Семья и Дети

Наталья осипова балерина официальный. Наталья Осипова: мне всегда интересно пробовать все новое

В 2003 г. стала обладателем Гран при Международного балетного конкурса «Приз Люксембурга».
В 2005 г. завоевала III премию Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве(в категории «Дуэты» в старшей группе).
В 2007 г. отмечена призом журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
В 2008 г. получила ежегодную английскую награду (National Dance Awards Critics’ Circle) — Национальную танц-премию Круга критиков (лучшая балерина в разделе «Классический балет») и Национальную театральную премию «Золотая маска» за выступление в балете «В комнате наверху» Ф. Гласса в постановке Твайлы Тарп (сезон 2006/07) и Премию Леонида Мясина, ежегодно вручаемую в Позитано (Италия), в категории «За значимость таланта».
В 2009 г. (вместе с Вячеславом Лопатиным) награждена Специальной премией жюри «Золотой маски» - за лучший дуэт в балете «Сильфида» (сезон 2007/08) и призом Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за исполнение партий Сильфиды, Жизели, Медоры в «Корсаре» и Жанны в «Пламени Парижа».
В 2010 г. была удостоена Международной балетной премии Dance Open в номинации «Мисс Виртуозность».
В 2011 г. вновь получила ежегодную английскую награду (National Dance Awards Critics’ Circle) - Национальную танц-премию Круга критиков (лучшая балерина); была удостоена Гран при премии Dance Open и Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Лучшая танцовщица года».
В 2015 г. вновь была удостоена Национальной танц-премии Круга критиков, причем, получила награду сразу в двух номинациях («Лучшая балерина» и «Выдающееся исполнение»/ за исполнение партии Жизели в спектакле Королевского балета).

Биография

Родилась в Москве. В 2004 г. окончила Московскую государственную академию хореографии (класс ректора ) и была принята в балетную труппу Большого театра. Дебют состоялся 24 сентября 2004 г. Начала репетировать под руководством . Затем ее постоянным педагогом-репетитором была .
Оставила Большой театр в 2011 г. Выступает с многими ведущими балетными труппами мира, включая Американский театр балета (АБТ), Баварский балет, балетную труппу Ла Скала.
С 2011 г. - прима-балерина Михайловского театра в Санкт-Петербурге, с 2013-го - Королевского балета Ковент-Гарден.

Репертуар

В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

2004
Вставное па де де
Нэнси («Сильфида» Х.Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен)
Одиннадцатый вальс («Шопениана» на музыку Ф.Шопена, хореография М.Фокина)
Испанская кукла («Щелкунчик» П.Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
Горчичное зерно («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольда и Д. Лигети в постановкеДж. Ноймайера) -

2005
Испанская невеста («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М.Петипа, Л.Иванова, А.Горского)
Партия в балете «Пассакалья», солистка в балете «Пассакалья» (на музыку А. фон Веберна, хореография Р. Пети)
Машинистки («Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) -
Первая вариация в гран па («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Золушка («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Легкомыслие («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина)
Солистка канкана («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха в обработке М. Розенталя, хореография Л. Мясина) - первая исполнительница в России
Четыре дриады, Китри («Дон Кихот»)
Солистка III части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)
Вторая вариация в картине «Тени» («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского) - была в числе первых исполнителей этого балета

2006
Солисты вальса (была в числе первых исполнителей)
Осень («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссер Ю. Борисов)
Рамзея, Аспиччия («Дочь фараона» Ц.Пуни в постановке П.Лакотта по М.Петипа)
Манька Фарт («Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
Гамзатти («Баядерка») - дебют состоялся на гастролях театра в Монте-Карло

2007
Солистка («Серенада» на музыку П. Чайковского. хореография Дж. Баланчина) -
Солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп) - была в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
Солистка («Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона, хореография А. Ратманского)
Солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
Третья Одалиска («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

2008
Сильфида («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга) - первая исполнительница в Большом театре
Медора («Корсар»)
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена)
Пара в красном («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) - была в числе первых исполнителей балета в Большом театре
Вариация (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)

2009
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева)
Никия («Баядерка»)
Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева)

2010
Главная партия в балете «Рубины» на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина) - участница премьеры в Большом театре
Па де де (Herman Schmerman Т. Виллемса, хореография У. Форсайта)

2011
Корали («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) - первая исполнительница

Участвовала в проекте Большого театра
«Мастерская новой хореографии» (2004 г.), выступив в балете «Болеро» на музыку М. Равеля (хореография А. Ратманского) В 2007 г. выступила в балете «Вываливающиеся старухи» на музыку Л. Десятникова (хореография А. Ратманского), показанном сначала на фестивале Территория, а затем в рамках «Мастерской новой хореографии» В 2011 г. - участница совместного проекта Большого театра и калифорнийского Сегерстром-центра искусств («Remansos» на музыку Э. Гранадоса в постановке Н. Дуато; «Серенада» на музыку А. Чьерво в постановке М. Бигонцетти; Па де труа на музыку М. Глинки, хореография Дж. Баланчина; «Cinque» на музыку А. Вивальди в постановке М. Бигонцетти).

Гастроли

В ПЕРИОД РАБОТЫ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

Декабрь 2005 г. - выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот» (хореография М. Петипа, А. Горского в редакции С. Боброва) в Красноярском государственном театре оперы и балета.

