Деньги

Наши люди в цирке дю солей. Юлия Коростелёва: гимнастика и цирк «дю Солей Цирк дю солей русские артисты

Коростелёва: то, что во мне убила гимнастика, воскресил цирк

В одной сборной с Хоркиной, почему Сirque du Soleil потерял магию и как выйти замуж за американца – в интервью с Юлией Коростелевой.

На то, чтобы пообщаться с известной в 1990-е годы гимнасткой сборной России Юлией Коростелёвой , у «Чемпионата» было сразу три важные причины. Во-первых, сама её судьба. Бывшая топ-гимнастка, затем спортивная журналистка и вот уже 13 лет член труппы самого знаменитого цирка мира Сirque du Soleil – удивительно, что больших интервью с ней в российской прессе до сих пор не случалось. Во-вторых, было интересно мнение профессионала и многолетней коллеги Светланы Хоркиной о нынешней спортивной гимнастике в контексте . И наконец – совсем скоро Юлия выходит замуж.

«Для маленьких девочек гимнастика – это каторга»

Можно я сразу задам вопрос, который не даёт мне покоя. Почему вас за океаном называют не Юлия, а Вася (Vasya), да и в соцсетях у вас такой ник?
- Сейчас расскажу. После большого спорта я немного потерялась в реальной жизни и много времени проводила в Интернете.

Юлия Коростелева. Родилась 24 ноября 1980 года. Член сборной России по спортивной гимнастике в 1994-2000 гг. Чемпионка Европы среди девушек в командном многоборье (1995). Неоднократный победитель и призер чемпионатов России в отдельных видах многоборья. Вице-чемпионка России в личном многоборье (1997). Победитель Всемирной летней Универсиады в командном многоборье (1999).

Ну вот был период такой самоидентификации. Закончив со спортом, я поняла, что осталась совсем без друзей. Все, кого я знала, остались в спорте. Гимнастика – вид специфический, заниматься ты им начинаешь рано. Потом просто не знаешь, как не то что с мальчиками общаться – как к обычным девочкам-то подойти. Поэтому мой шаг был логичен – полезла в Интернет.

- Но мы отвлеклись.
- Да, так вот. В Сети у меня был ник – Василиса Премудрая. Это длилось примерно полгода. Я сидела на одном популярном чате, в котором тогда все общались, даже на встречи какие-то их ходила. Через какое-то время я прошла кастинг в цирк, и когда мне прислали контракт на подпись, я решила подписать его как «Vasilisa the Smartest». Там нужно было на каждой странице поставить подпись, и я, таким образом, расписалась на сотне листов. Через пару дней мне перезвонили из цирка, обрадовались подписанию контракта, но то, как я его подписала, им не понравилось. Попросили переподписать настоящим именем. Когда я уже прилетела в Монреаль, для них это был уже мем: «О, это та самая Ва-си-ли-са!». Имя для канадцев длинное и сложное, быстро сократилось до «Вася». Ну так и прижилось. На самом деле мне это имя подходит, даже сейчас иногда. У нас в народе есть такая присказка: «Ну ты Вася…» – вот это про меня. Не знаю, кто на кого больше повлиял, я на имя или наоборот. И долгое время я представлялась Васей. Но сейчас я снова Юля.

- Что вы вспоминаете, когда речь заходит про вашу гимнастическую карьеру?
- Это точно не было работой, ведь за работу деньги платят. Любовь? Возможно, но эпизодически. Большой спорт у меня ассоциируется с огромным моральным давлением тренера на ученика. Я понимаю головой, что это не так, но ничего с собой не могу поделать. Бывает, что у ребёнка плохие родители, но он их всё равно любит, вот так же у меня с гимнастикой.

- Раз вы испытывали такой стресс, то почему не бросили?
- У меня в голове не было даже мысли, что я могу пропустить тренировку. Заболеть тоже не могла, даже мысли такие не проскакивали. Не знаю, почему так, наверное, папа на меня повлиял, он ведь тренер по дзюдо. Когда я стала постарше, то начало появляться удовольствие, особенно если в хорошей форме. Но для маленьких девочек гимнастика – это каторга. К сожалению, для многих.

- Вы попали в национальную команду в 1994 году?
- Да, а ушла в 2000 году. Я никогда не была на первых ролях, ни первым, ни вторым, ни третьим номером. Были моменты, когда я подходила к своему пику, понимала, что буду на голову выше, но получала травму. Или начинался сезон, и надо было быть лучше здесь и сейчас, а я в тот момент была наоборот слаба. Всё время набирала форму не вовремя.

