Собственный опыт

Начало времен - сотворение мира, адам и ева, каин и авель, всемирный потоп. Айвазовский Иван — Всемирный потоп Всемирный потоп айвазовский необычные детали

Всемирный потоп — одна из самых известных картин великого русского художника Ивана Константиновича . Картина была написана в 1864 году. Холст, масло. Размеры: 246,5 х 369 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Всемирный потоп — картина религиозного направления. Здесь Айвазовский изобразил библейскую сцену, которая повествует о том, как весь мир был поглощён водами. В результате этой катастрофы, погибли все, кроме Ноя, который смог спасти при помощи построенного им ковчега самых разных животных. Однако на своей картине Иван Константинович изобразил вовсе не Ноя и его ковчег, как делают это другие художники, помещая в центр изобразительного повествования ключевую фигуру библейской истории. Художника-мариниста больше привлекла трагедия обычных людей, которые пытаются спастись от наступающего моря.

Айвазовский в первую очередь известен именно как непревзойдённый художник-маринист. Море в его картинах зачастую является главной темой произведения. Художник был всецело поглощён непреодолимой мощью водной стихии, её красотой, загадками, бесконечностью и даже жестокостью. Конечно же, Айвазовский просто не мог пройти мимо такого сюжета, где море губит практически всё живое на земле.

На картине изображены люди, которые спасаются от наступающей стихии и бушующих волн на самой вершине скал. Пытаются спастись не только люди, но и животные, но беспощадная стихия с лёгкостью смывает их в морскую пучину. Эту трагедию художник подчеркнул мрачными тонами в правой части картины. Однако в левом верхнем углу мы можем увидеть яркий свет, который говорит о том, что потоп призван освободить землю от грехов. Яркий свет является на картине символом того, что подразумевает сама история всемирного потопа — обновление мира, наступление царства добра и света.

Отвлекусь от грустных исторических воспоминаний и обращу свой взор в мир прекрасного.

Пожалуй, главным культурным событием этой зимы в нашей культурной столице стала выставка Ивана Константиновича Айвазовского в Русском музее, приуроченная к 200-летию его рождения.

Выставку должны были закрыть на днях (может уже и закрыли). Я успел побывать на ней на прошлой неделе. Мы пошли на выставку с несколькими сестрами. Глубоко убежден, что православным батюшкам на выставки надо ходить и почаще. Ходили бы прилежно в музеи, может и Исаакий нам бы давно уже передали без всяких проблем.
Верующие должны чувствовать себя в музеях как дома. Это все наше, родное. Потому что настоящее искусство всегда религиозно и славит Творца, и настоящие художники всегда были людьми религиозными, вдохновлялись верой и творили для тех, кто верит. У нерелигиозного человека просто не хватает мотивации для творчества (кроме банального самовыражения). Музеи это наша территория.
Как-то я с двумя инокинями был в Эрмитаже и какой-то типичный петербургский интеллигент, увидев нас в черных подрясниках, не сдержался: «И сюда они уже добрались! Что они тут забыли?» Я ответил: «Забыли Мадонну Литту посмотреть...» Он, судя по всему, не понял меня.

На Айвазовского я пришел, потому что давненько не видел его «Девятый вал», великую картину, оптимистическую трагедию. Все кругом погибло, кроме надежды, - вот ее смысл. Уныние как рукой снимает.
Какие-то картины классиков, которые мы по школьным учебникам знаем, периодически нужно сравнивать с оригиналом.

Если на выставку Айвазовского не прийти пораньше, можно в очереди простоять больше, чем в музее. Уже через час-полтора после открытия на улице стояла очередь, хвост которой уходил за угол.

Айвазовский - классик русской живописи, без которого ее невозможно представить, поэт моря, без которого трудно представить себе уже и сами моря, русский гений армянского происхождения, без которого невозможно представить ни русский, ни армянский народы.

Айвазовского знают все, как Пушкина. И все думают, что понимают его. Но это обманчивый эффект, как и с Пушкиным. Айвазовского надо открывать, смотреть и пересматривать, как впрочем и Пушкина надо читать и перечитывать.

Когда оказываешься среди множества полотен Айвазовского, то кажется, что ты заплыл далеко в море и вокруг одна вода. На выставке куда не посмотришь - везде Айвазовский, кругом Айвазовский, один Айвазовский, в какой-то момент представляется, что тонешь в нем, как в море. Это какой-то художественный шторм, или девятый вал...

