Собственный опыт

Накладные расходы затраты. Накладные расходы в строительстве: новые нормативы выводят отрасль за грань выживания

Накладные расходы – это неизбежные затраты, которые несет любая компания. Они составляют значительную часть всех затрат и оказывают влияние на финансовый результат. Читайте, что относится к накладным расходам и как их оптимизировать, чтобы сделать бизнес эффективным. А также скачайте методику сокращения затрат.

Накладные расходы - это...

Расходы на предприятии делятся на две основные группы – основные и накладные. Основные – это затраты, напрямую связанные с производственным процессом: заработная плата рабочих, стоимость сырья и материалов.

Что входит в накладные расходы в смете при строительстве

Есть отрасли, в которых состав накладных расходов в смете четко определен законодательством – это строительство, медицина, химическая промышленность и добыча угля и сланца. Говоря о том, что входит в накладные расходы в строительстве, необходимо отметить, что в их составе учитываются:

  • на обслуживание и обучение рабочих,
  • затраты на проведение и организацию пусконаладочных и строительно-ремонтных работ,
  • прочие, в том числе коммерческие издержки .

Для остальных отраслей перечень накладных расходов в смете открыт, и они включают в себя, например:

  • аренду и ремонт цеха,
  • коммерческие издержки на реализацию продукции
  • коммерческие издержки на проведение инвентаризации.

Накладные расходы в смете - это...

Накладные расходы в смете находятся в прямой зависимости от фонда оплаты труда работников производственной сферы – например, строителей.

Формула накладных расходов:

НР = Φ *ω* µ

Перед тем, как посчитать накладные расходы в смете, необходимо рассчитать ФОТ и определить два параметра – норму накладных расходов и понижающий коэффициент. Эти параметры говорят о том, какую долю могут составлять накладные расходы в общей смете.

Коэффициенты ω и µ, регламентированы законодательно. Что касается нормы накладных расходов, то в строительстве она также регламентирована законодательством для каждого вида накладных затрат. Начисление накладных расходов производится при составлении сметы в конце расчетов прямых издержек.

Накладные расходы в калькуляции на производстве

Поскольку метод калькуляции накладных расходов на производстве законодательно не регламентирован, показатели, пропорционально которым распределяются накладные затраты, надо выбрать самостоятельно. Расчет накладных расходов в может производиться пропорционально объему продаж или пропорционально машиночасам – если производственный процесс автоматизирован (см. также, ).

Если доля накладных расходов существенно меньше доли основных затрат, размер накладных расходов в калькуляции себестоимости может определяться исходя из отношения прямых расходов на единицу продукции к общей сумме затрат. В компаниях со сложной инфраструктурой производства обычно используют комбинированные способы расчета.

Коэффициент общехозяйственных накладных расходов может рассчитываться пропорционально фонду заработной платы, а производственных – пропорционально материальным затратам.

В наиболее распространенных случаях коэффициент накладных расходов в производстве определяют по следующей формуле:

К = Ω / α*100%

Примеры расчета

Пример 1

Общая сумма накладных расходов на обувной фабрике ФестСтэп за 2018 год составила 26 400 тыс. руб., а зарплата основных рабочих за тот же период – 27 600 тыс. руб.

Рассчитаем, сколько процентов составят накладные расходы, с учетом того, что в качестве базы для распределения выбран фонд оплаты труда работников основного производства.

26 400 тыс. руб. / 27 600 тыс. руб. х 100 = 95,65%

Пример 2

ООО «Холидэй» осуществляет доставку цветов и подарков. ФОТ основных работников составляет 29 500 тыс. руб. в год. В 2018 году накладные расходы планировались с коэффициентом 89,15% и составляли 26 300 тыс. руб. Однако в конце 2018 года было принято решение снизить их до 63 % путем , и частичного сокращения штата вспомогательных подразделений. Соответственно, в 2019 году уровень показателя должен составить:

Одним из действенных способов оптимизации также является и автоматизация рутинных процессов. Так, вместо того, чтобы расширять штат бухгалтерии, можно автоматизировать процесс ввода номенклатуры в программу и в значительной степени разгрузить бухгалтера по ТМЦ. Некоторые фирмы в принципе могут отдать процесс бухгалтерского учета на аутсорсинг и этим значительно снизить накладные расходы.

О том, как автоматизация позволила повысить продуктивность работы финансовой службы в два раза.

Подчас снижение затрат в будущем предполагает определенные капитальные вложения. Так, если говорить о долгосрочной перспективе, в некоторых ситуациях гораздо рациональней приобрести помещение и оборудование в собственность, чем тратиться на долгосрочную аренду.

Также эффективным способом снижения накладных затрат может стать грамотный выбор поставщиков канцелярии и хозяйственных принадлежностей и оптовая закупка, позволяющая пользоваться соответствующими скидками.

Кроме того, положительный эффект на уровень накладных расходов может оказать система рационализаторских предложений – при которой каждый сотрудник (или каждый руководитель отдела) за определенный период времени (например раз в месяц) должен предоставить предложение по снижению издержек в своем отделе. Благодаря такой системе, удается выявить «узкие места» и скрытые резервы, в каждом подразделении компании.

Пример нормирования накладных затрат

Проанализируем процесс нормирования накладных затрат ООО «Холидэй» с учетом планируемого суммарного значения – 18 585 000 руб.

Таблица . Бюджет накладных расходов ООО «Холидэй» на 2019 год

Тип расходов, руб.

Планируемое значение, руб.

Административно-хозяйственные расходы

Заработная пата АУП + страховые взносы

Расходы на услуги связи

Расходы на консультационные и юридические услуги

Расходы на приобретение канцтоваров и чистящих средств

Всего

12 454 000

Расходы на обслуживание и обучение работников

Обучение работников

Охрана труда и техника безопасности

Средства гигиены

Всего

Расходы на организацию бизнес-процесса

Пожарная безопасность

Ремонт автомобилей

Всего

1 714 000

Прочие затраты

Амортизация

Аренда офиса

Лизинг автомобилей

Всего

4 091 000

Итого

18 585 000

По окончании 2019 года руководство компании сможет сопоставить реальные значения накладных расходов с планируемыми, проанализировать причины возможных превышений и принять управленческие решения по их минимизации.

Причины 85 процентов критичных отклонений факта от плана по итогам года - недостаточный контроль за бюджетом в течение года и слишком редкие корректировки. Чтобы быстро и информативно провести план-факт анализ, .

Так, например, если затраты на ремонт автомобилей превысят планируемое значение, руководство ООО Холидэй возможно примет решение о замене старых автомобилей на новые, или, как вариант, в будущем воспользуется услугами другого автосервиса.

