Старое Князево - обычное село в Тверской области. В 200 километрах от Москвы - ни почты, ни местной администрации, ни медпункта, ни клуба.На зиму остаются 15 человек, автобусы не ходят, до райцентра Медное - 20 километров.Но есть в Старом...
Старое Князево - обычное село в Тверской области. В 200 километрах от Москвы - ни почты, ни местной администрации, ни медпункта, ни клуба.
На зиму остаются 15 человек, автобусы не ходят, до райцентра Медное - 20 километров.
Но есть в Старом Князеве дом, изменивший местную жизнь, - Музей Сергея Лемешева. Здесь он вырос, ловил рыбу в речке Тьма. Теперь в музее хранятся его удочки.
Собственно, жизнь села изменил не дом. А люди, в дом вошедшие.
Музей был открыт в 1991 году как общественный. В 1992-м стал государственным. А к музею, даже если он маленький, деревянный и у него течет крыша, все равно полагается дорога. Так в Старое Князево ее и провели.
И потянулись на родину тенора дачники из столицы, и построили нарядные домики.
Соседней деревне Стружня, что через поле от Князева, повезло меньше: здесь Лемешев не жил, а только приходил на речку. До Стружни дорогу не дотянули.
И потому в Стружне другой век. Под куполом разрушенной церкви завывает ветер. А о том, что здесь когда-то была культурная жизнь, напоминает пепелище библиотеки, сгоревшей в прошлом году.
Поле между Стружней и Старым Князевом - как машина времени. С одной стороны - вполне современное Подмосковье, с другой - забытая Богом деревня, где доярки в колхозе получают по 500 - 600 рублей в месяц.
Великой тени быстрее проведут дорогу и газ, чем живому селу. Призраки остались чем-то вроде гениев места. А «музейщики» - чем-то вроде волостного земства.
В Князево на 100-летие Лемешева приезжали Зураб Соткилава, Владимир Зельдин, солисты Большого театра и Мариинки. На последний Лемешевский праздник собрались несколько тысяч человек.
В обычные дни в Лемешевском музее устраивают концерты дачники. Из Стружни приходит играть на рояле Ирина Целина - преподаватель фортепиано из Москвы. А зимой директор Лемешевского музея и его же единственный экскурсовод Лариса Пащенко ездит по музыкальным школам и рассказывает о Лемешеве и о музее.
Певца нет в живых уже 30 лет, а «лемешистки» к нему все еще едут. Они музей и создали.
Организованный вдовой певца Верой Николаевной Кудрявцевой и музыкантом Виктором Дмитриевичем Васильевым музей построен на деньги поклонниц. Помимо афиш, фотографий и мемориальных экспонатов, здесь хранятся их вышивки гладью и стихи, обращенные к Лемешеву.
«Лемешистки» сыграли не последнюю роль и в жизни Ларисы Пащенко.
Лариса и ее будущий муж Сергей Абовьян работали в Москве строителями.
Сергею нравился Лемешев - с детства, когда его еще передавали по радио. Сергей вырос, стал фотохудожником, потом пошел добровольцем на войну в Карабах, был там фотожурналистом. Вернувшись, стал заниматься ремонтными работами. Потом познакомился с Ларисой.
Однажды Сергей показал ей фильм «Музыкальная история», и Лариса влюбилась в Лемешева. Как раз в тот 2002 год праздновалось его 100-летие.
В день рождения Лемешева Лариса с Сергеем пошли на могилу певца, там познакомились с его поклонницами и вдовой. Там же узнали, как доехать до Старого Князева, и поехали на Лемешевский праздник.
Ларисе так понравилось Князево, что она захотела бросить Москву и переехать туда жить.
Музей тогда был на грани закрытия - почти никто не приезжал.
Они решились. Приехали. Навсегда.
Им выделили дом, где хранились фонды, и они стали в нем жить.
Летом около музея посадили яблоневый сад и разбили клумбы. Зверохозяйство «Октябрь» подарило для музея шесть машин рассады. Председатель колхоза из Стружни привез удобрения. На экскурсию приехали сотрудники тверской фирмы - это было в понедельник, а в среду они привезли компьютер. Другие хорошие люди подарили кованые перила и козырек над входом.
...Вот так, методом народной стройки, по стебельку, по кирпичику, рос музей.
Лариса стала договариваться с тверскими турфирмами. В музей потянулись люди.
И все было очень хорошо: этой весной у Ларисы с Сергеем родился сын - тоже Сергей, Сергей-старший снова стал фотографировать.
