Психология

Написание мягкого знака на конце слов. Правила написания мягкого знака в конце слова после шипящих

Почему надо знать правило

Буквы Ш и Ж обозначают только твёрдые звуки, а буквы Ч и Щ - только мягкие. Ь после этих букв не слышен, так как он не способен дать мягкость твёрдым звукам или добавить мягкости без того мягким.

Ь после шипящих считают буквой, которая обозначает форму слова, но носителям языка форма слова понятна и без Ь. Наоборот, по форме слова мы и определяем, надо или не надо писать Ь.

Таким образом, написание в русском языке Ь после шипящих не имеет рационального объяснения и практического смысла. Ь после шипящих - дань традиции. Но правило придётся выучить, так как пока его никто не отменил.

Правило

Шипящие выпадают на конец слова с следующих формах слов:

В одних словах из этого перечня Ь пишется, в других - не пишется.

После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

В существительных

На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь.

В глаголах

  • В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несёшь - несёшься, носишь - носишься, примешь - примешься.
  • На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения , причём буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь - мажься; спрячь - спрячься; ешь.
  • Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: мажьте - мажьтесь; спрячьте - спрячьтесь; ешьте.
  • На конце глагола в неопредёленной форме , причём буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.

В наречиях

Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.

Точь -в-точь пишется с двумя Ь и дефисами.

В частицах

На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.

Примеры

Умываешь - глагол 2-го лица.

Умываешь ся - глагол 2-го лица.

Намажь - глагол повелительного наклонения.

Намажь ся - глагол повелительного наклонения, буква ь сохраняется и перед -ся.

Намажь те - глагол повелительного наклонения, буква ь сохраняется и перед -те.

Намажь тесь - глагол повелительного наклонения, буква ь сохраняется и перед -тесь.

Полночь - существительное женского рода 3 скл. в им. пад.

Врач - с уществительное мужского рода.

И-за туч - существительное в род. пад.

Напрочь - наречие с Ч на конце.

Невтерпёж - наречие с Ж на конце.

Лишь - частица.

Горяч - прилагательное в краткой форме.

История правила

Правописание Ь после шипящих остаётся неизменным со времён первых учебников орфографии.

До реформы 1918 написание Ь в существительных имело, если не смысл, то логику: в конце существительных женского рода с шипящими на конце писался Ь, в конце существительных мужского рода - Ъ. Вот копия страницы учебника 1915 года.

Ненужность правила осознавали еще первые филологи, описавшие русскую грамматику.

Во время реформы 1918 года необходимо было убрать лишние, нечитаемые Ь и Ъ на конце слов, что и предлагала комиссия ученых-филологов в 1912 году, но по какой-то причине большевики Ъ убрали, а Ь оставили.

С тех пор во время всех реформ орфографии филологи предлагают довести дело до конца: убрать правила про Ь после шипящих и не писать его после ч, щ, ш, ж вообще. Например, это предлагалось сделать во время орфографической дискуссии 1929 - 1930 годов , в 60-е годы при оформлении свода правил русской орфографии и в последующие годы при попытках реформ.

На что обратить внимание

  • Хотя для наречий выделен особый пункт правила, на данный момент в языке существует всего 9 наречий с шипящими на конце. Проще запомнить правописание 8 слов и 3 исключений, чем всю жизнь помнить правило. Без Ь: уж, замуж, невтерпёж. С Ь: сплошь, вскачь, напрочь, настежь, прочь, невмочь, наотмашь, навзничь, точь-в-точь.
  • Не путайте наречия с краткими прилагательными, которые пишутся без Ь: горяч, тягуч, вонюч.
  • В правиле перечислены все глагольные формы, имеющие на конце шипящий. А это значит, что в глаголах после шипящих всегда пишется Ь.
В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

В существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).

Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение

Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то ветош_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

Это точ_ -в-точ_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как биш_ их... Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпеж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Солнце только начинало подниматься из-за туч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

И как подумаеш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаеш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла теч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла замуж_ , за такого незначительного человека... («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

Я ему говорил... Не плач_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лиш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвеш_ зелено, испортиш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набьеш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Николай в два слова купил за шесть тысяч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

На той стороне ограды старик строгал обруч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фальш_ и лож_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помоч_ им, - сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

И вот в Москве, где каждая встреча ей нож_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Наступила ноч_ - мать благословила доч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

Но иногда - хотя весьма редко - златой луч_ надежды, луч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

И там один ключ_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Не беспокойтесь, не дам-с, - решительно сказал усач_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встреч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Плач_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзнич_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Дич_ ! - завопил взбешенный до ярости Лужин, - дич_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да полож_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охоч_ до зрелищ_ , что никому без себя сеч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - проч_ миражи, проч_ напускные страхи, проч_ привидения!..» («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смерч_ и все поглотит, все разом... («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали грош_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Цель урока: изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода».