Выводы

Несмотря на то, что накладные расходы не являются основными с точки зрения производственного процесса, они составляют существенную часть всех расходов компании и оказывают влияние на финансовый результат. Грамотная и своевременная оптимизация поможет избежать необоснованных трат и сделает бизнес более эффективным.

Здравствуйте уважаемые! Подскажите пожалуйста: почему в кс-2, когда выводятся итоги (в шапке сметы), ФОТ не облагается НДС и показывается без НДС?

наверное потому, что в таком виде и он НИКОМУ не нужен..

Накладные расходы и сметная прибыль в строительстве

кроме вас.

а почему тогда у меня не сходятся в конце сметы итоги(где идет расшифровка: материалы, маш и мех, ФОТ, НР, СП) не сходится с Итого по смете (которое еще без НДС)

Так всё-таки в КС-2 или в шапке сметы?

Я многого еще не знаю))) В шапке сметы получается)

speц, ЗПМ учитывается дважды: в ФОТ и в ЭМ

Так наверное смету увидеть сначала надо, чтобы понять, что в ней сходится, а что не сходится.Добавлено (13.05.2015, 19:28)———————————————И намного не сходится?

а не подскажите как файлик вложить? нажимаю выберите файл, но он не вкладывается чего-то)

speц, вес файла не больше 500 Кб

Добавлено (13.05.2015, 19:45)———————————————получилось!))

Суммы ведь должны сходиться?

о чем не раз на форуме писалиДобавлено (14.05.2015, 08:42)———————————————3557-3372=??? найдите результат на приложенной картинке

speц, поскольку вы признались, что много еще не знаете, поясняю, что общий ФОТ (основная ЗП+ЗП механизаторов) смете выделяется только для начисления НР и СП, так как они (накладные и прибыль) начисляются от ФОТ. Загляните в шапку сметы (в полную, а не в ту, что у вас на картинке) и увидите, что ЗП механизаторов "сидит" в стоимости эксплуатации механизмов. То, есть, сложив всё подряд, вы учли ЗПМ дважды. Если короче, то для того, чтобы узнать итог сметы, надо сложить: ОЗП+ЭМ+НР+СП. Если еще короче, то так, как сказала Татьяна:

И снова HELP Дали мне смету, не могу разобраться с ФОТ(-ом). Дано: Позиция (ТЕР), к которой применены индексы перевода в тек.цены. Найти: Почему не бьется ФОТ в написанном варианте, с вариантом, который выдает программа (ГС)? Стоит ТЕР1-1-36-1 (планировка площади бульдозером, из зарплаты там только ЗПМ). С учетом коэффициента ЗПМ=2,067. в прмечании к позиции написано: НР (16,69 руб): 95%*0,85 от ФОТ. Даже считаю ручками: 2,067*0,95*0,85=1,669 руб. Почему у них 16 рублей, а у меня ровно на 10 рублей меньше.Добавлено (25.05.2015, 16:48)———————————————И вообще в примечании написаны индексы перевода в тек.цены. Но там какай-то фигня: пЗП=17,57, применяю как ОЗП пЭМ=5,68, ну это понятно ЭМ пЗПМ=10,97, по логике это ЗПМ пМР=6,56, значение совпадает по письму нашего ФЦЦС с индексом к МАТериалам. пЗТ=17,57 — вот это ЧТО?! Это я не применила, вопрос может из-за него и не бьётся ФОТ..

Иринкa, у вас на ЗПМ какой индекс применен? а на ОЗП?

похоже что трудозатраты… на стоимость не повлияет, похоже что индексы применили как коэффициенты

veronika-2, Применила 10,97 к ЗПМ, и к ОЗП 17,57. Но в данной позиции ОЗП=0 рублей, там только зарплата механизаторов

Тогда уж не ровно на 10 рублей меньше, а ровно в 10 раз меньше. Выходная форма какая-то странная, если не сказать – подозрительная Начиная с обозначений, и заканчивая тремя знаками после запятой в общей стоимости… Да и индекс к ЗПМ (если это вообще индекс), отличающийся как от индекса к ЗП, так и от индекса к ЭМ, не вызывает большого доверия. Тут можно предположить что угодно: как наличие в расчёте ещё каких-то поправочных коэффициентов, которые в форме не отображаются, так и использование самодельного шаблона, где в принципе концы с концами не сходятся.

veronika-2, Вы знаете, когда я применила индексы как коэффициенты к расценкам, там вообще ничего не сходилось, а потом задала их через F6 Параметры "Регион и зона", и тогда суммы по расценкам все сошлись, ну со сметы пять копеек гуляет, из-за округлений каких-нибудь, но так сошлось! А вот Итоги НР и СП не сходятся, начала ковырять и увидела, что не получается именно вот в этих позициях. Честно, даже не знаю…но у меня подозрения на какой-то подгон:(whatman, В этой смете есть ещё одна большая проблемка, я с ней первый раз столкнулась. Это применение расценок из Базы разных редакций. Конкретнее, вот эти позиции взяты из ТЕРов (точно не помню какого года, но скажем так первоначальные старые). Все последующие позиции в смете, уже взяты из База ТЕРов редакции 2009 года. У нас уже в городе и 2014 редакция вышла, жаль что ещё их в смету не запулили. Мне кажется именно поэтом и не бьются суммы. Это вообще можно так делать или нет?!

да? и обозначения — из формы 2012, и три знака после зпт — в соседней теме обсуждаем) вроде все ваше)

А в какой форме ГС выводит индексы с буквой "п" (пЗПМ, пЭМ и т.д.)? Посмотрел в ГС7, буквы "п" нет даже в формах 2012. Поправка? Думаю, что по смете изначально был объем 400м2, потом в экселе исправили на 40м2. И вручную поправили остальные цифры. А вот про НР и СП не подумали.

Dus, то есть других вариантов наверно и нет… Смета составлена с ошибками? Интересно, как же мне теперь быть. Ведь в итоге у меня сумма тысяч на 40 меньше выходит, чем по этой смете. От меня требуется её перевести в текущий квартал. Как же мне лучше поступить-то, делать как правильно, или с этой сметой играться, найти фот от которого считали. и с ним работать…?

Иринкa, сделайте правильно и покажите руководству. Пусть они принимают решение.

Dus, Спасибо!! ДА, так и сделаю. Меня просто интересовало, были мысли, может я чего-то не понимаю… и считаю не так.

Я эти формы смотрел, ничего общего с картинкой. По набору колонок — Полный локальный сметный расчёт из папки 1.1.Базисно-индексный метод. Но там поправочные коэффициенты так не обозначаются. А вот это очень похоже на правду, отсюда же кстати и третий знак после запятой в стоимостях мог появиться…

честно сказать это было когда-то относительно давно, а в какой форме — не помню. еще в период когда приках появился о новых формах 2012.

