией матери, которая особо почитается православными христианами.

В этом храме имеются три придела. Главный – Введения в Храм Пресвятой Девы Марии. Южный придел в честь Николая Чудотворца, святителя Мир Ликийских. Северный придел в честь святого преподобного старца Амвросия Оптинского.

Казанская церковь

Эта церковь , воздвигнутая и освящённая в честь Казанской иконы Богородицы, была открыта в 1811 году. Центральным престолом храма является престол Казанской иконы Божией матери. Южный престол – Крестовоздвиженский, а северный – святых великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата.

В этом храме находятся мощи преподобных старцев Антония, Исаакия и Моисея.

В наши дни в этой церкви проводят ежедневные вечерние богослужения . По выходным и праздничным дням также служат поздние литургии.

Владимирский храм

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери был некогда полностью разрушен и вновь восстановлен лишь в 1998 году. У церкви имеется единственный престол в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Храм Марии Египетской

Храм был возведён в 1874 году. Он располагается за пределами монастырских стен, рядом с монастырской трапезной и гостиницей. Здесь совершают обряды отпевания усопших и крещения.

Другие храмы Оптиной пустыни

Кроме перечисленных храмов , на территории монастыря Оптина пустынь есть ещё несколько церквей:

Уже в 2005 году по распоряжению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго был заложен храм Преображения Господня.

Иоанно-Предтеченский скит

Этот скит в Оптиной пустыни был построен за монастырской рощей, дабы укрыть его от взоров посторонних людей. С этой целью рубить лес в этом месте было строжайше запрещено.

На территории скита ещё сохранись небольшие домики, в которых в своё время останавливались Достоевский и Гоголь.

Здесь же находится одна из старейших построек монастыря – Церковь Иоанна Предтечи. Богослужения в этом храме проводятся по особому скитскому уставу круглосуточно.

В храмах в честь святого Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского, а также в честь Архангела Михаила регулярно проводят водосвятные молебны для паломников. Здесь же располагается гостиница для паломников.

Любой желающий может посетить главные храмы монастыря и получить свободный доступ к находящимся там святыням.

Для паломнических посещений двери монастыря открыты с 5 часов утра до 11 часов вечера. Даты посещения храмов Иоанно-Предтеченского скита можно уточнить на сайте обители.

Посетители могут видеть лишь часть территории, но братская часть для них недоступна. В храмах монастыря строжайше запрещается ведение кино и фотосъёмки.

Посетить монастырь можно лишь в строгой закрытой одежде. Женщины, независимо от возраста , должны надеть длинную юбку, платок, закрыть руки и плечи. Мужчины должны быть в брюках и рубашке с длинным рукавом.

Расписание богослужений и исповедей можно уточнить на официальном сайте Монастыря Оптина пустынь Калужской области.

Доехать до города Козельска Калужской области из Москвы можно на автомобиле по Киевскому или Калужскому шоссе. За городом Обнинском эти дороги сходятся.

По Киевскому шоссе от Москвы необходимо ехать в направлении Калужской области, но не заезжая в саму Калугу. Хотя многие паломники предпочитают проехать через центр Калужской области и следовать далее через небольшие и очень живописные населённые пункты. Из Москвы можно добраться до Козельска на рейсовом автобусе от станции Юго-западная или Тёплый Стан.

От города Козельска на карте необходимо проехать ещё 3 километра до самой обители. Можно воспользоваться такси от автостанции, а можно проехать на маршрутке и остаток пути пройти пешком (около полутора километров).

На сайте монастыря можно увидеть варианты паломнических экскурсий с двух или трёхдневной программой.