Деньги

Начальная школа импровизации на шестиструнной гитаре. Джазовые фразы для гитары Школа импровизации на гитаре

В этом разделе мы расскажем о6 основных моделях построения джазовых фраз на гитаре. Для начала эти фразы можно изучить в до мажоре, и затем играть во всех тональностях по всему грифу.

Джазовые фразы в мажоре

В первом примере, показанном ниже мы исполним пониженную третью ступень b3 и закончим фразу на 6-ой ступени. Эта пониженная 3-я ступень даст блюзовый оттенок вашей импровизации.

Арпеджио — важная техника для ваших джазовых гитарных соло, но иногда они могут стать монотонными, особенно когда начинаются с первой ступени. Движение R-7-R позволяет играть maj7 арпеджио от первой ступени, но в то же время вы избегаете простоты и банальности звучания вашей линии.

Далее рассмотрим арпеджио Em7, которое будет играться поверх аккорда Cmaj7. Нота ре в данном случае будет 9-ой ступенью аккорда Cmaj9. Использование M7 арпеджио с 3-ей ступени аккорда maj7 — это то, что каждый великий джазовый гитарист использовал в то или иное время в своих соло.

Еще один пример с использованием b5-ой ступенью. Это также придаст вашему соло блюзовый оттенок.

Следующая фраза — это комбинирование b3 и b5-ой ступени в maj7 аккорде.

В следующем примере мы используем аккордовые тона, но в то же время избегаем использования 1-ой ступени в нашем соло.

Этот простой, но эффективный шаблон основан на мажорной пентатонике аккорда C6.

Доминантовые джазовые фразы

Поскольку доминантные септ аккорды появляются по крайней мере три раза в любой джазовой прогрессии, и составляют напряженный аккорд в ii-V-I, важно иметь под пальцами ряд классических фраз, чтобы уверенно и точно отметить этот важный аккорд.

В этом разделе вы узнаете 8 классических моделей построения фраз в доминантных аккордах и тем самым расширите свою палитру красок в своей импровизации.

Для начала, вот короткий, который использует голос, ведущий к соединению b7 G7 и 3-ей ступени в Cmaj7.

Работа над солированием в доминант септ аккордах означает не только солирование в рамках этого аккорда, но и разрешение его в последующие аккорды прогрессии.

Вот пример для создания напряжения над аккордом V7 в коротком шаблоне ii-V-I до мажора.

Обратите внимание на интервалы b13 (Eb), #9 (Bb) и b9 (Ab), применяемые к аккорду G7. Они создают чувство напряжения, которое вы затем разрешаете в аккорд Cmaj7.

Вот короткая, простая линия, основанная на G7 арпеджио.

Как упоминалось ранее, бибопные гаммы являются эффективным способом солирования над любым доминантным 7-м аккордом.

В этом примере вы узнаете более длинную фразу в бибопе, здесь также используется арпеджио Bdim7.

Смешивание нот из доминантного арпеджио и Миксолидийского лада с нотамиками блюза — это интересный способ выразить свою музыкальную мысль.


Минорные джазовые фразы

Аккорд m7 играет важную роль в мире джазовой гитары. Этот раздел поможет вам расширить свой словарный запас. Не стесняйтесь изучать эти шаблоны во всех тональностях.

В первом примере m7 мы добавим проходящую ноту между 1-ой ступенью и второй нотой гаммы, в этом случае мы получим D Дорийский лад. (если вы не знакомы с диатоническими ладами, узнайте больше о них здесь).

Седующий пример звучитв стиле Джанго Рейнхардта, это арпеджио с проходящей нотой между 1-ой и b7-ой ступенью аккорда. Опять же, добавление проходящих тонов к вашим линиям, является важным методом, который должен быть хорошо изучен.

Здесь мы будем использовать D Дорийский лад для создания более длинной фразы над аккордом Dm7.

Следующая модель m7 D дорийского лада звучит в стиле Пэта Метени, эта фраза имеет диссонирующую хроматическую ноту (Eb) и создает проходящий звук над аккордом Dm7.

При использовании хроматических нот, будьте осторожны с задержкой разрешения, ваша хроматическая нота может прозвучать как ошибка.

Искусство джаза – в частности джазовая импровизация на гитаре – базируется на основе из нескольких составляющих. Это: гармония и гармонические структуры, мелодика, ритм, и, естественно, рациональная техника исполнения на джазовой или электрогитаре .

