Психология

Научиться рисовать на песке в студии сэнд-арта елены бегма. Обучение дошкольников рисованию песком Рисование песком на стекле обучение

  • Уровень образования:

    повышение квалификации

  • Форма обучения:

    с использованием дистанционных образовательных технологий

  • Начало занятий: в любое время

Стоимость

Видео

Учебный план курса

Модуль №1. Введение в Sand art

  • 1.1. Истоки искусства Sand art
  • 1.2. Направления современного искусства Sand art
  • 1.3. Песок - это среда для трехмерного отображения
  • 1.4. Почему Sand art приобрел такую популярность во всем мире?
  • 1.5. Зачем детям нужно заниматься Sand art?

Модуль №2. Влияние Sand art на развитие детей

  • 2.1. Как занятия Sand art влияют на развитие детей?
  • 2.2. Как организовать занятия Sand art
  • 2.3. Типы занятий с детьми с использованием Sand art
  • 2.4. Рекомендации по работе с детьми с использованием метода - рисования на световом столе
  • 2.5. Мир символов в Sand art

Модуль №3. Знакомство ребенка с рисованием на световом столе

  • 3.1. Базовые упражнения для развития навыков рисования на песке
  • 3.2. Обучение детей рисованию концентрических фигур
  • 3.3. Для чего нужно учиться рисовать архетипические образы

Модуль №4. Комплекс занятий с детьми: Путешествие в мир эмоций

  • 4.1. I раздел комплекса занятий:
  • 4.1.1. Путешествие в страну эмоций: «Радость»
  • 4.1.2. Путешествие в страну эмоций: «Грусть»
  • 4.1.3. Путешествие в страну эмоций: «Страх, испуг»
  • 4.1.4. Путешествие в страну эмоций: «Гнев, злость»
  • 4.2. II раздел комплекса занятий:
  • 4.2.1. Упражнение: «Что случилось?»
  • 4.2.2. Упражнение: «Снеговик»
  • 4.2.3. Упражнение: «Вот какой я посмотри!»
  • 4.2.4. Упражнение: «Моя семья»
  • 4.2.5. Упражнение: «Озеро эмоций»

Модуль №5. Рисование на песке как оптимальная методика обучения детей правильной речи и письму

  • 5.1. Зачем ребенку учиться рисовать на световом столе?
  • 5.2. Алгоритмические схемы рисования на песке
  • 5.3. Картотека алгоритмических схем рисования
  • 5.4. Рисование на световом столе ситуаций из жизни
  • 5.4.1. Упражнение «Ищем близнецов»
  • 5.4.2 Упражнение «Как я помогал плотнику»
  • 5.4.3. Упражнение «Чашки, ложки, поварешки»
  • 5.4.4. Упражнение «А я знаю!»
  • 5.4.5. Упражнение: «Осенний листопад»
  • 5.4.6. Упражнение: «Золотая рыбка»
  • 5.5. Рисование на песке героев сказок, книг, мультфильмов
  • 5.6. Картотека изображений героев сказок, мультфильмов

Всего: 120 акад./часов

Отзывы

г. Рязань, педагог-психолог

Мне понравилась организация процесса обучения (удаленное обучение, возможность в любое удобное время проходить обучение, форма подачи материала и его лаконичность). Я бы порекомендовала этот курс начинающим специалистам, а также тем, кто только начал интересоваться данной темой.

Описание курса

Почему рисование песком на световом столе приобретает такую популярность во всем мире?

В настоящее время в мире все острее стала ощущаться потребность в новых, нестандартных способах мышления. Все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу. Компании не жалеют деньги на обучение своих сотрудников, проводят тренинги, где обучают людей креативно мыслить. Но, к сожалению, научить взрослых людей такой способности довольно затруднительная задача.

Ни у кого уже не вызывает сомнения, что начинать развитие творческого потенциала, следует с самого раннего возраста, когда ребенок только еще начинает открывать для себя окружающий мир. Таким образом, одной из самых важных задач для педагогов, психологов и родителей на современном этапе, является индивидуальный подход к развитию творческого потенциала ребенка. В решении этой актуальной задачи, вам как раз и может помочь курс: "Арт-терапия: Рисование на песке".

Какое влияние оказывают на детей занятия по рисованию песком?

Создание рисунков на песке открывает удивительные возможности перед учителями, воспитателями, логопедами, психологами, а также родителями, желающими разнообразить досуг ребенка и провести его с пользой. Богатые тактильным опытом, подобные занятия помогают детям лучше усвоить изучаемый материал и существенно улучшить мелкую моторику. Также они стимулируют развитие речи и пространственного мышления.

Кроме того, стол с подсветкой - это удивительный холст, который может меняться вслед за маленьким творцом, создающим причудливые завитушки или волшебные картины. Пожалуй, ни один другой вид изобразительного искусства не дает столько творческой свободы для самовыражения.

Занятия с детьми по рисованию на песке с использованием светового стола, игры по рисованию песком - это погружение в мир сказки, в мир эмоций. Рисование песком на стекле оказывает большое влияние на развитие детей, а именно помогают:

развивать:

  • познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • процессы саморегуляции;
  • сенсорно-перцептивную сферу;
  • творческий потенциал;

формировать:

  • коммуникативные навыки;
  • положительное отношение к окружающему миру;

тренировать:

  • мелкую моторику рук;

гармонизировать:

  • психоэмоциональное состояние.