- Самый неудачный момент – тот, когда упустили свой главный шанс?
- Олимпиада 1996 года была для меня самая реальная, но я на неё не поехала. Плохо выступила на чемпионате России. Когда провожала девочек, то подумала: слава богу, всё закончилось. А сейчас это, наверное, моё самое большое разочарование, что я не попала на Олимпиаду. Плюс была очень большая и неудачная травма – открытый перелом за месяц до чемпионата мира 1997 года. Я в тот момент отлично выступала. Выиграла вольные на чемпионате России и получила серебряную медаль в многоборье. Травма оказалась настолько серьёзной, что восстановление заняло больше года. Странно, что у меня вообще получилось вернуться в спорт, после таких переломов завязывают.


«Нас закрыли вместе с Хоркиной»

Помню, как вы написали в «Фейсбуке» очень личный комментарий про те травмы: «У нас в гимнастике пока не докажешь, что действительно больно, – работай. А доказав – всё равно работай».
- Да, это было перед моей второй несостоявшейся Олимпиадой – Сиднеем-2000. Из-за неправильного лечения у меня отказала одно колено, а потом и другое. Ходить не могу – наступать больно. Выпила обезболивающие и поехала на соревнования. Три старта подряд, а потом сбор национальной команды в Греции. К нему я подошла в ужасном состоянии и при этом даже не знала, по какой причине.

- Почему не обратились к врачам?
- Обратилась, точнее, мой любимый папа забрал меня со сборов и повёз к доктору. В больнице мне поставили правильный диагноз. Мой тренер решил, что папа всё сделал не так, и прямо поставил ультиматум – не будет со мной работать, пока отец не принесёт извинений. Видимо, ждёт до сих пор. Так всё плавно сошло на нет. В начале 2000 года я получила мелкую травму и уехала со сборов. И больше уже никогда не возвращалась.

- Вы выступали в сборной, . Что помните про неё?
- В целом Света – индивидуалистка. Она всегда была сама по себе. Наверное, это нормально для гимнастки такого уровня. Помню только пару историй. В конце 1996 года мы с ней вместе поехали на серьёзные соревнования в Японию. Это турнир с призовым фондом, что для нас было важно, ведь мы не теннисисты. Тогда туда приезжали самые сливки - пять стран по два человека. За день до соревнований пошли покупать женьшень. У нас со Светой было небольшое знание английского, а у японцев его не было вообще. Мы языком жестов показывали, что нам надо стать сильными и что нам нужны таблетки. Пусть кто-то попробует купить женьшень без знания языка. Это было очень смешно.

- Действительно задача.
- О, ещё одну вспомнила! Это тоже в Японии было. Мы пошли в магазин и пока были внутри, он закрылся. Они объявляли что-то по громкой связи, но мы же японский не понимали. Время около шести часов вечера, ну кто в такое время будет закрываться? Мы заболтались, ушли на второй этаж, вниз спускаемся, а там решётки и всё закрыто. Мы стали в окна стучаться, и тогда нас выпустили.

- Вы сейчас следите за тем, что происходит в мировой гимнастике?
- В основном смотрю главные турниры в Интернете. Большие соревнования вживую видела в Японии, год назад ходила в Москве на чемпионат России. Недавно проезжала Даллас, заехала в зал, где тренирует Настя Люкин. Только недавно там начали работать Мила Ежова и Егор Гребеньков. Поклонники гимнастики хорошо знают эту семейную пару. Было интересно посмотреть этот зал, тем более что две девочки оттуда ездили на чемпионат мира в составе американской команды.

- Сильно изменилась спортивная гимнастика за последние 15-20 лет?
- Не застала нового коня, когда поменялся опорный прыжок, поэтому не могу сказать про ощущения. Но девочки запрыгали иначе – это точно. Сложность возросла очень сильно, несмотря на то что сейчас пытаются вернуть артистизм. Ну вот например. Я начинала заниматься и прыгала три диагонали на вольных упражнениях. Потом мы стали прыгать ещё маленькую четвёртую, затем большую четвёртую. А сейчас девочки просто по пять диагоналей делают.

- При этом сборная России уже давно не мировой лидер.
- Да, давайте честно – лидирует американская гимнастика.

Недавно дети спросили: а вы волнуетесь или боитесь? Я сказала, что в туалет хочется перед каждым выходом на сцену.

Она очень атлетическая, особенно вольные. Русская школа держит брусья и бревно, но на вольных упражнениях американская акробатика – это запредельные высоты.

«Для меня элементы в цирке – это просто смешно»

- Переходим к Cirque du Soleil – расскажите, как русской гимнастке туда попасть?
- Я попала случайно. Уже год, как не тренировалась, пробовала себя в спортивной журналистике и в свой выходной случайно попала в зал ЦСКА, где проходил какой-то просмотр. Просто провожала подругу. Происходило что-то интересное: надо было выйти и поговорить перед камерой, а потом что-то сделать. Я просидела полчаса и подумала: а почему бы и мне не попробовать? У меня даже формы не было, пришлось у девочек просить. Так как я не знала, куда просматриваюсь, то никакого волнения не было. Английский уже тогда был хороший, гимнастическое оцепенение уже прошло, я постепенно становилась болтушкой. Улыбалась, задавала много вопросов, и, наверное, поэтому понравилась.