Задачи урока:
- образовательная:

  • познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих;

- развивающая:

  • развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
  • развитие внимания, зрительной памяти учащихся;

- воспитывающая:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы обучения: поисковый, словесный, практический

Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • презентация 24 слайда (среда POWER POINT);
  • учебник русского языка для 3 класса (авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, изд. «Просвещение», 2007 год, УМК «Школа России»);
  • алгоритм работы «Существительные с шипящими на конце»;
  • бланки для проверки знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.
Слайд № 1.
Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь, дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.

II. Чистописание.
На доске:
ж ч ш щ ь
- Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ч, щ? ([ж] – согласный, твёрдый непарный, звонкий парный звук, [ш] – согласный твёрдый непарный, глухой парный звук, [ч"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук, [щ"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук).
- Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Пропишите каллиграфически правильно буквы.

III. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
На слайде №2:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.
- Прочитайте слова.
- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные, ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный). Объясните написание орфограмм.
- Выпишите слова в два столбика.
- По каким признакам вы распределите слова в два столбика? (в один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости , а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
- Какие гласные вставили? Назовите их.
- Как вы распределили слова по двум столбикам?
Проверка. (Слайд № 2, по щелчку)
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «помощь»).
(Слайд № 3)
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

IV. Создание проблемной ситуации.
(Слайд № 4)
Устно: Замените словосочетания одним словом:
Она бывает устной и письменной – речь
Человек, который играет на трубе – трубач
Место, где купаются и загорают – пляж
Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь
- Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).
- Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).

V. Открытие детьми нового знания.
- Сейчас будем работать парами.
- Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод.
(Слайд № 5)

Исследуем слова

  1. Прочитайте слово.
  2. Какой частью речи является слово?
  3. Определите род имен существительных.
  4. Какой звук слышится на конце слова?
  5. Подумайте, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их на группы.
  7. Чем отличаются слова из каждой группы?
  8. Сделайте вывод. Попробуйте сформулировать правило.

(Слайд № 6). На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.
Каждая пара выполняет задание в тетрадях. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях.
- Давайте проверим, как вы распределили слова в два столбика. (Слайд № 6, по щелчку)
- Какова же работа мягкого знака в эти словах? (грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
- Какой вывод можно сделать? (мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Схемой это можно записать так: (Слайд № 7)

VI. Работа с учебником (правило).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила на странице 69.
- Правы ли были мы с вами?

VII. Физминутка.
(Слайд № 8)
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода – подпрыгивайте.
Дичь, чиж, ночь, грач, тишь, дочь, врач, брошь, кулич, мышь, плащ.

VIII. Закрепление полученных знаний.
- У каждого на парте имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных
а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 58 на стр. 70
(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)
- Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род имени существительного)
б) - Отгадайте загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в женском роде и без него в мужском роде).
(ученик - у доски)
(Слайд № 9)

1) Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок.
(Ключ )
2) В небе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет
(Печь )
3) Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождём.
(Душ )
4) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь )
5) Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
А потом вдруг убежала.
(Ёж )
6) Утка в море,
Хвост на заборе.
(Ковш )
7) Стукнешь о стенку -
А я подскачу.
Бросишь на землю -
А я отскачу.
Чтобы было! А что было?
(Мяч )
8) Ходит вдоль каравая,
Его разрезая.
(Нож )

IX. Практическая работа.

Сейчас каждому предстоит побывать в роли учителей. (Слайд № 10). Один ученик написал текст, и я уже вижу в нём ошибки. Исправьте ошибки. Запишите правильно.

Сколько ошибок насчитали? Какую оценку надо ставить такому ученику?
Самопроверка. (Слайд № 10, по щелчку)

X. Картинный диктант.
(Слайды № 11 – 22)
- Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите. (ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ).

XI. Тест (самостоятельная работа)
- А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания.

XII. Обобщение знаний по теме.

Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали? Чему научились?

XIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:
(Слайд № 23)
1. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
3. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
Самопроверка. На экране правильные ответы, дети проверяют.
(Слайд № 24)

XIV. Домашнее задание.
Правило на странице 69, упражнение 59 на странице 70.

XV. Окончание урока.

В русском алфавите есть две удивительные буквы – мягкий знак и твердый знак. Сами они никаких звуков не обозначают. Зато влияют на соседние.