2006 г. - участвовала в XX Международном фестивале балета в Гаване, исполнив с Иваном Васильевым (Большой балет) па де де из балета «Пламя Парижа» Б. Асафьева (хореография В. Вайнонена) и па де де из балета «Дон Кихот».

2007 г. - на VII Международном фестивале балета «Мариинский» исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» (партнер - солист Мариинского театра Леонид Сарафанов) и па де де из балета «Корсар» в завершающем этот фестиваль гала-концерте (партнер тот же);
- на международном фестивале «Танцевальный салат» (Театральный центр Вортема, Хьюстон, США) исполнила с ведущим солистом Большого балета Андреем Меркурьевым «Средний дуэт» в постановке А. Ратманского;
- на гала-концерте в честь Майи Плисецкой, состоявшемся на сцене мадридского Королевского театра, исполнила па де де из балета «Дон Кихот» (партнер - премьер Большого балета Дмитрий Белоголовцев).

2008 г. - с Иваном Васильевым приняла участие в гала-концерте «Звезды сегодняшние и звезды завтрашние» (па де де из балета «Пламя Парижа»), завершившем IX Международный конкурс учащихся балетных школ Гран при американской молодежи (Youth America Grand Prix), в 1999 г. учрежденный бывшими артистами Большого балета Геннадием и Ларисой Савельевыми;
исполнила заглавную партию в балете «Жизель» в Казани с балетной труппой Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в рамках Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева (Граф Альберт - Андрей Меркурьев) и выступила в гала-концертах, завершавших этот фестиваль, исполнив па де де из балета «Пламя Парижа» (партнер - солист Большого балета Иван Васильев);
в рамках Первого сибирского фестиваля балета выступила в спектакле Новосибирского государственного академического театра оперы и балета «Дон Кихот», исполнив партию Китри (Базиль - Иван Васильев);
приняла участие в гала-концерте «Приношение Майе Плисецкой», прошедшем в рамках фестиваля «Сады Кап-Ройг» (провинция Жирона, Испания), исполнив с Иваном Васильевым па де де из балета «Пламя Парижа» и па де де из балета «Корсар»;
приняла участие в гала-концерте артистов балета, состоявшемся на сцене Лионского амфитеатра (вариации и кода из балета «Дон Кихот», па де де из балета «Пламя Парижа», партнер Иван Васильев).
выступила в заглавной партии балета «Сильфида» (хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга) в Цюрихе с балетной труппы Цюрихской оперы;
выступила в заглавной партии в спектакле Новосибирского государственного академического театра оперы и балета «Жизель» (Граф Альберт Иван Васильев);

2009 г. - исполнила партию Никии в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарёва, В. Чабукиани, с отдельными танцами К. Сергеева, Н. Зубковского; постановка И. Зеленского) в Новосибирске с балетной труппой Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (Солор - Иван Васильев);
выступила в заглавной партии балета «Жизель» (редакция Н. Долгушина) с труппой Михайловского театра в Санкт-Петербурге (партнер Иван Васильев).
в качестве приглашенной солистки Американского театра балета (АБТ) приняла участие в спектаклях этой труппы на сцене нью-йоркской Метрополитен-оперы. Выступила в заглавной партии балета «Жизель» (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа; Граф Альберт - Дэвид Холберг) и заглавной партии балета «Сильфида» (хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. Бруна; Джеймс - Херман Корнехо);
исполнила партию Балерины в балете «Петрушка» И. Стравинского (хореография М. Фокина) в спектакле Парижской национальной оперы.

2010 г. - выступила в партии Клары в балете «Щелкунчик» П. Чайковского (хореография Р. Нуреева) в спектакле Парижской национальной оперы (партнер Матиас Эйманн).
исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» (версия Р. Нуреева) в миланском театре Ла Скала (партнер Леонид Сарафанов);
участвовала в X Международном фестивале балета «Мариинский» - исполнила заглавную партию в балете «Жизель» (Граф Альберт - Леонид Сарафанов);
вновь принимала участие в спектаклях АБТ на сцене Метрополитен-оперы: исполнила партии - Китри в балете «Дон Кихот» (хореография М. Петпа, А. Горского, постановка К. МакКензи и С. Джонс; партнер Хосе Мануэль Карреньо), Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (хореография К. МакМиллана; партнер Дэвид Холберг), Принцессы Авроры («Спящая красавица» П. Чайковского; хореография М. Петипа, К МакКензи, Г. Киркланд, М. Чернова, постановка К. МакКензи; партнер Дэвид Холберг).

2011 г. - исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) в Мюнхене с балетной труппой Баварской государственной оперы (Петруччо - Лукаш Славицкий);
участвовала в сезоне АБТ на сцене Метрополитен-оперы - исполнила партию Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» (хореография А. Ратманского, Классический танцовщик - Даниил Симкин), партию Сванильды в балете «Коппелия» (редакция Ф. Франклина, Франц - Даниил Симкин); исполнила заглавную партию в балете «Ромео и Джульетта» (хореография Ф. Аштона, возобновление П. Шауфуса) в Лондоне (театр Колизей) с Английским национальным балетом (Ромео - Иван Васильев).

Распечатать

Наталья Осипова в своем поколении самая известная российская балерина в мире. Уже первый спектакль выпускницы Московской академии хореографии стал сенсацией. Осипову позвали в Большой, но передержали "в молодых", не давая расширить репертуар.