Только когда я почувствовал в ногах тяжесть и стал искать какой-нибудь свободный стул, я понял, что устал, и мы уже на выставке больше четырех часов.

Сколько не смотришь на полотна Айвазовского, невозможно отделаться от чувства, что это искусство за гранью возможностей человека, человеку не дано так нарисовать, что это не написано, а возникло как-то само по себе. Почему-то легче признать, что эти полотна возникли сами собой, как явление природы, нежели считать, что они написаны человеческой рукой. Море Айвазовского кажется таким же подлинным, как в природе. При этом выяснилось, что Айвазовский практически никогда не писал с натуры. Она ему мешала. В лучшем случае он делал карандашные наброски, а потом в мастерской творил свои моря и океаны.

Вообще, несправедливо, что в честь Айвазовского не назвали ни одного моря. Но оно все равно существует - «море Айвазовского» - на его картинах.

Почему Айвазовский так любил море и понимал саму душу моря? Откуда это армянского русского художника? Армения - страна горная, Россия - лесная. Скорее море должно было открыть свои тайны греку или итальянцу. Конечно, можно вспомнить, что Айвазовский родился в Крыму в Феодосии, на берегу моря. Это был его мир детства, это была его стихия. Но в Крыму есть и горы, и холмы, и прекрасные поля и рощи. Видимо, здесь что-то внутреннее. В море он узнал свою душу, в море он узнал своего Творца, в море он услышал молитвы ангелов, в море он прочел Священное Писание, которое начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Последние слова я бы поставил эпиграфом ко всем полотнам художника-мариниста, в них в самом деле Дух «носится над водою». Это и есть формула Айвазовского, которого можно назвать тайнозрителем моря. Он всегда смотрел вглубь морских бездн, он как будто созерцал первые мгновенья сотворения мира. Море предстает у него универсальной основой природы.
В этом смысле Айвазовский - библейский маринист.
Не случайно он так любил воплощать библейские сюжеты, которые рисовал всю свою жизнь. Его особенно захватывают "морские сцены" и "водные" сюжеты Священного Писания. Картин на тему "Библейский Айвазовский" хватило бы на огромную выставку (если собрать со всех музеев).
На выставке в Русском музее также можно было увидеть несколько картин на библейские темы.
Айвазовского не прошел мимо и главного "морского" сюжета Библии - всемирного потопа. В 1862 году Айвазовский пишет два варианта картины "Всемирный потоп", и затем в течение жизни неоднократно возвращается к этому библейскому сюжету. Один из лучших вариантов картины Всемирный потоп написан им в 1864 году и находится в собрании Русского музея.

Картина Айвазовского "Всемирный потоп" - довольно редкое произведение на сюжет, заимствованный из Библии. Здесь Айвазовский гениально сочетал талант, воображение и любовь к импровизации. Возможно, что никто из его современников не смог бы так великолепно изобразить масштабность катаклизма, бурю на небесах и на море, огромные волны, захлестывающие скалы, где безуспешно стараются спастись люди и животные.

Правда, шедевр Айвазовского почему-то скрыт от любителей живописи и в обычном режиме находится запасниках. Тем более нужно оценить редкую возможность увидеть подлинник полотна на библейскую тему.

Может именно поэтому у картины на выставке больше всего толпилось людей. Остаться зрителем в единственном числе не получилось. Картина попала в собрание Русского музея, потому что ее в свое время высокого оценили два императора Александр II и Александр III. Первый из них приобрел ее на выставке в Академии художеств для Эрмитажа, а второй передал в собрание созданного им Русского музея.

Размер шедевра не малый - 246,5 х 319,5 метра и он занимает целую стену. Картина производит сильное впечатление, уже когда ее видишь целиком издали. Но еще более сильное, когда приближаешься и рассматриваешь вблизи во всех деталях. Издали видишь мощную скалистую гору, которая уходит под напором безжалостной мастерски написанной водной стихии. Говорят, что это отроги Арарата. Вблизи видишь уже другое море - море гибнущих обреченных людей. Это уже не "Девятый вал", а "стодевятый".

Еще шаг ближе и перед тобой - конкретные лица людей и море человеческих слез.