Что необходимо для занятий с детьми по рисованию песком на световом столе?

Для занятий с детьми по рисованию песком на световом столе вам будет необходимо:

1. Световой стол с ударопрочным стеклом на ножках с небольшими бортиками и с отсеком или без него. Отсек может понадобиться для подсобных материалов. Размер стола напрямую зависит от того, с каким возрастом детей вы будете заниматься. Рекомендуем следующие размеры светового стола:

  • 2,0 - 3,5 года: 24см х 50см
  • 4,0 - 10 лет: 50см х 65 см
  • Старше 10 лет: 60см х 80см

2. Светодиодная подсветка с пультом управления, при помощи которого можно подобрать любую подсветку для своей песочной картины.

3. Чистый кварцевый песок . Для получения красивых разводов, образующих рисунок, необходим песок только мелкой фракции. Любое включение песчинок большего размера способно испортить результат творчества. Для создания большего эффекта песочных картин можно использовать цветной песок.

Курсы по рисованию песком для педагогов

Для того чтобы использовать любое новшество в сфере развития детей, необходимо сначала познакомиться с ним самому. Курсы с песком позволят овладеть новым инструментом, благодаря которому ребята смогут заниматься эффективнее. Научиться работать в этой технике можно в онлайн - формате. Благодаря интернет - технологиям студенты обучаются в Москве, не посещая очных занятий. Это чрезвычайно удобно, ведь учиться можно в любой удобной точке доступа к интернету: в кафе за ноутбуком, с планшетом в солнечном парке или за стационарным компьютером дома.

Окончив курсы дистанционного обучения педагогов, выпускник получит удостоверение о прохождении КПК, а также знания и навыки, необходимые для дальнейшей работы. Специалисты с удовольствием отмечают необыкновенную способность такого вида творчества успокаивать, давать ощущение безопасности, и в тоже время позволять выражать самые яркие эмоции. Предлагаем и вам освоить и успешно использовать в своей работе замечательную методику.

Какой результат вы получите и чему научитесь на курсе?

Мультимедийный учебный курс повышения квалификации «Арт-терапия: Рисование на песке» представлен в формате видео, аудио и слайд лекций. Знакомство с этим курсом поможет вам научиться самостоятельно организовывать занятия с детьми по рисованию на песке. Для своей методической копилки вы получите: Картотеку алгоритмических схем рисования; Картотеку изображений героев сказок, мультфильмов; упражнения, которые можно будет сразу использовать в своей практической работе.

Государственная лицензия

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Проверить в Рособрнадзоре

Лицензия № 039454 от 26.06.2018 (БЕССРОЧНАЯ), выдана Департаментом образования г. Москвы. Проверить лицензию можно на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре).

Срок: бессрочный
ОГРН: 1197700009804
Серия, номер бланка: 77Л01 0010327
ИНН: 7724442824

Заявка на обучение

  • Как появился Sand Art

Рисование песком (Sand Art) - востребованное и популярное направление в современном искусстве, анимации, психологии (в виде арт-терапии), а также в педагогике. И, конечно, этот феномен можно использовать в качестве идей для бизнеса, тем более что Sand Art позволяет начать и развивать своё дело в нескольких направлениях.

Поговорим о том, как научиться песочной графике и анимации, и какой бизнес можно построить на рисовании песком.

Читайте ТОП 10 вариантов, как найти идеи для стартапа.

Как появился Sand Art

Рисование песком, сыпучая анимация, техника порошка, песочная фантазия — этот стиль появился в современном искусстве около сорока лет назад.

Однажды художница-мультипликатор Кэролайн Лиф водила руками по песку. Узоры, появляющиеся под её руками, постепенно складывались в историю, которую можно было записать на плёнку. Чтобы реализовать эту идею, Кэролайн использовала стеклянный стол, свет, падающий на поверхность под определённым углом, и кинокамеру, расположенную снизу.

Первый песочный мультфильм «Песок, или Петя и серый волк» был сделан на музыку Прокофьева. Но его появление осталось незамеченным. Зато следующая работа художницы «Сова, которая женилась на утке» стала объектом повышенного внимания как коллег, так и зрителей. За неё Кэролайн Лиф получила множество призов на разных кинофестивалях, и о ней заговорили как о создательнице нового направления в искусстве.

Первый песочный видеоролик снял венгр Ференц Чако. Он рисовал песком, работая над созданием мультфильма, и, чтобы сохранить творческие находки, записывал все свои действия на кинокамеру. Увидев полученный фильм, художник понял, что рисование песком может стать блестящим представлением. Именно Чако стал первым, кто выступил перед публикой с песочно-свето -музыкальными шоу.

Сейчас признанными мастерами мирового уровня в этой области считаются Илана Яхав (Израиль), Артур Кириллов (Россия), Ксения Симонова (Украина), Ева Айбазова (Россия).