Но 6 июля дом с фондами сгорел. Короткое замыкание случилось ночью. Когда Сергей и Лариса проснулись, крыша уже трещала. Из дома они успели вынести только ребенка.
И продолжают работать в музее.
Живем хорошо, - говорит Лариса. - Только дом сгорел. Проблемы? Есть. Во-первых, в музее протекает крыша, и от этого портятся мемориальные вещи. Во-вторых, экспозицию ест короед.
Сейчас Лариса с Сергеем оформляют в собственность участок земли на поле за музеем. Здесь они построят дом. Как они это сделают при зарплате в 4000 рублей, непонятно. Но они его обязательно построят.
Ведь жителям Князева всегда жилось непросто. Будучи пацаном, Сергей Лемешев, например, в Тверь на прослушивание не ходил, а бегал, чтобы не замерзнуть. 50 километров за шесть часов.
А если вспомнить, что дом в три окна, который Сергей Яковлевич Лемешев купил в Князеве своей маме Акулине, - в 1933 году был обменен на мешок муки и козу, то можно смело сказать: хуже, чем было, не будет.
Что лучше: небоскреб в деловом центре или шале на берегу реки, комната в пятиэтажной хрущевке или деревянный дом за городом?
Современным людям свойственно улучшать жилищные условия. Однако многие народы счастливы в своих национальных хижинах.
Дома с дерновыми крышами
Дания, Исландия, Норвегия
Крыши, заросшие зеленой травой, - живописная особенность скандинавских деревень. Однако живописность тут не главное: дерн, уплотняющий деревянный каркас (обычно из березовой коры) - отличная защита от холода. В Исландии до середины XX века из дерна строились не только крыши, но и стены домов с каменным основанием.
Трулли
Италия
Уникальные домики с куполами-конусами из известняка в апулийском городке Альберобелло, искусно сложенные методом сухой кладки, входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Исторически они строились крестьянами или пастухами из камней, найденных в поле. Такое жилище можно было быстро разобрать перед визитом королевских инспекторов, чтобы избежать уплаты налогов. Сегодня подобные домики возводят уже с использованием раствора.
Лепа
Филиппины, Малайзия, ИндонезияПрактически всю свою жизнь «морские цыгане» баджао проводят в океане, в плавучих домах. В одной части дома-лодки готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу кочевники выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.
Фале
Самоа
Населению самоанских деревень не знакомо понятие «частная жизнь». Дома без стен гарантируют полное взаимопонимание. Крыши из пальмовых листьев покоятся на столбах, расставленных по кругу и соединенных канатами из кокосовой шелухи. Есть семейные фале для жизни, большие для собраний и маленькие для отдыха.
Карааны
Иран
Причудливым обтекаемым формам скальных домов в деревне Кандован на северо-западе Ирана мог бы позавидовать Гауди, а ведь созданы они обычными людьми, просто высечены в вулканической породе. Каждый дом - в отдельной конусообразной скале. Сами же конусы образовались благодаря частым извержениям вулкана Сехенд в древности.
Хижины догонов
Мали
Идеальная деревня догонов выстроена по принципу человеческого тела. Глинобитные дома различаются по предназначению и расположению. Голова - тогуна, дом для мужских собраний. В груди и животе - семейные домики с остроконечными крышами. На месте гениталий - жертвенные алтари. Руки - дома, куда женщины уходят во время менструаций.
Дома Сантаны
Португалия
Предполагается, что яркие треугольные домики с покатой крышей до самой земли когда-то стояли по всему острову Мадейра, но теперь, чтобы ими полюбоваться, нужно ехать в деревню Сантана, и туристы делают это с превеликим удовольствием. Сейчас традиционные дома Сантаны используются по большей части не для жилья, а как вспомогательные постройки, где размещается скот или сельскохозяйственные орудия.
Яранги
Россия
Переносное жилище чукчей сложнее обычного чума: каркас из длинных шестов, треног и жердей, скрепленных ремнями, накрывается оленьими и моржовыми шкурами. Пространство внутри разделено на две части: хозяйственную (чоттагин), где разводят костер, дым от которого выходит через отверстие в куполе, и спальную (полог) - теплый шатер.
Тонгконаны
Индонезия
Согласно мифу народа тораджа, первый тонгконан был построен Богом на небесах. По альтернативной легенде, первые тораджа, приплывшие на Сулавеси с севера, потерпели шторм, и поврежденные лодки использовали в качестве крыш для своих домов. Отсюда якобы такая удивительная форма жилищ. Тонгконаны традиционно складываются без единого гвоздя.
