Все вопросы

Неизвестные культуры Южной Америки: чинчорро и паракас. Цивилизация паракас "штормовой ветер" Погребение в культуре Паракас

Полуостров Паракас, расположенный в 200 км к югу от Лимы, делит побережье Перу на две примерно равные части. Культура паракас была открыта неожиданно. Это открытие было сделано именно на этом пустынном полуострове.

В 1925 году здесь начала работать экспедиция под руководством Хулио Сесара Тельо. Внимание Тельо привлекли "кавернас" – таинственные , куда время от времени наведывались местные жители. Начав изучать "кавернас", Тельо был потрясен: это была не цепь естественных гротов, как предполагалось вначале, а целая система подземных камер, высеченных в прибрежной скале на глубине примерно восьми метров. Каждая из камер соединялась с поверхностью узким выходом. И в каждой такой камере ровными рядами лежали десятки людей обоего пола и всех возрастов, завернутые в яркие материи. Сохранность тканей была просто невероятной – они не только не истлели, но сохранили и фактуру, и яркость красок.

Что за люди хоронили своих покойников на этом пустынном полуострове? Уже после смерти Тельо эта культура получила наименование культура паракас. Сегодня памятники культуры паракас известны в нескольких вариантах. Некоторые из них встречены не на побережье, а в горных долинах Центрального и Южного Перу. Многочисленные свидетельства доказывают, что культура паракас развилась непосредственно из цивилизации Чавин-де-Уантара, и об этом особенно ясно говорят находки, относящиеся к древнейшему периоду культуры паракас. Разница была лишь в том, что здесь, на южном побережье Перу, жили проще и не строили монументальных храмов.

Могильник другого типа культуры паракас, обнаруженный Тельо на полуострове Паракас, получил название "Некрополис". Ориентировочно он датируется 3–4 вв. до н.э. Мумии (их число превышает 400) находились в подземных гробницах, сложенных из камня и необожженных кирпичей. Над каждой гробницей был устроен дворик с очагом, где, возможно, совершалась мумификация тел перед захоронением.

В каждой из гробниц археологи нашли массу всевозможных предметов – в отдельных случаях их число доходит до полутора сотен. Это одежда, украшения, оружие, каменные топоры, сосуды, инструменты, украшения, головные уборы, накидки из шерсти лам и многое другое. На многих мумиях сохранились золотые украшения – они были вставлены в уши, ноздри, рот, обвивали шею или лежали на груди.

Ткани культуры паракас поражают не только размерами и изысканными сочетаниями цветовой гаммы, но и тем, что спустя полторы тысячи лет они не утратили ни эластичности, ни яркости красок. Создается впечатление, что эти ткани лишь недавно вышли из рук ткачей. Сотканы они из шерсти пяти или шести цветов и расписаны великолепным многоцветным орнаментом – стилизованными изображениями птиц, зверей, рыб, антропоморфных фигур и диковинных страшилищ, а также геометрическими узорами. Красильщики культуры паракас умели изготовлять замечательные по яркости – особенно синюю, зеленую, желтую и коричневую.

Впрочем, не меньшего внимания, чем ткани, заслуживают и найденные Тельо мумии культуры паракас. При их исследовании обнаружилось, что у абсолютного большинства из них черепа искусственно деформированы, а многие черепа носят следы совершенной еще при жизни трепанации. Исследования позволили сделать заключение, что трепанированные черепа – результат хирургического вмешательства, совершенного, по всей видимости, в каких-то ритуально-магических целях. Отверстия в черепах, пробитые во время этих религиозных обрядов, индейские хирурги закрывали золотыми пластинками.

Мумии культуры паракас загадали ученым и другую загадку: откуда они вообще взялись? Дело в том, что в окрестностях полуострова Паракас нет никаких следов человеческих поселений, и специалисты до сих пор точно не знают, откуда доставлялись сюда покойники. Может быть, паракасские некрополи представляли собой что-то вроде "пантеона" – здесь хоронили людей, занимавших верхние ступени иерархической лестницы – жрецов и представителей родовой знати?

Считается, что культура паракас стала главным передаточным звеном цивилизационных импульсов от к более поздним культурам бассейна озера – например . Тут, однако, возникает проблема: оказывается, что в прибрежной культуре паракас отсутствуют некоторые особенности, которые характерны как для чавина, так и тиуанако. Но как такое могло случиться, если считать, что именно культура паракас послужила для них передаточным звеном?

Все знают о майя, ацтеках и инках, но немногие слышали о древнейших южноамериканских культурах чинчорро и паракас. Первые известны тем, что начали мумифицировать умерших задолго до того, как этим искусством овладели египтяне, а вторые намеренно придавали своим черепам вытянутую форму, делавшую их головы похожими на яйцо. «Вокруг света» рассказывает об индейцах, живших на континенте до инков.

Древнейшая цивилизация Южной Америки

На территории, которую сейчас занимают Перу и Чили, раньше проживал загадочный народ чинчорро, о котором мы знаем не так много. Археологи считают, что эта культура зародилась в 8-м тысячелетии до н. э. , то есть первой обнаруженной мумии чинчорро более 9000 лет. Находка позволила ученым сделать вывод, что эти древние жители Южной Америки научились мумифицировать своих предков до того, как это начали делать египтяне.

Мумифицированное тело ребенка чинчорро

Первые мумии чинчорро были найдены в 1917 году, когда немецкий археолог Макс Уле начал раскапывать поселения древних индейцев. Жилища чинчорро были сложно устроены, ориентированы по сторонам света, в каждом доме был очаг для приготовления пищи, а также опорные столбы. Основания жилищ были выложены камнем. Первое захоронение найдено прямо в пределах одного из домов: тело мужчины, захороненное под полом, мумифицировалось естественным образом - свое дело сделали жара пустыни Атакама и морской воздух.

Первым найденным искусственно мумифицированным телом был младенец из Долины креветок. Согласно археологическому анализу ребенку на момент погребения было не больше полугода.