Создание динамических картин из песка - сложный, трудоемкий процесс. К этому способу рисования часто обращаются опытные художники. Очень непросто выйти на публику и начать творить на глазах у зрителей. Когда на тебя смотрят сотни, а часто тысячи глаз, у тебя нет права на ошибку. Все движения, все образы и силуэты должны быть совершенными. Поэтому каждое изображение, каждая композиция тщательно продумывается и прорабатывается художником.

Считается, что каждое песочное действо нужно выполнить не меньше 500-600 раз, чтобы у зрителя создалось полное ощущение того, что это экспромт.

Читайте также про производство и продажу модульных картин.

Рисование песком для начинающих

Рисование песком - оригинальное и необычное занятие, которое привлекает большое количество людей. Для многих это занятие становится любимым хобби.

Что же так нравится людям в этом виде творчества:

  • отсутствие каких-либо ограничений - заниматься с песком с удовольствием могут как дети, начиная с полутора лет, так и взрослые совершенно любого возраста, профессии, социального положения;
  • не требуется сложных и дорогих приспособлений - стол для создания песочных композиций при желании можно сделать самому;
  • работа с песком уравновешивает эмоции и положительно влияет на психику, успокаивает;
  • уникальная техника улучшает память, развивает образное мышление, помогает раскрыть внутренний потенциал;
  • «общение» с сыпучей субстанцией развивают мелкую моторику, что существенно улучшает скорость мыслительных процессов, координацию движений, пространственное воображение;
  • рисование песком позволяет научиться уверенно действовать левой и правой рукой одновременно;
  • творческий процесс дарит много положительных эмоций, формирует установку на позитивное отношение к себе.

Минусов у этого занятия практически нет. Разве что песок вдруг рассыпется или попадёт на пол в процессе творчества.

Как пройти обучение рисованию песком

Чтобы научиться рисовать песком, можно:

  1. Записаться в студию рисования песком.
  2. Действовать самостоятельно, используя обучающие видео.

Можно с успехом сочетать эти способы. В любом случае осваивать искусство рисования песком следует поэтапно: сначала овладеть основными приёмами, потом научиться создавать полноценные изображения, а затем можно пройти курс анимационного рисования.

Учиться рисовать песком нужно с выполнения самых простых упражнений - создания точек и линий. Нужно уметь ставить точки разного размера, а для этого важно контролировать количество песка, которое сыпется на стеклянную поверхность. Далее учимся выполнять линии - волнистые, пунктирные, изогнутые. Создавая линии разного вида, вы привыкаете к технике рисования песком.

Следующий этап - засыпание ровного фона. В этом действии руки становятся ситечком, и песок, свободно проходя сквозь пальцы, рассыпается ровным слоем на поверхности стола. Фон нельзя трогать, нельзя пытаться выравнивать пальцами: он должен сразу быть идеальным. Только на ровном слое песчинок можно рисовать.

Овладев искусством песочной графики, попробуйте подняться на более высокую степень и заняться песочной анимацией, когда нужно не только рисовать, а быстро и красиво превращать одно изображение в другое.

Максимальный эффект и зрелищность песочной анимации достигается, когда трансформирование изображений происходит минимальным количеством движений. Именно поэтому мастера sand-анимации тщательно продумывают все детали своих выступлений и подолгу репетируют.

По мнению экспертов, чтобы стать мастером сыпучей анимации, нужно использовать два правила:

  • стараться не рисовать, а манипулировать песком. Ваши инструменты - две руки, а не только кончики пальцев. В работе принимают участие также ладонь, ребро ладони, запястье, щепоть. Нужно уметь одним движением руки, используя все её части, сделать композицию, а потом другим движением преобразовать её в другую композицию;
  • использовать эффект неожиданности. То, что делает художник, не должно быть очевидным. Зритель должен находиться в постоянном напряжении, не догадываясь, что в следующий момент возникнет на экране.

Для обучения пробуйте рисовать, кроме песка, манкой, солью и другими сыпучими материалами.

И всё же в песочной графике с подсветкой стола есть особая магия, которую трудно чем-то заменить. А рисование под хорошо подобранную музыку заставляет с головой окунуться в мир прекрасного.

Как заработать на рисовании песком

Заработать на рисовании песком можно, даже если вы не владеете искусством художника. Можно организовать серьёзный бизнес-проект с участием мастеров песочной графики и/или анимации.

Рисование песком может стать основой нескольких идей для бизнеса:

  • Создание студии рисования песком .

Открытие студии — весьма привлекательная бизнес-идея. Этот вид творчества не имеет возрастных ограничений, и если подобрать программы, которые будут интересны разным возрастным и социальным категориям, то можно охватить огромную целевую аудиторию.

Можно рассмотреть рисование песком не только как искусство, но и как направление арт-терапии, и привлечь к работе в студии специалистов-психологов. Тогда ваши клиенты параллельно с творческой реализацией смогут решать и свои насущные психологические проблемы.

Примеры наиболее интересных и популярных программ для взрослых:

  • Песочная терапия для беременных;
  • Мастер-классы для взрослых;
  • Корпоративные программы.

Это далеко не полный перечень того, что можно придумать в рамках студии. Занятия обычно проводятся в небольших группах по 5-6 человек.