Фото: Blend Images / Legion-media, Photononstop, Alamy, Hemis (x4), Age Fotostock / Legion-media, NaturePL / Legion-media
Гордин А. Квартирный вопрос: [о методе «народной стройки» на автозаводе] // Автозавод Online. – 2011. –июня (№ 20). – С. 4
КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС
Метод «народной стройки» родился на Автозаводе.
Люди как люди... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их. Эта давно ставшая афоризмом булгаковская фраза из нетленного произведения «Мастер и Маргарита» удивительно точно передает картину советской действительности. Знаменитый «квартирный вопрос», с первого взгляда незаметный, влиял на работу промышленных гигантов, изменял судьбы людей, их образ жизни...
БАРАКИ И «ЩИТКИ».
В 1929 году началась разработка проекта «города будущего» для Автозавода. План Соцгорода, неоднократно корректируемый, предполагал строительство комфортабельного жилья, создание развитой инфраструктуры района. Многочисленные трудности не позволили в 1930-е годы воплотить в жизнь все идеи. Рядом с капитальными домами Соцгорода выросли временные барачные поселки (Северный, Восточный, Западный, Гавань и др.), которые вместе со «щитками» составляли более половины жилого фонда района.
Давайте, дорогой читатель, вместе заглянем в один из бараков. Деревянное здание было вытянуто в длину. Два входа в него располагались по бокам. В бараке было четыре комнаты, а между ними - кухня.
Из воспоминаний Павла Васильевича Гордина: «В каждой комнате вдоль стен, спинками к стене, стояли кровати: одна - для мужа и жены, и на двоих детей одна кровать... Трудно сказать, сколько семей с детьми жило в каждой комнате, но не меньше 10-15... Скученность была страшная, но люди были рады и этому... Перед финской войной летом (1939 г.) провели перепланировку. Вдоль всего барака сделали коридор, а по обе стороны - комнаты разной величины. Нам на четверых дали комнату метров 7-8».
На долгое время бараки стали привычными для многих автозаводцев. В военный период и первые годы мирной жизни темпы жилищного строительства в районе заметно сократились. Это оказывало прямое влияние на работу автозавода. В 1948 г. его директор Григорий Хламов отмечал, что «недостаточный рост жилплощади является одним из серьезных тормозов в укомплектовании производства квалифицированной рабочей силой и закреплением за заводом постоянных кадров».
К началу 1950-х годов на Автозаводе со всей очевидностью обозначился жилищный кризис. В среднем на одного человека приходилось 4,6 кв. м жилья. В 1953 году 57% населения района проживало в бараках и «щитках». Построенное в 30-е годы «временное жилье» спустя двадцать лет обветшало и фактически пришло в негодность, превращая жизнь людей в каждодневное мученье. «У нас имеется много бараков, которые... годны только на дрова. А в них живут люди, семьи рядовых тружеников, малолетние дети», - отмечал в 1953 году автозаводец Филиппов. Жилищный вопрос требовал безотлагательного решения - надо было вытаскивать людей из бараков. Но где взять необходимые ресурсы? Выход подсказала сама жизнь...
СТРОИМ ВСЕМ МИРОМ
В 1955 г. по инициативе работников прессового корпуса вместо ремонта нескольких ветхих бараков их снесли и восстановили со стенами из шлакоблока. Так возник новый метод в жилищном строительстве второй половины 1950-х годов - «народная стройка», вскоре распространившийся далеко за пределы Автозавода.
Гипроавтопром разработал проект возведения двухэтажных шлакоблочных домов рядом с поселком Парышева. В сентябре 1956 г. исполком Горсовета отвел земельный участок под новостройки. Одновременно дорабатывались проекты домов. Большую работу провели сотрудники управления капитального строительства ГАЗа - Садовский, Сурьянинов и другие.
17 октября 1956 г. директор автозавода Николай Сазанов подписал распоряжение, в котором отмечалось: «Поддерживая инициативу коллективов цехов, корпусов, отделов строительства малометражных квартир с широким участием рабочих, инженеров, служащих, разрешить строительство домов силами цехов в районе поселка Парышева». Главными критериями нового метода были короткие сроки строительства, дешевизна и комфортабельность 2-3-этажных домов. Считается, что именно на Автозаводе зародился метод «народной стройки», который сначала распространился в Горьком, а потом и по всей стране.