Это реквием в красках.
Потоп - страшный катаклизм, который являет гнев Божий. Водная стихия неумолима и безжалостна. Никто не может противостоять ей. Человек бессилен перед судом Божиим. Поэтому картина производит впечатление Страшного суда.

Особый акцент сделан на огромном слоне, который издает свой последний трубный глас.

Особенно в этой картине на фоне всеобщей гибели перед лицом неминуемой смерти производит глубочайшее впечатление примеры добра, как-то особенно трогает желание людей помочь друг другу, как например, эта протянутая рука помощи, которая звучит как торжество человеческой любви.

Именно этот жест и запоминается больше всего в этой картине. Может поэтому, а может по другой причине полотно не производит жуткого безысходного впечатления. Все-таки, кажется, вопреки библейскому повествованию сейчас эту стихию укротит кротко идущий по воде Христос.

Эта картина Айвазовского была мудро повешена неподалеку от его "Всемирного потопа". Казалось, Христос с одной картины спешил перейти на другую.

"Хождение Христа по водам" - был один из любимых сюжетов Айвазовского, к которому художник в течение жизни возвращался не один раз (кстати, один из вариантов этой картины Айвазовский подарил св.Иоанну Кронштадтскому).

Айвазовский принадлежал в своем вероисповедании к апостольской армянской церкви. В своем творчестве он не раз создавал картины, посвященные библейским и историческим сюжетам. Художник в 1862 году, пишет сразу два варианта картины «Всемирный потоп». Впоследствии на протяжении всей своей творческой жизни, Айвазовский еще не раз обращается к этому сюжету из Библии. Пожалуй, самый лучший вариант картины «Всемирный потоп» был написан им в 1864 году. В работах Айвазовского чаще всего именно море предстает в виде универсальной основы истории и природы. Больше всего это чувствуется в сюжетах с потопом и сотворением мира.

Впрочем, многие ценители искусства этого художника утверждают, что образы библейской религиозной, а также евангельской иконографии, точно так же как и античной мифологии, навряд ли можно отнести к самым большим творческим удачам Айвазовского. Мировосприятие и творческая индивидуальность великолепного мариниста национальными корнями очень сильно связывало его с культурой армянского народа. Айвазовский не менее 10 раз писал символ Армении - библейскую гору Арарат.

Картину «Сошествие Ноя с Арарата» художник впервые выставил на Парижской выставке, а когда его французские соотечественники поинтересовались, нет ли в его работах видов Армении, он с удовольствием подвел их к полотну со словами: «Это наша Армения». Позже автор подарил эту картину одной из школ Новонахичеваня. В годы войны эта школа была отдана под казарму. В ней поочередно проживали то красные, то белые. Именно этой картиной был прикрыт пролом в двери, но однажды, пролом заколотили доской, а картина исчезла. Спасти эту картину помог Мартирос Сарьян, который раньше учился в этой школе. В Ереван картина «Сошествие Ноя» попала в 1921 году, когда он привез ее вместе с другими произведениями армянского искусства.

К картинам, в основе которых лежит исторический сюжет, относится полотно «Крещение армянского народа». Она долгое время украшала одну из армянских церквей в Феодосии и пробуждала патриотические чувства прихожан. Сюжетом этой картины стал переломный момент в истории культуры армянского народа. Ее популярности способствовало принятие христианства армянами. В начале IV века христианство было узаконено в Армении и стало государственной. Сегодня Армения является одним из древнейших христианских государств.

Мероприятие получилось семейно-культурное, потому что живейший интерес к выставке проявили мои родители. Его картины поразили их еще в молодости, когда они посещали музеи то в Питере, то в Феодосии, поэтому возможность увидеть почти все и сразу в одном месте пропустить было нельзя. Итак, мы купили билеты, сели в машину и отправились на встречу с прекрасным.