Загадка мумий чинчорро

Зачем и как чинчорро мумифицировали усопших? Ответ на второй вопрос дали антропологи из Чилийского музея археологии Тарапака Бернардо Арриаса и Марвин Аллисон в 1983 году. Процедура осуществлялась так. С тела снимали всю кожу, доставали внутренние органы и мозг. Затем все, что оставалось, залепляли глиной и снова обтягивали кожей. Если каких-то кусочков, чтобы покрыть тело, недоставало, брали кожу животных. Чтобы сохранить черты лица умершего, делали специальную маску с отверстиями для рта и ноздрей. Обязательно сохраняли половые органы и затем тщательно воссоздавали их из глины серого цвета. В качестве заключительного штриха на мумию надевали парик из человеческих волос. Позднее тела перестали расчленять, а внутренние органы удалялись через небольшие разрезы, которые потом зашивались нитями из человеческого волоса. Иголки делали из колючек кактуса.


Эль-Морро - величайшая находка археологов, самое большое захоронение чинчорро

А вот зачем чинчорро мумифицировали абсолютно всех усопших, неизвестно. Одна из версий гласит, что этот народ был кочевым, потому они брали с собой всех своих предков, перевозя их с места на место. Якобы чинчорро верили, что живые и мертвые обладают неким духовным единством, поэтому умершие могут защитить живущих от невзгод в этом мире, а последние смогут помолиться и защитить потомков на том свете.

Впрочем, у чинчорро были и захоронения. Одно из крупнейших - кладбище Эль-Морро, где было найдено девяносто шесть тщательно обработанных тел.

Останки хоронили вместе с предметами быта, которые свидетельствовали о том, чем человек занимался, пока был жив.

Историческая ценность

Благодаря найденным мумиям ученым удалось установить, что чинчорро были преимущественно рыбаками, из-за чего страдали глухотой. Они не просто ловили рыбу с лодок, а ныряли за ней, вследствие чего у них в ушах образовывались наросты, приводившие к подобному «профессиональному» заболеванию.

У этого народа также была очень высока детская смертность - больше всего найденных мумий принадлежали младенцам и совсем маленьким детям в возрасте до трех лет. Женщины чинчорро рожали уже в 10–12 лет, из-за чего часто страдали проблемами с костями. Средняя продолжительность жизни индейцев составляла 25 лет, что по тем временам довольно много.

Люди песчаного дождя

Паракас - еще одна древняя культура, существовавшая в Южной Америке примерно с середины VIII до I века до н. э. В дословном переводе с языка кечуа название народа означало «песчаный дождь». И это неудивительно: на одноименном полуострове ветры дуют с такой силой, что часто образуют песчаные бураны. В Латинской Америке подобные погодные явления до сих пор называются paracas .

В 1928 году перуанский археолог Хулио Тельо открыл огромный некрополь в Уари-Кайян. Там в небольших погребальных камерах было найдено сорок мумий. Предположительно, одна ячейка принадлежала одной семье или знатному клану. Каждое тело было завернуто в несколько слоев расшитых драгоценными нитями и расписанных тканей. Вместе с телами были найдены остатки керамической посуды, засохшая еда, женская косметика, драгоценности, оружие. Ученые считают, что индейцы клали в могилы родственников вещи, потому что считали, что смерть - лишь переход из видимого мира в невидимый, а потому усопшим понадобятся предметы быта.


Археологическая реконструкция: в таких ячейках паракас хоронили своих предков

При этом индейцы проводили еще и операции по трепанации: проделывали в черепе отверстие, которое потом заделывали золотой пластинкой. Антропологи считают, что подобным образом паракас пытались продлить себе жизнь. Впрочем, это не единственный эксперимент индейцев, населявших Южную Америку до инков.

«Яйцеголовая» культура

И все же главная загадка культуры паракас: зачем они стремились к вытянутой форме черепа? В 1949 году археологи обнаружили на полуострове захоронения в виде бутылок: в каждой сидели плотно завернутые в ткань мумии с вытянутыми черепами. Всего тогда было найдено триста таких черепов.


Деформированый череп усопшего паракас

Самая популярная версия относительно формы головы индейцев следующая: еще в младенчестве плотно обматывая тканью головы, зажатые двумя деревянными шинами, индейцы пытались вырастить гениев, ведь голова «отвечает» за логику и точные науки. Вероятно, паракас верили, что так мозг тоже становился больше. В частности, существует череп «древнеперуанской длинноголовой принцессы», которую при жизни принесли в жертву: ее мозг был в три раза больше, чем у обычного человека.

В маленьком музее на острове Соль у озера Титикака выставлены рисунки, в которых подробно объяснено, как деформировать череп. Процедура это жестокая, но на что только не пойдешь, чтобы стать гением. Археологи отмечают, что такие же вытянутые черепа были у фараонов Древнего Египта в ту пору, когда страна переживала расцвет: шло строительство великих пирамид, завоевывались новые земли.

Культура паракас просуществовала относительно недолго, зато до сих пор люди пользуются изобретениями древних индейцев - ирригационными системами и мелиорацией. В 2014 году недалеко от города Чинча-Альта была найдена обсерватория, которой больше 2500 лет.

Фото: Insights / Contributor (х3) / Getty Images, DEA / G. DAGLI ORTI (х2) / Contributor / Getty Images

Из-за важного природного и историко-археологического значения правительство Перу в 1975 г. объявило территорию полуострова и его акваторию Национальным заповедником .

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

География, рельеф

Низменный берег п-ва Паракас — продолжение чилийской (исп. Desierto de Atacam), самой сухой пустыни в мире. Береговые хребты Серра-Колорадо (исп. Cerra Colorado) обрываются морскими террасами, высота прибрежной равнины варьируется от 300 до 700 м. над у/м.

Рельеф полуострова образован преимущественно соляной пустыней, которая образовалась на месте древнего океана, дюнами из красноватого песка, а также частью океанского шельфа. Окружающие п-ов скалы глубоко вдаются в Тихий океан.