Мягкий знак выполняет в русском языке две важные функции. Он обозначает мягкость предшествующей согласной и употребляется в качестве разделительного знака.

Иногда мягкий знак в слове слышится, но не . И наоборот… Запомнить все правила и исключения трудно, а писать грамотно очень хочется. Оказывается, научиться этому совсем не сложно.

Мягкий знак после шипящих

Не нужен мягкий знак после шипящих второго склонения единственного числа ( , гараж), первого и второго склонения во множественном числе родительном падеже (луж, лыж) и в кратких прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос "каков?". Например: свежий – свеж, похожий – похож. В с согласной ж на конце (уж, замуж, невтерпеж) мягкий знак тоже не используется, но в слове настежь его следует писать.

Мягкий знак не пишется в местоимениях "наш", "ваш", в частице "аж" и предлоге "меж".

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме

Мягкий знак не пишется в сочетаниях: -чк- (строчка, корочка), –чн– (булочная, прачечная), -нч– (бренчать, бубенчик), –нщ– (гонщик, банщик), -рщ– (сборщик, спорщик), –рч– (сморчок, ), –щн– (изящный, мощный), -ст– (мостик, тростник), - нт– (фантик, кантик).

В иностранных словах с двойной буквой л мягкий знак не пишется (коллектив, коллегия. колли).

Для правописания составных числительных есть свое правило. Если в них второй корень склоняется, мягкий знак писать не следует. Например: восемнадцать – восемнадцатью, пятнадцать – пятнадцатью.

Если основа слова, от которого образовано относительное прилагательное, оканчивается на –нь, –рь, то перед суффиксом -ск– мягкий знак не нужен. Например: зверь – зверский, конь – конский. Исключение составляют прилагательные, образованные от названий месяцев (кроме января), слова китайского происхождения и прилагательные типа деньской. Например: сентябрьский, ноябрьский, но январский; Сычуань - сычуаньский; день - деньской.

У существительных на –ня с предшествующим согласным мягкий знак не пишется. Например: башня – башен. Исключение: барышня – барышень, – кухонь, боярышня – боярышень.

Чтобы узнать, нужен ли мягкий знак в глаголе, оканчивающемся на –тся, задайте к нему вопрос. Если в вопросе мягкий знак отсутствует, значит третьего лица, мягкий знак писать не нужно: "он (что делает?) учится", "они ( ?) заботятся".

Если хотите писать грамотно, выполняйте упражнения на закрепление теории и больше читайте.

Источники:

  • Правописание твердого и мягкого знаков
  • Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих

Написание частицы «не» с местоимениями может представлять собою настоящую проблему - ведь русский язык славится своей неоднозначностью в таких вопросах. Тем не менее, если знать несколько простых правил, это может оказаться не таким уж сложным.

Местоимение - особая часть речи в русском языке, которая обыкновенно употребляется вместо обозначения предмета или существа, а также его свойств и других признаков. При этом местоимение характеризуется собственными правилами правописания, включая случаи написания с частицей «не».

Правила написания частицы «не» с местоимениями

Общее частицы «не» в случае ее употребления с местоимением гласит, что в этой ситуации их следует писать раздельно. При этом такой способ употребления касается самых различных типов местоимений. В частности тех, которые обозначают предмет, существо, признак предмета и другие понятия. Например, таким образом употребляется частица «не» в следующих случаях: «не тот», «не ты», «не каждый» и так далее.

Особые случаи употребления частицы «не» с местоимениями

Отдельную ситуацию представляют случаи употребления частицы «не» в отрицательных местоимениях. Они могут обозначать отсутствие предмета, существа, признака предмета или другого объекта. Например, к группе подобных отрицательных местоимений относятся такие как «некого», «нечего». Кроме того, отрицательные местоимения могут также обозначать неопределенность рассматриваемого объекта, к ним относятся такие местоимения, как «нечто» или «некто». Примечательно, что в большинстве подобных местоимений частица «не» будет находиться под ударением. Если же вам встретилась ситуация, когда в отрицательном частица находится в безударном положении, в большинстве случаев речь идет о другой частице - «ни».

