НЕ с существительными, прилагательными, наречиями |
|||
Правило |
Примеры |
||
слитно |
1. Если слово без НЕ не употребляется |
Нез абудка нел епый неи збежно |
|
2. Слово с НЕ можно заменить синонимом |
Неп равда (ложь) неп лохой (хороший) нед алеко (близко) |
||
3. При следующих словах: абсолютно, весьма, очень, почти, крайне, слишком, совершенно |
Весьма нелёгкая задача почти незнакомо абсолютно неверно заслуги очень невелики |
||
раздельно |
1. При противопоставлении с союзом А (не НО) |
Не правда, а ложь, не плохой, а хороший, не далеко, а близко |
|
2. При следующих словах: Вовсе НЕ, ничуть НЕ, совсем НЕ, далеко НЕ, никому НЕ |
вовсе не правда, далеко не глупый, отнюдь не далеко, ничуть не сложно, никому не нужный |
||
3. При отрицании какого – либо качества, без утверждения противоположного |
Он не глуп(но умён ли?) Она не далеко и не близко |
||
4. Краткие прилагательные, наречия в роли сказуемых | |||
С краткими прилагательными НЕ пишется, как правило, так же, как и с полными |
Берег нев ысокий (берег невысок) |
||
слитно |
с неопределёнными местоимениями, а также с отрицательными без предлога |
нес колько статей, нечто новое, нечем помочь, некого спросить |
|
с отрицательными наречиями |
нег де, некуда, некогда, неоткуда, незачем |
Примеры для орфографической разминки:
Н е д отрога,н е р яха,н е в ольник,н е и стовство,н е н ависть,н е с терпимо,н е у клюже,н е р яшливо,н е ч аянно.Н е п равда (ложь ),н е п риятель (враг ),н е д руг (враг ),н е з доровье (болезнь ),н е п лохой (хороший ),н е в есёлый (грустный ),н е у мный (глупый );н е д алеко (близко ),н е п лохо (удовлетворительно ),н е м едленно (скоро, тотчас ),н е п риветливо (грубо ). Этоне правда,а ложь. Здесь нужнане опытность,а знания. Это совсемне успех (а что? ). Комнатане большая,а маленькая. Он ещене старый (а какой? ). Он совершилне хороший,а дурной поступок. От школы до домане далеко, а близко. Этодалеко не лучший выход.Ничуть не интересная книга. Этоотнюдь не полные данные.Далеко не скромно. Мненисколько не страшно. Емуотнюдь не весело. Учитьсяникогда не поздно.
Диагностический набор № 10 Правописание не с именами существительными и прилагательными.
Рабочая часть |
Контрольная часть |
|
Колонка №1 |
Колонка №2 | |
1 (не) знакомый, а чужой человек 2 доказать (не)виновность 3 (не)уклюжие выражения 4 далеко (не)красавица 5 нисколько (не)опасная болезнь 6 (не)друг 7 (не)лепость 8 (не)большая программа 9 (не)вежда 10 оказать (не)доверие |
1 (не)прерывная трансляция 2 это (не)ветер 3 (не)разумность 4 (не)счастье,а беда 5 (не)дотрога 6 ночь отнюдь (не)темная 7 (не)вежество 8 (не) красивый, а дорогой 9 (не)погода 10 выявить (не)боеспособность | |
Колонка №3 |
Колонка №4 | |
1 далеко (не)умник 2 (не)достача 3 (не)известный аппарат 4 (не)друг,а враг 5 выступление (не)интересное 6 тяжкое (не)счастье 7 к беде (не)опытность ведет 8 (не)приступная скала 9 (не)знакомец 10 книга в (не)счастье утешает |
1 никому (не)нужная встреча 2 (не)зависимый характер 3 предполагает удачу и (не)удачу 4 дом (не)новый и (не)старый 5 (не)зависимость Родины 6 (не)примиримые противоречия 7 трава (не)высокая 8 (не)винные развлечения 9 зашумело (не)погодой 10 (не)приятель взрывал мосты |
Упражнение № 1. От данных существительных образуйте все возможные части речи .