Климат

Климат пустынного полуострова Паракас субтропический – умеренный, со среднегодовой температурой воздуха +22°C. Здесь круглый год светит солнце, но постоянно дуют ветра, средняя сила которых достигает 25 км/час.

Происхождение названия

Слово «Паракас» индейско-испанского происхождения: «para» на языке Кечуа означает «дождь», «aco» - «песок». Вместе получается «Paraco» — «песчаный дождь». Испанцы добавили к слову привычное для себя окончание «as».

Мощные ветра местные жители также называют «Paracas».

В смысловом плане все достаточно логично: ветра на полуострове дуют с такой силой (25 — 60 км/ч), что потоки воздуха поднимают вверх тонны песка, создавая песчаные бураны.

Достопримечательности

Ла-Катедраль (исп. La Catedral – «Собор») - огромная желтая скала причудливой формы, возвышающаяся из воды в 50 м от берега. Раньше она была соединена с береговыми скалами гранитной аркой. К сожалению, со временем волны подмыли перемычку и арка обрушилась.

Океанские воды аквамаринового цвета постоянно беснуются у подножия скалы, и почти вся акватория всегда покрыта гребешками пены

Национальный заповедник

Одной из главных природных достопримечательностей Перу является Национальный заповедник Паракас (исп. Paracas National Reserve) – крупнейшая природоохранная территория, расположенная на западе страны, в 15 км от города Писко, в 70 км. к западу от города Ика и в 270 км. к югу от Лимы. От перуанской столицы до заповедника можно добраться по .

Заповедник был основан 25 сентября 1975 г. в целях сохранения уникальной морской экосистемы антарктического , характерных формаций прибрежной тропической пустыни и для охраны историко-культурного наследия полуострова. Культурное наследие Паракаса связано с одноименной древней культурой, о которой свидетельствуют более сотни археологических памятников.

Национальный заповедник занимает наземную территорию площадью более 335 тыс. Га, включающую южное перуанское побережье и одноименный полуостров, и около 200 Га прибрежных вод с близлежащими скалистыми островами.

Представления о национальных парках у многих связано с пышной растительностью, однако, «Паракас» — это совершенно иное. Раньше тут был океан, поэтому на соленой почве практически ничего не растет. Сверху соль покрыта слоем терракотово-бардового песка. Пологие красноватые дюны очень красивы, здесь создается ощущение неземного ландшафта. В заповеднике есть прекрасные пустынные пляжи, однако, из-за холодных течений купаться тут холодно, поэтому пляжи почти всегда безлюдны, благодаря чему создается ощущение полного уединения с природой.

Кроме того, охраняемая территория является местом пристанища множества мигрирующих видов животных.

Так как полуостров можно изучать с суши и со стороны моря, сотрудники парка предлагают туристам прогулочные экскурсии по заповеднику на автомобиле, а также на катере вдоль побережья. Любители экстремальных видов спорта могут заняться дайвингом или сноубордингом на песке, покататься на багги. А ценители природы имеют возможность в непосредственной близости понаблюдать за лежбищами морских котиков и огромными птичьими базарами.

Флора

Наземный растительный мир заповедника образует в основном своеобразный пояс, который называют пустынными лугами, или «лома» (исп. Loma; мн. Lomas). Ломас - это «туманная» растительность посреди безжизненного пустынного солончакового ландшафта, возможная благодаря частым туманам. Более 40 % растительного мира Национального заповедника «Паракас» - эндемики.

На засоленных почвах произрастает Дистихлис колосовидный (лат. Distichlis spicata), в пресноводных низинах преобладают камыши, а на песках - Суккулентный галофит (лат. Sesuvium portulacastrum). Выше, в предгорьях Серро-Колорадо встречаются небольшие участки c группами Колончатых кактусов (лат. Neoraimondia arequipensis).

Подводный растительный мир заповедника намного разнообразнее наземного. Благодаря тому, что п-ов Паракас омывается прохладным Перуанским течением , здешние воды просто переполнены планктоном (только ок. 260 видов морских водорослей!), которым питаются рыбы, многочисленные моллюски и ракообразные, которыми в свой черед питаются многочисленные морские животные и птицы.

Фауна

Фауна национального заповедника «Паракас» необычайно разнообразна. Омываемый океаническими волнами, полуостров стал домом для множества редких видов животных.

Среди обитателей национального заповедника преобладают птицы, которых насчитывается более 200 видов. К типичным представителям пернатой фауны парка Паракас относятся: Серая чайка (лат. Larus modestus); Крачка инков (лат. Larosterna inca); Черный водорез (лат. Rynchops nigra); Тулес (лат. Pluvialis squatarola); Красноногий баклан (Phalacrocorax gaimardi); Баклан Бугенвиля (лат. Phalacrocorax bougainvillea); Пингвин Гумбольдта (лат. Spheniscus humboldti); Чилийский фламинго (лат. Phoenicopterus chilensis), Андский кондор (лат. Vultur gryphus) — самая крупная летающая птица в Западном полушарии; Американский бурый пеликан (лат. Pelecanus occidentalis); и Перуанский пеликан (Pelecanus thagus) — самый маленький из пеликанов в мире.

В заповедных водах обитают крупные млекопитающие: Южный морской лев (лат. Otaria flavescens) с мощной гривой; Южноамериканский морской котик (лат. Arctocephalus australis); Дельфин-белобочка и обыкновенный дельфин (Delphinus delphis); Кошачья выдра (лат. Lontra felina). В акватории заповедника обитают кожистые и зеленые черепахи, а также множество промысловых и декоративных рыб.

Перуанское течение (или течение Гумбольдта) очень повлияло на мир морских беспозвоночных: кроме огромного разнообразия зоопланктона акватория полуострова богата осьминогами, кальмарами, моллюсками и ракообразными.