Вероятно, она бы так и осталась вечной Китри из "Дон Кихота", но вместе с партнером Иваном Васильевым балерина хлопнула дверью и ушла в труппу петербургского Михайловского театра, а потом и в Ковент-Гарден. Уже в Лондоне прима Королевского балета Наталья Осипова стала мировой балетной звездой. "РГ" узнала, как она попала в Пермь, чтобы выступить в роли Маши в "Щелкунчике", новой постановке театра.

Наталья, как вас из Лондона в Пермь занесло?

Наталья Осипова: Это была моя инициатива! Сидела однажды вечером и подумала: что-то давно я не танцевала "Ромео и Джульетту" Кеннета Макмиллана - он из тех спектаклей, от которых я получаю огромное удовольствие. Спонтанно позвонила Дэвиду Холбергу, обидно, что при таком замечательном партнерстве мы всего три раза "Ромео и Джульетту" станцевали. Стали думать: в Лондоне спектакль не шел, в Америке не шел, ни в Ла Скала, ни в Мюнхене. А потом пробила по сети - Макмиллан идет в Пермь! И написала Леше (экс-солист Мариинского театра, художественный руководитель Пермского балета Алексей Мирошниченко).

Вот прямо так, без агента, спонтанно?

Наталья Осипова: Они сначала не поверили, позвонили и переспросили, я ли Наташа. А когда поверили, подключили Теодора Курентзиса и MusicAeterna, раз уж спектакль будет в Перми. В последний момент у Холберга случилась травма, но мне уже поздно было отступать. К тому же я редко бываю в России и родители обрадовались, что я проездом в Пермь заскочу к ним в Москву. В итоге станцевала два спектакля, получив большое удовольствие от хореографии и от работы с открытыми добрыми людьми. Вот и стали обсуждать, чего бы еще такого сделать.

Потом была "Жар-птица" на Дягилевском фестивале?

Наталья Осипова: Умудрилась выучить ее в свои выходные: репетиции в Ковент-Гарден расписаны надолго вперед, и нельзя нарушать нормы. Так же станцевала в Перми Жизель.

Российская балерина, прима Королевского балета Наталья Осипова стала мировой балетной звездой. Фото: РИА Новости

Маша в "Щелкунчике" - это детская мечта или балеринский must have?

Наталья Осипова: Нет, я о Маше не мечтала, и когда мне не давали ее танцевать в Большом, даже не расстраивалась. Потом станцевала в Парижской опере в редакции Нуреева, репетировала с прекрасным педагогом Лораном Илером, ныне руководителем МАМТа. Когда смотришь, и то пробирает, а уж когда танцуешь, тем более. На Чайковского я отзываюсь.

Пермский "Щелкунчик" в постановке Алексея Мирошниченко новый, появился только месяц назад. Что в нем особенного?

Наталья Осипова: В Ковент-Гарден идет версия Питера Райта, хоть и с отсылкой к оригинальной хореографии Льва Иванова конца позапрошлого века. А Леша Мирошниченко так заразительно рассказывал про драму в музыке Чайковского, которая должна раскрыться. Я загорелась. В Пермской Маше на самом деле смысл острее, драматичнее, финал открыт и дает варианты. У Мирошниченко героиня не маленькая играющая в куклы девочка, а девушка, она уже многое чувствует и готова понять, какие поступки не стоит совершать. Она догадывается, что неверные шаги могут разрушить жизнь. И что любовь хрупка, разбить ее ничего не стоит. Мне такая идея очень близка. Я даже вспоминала свою первую любовь, когда любое резкое слово могло быть катастрофой. Так и в спектакле - Маша только задумалась, нужен ли ей принц, и тут же его теряет. Это очень ложится на музыку финального адажио.

Но ведь все видели под эту музыку счастливый конец?

Наталья Осипова: Да, это непривычно и поперек стандартов, но я всегда за вещи, которые больше трогают. Пусть чувств будет больше, а уж зрители решат, что для них лучше.

После сложившихся отношений с пермским балетом не возникли ли планы танцевать и с другими российскими театрами?

Наталья Осипова: Через три недели у меня "Легенда о любви" в Мариинском театре, танцую сильную царицу Мехменэ Бану. Кажется, я соскучилась по мощи российских спектаклей.

Значит, скоро все-таки ждать вас в Большом?

Наталья Осипова: Было приглашение от Владимира Урина, но выступления не состоялось по моей вине. Может быть, поменяется ситуация, ко мне все замечательно относятся, официально пригласили участвовать в конце мая в концерте в честь юбилея Мариуса Петипа.

Я о Маше не мечтала, и когда мне не давали ее танцевать в Большом, даже не расстраивалась

А спектакль? У вас давние контакты с руководителем балетной труппы Махаром Вазиевым?

Наталья Осипова: Пока не складывается, хотя у нас действительно теплые отношения. Понимаете, мне приятно самой выбирать, что танцевать. В Мариинке я выбрала "Легенду...", в Мюнхене "Укрощение строптивой". Впереди в Ковент-Гарден "Манон Леско" с Дэвидом Холбергом и "Жизель", которую мы не исполняли вместе лет пять, и премьера "Лебединого озера" Лиама Скарлетта.

Ждать сольные программы?

Наталья Осипова: Да, люблю хореографию, которую ставят прямо сейчас. С продюсером Сергеем Даниляном договорились сделать с хореографом Владимиром Варнавой "Золушку", представим ее в августе в Америке и потом привезем в Россию. На сентябрь запланировала свой вечер современных хореографов, пять авторов, и мне наконец поставит 15-минутный дуэт Алексей Ратманский. В конце станцую "Умирающего лебедя".