Наученная горьким опытом очереди на Серова (ТМ) администрация галереи ввела онлайн продажу билетов на сеансы посещения. На каждый сеанс запланировано 250 билетов. При этом время входа благоразумно разделено на тридцатиминутные промежутки: не все в состоянии появиться точно ко времени; театральные, академические и прочие опоздания тоже нужно учитывать. Электронный билет уже не требуется дополнительно оформлять в кассе галереи или распечатывать из терминала. Теперь сканируют штрихкод прямо с бумаги. Мысль с заблаговременно проданными сеансами оказалась на удивление удачной. Выставка пользуется огромной популярностью. Билеты доступны на сеансы через 10 дней. 1 августа я без проблем купила билеты на 12; в пятницу билеты продавались уже только на 23. Впрочем, те, у кого нет интернета или нет возможности так долгосрочно планировать свои дела, тоже имеют шанс попасть на выставку. На каждый сеанс запускают и 25-50 (зависит от заполненности зала) человек из живой очереди. Тут тоже не осталось особых сюрпризов: людей также запускают каждые полчаса, а вдоль очереди расставлены таблички с приблизительным временем ожидания. Чтобы не было иллюзий...Кстати говоря, заранее купить билеты можно не только в интернете, но и в отдельной кассе, однако перед входом установлена табличка с указанием ближайшей возможной даты визита. В целом недочеты Серова были учтены, так что ближайшие пару месяцев полевые кухни МЧС могут отдыхать. Дискотека, видимо, начнется ближе к закрытию.

Поскольку я заложила запас времени на пробки, парковку (в выходные дни, когда я приезжала на разведку, на парковку очередь была просто мёртвая, без движения стояли полчаса, двигались за счет потерявших терпение бедолаг) и т.д., на место мы явились на час раньше назначенного времени. Очередь из спонтанных посетителей тянулась часа на полтора, для прохода по электронным билетам очереди как таковой нет, просто ближе к назначенному времени собирается народ, чтобы войти прямо с последним ударом курантов. Впрочем, мы с большим удовольствием подождали на скамеечках в парке Музеон. Погода была просто прелесть: приятная прохлада, чуть прикрытое облаками солнце. Мама давно не выбиралась в центр города: совершать пешие прогулки ей не позволяет здоровье. Поэтому парк привел ее в восторг. Надо сказать, ландшафтники и правда чудесно поработали. Вместо ярких цветов на клумбах высажены разные травки, сдержанно цветущие синими хохолками или серыми метелками. Все это выглядит очень стильно, радует глаз и очень успокаивает. Когда пробило 11 часов, мы направились к дверям. На входе функционирует три рамки, посетителей быстренько между ними распределили, поэтому никакой задержки не было вообще. Предъявив бумагу с напечатанными билетами интеллигентной даме со сканером и вооружившись аудиогидом, мы наконец вошли в зал.

На входе устроена небольшая видеоинсталляция, демонстрирующая бесконечно закольцованную съемку морских волн. Черно-белые кадры выглядят весьма уныло, особенно на фоне удивительного света, льющегося от картин.

"Главные" картины художника известны всем. Папа, переступив порог выставочного зала, немедленно отправился на поиски картины "Волна", заворожившей его еще в Русском музее.

"Девятый вал", "Черное море", "Радуга", разнообразнейшие бухты - волны на этих картинах так и зовут погрузиться в них или, наоборот, отпрянуть, спасая жизнь.



Картины на выставке привезены из многих музеев: самой Третьяковки, Русского музея в Санкт-Петербурге, Военно-морского музея, дворцов, из Феодосии, Еревана. Картина "Хаос", находящаяся в Ватикане, на выставку не приехала. Картины собраны по темам: "Морские симфонии", "Художник главного морского штаба", "Плененный тайной мирозданья", "Ноктюрны". Объединяет их удивительный свет и жизнь. Зрители тщетно ищут подсветку за картинами. Кисти, краски и талант - вот и все, что было у художника.

Жизнь его сложилась весьма удачно. Мальчик из бедной армянской семьи Ованез Айвазян (Гайвазовский) обратил на себя внимание феодосийского градоначальника Казначеева. Благодаря его помощи мальчик выучился сначала в гимназии, а затем был зачислен в Петербургскую академию художеств. В качестве пенсионера (теперь такие студенты называются стипендиаты) он побывал в Италии, которая его конечно заворожила. Главной любовью художника было море, иногда критики, желая похвалить какую-то картину, говорили о том, что на картине удивление хорошо вышли люди, которые ему якобы обычно не очень удавались.
В 1844 году Айвазовский был назначен живописцем Главного морского штаба Российской империи. Впрочем, достаточно забавен тот факт, что в уведомлениях об очередных официальных почестях: то ли живописец Главного морского штаба с правом ношения мундира (!), то ли в дальнейшем профессор Петербургской академии художеств - всегда указывалось сакраментальное "без денежного содержания". Но денег у него хватало: его картины покупали и коллекционеры, и царская семья, турецкий султан заказал у него около 30 полотен для украшения дворца Долмабахче. Будучи живописцем Главного морского штаба, Айвазовский пользовался большим уважением у военных моряков, дружил со многими прославленными флотоводцами.
"Смотр Черноморского флота в 1849 году".
Моряки даже специально стреляли из пушек, чтобы художник посмотрел, как ядро рикошетом летит по воде. Он бывал в морских походах, во время Крымской войны долго отказывался покинуть осажденный Севастополь.
Айвазовский неоднократно бывал в Турции, владел турецким языком, писал картины для султана Абдул-Газиза. Около его восточных картин я зависла очень надолго. Его изображения Стамбула очень созвучны моим впечатлениям об этом удивительном городе.