- Долго ждали ответа от цирка?
- Я ничего не ждала. Через три месяца мне прислали контракт. Потом выдержала паузу – съездила посмотреть чемпионат мира по гимнастике в Бельгии. Пока не прилетела в Монреаль, до конца не понимала куда еду. Когда уже оказалась в цирке, то масштаб меня поразил. Это была большая и серьёзная компания.

- Когда впервые увидели шоу?
- Я шоу увидела, только когда уже в Канаду прилетела, до этого даже не интересовалась. Не могу сказать, что была поражена. Я же профессиональная спортсменка. Любая цирковая дисциплина, вроде трапеции и колец, для меня не казалась сложной. Смотрела, как прыгают дорожки в цирке, и понимала, что могу в два раза больше. Говоря честно, я долгое время не ассоциировала Cirque du Soleil со своим будущим, поэтому поначалу немного небрежно относилась к работе. Могла опоздать на занятия или поспорить с тренером о технике. Особенно когда про себя сравнивала уровень отечественных наставников и канадских. Собственно, поэтому директор подумал, что я слишком строптивая, и попросил другую девочку на моё место. Меня не отослали домой, предложили заменить кого-то на другом шоу. Я поехала в другое шоу, побыла там пару месяцев и когда вышла на сцену, то тут меня уже пробрало.

- Сколько времени проходит от отработки номера до выхода на сцену?
- Я могла выйти через три недели, как мне казалось. У меня была простая задача – сделать на дорожке рондад, фляг и двойное сальто. Для меня это было просто смешно. Я была совершенно не в форме, но такие элементы выполняла с закрытыми глазами. Я просила сделать что-то посложнее, но мне говорили: не надо.

- В «дю Солей» не делают сложных элементов?
- Просто туда попадали совершенно разные по уровню гимнасты. Плюс люди вырастали и уже были не такими худыми и маленькими. Многие спортсмены приезжают в цирк и ещё находятся в своей скорлупе, которую надо разбить и раскрепостить человека.

- Как цирк помогает раскрываться артистам? Специальные тренинги?
- Был общий подход ко всем, сейчас цирк старается это более индивидуально делать. Даже я с этим столкнулась. Обычно такие занятия по актёрскому мастерству происходили летом. Для кого-то было легко, а для многих это стало откровением. Тренер клал тебя на пол и говорил: представь, что пол зелёный, и покажи мне это. Что это вообще такое? Ну, попробуйте – покажите. Нормальный человек может потеряться. Да и ненормальный тоже. Я дико это ненавидела.

- Первый выход на сцену самый запоминающийся?
- Нет. Я была в групповом номере. Особо ничего не помню. Безусловно, это было волнительно. Запомнилась первая трапеция и мандраж. Когда на сцену выходишь один, совсем другие ощущения испытываешь, нежели когда ты часть единого механизма.

«Дю Солей» потерял магию и ушёл в коммерцию»

- Что сложнее - сольный номер или групповой?
- Везде сложно. Артист группы скажет, что сольники ничего не делают, то же самое могут услышать в ответ. Просто сольники много молчат на людях, в группе-то легче говорить и жаловаться на коллегу (смеётся) .

- А вы себя к кому относите?
- Я точно сольник по натуре, по мне же это видно. То, что во мне убила гимнастика, воскресил цирк. В прошлом я боялась сказать: «Посмотрите на меня, я лучше всех». В цирке я научилась бить себя кулаком в грудь. Если у меня будут дети, то буду учить их балансу скромности и наглости. В жизни это очень пригодится.

- Чем поразила в жизнь во франкоговорящей Канаде?
- Холодными зимами. Когда узнавали, что я из России, мне все говорили: «Ты из России? У вас там холодно». Мне посчастливилось провести здесь три зимы и могу сказать, что это тут холодно. Не могу сказать, что я влюблена в Канаду. Зато Монреаль – очень артистический город. Здесь цирковая Мекка.

- Cirque du Soleil действительно лучший цирк в мире?
- Мне кажется, цирк потерял эксклюзив, потерял магию и ушёл в коммерцию. Мы начали делать слишком много шоу. Сложно создавать такое количество представлений, оставаясь на таком же высоком уровне. Я не согласна с существованием некоторых шоу, но кто я против целой компании. Может быть, эти шоу и приносят деньги. Но были примеры, когда цирк замахивался на грандиозные номера, вкладывал большие деньги, но ничего не получалось.