Археологический музей . Возле входа в заповедник находится Археологический музей, основанный Хулио Сесар Тельо Рохасом (исп. Julio Cesar Tello Rojas, 1880 — 1947), перуанским археологом, исследователем древней культуры Паракаса. Богатая музейная экспозиция знакомит посетителей с древнеперуанской цивилизацией и с уникальной природой этого края.

Обсерватория . В 2014 г. группа археологов во главе с Чарльзом Станишем недалеко от города Чинча-Альта (исп. Chincha Alta; столица провинции Чинча департамента Ика) обнаружила древнюю обсерваторию, возраст которой предположительно составляет ок. 2500 лет. Она занимает территорию в 40 км², представляя собой нанесенные на поверхности земли прямые линии геоглифов (более 70) и окружающие их 5 рукотворных холмов. Линии направлены на точку, соответствующую летнему солнцестоянию в южном полушарии Земли.

Культура Паракас

Культура Паракас - важная археологическая культура, существовавшая на полуострове в период примерно с 750 по 100 гг. до н.э. Носители этой культуры владели искусством ирригации и мелиорации.

В основном наши знания о цивилизации Паракас основываются на археологических раскопках крупного приморского некрополя, который в 1928 г. открыл и исследовал перуанский археолог Хулио Тельо. Некрополь в Уари-Кайян (кеч. Wari Kayan) состоял из большого количества больших подземных погребальных камер, каждая из которых вмещала около 40 прекрасно сохранившихся мумий. Специалисты предполагают, что каждая из камер принадлежала отдельной семье или клану и использовалась на протяжении многих поколений. Мумии «запеленуты» в несколько слоев ткани , украшенной богатым орнаментом. Эти ткани являются одними из лучших образцов доколумбового искусства. Сегодня большая часть паракасских мумий хранится в музее города Ика (исп. Ica).

Люди культуры Паракас (так, не зная самоназвания древнего народа, их именуют по топониму) были уверены, что смерть - это лишь переход души из мира видимого в мир невидимый. Они не горевали, а радовались тому, что еще один соплеменник попал в лучший из миров. Поэтому археологи находят в погребениях керамическую посуду, высохшую пищу, наборы косметики и драгоценности (в женских захоронениях), оружие (в мужских могилах) — то есть все, что человеку требуется при жизни, а значит, понадобится и в загробном мире. Хотя смерть всегда считалась у перуанцев благом, древние жители Альтиплано к ней вовсе не стремились и всячески старались отодвинуть ее приближение. Так, — это второе название древнего племени, предшественников Инков и современных перуанцев — владели таким удивительным для тех времен методом, как трепанация черепа . Причем, отверстие ювелирно «заделывалось» золотой фольгой. На керамических сосудах и камнях Ики запечатлены целые фрагменты таких операций, на рисунках даже четко видны хирургические инструменты.

По данным современных патологоанатомов, люди с произведенной трепанацией черепа жили после операции еще много лет.

Мочика оставили нам блестящие образцы керамических изделий, украшенных яркими сложными узорами и реалистичными изображениями людей и животных.

Предположительно, потомком культуры Паракас является культура .

Камни Ики

Полуостров Паракас – место, таящее в себе множество загадок и привлекающее к себе внимание исследователей со всего мира. Ученые не могут прийти к единому мнению относительно загадочных «камней Ики» , которые находят на территории перуанского заповедника повсеместно. На камнях, размеры которых варьируются от грецкого ореха до крупного арбуза, древними мастерами нанесены рисунки, изображающие вполне реальные и фантастичные сцены. Многие изображения посвящены взаимодействиям людей и динозавров; на некоторых можно увидеть странные летательные аппараты; на многих камнях выгравированы исключительно точные изображения животных, не обитающих в Южной Америке, например, австралийские кенгуру. Есть камни, на которых детально изображены внутренние человеческие органы, сердце и мозг человека, а также сюжеты, которые некоторые специалисты трактуют, как пересадку органов. Таким образом, это есть ни что иное, как наглядное подтверждение наличия высокоразвитой медицины в культуре Паракаса.

Богатую коллекцию камней собрал доктор Хавьер Кабрера (исп. Javier Cabrera; 1924-2001), который являлся прямым потомком испанского конкистадора, дона Херонимо Луиса де Кабрера-и-Толеда (кас. Jeronimo Luis de Cabrera y Toledo; 1528-1574), в 1563 г. основавшего город Ика. Профессор медицины Хавьер Кабрера основал в Ике частный Музей камней, который содержит более 12 тыс. экспонатов.

Спектральный анализ показал, что эти камни относятся к мезозойской эре, то есть их возраст исчисляется 230 млн лет.

По мнению доктора Кабрера, гравировку на камнях Ики сделала некая необычная «небесная раса» гуманоидов, жившая в эпоху динозавров. На камнях изображены 2 расы людей: «инопланетная» и «дикари», кардинально отличающиеся друг от друга. Если «Небесные люди» похожи на современного человека, только с очень большой головой и острым носом, то раса «дикарей» изображена так же, как мы представляем себе древних людей.

Коллекция загадочных камней сейчас насчитывает более 50 тыс. экземпляров, распространенных по всему миру.

Кабрера считал, что «небесная раса» умела выращивать себе подобных, то есть клонировать людей. Она была бессмертной до тех пор, пока не случилась глобальная катастрофа, стершая всю жизнь с лица земли.

Главная загадка культуры Паракас

На обширной территории некрополя, расположенного на полуострове, в 1949 г. археологи обнаружили выкопанные в песке могилы бутылочной формы, в каждой из которой сидели завернутые в плотную ткань высушенные на солнце мумии с вытянутыми черепами, получившие известность как «Черепа из Паракаса». Например, покойник с золотой маской на лице, закутанный в дорогие узорные ткани, при жизни, вероятно, принадлежал к элите. Люди попроще делили одну «бутылку» на четверых — семерых. Поразившая мир находка Тельо состоит из более 300 вытянутых черепов.

С тех пор мировое сообщество ученых пытается разгадать тайну «яйцеголовых». Споров по поводу этой находки было много. Выдвигалась масса версий и гипотез.