Открыть студию рисования песком можно по франшизе, используя, например, бренды SandLand или СэндПРО™.

  • Создание театра песочных шоу.

Песочное шоу - история, рассказанная руками художника. Все действия аниматора проецируются на экран в реальном времени. Звучит музыка. Картинки возникают быстро и неожиданно, а потом так же быстро и неожиданно превращаются в другие. Зрители наблюдают на экране настоящее волшебство, которое заключается в манипуляции художником обыкновенным кварцевым песком: насыпал, убрал, сдул, снова насыпал, добавил - «ловкость рук и никакого мошенничества».

Песочные шоу становятся всё более популярным зрелищем. Их заказывают на разные праздники — дни рождения, свадьбы, презентации, корпоративы, детские праздники .

В последнее время песочную анимацию используют в рекламных целях. Аниматоры могут показывать тематические истории о философии бренда, об определённых продуктах или услугах компании. Иногда песочная анимация записывается на видео, которые также могут применяться для рекламы.

Песочный аниматор много времени тратит на тренировки, совершенствуя своё мастерство. Он никогда не работает в одиночку. Для организации и проведения песочных шоу нужна команда, куда, кроме sand-аниматоров, входят:

  • менеджер, который будет общаться с заказчиками и организовывать выступление артистов;
  • звукорежиссёр, поскольку аниматор работает под музыку, а её подбор и качество - неотъемлемая часть представления;
  • специалист по освещению.

Песочное шоу - дорогое удовольствие. Стоимость выступления sand-аниматора зависит от длительности шоу, тематики программы, сложности создаваемых изображений.

Стоимость песочного шоу колеблется от 15000 до 42000 руб. - это цена за представление длительностью всего 10-15 минут. А выступление sand-аниматоров с мировыми именами обойдётся заказчикам в сумму 150 — 250 тыс. рублей за 10 минут.

Театр песочных шоу, кроме организации и проведения живых представлений, может предлагать и другие услуги в области sand-анимации, например, создание:

  • сюжетов для песочной анимации в любых стилях;
  • видеороликов - для клиента преимущество такого продукта заключается в возможности многоразового использования;
  • песочных мультфильмов, фильмов, картин, рекламы, портретов песком.
  • бизнес-идеи создания студии для обучения рисованию песком и театра песочных шоу можно объединить в рамках одного бизнес-проекта.
  • создание студии по рисованию песком на трафаретах.

Это немного другой вид творчества, но он тоже связан с песком и очень нравится детям. Принцип рисования здесь такой: песок разных цветов поочередно насыпается на картинку с прорисованным контуром и клейкой поверхностью, и картинка окрашивается. Для этого занятия нужны терпение и аккуратность.

Уроки рисования песком для детей — где найти студию рисования

Сейчас в крупных городах можно найти программы обучения в том числе для детей, например:

  • «Мама + малыш» - совместное рисование мам и детей от полутора лет;
  • Уроки рисования песком для детей разного возраста: «Песочные малыши» (3-5 лет), «Песочное открытие» (6-7 лет), «Песочные школьники» (8-12 лет);
  • «Песочная терапия» — программа для подростков от 13 лет.

Найти такие студии можно на городских порталах и в соцсетях. Также есть много бесплатных видео-уроков по этой теме.

Рисование песком на трафаретах можно положить в основу создания детских творческих островков в местах, где бывает много родителей с детьми — например, в торговых центрах. Пока родители совершают покупки, ребёнок занимается в студии - раскрашивает цветным песком выбранную картинку и потом с удовольствием уносит её с собой. Такие творческие островки могут работать в театрах перед детскими спектаклями, в парках в летний период.

Рисование песком в последние годы становится всё более популярным. Кто-то хочет научиться этому виду искусства, кто-то - стать зрителем незабываемого песочного шоу. А можно положить рисование песком в основу бизнеса, сделав его источником получения прибыли.

Световой стол - полупрозрачная матовая поверхность, за которой находится источник света, известен не одно десятилетие. Хирурги смотрят снимки на световой вертикальной поверхности, художники-мультипликаторы и художники комиксов на световом столе переводят изображения, на монтажном световом столе монтируют фильмы, фотографы просматривают негативные и позитивные фотопленки.

Световой стол пригодился и для песочной анимации - в обоих случаях: и когда снимают анимационный фильм, и когда художник рисует перед зрителем «вживую».

Прежде всего хочется отметить, что все упражнения и приёмы рисования, рассмотренные далее, можно осуществить на любой горизонтальной тёмной гладкой поверхности (например, на обычном полированном столе светлым песком, мелкой солью или манкой - это тоже будет техникой порошка.

1


Крупный жёлтый песок.


Мелкий песок, которым я рисую.


Мелкий песок цвета топлёного молока, очень светлый.


Мелкая поваренная соль.


Манка.


Зарисовка, выполненная на полированном столе песком, которым я рисую обычно на моём световом столе.

7


На световом столе рисунок получается более контрастным и имеет больше полутонов.

Если вы все же решили иметь дома световой стол, есть три варианта: 1) купить готовый (есть много предложений в Интернете); 2) соорудить такой стол самостоятельно; 3) сделать его под заказ.

Технические характеристики устройства тоже весьма разнообразны: от простого, положенного на книжки стекла с подставленной вниз лампой (желательно соорудить бортики по краю стекла) и до сложной конструкции с программируемыми светодиодами, как в моих световых столах для путешествий.



Можно выбрать золотую середину и не усложнять задачу.

Пожелания для светового стола.

Соотношение сторон 16 X 9 - этот формат наиболее популярен и используется в телевизионной и проекционной технике. Большинство телевизоров сегодня имеют картинку именно таких пропорций.

Бортики со всех сторон должны быть не ниже 3 см, чтобы не высыпался песок. Справа и слева (там, где лежит песок во время работы) - лучше 5-7 см. Бортик со стороны художника - не выше 3 см, чтобы его высота не мешала рисовать детали на первом плане.

Справа и слева - пространство для песка не шире 15 см. Если песок рассыпан тонким слоем, его неудобно набирать в горсть, а это важный момент при рисовании на скорость.

Плоскость, на которой лежит песок, должна быть на одном уровне с плоскостью, на которой происходит процесс рисования. Во многих конструкциях, которые предлагаются к продаже, для песка делают справа и слева лотки-углубления - в этом случае некоторые приёмы рисования просто невозможно использовать (об этом речь пойдёт ниже).

Для поверхности, на которой вы будете рисовать, лучше всего подойдет матовый (молочный) пластик толщиной 4-5 мм. Более тонкий будет сильно прогибаться, более толстый излишне утяжелит общий вес стола.

Конструкция должна быть устойчивой. Когда стол шатается, тогда неудобно работать и картинка на экране прыгает (если изображение с видеокамеры над столом выведено на экран).

Цвет подсветки может быть любым, в зависимости от вашего вкуса и задач.

Что надо знать о песке.

Материалом может служить любой песок. Его нужно просеять через мелкое сито, затем, если это необходимо, промыть. Промыть песок можно в ведре. Одну порцию песка, необходимую для рисования (это примерно 3-5 кг), насыпать в ведро, залить водой до верха. Рукой (ложкой, лопаткой) песок интенсивно помешивают. Пыль и грязь растворятся в воде. Лёгкие частички всплывут. Воду осторожно слить. Процедуру повторять до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Сушить песок можно на противне в духовке (если нужно срочно), просто в комнате, на подоконнике на солнце или на батарее отопления в широкой ёмкости.

Песок из строительного магазина, как правило, сильно загрязнён и содержит примеси. Песок с пляжа - намного чище. Он уже промыт речной водой. Можно взять карьерный песок, из пустыни и т. д. или купить специальный цветной песок в магазине.

Но каждый песок по-своему уникален и имеет свои особенные свойства: размер песчинок, их цвет и массу. От этих свойств зависит, как песок проявляет себя в процессе рисования. При разных задачах можно брать разные виды песка.

Чем мельче песок, тем больше полутонов можно добиться в рисунке. Тёмный песок более контрастный. Белым песком (или мелкой солью) можно рисовать зимние пейзажи. Крупным песком - рисунки с крупными деталями.

Хранить запасы песка удобно в пластиковых бутылках, а песок, которым постоянно рисуешь (и возишь с собой), - в мешочках из плотной ткани. Если песок остаётся всегда дома, нет необходимости постоянно пересыпать его в мешочки и ёмкости. Он может лежать на рабочей поверхности светового стола, но в этом случае желательно предохранять его от пыли - закрывать сверху крышкой или прикрывать тканью.

Рисование на скорость перед зрителем и рисование для записи на видео дли монтажа (или просто длительный рисунок) будут отличаться. При рисовании на скорость исключается обилие деталей и полутонов, а также использование кистей и других предметов (по возможности). Но все рассмотренные приёмы помогут вам работать в любой технике.

Немного об инструментах.

При длительном рисунке можно рисовать только руками, а можно использовать кисти, палочки и другие предметы, которые сочтёте необходимыми. Для мелких деталей можно применять деревянные палочки (зубочистки или бамбуковые шампуры) - дерево не поцарапает пластик. При рисовании длительных полутоновых рисунков я использую разные кисти и палочки. Также при рисовании применяются любые предметы, которые могут дать фактуру. Об этом мы поговорим позже. На выступлениях перед зрителями, при рисовании на скорость, для мелких деталей я использую ногти (например, когда рисую блики в глазах). Длина ногтей должна быть не более 2 мм.

Для сбора песка после рисования пригодится широкая кисть - вымести песок из уголков стола.
Прежде чем приступить к рисованию и высыпать просеянный песок на поверхность, необходимо побрызгать поверхность светового стола (пластик) антистатиком и пару минут подождать, пока он высохнет. Это нужно для того, чтобы песок свободно перемещался по поверхности, не прилипал к ней из-за статического напряжения. Процедуру необходимо периодически повторять. Чем больше вы рисуете, тем чаще нужно будет брызгать поверхность. Возможно, раз в несколько дней.

Приемы и упражнения.

Сыплем песок из кулачка.


Насыпаем линии. Чем ниже рука, тем точнее и тоньше может быть линия. Попробуем разные варианты (прямые линии, зигзаги, спирали и т. д.) с разной скоростью рисования. Получаем узкие, широкие линии, а также прозрачные и непрозрачные - это зависит от разной толщины слоя песка, насыпанного на стол. Чем выше рука и чем быстрее мы насыпаем линию, тем она прозрачнее и шире.

В зависимости от свойств определённого песка, линии ложатся по-разному - темнее в центре или по краю и т. д.


С помощью только этого приёма можно, например, нарисовать цветы.


Чтобы обогатить такие линии, можно расставлять в нужных местах акценты с помощью тонких линий, нарисованных краешком ногтя.



15


Насыпанные линии можно корректировать.

16

Упражнение «Лист».

Насыпаем силуэт кленового листа и линии по направлению прожилок. Затем нам нужно уточнить край листа так, чтобы он был чётким и красивым. Для этого кончиком пальца или боковой частью первой фаланги любого пальца проводим у края линии так, чтобы часть песка сдвигалась в сторону рисунка.


Краешком ногтя проводим тонкие линии по рисунку прожилок. На кончике черешка ставим точку кончиком пальца. Получился красивый листочек.


Иногда нужно провести тонкую чёткую прямую или извилистую линию. Для этого по насыпанной из кулачка линии проводим двумя пальцами, сложенными «домиком».


В этом случае линия получается одной толщины по всей длине. Чтобы получить подобную линию несколько большей толщины, нужно сложить пальцы немного по-другому. Но принцип остаётся тот же: для получения линии одинаковой толщины по всей длине нужно, чтобы пальцы упирались друг в друга.

Упражнение «Текст».

Пробуем писать текст.

21


При необходимости корректируем края букв.

Упражнение «Яичница-глазунья».

Закрепляем приём - рисуем яичницу-глазунью.


За счёт толщины слоя получаем более светлые и более тёмные участки. На заключительном этапе рисуем блики - получаем объём и блеск! Блик можно нарисовать ногтем. Точки и кружочки. На уже нарисованных линиях пальчиком ставим точки.


Если пальчиком не только дотронуться до песочного слоя, но и покружить по часовой стрелке (или против), получаются кружочки.

24


Часть песка, которая остаётся под пальцем, можно передвинуть к краю или сформировать из неё собственную тень, которая даёт объём.

Упражнение «Солнышко».

Из горсти с высоты примерно 20 см сыплем песок, не передвигая руку.

Песчинки из центра будут отскакивать, образуя круг.



Иногда он не получается идеально ровным.

В этом случае мы можем поправить его край изнутри пальцем.


Чем выше будет находиться рука над столом, тем больший диаметр круга получится.
Засыпаем фон. Фон можно засыпать разными приёмами - всё зависит от задачи.

1. Слева направо от края быстрым движением перемещаем песок по поверхности стола. Затем - справа налево. .

28


Это можно сделать только в том случае, если на вашем световом столе поле для песка находится на одном уровне с плоскостью пластика, на котором вы рисуете. Если песок лежите в лотке - насыпьте его на плоскость с краю и попробуйте этот и три следующих приёма.

2. Совершаем те же движения, но по спирали. Рисуем космическое пространство - добавляем планеты и их траектории тонкими линиями.

29


30


3. Рисуем горы. Слева направо (и/или наоборот) перемещаем песок быстрым движением по траектории зигзага.


Если амплитуда зигзага небольшая - получается пустыня с барханами.



Сверху корректируем край. Иногда нужно не просто скорректировать край, а убрать часть песка так, чтобы его не скапливалось много по контуру. Для этого проводим движение плоскостью пальца, как бы отсекая и отодвигая лишнее.


4. Заполняем пространство на небе тем же приёмом.

5. На поле светового стола с высоты более 40 см рассыпаем песок тонким слоем.


Быстро перемещая руку слева направо и справа налево. При этом песок просыпается между пальцами.


Можно добиться разной плотности слоя. Этот прием применяется, когда нужно насыпать тон на уже сделанную картинку для перехода к следующей, например, для добавления деталей или для создания равномерно засыпанного фона.

Рисуем по засыпанному фону. Здесь есть бесконечное множество вариантов; кончиком пальца, ногтем, плоскостью пальца, ребром ладони, ладонью, кулачком, а также предметами: тонкими и толстыми кистями, визитной карточкой, палочками. Начинаем пробовать. Засыпаем быстрыми движениями фон.

Проводим в любых направлениях линии, полосы плоскостью ладони, ребром ладони, кончиками пальцев, краешками ногтей, подушечками пальцев и т. д. Стараемся почувствовать песок на ощупь - насколько приятный это материал.

37


Попробуйте сделать это с закрытыми глазами.

Упражнение «Осьминог».

Засыпаем фон. Рисуем щупальца осьминога, его голову.


Уже известным нам приемом «кружочки» рисуем глаза, на щупальцах ставим точки - присоски.

39


Добавляем около головы пузырики.

Рисуем воду.

Первый вариант - четырьмя (или даже пятью) пальцами проводим волнистые параллельные линии.


Второй вариант - краешками ногтей рисуем горизонтальные чёрточки от дальнего плана к переднему.

42

Рисуем облака.

На чистом поле присыпаем песком небольшие участки и кулачком рисуем облака - правой рукой делаем движения против часовой стрелки и двигаемся вправо, левой рукой - по часовой стрелке и двигаемся влево.


Рисуем мелкие детали по чистому фону.

Этот приём необходим при рисовании лица (глаза, нос, губы), а также мелких деталей различных объектов. Двумя пальцами, большим и указательным, практически касаясь поверхности стола, вырисовываем нужный элемент. Например, рисуем чайку.

Губы.

Рисуем фактуру различными предметами.

Используя различные предметы, можно получить разную фактуру. Разные кисти дают разную толщину линии и разные отпечатки.


48


Такой кистью можно рисовать, например, волосы.

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №70»

сОставитель : Петунина н.в.

педагог-психолог мбдоу №70

г.Чита, 2016г.

Обучение дошкольников рисованию песком

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в физической, психической и эмоциональной сферах.

В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка. Уильям Блейк

Насыпь песка для реализации творческого замысла

Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребенку возможность творить самому, а не просто разучивать и исполнять созданные кем-то стихотворения, песни или танцы. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - кляксография , монотипия, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д. Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование песком . И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером? Ведь рука и пальцы - это такое подспорье! Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. Хорошо научиться пользоваться не только указательным пальцем, но и остальными, чтобы проявлять творческое воображение.

По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Учитывая это, в МБДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 70" г.Читы создана и адаптирована авторская методическая разработка по художественно-эстетическому развитию в системе дополнительного образования "Песочная фантазия", которая направлена на обучение детей подготовительной группы технике рисования песком.

В ходе обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой. - Примеч. авт.

Целями данной методической разработки являются:

    стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;

    гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников;

    развитие зрительно-моторной координации;

    свободное владение кистями обеих рук.

В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:

    развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;

    обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии;

    развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;

    упражнение пальцев и кистей рук;

    развитие художественно-эстетического вкуса.

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности.

    Во-первых, это направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.

    Во-вторых, создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.

    И, в-третьих, образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Процесс обучения поделен на четыре этапа.

На подготовительном этапе (в летний период) проводится наблюдение за самостоятельной продуктивной деятельностью детей старшего дошкольного возраста с целью выявления у них склонности к изобразительному искусству.

Диагностическое обследование уровня развития у детей творческого мышления, воображения, восприятия, мелкой моторики пальцев рук в начале учебного года обеспечивается на втором этапе (приложение 1).

Рисование песком - искусство относительно молодое.

Зародилось оно в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф, создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк".

Наиболее известная работа Кэролайн - анимационный фильм "Улица", вышедший в 1976 г Фильм, созданный в технике рисования маслом по стеклу под камерой "ожившей живописи", включен в десятку лучших анимационных произведений за всю историю анимации. Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, в том числе Ференц Чако, который попробовал создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Его успешный опыт положил начало новому виду искусства - рисованию песком.

У искусства рисования песком множество названий - песочные картины, рисунки песком, песочное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин.

Песочное шоу - это прежде всего самодостаточный и эффектный вид искусства, прародителем которого по праву считается песочная анимация. В мире мало людей, которые занимаются песочной анимацией на высоком уровне. К настоящим мастерам относятся Ференц Чако (Венгрия), Илана Яхав (Израиль), Джо Кастилио (Испания), Артур Кирилов (Россия), Ксения Симонова (Украина).

Третий этап представляет собой обучение непосредственно рисованию линий , точек, завитков; использование геометрических фигур; добавление песка для насыщенности цвета; создание рисунков на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков.

Заключительный этап - подведение итогов работы по данной методической разработке, итоговая диагностика по определенным критериям (приложение 2).

Содержание образовательной деятельности

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (8-10 человек) раз в неделю по 25-30 мин в изостудии в соответствии с тематическим планом (приложение 3), предусматривающим три цикла:

    1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;

    2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;

    3-й - "раскрашивание" картин с использованием цветной бумаги.

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" - голубой и/или синий и т. д. Но "раскрашивать" таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

    развитие плавности, изящества и точности движений;

    умения работать кистью и пальцами обеих рук;

    координации руки и глаза;

    овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

Каждая встреча с детьми в изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения (приложение 4-6).

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).

Обязательным является проведение физкультминутки (15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка.

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

Приложение 1

Диагностика детей в начале учебного года

Педагог садится за стол напротив ребенка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребенка и просит его вытянуть на другой руке тот палец, который педа­гог в этот момент трогает.

Ребенок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различе­ние среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для семилетнего ребенка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой

Тест "Силуэты"

Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке. Затем они обводят предметы по контуру и раскрашивают карандашами. Время выполнения задания - 15 мин.

Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 15 предметов - высокий уровень; 10-12 пред­метов - средний; 5-6 предметов - низкий

Тест "Дорисуй предметы"

Ребенку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные каранда­ши. Время выполнения задания - 10 мин.

Показатели для ребенка 6-7 лет: называет 12 предметов - высокий уровень; 8-9 предме­тов - средний; 5 предметов - низкий

Приложение 2

Итоговая диагностика в конце учебного года


Приложение 3

Примерный тематический план изобразительной деятельности в подготовительной группе

Итого: 36

Приложение 4

Упражнения для развития мелкой моторики

"Гроза"
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней.
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони)
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает.
(нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
"Цветочки"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
В нашей группе на окне, (
сжимают и разжимают кулачки)
Во зеленой во стране,
(показывают ладошками "горшочки")
В расписных горшочках
(поднимают ладошки вверх вертикально)
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
(загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого)
Их польем мы спозаранку,
(поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук)
Я и все мои друзья!

"Колокольчик"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
- Дон-дон-дон, -
Колокольчик звенит.
(пошевелить пальчиками обеих рук)
- Ля-ля-ля, -
Что-то он говорит.
(поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)
Динь-динь-динь, -
Наклоняет головку.
(опуститьладошки вниз)
Бом-бом-бом, -
Растрепал всю прическу.
(провестиладошками по волосам)
Дзынь-дзынь-дзынь, -
Солнцу он улыбнулся.
(улыбнуться и похлопать в ладоши)
Наконец-то проснулся.
(постучать пальцами одной руки о пальцы другой)

Приложение 5

Развивающие кинезиологические упражнения

"Колечко"
Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

"Кулак - ребро - ладонь"

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.

"Зеркальное рисование"

Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.

"Ухо - нос"

Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.


"Горизонтальная восьмерка"

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.

"Симметричные рисунки"

Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.

"Медвежьи покачивания"

Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.

"Снеговик"
Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.

"Накачаем мышцы"

Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.

"Часики"
Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

"Рожицы"
Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.

"Жонглер"

Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

"Водный велосипед"

Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.

"Пианист"

Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.

Приложение 6

Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы

Игра "Тень"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это "тень" первого. "Тень" должна точно повторить все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.

Игра "Запретный номер"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа - хлопают в ладоши.

Игра "Вот он какой"

Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью выразительных жестов "рассказывает" о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заостренный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.


Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"

Упражнение направлено на развитие внимательности, эмпатии и умения чувствовать настроение другого. Выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом. Дошкольник, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.


Упражнение "Мое настроение"

Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать свое настроение и распознавать настроение других. Ребенку предлагают поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении - все зависит от фантазии и желания дошкольника.


Упражнение "Общение в паре"

Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шепотом рассказывает о чем-нибудь, потом спрашивает другого, о чем и что он говорил. Рассказывая, ребенок должен попытаться описать свои ощущения.

Упражнение "Сидящий - стоящий"

Упражнение направлено на развитие эмоциональной сферы. Ребенок, стоя и глядя на сидящего, говорит предложенную воспитателем или составленную самостоятельно фразу с разным чувством: весело, со страхом, сердито, спокойно.

Упражнение "Исследование лица"

Упражнение направлено на развитие тактильной памяти. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу. Дошкольники одной шеренги закрывают глаза, в другой - меняются местами (произвольно) и подходят ближе к первой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедшего и называют их имена. Условие: дотрагиваться до одежды нельзя.

Упражнение "Зеркало"

Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.

Упражнения "Животные"

Упражнение направлено на развитие воображения. Педагог предлагает детям изобразить какое-нибудь животное: шустрому ребенку - медведя, медлительному - зайца, белку, трусливому - тигра, льва и т. д.

Упражнение "Танец под музыку"

Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дети садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка - дети встают, ребенок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.

Упражнение "Рисование на спине"

Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы; другой ребенок должен отгадать, что это.

Sand Art - это искусство песка, где в отличии от других изобразительных способов художник управляет стихией. Песок как вода, он текуч и способен принимать разнообразные формы, часто неожиданные. И еще песок - это время. Обучение техники сэнд-арта процесс не быстрый, но в награду будущий художник получает нечто большее - способность управлять природой, а значит и вечностью. Овладеть таким навыком можно в школе замечательной художницы Елены Бегма.

Художница занимается песочной анимацией с детства и удостоилась ряда наград и золотой медали Российской Академии Художеств. А получила она их за такое:

Подобному искусству и обучают в школе. Под руководством Елены Бегма здесь проходят курсы и мастер-классы для взрослых и детей от 3 лет. Возможны индивидуальные и коллективные занятия, проводятся семейные уроки. Группы подбираются небольшие, до 10 человек.

Рисование песком происходит на стеклянной поверхности специального стола, подсвеченной снизу. С помощью видеокамеры и проектора процесс создания картины транслируются на экран.

Занятия длятся 1,5 часа, из которых час уходит на мастер-класс, и полчаса на свободное рисование. Тематика рисунков самая разная - от русских и зарубежных сказок до пейзажных узоров и портретных изображений.


Чем полезно рисование на песке?

1) Для детей это идеальное занятие для развития мелкой моторики рук и образного мышления.

2) Для кого-то из взрослых это отличный способ снять стресс и расслабиться, для других - тонкое, необычное творческое хобби.


Песочное Шоу

В это понятие входят анимационные ролики с разными сыпучими материалами и живые выступления перед публикой. Обычно стандартное песочных шоу длится не более 12 минут, и содержит в сюжете около 10 картин. У Елены Бегма самый популярный ролик «История любви», например, стоит около 25 000 рублей. Но возможна анимация и с абсолютно новыми, оригинальными сюжетами.