- Вы ходили на цирк в Москве, какие впечатления?
- Конечно, стараюсь это делать по возможности. Наш советский цирк – кладезь знаний. Все цирковые удачные шоу получаются благодаря русским тренерам. Впрочем, весь мировой цирк сейчас движется в сторону Сirque du soleil. Не знаю, остались ли какие-то европейские цирки, которые сохраняют традиции. Но что касается российского цирка, то вижу, что появился make up, костюмы и вместо конферансье появилось такое явление, как story line. Не могу сказать, лучше от этого или хуже.

- Цирк – это семья?
- У нас шикарный коллектив. Никогда не было какого-то соперничества, как есть в балете.

Тут у каждого своя роль, и все довольны. Для меня цирк – это семья и жизнь, пусть и звучит это как клише.

- Получается, что вы уже 13 лет в цирке. Это много?
- Мне сложно сказать. Мы недавно отмечали юбилей – один из наших директоров работает в цирке уже 10 лет, хотя начинал как обычный менеджер. А наш тренер работает уже 22 года. Сравнивайте сами.

- Сколько за всё это время у вас было шоу?
- Всего три шоу – это не много и не мало. В последнем проекте я работаю уже семь лет, и мне никак не надоедает. Конечно, есть некая монотонность. Люди приходят и уходят, а я всё на одном месте. Но сам выход на сцену окупает всю эту рутину. Я себя внутри цирка уже комфортнее чувствую. Недавно дети спросили: а вы волнуетесь или боитесь? Я сказала, что в туалет хочется перед каждым выходом на сцену. Девочке, которая меня спрашивала, всего четыре года, как ей это объяснить? (Смеётся.)

«Выхожу замуж за американца, стану лепить пельмени»

- И что – вся жизнь пройдёт в цирке?
- Если бы была мужчиной, то вообще бы не уходила из этой профессии. Всё-таки женское тело немного другое, да и ребёнка хочется родить. А парням намного легче: съездил на пару месяцев в Россию, вернулся уже с женой. Мужикам можно работать, пока тело не сдастся.

- Это значит, что…
- Мой контракт закончится 31 декабря. По условию договора, цирк должен мне предложить новую позицию, но думаю, что откажусь. Сейчас у меня есть мужчина, начинается личная жизнь, и, наверное, самое время завязывать.

- Откуда ваш молодой человек?
- Он американец, обычный парень, не из цирка. С русскими мужчинами у меня никогда не складывалось, наверное, потому что вы избалованные. Женщинам в цирке сложнее, ведь мальчик может привезти девочку в тур, а если наоборот – то уже выглядит странно. На днях сыграем свадьбу. Большой церемонии не будет, тихо пойдём и распишемся.

Необычайные трюки, от которых захватывает дыхание

Цирк дю Солей, что в переводе означает «Цирк Солнца», не является традиционным цирком в нашем представлении: здесь нет животных, в нем участвуют только люди. Но они выполняют такие трюки, от которых у вас перехватит дыхание, а эмоциями вы будете переполнены еще месяц. Мастерство артистов гармонично, а порой и причудливо, соединяется с хореографией, музыкой и световыми эффектами.

Это еще и один из самых больших цирков, который, в прямом смысле, разросся в нечто грандиозное: его артисты, которых более 4 тысяч человек, выступают по всему миру. Кстати, впервые он появился в Канаде, первую труппу основали в 1984 году. И за эти годы цирк превратился в настоящую легенду, которую просто необходимо увидеть каждому, независимо от возраста или пола. Настоящий цирковой Голливуд.

Легендарные шоу

Артисты Cirque du Soleil ставят не просто цирковые номера. Это целая история, которая составляет нечто большее: так, программа Varekai знакомит зрителей с мифом об Икаре, другое шоу, Totem, показывает эволюцию человечества. Представления цирка не менее глубоки, чем выступления театральных артистов. И этот талант отмечен различными наградами, в том числе премией Эмми. «Цирк Солнца» - это новый этап циркового искусства, он вдохнул в него новую жизнь.

Основная цирковая труппа работает в Лас-Вегасе, другие труппы ездят по всему миру со своими выступлениями. В год выручка «Цирка Солнца» превышает 600 миллионов долларов.

20 интересных фактов о Цирке дю Солей

Факт №1. Визитная карточка Цирка дю Солей - необыкновенные и смешные клоуны. Их выступления понравятся даже тем, кто к клоунам относится настороженно. Кстати, в их труппе есть один грустный клоун. Он глухонемой.

Факт №2. Цирк всегда собирает полный аншлаг. Поэтому о билетах нужно всегда думать заранее.

Факт №3. Около 50% артистов цирка - русские. Так, тут поет русскоязычная певица Марьяна Соболь.

Факт №4. Костюмы артистов потрясающие, и к каждому шоу их отшивают великое множество. Так, для шоу Alegria - это 4 тысячи элементов одежды, их объем - полтора грузовика.