Самая расхожая из версий такова: люди Паракас умели не только оперировать черепа, они деформировали головы, придавая им вытянутую форму. В каких целях проделывались столь странные манипуляции с людьми? На деформирование черепа уходили годы, его начинали делать младенцам, и вряд ли болезненная процедура доставляла малышам удовольствие. Поскольку чаще всего увеличивалась зона верхней части черепа, «отвечающая» за логику и способности к точным наукам, перуанский антрополог доктор Ренато Давила Рикельми (исп. Renato Davila Riquelme) полагает, что таким образом люди Паракас и Наска взращивали «яйцеголовых» гениев. Вполне возможно, тех самых, что оставили нам загадочные, непостижимые по сей день гигантские «рисунки Наска».

Рикельми своими руками реконструировал облик найденной им древнеперуанской «длинноголовой» принцессы. Антрополог предположил, что юная принцесса была принесена в жертву — эту версию подтверждает след на черепе от удара камнем. Перед смертельным ударом девушке, вероятно, дали пожевать листья коки или кактус San-Pedro. Под воздействием наркотических веществ она не почувствовала боли, о чем свидетельствует безмятежное выражение, которое сохранило миловидное лицо принцессы. Вся украшенная золотом, окруженная предметами роскоши, она отправилась в последний путь с великими почестями, которые свидетельствуют о том, что ее убийцы старались задобрить дух вулкана, возле которого располагается захоронение. Предположительно, при жизни принцессы вулкан исторгал смертоносную огнедышащую лаву, поэтому людям пришлось принести ему в жертву лучшую из племени. Объем мозга принцессы оказался в 3 раза (!) больше, чем у обычного человека.

Наконец, чтобы разрешить споры и установить истину, генетики Техасского Университета (США) решили провести ДНК-анализ загадочных черепов. Г-н Хуан Наварро (исп. Juan Navarro Hierro), владелец и директор Исторического музея Паракаса, в котором находится коллекция из 35 вытянутых черепов, позволил взять для проведения генетической экспертизы образцы из 3-х черепов, которые включали волосы, зубы, черепную кость и кожу. В результате глубокого исследования было выявлено, что обладатели этих останков не принадлежали ни к одному из видов, обитающих на Земле.

Как известно, большинство случаев удлинения черепа — это результат его искусственной деформации, которая достигается путем связывания головы младенца между 2-я деревянными шинами или стягивания плотной тканью. Однако, в результате деформации черепа изменяется только его форма, а вес, объем и другие характеристики остаются неизменными.

Этого нельзя сказать о «черепах Паракаса»: удлиненные черепа на 25% больше и на 60% тяжелее обычных человеческих черепов, т.е. они не могли быть искусственно деформированы. Также они содержат только одну теменную пластину вместо 2-х. Американский биолог Брайен Ферстер (англ. Brien Foerster), специалист по древнему народу Южной Америки с удлиненными головами и автор 8 книг, так прокомментировал результаты генетического анализа ДНК: «Речь идет о мутированной митохондриальной ДНК, отсутствующей у человека и известных на сегодняшний день животных…Возможно, мы имеем дело с новым существом, очень далеким от «homo sapiens» и неандертальца».

Таким образом, тайна вытянутых черепов остается для человечества неразгаданной. Но вывод ученых, проводивших анализ ДНК паракасского Черепа, однозначен: это НЕ ЛЮДИ.

Любопытные факты

  • Любопытно семейно-социальное поведение Южного морского льва. Зрелые самцы, отвоевав в напряженных схватках с соперниками участок берега, начинают формировать собственные гаремы. Самые сильные «отхватывают» наиболее престижные места в центре лежбища, а численность их гарема доходит до 18-20 самок. «Среднестатический» самец обычно довольствуется 3-мя самками.
  • На протяжении многих столетий южноамериканские морские котики служили объектом массового промысла. К началу 40-х годов ХХ столетия численность этих животных в Перу упала до 40 особей. Лишь строжайший запрет на отлов млекопитающих помог восстановить исчезающий вид. Сейчас на территории страны проживает около 20 тыс. особей морских котиков.
  • В ходе раскопок на полуострове были обнаружены останки гигантского ископаемого пингвина ростом 1,5 м., проживавшего здесь около 36 млн лет назад, которого археологи назвали «Повелителем вод».
  • На территории Национального заповедника Паракас имеется несколько отелей, но в разгар сезона они довольно дорогие, поскольку эти места сейчас очень популярны у туристов.
  • Относительно недавно дельфины в Перу были объектами охоты. Сегодня их вылов запрещен, но животные часто погибают, попадая в рыболовецкие сети или в винты кораблей. Также численность животных сокращается вследствие загрязнения вод океана.
  • Существует мнение, что «Канделябр Паракаса» — дело рук европейских пиратов, которые таким образом зашифровали место укрытия награбленных сокровищ. Согласно одной из легенд, геоглиф был создан по приказу полководца Хосе де Сан Мартина (исп. Jose Francisco de San Martín; 1778-1850), национального героя , возглавившего первое правительство Перу. В этом случае изображение принято трактовать, как символ масонства.
  • В маленьком музее на острове Солнца высокогорного выставлены рисунки, демонстрирующие технологию деформирования черепа у детей. На это уходили годы, и вряд ли мучительная процедура доставляла малышам удовольствие. Зато потом «яйцеголовым», возможно, удавалось то, что ныне мы приписываем космическим пришельцам.
  • Среди экспонатов — образцов культуры Мочика, выставленных в частном археологическом музее Ларко Эрреры (исп. Museo Arqueologico Rafael Larco Herrera) в Лиме, есть такие, где в мельчайших деталях изображены сексуальные сцены, действующими персонажами в которых выступают… скелеты. Значит, Мочика верили, что в «лучшем мире» не может не быть лучшего из земных наслаждений.
  • На многих камнях Ика изображены сюжеты трансплантации сердца, мозга и др. органов, т.е. хирургических операций, которые в 60-х гг. прошлого столетия (начало собрания коллекции) мировые медики еще не делали.
  • Почему «небесные люди» спустились на своих летательных аппаратах именно сюда, на безжизненное пустынное побережье Тихого Океана? «Потому что здешняя земля, — уверен доктор Кабрера, — обладает особым магнетизмом».
  • Аналогичные вытянутые черепа были у египетских фараонов — представителей первых правящих династий, к которым относится максимальный расцвет цивилизации Египта, строительство крупнейших пирамид и знаменитого сфинкса.

Не весь, ох не весь колорит Паракаса показали мы . Ведь помимо знаменитых покрывал и гобеленов эти древние перуанцы знамениты и своими мумиями!

Об этом, в частности, повествует в своей научно-популярной книге Галина Ершова.
Итак, ПЕРЕПОСТ :

ПАРАКАС -
древние исследователи тайн мозга
[конспективные выдержки]

В 20-е годы археологом Хулио Тельо были обнаружены круглые пещеры, внутри которых сидели десятки мумий, укутанных в несколько покрывал каждая. Находка произвела огромное впечатление даже на видавших многое коллег.
...Специфические природные условия Южного побережья Перу способствовали естественной мумификации покойников и великолепной сохранности органических останков. На песчаном полуострове Паракас присутствуют оба основных условия: сухой жаркий воздух и почвы, содержащие большое количество солей.

Паракас примыкает к Чавину не только территориально, но и во временном отношении, являясь культурой-преемницей. Первые памятники Паракаса появляются в середине I тысячелетия до н.э.; угасание культуры происходит в начале I тысячелетия н. э.

Выделяются два основных периода культуры Паракас.
Первый длится от 600 года до н.э. до I века н.э. и стилистически связан с поздним Чавином.
Второй период приходится на 200–400 годы н.э. и ассоциируется с ранним этапом культуры Наска.

X. Тельо, копавший Паракас в 20-е годы XX века, определил эти периоды соответственно как «Паракас-пещеры» и «Паракас-некрополи» .
И в том, и в другом случае речь идет о способах погребения. Причем оба типа на определенном этапе существовали одновременно .
Захоронения со сходным инвентарем встречаются в некрополе (собственно Паракасе), Кабеса-Ларга, Серро-Колорадо, а также в долинах рек Наска, Ика, Писко и Чинча.

Судя по всему, традиция консервации тел умерших продолжала сохраняться на Тихоокеанском побережье Южной Америки со времен Чинчорро . Преобразования были самыми незначительными – главное состояло в изменении позы умершего.

NB!
мумии перуанской культуры Чинчорро (ок. 5000 до н.э.)

The oldest mummies in the world are the Chinchorro mummies from northern Chile and southern Peru .
While the earliest Egyptian artificial mummy dates to around 3000 BC, the earliest Chinchorro artificial mummy dates to around 5050 BC.
And while the earliest Egyptian natural mummy dates to around 3400 BC, the earliest Chinchorro natural mummy dates to around 7020 BC.

И при жизни, и после смерти объектом постоянных забот обитателей древнего Паракаса являлась голова. Черепа у покойников, как правило, закреплялись с помощью специальных приспособлений. Иначе при высыхании шейных позвонков голова могла отвалиться.

Но самое интересное, что все черепа - мужские и женские - были деформированы. Это, естественно, проделывалось ещё при жизни.

У создателей культуры Паракас было странное пристрастие к экспериментам со своими черепами. Младенцы поголовно подвергались мучительной операции по деформированию черепа, в результате чего голова паракасца приобретала клиновидную форму.

примерная визуализация паракасских обладателей деформированных черепов

Иногда детишки не выдерживали столь суровых испытаний, о чем свидетельствует трагическая находка в одном из могильников.
Здесь в 1931 году был обнаружен крохотный ребенок с головой, перетянутой лентой из хлопковой ткани.
Под туго обмотанной лентой оказались две плотные подушечки – одна давила на лобную, а другая на затылочную часть черепа.
Результатом должна была стать идеально клиновидная форма головы - но младенцу уже не довелось порадоваться этому результату.

Но еще более странным выглядит массовое трепанирование черепов.

Такие черепа встречаются почти в половине случаев - от 40 % до 60 %.
Как водится, иногда трепанации осуществлялись по несколько раз на одну голову. Судя по следам зарастания отверстий (регенерации кости), люди, перенесшие эту неординарную операцию, как правило, выживали. И речь идет не только о банальных маленьких отверстиях в затылочной части для понижения внутричерепного давления – этим занимались очень многие народы.

В Паракасе широко и с размахом использовались разные техники: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые затем вынимались; высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластиной.

Вместе с тем, убедительных объяснений этого странного феномена – практики массовой трепанации – нет.

Считать, что так лечились болезни мозга, было бы красиво, но сомнительно.
Даже при современном уровне развития знаний о мозге и нейрохирургии вряд ли найдется такое количество людей (пусть даже 40 %), перенесших операции, сопряженные с вскрытием черепа.

Одно из предположений состоит в том, что трепанации делались вследствие нанесения ранений дубинками с каменным набалдашником, которые также часто встречаются в погребениях. Хотя очевидно, что подобные дубинки использовались по всему достаточно обширному региону и в разные периоды, но трепанации при этом у других народов не проводились.
Кроме того, в подобных случаях на черепе помимо отверстий должны были бы присутствовать и трещины. Да и женщины достаточно редко участвуют в военных действиях и, как правило, не доходят до рукопашной, чтобы так вот залечивать раны на голове.

Более убедительной кажется ритуальная версия.
Однако сложно предположить, в чем состояла цель подобных хирургических вмешательств, если не согласиться с гипотезой о попытках достижения изменённого состояния сознания.

Аналогичную картину мы наблюдаем и в Мезоамерике, где при сходном образе жизни разных народов трепанациями увлекались прежде всего сапотеки в Оахаке, причем примерно в то же самое время, что и жители Паракаса, – но, правда, всё же без такого размаха.

Кстати, в одном из паракасских погребений был даже найден набор хирургических инструментов той далекой эпохи.
Это были обсидиановые орудия различных размеров, на которых сохранились следы крови.
Среди них были маленькие колющие орудия, небольшие ланцеты и крупные ножи.
Кроме того, там же оказалась ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки.

[...]
Собственно процесс подготовки мумий состоял в следующем: тело очищалось от внутренностей и заполнялось деревянными брусками, волокнами и другими растительными материалами. Из черепа извлекался также и головной мозг.

Затем в некоторых случаях тела подсушивались на жарком солнце и даже немного коптились на огне. Лица и некоторые части тела, вплоть до накладных кос, обмазывались древесной смолой и глиной.

В редких случаях на покойника надевали набедренную повязку или украшение.
Зато почти всегда в рот ему вкладывался маленький кусочек золота.

После всех приготовлений умершему придавалась так называемая «поза зародыша» - поджатые к подбородку колени, скрещенные на груди руки.
Для фиксации этой позы тело обвязывалось веревками.

Наконец его заворачивали в несколько покрывал, длина которых могла достигать двух с половиной метров, а сверху накрывали циновками из тростника-тоторы. Надо заметить, что результатом всех этих манипуляций стала великолепная сохранность кожи и тканей тел умерших.

Организация жизни после смерти

Как мы уже упоминали, исследование погребений позволило установить два основных этапа в жизни Паракаса. При этом предполагается, что «пещерные» погребения являются более ранними, нежели «некропольные», хотя возможно, что на каком-то этапе они существовали в одно и то же время.

Как выглядели эти погребения?
«Пещерные» погребения (или куэвас , что по-испански означает «пещера») называют еще «бутылкообразным» – по форме ямы, в которую помещались умершие. Наиболее ранние могильники этого типа датируются 600–400 годами до н.э.
Наиболее типичными для этой культуры считаются погребения на полуострове Паракас.

На вершине холма в слое песка сооружалась округлая входная яма диаметром 1–1,5 м и глубиной около 2 м. Чтобы её края не осыпались, стены укрепляли камнями. В центре основания ямы находился вход в узкую вертикальную шахту, высота которой могла достигать 4–6 м. На стенах шахты высекались ступени – характерный тип вертикального спуска. Шахта приводила к просторной куполообразной камере, высеченной в грунте. Глубина всего сооружения от входа до основания камеры в исключительных случаях могла достигать 7,5 м, в среднем же составляла 2–3 м.

Сама камера (диаметром 3–4 м и высотой 1–1,5 м) располагалась симметрично относительно входной шахты и была выложена камнем.
В камере находились несколько мумий – в среднем 30–40, в исключительном случае – до 55.

Когда места не хватало, мумии помещались даже в вертикальную шахту.

Каждая мумия сидела, подогнув колени к груди, закутанная в несколько слоев одежд из цветных тканей.
На мумиях были раскрашенные маски (фальшивые головы) из хлопковой ткани.
Каждый покойник был прикрыт китовыми костями или циновками.

Здесь же, на полуострове Паракас, и в Серро-Колорадо имеются и погребения несколько иного типа. Они представляют собой простые, не очень глубокие ямы высотой до 1,5 м.
По мнению Майкла Ко, некоторые из них были вырыты на месте мусорных ям поселений типа кавернас, жители которых создавали пещерные захоронения. В них помещали всего двух-трёх покойников.
Иногда между соседями воздвигались стенки из камней или необожженных кирпичей.
Иногда поверх покойников сооружался «потолок» – перекрытие из жердей.

Инвентарь, сопровождавший погребение, как правило, не был особенно богат.
Рядом с покойником помещали керамические сосуды – черные и с рельефным изображением.

Как обычно, каждого человека сопровождали предметы, использовавшиеся им в быту.
Так, вместе с женщиной находились остатки пищи: початок кукурузы, арахис, фасолевая мука. Кроме того, там были такие предметы, как пряслица, куски тканей и мотки волос.
Для мужчин более характерен набор из рыболовных сетей, плетеного приспособления для переноски грузов, тканей.
Часто встречаются копьеметалки, наконечники дротиков, шкуры лам и гуанако, раковины, обсидиан. Гораздо реже можно обнаружить окислившиеся до зелени бронзовые или медные изделия.

О некой смене, как мы сказали бы теперь, «культурно-идеологической парадигмы» свидетельствуют так называемые «некропольные» погребения .

А если говорить проще, то речь идет или о серьёзных изменениях в социальном устройстве общества, произошедших в Паракасе, или же о появлении каких-то новых групп населения, постепенно вытеснивших «пещерников».
По мнению М. Ко, паракасские «некрополи» несут явные черты элитарности по отношению к окрестному населению, да и вообще следы социального расслоения общества .

Паракасская элита (реконструкция на основании мумий и погребального инвентаря)

Принципиальным различием, пожалуй, стал иной тип черепной деформации: на этом этапе культуры Паракас голова уже не была клиновидной – она, скорее, выглядит длинной и вытянутой, конусообразной. Одновременно практически сошла на нет практика черепных трепанаций.
Как и прежде, тела предварительно высушивались или коптились.

Тельо предполагает, что именно потому рядом с могильниками этого типа находились и специальные помещения с очагом («кухни») или небольшие выгороженные камнями дворики со следами огня и золы и большими сосудами. В них, по всей видимости, приносили морскую воду, которой поливали тела в процессе мумификации. При нагревании тел на огне из воды выпаривалась соль, что способствовало хорошей консервации органических тканей.

Где же находятся эти элитарные могилы?

По описаниям Тельо, на севере полуострова Паракас, вдоль берега, были обнаружены целые ряды сооружений, которые поначалу археологи приняли за остатки поселений.
Но проведенные раскопки открыли обширные прямоугольные каменные ямы разных размеров.

