Непознанное

Не принимайте слова и поступки человека в депрессии на личный счет. Беременная на похоронах

Семья, друзья, возлюбленные, соседи… Даже в общении с близкими можно использовать приемы профессиональных переговорщиков. Разработанная исследователями Гарварда методика, до сего момента предназначавшаяся для решения международных и деловых конфликтов, отныне предлагается для улаживания частных разногласий. Учимся убеждать и приходить к консенсусу.

Слово «переговоры» обычно ассоциируется у нас с бизнесом или дипломатией. Но когда мы препираемся с ребенком о покупке нового гаджета или доказываем мужу, что провести отдых лучше на море, а не в походе в Карелии, то вряд ли осознаем, что тоже ведем переговоры. На самом же деле, если вдуматься, переговоры – это наша повседневная реальность. И, положа руку на сердце, их результаты далеко не всегда нас устраивают. Мы настояли на своем и едем всей семьей в Турцию? Но нашу радость омрачает чувство вины: ведь муж так мечтал побродить по северным лесам (и к тому же какой у него недовольный вид!). Мы дрогнули, видя слезы ребенка, и купили ему дорогой айпад, потратив гораздо больше, чем могли себе позволить, – и теперь испытываем фрустрацию. Ни жесткая, ни мягкая переговорная позиция не принесли нам радости и удовлетворения. Где же выход?

Уже несколько десятков лет исследователи, участвующие в Гарвардском переговорном проекте, разрабатывают и совершенствуют технику ведения «переговоров без поражения», основанную на здравом смысле и взаимном уважении и опробованную в дипломатии при решении международных конфликтов. По мнению специалистов, она эффективна не только при деловых или дипломатических контактах, но и в повседневной частной жизни.

Вот основные правила, которым стоит следовать.

Быть реалистом

Вашего ребенка предлагают перевести из математического класса в обычный, но вы полны решимости оставить его в «сильном» классе. Бесполезно мечтать: ваши навыки договариваться не пригодятся, если у ребенка все время плохие отметки. Продуманные переговоры – это прежде всего забота о своих интересах. В данном случае об интересах вашего сына, который явно не справляется с программой. Хороший переговорщик знает, когда начать переговоры, когда их прервать и – особенно – когда их даже не затевать.

Выразить свои чувства, эмоции и интересы

В глубине души вы уверены: раскрыть свои интересы – значит предоставить противнику дополнительное оружие. Это примерно то же, что покупать на рынке: нужно иметь незаинтересованный вид, иначе невозможно будет торговаться. Вам приглянулась дубленка – и вы начинаете ее критиковать, чтобы сбить цену. Возможно, тут вы и преуспеете. Но что вы скажете о мужчине, который говорит флиртующей с ним женщине: «Не скажу, что ты хороша собой, но, так и быть, я готов завести с тобой роман»? Идеальный вариант переговорной позиции – чтобы получилось говорить о своих чувствах, не ощущая для себя никакой угрозы. Ваша хорошая подруга не хочет одолжить вам для поездки дорогую видеокамеру под явно надуманным предлогом? Скорее всего, вы разгневаетесь: значит, она мне не доверяет! Но если ваш истинный интерес заключается в сохранении дружеских отношений, откройтесь ей и расскажите о том, что вы чувствуете. Только относитесь внимательно к «накручиванию» обвинений. Вместо «Твой отказ ранит меня» лучше сказать: «Я чувствую, что меня предали, когда ты мне не доверяешь».

Понять точку зрения другого

Это означает признать, что его мнение так же законно, как и наше, с чем бывает сложно согласиться в пылу дискуссии. Прежде чем начать переговоры с мужем о его внезапном желании переехать в другой район, задайте себе два вопроса: «Почему?» и «Почему бы и нет?» Почему он хочет переехать? Каприз? Надежда начать новую жизнь на новом месте? Способ не задаваться вопросом о вашей совместной жизни? А почему бы не переехать? Спрашивайте его спокойно, даже вам если это нужно, только чтобы утвердиться в собственном нежелании переезжать. Если тон разговора повышается, не бойтесь повторить то, что вам говорит другой человек: «Исправь меня, если я ошибаюсь. Ты упрекаешь меня в том, что я боюсь перемен, так?» Это часто позволяет ограничить конфликт и в любом случае не употреблять некоторых слишком грубых слов.

Не угрожать, не шантажировать, не врать

«Если ты не уберешься в комнате, я выброшу твои вещи в окно!» Одно из двух: либо вы исполняете угрозу и портите отношения, либо не исполняете и тогда теряете всякую убедительность. То же самое происходит и с эмоциональным шантажом: «Если ты меня любишь, ты должен смириться с тем, что с нами поедет отдыхать моя сестра». Этим вы вызовете в партнере только горечь, которая обязательно проявится позднее.

Признать свои ошибки

Вы забыли купить то, что просил ваш сын? И не справились со своим гневом в разговоре с ним: «Ты считаешь, при моей загруженности мне больше не о чем подумать?» Зато признание своей ошибки никогда не является доказательством слабости: «Дорогой, мне очень жаль, но я забыла». Когда вы принимаете часть ответственности за конфликт на себя, вы сбиваете с толку другого человека и препятствуете проявлению негативной реакции с его стороны. Стоит также задуматься о символических действиях. Другими словами, если вы планируете вести переговоры со своим спутником жизни за семейным столом, приготовьте сначала его любимое блюдо.

Оставить собеседникам возможность с честью выйти из переговоров

«Ты же видишь, что я всегда прав», «Если бы ты послушал меня раньше!» Не ставьте другого в трудное положение. И избегайте личных нападок: «Я уверена, что ты не хочешь на море, потому что тебе стыдно появиться в купальнике», «Ты эгоист, который всегда думает только о себе!» Такие язвительные фразы больно ранят и не забываются. Примените свои навыки дипломатии и найдите извинение за другого: «Я знаю, у тебя был трудный день, но мне бы так хотелось, чтобы ты нашел в себе силы пойти на ужин к Ивановым».

Предлагать разные варианты решений

Иметь в запасе только одно решение – значит играть по принципу «пан или пропал». Вы стоите перед стеной, но и ваш оппонент тоже. Если вы скажете своему начальнику: «Или вы поднимаете мне зарплату, или я ухожу», какое поле для маневрирования вы ему предоставите? Зато если вы будете заранее знать, что готовы обсудить вопрос о премии или дополнительном отпуске, то выиграете в гибкости и спокойствии. Проявите воображение и побуждайте к тому же вашего собеседника. Это позволит вам исследовать несколько возможных путей, прежде чем на что-то решиться.

Не обманывать себя

Если я звоню своей знакомой с просьбой одолжить мне денег, смогу ли я в случае отказа попросить кого-то еще? Задайте себе этот вопрос, и это позволит вам определить тон, с которого вы начнете переговоры. Для того чтобы быть эффективным, ваше решение не должно быть виртуальным. Бесполезно угрожать мужу, что бросите его, думая, что завтра встретите кого-то получше. Другая работа, другие проценты по кредиту, другой покупатель вашей машины, другие подруги. Умейте различать фантазии и реальность и не обманывайте себя.

Смерть случается в нашей жизни не так уж часто, поэтому к ней никто не готов. И из-за сильных переживаний очень легко допустить какую-нибудь бестактность. Вот простые правила, которые легко запомнить:

1. ЧТО МНЕ ГОВОРИТЬ РОДСТВЕННИКАМ УМЕРШЕГО?


Говорите коротко, не выступайте с длинными речами. «Мои соболезнования», это лучшая и самая емкая фраза, в которой вы не запутаетесь.

2. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ?


Избегайте пошлых банальностей вроде «Время лечит», «Ему теперь хорошо» и т. п. Не спрашивайте, как именно человек умер, не сетуйте на то, что его могли бы вылечить, если бы обратились к другим специалистам и т. д. Не надо говорить «я знаю, каково пережить такое», ваш опыт никому не интересен, у людей горе.

3. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ НОСИТЬ ЧЕРНЫЙ?


Нет, это не обязательно. Темно-синий, серый или баклажановые цвета тоже уместны. Неуместны футболки, шорты и другие слишком вызывающие наряды.

4. Я СЛЫШАЛ, ЧТО НЕУМЕСТНО ПРИНОСИТЬ ЦВЕТЫ НА ЕВРЕЙСКИЕ ПОХОРОНЫ. ЭТО ВЕРНО?


Да, это так. В разных культурах разные традиции, поэтому перед визитом на похороны сделайте «домашнее задание», изучите вопрос. В крайнем случае следите за окружающими и делайте то же самое, что и люди вашего пола.

5. Я ХОЧУ ЧТО-НИБУДЬ ПОДНЕСТИ СЕМЬЕ. ЧТО МОЖНО?


Открытка, цветы, еда к поминальному столу или деньги на похоронные расходы, все будет уместно. Но, чтобы не попасть впросак, уточните уместность своего подарка у распорядителя похорон, того человека из семьи умершего, кто все организует.

6. МОЖНО ЛИ БРАТЬ ДЕТЕЙ НА ПОХОРОНЫ?


Да, если они достаточно взрослые, чтобы без капризов перенести долгую церемонию. Будьте готовы быстро выйти с детьми, если потребуется.

7. Я УВИЖУСЬ С РОДСТВЕННИКАМИ, КОТОРЫХ ДАВНО НЕ ВИДЕЛ. МОЖНО ПАРУ ФОТОК?


Нет, не стоит. Никаких фотографий на похоронах и тем более никаких публикаций в соцсетях. Если только вас не пригласили именно как фотографа.

8. Я ХОТЕЛ БЫ КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ


Они будут очень заняты и озабочены. Поэтому вместо предложения «если что, положитесь на меня» предложите свою помощь конкретно: - Я могу отвезти всех в аэропорт - Я позабочусь о столе - Я могу нести гроб

И т.д. Никогда не обещайте то, что не сможете выполнить.

9. НИКАКИХ ТЕЛЕФОНОВ


Отключите его на время похорон. Будьте готовы к тому, что вас попросят пересесть, чтобы освободить места для близких родственников. Не рассказывайте забавных историй или анекдотов, не подумав дважды, уместно ли это.

10. ПОСЛЕ ПОХОРОН


Через какое-то время навестите семью, не обязательно в привязке к поминальным дням. Покажите людям своим визитом, что жизнь продолжается, и они ценны для вас и после похорон.

– К сожалению, утраты – неотъемлемая часть человеческой жизни, через боль потери приходится пройти каждому из нас. И, конечно же, каждый хотя бы раз встречал человека, переживающего горе. Для человека, потерявшего своего близкого, окружающие люди – это источник поддержки и помощи, такой необходимой в скорбный час. А для нас встреча с горюющим человеком – это своего рода испытание на человечность, проверка способности сострадать, проявлять чуткость и такт. Возможно, именно поэтому многие люди приходят в растерянность, не зная, как помочь горюющему, что говорить, как вести себя. Часто мы полагаемся на внутреннее чутье, но ведь даже специалист может принять неверное решение. Как уберечься от ошибок?

– Одним из типичных вариантов неправильного поведения с горюющим человеком является эмоциональное отстранение от него, избегание разговора об утрате и вызванных ею чувствах, проще говоря, бездействие. Так, одна женщина, потерявшая своего уже взрослого сына, жаловалась на то, что многие ее знакомые, услышав от нее о случившемся несчастье, торопливо извинялись: «О, прости, я не знал» – и сразу переводили разговор на другую тему, оставляя ее таким образом наедине со своим горем. Чаще всего за этим стоит либо элементарное незнание того, как нужно себя вести в подобной ситуации, либо действие защитных психологических механизмов, когда человек стремится избежать дискомфорта и негативных эмоций при встрече с чужим страданием.

– Но неправильно подобранные слова могут принести не меньше вреда, чем молчание. Каких фраз следует избегать, а какие, наоборот, будут эффективны?

– Среди людей бытует множество вредных стереотипов и предрассудков, которые мешают им самим и окружающим людям по-настоящему пережить потерю. Чаще всего они проявляются в форме некорректных или ранящих высказываний. В первую очередь, это несвоевременные, неуместные высказывания, порожденные непониманием текущих обстоятельств или психологического состояния переживающего утрату: «Ты еще молода, снова выйдешь замуж» или «Не плачь – ей бы это не понравилось» и т.п.

Не менее распространены так называемые проецирующие высказывания, когда человек переносит на горюющего свои собственные чувства, желания, опыт. Иной раз нам так хочется сказать: «Я понимаю Ваши чувства». Но на самом деле любая потеря индивидуальна и переживается горюющим как уникальная, поэтому такая безобидная на первый взгляд фраза может вызвать отторжение. Переживающему утрату человеку кажется, что этими словами Вы как бы обесцениваете его горе. Митрополит Сурожский Антоний рассказывает случай про молодого священника, который пришел в дом к женщине, потерявшей своего ребенка, и сказал: «Как я вас понимаю!» В ответ женщина пришла в ярость: «Ничего Вы не понимаете! У Вас еще никогда не было ребенка, Вы никогда его не теряли, и Вы никогда не были матерью». Похожая ситуация возникает в том случае, если сочувствующий говорит: «Ты должен продолжать жить своей жизнью», «Тебе надо чаще выходить из дома», «Пора уже кончать с трауром». Таким образом люди просто-напросто выражают свои собственные потребности, думая, что это поможет другому.

Вообще, нужно стремиться избегать распространенных «убийственных клише», связанных с утратой: «Вы должны бы уже справиться с этим», «Вам нужно чем-то занимать себя», «Время лечит все раны». Сюда же относятся фразы вроде «Будь сильным», «Тебе нужно держаться», «Не следует давать волю слезам». Эти словесные установки загоняют горе в подполье, мешают его здоровому проживанию.

– Что же следует говорить, чтобы не допустить бестактность и помочь горюющему?

– Во-первых, признайте ситуацию. Например, скажите: «Я слышал, что (называете по имени покойного) умер». Используйте именно слово «умер», а не какое-либо иносказание («ушел», «покинул нас» и т.п.). Это покажет, что вы открыты к разговору о том, как человек действительно себя чувствует. Обязательно выразите свое неподдельное участие, не скрывайте своих чувств: «Я очень огорчен, что это случилось». Если Вы растеряны и не можете подобрать слова, скажите просто: «Я не знаю, что сказать, но я хочу, чтобы ты знал: я переживаю вместе с тобой».

Спросите, как горюющий себя чувствует, предложите вашу поддержку, например: «Скажи мне, что я могу для тебя сделать». Переживаемые горюющим человеком эмоции – это живой двигатель работы горя. С одной стороны, нельзя заставить человека проявлять свои эмоции, если он к этому еще не готов, с другой стороны, важно по возможности стимулировать выражение чувств. Даже если человек очень сдержанно говорит о своей потере, нужно быть готовым к всплеску эмоций и поддерживать их проявление. Человек, понесший утрату, страдает от образовавшейся пустоты и от того, что невозможно изменить. Поэтому присутствующему рядом человеку, будь он профессиональным психологом или другом, прежде всего важно быть рядом с горюющим, сопереживать ему, давать ощущение опоры. Очень важно проявить себя хорошим слушателем. Переживание смерти близкого не стоит воспринимать как к проблему, которую можно решить, поэтому нужно принимать любые выражаемые чувства и сопереживать горюющему вместо того, чтобы советовать, как ему справиться с утратой, или преуменьшать значимость потери. Ни в коем случае нельзя расценивать отказ горюющего идти на контакт как личную нападку на Вас или ваши взаимоотношения с ним. Некоторые люди хотят, чтобы им помогали, другие – нет. Но отвергая Вашу помощь, горюющий вовсе не отвергает Вашу дружбу, и об этом следует помнить.

– Теперь понятно, чего не следует делать по отношению к человеку, находящемуся в скорби. Но возникает еще один, не менее сложный, вопрос: что нужно делать по отношению к нему, чем помочь в практическом плане?

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, имеет смысл определить, какие функции выполняет горе, какие задачи с точки зрения переживания утраты стоят перед горюющим.

В самом общем виде конечной целью процесса переживания горя является принятие утраты и последующая перестройка жизни. Можно сказать, что горюющему предстоит пройти следующий путь:

1) признать реальность потери;

2) пережить боль утраты;

3) отрегулировать отношения с окружением, в котором больше нет умершего;

4) принять прошлое и идти вперед, чтобы жить в сегодняшнем и завтрашнем дне.

Облегчение и сокращение (но не прерывание!) данного пути – это задача, стоящая совместно перед самим горюющим и окружающими его людьми.

Как этого добиться? В первую очередь, просто будьте рядом с горюющим, даже если не знаете, что сказать, – это само по себе может быть очень утешающим. Предложите помочь с поручениями, покупкой продуктов, домашним хозяйством, приготовлением пищи или транспортом. Иногда люди хотят, чтобы им помогли, иногда нет. Хотя они могут отклонять ваши предложения, помните, что они при этом не отклоняют вас или вашу дружбу. Поддержку нужно предлагать даже после того, как начальный шок прошел, потому что восстановление требует длительного времени и помощь может еще не раз понадобиться.

Если горюющий человек начинает злоупотреблять алкоголем или наркотиками, не заботится о здоровье (с которым появляются проблемы), говорит о самоубийстве, то вам или кому-либо из близких следует посоветовать ему обратиться за профессиональной помощью. Не забывайте следить и за собственным здоровьем: эмоциональным, физическим и духовным.

– Вы сказали, что важно оказывать практическую помощь – материальную, хозяйственную. Но полезно ли совсем ограждать потерпевшего утрату от бытовых забот?

– Действительно, не нужно отстранять горюющего от повседневных дел, тем более, если он сам выражает готовность делать что-либо. Определенная двигательная активность просто необходима. По прошествии полутора-двух месяцев после утраты можно уже более настойчиво привлекать человека к выполнению домашних и рабочих обязанностей. Однако в этом вопросе есть и другая крайность: некоторые люди с головой уходят в работу, чтобы убежать от своих чувств. В таком случае сверхактивность становится помехой для нормальной работы горя, и это важно знать как самому потерпевшему утрату, так и окружающим его людям.

– А как быть, если человек «зацикливается» на своем горе и даже по прошествии длительного времени снова и снова переживает утрату?

– В нормальном варианте горевание – это естественный процесс заживления душевной раны, причиненной смертью близкого. Он требует времени и глубоко индивидуален. В него нельзя вмешиваться и направлять в «стандартное» русло. Иногда может казаться, что горюющий движется по замкнутому кругу, однако неоднократное переживание одних и тех же чувств может быть проявлением работы горя и выступать важным этапом на пути к признанию и принятию утраты. Поэтому от сочувствующего требуется терпение и доверие к внутренней мудрости собеседника. Мало выслушать горюющего человека, помочь ему выразить чувства, необходимо еще и принять его целиком, со всеми его чувствами и опытом. Принять – не значит одобрить человека в его мыслях, чувствах, поведении по отношению к умершему, оправдать ошибки, которые он, возможно, реально допустил. Принять – значит отказаться от осуждения и признать право человека на ошибку и на те чувства, которые он сейчас испытывает. Необходимо избегать каких бы то ни было оценок и нравоучений. Это помогает горюющему человеку самому принять утрату, признать ее непоправимость. И здесь стоит сказать о еще одном важном моменте – принятии неизбежности страданий, будь то боль расставания или чувство вины перед ушедшим из жизни. Часто необходимо (а иногда это и вовсе единственный выход) принять их и найти в себе силы жить с ними дальше.

– Всегда ли можно самостоятельно помочь человеку пережить утрату или есть случаи, требующие вмешательства профессиональных психологов?

– Безусловно, поддержка и сочувствие окружающих предельно важны для горюющего человека. В то же время общение с ним в некоторых случаях становится слишком тяжелым и даже неблагоприятным для того, кто ему сопереживает и пытается помочь. Если человек осознает, что он сделал все, что было в его силах, но это не удовлетворяет горюющего, то ему следует отступить на время в сторону. Разумеется, это не значит, что нужно бросить человека наедине с его горем. Скорее речь идет о том, чтобы ограничить бессмысленную трату душевных сил, которая, с одной стороны, эмоционально истощает сопереживающего, с другой стороны, оказывается бесполезной для горюющего и даже, возможно, подкрепляет его болезненную реакцию на потерю.

Большинство людей, потерявших своих близких, справляется с утратой самостоятельно при поддержке родных, друзей и знакомых. Помощь горюющему человеку – задача деликатная и требующая большого душевного такта. В основном она доступна и неспециалистам, так как в большинстве случаев для ее реализации требуются не какие-либо специальные методы, а всего лишь живое человеческое участие. Особое значение при этом имеют личностные, душевные качества человека, находящегося рядом с горюющим. Однако в ряде случаев горюющие действительно нуждаются в профессиональной психологической помощи.

В Новом Завете есть замечательные слова о том, что разделенная радость – это двойная радость, а разделенное горе – это полгоря. Если человек, скорбящий о своем близком, открывает свою душу другим и, более того, думает о них, старается делать для них что-то доброе, то ему бывает легче пережить утрату. Равным образом и участие других людей, их помощь и поддержка предельно важны для человека, страдающего после потери. Те правила поведения, о которых мы говорили, не должны восприниматься буквально, как универсальное руководство к действию, поскольку все люди и ситуации в чем-то уникальны. Главным ориентиром должны выступать интересы, особенности и реакции конкретного человека, переживающего утрату. Если он принимает ваши слова, предложения, действия – значит, скорее всего, вы на правильном пути.

Конечно, Вы замечали, что с точки зрения отношений с окружающими, есть два типа людей: те, кто украшает любую компанию, с кем интересно и весело, и те которых мало уважают окружающие его люди. Почему так происходит и как общаться так, чтобы тебя уважали? Начните менять себя, а не меняйте других, и тогда, со временем, придёт уважение, и Вы наладите отношения с окружающими.

Если Вы хотите чувствовать себя полным жизненных сил, эмоционально стабильным и добиться уважения, необходимо в первую очередь познать себя. Познание самого себя поможет построить отношения с окружающими на основе , доверия, любви и уважения, счастья и общих целей.

Красота ума вызывает удивление, красота души - уважение.
Бернар ле Бовье де Фонтенель

1. Учитесь слушать других.

Ждите своей очереди говорить, не ограничивайте другого человека в желании общаться с Вами, не прерывайте его, когда он Вам что-то рассказывает, даже если Вам это и не интересно.

Можете умело поменять тему, но не резко обрывать собеседника на полуслове.

Это вредная привычка испортила жизнь не одному человеку. Если таковая имеется и у вас, то боритесь с ней.

43. Занимайте больше места.

Неуверенного человека выдает его скромное расположение в пространстве. Он сидит на краешке стула, старается никому не мешать, локти прижаты, ноги скрещены под стулом.

Вспомните как вы ведете себя в приятном вам обществе. И старайтесь принимать те же позы.

44. Держите осанку, меньше жестикулируйте.

Если вы руководитель, то это должно быть вашим первыми правилом. Ведь начальник должен и выглядеть, как начальник – серьезно, представительно и смело.

45. Будьте искренними.

Даже если для того, чтобы произвести нужное впечатление нужно что-то приукрасить, не делайте этого. Это создаст для вас плохую репутацию.

46. Не обещайте того, чего не сможете выполнить.

Держите слово всегда и везде. В противном случае можно прослыть трепачом.

В любом рабочем процессе возникают такие моменты, когда может потребоваться ваша помощь. Это нормально. Но, помогая коллегам, не делайте это слишком эмоционально.

Такая полная отдача для одних людей может выглядеть, как подхалимство. А другим может показаться, что вы считаете их некомпетентными работниками или просто глупыми людьми. Ведь только маленьким детишкам, которые ничего не умеют, так радостно помогают.

47. Научитесь тактично отказывать - так чтобы не обидеть человека

Ведь из-за того, что неудобно сказать «нет», можно не успеть выполнить поставленную перед вами задачу. Вежливо извинитесь или предложите помощь после того, как сделаете то, что поручено вам начальством. Читайте также: Как научиться говорить «нет» - учимся отказывать правильно.

Если Вы руководитель, очень важно научиться защищать своих подчиненных и отстаивать их интересы. Это вовсе не значит, что вы будете им постоянно потакать. А значит то, что вы думаете о них, создаете им лучшие условия труда. Проявляйте свою заботу с первого рабочего дня!

48. Добросовестно работайте.

Если новичок – лентяй, то весь коллектив понимает, что невыполненные объемы лягут на их плечи. А никто не хочет перенапрягаться.

49. Постоянно учитесь.

Развивайтесь как специалист, руководитель и просто, как личность. Нет предела совершенству, а ваше стремление расти будет оценено по достоинству.

Кто с кем дружит, о чем идут беседы, какие люди здесь находятся.

51. Не сплетничайте.

В каждом коллективе есть сплетники. Не стоит к ним приобщаться, но и не стоит вести с ними войну. Потому что в любом случае вы проиграете.

Лучший вариант - выслушать человека и удалиться под уважительным предлогом. Ни в коем случае и ни с кем не обсуждать услышанные новости. Ведь идеальное средство борьбы со сплетнями – это полное игнорирование.

52. Участвуйте в коллективной жизни – это укрепляет коллектив.

Если все собрались в ресторан, в театр, в кино, на субботник идите с ними.

53. Не старайтесь понравиться всем - это невозможно.

Будьте собой. Потому что личностей со своим мнением и образом мыслей ценят везде.

54. Умейте радоваться успехам других людей. Это подчеркивает вашу доброжелательность.

55. Адекватно воспринимайте критику

Ее нужно выслушать, и если вы не согласны спокойно выразить свое мнение. Но не кричать, не переходить на личности и не обижаться.

56. Принимайте людей такими, какие они есть

Не стоит навязывать свое мнение, свои пути решения проблем и организацию рабочих моментов. Каждый решает для себя сам как жить и как работать.

57. Сразу определите, кому вы подчиняетесь

И выполнять указания только вышестоящих людей. Так как практически в любом коллективе есть любители покомандовать новичками.

58. Старайтесь не показывать волнение – дышите глубоко при разговоре.

59. Не стройте из себя зануду-всезнайку. Первые дни простота не помешает.

60. Не раскрывайтесь полностью перед коллегами.

И это правило касается не только новичков. Не всем надо знать, какие у вас проблемы дома, какие отношения с мужем и детьми.

Зачем выносить сор из избы? Есть мир, в который нет входа посторонним. Пусть коллеги знают только о вашем семейном положении.

61. Не занимайтесь пустой болтовней на рабочем месте

Печальный факт: вместо того, чтобы выполнять поставленные задачи, болтуны приходят на работу просто пообщаться. Этих сотрудников стараются как можно скорее уволить. Их не любит ни начальство, ни коллеги.

62. Хорошо выполняйте свою работу

В любой сфере деятельности, наиболее уважаемыми являются знатоки своего дела. Люди любят делать комплименты тем, кто их заслужил, например, тем, кто всегда хорошо работает.

Если вы новичок в профессии, это не значит, что вы не заслуживаете уважения. Всегда тяжело начинать.

Это пришло с опытом и осознанием, что нужно не останавливаться на пути самосовершенствования и это принесёт уважение окружающих. Этого нельзя добиться в течение одного вечера, но если вы добьётесь уважения людей, это будет надолго.

63. Уважайте других людей

Уважение имеет две стороны. Если вы хотите, чтобы уважали вас, сначала вам нужно научиться уважать других.

Если вы всё время сталкиваетесь с людьми, которые относятся к вам без уважения, вспомните тех, к кому без уважения отнеслись вы. В любом случае, хотя бы одного такого вы найдёте.

Вместо того, чтобы возмущаться как плохо к вам относятся люди, постарайтесь вести себя хорошо с теми, с кем вы плохо обращались. Это поможет вам улучшить отношения со всеми окружающими вас людьми. Когда кто-либо плохо ведёт себя по отношению ко мне, я вспоминаю, по отношению к кому я вела себя таким же образом, и потом стараюсь наладить отношения с этим человеком. Это приводит к положительным сдвигам в моих отношениях с окружающими.

64. Выполняйте обещания

Никто не любит нечестных и ненадёжных людей. Уважения заслуживает тот, кто честен со своими собеседниками, на кого можно положиться и чьим обещаниям можно верить. Я считаю, что честность это первый шаг к достижению своего высшего «Я».

Я всегда обдумываю смогу ли я выполнить обещание, прежде чем его дать, и если я его дала, обязательно выполняю. Если по какой-то причине вы не можете выполнить взятые обязательства, обязательно найдите кого-то, кто сможет сделать это сделать за вас.

65. Принимайте критику

В противоположность бытующему мнению, быть уважаемым человеком не значит не быть критикуемым. На самом деле, всё с точностью до наоборот.

Чем больше людей знает вас и вашу работу, тем больше критики вы получаете. Люди уважают тех, кто может принять отрицательную оценку и извлечь из неё что-то положительное.

66. Относитесь к себе с уважением

Смешно, но многие люди ожидают, что их должны уважать другие люди, но при этом они не уважают сами себя. Вы когда-нибудь себя ругали без причины? Вы полностью и беспрекословно любите себя? Вы изнуряете себя недостатком сна, плохим питанием или чем-то подобным?

Если вы не уважаете себя, вы не можете рассчитывать на уважение других людей. Начните с того, что вы будете относиться к себе с любовью. А вслед за любовью к себе придёт любовь окружающих.

67. Ведите себя, как профессионал

Это подразумевает хорошо одеваться, быть воспитанным, грамотно говорить и соблюдать правила этикета. Если вы не знаете правил этикета, вам нужно с ними познакомиться. Будет полезно посетить занятия по правилам этикета, даже если вы примерно представляете, чему там учат.

Когда я была студенткой, я посетила несколько таких занятий по темам дегустация вина, поведение за столом, поведение при первой встрече и многому другому. Я считаю, что они принесли мне пользу. То, что там изучается, ни в коей мере не является высшей математикой и изученное помогает на практике, когда вы знаете что можно, а что нельзя делать в той или иной ситуации.

68. Не злословьте

Не имеет значения в какой сфере деятельности – и при профессиональном, и при социальном общении, не говорите плохо о людях. Злословя, вы не заработаете уважение других людей. Если у вас есть какие-то претензии к определённому человеку или вам не нравится что он/она делает, поговорите с этим человеком.

Не говорите плохих вещей о нём/ней за спиной, потому что обсуждение за спиной повлечёт за собой дальнейшие сплетни и недомолвки. Осознаёте вы или нет, но это не только покажет вас с плохой стороны, а и заденет того человека. Будьте честны и откровенны с людьми, с которыми вам приходится общаться.

69. Отстаивайте свои убеждения

Вы встречались с людьми, которые, не думая, с лёгкостью соглашаются со всем, чтобы им ни сказали? Я сталкивалась с такими, и в конце-конце их согласие перестаёт иметь какое-либо значение.

Лично я испытываю большее уважение к тому, кто (вежливо) не соглашается и отстаивает свою позицию, чем к тому, кто всегда подпевает другим.

Только имея своё собственное мнение и думая своей головой, можно добиться уважения окружающих людей. Не бойтесь отстаивать свои убеждения. В то же время убедитесь, что вы делаете это вежливо и не обижаете окружающих.

70. Будьте собой

Всегда лучше быть подлинником самого себя, чем точным подобием кого-то другого. Люди уважают личностей, которые никому не пытаются подражать.

Очень много людей изо всех сил стараются быть тем, кем они не являются, и, в конце концов, они теряют своё собственное лицо. Найдите себя, поймите, что вы из себя представляете. Мир нуждается в людях, которые являются сами собой, а не клонами друг друга.

71. Будьте примером для окружающих

Поступки говорят больше, чем слова. Вы своим поведением показываете пример окружающим? Вы придерживаетесь установленных норм поведения? Вы добиваетесь уважения, подкрепляя слова делом?

Человек, которого уважают другие люди, своим личным примером подталкивает окружающих к хорошим и правильным поступкам.

Заключение

Если вы обладаете чувством собственного достоинства, есть очень большая вероятность, что вы хотите, чтобы и окружающие относились к вам с уважением. Понятно, что возраст не является обязательным условием или волшебным ключом, которым можно открыть ларчик с уважением окружающих при общении с ними. Всё зависит от того, как вы будете вести себя, как вы будете относиться к окружающим и какие поступки вы будете совершать.

Уважение заслуживают делами, а не приобретают с годами.
Фрэнк Ллойд Райт


В этой статье мы рассмотрели способы, как стать человеком, которого уважают окружающие собеседники при общении с ними. Эти советы подходят для всех, независимо от возраста и социального положения.

Вы всегда задаетесь вопросом: почему ваша жизнь настолько хаотична? Что не так с вашим окружением? Ребенок не успевает по школьным предметам и постоянно имеет замечания по поведению. Не было и месяца, чтобы вас снова не вызвали на ковер к директору. Выполнение домашних заданий гарантирует крики, слезы и бессонную ночь. Вдобавок ко всему муж снова уволился с работы, мотивируя это излишней требовательностью начальника. В итоге вы вынуждены работать сверхурочно, чтобы семья могла хоть как-то свести концы с концами.

Когда в жизни существуют постоянные конфликты

Мы обрисовали катастрофическую ситуацию. Но такое в нашей жизни, увы, не редкость. Иногда вам может показаться, что вас преследуют постоянные конфликты с родственниками. Взрослая дочь не хочет идти вам на уступки и искать взаимопонимание. Сестра постоянно подводит, забывая о важном мероприятии. Вы раскалываетесь на части, пытаясь все контролировать. По сути, вы давно превратились в человека, который не принадлежит сам себе. Каждый день наполнен бесконечной беготней: работа, магазин, приготовление ужина, домашние дела и воспитание детей. За это время накопилась большая, сумасшедшая усталость. Она тяжким бременем давит на ваши плечи, а иногда не дает вздохнуть свободно.

Эти люди требуют надлежащего ухода и внимания

Каково это, любить человека, страдающего синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Это может сделать жизнь безумной и невыносимой, если вы не получите полный контроль в свои руки. Врачи назначают лекарства и дают родственникам пациентов ценные рекомендации. Несмотря на то что модель поведения человека, страдающего СДВГ, управляема, это требует от вас колоссальных внутренних ресурсов и времени. По утверждениям врачей, мышление пациента с СДВГ не поддается изменению. Без надлежащего контроля синдром дефицита внимания и гиперактивности может привести к токсикомании, перееданию, безработице, нестабильности в отношениях с партнером, постоянным конфликтам, бессоннице, стрессам, беспокойству и приступам паники.

Великое множество сценариев

Человек с СДВГ давно сформировал в своем сознании великое множество сценариев. Но по какому из них станут развиваться события, не знает никто, даже он сам. Вы никогда не догадаетесь, что у этого человека в голове. Ему предстоит постоянное преодоление своих проблем. И вам необходимо позаботиться о том, чтобы улучшить ситуацию. Если вы хотите прожить бок о бок долгую и счастливую совместную жизнь, никогда не делайте следующих вещей.

Не отрицайте проблему

Назовите эту проблему своим именем: синдром дефицита внимания и гиперактивности. Если вы научитесь идентифицировать «врага», ваша жизнь станет проще. Сам факт признания диагноза является первым шагом на пути к освобождению. У вас нет причин испытывать стыд или чувство вины. Многие люди в современном мире живут с теми или иными психологическими проблемами, и многие учатся преодолевать их.
Эта информация может послужить слабым утешением: часто выдающиеся открытия в истории человечества были сделаны людьми, страдающими СДВГ. Многим ученым, писателям, художникам, музыкантам и предпринимателям в некоторой степени помогла их психологическая проблема. Они стали успешными, потому что обладали особым творческим мышлением, что неподвластно обычным людям.

Не критикуйте своего партнера понапрасну

Иногда критика способна свести на нет все старания. Ваш партнер ежедневно прилагает максимум усилий для того, чтобы преодолеть себя и стать лучше. Это не его вина, что он по-прежнему не дотягивает до ваших идеальных стандартов. Просто дайте ему время и не ворчите лишний раз. Имейте в виду, что когда дело доходит до психических недугов, восстановление не поддается жестким графикам. Лучшим наставником для вашего партнера станет любовь, а не критика.

Не ищите оправданий

Синдром дефицита внимания и гиперактивности не является оправданием для безответственного образа жизни. Однако все, что здоровому человеку дается легко, для пациента с СДВГ видится трудновыполнимой задачей. Такие простые вещи, как чистка электронной почты или размещение оплаченных квитанций в нужную папку, видится для этого человека восхождением на Эверест. Постарайтесь обнадежить партнера, поощряйте его и вдохновляйте для достижения его маленьких локальных целей.

Откажитесь от роли наставника

Прекратите вмешиваться в рутинные процессы. Откажитесь от роли «заботливой мамочки» и примерьте на себя образ представительницы группы поддержки. Встаньте на обочине, захватите помпоны и начните аплодировать. Помните, что в словах поддержки гораздо больше власти, чем в оскорблениях или в непосредственном вмешательстве. Роль наставника требует постоянной критики и указаний на ошибки ученика. А это значит, выбранная роль заключает в себе негативную ауру. Если же вы изберете для себя роль дилетанта или болельщицы, ваш возлюбленный будет уверен, что вы «играете» с ним за одну команду.

Скажите «нет» завышенным требованиям

Когда у человека, страдающего СДВГ, случается стресс, его мысли начинают формироваться по определенному шаблону. Теперь его одолевает чувство перманентного страха, которое начинается с одной и той же фразы: «А что если…?». Не давите на своего партнера и не кричите. Таким образом вы не сможете прорвать компульсивное мышление. Просто примите этот факт как данность: ваш партнер не игрушка для манипуляционных действий. Он не будет делать то, что вы от него хотите. Он не станет выполнять это к определенным срокам и определенным образом.

Прекратите давать обучающие лекции

Уважайте личность своей второй половинки. Поэтому оставьте свои нотации для детей, которые разбили футбольным мячом окно соседа. Если у вас действительно есть что сказать, старайтесь выбирать слова. Выдерживайте время разговора, ведь от этого зависит, будете ли вы услышаны, или ваши слова просочатся мимо ушей партнера. Вы можете репетировать свои просьбы, чтобы оценить интонацию со стороны. От слов должна исходить любовь, а не тотальный контроль.

Забудьте об импульсивности

Если ваш партнер болен СДВГ, значит, его действия носят импульсивный характер. Ваша задача нивелировать эти импульсы, а не провоцировать их. Будьте мудры и терпеливы. Когда два импульсивных человека одинаково эмоционально реагируют на ситуацию, ни о каком счастье в отношениях не может быть и речи.

Не изображайте из себя мученика

Согласитесь, что довольно сложно справиться с подобной ситуацией в одиночку. Поэтому создайте для себя надежный тыл в лице друзей или близких родственников. Вы можете прибегать к советам лечащего врача или найти того, кто просто сможет выслушать вас.

Не забывайте о своей цели

Иногда слова вырываются вперед мыслей. Несколько позже вы всегда сожалеете об этом. Но неприятную ситуацию невозможно обернуть вспять. Что сказано, то сказано. Помните о том, что слова, брошенные назло, могут оставлять глубокие раны. Для того чтобы избежать неприятностей, держите в поле зрения вашу главную цель. И всегда, когда вам будет хотеться произнести обидные вещи, спрашивайте себя, приведет ли это к положительному результату? И только потом решайте.

Прекратите винить себя

Вы делаете все возможное, но иногда вам невыносимо больно за то, что именно вам выпала участь любить человека, страдающего СДВГ. Жить с ним бок о бок трудно. Иногда это угнетает, иногда хочется все прекратить. Многие родители чувствуют свою вину за поведение непослушных малышей. Это чувство отравляет им жизнь, проходя сквозь вены. На самом деле это заблуждение, сформированное чувством усталости. Никакой безнадежной ситуации нет. Вы делаете все, что от вас зависит. Просто эта ситуация сложная, а вы не всегда уверены в собственных силах. Поэтому будьте внимательны прежде всего к себе.