Наталья Осипова: Я бы не назвала это сарказмом, может, все будет вполне всерьез. Дань тому, что я люблю в танце, - возможность выразить саму себя.

Наталья Осипова и Сергей Полунин

Ее сиянье факелы затмило.

Она подобна яркому бериллу

В ушах арапки, чересчур светла

Для мира безобразия и зла.

Как голубя среди вороньей стаи,

Ее в толпе я сразу отличаю.

Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.

Любил ли я хоть раз до этих пор?

О нет, то были ложные богини.

Я истинной красы не знал доныне...

Он - главный балетный хулиган, она - русская суперзвезда Королевского балета.

Наталья Осипова и Сергей Полунин рассказывают о страхе, боли, а также любви, зародившейся на сцене.

«Я слышала о его репутации, о ней слышал каждый в нашем мире. Говорили, что он оказался не слишком ответственным, что он сбежал. Так что поначалу я думала, что никогда не буду танцевать с ним». Наталья Осипова бросает взгляд на Сергея Полунина, который, будто опекая, сидит с ней рядом, и бледное, сдержанное лицо балерины озаряет внезапная улыбка: танцовщик, с которым она поклялась не появляться на одной сцене, теперь ее спутник жизни.
Их роман мало кто мог предсказать. Не только потому, что каждый из танцовщиков был слишком знаменит, чтобы вместе они могли составить убедительную пару. Но и потому, что их карьеры развивались в слишком разных направлениях. Осипова, оставившая блестящую карьеру в Большом театре, который она покинула вместе с бывшим партнером Иваном Васильевым, переехала в Лондон в 2013 году и стала прима-балериной Королевского балета.

Полунин за 18 месяцев до того покинул этот театр и на фоне историй о злоупотреблении кокаином и глубокой профессиональной неудовлетворенности уехал в Россию, чтобы привести в порядок свое удивительное резюме балетного танцовщика, модели и будущего киноактера.

В 2015 г. Осипова должна была танцевать главную роль в балете «Жизель» в Милане. По разным причинам у нее не оказалось подходящего партнера. Ее мама предложила связаться с Полуниным, который, несмотря на всю эксцентричность, по-прежнему обладал невероятным природным талантом, чистыми классическими линиями и парящим прыжком, которые смогли бы превосходно оттенить яркую энергетику Осиповой. Балерина осторожно отправила Полунину электронное письмо. И когда, к ее удивлению, он согласился стать ее партнером, обнаружила, что он вовсе не enfant terrible, как она предполагала. «Он оказался очень искренним. Я почувствовала, что он добрый человек - тот, кому я могу доверять».
Именно во время репетиций «Жизели» - наиболее романтического балета классического репертуара - танцовщики влюбились друг в друга. Для Полунина исполнение роли графа Альберта на одной сцене с Жизелью Осиповой стало больше, чем романтическим прозрением. К тому моменту он был настолько разочарован в балете, что собирался покинуть сцену, однако затем его мнение изменилось. «Танцевать с Натальей было чудесно. Я был вовлечен на 100 процентов, для меня все было реальным и настоящим, и теперь я бы всегда хотел танцевать именно с ней».

Сейчас он снова живет в Лондоне, и хотя их перемещения, связанные с рабочими графиками, довольно запутаны, они составляют планы, которые позволят им работать вместе как можно чаще и ближе. Полунин намерен вернуться в Королевский балет как приглашенный танцовщик («мне бы действительно хотелось это обсудить»), однако пара также хочет вместе участвовать в независимых проектах. Осипова тихо говорит: «Такова особенность нашей работы. Чтобы видеть друг друга, возвращаться к друг другу домой, мы должны найти возможность работать вместе».
Их первым совместным предприятием станет новый дуэт, поставленный Расселом Малифантом. Это будет часть летней программы современного танца, подготовленной лично Осиповой. Для нее это продолжение проекта, который начался с «Соло для двоих» - вечера современного танца, представленного вместе с Васильевым в 2014 году. Это был эксперимент, который одновременно воодушевил и расстроил ее, потому что на его подготовку было недостаточно времени. Работа над новой программой, номера для которой создали Артур Пита, Сиди Ларби Шеркауи и Рассел Малифант, ведется иначе. Осипова намерена работать столько, сколько нужно, чтобы адаптировать тело, воспитанное в рамках классического балета, к различным стилям. «Я хочу освоить языки этих хореографов. И хочу говорить на каждом из них очень хорошо, без акцента».
Полунин танцует в работах Пита и Малифанта. Стелющиеся по земле, текучие движения стали для танцовщика вызовом. «Мне всегда казалось, что между мной и современным танцем - стена. Я не знал, как ее преодолеть. И для меня все это довольно трудно, особенно когда приходится опускаться на пол. Но я смотрю, как Наталья делает эту хореографию своей, и понимаю, что тоже могу выполнить по-своему».
Делать по-своему - это новый опыт для Полунина. В недавних интервью он рассказывал с гневом и обидой о том, что его насильно отдали в балет, что ему было трудно покинуть родную Украину в 13 лет и, не зная ни слова по-английски, адаптироваться к чужой культуре. Теперь, после встречи с Осиповой, ему проще разбираться со своим прошлым.
Он говорит медленно и аккуратно, по-прежнему с легким украинским акцентом: «В школе Королевского балета обо мне очень хорошо заботились, словно это была семья. Театр также дал мне все, что можно. Но я чувствовал себя несчастным и не знал, как это выразить. Дома, если ты злишься, ты можешь с кем-нибудь подраться. Но в школе никто не дрался - за это бы просто выгнали. В театре я чувствовал себя потерянным, я хотел попробовать что-то еще - например, участвовать в мюзикле или фильме - но боялся все испортить. Я жил в Лондоне, он стал моим домом, но я по-прежнему не имел статуса гражданина. Если бы директор разозлился на меня и выгнал, куда бы я пошел? Думаю, уйдя из театра, я хотел пройти через самые страшные для меня вещи - чтобы больше их не бояться».

Теперь, когда Полунин проводит так много времени с Осиповой, он близок и к Королевскому балету. «Я думаю и говорю о балете больше, чем когда-либо. Я изменился». И хотя он хочет сохранить верность классике, его главная цель - участвовать в самых разных проектах. Видео “Take Me to Church”, созданное вместе с режиссером Дэвидом ЛаШапелем, достигло почти 15 миллионов просмотров на YouTube. Танцовщик говорит, что хотел бы заинтересовать именно молодую, не имеющую специальных интересов аудиторию. «Я хотел бы участвовать в большем количестве проектов, соединяющих представителей кино, музыки и моды. Меня это увлекает».

Осипова внимательно слушает. «Идеи Сергея чудесны. Мне кажется, очень важно, чтобы они воплотились в жизнь». Сама она счастлива оставаться прима-балериной Королевского балета, поскольку считает, что репертуар этого театра - идеальное сочетание классики и новых работ. «Теперь, когда я уже зрелая танцовщица, хочу серьезно сконцентрироваться на некоторых классических балетах - как, например, “Лебединое озеро” и “Спящая красавица”». При этом она считает, что для ее таланта еще предстоит найти идеальное обрамление. «Я думаю, что существует хореограф, который поможет показать мне лучшее, на что я способна. Всего лишь нужно его найти».

Соединить их личные и профессиональные амбиции непросто: это будет хрупкий баланс. Тем не менее, та веселая беспечность, с которой танцоры хихикают, и та абсолютная серьезность, с которой они слушают друг друга, показывает, как они близки. Осипова нежно улыбается, когда вспоминает об их первом совместном выступлении: она ждала выхода на сцену - момента, когда Альберт постучит в дверь Жизели. «Для меня это очень эмоциональный момент, очень поэтичный и символичный. У меня было чувство, что я ждала это стука всю жизнь».

В детстве меня как-то пытались обмануть, отобрать монетку, и предложили, загадав желание, бросить её с лестницы.

С тех пор я всю жизнь бросаю монетку. Однажды я, например, пожелал стать лучшим танцовщиком в мире.

Одна из самых ярких звезд балета рассказывает о партиях, которые делают ее талант более многогранным.

Это было «страшное событие в истории России», – говорит , прима- балерина Королевского Балета, – я и представить не могла, что буду в Англии танцевать Анастасию… Это очень необычно»

Сидя в небольшом комнате в Королевской Опере в Лондоне, говорит об одном из самых мрачных периодов истории ее страны – убийстве в 1918 году Царя Николая II и его семьи, о тайне, окружающей местонахождение их останков, и о неизвестной женщине, которая, годы спустя, объявила себя младшей дочерью Романовых, великой княжной Анастасией.

В балете «Анастасия» Наталья исполняет роль Анны Андерсон, психически нездоровой женщины, которая считала себя Анастасией, не понятным образом выжившей после смертной казни. В балете Андерсон воскрешает предполагаемую жизнь юной княжны в Российской Империи и пытается выяснить, кем она является, или наоборот, не является. Это захватывающий конфликт между воспоминаниями и действительностью, выдумкой и правдой, поиск схожести с главной героиней для глубины понимания роли.

Уже четвертый сезон танцует в Королевском Балете, но до сих пор трудно поверить, что эта хрупкая, бледная девушка, сидящая передо мной сейчас в черном свитере и леггинсах, произвела фурор своим первым появлением на сцене Ковент Гарден в 2010 году. В то время она была прима–балериной Большого театра и поразила публику своей невероятной техникой, атлетизмом и бравурным исполнением. В 2011 году она со своим партнером перешла в Михайловский театр Санкт-Петербурга в поисках «творческой свободы». А год спустя, после появления в 2012 году в « » в качестве приглашенной солистки Королевского Балета, она перешла работать в труппу на постоянной основе, получив «предложение, от которого я не могла отказаться», – говорила сама Наталья.

Родилась в 1986 году. Она была еще ребенком, но отчетливо помнит то время, когда, после падения коммунизма, тела пяти членов семьи Романовых были эксгумированы и официально перезахоронены в Петропавловском Соборе Санкт-Петербурга в 1998 году. Наталья описывает это как «огромное событие в России». Даже когда анализ ДНК, казалось бы, доказал, что Анна Андерсон не имеет отношения к царской семье, эта тайна продолжала жить. «Даже сегодня Русская Православная Церковь все еще не признает, что это действительно останки царской семьи».

Могла бы быть Андерсон Анастасией? «Я должна верить, что да. был абсолютно убежден в этом, – (он умер в 1992 году до обнародования анализов ДНК), – он был очарован этой женщиной, тем, что происходило в ее душе».

Не странная ли это тема для балета? «Наоборот, – возражает Наталья, – я думаю, это очень интересно. Мы так привыкли к милым, легким историям в классическом балете, оперные сюжеты гораздо глубже и содержательнее. Это чудесно для балерины танцевать такую сложную драматическую партию». никогда не избегал таких неприятных тем как изнасилование, суицид, сексуальная деградация и ментальный беспорядок. В третьем акте «Анастасии» действие происходит в приюте, и, говорит , – «это как будто мир, который существует в ее сознании. Как обрывки воспоминаний, которые она пытается соединить, чтобы сложить историю своей жизни. Мне нужно вовлечь зрителей в этот мир. Это очень трудно. Для этого недостаточно просто делать драматические жесты, – она взмахивает рукой, – необходимо каждую секунду понимать, что ты делаешь на сцене, осознавать каждое движение».

Она уверена, что «Анастасию» никогда не поставят в России. Но одной из главных причин, почему она хотела работать с Королевским Балетом, – это именно разнообразие репертуара. «Я пришла за репертуаром, – говорит она, – за , современными спектаклями. Очень многие балеты идут только здесь».

В балетах она находит большие возможности для самовыражения и исполняет партии, «где можно быть актрисой, а не только танцовщицей». Ее актерский дар ярко проявился в « » , в которых ее героиня сочетает в себе подростковое безрассудство и юношескую страсть. В « » она увлекла созданным ею образом, показав путь своей героини через опасные амбиции и тщеславие к отчаянию и безысходности. Она также любит и па–де–де , известное своими сложными поддержками и прыжками, к тому же очень длинное – настоящее испытание выносливости и техники балерины. Но для это будто не составляет труда, она говорит: «сложно, тяжело, но очень естественно. Это очень красивый танцевальный язык».

Хореография , тем не менее, не так легко ей дается. «Я не была подготовлена к такой хореографии. Русская и английская школы очень отличаются, если ты не изучал ее с детства, то очень тяжело это танцевать». И все же она смогла успешно справиться со многими трудностями работ . Особенно ей удался балет « », где она прекрасно показала характер своенравной Лизы, тем самым проявив свой комический дар. «Это потрясающий балет, я с таким удовольствием его танцую. Не так много веселых, радостных балетов. Раньше у меня не было возможности танцевать комические роли».

Пожалуй, остается только один вопрос в связи с ее переходом в Королевский Балет – это проблема партнеров. Их было несколько – Карлос Акоста, Федерико Бонелли, Стивен МакРей, Мэтью Голдинг. Выбирала ли она их? «Партнеров мне предлагают… для каждого балета подбирается наиболее подходящий партнер, и всегда получается гармонично. Они все удивительные танцовщики и прекрасные люди», – добавляет она дипломатично. Но иногда ясно видно, что они не совсем подходят друг к другу. Ирония в том, что ее спутник в жизни , один из самых талантливых танцовщиков этого поколения, работал в Королевском Балете, но покинул труппу в 2012 году из-за разногласий с артистическим директором Моникой Мейсон. Недавно они вместе танцевали в театре Sadler’s Wells программу из современных балетов. Можно его убедить вернуться в Королевский Балет? «Меня просили это не обсуждать», – сказала Наталья, смущенно улыбаясь.

Камень преткновения для нее на данный момент – это изучение английского языка. «Это очень больной вопрос, – смеясь, признается она. – За три года я еще не выучила язык. Я говорю только на базовом уровне» [мы общаемся через переводчика]. Несмотря на это, она, кажется, счастливо устроилась в Лондоне. «Я купила квартиру! – восклицает она. – Живу рядом с театром и, похоже, вся моя жизнь здесь – можно от такого сойти с ума. Но сейчас у меня есть жизнь и вне работы». Конечно, она не вращается в обществе олигархов, ведет довольно скромную жизнь, любит прогуляться по Маленькой Венеции, где теперь ее новый дом, посидеть где–нибудь в кафе, увидеться с друзьями, «как любой нормальный человек».

Но на этом нормальная жизнь заканчивается. Кроме выступлений в Ковент Гардене, у нее есть собственные проекты и гостевые контракты за границей. «Королевский Балет в приоритете, – заявляет она, – но если у меня есть свободное время, например, я не танцую в « » на Рождество, я могу поехать танцевать куда–либо еще».

Перед премьерой «Анастасии» она поедет в Москву на гала концерт. В новом году вернется в Ковент Гарден для работы над балетом «Произведения Вульф» хореографа Уэйна МакГрегора. Также ее ждет масштабный классический балет «Спящая красавица» (с еще одним новым партнером Риойчи Хирано). Остается надеяться, что за такую нагрузку ей не придется расплачиваться: в прошлом сезоне она не могла танцевать несколько недель из-за травмы ноги. Безусловно, сейчас, в свои тридцать лет, находится в своей лучшей форме, на пике танцевальных и артистических возможностей, и будет еще в течение следующих пяти–шести лет одной из лучших в своей профессии. И она знает, что должна использовать каждую возможность, которая встречается ей на пути.

Фотографы: Гарри Митчелл; Элис Пеннефазер

Текст: Элисон Ганн

Перевод: Валентина Таратута

В 2003 г. стала обладателем Гран при Международного балетного конкурса «Приз Люксембурга».
В 2005 г. завоевала III премию Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве(в категории «Дуэты» в старшей группе).
В 2007 г. отмечена призом журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»).
В 2008 г. получила ежегодную английскую награду (National Dance Awards Critics’ Circle) — Национальную танц-премию Круга критиков (лучшая балерина в разделе «Классический балет») и Национальную театральную премию «Золотая маска» за выступление в балете «В комнате наверху» Ф. Гласса в постановке Твайлы Тарп (сезон 2006/07) и Премию Леонида Мясина, ежегодно вручаемую в Позитано (Италия), в категории «За значимость таланта».
В 2009 г. (вместе с Вячеславом Лопатиным) награждена Специальной премией жюри «Золотой маски» - за лучший дуэт в балете «Сильфида» (сезон 2007/08) и призом Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за исполнение партий Сильфиды, Жизели, Медоры в «Корсаре» и Жанны в «Пламени Парижа».
В 2010 г. была удостоена Международной балетной премии Dance Open в номинации «Мисс Виртуозность».
В 2011 г. вновь получила ежегодную английскую награду (National Dance Awards Critics’ Circle) - Национальную танц-премию Круга критиков (лучшая балерина); была удостоена Гран при премии Dance Open и Премии Леонида Мясина (Позитано) в категории «Лучшая танцовщица года».
В 2015 г. вновь была удостоена Национальной танц-премии Круга критиков, причем, получила награду сразу в двух номинациях («Лучшая балерина» и «Выдающееся исполнение»/ за исполнение партии Жизели в спектакле Королевского балета).

Биография

Родилась в Москве. В 2004 г. окончила Московскую государственную академию хореографии (класс ректора ) и была принята в балетную труппу Большого театра. Дебют состоялся 24 сентября 2004 г. Начала репетировать под руководством . Затем ее постоянным педагогом-репетитором была .
Оставила Большой театр в 2011 г. Выступает с многими ведущими балетными труппами мира, включая Американский театр балета (АБТ), Баварский балет, балетную труппу Ла Скала.
С 2011 г. - прима-балерина Михайловского театра в Санкт-Петербурге, с 2013-го - Королевского балета Ковент-Гарден.

Репертуар

В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

2004
Вставное па де де
Нэнси («Сильфида» Х.Левеншелля, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен)
Одиннадцатый вальс («Шопениана» на музыку Ф.Шопена, хореография М.Фокина)
Испанская кукла («Щелкунчик» П.Чайковского, хореография Ю. Григоровича)
Горчичное зерно («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольда и Д. Лигети в постановкеДж. Ноймайера) -

2005
Испанская невеста («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М.Петипа, Л.Иванова, А.Горского)
Партия в балете «Пассакалья», солистка в балете «Пассакалья» (на музыку А. фон Веберна, хореография Р. Пети)
Машинистки («Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского) -
Первая вариация в гран па («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Золушка («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Легкомыслие («Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина)
Солистка канкана («Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха в обработке М. Розенталя, хореография Л. Мясина) - первая исполнительница в России
Четыре дриады, Китри («Дон Кихот»)
Солистка III части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)
Вторая вариация в картине «Тени» («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Солистка («Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского) - была в числе первых исполнителей этого балета

2006
Солисты вальса (была в числе первых исполнителей)
Осень («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссер Ю. Борисов)
Рамзея, Аспиччия («Дочь фараона» Ц.Пуни в постановке П.Лакотта по М.Петипа)
Манька Фарт («Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
Гамзатти («Баядерка») - дебют состоялся на гастролях театра в Монте-Карло

2007
Солистка («Серенада» на музыку П. Чайковского. хореография Дж. Баланчина) -
Солистка («В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп) - была в числе первых исполнителей этого балета в Большом театре
Классическая танцовщица («Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского)
Солистка («Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона, хореография А. Ратманского)
Солистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
Третья Одалиска («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки)
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)

2008
Сильфида («Сильфида» Х.С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга) - первая исполнительница в Большом театре
Медора («Корсар»)
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена)
Пара в красном («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) - была в числе первых исполнителей балета в Большом театре
Вариация (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)

2009
Сванильда («Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти, постановка и новая хореографическая редакция С. Вихарева)
Никия («Баядерка»)
Эсмеральда («Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева)

2010
Главная партия в балете «Рубины» на музыку И. Стравинского (хореография Дж. Баланчина) - участница премьеры в Большом театре
Па де де (Herman Schmerman Т. Виллемса, хореография У. Форсайта)

2011
Корали («Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) - первая исполнительница

Участвовала в проекте Большого театра
«Мастерская новой хореографии» (2004 г.), выступив в балете «Болеро» на музыку М. Равеля (хореография А. Ратманского) В 2007 г. выступила в балете «Вываливающиеся старухи» на музыку Л. Десятникова (хореография А. Ратманского), показанном сначала на фестивале Территория, а затем в рамках «Мастерской новой хореографии» В 2011 г. - участница совместного проекта Большого театра и калифорнийского Сегерстром-центра искусств («Remansos» на музыку Э. Гранадоса в постановке Н. Дуато; «Серенада» на музыку А. Чьерво в постановке М. Бигонцетти; Па де труа на музыку М. Глинки, хореография Дж. Баланчина; «Cinque» на музыку А. Вивальди в постановке М. Бигонцетти).

Гастроли

В ПЕРИОД РАБОТЫ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

Декабрь 2005 г. - выступила в партии Китри в балете «Дон Кихот» (хореография М. Петипа, А. Горского в редакции С. Боброва) в Красноярском государственном театре оперы и балета.