Художнику вообще довелось много путешествовать. В конце жизни он даже побывал в США, своими глазами увидев Ниагарский водопад.


Но и в нашей стране ему было что порисовать. На картинах, изображающих Дагестан, его краски на удивление схожи с палитрой, которой рисовал Гималаи Николай Рерих.


Писал он картины и на мистические, и на религиозные сюжеты. На картине "Всемирный потоп" мы старательно искали Ноев ковчег, но так и не нашли:-) Картина очень большая, с обилием деталей, крайне напоминает "Последний день Помпеи" Брюллова (который очень повлиял на творчество Айвазовского). Я очень хотела сфотографировать коленопреклоненного посетителя, который именно так рассматривал на картине некую важную деталь, но постеснялась. Есть в этом что-то от подглядывания в замочную скважину. Неудобно.


На картине "Хождение по водам" Христос изображен эфемерно, как свет мира.


Одна из самых жутких картин - "Гибель корабля Лефорт". Это до сих пор самая крупная катастрофа русского военного корабля. Вместе с ним в морской пучине сгинули 843 человека. На картине нет ни страшных волн, ни разбиваемого судна. Корабль лежит на дне, вокруг него души погибших. Кого-то принимает Христос, а кто-то не восходит на небеса, лишь взывая: "Помяни мя Господи во царствии твоем", - а кто-то даже не смотрит наверх. Картина обычно выставляется в Военно-морском музее.

Наиболее яркое представление о даре Айвазовского, не таланте, а именно о даре, дает картина "Сотворение мира".

"Земля была безвидна и пуста и дух Божий носился на водою". Само полотно не самое яркое в экспозиции, но есть одна подробность. Художник написал его за девять часов. Размер картины приблизительно 1,5 на 2 метра, то есть площадь не менее 3 квадратных метров. Если красить такую площадь широкой малярной кистью, потребуется приблизительно час. А тут масляные краски, мелкие детали, маленькие кисточки. Короче говоря, времени на обдумывание своих действий у него не было и быть не могло. Его рукой будто кто-то водил.
Так и жил он, поцелованный Богом. Жизнь его была не самой простой, но безусловно счастливой. И даже если в конце жизни его обвиняли в салонности и коммерции, то это значило лишь то, что его работы при жизни отлично продавались, что для гениальных художников обычно большая редкость.

На выставке мы провели четыре часа. Я бы сходила еще раз, благо до ноября время еще есть.
У каждого будет свой Айвазовский. К примеру, я невольно подслушала, как одна дама жаловалась своей спутнице, что больше не может на это смотреть: на каждой картине кто-то непременно тонет. Хотя критики полагают,что художник дает своим героям пусть призрачный, но шанс выжить. Зато другая дама, впав в некую эйфорию ходила по выставке и, останавливаясь у картин, читала стихи. Полушепотом, лишь для себя. Было большое количество мам и бабушек/дедушек, пытающихся приобщить своих чад к прекрасному. Чада приобщались с переменным успехом. Кто-то пытался покрутить штурвал, благоразумно спрятанный под стеклянный колпак, а кто-то бурно рыдал, ибо все надоело. У меня же от этих картин осталось чувство светлой радости. Родители тоже были счастливы, ведь эти картины напомнили им радостные события их молодости. Повезло нам и с погодой. Когда мы вышли на улицу, оказалось, что за проведенные в музее часы приятная прохлада превратилась в нагнавший свинцовые тучи ледяной ветер. Но ливень любезно дождался, когда мы сядем в машину, за что ему отдельное спасибо.

Сходите на выставку, если еще не были. Не пожалеете.