Факт №5. Платье Белой певицы из шоу Alegria весит 10 килограмм, а на его юбку ушло примерно 60 метров фатина.

Факт №6. У артистов нет гримеров: они самостоятельно накладывают грим.

Факт №7. Каждое шоу состоит из номеров, которые имеют единую концепцию и сюжет.

Факт №8. Ги Лалиберте, основатель Cirque du Soleil, намеренно отказался от канонов цирка: от животных и круглой арены. Но образы животных есть в выступлениях: их играют люди. Кстати, за это цирк очень почитаем защитниками животных.

Факт №9. Артисты в 1985 году выступили возле Ниагарского водопада. Однако идея была неудачной: зрителей больше интересовала падающая вода.

Факт №10. В представлениях намеренно убрали диалоги, благодаря чему был значительно преодолен языковой барьер и расширена зрительная аудитория в других странах.

Факт №11. В шоу Mystere выступают прыгуны-банджи. На их костюмах все блестки были наклеены вручную. Их более 2 тысяч.

Факт №12. Лалиберте был в туристической поездке в космосе в 2009 году.

Факт №13. Цирк дю Солей каждый год собирает примерно 10 миллионов зрителей.

Факт №14. «Цирк Солнца» давал выступления на вручении премий «Оскар» и «Грэмми», а в 2009 году в Москве он закрывал «Евровидение».

Факт №15. 80% доходов «Цирка Солнца» приносят сборы, остальные 20% - видеозаписи и сувениры.

Факт №16. Дети Ги Лалиберте называют его «папа-дракон».

Факт №17. В шоу «О» артисты выступают в расписных вручную купальных костюмах. На их изготовление уходит примерно месяц, а его стоимость около 3500 канадских долларов. Хватает этих нарядов всего лишь на три выступления.

Факт №18. Только в 2007 году костюмерами цирка было изготовлено более 20 тысяч костюмов. Ежегодно на их пошив уходит примерно 20 километров ткани.

Факт №19. Ежегодный подбор новых артистов обходится примерно в 45 миллионов долларов.

Факт №20. Считается, что название «Цирк Солнца» Ги Лалиберте придумал в честь солнечных дней, которые он провел в юности на Гавайях.

  • Location: Argentina, Buenos Aires

Аргентина, Буэнос-Айрес. Русские артисты за кулисами канадского цирка Дю Солей

По Южной Америке сейчас едет с гастролями самый знаменитый в мире, канадский цирк Дю-Солей. Дело в том, что команда у цирка интернациональная, и работает там много русских. В основном это акробаты. И во время их двухмесячных гостролей в Аргентине, мне довелось познакомится с артистами, и посмотреть это шоу не только из зала, но и из-за кулис! А так же немного узнать, как работает эта огромная автономная организация из 200 человек, которые вот уже 10 лет ездят по всему миру со своим шатром, собственной школой, 70 фурами декораций и багажа, а также с семьями, детьми, учителями, администраторами, тренерами и врачами.



Итак, идём в цирк. Рядом с буэнос-айресским МКАДом раскинут огромный шатёр. А на нём флаги тех стран, чьи артисты участвуют в шоу. Обратите внимание, как повесили российский флаг

01.

Шоу называется Варекай . Задолго до шоу весь город был обклеен афишами цирка Дю Солей. На первом представлении в Аргентине, обстановка была особенной: камеры, аргентинские звёзды, организаторы шоу, интервью...

Вот официальный трейлер шоу Варекай:

Так получилось, что я познакомился с артистами этого цирка - русскими ребятами. Ребята один раз мне подарили билеты на шоу, а второй раз пригласили за кулисы, посмотреть на шоу изнутри, что оказалось, пожалуй даже интереснее самого шоу!

Закулисье - это огромный шатёр, в котором артисты и переодеваются, и разминаются. Там же стоит большая плазма, по которой транслируется всё, что происходит на арене. С главным шатром это помещение соединено тёмным переходом

Перед выходом на сцену, обычно за кулисами акробаты делают тот же номер. Но только здесь со страховкой, а на арене - без

В шоу работает весь бывший Советский Союз: Казахстан, Украина, Россия... Кроме того есть несколько этнически русских артистов, давно живущих в других странах мира

Настоящие грузинские танцы, исполняются настоящими грузинами. На мой взгляд - это самый зажигательный номер в шоу. Дух захватывает!

В шоу каждый артист исполняет множество ролей. И не важно, даже если у артистов есть свой отдельный номер. К примеру наши, русские акробаты, присутствуют в шоу всё время, несмотря на то, что их главный номер - "Русские Качели"

Эта женщина объявляет через микрофон, чей номер ближайший, и сколько минут до выхода на сцену

До Аргентины, цирк был 8 месяцев в Бразилии. Шоу аргентинцы принимали очень хорошо, все 2 месяца был полный аншлаг. И это при том, что представления шли каждый день, за исключением понедельника, а в выходные - 2 раза в день. Кстати, представьте себе, какой это ритм жизни для акробатов! И так 5, 7, 10, 12 лет: всё время новая страна, и каждый вечер - прыжки, сальто и кульбиты!

В Буэнос-Айресе, все 2 месяца гастролей, зал был битком! И откуда у народа столько денег?...

Цирк приезжает в страну за неделю до начала спектаклей. Эта неделя - отпуск для артистов. В это время, за 3 дня на голой поляне разбивают шатёр, и устанавливают все сопутствующие помещения. Абсолютно всё цирк возит с собой в 70 фурах, вплоть до туалетов, собственной школы, столовой и спортивных тренажёров

Один из главных номеров шоу, это "Русские качели". Очень сложные трюки с перепрыгиванием с раскачивающихся качелей на плечи к партнёру. Причём на довольно приличное расстояние. Точно такие же качели, что и на сцене, имеются здесь, за кулисами. И незадолго до выхода, ребята отрабатывают этот номер

Известная картина о цирке материализовалась прямо передо мною!

На ближайший год это шоу едет по Латинской Америке, всё расписано, и даже уже продаются билеты. Сейчас цирк в Чили, дальше поедет в Перу, потом Колумбия, Коста-Рика и Мексика. В каждой стране по несколько месяцев. Кстати, это шоу приезжало и в Москву несколько лет назад.

Вот они все, русские акробаты!

Про то, как всё это выглядит изнутри, небольшое видео:

Раньше я бы сказал, что Цирк Дю Солей снизошёл до Бруклина, но теперь я скажу, что Цирк Дю Солей поднялся до Бруклина, потому что в Бруклине есть спортивно-концертный Барклэй-центр, который вышел на первое место в Нью-Йорке по объёму продаж билетов.

В этом центре с 24 по 28 июля Цирк Дю Солей дал 7 спектаклей Quidam, впервые выступив в Бруклине. Меня пригласили на репетицию. Всегда интересно взглянуть не только на результат, но и на процесс. Я разговорился с двумя акробатами - братьями Бондаренко: 26-летним Андрием и 29-летним Олександром. Они рассказали, что в детстве, естественно, любили цирк. Но мечта работать в цирке пришла позже. «Я начал мечтать о цирке, когда первый раз увидел Цирк Дю Солей по телевизору, - говорит Андрий. - Это было в 1998 году, тогда я как раз увидел Quidam, и в нём номер «Банкин», в котором я сейчас работаю. Мечта осуществилась». Андрий видел семь других представлений Цирка Дю Солей, но считает, что Quidam для него, как акробата, интереснее всего.

На этот вопрос ответил Олександр: «Здесь акробат может раскрыться по максимуму, потому что здесь мы делаем то, что делали до этого в спорте - та же «решётка», так же бросаем верхних, так же делаем пирамиды. Это как бы продолжение нашей спортивной карьеры, но уже на более высоком, профессиональном уровне».

Братья Бондаренко родом из Николаева на Украине. В составе четвёрки акробатов участвовали в европейских и мировых чемпионатах по спортивной акробатике. Завоевали множество медалей. Чемпионы VII Всемирных игр 2005 года. С 2006 года начали выступать в Цирке Дю Солей. А с 2010 года работают в представлении Quidam, в групповом номере «Банкин». Номер готовился 12 месяцев сначала в Бердичеве (!), потом в Монреале и в Нэшвиле.

Олександр назначен капитаном номера. Он женат. У него двухлетний ребёнок. Андрий ещё не женат. Братья рассказали, что в этом цирке артистам в конце каждого года ставят оценки, от которых зависят и продление контракта, и сумма зарплаты на следующий год. Учитывается также стаж. Так что у артистов есть стимул, есть возможности роста.

Олександр: «Оставаться с этой компанией мы планируем как можно дольше».

Андрий: «Потом есть даже перспектива быть тренером в цирке».

Представление Quidam было впервые показано в Монреале в 1996 году и с тех пор остаётся в репертуаре прославленного цирка. Из 52 участников представления 18 говорят по-русски. Это, например, все участники номера «Банкин»: кто из Омска, кто из Ярославля, из Винницы, даже из Казахстана. Все пришли из спорта, не из цирковых семей. Это рассказал мне тренер акробатов Андрей Винтилов, работающий в Цирке Дю Солей 18 лет. Последним в цирковой программе всегда ставится самый сильный номер. В этом представлении финальный номер – «Банкин».