Основой в джазовой импровизации применительно к гитаре является, конечно, аккомпанемент . В процессе изучения : аккордов и их последовательностей, правил их сопоставления, а также основных вариантов аккордовых замен – Вы узнаете также о тонкостях гармонического мастерства на гитаре. О многих способах аккордового расширения, о том, как можно наиболее выразительно сыграть басовую линию, о различных способах "удержания" верхних голосов, а также о том, как гармония в сочетании с различными ритмами способна влиять на силу и глубину восприятия.

Работы наших Учеников

1-й и важный шаг для любого практикующего джазового гитариста – это создание определенного набора гармонических оборотов – "шаблонов" (). При составлении подобного набора (у каждого гитариста он, как правило, индивидуален), необходимо разобраться в логике применения данных шаблонов на практике спонтанно , а также в найти способы быстро, в процессе импровизации , эти обороты изменять. Здесь важно, не углубляясь особо в теоретические изыски, увидеть всю гармоническую систему как бы "начерно", целиком.

Ниже приведены варианты гармонических последовательностей с учетом их исполнения в различных вариантах джазовых составов.

Исходный, полнозвучный вариант расположения аккордов. Для составов, где гитара одна создает гармоническую вертикаль.
Самый облегченный вариант (только терция и септима). Используется для в ансамблях с большим составом .
Вариант гитарного джазового аккомпанемента в малых составах . Функциональность хорошо слышна, без перегруженной фактуры.
Вариант с изменением верхнего голоса. Основа аккордов та же. Часто применяется в аккордовых импровизациях либо для создания ярких гармонических "пятен".

С объективной точки зрения, искусство импровизций на любом музыкальном инструменте, можно разделить на три составляющие: 1.Чувство ритма. 2.Чувство ладо-тональности. 3.Чувство формы.

Чувство ритма вырабатывается осознанием "ритмической темперации". Тоесть выработкой чёткого ощущения многоуровневого, так сказать, дуольно-триольного деления темпо-ритма, что даёт возможность в одном и том же темпе играть быстрые или медленные "фразы".

Чувство ладо-тональности вырабатывается разучиванием музыкальных фигур (гаммы, трезвучия, септаккорды, пентатоника), рассматриваемых в данном пособии. Именно разучивание и исполнение предложенных гамм, арпеджио и т.д., даст возможность услышать как они "звучат", в смысле какая мелодия является итогом их исполнения. Важность подобных упражнений не возможно переоценить. Можно сказать сольфеджио на гитаре. Хотя по началу, связь этих упражнений с реальной музыкой не очевидна, но в итоге нельзя не согласится с тем, что такой подход является "самой короткой дорожкой" к постижению "глубин" или "высот" музыкального искусства. Так как импровизация в конце концов "дело слуха", следовательно его - "слух", в первую очередь и нужно развивать.

Чувство формы вырабатывается при осознании элементарной логической музыкальной структуры называемой "квадрат". Минимальным квадратом является один такт. В общем длина квадрата может быть любой, так как зависит от характера исполняемой музыки, но стандартно различают: однотактовый квадрат, двухтактовый квадрат, четырёхтактовый квадрат, восьми-, шестнадцати- и т.д.тактовые квадраты

Предлагаемая методика как раз и направленна на формирование и развитие у учащегося выше перечисленных качеств.

Сначала внимательно разучиваем аппликатуру, к примеру гаммы, затем пытаемся сыграть так как написано в нотах под таббулатурой. Особое значение в процессе исполнения упражнений занимает "отстукивание" ногой сильных долей такта. Во-первых, это позволяет "правильно" слышать и передавать мелодию, а во-вторых, позволяет лучше и быстрее прочувствовать ритмическую темперацию. Собственно исполнение предложенных упражнений в "ритме" является "краеугольным камнем" методики данного пособия.

Проще говоря, если вы действительно хотите научится импровизировать, вам нужно изучить предложенные музыкальные структуры и упражнения и практиковать их ежедневно, хотя бы по одному часу в день, в течении трёх - пяти лет. Чем добросовестнее вы будете заниматся и чем больше времени посвещать этим занятиям, тем быстрее добъётесь желаемых результатов. По сути, речь идёт о выработке автоматических, точнее "слуховых" навыков исполнения.

Ещё одним "краеугольным камнем" предлагаемой методики является идетичность устройства всех тональностей. В этом пособии, для рассмотрения устройства музыкальных фигур выбраны в основном тональности G (соль мажор) и Gm (соль минор), только из соображений удобства расположения на грифе гитары.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что аппликатуры всех музыкальных фигур, приведенных в этом пособии, идентичны аппликатурам музыкальных фигур в любых тональностях. Тоесть, разучив и освоив данную апликатуру, мы можем применять её от любой ноты, расположенной на струне (ми). При этом нота, от которой мы будем начинать исполнение аппликатуры, будет давать название исполняемой гамме или арпеджио.