Ценообразование в строительстве. ФЦЦС Минстроя. Сметный норматив. Концепция 400 дней.

Образец — Расчет процента накладных расходов (пример)

РАСЧЕТ
процента накладных расходов
№ п/п Наименование статей затрат Всего расходов (тыс.руб.)
1 Заработная плата управленческого и вспомогательного персонала 23 000
2 Начисление на оплату труда (к п.1): 7 866
2.1 отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (стр.1 х 34 %) (примечание 1) 7 820
2.2 страховой взнос по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ((стр.1 + стр.2) х 0,2 %) (примечание 2) 46
3 Аренда зданий, сооружений и оборудования 1 880
4 Эксплуатационные расходы по содержанию зданий, сооружений, оборудования и т.п. 2 760
5 Оплата коммунальных услуг (стр.5.1 + стр.5.2 + стр.5.3) 2 100
5.1 В т.ч.:
за потребление тепловой энергии
1 380
5.2 за потребление электрической энергии 490
5.3 прочие коммунальные расходы 230
6 Плата сторонним организациям за обеспечение противопожарной и сторожевой охраны 345
7 Оплата услуг связи 180
8 Плата за кредиты и услуги банка 100
9 Амортизация зданий, сооружений 4 590
10 Оплата консультативных и информационных услуг 284
11 Приобретение канцелярских принадлежностей, материалов и предметов для текущих и хозяйственных нужд 690
12 Плата за ремонт и техническое обслуживание медицинского оборудования 280
13 Плата за ремонт и техническое обслуживание сантехнического оборудования 275
14 Оплата текущего ремонта зданий, сооружений 2 640
15 Командировочные расходы 460
16 Транспортные расходы 1 610
17 Прочие расходы 1 100
18 Итого (стр.1 + стр.2 + стр.3 + стр.4 + стр.5 + сумма строк с 6 по 17) 50 160
19 Основная заработная плата за соответствующий период 48 000
20 Процент накладных расходов (стр.18 / стр.19 х 100) 104,50

20.01.2009 г.

Сергей Шкирман, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер.

Искать на сайте Сметное дело

Ценообразование» № 2, 2009 г.

Примечание 1. С 1 января 2009 г. размер обязательных страховых взносов в соответствии со ст.3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» составляет 34 %.

Примечание 2. На 2009 г. страховые тарифы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Указом Президента РБ от 04.11.2008 № 599.

Для более детального изучения см. Расчет

вопрос по ФОТ?

Росстроя от 18.11.2004 № АП-5536/06 о применении коэффициента 0,9 к нормативам сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ при упрощенной системе налогообложения. 5. При применении коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли округление нормативов производится до целых чисел. 6. Сметная документация, прошедшая экспертизу до выхода настоящего письма и письма от 06.12.2010 № 41099-КК/08, пересчету не подлежит.

Издания по теме статьи

В состав накладных расходов входят многие статьи затрат, которые объединены укрупненно по их назначению в четыре группы: I Административно-хозяйственные расходы (43,45 %) 1.

Что входит в накладные расходы в смете?

НР делятся по отношению к совокупным объемам сбыта за заданный период.

  • Методика «материальных затрат» – распространена в организациях, производство которых отличается широкой номенклатурой потраченного при изготовлении продукции сырья.
  • Методика «машино-часов» – подходит предприятиям, автоматизировавшим стадии производства и мало эксплуатирующим ручной труд персонала.
  • Соответственно, нельзя точно сказать, что входит в накладные расходы калькуляции организации, если не знать особенности ее деятельности. Более того, в отдельных случаях, допускается комбинированное калькулирование размера накладных расходов по калькуляции – если компания отличается сложной структурой с изготовлением разных видов ГП.
    При этом часть НР можно распределять, к примеру, в пропорции к ФОТ, а часть – к потраченным МПЗ.

Накладные расходы в сметном деле

Исключение составляет направление накладных расходов в строительной сфере. А в бухгалтерском учете также нет четкого различия в накладных расходах.

В разнесении накладных расходов торговых организаций предусмотрено разнесение расходов по упаковке, доставке, сбыту, хранению выпускаемых продуктов. Детали расчёта по смете Каждый конкретный случай учета накладных расходов требует особого рассмотрения: все зависит от особенностей деятельности организации.

Накладные расходы

  • информационные и аудиторские услуги, консультацию;
  • аренда площадей общехозяйственного значения;
  • иные управленческие траты.

Расходы при реализации Сюда относят затраты на:

  • организацию сбыта, маркетинг;
  • упаковочные материалы и тару;
  • отправку и погрузку продукции;
  • печать рекламных материалов;
  • комиссии по сбыту и посредничеству;
  • хранение продукции в помещении с оплатой труда обслуживающего персонала (сельхознаправления);
  • представительские;
  • иные аналогичные расходы, охватывающие анализ, хранение, сортировку продукции.

Важные моменты Основные этапы Накладные расходы подлежат контролю и учеты с учетом следующих положений:

  • Учет накладных расходов производится с разнесением их по счетам расходов.

Накладные расходы и сметная прибыль в 2018 году

Скорая юридическая помощь для ИП Накладные расходы в сметном деле Содержание:

  • Что такое смета и накладные расходы в смете? v
  • Сумма накладных расходов в смете v
  • Как рассчитать размер накладных расходов? v
  • Формула для расчета накладных расходов в смете v
  • Состав накладных затрат в смете v
  • Транспортные затраты, как статья накладных расходов в смете v
  • Задайте вопрос юристу бесплатная консультация v

Что такое смета и накладные расходы в смете? Смета - это разновидность плана при расчете разновидных видов деятельности. Смета может быть составлена, как для расчета доходов, так и расходов.

Расходная смета - это полный подсчет трат на производство или реализацию продукции за определенный период времени.

Из чего состоят накладные расходы

Чаще всего определить точные транспортные затраты очень тяжело, поэтому сметы с учетом транспортных расходов составляется чаще всего на короткий промежуток времени, но также все зависит от масштабов производства и соответственно количества эксплуатируемой техники. Только уже после определенного подсчета всех накладных расходов (с учетом транспортных затрат) можно ориентировочно подсчитать сметную прибыль организации.


Экономические отделы компаний ставят определенные нормы (планы) сметных затрат и сметной прибыли, и уже исходя из этого в следующих месяцах (кварталах, полугодиях, годах и т.д) уменьшают или увеличивают определенные статьи затрат, учитывая конкретные экономических показатели в процессе деятельности компании.