Во всех приведенных и подобных им примерах следует писать частицу «не» слитно с местоимением. Однако это правило касается только тех ситуаций, когда отрицательное местоимение употребляется без предлога. Если же ситуация, в которой употребляется отрицательное местоимение, требует присутствия предлога между частицей «не» и основным словом, их следует писать раздельно. Например, раздельное написание требуется в примерах «не с кем», «не у кого» и подобных.

Наконец, особая ситуация употребления частицы «не» связана со словосочетанием «не кто иной, как». В этом случае, очевидно, присутствует употребление отрицательного местоимения с частницей «не» без предлога, однако оно является исключением из правил и требует раздельного написания частицы и местоимения. То же правило применимо для некоторых вариаций этого словосочетания, а именно: «не кто другой, как», «не что иное, как», «не что другое, как». Однако это правило распространяется только на приведенные варианты словосочетаний, в других комбинациях действуют обычные правила написания частицы «не».

Видео по теме

Источники:

  • Правописание «не» с местоимениями

«ь» (мягкий знак ) по происхождению является славянской. В древней азбуке кириллице была буква «ерь», которая передавала редуцированный (ослабленный) звук почти как нуль звука или как гласный, близкий к звукам [о] и [э]. После утраты редуцированных звуков в древнерусском языке надобность в букве «ерь» отпала, однако из алфавита она не исчезла, а трансформировалась в мягкий знак и получила свое особое назначение.

Буква «ь» выступает в роли разделительного знак а: перед буквами «е, ё, ю, я, и» в корнях, суффиксах и окончаниях именных частей речи в русских и заимствованных словах (бурьян, воробьи, карьер, вороньё); в небольшой группе иноязычных слов перед буквой «о» (павильон, бульон).Буква «ь» используется для обозначения мягкости согласных: в конце слова (кроме шипящих): конь, ; в середине слова перед твердым согласным: свадьба, нянька; в середине слова между мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становится твердым: возьми (возьму), на зорьке (зорька); для обозначения мягкости «л»: апельсин, стекольщик.Еще одна функция мягкого знак а – обозначение грамматической формы слова: имени существительного в именительном и винительном падеже, оканчивающегося на (дочь, глушь, речь); в форме творительного падежа (детьми, людьми); в различных глагольных формах – инфинитива (печь, сидеть), повелительного наклонения (режь, режьте), в форме второго лица ( , ); в наречиях, которые оканчиваются на шипящие звуки (навзничь, ); в грамматических формах – в конце слов от пяти до сорока (семь, двадцать), а после сорока – в середине количественных числительных (пятьдесят, пятьсот).Обратите внимание, что в наречиях «уж», «замуж», «невтерпеж» мягкий знак не .Также мягкий знак не употребляется в форме родительного падежа множественного числа имен существительных, которые оканчиваются на сочетание «ня», и в производных от них словах с суффиксом -к-, когда в форме именительного падежа единственного числа этому сочетанию предшествует согласная: басен (), вишен (). К исключениям относят слова: барышень, боярышень, кухонь, простынь.Запомните, что буква «ь» пишется в именах прилагательных, образованных от существительных – названий календарных месяцев: июньский, октябрьский. К исключению следует отнести слово «январский».

Видео по теме

Все прекрасно знают, что в русском алфавите имеются две буквы, которые не обозначают звука, не могут начинать слова и быть заглавными. Конечно же, это мягкий и твердый знаки. Эти буквы неслучайно называют «знаками»: их использование помогает правильно передавать звучание слов. С помощью мягкого знака, кроме того, образуются грамматические формы слов, относящихся к разным частям речи. Рассмотрите варианты написания этого знака.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 класс

ТЕМА: правописание Ь в глагольных формах после шипящих.

ЦЕЛЬ: формирование знаний о правописании Ь в глагольных формах

Повторить правописание слов с шипящей на конце;

Развить критическое мышление;

Воспитывать нравственность на основе устного народного творчества.

ЗАДАЧИ: учить написанию ь после шипящих в глаголах; систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи; развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности; воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники, тетради, презентация, карточки для работы.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ: репродуктивный, информационно - развивающий, частично-поисковый, беседа.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.Улыбнулись друг другу, мысленно пожелали успехов себе и товарищам.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.Слайд 1

Откройте тетради, запишите число классная работа.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

ь
дружит не дружит
сущ. 3 скл. 1. Сущ. м.р.
2. Сущ. ж.р. мн. ч. р.п.
3. Кратк. прил.

Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит?
(Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

Изучение нового материала

Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное?
(Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

    Без теста пирога не испечёшь.

    Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

    Семь раз отмерь, один отрежь.

(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)

Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь )
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах?
– Как мы можем дополнить это правило?

Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

А) Работа в группах

Ребята, а теперь, давайте, мы с вами немного выполним задания на повторение. Каждой группе я раздаю карточку с определенным заданием, выполнив карточку, поднимите руку.

1 группа

2 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

3 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Б) Проверка и обобщение

Учитель: Итак, первая группа выполнила свою карточку. Прочитайте задание.

Ученики: Ученики зачитывают задание к карточке. Читают слова, выбрав правильное написание Ь после шипящих. Объясняют свой выбор.

Ученик: Слова, которые нам были даны – существительные ж.р, ед. ч и ж.р. мн. ч, а также одно слово (грач)- м.р. В именах существительных ж.р мягкий знак пишем, у существительных мн.ч и сущ. М..р.– не пишем.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно!

Учитель: Вторая группа готова?

Ученики: Готова!

Учитель: Прочитайте задание вашей карточки. Объясните свой выбор.

Ученики: Читают задание к карточке. У нас были существительные м.р.+ ж.р. (дрожь). В существительных м.р. Ь не пишем, а в слове дрожь, так как оно ж.р. ь знак пишем.

Учитель: Хорошо, ребята! Вы тоже справились с заданием!

Учитель: 3 группа, прочтите какое задание было у вас. Объясните выбор данной орфограммы.

Ученики: Нам нужно было определить написание слов с шипящей на конце.

Слова, данные нам,- прилагательные, а точнее краткие прилагательные с шипящей на конце + одно слово имя существительное (полночь). В кратких прилагательных с шипящей на конце Ь знак мы не пишем, а в слове полночь –пишем, так как это имя существительное ж.р.

В) Частично-посковый метод

Учитель : Молодцы, ребята, вспомнили правила написания слов с шипящей на конце имен существительных ж.р, м.р, ж.р мн.ч, а так же краткие прилагательные. Но у нас есть еще одна часть речи, у которой есть похожее правило. Как вы думаете, что это за часть речи?

Ученики: Это глагол. (У учащихся могут быть и ошибочные версии, которые нельзя игнорировать, а просто сказать: « Может, кто думает иначе?»)

Учитель: Правильно, ребята. Давайте мы с вами постараемся определить это правило, выполнив определенное задание.

Работая в группе, определите глагол 2 лица, ед.ч. Образовав данный глагол, один из группы выйдите и запишите его на доске. Выделите окончание, и спряжение.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут

Учитель: Выполнив задание, кто-нибудь может мне сформулировать правило написания ь знака у глагольных форм?

Первичное закрепление

А сейчас закрепим наши новые знания на практике.

Распределительный диктант

Записать глаголы в 3 столбика.
Н.ф. 2л.ед.ч. повел.накл.

(Попутная работа над гласными в корне слова)

Приберечь к обеду
Стучишься в окно,
Истолочь в порошок, украсишь комнату,
Остричься наголо,
Намажь масло на хлеб,
Уберечься от опасности,
Расположиться у опушки,
Отрежь ровно.

Физминутка

А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш,скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим, когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.

Вторичное закрепление

Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…

Всавьте пропущенные буквы, объясните написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор?
(Олицетворение, метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания.
(Обращение, сложное предложение, однородные члены)

Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»

    Ночь, луч, тишь, вещь.

    Кирпич, колюч, могуч, похож.

    Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.

Вывод:

Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?

Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. ж.р. 3 скл кр.прил
Сущ. м.р. Ь глаг. Н.ф.
Глаг 2 л.ед.ч. глаг повелит.наклон.

Самостоятельная работа

А теперь снова обратимся к мудрости народа.

Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

    С кем поведёш..ся, от того и … .

    Шила в мешке не ….

    Слово – не воробей, вылет..т не…

    Что посееш.., то и … .

3.ИТОГ УРОКА.

А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. откройте дневники, запишите домашнее задание.

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Мыш__ вещ__, печ__, брош__, около луж__, гореч__, грач__, ветош__, молодеж__,много туч__,доч_.

2 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Камыш__, шалаш__, врач__, гараж__, дрож__, плащ__, сургуч__, мяч__, ключ__, сторож__,товарищ__.

3 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Дремуч__, хорош__, тягуч__, полноч__, скрипуч__, неуклюж__, шипуч__, свеж__,колюч__,пахуч__,горяч__.

Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

2 л.____________ 2 л. смотрите

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут

Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

2 л.____________ 2 л. смотрите

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут

Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

2 л.____________ 2 л. смотрите

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут