Государство

Наука на современном этапе развития общества. «Наука и ее роль в современном обществе

От других сфер общества? Каковы особенности учения как вида деятельности? Что означают понятия долга и чести?

Подумай : Почему роль науки в обществе постоянно возрастает?

Что такое наука? Вы уже знакомы со структурой духовной сферы общества. Одним из ее элементов является наука. Она возникла на заре истории человечества и существует и развивается вместе с развитием общества и человека.

Сегодня слово «наука» имеет несколько значений. Одно из них: наука - это особая система знаний. В отличие от личного опыта и здравого смысла наука имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Так, еще в далекой древности Аристотель попытался выделить основные начала (условия) существования всего в мире: форму, материю, причину, цель. Он же использовал логику как метод суждений, применимый к любой науке.

Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике , технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания. Например, только в медицине сегодня насчитывают более 300 научных дисциплин. С другой стороны, происходит и противоположный процесс - объединение наук, появление новых областей научного знания на стыке отдельных направлений: биохимии, генной инженерии и др.

В систему научного знания входят не только научные факты, доказанные и подтвержденные наблюдениями, экспериментами, а также законы и теории, но и сами методы получения научных знаний - методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств. Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники.

Особенность науки проявляется и в том, что она стремится объяснять мир, используя особый язык - формулы, символы, знаки, понятия и т. п. Математика оперирует цифрами, химия - условными знаками, обозначающими химические элементы. Есть свои языки у информатики и т. п. Пользование искусственным языком позволяет отвлечься от несущественных признаков изучаемых объектов и сосредоточиться на наиболее важном и общем. Вы произносите слово «прилагательное», и все, кто знаком с грамматикой, понимают, что речь идет об одной из частей речи, обозначающей признаки предмета. Так же как в истории, слово «источник» означает не водный объект, а основу получения исторических сведений.

Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами - от логичного объяснения до сложных экспериментов с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования.

Если рассмотренное нами значение слова «наука» отражает результаты деятельности ученых, то другое значение слова «наука» подразумевает особую сферу деятельности, в которой принимают участие миллионы людей. (В настоящее время научными исследованиями в мире занято не менее 5 млн. человек.)

Учеными принято называть людей, профессионально занятых научной деятельностью, «производством» научного знания. Конечно, в сфере науки заняты не только собственно ученые. Им помогают, их обслуживают лаборанты, администраторы, инженеры и т. п. Люди многих непосредственно связаны с этим особым видом производства. Современную науку невозможно представить себе без научных журналов, альманахов, справочников и т. п., которые редактируются, издаются, оформляются рисунками, схемами, чертежами. Важную роль в развитии современной науки играют СМИ, которые популяризируют ее достижения, освещают научные проблемы и т. д. Тем не менее сфера науки без ученых не может существовать и развиваться.

Из истории нам знакомы имена мудрецов, талантливых ученых, одержимых поиском ответов на сложные вопросы. Многие из них готовы были отдать жизнь ради истины. Можно вспомнить хотя бы судьбу Сократа или Джордано Бруно.

Позднее словом «академия» стали именовать объединения ученых. Наука представляет собой не только особую систему знаний, но и систему организаций и учреждений, в которых наука создается. У шла в прошлое времена ученых-одиночек, которые в тиши уединения были заняты поиском «философского камня». Постепенно возникали специализированные научные учреждения. Сначала ими были университеты, потом лаборатории, институты, академии, а позднее - научные центры и даже целые города. Научные учреждения создают рядом с собой целую инфраструктуру библиотеки , музеи, испытательные станции, ботанические сады и т. п.

Факты. Российская академия наук учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. Она воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 г. как высшее научное учреждение России. И настоящее время Российская академия наук (РАН) включает 9 отделений (по областям науки) и 3 региональных отделения, а также 14 региональных научных центров.

Кроме РАН в нашей стране существуют и другие государственные академии, в том числе Академия медицинских наук, Академия образования, Академия сельскохозяйственных наук. Научные исследования ведутся не только учеными академии, но и отраслевыми научно- исследовательскими институтами, а также научными коллективами высших учебных заведений. Это очень важно для формирования специалистов для будущих изысканий, поскольку ученые, занятые поиском нстинг.1, передают своим ученикам не только знания, но н исследовательские умения и тягу к исследованиям.

Современная наука выходит за рамки отдельных стран, и объединения ученых нередко включают специалистов определенной области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Ученые, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них - Нобелевская премия.

Факты . Среди наших соотечественников Нобелевской премии за научные достижения удостоены: Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, Николай Николаевич Семенов, Павел Алексеевич Черенков, Илья Михайлович Франк; Игорь Евгеньевич Гамм, Лев Давидович Ландау, Николай Геннадьевич Басов, Александр Михайлович Прохоров, Андрей Дмитриевич Сахаров, Леонид Витальевич Канторович, Петр Леонидович Капица, Жорес Иванович Алферов, Виталии Лазаревич Гинзбург, Алексей Алексеевич Абрикосов.

Нравственные принципы труда ученого. Настоящими учеными являются не просто образованные и талантливые люди, добившиеся успехов в научных исследованиях. Большинство из них - люди с высокими моральными принципами.

Во все времена сообщество ученых отвергало плагиат - присвоение чужих идей. Скрупулезное следование истине, честность перед самим собой и другими отличают настоящих ученых, В отношении чести имени в большинстве своем ученые очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. История и современность дают немало примеров преданности ученых своей пауке, готовности жертвовать ради истины комфортом, свободным временем, а нередко здоровьем и самой жизнью. Честное имя и пауке ценится ничуть не меньше результата исследования.

Одной из самых важных этических проблем, с которой сталкиваются люди науки,- проблема последствий их работы. Неоднократно известные ученые делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использован нем достижений пауки в антигуманных целях.

Документ. Фрагмент из Манифеста Рассела - Эйнштейна , оглашенного 9 июля 1955 г. в Лондоне: «...Мы авторитетно заявляем, что сейчас может быть изготовлена бомба е 2500 раз более мощная, чем та, которая уничтожила Хиросиму. Такая бомба, если она будет изорвана над землей или под водой, посылает в верхние слои атмосферы радиоактивные частицы, Они постепенно опускаются и достигают поверхности земли в виде смертоносной радиоактивной пыли или дождя... Никто не знает, как далеко могут распространяться такие смертоносные радиоактивный частицы. Но самые большие специалисты единодушно утверждают, что война с применением водородных бомб вполне может уничтожить род человеческий…

Многие видные ученые и авторитеты в области военной стратегии не раз предупреждали об опасности... Мы убедились в том, что точка зрения специалистов на эту проблему не зависит в какой-либо степени от их политических взглядов. Она зависит только, как показали наши исследования, от степени знаний специалистов...

РЕЗОЛЮЦИЯ:

В связи с тем что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов».

(Манифест подписан одиннадцатью известными учеными мира, в том числе Альбертом Эйнштейном и Бертраном Расселом.)

Возрастание роли современной науки . Современная организация научных исследований заметно отличается от 1рипятых в XVII в. и даже в XX в. Первоначально наука ограничивалась функцией поиска истинного знания, а философия помогала понять и объяснить устройство мира в целом. Немало времени потребовалось науке для утверждения права формировать мировоззрение, установить с религией своего рода разграничение влияния. Сегодня без научных представ лени й существование духовной культуры невозможно.

Индустриальное общество потребовало от науки более тесной связи с производством , ориентации на развитие технических идей. В свою очередь наука получила от производства мощнейший импульс для развития в виде технического оборудования. Связь между наукой и производством стала не просто непосредственной, но и необходимой и для техники, и для науки. Многие научные идеи, рассматриваемые прежде только как идеальные и умозрительные, получили возможность проверки и подтверждения в результате развития технико-технологических возможностей общества. Путь от научной идеи до ее воплощения в техническое устройство заметно сократился. Фактически многие научные центры стали искать способы приближения своих новых достижений к непосредственному производству. Прогрессивной формой сотрудничества науки и производства стали так называемые технопарки.

Факты . Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х гг. XX в., когда был организован научно-производственный парк Стэнфордского университета (штат Калифорния). Университет нашел применение пустующему участку земли, который находился в его владении. Земля и помещения стали сдаваться в аренду автономным малым предприятиям и действующим компаниям, бурно развивающимся за счет военных заказов федерального правительства, для размещения ими своих подразделений, работающих в области высоких технологий. Арендующие фирмы имели тесные рабочие контакты с университетом.

Потребовалось 30 лет, чтобы завершить строительство, формирование инфраструктуры и сдать в аренду всю свободную землю научного парка. Этот проект являлся долгосрочным, требующим терпения и преданности делу. В результате этот научный парк прославился феноменальными достижениями в развитии наукоемкого сектора промышленности. В технопарке начинали свою жизнь многие известные теперь фирмы.

Нельзя не отметить, что в СССР в 1956 г. был создан Новосибирск и научный городок (академгородок), который до сих пор остается образцом научного поселения, где претворяли в жизнь некоторые существенные принципы инновационных технологий XXI в.

В настоящее время в 25 регионах Российской Федерации действует свыше 50 технопарков, 25-30% из них - это стабильно функционирующие структуры. Учредителями российских технопарков являются университеты, научные центры, промышленные предприятия, негосударственные фирмы, органы власти, банки, общественные организации.

В технопарках России размещено около 1000 малых инновационных предприятий (т. е. ориентированных на внедрение новых технологий); действует около 150 малых предприятий сервисного назначения; организовано более 10 000 новых рабочих мест.

Российские технопарки производят продукцию и оказывают услуги 24 отраслям промышленности и социальной сферы, в том числе наиболее часто в сферах науки, научного обслуживания, экологии, машиностроения, топлива, энергетики, информатики, здравоохранения и образования.

С конца XX в. наука выступает в качестве общественной силы. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она дает человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя ее детали. Эта картина не раз менялась на протяжении веков.

Кроме того, наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называют рациональным, что подчеркивает роль разума в процессе постижения истины. Данные науки сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

Наука играет все более важную роль в обществе еще и благодаря тому, что люди науки - ученые - являются существенной частью социально активного населения. Достаточно вспомнить академика А. Д. Сахарова, чье имя отождествляется не только со смелыми научными открытиями, но и столь же смелыми выступлениями против произвола и несправедливости. Гражданская позиция авторитетных для научного сообщества людей существенно влияет на общественное мнение.

Проверь себя

1. Охарактеризуй науку как особую систему знаний.

2. Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?

3. Какую роль играет наука в современном обществе?

4. В чем проявляется нравственная ответственность ученых?

5. В чем проявляется рост влияния науки на современное общество?

В классе и дома

1. А. П. Чехов называл науку самым важным, самым прекрасным и нужным в жизни человека. Согласен ли ты с писателем? Какие аргументы ты можешь привести для доказательства своей точки зрения?

2. Подготовь сообщение о научной и общественной деятельности одного из россиян - лауреатов Нобелевской премии в области науки.

3. В конце 80-х гг. XX в. японские ученые составили прогноз научно-технического развития на ближайшие 20-30 лет. Они прогнозировали следующие открытия:

1990-е гг.- победа над СПИДом ; создание роботов- сиделок, способных обслужить пожилых и лежачих больных;

2001-2010-е гг.- преобладание электронных газет среди информационных изданий; применение пишущих машинок, воспринимающих человеческий голос; умение остановить роет раковых клеток и превратить их в нормальные; начало туристических экспедиции в космос;

2010 2020-е гг.- - создание автомобиля га водородном топливе, понимание механизмов памяти и старения, создание искусственного глаза.

Какие прогнозы сбылись? Какие науки развивались наиболее быстро?

Предложи свои «прогнозе на основе уточнения прогноза японских ученых.


ФГОУ ВПО АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

НА ТЕМУ: «Наука и ее роль в современном обществе»

ВЫПОЛНИЛ:

СТУДЕНТ ГРУППЫ ЗФФ-31

УЧЕБНЫЙ ШИФР

ПРОВЕРИЛ:

ДОЦЕНТ: КОСАРЕВ В.М.

АСТРАХАНЬ, 2008

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Современная наука. Основные концепции…………………………………..5

2. Роль науки в современном обществе…………………………………………7

3. Влияние науки на духовную сферу жизни общества………………………10

4. Проблемы негативного влияния развития науки и научно-технического прогресса на человека и общество……………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………………..22

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском, а игра - это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился на этой: я хочу разобраться в том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в развитии России.

Ведь нау­ка яв­ля­ет­ся од­ной из оп­ре­де­ляю­щих осо­бен­но­стей со­вре­мен­ной куль­ту­ры и, воз­мож­но, са­мым ди­на­мич­ным ее ком­по­нен­том. Се­го­дня не­воз­мож­но об­су­ж­дать со­ци­аль­ные, куль­тур­ные, ан­тро­по­ло­ги­че­ские про­бле­мы, не при­ни­мая во вни­ма­ние раз­ви­тие на­уч­ной мыс­ли. Что та­кое нау­ка? Ка­ко­ва глав­ная со­ци­аль­ная роль нау­ки? Су­ще­ст­ву­ют ли гра­ни­цы на­уч­но­го по­зна­ния и по­зна­ния во­об­ще? Ка­ко­во ме­сто ос­но­ван­ной на нау­ке ра­цио­наль­но­сти в сис­те­ме дру­гих спо­со­бов от­но­ше­ния к ми­ру? Воз­мож­но ли вне­на­уч­ное по­зна­ние, ка­ков его ста­тус и пер­спек­ти­вы? Мож­но ли на­уч­ным спо­со­бом от­ве­тить на прин­ци­пи­аль­ные во­про­сы ми­ро­воз­зре­ния: как воз­ник­ла Все­лен­ная, как поя­ви­лась жизнь, как про­изо­шел че­ло­век, ка­кое ме­сто за­ни­ма­ет фе­но­мен че­ло­ве­ка во все­об­щей кос­ми­че­ской эво­лю­ции?

Об­су­ж­де­ние всех этих и мно­же­ст­ва дру­гих во­про­сов со­про­во­ж­да­ло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие со­вре­мен­ной нау­ки и бы­ло не­об­хо­ди­мой фор­мой осоз­на­ния особенностей, как са­мой нау­ки, так и той ци­ви­ли­за­ции, в рам­ках ко­то­рой на­уч­ное от­но­ше­ние к ми­ру ста­ло воз­мож­ным.

Се­го­дня эти во­про­сы сто­ят в но­вой и весь­ма ост­рой фор­ме. Это связано, пре­ж­де всего, с той си­туа­ци­ей, в ко­то­рой ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. С од­ной сто­ро­ны, вы­яви­лись не­ви­дан­ные пер­спек­ти­вы нау­ки и ос­но­ван­ной на ней тех­ни­ки. Со­вре­мен­ное об­ще­ст­во всту­па­ет в ин­фор­ма­ци­он­ную ста­дию раз­ви­тия, ра­цио­на­ли­за­ция всей со­ци­аль­ной жиз­ни ста­но­вит­ся не толь­ко воз­мож­ной, но и жиз­нен­но не­об­хо­ди­мой. С дру­гой сто­ро­ны, об­на­ру­жи­лись пре­де­лы раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции од­но­сто­рон­не тех­но­ло­ги­че­ско­го ти­па: и в свя­зи с гло­баль­ным эко­ло­ги­че­ским кри­зи­сом, и как след­ст­вие вы­явив­шей­ся не­воз­мож­но­сти то­таль­но­го управ­ле­ния со­ци­аль­ны­ми про­цес­са­ми.

Цель этого реферата ответить на вопрос, какова же роль науки в современном обществе.

1. Современная наука. Основные концепции.

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом.

Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание – системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

2. Роль науки в современном обществе

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

Самое важное - не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам.

Харуки Мураками

Тема 1. Наука и ее роль в современном обществе.

Предпосылки возникновения и этапы развития. Понятие науки и ее характерные черты. Объект и предмет науки. Современная наука. Основные концепции. Роль науки в современном обществе. Функции науки. Классификации наук. Наука в структуре общественного сознания. Отличие науки от других форм общественного сознания. Наука и философия.

Предпосылки возникновения и этапы развития

Возникновение науки связано с формированием субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой, которое произошло в период перехода человечества от присваивающего хозяйства к производящему. Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации.

В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова.

Зачатки знаний зарождаются на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический , неклассический, постнеклассический (современный). Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), отвергает объективизм классической науки, осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX- начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности, соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи.

Понятие науки и ее характерные черты

Объект и предмет науки


Наука – это сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также результаты этой деятельности.

Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет несколько основных значений.

Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.

Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний.

В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.

Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент).

Основные черты научного знания: объективность, рациональность, проверяемость, системность, общезначимость.

Объективность научного знания проверяется в ходе научных наблюдений, практики, различных , логических рассуждений. Научные требуют рационального обоснования, без которого они не могут считаться знанием. Результаты исследований постоянно подвергаются критической оценке и переоценке, без чего невозможен научный прогресс. Научному знанию свойственна упорядоченность: в ходе исследования оно принимает форму , системы понятий, умозаключений. Общезначимость науки заключается в том, что научное знание является всеобщим достоянием, принадлежит всему человечеству.

Важнейшие формы науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физические, исторические, математические), научные законы, гипотезы.

Истина – основная цель и ценность науки. Именно истина является основным и конституирующим науку компонентом, отличающим науку от других форм общественного сознания.

Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности, цель которой производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Наука как особый вид деятельности стремится к фактически выверенному и логически упорядоченному познанию предметов и процессов окружающей действительности.

В структуре научной деятельности выделяют следующие основные элементы:

1)субъект научной деятельности - исследователь или научный коллектив, осуществляющий познание;

2)объект научной деятельности - предмет изучения, явление окружающего мира, на которое направлено внимание ученого;

3)цель научной деятельности - получение объективных знаний об объекте исследования;

4)эмпирические и теоретические методы научного познания (наблюдение, эксперимент, аналогия, абстрагирование, и др.);

5)понятийный и категориальный аппарат - теоретическая база исследования;

6)технические средства научно-исследовательской работы - специальное оборудование (экспериментальное, лабораторное).

Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре.

Существует множество наук, и каждая наука своеобразно отличается от другой по двум признакам: объект и предмет .

Объект науки – это часть действительности, на который направлен интерес данной науки, причем у каждой науки свой объект (пр. объектом такой естественной биологической науки энтомологии являются насекомые; у астронома объектом является большой космос). С объектом науки тесно связан и ее предмет. Предмет науки есть идеальная модель объекта науки.

Предмет науки – это размышление ученых об объекте исследования (научные знания), причем между реальностью и действительностью или объектом науки и размышлением о нем и моделью никогда нет полного совпадения. Между реальностью и представлениями о ней всегда есть дистанция.

Субъект науки – это те люди (ученые), которые занимаются наукой, определяют объект науки, направления и создают совокупность знаний об этом объекте, т.е. предмет науки. Они создают духовные ценности в виде открытий, изобретений, научных теорий, концепций. Субъектом науки называют не только ученых, а также объединения ученых, организации (Российская Академия Наук), международные организации (Комитет по присвоению Нобелевской премии).

Функции науки

Наука выполняет важные социальные функции.
1. Культурно - мировоззренческая функция: наука дает человеку знания об окружающем мире, помогает систематизировать их и формирует как составную часть .
2. Познавательно-объяснительная функция: в ходе научной деятельности человек постигает суть явлений и процессов в окружающем мире, объясняет его устройство, выявляет законы развития природы и общества. 3. Производственная функция: достижения науки способствуют непрерывному совершенствованию преобразовательной деятельности человека, производственных процессов. 4. Прогностическая функция: выявляя причинно-следственные связи в окружающем мире, наука позволяет предвидеть перспективы и возможные последствия событий, определять нежелательные и опасные тенденции. 5. Социально-преобразующая функция: наука непосредственно участвует в развитии общества.

В ходе своего развития наука претерпевает революционные изменения в господствующей системе представлений и понятий - смену парадигм. Парадигма - совокупность научных достижений, теорий и понятий, которые пользуются всеобщим признанием и определяют направление научной деятельности.

Классификации наук

Существуют различные способы классификации наук на основе определенных критериев.

По объекту и методам познания выделяют:

    естественные науки, изучающие природу и ее законы (физика, , астрономия, , , генетика);

    точные науки, изучающие числа, количественные отношения и закономерности (математика, );

    технические науки, изучающие механизмы ( , робототехника, );

    общественные науки, изучающие социальную сферу человеческого бытия ( ,политология, );

    гуманитарные науки, изучающие духовную жизнь человека и общества ( , ).

Эта классификация условна: многие науки могут быть отнесены

сразу к нескольким отраслям человеческого знания (психология – к общественным или гуманитарным наукам, физика – к точным, техническим или естественным и т. п.). Кроме того, в последние десятилетия в сфере научной деятельности идут процессы междисциплинарной интеграции: на стыке различных отраслей познания возникают новые науки.

По соотношению познавательной и практически-действенной функций выделяют:

    фундаментальные науки (теоретический уровень познания, постижение сути явлений) ;

    прикладные науки (применение результатов научного познания на практике, в производстве и социально-преобразующей деятельности).

Современная наука. Основные концепции

Концепция Карла Раймунда Поппера (28.06.1902-17.09.1994).

В основе - принцип фальсифицируемости . т.е. опровержимости научных теорий. Теория является научной тогда и только тогда, когда она может быть опровергнута. Теория не может быть подтверждена в смысле абсолютно достоверного доказательства её истинности. Развитие науки – это путь проб и ошибок, смелых предположений и опровержений. Цель науки не в постижении того, чем вещь является на самом деле, и не в определении её подлинной природы, а в описании того, как вещь себя ведёт при различных обстоятельствах и, в частности, в выяснении того, имеются ли в этом поведении какие-либо закономерности.

Концепция научных революций Томаса Куна (1922-1996 гг.) .
Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы, т.е. совокупности научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. Такими парадигмами в разное время являлись геоцентрическая система мира Птолемея, механика и оптика Ньютона, теория относительности Эйнштейна, теория атома Бора и др. Науку, развивающуюся в рамках парадигмы, Кун называл «нормальной». Кун был убежден в том, что в реальной научной практике ученые почти никогда не сомневаются в истинности своих теорий и не ставят вопроса об их проверке. Но однажды, полагал Кун, может быть осознано, что средствами существующей парадигмы проблема не может быть разрешена. Научное сообщество распадается на группы, часть которых начинает выдвигать гипотезы. Когда одна из этих гипотез доказывает свою способность справиться с возникшими противоречиями, сообщество формулирует новую парадигму. Смену парадигм Кун назвал научной революцией.

Концепция Пола Фейерабенда ( 1924-19 9 4) . Свою концепцию он назвал «эпистемологическим анархизмом» . С точки зрения Фейерабенда каждый волен изобретать собственную концепцию, которую невозможно сравнивать с другими, ибо нет никакой основы для такого сравнения.

И сследователи могут и должны использовать в своей научной работе любые методы и подходы, которые представляются и заслуживаю т внимания. Следовательно, все допустимо и все оправдано.

Концепция Имре Лакатоса (1922-1974 гг.). Он создал концепцию методологии научного познания, которая получила название . В своей концепции он отказывается от принципа фальсификации, справедливо считая, что при достаточной находчивости можно длительное время защищать любую теорию, даже если эта теория ложна. Поэтому следует отказаться от попперовской модели, в которой за выдвижением некоторой гипотезы непосредственно следует ее опровержение.
Согласно Лакатосу развитие науки представляет собой конкуренцию научно - исследовательских программ. По мнению Лакатоса исследовательская программа включает в себя «жесткое ядро», в которое входят неопровергаемые для сторонников программы фундаментальные положения. Кроме того, в нее входит так называемый «защитный пояс» из вспомогательных гипотез, который обеспечивает сохранность «жесткого ядра» от опровержений и может быть модифицирован, а также
частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами.

Наука в структуре общественного сознания. Отличие науки от других форм общественного сознания. Наука и философия.

Общественное сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни.

Общественное сознание не функционирует вне сознания конкретных людей, но это не является доказательством идентичности или тождественности индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание - это внутренний (духовный) мир личности, ее жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие.

В отличие от индивидуального, общественное сознание выступает коллективной, всеобъемлющей памятью, разносторонним духовным опытом общества. До тех пор пока будет существовать человечество, будет функционировать и общественное сознание.

Общественное сознание по своему происхождению (генетически) формируется из важнейших достижений индивидуального сознания. Те или иные идеи, концепции, прогнозы проходят через «сито» общественного мнения . Затем, имеющейся «твердый» остаток очень придирчиво проходит испытание временем, эпохами с их постоянно изменяющимися ценностями, установками, подходами к пониманию достижений человеческой мысли.

В свою очередь, индивидуальное сознание является общественным сознанием, так как каждый человек становится личностью только в процессе социализации, усваивая то, что человечество накопило в общественном сознании в предшествующий период.

Структура общественного сознания рассматривается в трех основных аспектах:

Конкретно-историческом , выделяя типы сознания: сознание

первобытного общества; сознание предшествующих эпох: античности, средних веков, Нового времени; сознание современного общества.

Гносеологическом (эпистемологическом), выделяя виды: эмпирическое, теоретическое, художественно-образное, массовое, профессиональное; и уровни сознания: обыденное (познание явлений) и научное (познание сущности).

Социологическом, выделяя сферы: идеологию и общественную психологию - и формы сознания: политическое, правовое, нравственное (мораль), эстетическое, религиозное.

При рассмотрении сознания в социологическом аспекте наиболее объемно выделяется его социальная составляющая.Важнейшие особенности общественного сознания наиболее ярко представлены в идеологии и общественной психологии.

Идеология - это целостная система идей и взглядов, отражающая условия жизни людей, их общественное бытие с позиции определенных социальных сил, а также цели (программы), направленные на укрепление или развитие (изменение) существующих в обществе отношений.

Идеология возникает благодаря деятельности теоретиков: ученых, писателей, религиозных, общественных и политических деятелей. По форме выступая как выражение потребностей всего общества или определенных социальных групп, идеология включает в себя миропонимание, лозунги, директивы деятельности и устремления к определенным практическим результатам. Главная особенность идеологии - ориентированность на социально-экономическую реальность, направленность на массовое сознание, где фактор веры сильнее фактора знания. Кроме того, идеология должна предлагать определенный образ жизни, без этого она не может быть принята людьми, не может их увлечь.

Идеология находит свое выражение в Конституции государства, в программных заявлениях политических партий, в религиозных писаниях, в других документах и материалах.

Общественная психология представляет собой систему убеждений, чувств, эмоций, установок, в которых отражаются, в первую очередь, ближайшие условия бытия людей.

Общественная психология, в отличие от идеологии, является продуктом духовной жизнедеятельности всего общества или конкретных групп людей.

явление и процессы общественной психологии носят коллективный характер и проявляется как психология определенных социальных групп, партий, общества, наций. По своему характеру люди самых различных социальных групп и слоев могут быть похожими друг на друга или резко отличаться один от другого. Но не только и не столько индивидуальные особенности и индивидуальная психика людей побуждает их действовать определенным образом, сколько их общие материальные и духовные интересы и потребности.

Определяющим в становлении психологии людей выступает общественное бытие и особенно состояние экономики, культуры, образования, традиций. Однако немаловажное влияние на общественную психологию оказывает и идеология.

В свою очередь общественная психология оказывает заметное влияние на идеологические процессы и политическую практику.

Формы общественного сознания

Форма общественного сознания - это система общественных идей, взглядов, чувств, установок и убеждений, в которых отражается определенная область духовной жизни. Выделяют следующие наиболее важные формы общественного сознания: политическое сознание, правосознание, моральное (нравственность), эстетическое и религиозное сознание.

С возникновением гражданского общества появляется государство и зарождается новый вид человеческой деятельности - политика.

Политика - это деятельность социальных групп, наций, партий, государства, ядром которой является проблема власти .

Политика как определенные отношения и действия находит свое отражение в политическом сознании.

Политическое сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношения к власти социальных групп, партий, общества.

Оно включает в себя политическую идеологию и психологию.

Политическая идеология – это система взглядов, обосновывающая политику, проводимую той или иной партией, социальной группой или государством. Она находит свое теоретическое выражение в конституциях государств, в программах и лозунгах партий, в программных высказываниях лидеров политических партий и социальных группировок.

Политическая психология включает в себя чувства солидарности и ненависти, эмоции, поведенческие установки, настроения той или иной социальной группы или общества, проявляемые в процессе реализации политических целей и задач.

Правосознание - это совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступков людей в обществе.

Правосознание специфично. Каждая социальная группа, этническое сообщество и другие объединения социума имеют свои правовые воззрения на социальные процессы, свое правосознание. Несмотря на это, все вынуждены считаться с существующими в обществе законами, правом.

Право - это система обязательных норм, правил поведения людей, выраженная в юридических законах.

Право является продуктом конкретного экономического, социального, политического, экологического, культурного состояния общества, исторических традиций, состояния и расстановки политических сил в обществе. Правовые нормы складываются в результате компромисса между различными социальными группами и слоями общества. Это примиряет интересы различных социальных групп, не позволяет обществу расколоться. Право охраняется силой государства.

Право, как и политическое и правовое сознание, появляется с возникновением гражданского общества и государства и оказывает определенное воздействие на все стороны жизни общества.

В отличие от них, моральное сознание (нравственность) является наиболее древней формой сознания и социальной формой регуляции деятельности людей. Мораль - это совокупность взглядов, представлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, чести и бесчестия.

Нормы морали или нравственности отличаются от других социальных норм, в частности, от норм права. Если нарушается право, то государство с помощью аппарата принуждения может заставить человека подчиниться требованиям закона. За моралью, где наиболее четко выражены элементы общественной психологии, стоит сила убеждения, примера, традиций, общественного мнения, культуры. Требования права и морали не во всем совпадают. В праве на первом плане - наказание, в морали - воспитание.

Нравственные отношения, как правило, имеют эмоциональную окраску, в то время как в категориях правосознания преобладает логический, рассудочный элемент. Например, закон не предусматривает наказания за недостаток вежливости или неряшливость, тогда как нравственность это осуждает (эмоционально). Именно эмоциональность, как специфическая черта нравственного сознания, придает принципам и нормам морали большую жизненность и гибкость. Через воздействие на сознание индивида (общества), его психологию мораль осуществляет свою роль регулятора поведения, способствует созданию определенных нравственных отношений между людьми.

Изучением морали занимается философская наука этика.

Одной из древнейших форм сознания, наряду с моралью, является эстетическое сознание. В труде, в ходе повседневной практической деятельности и художественного творчества, человек выработал в себе ценнейшую способность – эстетического отражения действительности. Его основная особенность в том, что объект постигается эмоционально, когда то или иное явление проходит эстетическую оценку.

Эстетическое сознание это система взглядов и чувств, отражающих действительность с точки зрения прекрасного и безобразного, комического и трагического, величественного и ничтожного.

Высшей формой эстетического сознания выступает искусство.

Искусство - есть форма отражения действительности в художественных образах.

Как форма отражения действительности искусство включает в себя конкретные виды искусства: литературу, театр, музыку, живопись, скульптуру, киноискусство и т.д. Каждый вид искусства в свою очередь подразделяется на целый ряд разновидностей. Так, литература включает в себя прозу, поэзию, драматургию; музыка подразделяется на симфоническую, камерную, эстрадную и пр.

Искусство выполняет следующие функции:

- познавательную (например, о Второй мировой войне люди знают больше из произведений искусства, чем из исторических документов);

- эстетическую (произведения искусства заставляют людей радоваться и восхищаться, ненавидеть и негодовать, воспринимать прекрасное и определяться по отношению к низменному и безобразному);

- воспитательную (общение с миром прекрасного учит людей отличать благородное от пошлого, величественное от ничтожного);

- социальную, идеологическую (произведения искусства специфически выражают определенные интересы, эмоциональный настрой, чувства, мироощущение и мировосприятие определенных социальных групп, их политические, правовые, моральные и иные взгляды, идеи, концепции).

Искусство и его различные виды являются предметом специального изучения теории искусства – эстетики . Эстетика как философская наука изучает два взаимосвязанных вида духовных явлений: сущность эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к бытию и сферу художественной (эстетической) деятельности людей.

Религиозное сознание - одно из древних форм осознания мира и регуляции человеческой деятельности. В его основе лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

История человечества знала великое множество различных типов и вариантов религий: примитивные и сложные; языческие, связанные с верой в множество богов и с верой в единого бога; национальные и межнациональные или мировые. К мировым религиям относятся: христианство, ислам и буддизм.

Каждая религия включает в себя три основных, обязательных элемента : мифологический - веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил; эмоциональный - религиозные чувства, возникающие под воздействием веры; нормативный - требования по соблюдению религиозных предписаний.

Наука и философия

Философия и наука – являются самостоятельными, но очень тесно связанными между собой формами человеческого познания мира.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

Носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

Опирается на категории - предельно общие понятия;

Неисчерпаемо по своей сути;

Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир.

Философия пре вращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке. Вместе с тем в самой философии формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др. То есть, выстраивается своего рода, структура философского знания.

Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяснить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические принципы, которым следуем. Философия может, должна и способна это сделать. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Сходство философии и науки: рациональность, систематизированность, стремление к открытию законов, практическая значимость, обоснованность.

Отличия философии от науки:

    Наука испытывает постоянное движение вперед. Философия возвращается к одним и те же проблемам, ее проблемы вечны.

    Различный понятийный аппарат. Язык науки – четкая фиксация объема и содержания понятий, философия создает свой язык понятий.

    Частные науки могут учитывать опыт других наук.

    Философия пытается учесть весь имеющейся опыт.

Вопросы для самопроверки:

    Раскройте понятие науки как сферы человеческой деятельности, как

системы научных знаний, как социального института.

    Что является целью науки?

    Раскройте понятия " объект науки" , " предмет науки" , " субъект науки" .

    Что означает "принцип фальсифицируемости" ?

    Раскройте понятие " парадигма".

    Раскройте понятие «эпистемологический анархизм» .

    Раскройте смысл методологии научно-исследовательских программ .

    В каких основных аспектах рассматривается структура общественного сознания?

    В чем заключается главное отличие философии от всех иных наук?


На протяжении всей истории человеческой цивилизации люди выработали несколько способов познания и освоения окружающего их мира. Одним из таких важнейших способов является наука.

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства. Она отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др. Наука включает и ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания.

Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности.

Отличия науки от других отраслей культуры хорошо показал А. А. Горелов: «Наука отличается от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.

Наука отличается от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к эго теоретическому пониманию и воспроизведению.

Наука отличается от религии тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют в ней большее значение, чем вера.

Наука отличается от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?».

Наука отличается от искусства своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий.

Наука отличается от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.

Наука отличается от техники тем, что нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.

Наука отличается от обыденного сознания тем, что представляет собой теоретическое освоение действительности».

Искусство, как проявление эстетического сознания, отражает мир в форме художественных образов. Различные жанры искусства - живопись, театр и т.д. - используют свои специфические средства и способы эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения в форме моральных переживаний и взглядов, находящих свое выражение в моральных нормах и принципах поведения, а также в обычаях, традициях и т.д. По-своему отражается общественная жизнь в политических и религиозных взглядах. Наука отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др.


Фото: Research Development and Engineering Command

Итак, наука – это «форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи».

Сегодня совершенно очевидно, что наука представляет собой составную часть духовной культуры общества. С ее возникновением в сокровищнице передаваемых от поколения к поколению знаний накапливаются уникальные духовные продукты, которые играют все более важную роль в осознании, понимании и преобразовании действительности. На определенном этапе человеческой истории наука, подобно другим, ранее возникшим элементам культуры, развивается в относительно самостоятельную форму общественного сознания. Это обусловлено тем, что целый ряд проблем, возникающих перед обществом, может быть решен только с помощью науки.

Опытная наука за 300 лет своего существования в странах, охваченных научно-технической революцией, дала возможность поднять уровень жизни в 15-20 раз. Невиданное ранее ускорение научно-технического прогресса, который привел к научно-технической революции, началось в мире в 50-х гг. ХХ в. НТР вызвала к жизни качественные преобразования производительных сил, резко усилила интернационализацию хозяйственной жизни. Коренные изменения в производстве сопровождались сдвигами в мировом населении. Главные черты этих сдвигов: ускоренный рост численности, получивший наименование демографического “взрыва”, широкое распространение, урбанизации, изменения в структуре занятости, развитие этнических процессов.

Понимание места и роли науки как социокультурного явления представляет собой сложный процесс, который не завершен и в наши дни. Оно выработалось и вырабатывается долго и трудно, в борьбе подходов, идей, в ходе преодоления трудностей, противоречий, сомнений и возникновения новых и новых вопросов.

Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники. В настоящее время развитие науки и техники все более характеризуется тенденцией к их системному единству: если процесс производства становится применением науки, то наука, наоборот, становится фактором, функцией процесса производства. В результате начало формироваться новое качество науки как одной из общественных сил труда, а именно – непосредственной производительной силы общества. В этих условиях в развитии промышленности все определеннее проявляется тенденция к революционной ломке прежнего производственного процесса, к критическому пересмотру прежней формы развития производства, связанной со стремлением основываться на имеющемся «традиционном» опыте. Ускоренное развитие науки, более глубокое познание законов и естественных процессов природы, их использование в производственном процессе преобразует саму основу, на которой до тех пор строился процесс производства, способствуют появлению качественно новых форм преемственности в его развитии, делают возможным и необходимым переход к интенсивной форме развития производства.

Все устройства такого рода имеют единый знаменатель – их действие происходит на основе законов механики. Данные устройства рассматриваются с позиций «линейных» причинно-следственных целей и связей, а также жесткого детерминизма. Наука воспринимается через ее способность к точному, законченному знанию, к однозначному, невариантному типу мышления. Здесь преобразующие силы человека ограничиваются преимущественно уровнем развития науки, имеют свой обусловленный масштаб.

Важнейшей причиной, обусловившей столь быстрое развитие человечества за последние 100-150 лет, является соединение в процессе производства научных и технических достижений. Это послужило основой поистине революционной ломки старых, традиционных форм промышленного производства и коренных изменений роли и места человека, техники и науки в производственном процессе, резкого возрастания масштабов влияния интенсивных факторов на развитие общественного производства.

В современной науке проблема роста, развития знания является центральной. Так, К. Поппер в своей концепции роста знания исходил из того, что последнее есть развивающаяся целостность. Рост знания, по его мнению, это не кумулятивный (накопительный) процесс и не простое коллекционирование наблюдений. Это ниспровержение теорий, их замена лучшими, процесс устранения ошибок. Это дарвиновский отбор как частный случай общемировых эволюционных процессов. Т. Кун стремился выявить общий механизм развития науки как целостного единства «нормальной науки» и «некумулятивных скачков» (научных революций). Ст. Тулмин в своей эволюционной эпистемологии рассматривал содержание теорий как своеобразную «популяцию понятий», а общий механизм их развития представил как взаимодействие внутринаучных и вненаучных (социальных) факторов, подчеркивая, однако, решающее значение рациональных компонентов. Согласно И. Лакатосу, рост, развитие науки есть смена ряда непрерывно связанных научно-исследовательских программ.

Современное общество пронизано гонкой за новизной. Это дает значительный эффект. Однако развитие цивилизации - противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное - две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Но вместе с тем он имеет изъяны. Технологическая цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом - «больше».

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и др. Технологической цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса положило конец такому представлению. Отсюда идейное научно-теоретическое движение последних десятилетий, начатое Римским клубом и поставившее проблему создания новой экологической культуры.

Истоки современного глобального кризиса, прежде всего экологического, обнаруживаются в логике развития фундаментальных основ цивилизации - ее технико-технологического базиса. Следовательно, соответствующим образом должны быть ориентированы и поиски путей и средств выхода из этого кризиса. С одной стороны, для оптимизации природной среды могут быть использованы невиданные технические возможности, открывающиеся сегодня. Ведь в том-то и состоит противоречивый характер современной науки, что, порождая невиданные в прошлом экологические проблемы, она в то же время содержит в себе потенциальные возможности их преодоления.

Современная наука охватывает огромную отрасль знаний – около 15 тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. Современная наука имеет очень сложную организацию. Она разделяется на множество отраслей знания.

По своей удаленности от практики можно разделить науки на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные – непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических задач.

Для того, чтобы нагляднее представить все те изменения, которые претерпела наука на всем протяжении своего существования, представим ее в виде своеобразного «луча света». Представим себе, что наука - это «луч света», входящий через «окно познания». Первоначально это был сплошной «диффузный» поток «света», в котором нельзя было различить каких-либо составляющих его компонентов. О них можно было только догадываться и натурфилософствовать. Это была нерасчлененная наука, носившая натурфилософский характер. Со временем внутри этой единой, нерасчлененной науки стали зарождаться будущие отдельные науки: математика, механика, астрономия и др.

В эпоху Возрождения этот «луч» как бы преломился через «призму анализа», или «призму дифференциации», и как бы распался на отдельные фундаментальные науки, вышедшие из первоначально единой науки.

Возникшие отдельные отрасли научного знания поначалу включают в себя и их техническое применение. Однако в конце XVIII в. в процессе продолжающейся дифференциации наук началось отпочкование прикладного знания от теоретического. В результате стали возникать особые технические науки в качестве отраслей научно-технического знания.

К середине XIX в. процесс односторонней дифференциации наук в основном исчерпал себя. До этого момента в научном движении дифференциация наук была, безусловно доминирующей, а связывание наук (их интеграция) осуществлялось лишь путем их внешнего соположения. К концу первой половины XIX в. положение стало меняться коренным образом. Доминирующей становится тенденция к интеграции наук, причем сама эта интеграция начинает осуществляться через продолжающуюся их дифференциацию. Другими словами, связывание наук происходит благодаря появлению новых наук переходного, или промежуточного, характера. Эти новые науки перекидывают как бы мосты между ранее уже возникшими фундаментальными науками.

Способность исследователей длительное время работать в неких предзаданных рамках, очерчиваемых фундаментальными научными открытиями, стала важным элементом логики развития науки в концепции Т. Куна. Он ввел в методологию принципиально новое понятие - “парадигма”. Буквальный смысл этого слова - образец. В нем фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений исследования. В парадигме содержатся также и общепринятые образцы решения конкретных проблем. Парадигмальное знание не является собственно “чистой” теорией (хотя его ядром и служит, как правило, та или иная фундаментальная теория), поскольку не выполняет непосредственно объяснительной функции. Оно дает некую систему отсчета, т.е. является предварительным условием и предпосылкой построения и обоснования различных теорий.

Являясь по сути метатеоретическим образованием, парадигма определяет дух и стиль научных исследований. По словам Т. Куна, парадигму составляют признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу”. Ее содержание отражено в учебниках, в фундаментальных трудах крупнейших ученых, а основные идеи проникают и в массовое сознание. Признанная научным сообществом, парадигма на долгие годы определяет круг проблем, привлекающих внимание ученых, является как бы официальным подтверждением подлинной “научности” их занятий. К парадигмам в истории науки Т. Кун причислял, например, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и т.д. Развитие, приращение научного знания внутри, в рамках такой парадигмы, получило название “нормальной науки”. Смена же парадигмы есть не что иное, как научная революция. Наглядный пример - смена классической физики (ньютоновской) на релятивистскую (эйнштейновскую).

Решающая новизна концепции Т. Куна заключалась в мысли о том, что смена парадигм в развитии науки не является детерминированной однозначно, или, как сейчас выражаются, - не носит линейного характера. Развитие науки, рост научного знания нельзя, допустим, представить в виде тянущегося строго вверх, к солнцу дерева (познания добра и зла). Оно похоже, скорее, на развитие кактуса, прирост которого может начаться с любой точки его поверхности и продолжаться в любую сторону. И где, с какой стороны нашего научного “кактуса” возникнет вдруг “точка роста” новой парадигмы - непредсказуемо принципиально! Причем не потому, что процесс этот произволен или случаен, а потому, что в каждый критический момент перехода от одного состояния к другому имеется несколько возможных продолжений. Какая именно точка из многих возможных “пойдет в рост” - зависит от стечения обстоятельств. Таким образом, логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность эта “выбрана” случаем из целого ряда других, не менее закономерных возможностей. Из этого следует, что привычная нам ныне квантово-релятивистская картина мира могла бы быть и другой, но, наверное, не менее логичной и последовательной.



Я окончил университет, потом учился в аспирантуре, даже читал студентам лекции. Наверное, я могу сказать, что имею некоторое отношение к науке в широком смысле слова. Да и вся наша жизнь связана с научно-техническим развитием. Но я считаю, что наука - это палка о двух концах в истории человечества. И вот почему я так думаю.

Спасительная сила науки

Все удобства и блага цивилизации появились благодаря науке и прогрессу. Кто-то особо ценит прозрачное и необъятное медийное пространство, которое сегодня доступно каждому, а другой восхищается достижениями машиностроения.
Это бытовые проявления могущественной научной мысли.

Ещё учёные научились заглядывать в глубокий космос, появляются всё новые теории о развитии материи. Самые смелые исследователи всерьёз говорят о телепортации. Но и это далеко от главной проблемы человечества.


Благодаря всё той же научной мысли, люди нещадно и безоглядно эксплуатируют планету, особенно рьяно взялись за это в 20-м веке. В наши дни проблемы скрыть невозможно.
Я верю, что именно наука во главе с человеком и спасёт Землю от разрушения. Возможно, будут открыты новые виды энергии, добыча которых не будет истощать планету.

Главные научные достижения за последнее время:

  • учёные узнали, как образуется золото во Вселенной;
  • в пирамиде Гиза (Египет) обнаружили секретный зал;
  • осуществлена первая квантовая телепортация.

Наука на вооружении

Человеческое общество устроено таким образом, что войны и подобные конфликты неизбежны. Не исключено, что многие научные открытия были сделаны под давлением государственной машины. У истоков создания оружия массового поражения стоят учёные. Сложилась абсурдная ситуация: локально усиливая безопасность, люди создали угрозу всему.


И это не вина учёных, а «заслуги» общества.
Роль науки в том, чтобы изменить общество. Я думаю, что не за горами такие открытия, которые сотрут из памяти слова «война» или «ненависть», на границах не будет колючей проволоки и пулемётчиков, а военное министерство переименуют в департамент мира.