Накладные расходы в смете включают в себя

Принятое в бизнесе понятие накладных расходов подразумевает траты, которые нельзя отнести непосредственно к технологическим процессам производства, сопровождающие процесс производства, но не входящие в стоимость работы и сырья. Другое название накладных расходов – косвенные издержки.

Из указывают при планировании и составлении смет как фирмы в целом, так и отдельных структурных подразделений. Зачем учитывать накладные расходы Самая очевидная цель – планирование будущей прибыли, на которую влияют все понесенные предпринимателем издержки.


Но в отношении накладных расходов это связано с определенными трудностями. Если потенциальные прямые затраты можно довольно точно подсчитать относительно конкретных видов продукции, то довольно трудно определить, сколько косвенных издержек получится и как они распределятся при, например, расширении производства или подписании некоего договора.

Что входит в состав накладных расходов

Компанией самостоятельно определяются параметры, пропорционально которым будут распределяться затраты. При планировании накладных расходов применяются несколько методов: 1.

Внимание

Определение расходов пропорционально фонду оплаты труда работников, занятых на основном производстве, в составе прямых расходов. Такой метод подойдет для организаций, в штате которой имеется значительное количество работников основного производства (преимущественное использование ручного труда).

Пример: Компания занимается грузоперевозками. Фонд оплаты труда составляет 10 млн руб. в год. В 2012 году накладные расходы, согласно плану, имели коэффициент 85 процентов и составляли 8,5 млн руб.
В том же году компания провела сокращение штатов с целью уменьшения накладных расходов до 60 процентов.

Онлайн журнал для бухгалтера

Например, можно учитывать производственные накладные расходы по фонду зарплаты, а общехозяйственные – на базе стоимости единицы продукции.Порядок расчета накладных издержек Планирование и учет всех расходов, в том числе и накладных, производится в определенном порядке:

  1. Вычисляется общая сумма затрат на общехозяйственную деятельность компании.
  2. Определяется количество накладных издержек, которые нужно будет включить в смету на единицу каждого вида из ассортимента продукции.

ВНИМАНИЕ! Нужно принимать во внимание законодательные лимиты для накладных затрат по конкретным статьям и нормы, определенные внутренними нормативными актами компании. Законодательные лимиты относительно накладных расходов Закон определяет состав и пределы накладных издержек в строительной и медицинской отраслях.

Накладные расходы в смете – что это?

Накладные и прочие расходы

Накладные расходы – это сумма средств, предназначенная для возмещения затрат строительных и монтажных организаций, связанных с созданием общих условий производства, его организацией, управлением и обслуживанием. Накладные расходы – нормативный резерв средств на организацию ремонтов, на создание работникам нормальных бытовых и производственных условий. Накладные расходы исчисляют по нормам, выраженным в процентах от фонда оплаты труда монтеров пути и машинистов. В дипломном проекте накладные расходы берем по данным ПМС, которые составляют 120%.

В структуре накладных расходов выделяются 4 основных группы затрат:

1) Административно-хозяйственные расходы, т.е. средства для содержания аппарата управления:

а) основная и дополнительная заработная плата работников аппарата управления (руководители, специалисты, служащие), линейного персонала (начальники участков, старшие мастера, прорабы, мастера основного и подсобновспомогательного производства);

б) расходы на канцелярские принадлежности, типографические работы, содержание и эксплуатацию машинописной, множительной и другой оргтехники; почтово-телеграфные расходы;

г) расходы на содержание административных зданий;

д) расходы, связанные со служебными разъездами.

2) Расходы на обслуживание работников предприятия:

а) дополнительная заработная плата работников основного производства, рабочих по эксплуатации и обслуживании путевых машин, а также рабочих, занятых на некоторых работах производимых за счет накладных расходов (оплата вынужденных простоев, суммы на оплату отпусков, оплата льготных часов подростков, учебные отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск);

б) расходы по обеспечению нормальных санитарно-гигиенических условий, культурно-бытовых условий, техники безопасности и другие.

3) Расходы на организацию и производство работ (расходы на перевозку работников к месту работы и обратно, содержание пожарной и сторожевой охраны, расходы на геодезические и проектные работы, затраты, связанные с подготовкой, переподготовкой кадров).

4) Непроизводительные расходы.

Прочие расходы включают в себя:

а) плату за аренду вагонов, локомотивов, помещений;

в) оплата работникам ПМС за разъездной и подвижный характер работы;

г) средства на зимнее складирование балласта;

д) расходы на покупку энергии всех видов, расходуемой на производственные и хозяйственные нужды;

е) ремонтный фонд на содержание собственного имущества;

ж) амортизационные отчисления на реновацию и другие затраты.

Непредвиденные затраты берутся в размере 0,5% от стоимости прямых затрат и накладных расходов (для ПМС и ПЧ, выполняющих ремонт пути и его обустройство).

Прочие расходы определим в количестве 114 % от фонда оплаты труда монтеров пути и машинистов. Прочие и накладные затраты записываем в сводную калькуляцию стоимости одного километра капитального ремонта пути (таблица 7.5).

Накладные расходы не входят непосредственно в продукт, товар или услугу, но жизненно необходимы для производства, продажи, управления организацией и выхода на рынок. Современная тенденция в части изменения структуры затрат вне зависимости от вида бизнеса состоит в том, что доля накладных расходов постоянно возрастает в общей сумме затрат при одновременном желании компаний уменьшить их долю и при усилении внимания к обоснованности их распределения между отдельными объектами калькулирования, видами деятельности, сметными нормативами, группами договоров.

ПОНЯТИЕ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И ИХ ВИДЫ

Задачей учета накладных расходов является обеспечение контроля за соблюдением установленного лимита, правильным отражением указанных расходов по статьям номенклатуры и их распределением.

Обратите внимание! Особенностью накладных расходов является то, что они как таковые не поименованы в НК РФ, а их структура в налоговом законодательстве не определена. В бухгалтерском учете также отсутствует дифференциация накладных расходов.

В целом накладные расходы делятся на четыре группы:

  • на содержание аппарата управления;
  • обслуживание рабочих;
  • организацию и производство работ;
  • непроизводительные расходы.

Часть из них регламентируется законодательно (в отрасли строительства, медицины), часть - устанавливается в компании самостоятельно.

Рассмотрим вопросы нормирования накладных расходов в установленных законодательством случаях, а также при самостоятельном определении их норм.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО

Основной отраслью, где нормирование расходов имеет приоритетное значение, является строительство. Сметная нормативная величина накладных расходов отражает необходимые среднеотраслевые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.

Особенностью нормирования расходов в строительной отрасли является внесение изменений в нормы. Так, с 1 января 2011 г. введены новые нормативы накладных расходов и сметной стоимости.