Существительные |
Прилагательные |
Наречия |
ненависть |
ненавистный |
ненавистно |
непрерывность | ||
неуклюжесть | ||
небрежность | ||
несуразность | ||
невнимательность | ||
необходимость | ||
неожиданность | ||
нелепость | ||
негодование | ||
недоверчивость | ||
независимость | ||
нерешительность |
Упражнение № 2. Образуйте при помощи приставки НЕ слова с противоположными значениями.
существительные |
прилагательные |
наречия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
понимание - |
культурный - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
равенство - |
решительный - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
здоровье - |
хороший - |
серьёзно - |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
точность |
знакомый - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
верность - |
энергичный - |
медленно - |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
зрелость - |
подвижно - |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
зависимость |
приятый - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
доверие - |
Какие есть примеры существительных, которые пишутся с НЕ слитно; раздельно?
Я сейчас проанализировала несколько сотен случайных имн существительных, которые имеют все возможности сочетаться с не , и сделала интересный вывод, который и будет началом ответа: Весьма значительный процент всех имеющихся в языке имн существительных пишется с не слитно. И приблизительно такой же (немного меньший) процент пишется с не раздельно. Думаю, что если бы решили составить список всех таких слов, то он бы был: Поэтому ограничимся несколькими популярными примерами. Слитно : Раздельно (включаю в примеры и не, для наглядности). Как видим, списки действительно парадоксально пересеклись. По той даже причине, что имена существительные, которые не употребляются без приставки не, пишутся раздельно со вторым не, которая (частица) может появиться в любую минуту (невежество - не невежество). Вопрос, таким образом, может оказаться весьма заковыристым, и именно эту заковыристость я и постаралась продемонстрировать. Будьте внимательны при ответах. Не - это весьма растяжимое морфологическое понятие. 🙂 Ответ не адаптирован под учащихся начальных или средних классов. Слитно пишется частица не с существительными: 1) которые без этой частицы не существуют и не употребляются, например: неделя, ненависть, небылица, невежа, невежда, невежество, невеличка, неверие, незабудка, неряха и другие; 2) которые с присоединением частицы образуют новые слова, например: приятель - неприятель (враг), внимание - невнимание (рассеянность), воля - неволя (плен, рабство), правда - неправда (ложь). И этих случаях частица не выступает уже в функции приставки словообразовательной. Раздельно частица не пишется с теми существительными, которым в предложении есть противопоставление. Например. Через несколько лет мы снова встретились, но передо мной был уже не приятель , а враг. Я понимал, что все, что он рассказывает, является не правдой , а ложью. И этих случаях частица не выступает уже в функции приставки словообразовательной. Не в таких случаях является отрицательной частицей, а не приставкой. Частица «не» выполняет в русском языке очень важную смысловую функцию. И от того, как написана она со словом - слитно или раздельно, порой зависит значение всей фразы. Правописание «не» с существительными - один из разделов грамматики, который обязательно должен быть освоен каждым образованным человеком. Иначе неизбежны речевые казусы… Раздельное написаниеЧастица «не» с существительными в большинстве ситуаций имеет раздельное написание, отвечая за отрицательное значение словосочетания. И мало у кого возникнут сомнения по поводу, например, таких вариантов: не грусть, не мама, не лето, не дождь, не слово, не вечер и так далее, и тому подобные фразы и словосочетания.
Однозначно в этих примерах «не» с существительными пишется раздельно. Слитное написаниеНо есть варианты, когда правильным будет слитное написание. Среди них можно привести в качестве примера следующие:
Сложные ситуацииВ некоторых случаях написание «не» с существительными вызывает серьезные затруднения, поскольку вроде бы и можно применить правило о слитности, но как-то результат совсем не «смотрится». Вот, например, следующие предложения:
«Не» с существительными, примеры которых приведены в данном пункте, пишется раздельно, как того требует контекст. Хотя чуть выше те же слова написаны слитно. И это очередное напоминание о смысловой значимости частицы и о влиянии смысла на ее правописание. Цель:
Ход урокаI. Орг. момент: Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков. Учитель: Когда будет от учения “радостно и победно”? Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу. Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения. Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы: ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат. Объясните правописание слов. Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу. Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока. II Объяснение нового материала: 1. Актуализация знаний: 1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант. “Нет ничего та кого в нашей жизни , что не п ередать бы русс ким словом: звуча ние музыки, блеск красок, неясность сна”
Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему? Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия. Запись темы урока. 2. Объяснение нового материала: Рассмотрите схему. Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными? Когда пишется слитно, когда раздельно? Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”. Презентация алгоритмов. 3. Закрепление изученного. Замените синонимом или близким по значению словосочетанием. Горе – несчастье. Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:
Взаимопроверка. Подведение итогов на данном этапе урока. Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:
Забавная сказка? Почему она такой получилась? Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”. Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются. Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:
Помогите разгадать путаницу. Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью: Невежа – это… Спишите, раскрывая скобки. На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля. ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка - эстафета:
1 ряд - в роще 2 ряд – нет времени 3 ряд – у Анастасии Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.
Какое слово получилось? (пословицы ). Что называется пословицами? Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке? Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание. Самостоятельная работа: упражнение 219: 1 ряд – 1-2 предложение; 2 ряд – 3,4 предложение, 3 ряд – 4,5 предложение. Проверить, использовав сигнальные карточки. Работа в группах: (задание на карточках) 1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:
2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор. III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом. IV. Контроль за усвоением материала: решение теста : А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
А2 НЕ пишется слитно:
А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
А4 Слово с НЕ пишется слитно
V. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок. Домашнее задание: § 38, упр №217 или сочинить грамматическую сказку “Правописание “НЕ” с именами существительными. "Не" с различными частями речи.
|
Частица не пишется раздельно: – с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет); – со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица); – с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше); – в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах). |
Не пишется слитно: – в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый); – в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен); – в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый); – в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который); – в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать). |
Этот же принцип написания относится и к причастиям:
Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть – зависимое слово: не погашенные никем огни; – противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни. Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы. |
Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане. С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены. |
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с различными частями речи |
||
Часть речи |
Слитно |
Раздельно |
Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е | 1. Не употребляется без не-: неженка, нелепый, нелепо 2. Можно заменить синонимом без не-: не скромно (хвастливо) не глупый(умный) 3. В отрицательных наречиях: не куда, не где |
1. Есть противопоставление: не правда, а ложь 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда: далеко не глупый 3. С наречиями не на -о, -е: не по-товарищески |
Местоимение | После не и ни нет предлога: ни кого, не кого |
После не и ни есть предлог: не у кого, ни у кого |
Глагол, деепричастие |
не домогать (не употр. без -не ) не домогая (не употр. без -не ) |
не заметил (глагол), не замечая (деепричастие) |
Причастие | Нет зависимого слова или противопоставления: не законченная работа |
1. Есть зависимое слово: не законченная вовремя работа 2. Есть противопоставление: не законченная, а начатая работа 3. С краткими причастиями: работа не закончена |
III. Слова, которые без не не употребляются.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
незнакомка неистовство невежа, невежда нелепица, нелепость ненависть ненастье непоседа неприязнь нержавейка (сталь) неряха, неряшливость нескладеха Несмеяна (царевна) несмышленыш несуразица неуклюжесть неустойка нехватка нечистоты неясыть (трава) |
неистовый неказистый нелюдимый ненавистный ненастный непоседливый непроглядный (мрак) неприглядный (поступок) неприязненный непутевый неряшливый несметное (количество) несуразный неуклюжий нещадная (ругань) |
негодовать недоумевать недоставать (чего-л.) недосмотреть (за ребенком) невзвидеть (света) невзлюбить ненавидеть неистовствовать мне нездоровится ему неймется тебе несдобровать |
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
2) лес не хвойный;
3) негодующий взгляд;
4) окна не вымыты;
5) не рад встрече;
6) не было;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
9) нелегко решить;
10) далеко не легкое дело;
11) очень небрежно;
12) некошеный луг;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
2) неторопливый;
3) неказистый;
4) непричастный;
5) небрежный;
6) незрелый;
7) неуклюжий;
8) необратимый.
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
2) неряха;
3) немощь;
4) ненависть;
6) нектар.
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.
5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в предложениях:
Мне не хватает 100 рублей
Мне недостает 100 тысяч?
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
(По И.А. Гончарову)
VIII. Напишите диктант.
МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
О.П. ЭХИНА,
г. Москва
Интернет
Исследовательская работа "симметрия и снежинки" Работа с интерактивной доской
Непознанное
Разбираемся, что входит в техническое обслуживание многоквартирного дома
Домашний очаг