Каждый цех выделял руководителя и рабочих. Помогали им будущие жильцы. Вопросы снабжения стройматериалами цеха решали сначала самостоятельно, в дальнейшем эта работа была передана участку № 2 УКС завода. Изготовление шлакоблоков, балок, перемычек, окон и дверей было организовано в цехе стройдеталей, деревообрабатывающем цехе, заводе «Новая сосна». В 1956 году было введено в строй 17 шлакоблочных домов. В 1957 г. на территории района вырос поселок 1-й очереди - 40 лет Октября, состоящий из 65 домов. Вскоре рядом с ним были возведены дома 2-й, 3-й и 4-й очереди в районе улицы Янки Купалы.
Всего в районе методом «народной стройки» было сооружено более 280 домов. Это был прорыв в области жилищного строительства. Тысячи семей автозаводцев переехали из старых бараков в новые квартиры. Так, семья шлифовщика автозавода Ивана Анкудимова, состоявшая из 8 человек и проживавшая в бараке на Северном поселке в комнате 20 кв. метров, переселилась в трехкомнатную квартиру. Быстрыми темпами развивалась инфраструктура в поселках «народной стройки». В короткий срок было построено 6 детских садов и яслей, 4 школы, 5 магазинов, баня, амбулатория . Каждая семья обзавелась небольшим огородом и собственным сараем.
В 1960 г. было принято решение о прекращении строительства в г. Горьком двух - и трехэтажных домов. Конечно, дома «народной стройки» также являлись временным жильем, хотя точного срока их эксплуатации, насколько позволяют судить документы, не было определено...
«Народная стройка» - это особый уголок Автозаводского района, со своим образом жизни и духом. Сверните с центральной улицы во двор, утопающий летом в зелени, и сразу почувствуется неторопливый ход времени... Как будто вы находитесь не в шумном городе, а очутились где-то далеко, в тихой деревушке. Здесь еще можно увидеть, как мужчины весенним вечером «стучат» в домино, услышать звуки баяна и раскатистые песни на семейном празднике... Время неумолимо, но «народная строка» по-прежнему сохраняет свою неповторимую атмосферу - тепла и доброты.
Краевед Автозаводского района, кандидат исторических наук, доцент кафедры "Отечественной истории и культуры" ННГАСУ - Алексей Гордин.
Что лучше: небоскреб в деловом центре или шале на берегу реки, комната в пятиэтажной хрущевке или деревянный дом за городом?
Современным людям свойственно улучшать жилищные условия. Однако многие народы счастливы в своих национальных хижинах.
Дома с дерновыми крышами
Дания, Исландия, Норвегия
Крыши, заросшие зеленой травой, — живописная особенность скандинавских деревень. Однако живописность тут не главное: дерн , уплотняющий деревянный каркас (обычно из березовой коры ) — отличная защита от холода. В Исландии до середины XX века из дерна строились не только крыши, но и стены домов с каменным основанием.
Трулли
Италия
Уникальные домики с куполами-конусами из известняка в апулийском городке Альберобелло, искусно сложенные методом сухой кладки, входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Исторически они строились крестьянами или пастухами из камней, найденных в поле. Такое жилище можно было быстро разобрать перед визитом королевских инспекторов, чтобы избежать уплаты налогов. Сегодня подобные домики возводят уже с использованием раствора.
Лепа
Филиппины, Малайзия, Индонезия
Практически всю свою жизнь «морские цыгане» баджао проводят в океане, в плавучих домах. В одной части дома-лодки готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу кочевники выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.
Фале
Самоа
Населению самоанских деревень не знакомо понятие «частная жизнь». Дома без стен гарантируют полное взаимопонимание. Крыши из пальмовых листьев покоятся на столбах, расставленных по кругу и соединенных канатами из кокосовой шелухи. Есть семейные фале для жизни, большие для собраний и маленькие для отдыха.
Карааны
Иран
Причудливым обтекаемым формам скальных домов в деревне Кандован на северо-западе Ирана мог бы позавидовать Гауди, а ведь созданы они обычными людьми, просто высечены в вулканической породе . Каждый дом — в отдельной конусообразной скале . Сами же конусы образовались благодаря частым извержениям вулкана Сехенд в древности.
Хижины догонов
Мали
Идеальная деревня догонов выстроена по принципу человеческого тела. Глинобитные дома различаются по предназначению и расположению. Голова — тогуна , дом для мужских собраний. В груди и животе — семейные домики с остроконечными крышами. На месте гениталий — жертвенные алтари . Руки — дома, куда женщины уходят во время менструаций.
Дома Сантаны
Португалия
Предполагается, что яркие треугольные домики с покатой крышей до самой земли когда-то стояли по всему острову Мадейра, но теперь, чтобы ими полюбоваться, нужно ехать в деревню Сантана, и туристы делают это с превеликим удовольствием. Сейчас традиционные дома Сантаны используются по большей части не для жилья, а как вспомогательные постройки, где размещается скот или сельскохозяйственные орудия.