2006 г. - участвовала в XX Международном фестивале балета в Гаване, исполнив с Иваном Васильевым (Большой балет) па де де из балета «Пламя Парижа» Б. Асафьева (хореография В. Вайнонена) и па де де из балета «Дон Кихот».

2007 г. - на VII Международном фестивале балета «Мариинский» исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» (партнер - солист Мариинского театра Леонид Сарафанов) и па де де из балета «Корсар» в завершающем этот фестиваль гала-концерте (партнер тот же);
- на международном фестивале «Танцевальный салат» (Театральный центр Вортема, Хьюстон, США) исполнила с ведущим солистом Большого балета Андреем Меркурьевым «Средний дуэт» в постановке А. Ратманского;
- на гала-концерте в честь Майи Плисецкой, состоявшемся на сцене мадридского Королевского театра, исполнила па де де из балета «Дон Кихот» (партнер - премьер Большого балета Дмитрий Белоголовцев).

2008 г. - с Иваном Васильевым приняла участие в гала-концерте «Звезды сегодняшние и звезды завтрашние» (па де де из балета «Пламя Парижа»), завершившем IX Международный конкурс учащихся балетных школ Гран при американской молодежи (Youth America Grand Prix), в 1999 г. учрежденный бывшими артистами Большого балета Геннадием и Ларисой Савельевыми;
исполнила заглавную партию в балете «Жизель» в Казани с балетной труппой Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в рамках Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуреева (Граф Альберт - Андрей Меркурьев) и выступила в гала-концертах, завершавших этот фестиваль, исполнив па де де из балета «Пламя Парижа» (партнер - солист Большого балета Иван Васильев);
в рамках Первого сибирского фестиваля балета выступила в спектакле Новосибирского государственного академического театра оперы и балета «Дон Кихот», исполнив партию Китри (Базиль - Иван Васильев);
приняла участие в гала-концерте «Приношение Майе Плисецкой», прошедшем в рамках фестиваля «Сады Кап-Ройг» (провинция Жирона, Испания), исполнив с Иваном Васильевым па де де из балета «Пламя Парижа» и па де де из балета «Корсар»;
приняла участие в гала-концерте артистов балета, состоявшемся на сцене Лионского амфитеатра (вариации и кода из балета «Дон Кихот», па де де из балета «Пламя Парижа», партнер Иван Васильев).
выступила в заглавной партии балета «Сильфида» (хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга) в Цюрихе с балетной труппы Цюрихской оперы;
выступила в заглавной партии в спектакле Новосибирского государственного академического театра оперы и балета «Жизель» (Граф Альберт Иван Васильев);

2009 г. - исполнила партию Никии в балете «Баядерка» (хореография М. Петипа в редакции В. Пономарёва, В. Чабукиани, с отдельными танцами К. Сергеева, Н. Зубковского; постановка И. Зеленского) в Новосибирске с балетной труппой Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (Солор - Иван Васильев);
выступила в заглавной партии балета «Жизель» (редакция Н. Долгушина) с труппой Михайловского театра в Санкт-Петербурге (партнер Иван Васильев).
в качестве приглашенной солистки Американского театра балета (АБТ) приняла участие в спектаклях этой труппы на сцене нью-йоркской Метрополитен-оперы. Выступила в заглавной партии балета «Жизель» (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа; Граф Альберт - Дэвид Холберг) и заглавной партии балета «Сильфида» (хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. Бруна; Джеймс - Херман Корнехо);
исполнила партию Балерины в балете «Петрушка» И. Стравинского (хореография М. Фокина) в спектакле Парижской национальной оперы.

2010 г. - выступила в партии Клары в балете «Щелкунчик» П. Чайковского (хореография Р. Нуреева) в спектакле Парижской национальной оперы (партнер Матиас Эйманн).
исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» (версия Р. Нуреева) в миланском театре Ла Скала (партнер Леонид Сарафанов);
участвовала в X Международном фестивале балета «Мариинский» - исполнила заглавную партию в балете «Жизель» (Граф Альберт - Леонид Сарафанов);
вновь принимала участие в спектаклях АБТ на сцене Метрополитен-оперы: исполнила партии - Китри в балете «Дон Кихот» (хореография М. Петпа, А. Горского, постановка К. МакКензи и С. Джонс; партнер Хосе Мануэль Карреньо), Джульетты в балете «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (хореография К. МакМиллана; партнер Дэвид Холберг), Принцессы Авроры («Спящая красавица» П. Чайковского; хореография М. Петипа, К МакКензи, Г. Киркланд, М. Чернова, постановка К. МакКензи; партнер Дэвид Холберг).

2011 г. - исполнила партию Катарины в балете «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти (хореография Дж. Крэнко) в Мюнхене с балетной труппой Баварской государственной оперы (Петруччо - Лукаш Славицкий);
участвовала в сезоне АБТ на сцене Метрополитен-оперы - исполнила партию Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» (хореография А. Ратманского, Классический танцовщик - Даниил Симкин), партию Сванильды в балете «Коппелия» (редакция Ф. Франклина, Франц - Даниил Симкин); исполнила заглавную партию в балете «Ромео и Джульетта» (хореография Ф. Аштона, возобновление П. Шауфуса) в Лондоне (театр Колизей) с Английским национальным балетом (Ромео - Иван Васильев).

Распечатать