К сведению. Нормативы накладных расходов приведены в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6 (в ред. от 31.08.2004) (далее - МДС 81-33.2004) и Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, МДС 81-34.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 5 (далее - МДС 81-34.2004). При определении норматива должен применяться коэффициент 0,85. Однако к таким видам строительно-монтажных работ, как автомобильные дороги и монтаж оборудования, он не применяется. Разъяснения даются в письме Минрегиона России от 06.12.2010 № 41099-кк/08 и от 21.02.2011 № 3757-КК/08.

Данными документами установлены следующие укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства (табл. 1).

Таблица 1. Нормативы накладных расходов по основным видам строительства

Вид строительства

Размер накладных расходов от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, %

Область применения

в базисном уровне цен

в текущем уровне цен с коэффициентом 0,85

Промышленное

Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства

Жилищно-гражданское

Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей

Сельскохозяйственное

Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства

Транспортное

Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта

Водохозяйственное

Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение

Энергетическое

ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты

Атомные электростанции

Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электрические станции

Прочие отрасли

Капитальный ремонт жилых и общественных зданий

Работы по реставрации памятников истории и культуры

Пример 1

Компания ООО «Стройка» занимается жилищным строительством. Фонд оплаты труда (ФОТ) рабочих-строителей установлен в размере 2 000 000 руб. Определим размер накладных расходов. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 95 % от ФОТ. Таким образом, они будут равняться 1 900 000 руб. (по укрупненному показателю).

Аналогичные нормативы установлены в части накладных расходов для монтажных и пуско-наладочных (приложение 4 к МДС 81-33.2004), а также ремонтно-строительных работ (приложение 5 к МДС 81-33.2004).

Таким образом, размер накладных расходов зависит от районов, а также от различных отраслей.

Обратите внимание! Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.

Кроме того, установлены нормативы накладных расходов на отдельные виды работ. Росприроднадзором приказом от 30.12.2005 № 369 утвержден норматив накладных расходов при определении стоимости проведения государственной экологической экспертизы в федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Примером законодательного нормирования накладных расходов является медицинская отрасль.

К сведению. В приказе Минздравмедпрома России от 14.03.1995 № 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (далее - приказ Минздравмедпрома России № 60) четко установлено, что в себестоимости медицинской помощи должны быть учтены все виды затрат (прямые и накладные расходы), осуществляемых поликлиникой в течение года.

Соответственно, в себестоимости медицинской помощи учитываются следующие виды затрат:

  • заработная плата медицинского персонала;
  • начисление на заработную плату;
  • расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  • амортизация (стоимость годового износа оборудования по 013 и 016 субсчетам), а также накладные расходы, в которых учтены:

o заработная плата административно-хозяйственного и прочего общеполиклинического персонала;

o канцелярские и хозяйственные расходы;

o расходы на приобретение мягкого инвентаря;

o расходы на проведение капитального ремонта.

В приказе Минздравмедпрома России № 60 утверждаются нормативы накладных расходов. Там же дается пример расчета коэффициента накладных расходов, который может быть принят за основу. Приведем выдержку из документа (табл. 2).

Таблица 2. Расчет коэффициента накладных расходов

Вид медицинских услуг

Годовой фонд заработной платы, руб.

Накладные расходы (коэффициент 1,5), руб.

Педиатры участковые

Невропатологи

Отоларинголог

Офтальмолог

Кардиоревматолог

АХП и прочие

Лаборатория

Физиотерапевтическое отделение

Путем вычисления коэффициента накладных расходов эти затраты перенесены на себестоимость оказания медицинской помощи по лечебным и параклиническим подразделениям поликлиники. Себестоимость отдельных видов медицинских услуг определяется исходя из годовых затрат соответствующего подразделения и годового бюджета рабочего времени медицинского персонала.

При этом отличием планирования накладных расходов в строительстве является тот факт, что накладные в строительных организациях меньше, чем в медицинской отрасли.

Между тем нормирование накладных расходов осуществляется и в коммерческих организациях, в которых оно даже более ценно, поскольку компания планирует нормативы самостоятельно.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Вне зависимости от того, устанавливаются ли накладные расходы законодательно или самостоятельно, исходя из потребностей организации, онинормируются в процентах от ФОТ рабочих (работников основного производства) в составе прямых затрат.

Пример 2

ООО «Транспорт» осуществляет доставку грузов. ФОТ составляет 30 000 000 руб. в год. В 2010 г. накладные расходы планировались с коэффициентом 85 % и составляли 25 500 000 руб. Однако в том же году были произведены реструктуризация активов и сокращение штата с целью снижения накладных расходов до 60 %. Соответственно, в 2011 г. при сохранении ФОТ работников основного производства (грузчики, водители, упаковщики грузов и т. д.) он составит 18 000 000 руб.

Величина накладных расходов указывается:

· в сметах;

· бюджетных планах;

· индивидуальных планах структурных подразделений.

Индивидуальные нормы накладных расходов разрабатываются в следующих случаях:

· когда нормы не установлены законодательно;

· когда фактическая величина накладных расходов превышает сметную.


Пример 3

Рассмотрим пример индивидуального нормирования в коммерческой организации, в которой законодательно не установлены нормы накладных расходов с учетом планируемой из предыдущего примера суммы накладных расходов - 19 700 000 руб. Индивидуальные нормы накладных расходов устанавливаются по статьям, приведенным в табл. 2.

Таблица 3. Пример статей бюджета для планирования накладных расходов

Вид расходов

Плановая сумма, руб.

I. Административно-хозяйственные расходы

1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (работников аппарата управления, линейного персонала, работников, занятых хозяйственным обслуживанием аппарата управления).

Плановая сумма включает страховые взносы и взносы на страхование от травматизма в размере 34,2 %

2. Почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи, в частности оплата международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджинговой связи, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, сети Интернет

3. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям)

4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе организации

5. Расходы на типографские работы, содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники

6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализацию и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю

7. Расходы на оплату лицензионных, юридических и информационных услуг

8. Расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг

9. Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке

10. Расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ

11. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы

12. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом

13. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

14. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного аппарата в пределах пункта нахождения организации

15. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации

16. Расходы на наем служебных легковых автомобилей

17. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных Правительством РФ

18. Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм

19. Представительские расходы , связанные с деятельностью организаций: расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества

20. Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктурного рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией работ (услуг)

21. Оплата услуг банка

22. Другие административно-хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством)

Итого

12 500 000

II. Расходы на обслуживание работников

1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров

2. Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий

3. Расходы на охрану труда и технику безопасности

Итого

III. Расходы на организацию работ

1. Износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом

4. Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством

5. Расходы на содержание производственных лабораторий

6. Расходы по благоустройству

Итого

2 650 000

IV. Прочие накладные расходы

1. Амортизация

Амортизация – Аренда

V. Иные затраты, относимые на накладные расходы

1. Расходы на создание страховых фондов (резервов), а также фондов, связанных с развитием производства

2. Расходы на сертификацию продукции и услуг

3. Суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги)

4. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений

5. Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах

6. Затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более трех километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом

7. Приобретение форменной одежды

Итого

4 200 000

Всего

19 700 000


В зависимости от отрасли накладные расходы могут различаться, например структура расходов почтовой связи будет отличаться от накладных расходов при производстве фильмов.

ВОПРОСЫ ПОГРЕШНОСТИ НАКЛАДНЫХ И ГИБКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Встречаются различные виды взаимосвязи показателей накладных расходов. Отличия основываются на следующем:

· специфика отраслей;

· численность компаний;

· нахождение компании в городе, поселке или деревне;

· наличие филиальной сети, управление группой компаний, взаимосвязь с конкурентами;

· стадии бизнес-процессов, разработка новых проектов.

При этом накладные расходы будут различаться также в зависимости от объекта калькулирования:

· по изделиям;

· позаказный;

· пооперационный;

· попередельный;

· попроцессный.

Соответственно, накладные различных заказов, изделий, целого предприятия или направления бизнеса будут иметь различия.

Можно выделить следующие способы расчета накладных расходов:

    способ прямого счета (удельных издержек);

    нормативный (исходя из нормы, утвержденной на предприятии или законодательно);

    расчетно-аналитический (когда в компании в процессе деятельности проводятся расчеты норм накладных с учетом сложившейся практики, показателей экономической деятельности, балансовых показателей);

    способ исключения затрат (характерен для компаний, которые хотят сэкономить за счет сокращения накладных расходов);

    коэффициентный (в компании устанавливается единый усредненный коэффициент на отдельные операции, виды работ, направления бизнеса);

    комбинированный (состоит из использования нескольких способов планирования).

Обратите внимание! При определении накладных расходов возможны погрешности, но они не должны составлять более 5–10 % от общего размера накладных расходов.

Существенным отличием гибкого плана от обычного является возможность задания интервала, внутри которого могут изменяться объем базового показателя и возможность расчета планируемого объема накладных затрат для любой точки этого интервала. Это очень удобно использовать для сравнения планируемых и реальных накладных расходов в конце периода.

По окончании планируемого периода реальные накладные затраты могут существенно отличаться от исходных, рассчитанных теоретически, причем по различным видам накладных затрат может быть как положительное (реальные расходы не превысили плановых), так и отрицательное сальдо (реальные расходы выше плановых). Общее отклонение по накладным затратам складывается из отклонений по переменным и постоянным затратам. Аналогично могут изменяться расходы на прямые материалы и заработную плату основного персонала.

Получив различия по материалам, труду или накладным затратам, необходимо проанализировать причины их возникновения. За цену прямых материалов отвечает управляющий по снабжению, за расход материалов и объем затраченного труда - менеджер по производству, за изменение тарифа заработной платы - отдел заработной платы.

В случае субъективности причин появления отклонений в расходах необходимо определить, под чьей ответственностью они находятся, усилить контроль в этой области и сделать выводы по дальнейшей работе.

РЕЗЮМЕ

Неправильный учет и неэффективный контроль за накладными расходами приводят к нежелательным результатам: перерасходу накладных затрат, завышению и (или) недооценке себестоимости продукции, что, в свою очередь, выливается в завышенную цену продукции, снижение конкурентоспособности предприятия, потерю рынков сбыта, снижение прибыли предприятия.

Использование гибкого плана накладных затрат позволяет своевременно выявлять изменения в их структуре и вносить коррективы в планы предприятия, зависящие от этих изменений.

В заключение следует еще раз обратить внимание на необходимость планирования накладных расходов. Входя в себестоимость продукции, накладные затраты могут сильно исказить реальную картину и свести к нулю все усилия менеджмента по планированию прибыли. Выходом из положения может оказаться гибкое планирование. Его применение обеспечивает максимальное соответствие планов действительности, способствует усилению контроля и облегчает учет издержек производства, следовательно, именно контроль за накладными расходами позволяет осуществить эффективное планирование, а значит, вывести компанию на передовые экономические позиции на рынке.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ

расходы, затраты, сопровождающие, сопутствующие основному производству, связанные с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ" в других словарях:

    Дополнительные к основным затратам расходы, необ ходимые для обеспечения процессов производства, связанные с управлением,обслуживанием, содержанием и эксплуатацией оборудования плюс ненормиро ванные расходы: брак, штрафы, пеня, % и т.д. Словарь… … Финансовый словарь

    - (indirect costs; operating costs; overhead costs) Затраты на производство товаров и услуг, не являющиеся прямыми издержками (direct costs), то есть затраты, осуществляемые помимо расходов на сырье и рабочую силу, используемые в производстве… … Словарь бизнес-терминов

    накладные расходы - — накладные расходы Расходы на хозяйственное обслуживание производства и управление; являются дополнительными к основным затратам на производство и наряду с ними, по специальным… … Справочник технического переводчика

    Противопоставляемые прямым производственным расходам затраты на вспомогательные и обслуживающие основное производство цехи, отделы, конторы, а также на добавочные виды заработной платы (социальное страхование, оплата отпусков, выходные пособия и… … Технический железнодорожный словарь

    накладные расходы - расходы, затраты, сопровождающие, сопутствующие основному производству, связанные с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и… … Словарь экономических терминов

    НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ - расходы по управлению и обслуживанию производства: затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ресурсов и т.п.).… … Юридическая энциклопедия

    Расходы на организацию, управление и обслуживание производства. Носят комплексный характер, т.е. включают различные экономические элементы затрат; при выпуске предприятием нескольких видов продукции распределяются между ними косвенным способом… … Юридический словарь

    Дополнительные к основным затратам расходы для обеспечения процессов производства и обращения (издержки предприятий, хозяйственных организаций, строек, связанные с их управлением и обслуживанием, содержанием и эксплуатацией оборудования) … Большой Энциклопедический словарь

    Накладные расходы - расходы на хозяйственное обслуживание производства и управление. Накладные расходы являются дополнительными к основным затратам на производство и наряду с ними включаются в себестоимость продукции. Планируются в составе издержек производства и… … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    Накладные расходы - Накладные расходы (Overhead costs) — расходы на хозяйственное обслуживание производства и управление; являются дополнительными к основным затратам на производство и наряду с ними, по специальным правилам расчета, включаются в полную… … Экономико-математический словарь

Книги

  • АВС/АВМ/АВВ. Методы и системы
  • АВС/АВМ/АВВ - методы и системы , Ивлев Владимир Анатольевич, Попова Татьяна Владимировна. Цель применения данных методов - внедрить систему управленческого учета, основанную на действиях. Практика многих западных и российских компаний показала, что методы учета, основанные на…

ГАРАЩЕНКО О.В., генеральный директор ECCON GROUP

КЛЕМ-МУСАТОВА И.К., к.э.н., главный экономист ECCON GROUP

КАШИНА И.Г., директор ООО «АФ «Эксклюзив Консалтинг»

Очередным «камнем преткновения» на пути реформирования нормативно-методической базы сметного ценообразования стало согласование проекта «Методики определения величины накладных расходов в строительстве».

В рамках налаженного диалога между Минстроем России и профессиональным строительным сообществом продолжается активный процесс урегулирования разногласий и противоречий, возникающих при реформировании нормативно-методической базы сметного ценообразования в строительстве.

06.09.2018 г. состоялось открытое пленарное совещание Рабочей группы при Минстрое России по методологии сметного ценообразования, на котором присутствовали представители самого министерства, Главгосэкспертизы России, НИИ МГСУ и более 40 крупнейших строительных компаний России.

Помимо актуализации и согласования вопросов внесения изменений в проекты методик сметного ценообразования на материальные и трудовые ресурсы острую дискуссию вновь вызвала тема, связанная с нормативами накладных расходов в проекте новой «Методики определения величины накладных расходов в строительстве» (далее – Методика).

В ходе рассмотрения направленного Минстроем еще весной 2018 г. в адрес Рабочей группы проекта Методики была выполнена предварительная оценка нормативов накладных расходов, которая показала, что их уровень в 2-3 раза ниже аналогичных показателей, сложившихся в российских строительных компаниях. По мнению последних, введение этих нормативов повлечет недофинансирование строящихся объектов и, как следствие, убыточность строительной деятельности.

Для обоснования позиции профессионального сообщества Рабочая группа, при активной помощи ФДА «Росавтодор», организовала сбор фактических данных путем опроса строительных компаний с применением специально разработанных для этой цели анкет. В анкетировании приняли участие более полусотни крупнейших предприятий сферы инфраструктурного строительства, объем выручки которых составил почти 400 млрд.руб., в связи с чем появилась возможность сделать представительное сопоставление сложившегося на строительном рынке уровня накладных расходов с вводимыми нормативами.

Такое сопоставление на открытом совещании 06.09.2018 г. было поручено организовать руководителю Рабочей группы, генеральному директору ECCON GROUP Ольге Гаращенко. Проведенный специалистами ECCON GROUP при участии зам. генерального директора по экономике АО «Мостострой-11» Натальи Бреус и начальника сметного управления ПАО «Мостотрест» Евгения Мишина анализ позволил сделать следующие выводы:

Нормативы накладных расходов в Методике значительно занижены, в т.ч. за счет:

  • необоснованного завышения фонда оплаты труда (ФОТ) в прямых затратах, на 1 руб. которого вычислены нормативы;
  • необоснованного занижения накладных расходов, принятых для расчета нормативов.

Согласно п.1.5 Методики нормативы накладных расходов (НР) выражены в процентах от фонда оплаты труда строительных рабочих и машинистов в составе сметных прямых затрат (ФОТ в ПЗ):


Нормативный и среднеотраслевой %НР составил:

Проверочные расчеты показали, что при формировании нормативов НР доля ФОТ в ПЗ принята в размере 77% общих затрат на оплату труда, хотя по данным Росстата доля ФОТ рабочих в целом составляет 59%, а по данным строительных компаний доля ФОТ строительных рабочих и машинистов – 48%.

Таким образом, знаменатель расчетной формулы завышен более чем в полтора раза. Как следствие, занижены НР в числителе формулы и величина общеотраслевого норматива, которая по показателю ФОТ не сопоставима с базой, от которой должны рассчитываться накладные расходы в смете – оплатой труда строительных рабочих и машинистов.



Кроме того, в числитель расчетной формулы норматива НР не вошли затраты, предусмотренные самой Методикой:

  • расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт занимаемых АУП зданий, служебного автотранспорта, административно-хозяйственные расходы,
  • расходы по обслуживанию работников строительства,
  • значительная часть расходов на организацию работ на строительных площадках.

Завышение знаменателя и занижение числителя в формуле расчета накладных расходов привело к искажению показателя НР .

Предлагаемые Методикой нормативы накладных расходов как минимум вдвое ниже среднеотраслевых показателей, отражающих соотношение накладных расходов и затрат на оплату труда рабочих, а также уровня нормативов в действующем МДС 81-33.2004 1 .

Снижение нормативов в Методике по сравнению с уровнем, закрепленном в МДС 81-33.2004 и сложившимся в отрасли процентом накладных расходов, не обосновано, особенно с учетом значительного уменьшения доли оплаты труда рабочих и повышения доли оплаты труда ИТР вследствие научно-технического прогресса.

1 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утв. Постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 №6

В соответствии с п.1.6 Методики предлагаемая в ней нормативная величина накладных расходов «отражает среднеотраслевые затраты организаций , осуществляющих строительство, на покрытие административно-хозяйственных расходов, расходов на обслуживание работников строительства, организацию работ на строительных площадках и других…». Для проверки адекватности представленных в Методике нормативов среднеотраслевым показателям выполнен расчет соотношения накладных расходов и затрат на оплату труда рабочих с использованием данных Росстата, результаты которого приведены в таблице 1.

Согласно данным Росстата о заработной плате разных категорий персонала доля оплаты труда рабочих в общей сумме затрат на оплату труда по строительной отрасли составляет в среднем 59% . Такая доля свойственна не только строительству, но и другим ведущим отраслям российской экономики. Например, в целом по обследованным видам деятельности она равна 38%, по добыче полезных ископаемых – 59%, по обрабатывающим производствам – 58%.

Таблица 1 (тыс. руб. без учета НДС)

* По данным формы 5-З за 9 мес. 2016 г. и 1 кв. 2017 г. и статистического бюллетеня Росстата «О заработной плате работников организаций по категориям персонала и профессиональным группам работников за октябрь 2017 г.»

Расчеты показали, что среднеотраслевое соотношение накладных расходов и затрат на оплату труда рабочих составило 157%, что вдвое выше, чем нормативы накладных расходов в Методике .


Уровень среднеотраслевого процента накладных расходов отражает происходящие изменения в строительном секторе, связанные, как и во всей экономике России, с развитием новых технологий, активной механизацией, автоматизацией, интеллектуализацией производства. Эти процессы ведут к росту его эффективности, о чем свидетельствует, например, повышательная динамика среднемесячной выработки на одного работника в строительстве. Вытеснение ручного труда привело к существенному изменению структуры персонала в сторону снижения доли рабочих и повышения доли инженерно-технических работников.

В нормативах 2004 года доля оплаты труда рабочих составляла около 70%. При пересчете этих нормативов с учетом снижения доли оплаты труда рабочих с 70% до 60% их уровень возрастает на 30% и более (таблица 2). Например, средневзвешенный норматив в 127% для 66 компаний-участников анкетирования при его корректировке на структурные изменения достигает 162%.

Оценочные расчеты показывают, что наблюдаемое повышение процента накладных расходов является объективным обстоятельством, связанным с изменением структуры трудящихся вследствие научно-технического прогресса.

Таблица 2. Оценка процента НР при современной структуре оплаты труда

Наименование показателей Показатели
Пример уровня норматива НР по МДС 81‑33.2004 110% 120% 127% 142%
Средняя доля оплаты труда в НР (Прил. 8 к МДС) 30,98% 30,98% 30,98% 30,98%
ФОТ прочего персонала в нормативе НР (п.1*п.2) 34,1 37,2 39,3 44,0
ФОТ рабочих (следует из формулы норматива) 100 100 100 100
Всего ФОТ 134,1 137,2 139,3 144,0
Доля ФОТ прочего персонала (п.3 / п.5) 25,4% 27,1% 28,2% 30,6%
Доля ФОТ рабочих (п.4 / п.5) 74,6% 72,9% 71,8% 69,4%
При доле ФОТ рабочих 59%
ФОТ рабочих 100 100 100 100
ФОТ прочего персонала 69,5 69,5 69,5 69,5
Страховые взносы 43,5 47,5 50,3 56,2
Прочие НР 40,2 41,7 41,9 44,9
Итого НР (п.9-п.11) 153,3 158,7 161,6 170,6

Сложившийся в строительных компаниях уровень нормируемых накладных расходов в целом соответствует тому, который предусмотрен действующим МДС 81-33-2004 с корректировкой на изменение отраслевой структуры оплаты труда. Однако имеется ряд затрат, возникновение которых связано с введением новых правил бюджетного финансирования госзаказа и которые не учтены Методикой.

Факторный анализ данных, предоставленных строительными компаниями, подтвердил выводы о том, что среднеотраслевой процент накладных расходов находится на уровне приблизительно 160-170%. Структура среднего процента накладных расходов, рассчитанная по данным строительных компаний, составила:


Итого нормируемая часть процента НР = 215 – (53+35) = 127%

Доля оплаты труда основных рабочих в строительных компаниях составила около 48%, а соответствующий ей средний процент накладных расходов – 215%, из которых на ненормируемую часть приходится 53%, на нормируемую часть – 162%. За вычетом фактора корректировки на изменение среднерыночной структуры оплаты труда средний фактический процент НР составляет 127% (162-35), что соответствуют среднему уровню установленных МДС 81-33.2004 нормативов по компаниям-участникам опроса.

При анализе структуры процента НР выявлены и другие факторы, требующие внимательного изучения. Например, существенные внутриструктурные отклонения по отдельным статьям, таким как расходы по проектированию производства работ, платежи по кредитам банков, а также исключение из состава нормируемых накладных расходов ряда связанных со строительством статей.

Значительный рост расходов по обслуживанию банковских кредитов вызван ужесточением порядка бюджетного финансирования, который вынуждает строительные предприятия прибегать к кредитованию текущей деятельности.

Большой проблемой является новая для подрядных организаций статья затрат, связанная с услугами по предоставлению безотзывной банковской гарантии для обеспечения исполнения государственного контракта. Эти затраты объективно возникают из условий бюджетного финансирования, однако ни одной методикой не предусмотрено их покрытие за счет сметной стоимости строительства.

Требует дополнительного изучения принятый Методикой способ расчета накладных расходов, исходя из величины сметных затрат на оплату труда. Анализ фактических данных выявил слабую зависимость накладных расходов от ФОТ основных рабочих.

По факту имеет место высокий разброс %НР и слабая зависимость НР от ФОТ:


Как видно из данных участников опроса:

  • ФОТ и % НР изменяются не пропорционально;
  • с уменьшением выручки доля НР в ней растет быстрее, чем доля ФОТ;
  • имеется зависимость темпа изменения доли ФОТ и доли НР в выручке от масштаба компании.

В век тотальной механизации, автоматизации, компьютеризации производства из него вытесняется тяжелый человеческий труд. Доля интеллектуального труда возрастает.

Ориентация при формировании накладных расходов только на оплату труда основных рабочих не соответствует логике научно-технического прогресса и не мотивирует строительный бизнес на использование его результатов.

В связи с вышесказанным Рабочая группа считает необходимым:

  • Привести нормативы накладных расходов к уровню, отвечающему современным рыночным реалиям. Накладные расходы – тоже ресурс, без которого невозможны ни организация строительного процесса, ни управление им. И этот ресурс, как и другие, имеет рыночную стоимость.
  • Рассмотреть целесообразность дифференциации базы для определения накладных расходов: те из них, которые не зависят от ФОТ основных рабочих, должны рассчитываться, исходя из иных параметров сметы.

Полученные выводы доложены на заседании Рабочей группы по ценообразованию при Минстрое России, состоявшемся 07.11.2018 г. на площадке Главгосэкспертизы России, в котором приняли участие заместитель Министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков, ключевые чиновники Минстроя и Главгосэкспертизы России, руководитель Рабочей группы, генеральный директор ECCON GROUP Ольга Гаращенко, помощник депутата Госдумы РФ Андрей Бобровских, представитель института Генплана Москвы Сергей Головин, представители Минтранса России и крупнейших строительных компаний – ДСК «Автобан», «Стройгазмонтаж», «Мостотрест», концерн «Титан-2», «Мостострой-11».

Участники заседания приняли решение о необходимости проработки авторами Методики всех сделанных Рабочей группой выводов и замечаний, а также включении в состав НР затрат на получение банковских гарантий и процентов по банковским кредитам. Замминистра строительства Д. Волков поручил сделать перечень аналогичных обременений с целью подготовки предложений в правительство России для оптимизации расходов строительных компаний.

Кроме того, для доработки Методик определения сметных затрат решено по каждой из них организовать рабочие группы и пригласить в них всех заинтересованных лиц. Как заверил Д. Волков, ни одна Методика не будет утверждена без согласования с профессиональным сообществом. Инициативу по продолжению такой работы проявил генеральный директор Института Генплана Москвы, председатель комитета по ценообразованию Российского Союза строителей Сергей Головин.