Яранги
Россия
Переносное жилище чукчей сложнее обычного чума: каркас из длинных шестов, треног и жердей, скрепленных ремнями, накрывается оленьими и моржовыми шкурами. Пространство внутри разделено на две части: хозяйственную (чоттагин), где разводят костер, дым от которого выходит через отверстие в куполе, и спальную (полог) — теплый шатер.
Тонгконаны
Индонезия
Согласно мифу народа тораджа , первый тонгконан был построен Богом на небесах. По альтернативной легенде, первые тораджа, приплывшие на Сулавеси с севера, потерпели шторм, и поврежденные лодки использовали в качестве крыш для своих домов. Отсюда якобы такая удивительная форма жилищ. Тонгконаны традиционно складываются без единого гвоздя.
Фото: Blend Images / Legion-media, Photononstop, Alamy, Hemis (x4), Age Fotostock / Legion-media, NaturePL / Legion-media
Что лучше: небоскреб в деловом центре или шале на берегу реки, комната в пятиэтажной хрущевке или деревянный дом за городом?
Современным людям свойственно улучшать жилищные условия. Однако многие народы счастливы в своих национальных хижинах.
Дания, Исландия, Норвегия
Крыши, заросшие зеленой травой, — живописная особенность скандинавских деревень. Однако живописность тут не главное: дерн, уплотняющий деревянный каркас (обычно из березовой коры) — отличная защита от холода. В Исландии до середины XX века из дерна строились не только крыши, но и стены домов с каменным основанием.
Трулли
Италия
Уникальные домики с куполами-конусами из известняка в апулийском городке Альберобелло, искусно сложенные методом сухой кладки, входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Исторически они строились крестьянами или пастухами из камней, найденных в поле. Такое жилище можно было быстро разобрать перед визитом королевских инспекторов, чтобы избежать уплаты налогов. Сегодня подобные домики возводят уже с использованием раствора.
Лепа
Филиппины, Малайзия, Индонезия
Практически всю свою жизнь «морские цыгане» баджао проводят в океане, в плавучих домах. В одной части дома-лодки готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу кочевники выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.
Фале
Самоа
Населению самоанских деревень не знакомо понятие «частная жизнь». Дома без стен гарантируют полное взаимопонимание. Крыши из пальмовых листьев покоятся на столбах, расставленных по кругу и соединенных канатами из кокосовой шелухи. Есть семейные фале для жизни, большие для собраний и маленькие для отдыха.
Карааны
Иран
Причудливым обтекаемым формам скальных домов в деревне Кандован на северо-западе Ирана мог бы позавидовать Гауди, а ведь созданы они обычными людьми, просто высечены в вулканической породе. Каждый дом — в отдельной конусообразной скале. Сами же конусы образовались благодаря частым извержениям вулкана Сехенд в древности.
Хижины догонов
Мали
Идеальная деревня догонов выстроена по принципу человеческого тела. Глинобитные дома различаются по предназначению и расположению. Голова — тогуна, дом для мужских собраний. В груди и животе — семейные домики с остроконечными крышами. На месте гениталий — жертвенные алтари. Руки — дома, куда женщины уходят во время менструаций.
Дома Сантаны
Португалия
Предполагается, что яркие треугольные домики с покатой крышей до самой земли когда-то стояли по всему острову Мадейра, но теперь, чтобы ими полюбоваться, нужно ехать в деревню Сантана, и туристы делают это с превеликим удовольствием. Сейчас традиционные дома Сантаны используются по большей части не для жилья, а как вспомогательные постройки, где размещается скот или сельскохозяйственные орудия.
Яранги
Россия
Переносное жилище чукчей сложнее обычного чума: каркас из длинных шестов, треног и жердей, скрепленных ремнями, накрывается оленьими и моржовыми шкурами. Пространство внутри разделено на две части: хозяйственную (чоттагин), где разводят костер, дым от которого выходит через отверстие в куполе, и спальную (полог) — теплый шатер.
Тонгконаны
Индонезия
Согласно мифу народа тораджа, первый тонгконан был построен Богом на небесах. По альтернативной легенде, первые тораджа, приплывшие на Сулавеси с севера, потерпели шторм, и поврежденные лодки использовали в качестве крыш для своих домов. Отсюда якобы такая удивительная форма жилищ. Тонгконаны традиционно складываются без единого гвоздя.
Фото: Blend Images / Legion-media, Photononstop, Alamy, Hemis (x4), Age Fotostock / Legion-media, NaturePL / Legion-media