Артисты показывают чудеса гибкости, пластики, ловкости и силы. Их выступления и всё представление сопровождает прекрасная музыка. Поражает техническое оснащение шоу. И завораживающая режиссура. Например, номер воздушной гимнастки Тани Бурки на свободно висящем шёлковом полотне ярко красного цвета - это танцевальная элегия о жизни, любви, страсти и спасении. А «ручной эквилибр на стойках» Анны Остапенко поражает своей техникой, и одновременно лёгкостью, с которой делаются невероятные трюки.

Одно из самых сильных впечатлений производит выступление силового акробатического дуэта Валентины Сиденко и Ива Декосте. Они медленно, красиво, даже поэтично переходят от одной фигуры к другой, каждый раз создавая невероятную по красоте и гармонии скульптуру.

После номера «Банкин» с его уникальными пирамидами, опускается красный театральный занавес, напоминающий нам, что Цирк Дю Солей - это театр. Цирковой, но театр. Прощание артистов со зрителями окутано лёгкой грустью. Жаль, что сказка кончилась. Но хорошо, что она была.

В последний раз выступит в Москве с шоу Kooza — одним из самых зрелищных цирковых шоу мира. Для нашего спецпроекта артисты сфотографировались без костюмов и грима и рассказали о своей жизни в цирке и за его пределами

БАРРИ ЛОУИН, АКРОБАТ

О работе: «По натуре я перфекционист. Если совершаю ошибку, очень переживаю и ругаю себя. Возможно, зритель этого не заметит, но я-то знаю, что мог бы сделать лучше. Поэтому уделяю много времени тренировкам и репетициям. Чтобы поддерживать хорошую физическую форму, занимаюсь пилатесом и йогой. Работа в Cirque du Soleil не самая легкая, зато лучшая для меня на сегодняшний момент».
О личном:
«Шоу Kooza исполнило сразу две мои заветные мечты: работать на сцене и путешествовать по миру. Мне нравится, что мы никогда не сидим на одном месте. Я люблю ездить по городам, изучать культуру разных стран. Конечно, иногда я скучаю по друзьям и близким. Но такова жизнь: тем, кто следует за мечтой, всегда приходится от чего-то отказываться. Я ни о чем не жалею и сейчас абсолютно счастлив.


БАРРИ ЛОУИН

Акробат (роль в шоу — Плут). Страна: США. До Cirque du Soleil : работал на американском телевидении и радио, играл в театре. В Cirque du Soleil : два года, полгода в шоу Kooza.


ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ, АКРОБАТ

О работе: «Cirque du Soleil создает артистам прекрасные условия: медицинская страховка, путешествия по всему миру. Если ты с семьей, то цирк арендует апартаменты… И все же тяжело выступать в одном и том же образе, в одном и том же шоу на протяжении стольких лет. Мне кажется, пять лет достаточно, и нужно что-то менять».
О личном: «Год назад у меня родилась дочь. Сейчас жена периодически уезжает в Россию к бабушкам и дедушкам, летом вместе с дочкой отдыхала в Болгарии. До рождения ребенка жена все время находилась со мной в туре. Вторым половинкам «цирковых» тяжело. Мы работаем шесть дней в неделю, на семью остается мало времени. В выходные стараемся куда-то пойти: в музеи, театры, просто погулять по городу. Но обычно супруге приходится искать развлечения самостоятельно. Не думаю, что без ее поддержки я смог бы столько лет работать на одном месте».



ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ

Акробат (номер в шоу «Подкидные доски»). Страна: Россия. До Cirque du Soleil : работал в Росгосцирке. В Cirque du Soleil : шесть лет в шоу Kooza.

ЮЛИЯ КОРОСТЕЛЕВА,
ВОЗДУШНАЯ ГИМНАСТКА

О работе: «Я долго воспринимала работу в Cirque du Soleil как временную. Пару раз уходила, пытаясь найти себя, например, в журналистике. Но поняла, что цирк моя жизнь. В ней тоже есть рутина, и иногда она становится невыносимой. За окном меняются города, а ты даже не успеваешь их разглядеть. Но открывается второе дыхание и все налаживается».
О личном: «Думаю, моя следующая роль — жена и мать. Но с нашей работой трудно найти хорошего папу для будущих детей. Я сильный человек: спорт и цирк закалили характер. Если встречу кого-то сильнее себя, все брошу. Мне не важно, где жить. Раньше не могла представить себя вне Москвы. Теперь знаю, что дом — место, где любят и ждут».



ЮЛИЯ КОРОСТЕЛЕВА

Воздушная гимнастка (номер «Трапеция»). Страна: Россия. До Cirque du Soleil : занималась спортивной гимнастикой. В Cirque du Soleil : 12 лет, из них 5 в Kooza.

РОН КЭМПБЕЛ, КЛОУН

О работе: «Главное отличие театра от цирка — аудитория. В цирк люди приходят отдохнуть, поэтому все должно быть предельно просто. Мы почти не говорим, мы доносим информацию до зрителя при помощи мимики и жестов. В Kooza клоуны не сентиментальные. Наши шутки на грани добра и зла. Нужно быть осторожным, чтобы никого не обидеть».
О личном:
«Благодаря Kooza я встретил свою девушку. Мы познакомились во время гастролей в Японии. У нее там свой магазин. Работа отлажена, поэтому она спокойно на 2-3 месяца уезжает со мной. Я занимаюсь японскими боевыми искусствами. И если на сцене я придуриваюсь, то в жизни могу дать отпор. Хотя и пошучу при этом. После окончания контракта с цирком вернусь в театр. Но пока мне нравится быть главой королевства Kooza ».

РОН КЭМПБЕЛЛ

Клоун (роль в шоу — Король). Страна: США. До Cirque du Soleil : был уличным актером, работал в труппе Калифорнийского шекспировского театра. Организовал шоу в Лос-Анджелесе,
в котором исполнил 49 ролей. В Cirque du Soleil : 6 лет в Kooza.

ШОН КЕМПТОН, КЛОУН

О работе: «Я не устаю от работы: моя работа — это я. Существует два типа клоунов: одни с 30-летним стажем работы и при этом абсолютные дети, другие работают, кажется, лет триста — такие угрюмые старики. Я нахожусь где-то посередине».
О личном: «Моя жена воздушная гимнастка, но в шоу Kooza работала клоуном со мной. Сейчас она вернулась в Англию с нашей дочкой, чтобы отдать ее в школу. Дочь выросла за кулисами и обожает цирк. Думаю, она будет работать здесь. Хотя главное — ее счастье. Я вырос в семье военных медиков, но родители не настаивали, чтобы я пошел по их стопам. Так и я отнесусь к выбору дочки».

ШОН КЕМПТОН

Клоун (роль в шоу — Шут Короля, разнорабочий) Страна: Великобритания.
До
Cirque du Soleil : играл в театрах США и Великобритании, выступал в уличных шоу, работал директором Generating Company — крупнейшей в Великобритании компании
по организации гастролей цирковых шоу. В Cirque du Soleil Kooza .

ВЭДРА ЧАНДЛЕР, ПЕВИЦА

О работе: «В мюзиклах я пела, играла, танцевала, а здесь только пою, не отвлекая внимание от сцены. Конечно, я скучаю по танцам, но мне нравится новая работа. Она дает возможность путешествовать и общаться со всем миром».
О личном:
«Я окончила Гарвард по специальности «политика». Но всегда мечтала выступать на сцене. Родителям было трудно смириться с тем, что я с таким серьезным образованием работаю в мюзиклах. А узнав о цирке, они пришли в ужас. Но я пригласила их на выступление, и все вопросы отпали. Они увидели красивое шоу и поняли, что я счастлива здесь. Теперь всем с гордостью рассказывают о моей работе. Мне 32 года, а я ощущаю себя ребенком благодаря цирку. Не думаю о том, что будет завтра, но, что бы ни случилось, знаю: не пропаду. Если мне надоест петь, смогу заняться политикой. Как вам новый президент Америки из Cirque du Soleil



ВЭДРА ЧАНДЛЕР

Певица Страна: США. До Cirque du Soleil : выступала в мюзиклах на Бродвее. В Cirque du Soleil : четыре года, из них три в шоу Kooza.

ДЖИММИ ИБАРРА САПАТА (СЛЕВА)
И РОНАЛЬД СОЛИС, АКРОБАТЫ

Джимми о работе: «С детства я обожал адреналин. Когда в 12 лет увидел «Колесо смерти», дал себе слово, что выполню этот трюк. И вот уже 20 лет с ним выступаю».
О личном:
«Мама лишь однажды пришла на шоу, но на середине номера выбежала из зала. Думаю, окончив работу в Kooza, перестану выполнять этот трюк. У меня есть девушка, и я хочу думать о будущем: семье и детях».
Рональд о работе:
«Главное — отношения с партнером. Мы с Джимми знакомы давно. Бывают ссоры. Но, выходя на сцену, мы забываем о них. Потому что зависим друг от друга. Ошибется один — пострадают оба».
О личном: «Когда каждый день рискуешь, лучше не думать о будущем. Я стараюсь жить сегодняшним днем. Жена не одобряет мою работу, но она знает: для меня это жизнь».

ДЖИММИ ИБАРА САПАТА (СПРАВА)

Акробат (номер «Колесо смерти») Страна: Колумбия. До Cirque du Soleil : работал в акробатом в немецком Circus Flic Flac . В Cirque du Soleil : семь лет, из них шесть в шоу Kooza.

РОНАЛЬД СОЛИС

Акробат (номер в шоу «Колесо смерти»). Страна: Колумбия. До Cirque du Soleil : работал в швейцарском Nock . В Cirque du Soleil : год в шоу Kooza.