Паракасский некрополь

сидящие мумии Паракаса

По всей видимости, их сооружали специально или же оборудовали на местах развалин каменных домов. В некоторых случаях могильники представляли собой целые подземные помещения с маленьким «вестибюлем», из которого в расположенную ниже комнату вела специальная лестница.
Стены толщиной в 30–40 см были сложены из мелких камней, палок, китовых костей, вмазанных в раствор глины с примесью известняка.

Трудно себе представить радость археологов – в подобных подземных комнатах могло размещаться до двух сотен мумий! Одному лишь Тельо удалось обнаружить 429 мумий, переживших повсеместные грабительские раскопки. И можно только гадать, сколько бесценных древностей исчезло навсегда, оказавшись в руках «чёрных археологов».

Паракасские похороны (реконструкция церемониала)
Усаженные в форме зародыша и упакованные в ткани мумии представляли собой конусообразные свертки, достигавшие полутора метров как в диаметре основания, так и в высоту.
Правда, размеры колебались и в меньшую, и в большую стороны, что определялось имущественным и социальным положением покойного. Большой сверток должен был находиться в центре группы из нескольких тючков помельче. Так, например, в большой погребальной камере близ Серро-Колорадо были найдены 33 больших тюка (диаметр и высота по 1,50 м), 42 средних тюка (90 см в диаметре и 1 м высотой) и 354 совсем мелких.

Тела были обнаженными, изредка на них надевали украшения. Очень часто свертки помещались в корзины. Один сверток мог состоять из множества (от трех до трех десятков) покрывал – от самых тонких до плотных с вытканным орнаментом, расшитых шерстью.

Между слоями тканей и внутри корзины помещались все те вещи, которые, по представлениям соплеменников, были необходимы умершему в загробной жизни. Это могли быть золотые украшения для носа, лба или ушей или другие предметы.
Рядом с покойником ставилась глиняная посуда – двойные сосуды, а также чаши и горшки разных форм, но более простые, нежели сосуды из «пещерных» погребений. Сосуды иногда помещались перед мумией, и в них оставлялась пища. Встречаются и сосуды из тыквы.

[...]
К счастью для исследователей, древние мумии заворачивались в многочисленные цветные ткани.

Сухой и жаркий климат пустыни обеспечил этим уникальным тканям великолепную сохранность, и таким образом до нас дошли сотни тканых шедевров, которые позволяют по достоинству оценить мастерство древних перуанских ткачей.
Многие специалисты отмечали, что качество этих тканей не уступает лучшим мировым образцам. Они поражают не только своими размерами и богатейшими сочетаниями цветов, но и тем, что спустя около двух тысяч лет они не утратили ни эластичности, ни яркости красок.
Как писал Мануэль Галич, «создается впечатление, что они лишь недавно вышли из рук мастеров-ткачей ».
[...]

Безусловно, дошедшие до нас великолепные ткани изготовлялись специально для погребального обряда. Это определяется всей реинкарнационной концепцией древних перуанцев: то, чем пользуется человек в обычной жизни, имеет временное значение, а то, что предназначено для погребения, относится к жизни вечной. И для такого случая следовало постараться.

Изобразительное искусство Паракаса представлено прежде всего сюжетами и орнаментами на тканях и керамике. Известен едва ли не единичный случай, когда человеческая фигура была вырезана на золотом листе.
Любимым мотивом, как и в Чавине, продолжало оставаться изображение кошачьего . Этот мотив, как и «змеиный», более характерен для «пещерных» погребений и связывается, прежде всего, с архаическими представлениями, перешедшими из Чавина.
Однако в целом происхождение этой традиции вызывает много дискуссий: от культурных влияний Мезоамерики до температурных колебаний, связанных с феноменом Эль-Ниньо , когда при понижении температуры регулярно меняется не только климат, но и фауна региона.

ступенчасто-зигазагообразные мотивы на текстиле Паракаса
Присутствие же в Паракасе специфического геометрического (ступенчатого) орнамента, точного аналога «холодной лестницы » в Мезоамерике, вряд ли можно объяснить климатическими колебаниями. По всей видимости, в данном случае речь может идти только о пока необъяснимых культурных влияниях.

Мотив «глазастого существа» плавно перекочевывает из «пещерного» в «некропольный» пласт и становится для последнего чуть ли не самым главным.
«Глазастое существо» , или лицевая маска с большими глазами со свисающими из-под них подвесками, отождествляется с так называемым «культом трофейных голов », также, впрочем, пришедшим из Чавина.

Часто на изделиях появляются изображения двухголовых змей, хищных птиц, людей и антропоморфных существ.

Культура Паракас (исп. Paracas ) - важная археологическая культура, существовавшая в период примерно с 750 по 100 г. до н. э. Носители культуры Паракас владели искусством ирригации и мелиорации. Культура существовала на полуострове Паракас, согласно современному административному делению - в районе Паракас провинции Писко, региона Ика, в Перу.
В основном наши знания о жизни культуры Паракас основываются на раскопках крупного приморского некрополя, который впервые исследовал перуанский археолог Хулио Тельо, в 1920-е годы. Некрополь в Уари Кайян (кет Wari Kayan ) состоял из множества крупных подземных погребальных камер, каждая из которых вмещала в среднем сорок мумий. Предполагается, что каждая камера принадлежала отдельной семье или клану и использовалась на протяжении многих поколений. Каждая мумия привязывалась верёвкой к своему месту и затем оборачивалась в несколько слоёв ткани, украшенной богатым орнаментом. Эти ткани славятся как одни из лучших образцов доколумбова искусства. Потомком культуры Паракас предположительно является культура Наска. Паракасские мумии хранятся в основном в музее города Ика. Также, известен знаменитый рисунок - "Канделябр", расположенный на одном из берегов полуострова.

Культура Наска (исп. Nazca ) - цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска, с II в. до н. э. по VI в. н. э. Главный город - Кауачи, с шестью пирамидами из самана. Произошла предположительно от культуры Паракас. Культуре Наска приписывается создание громадных геоглифов - линий Наска, однако относительно времени их создания, среди учёных нет единого мнения. В наше время, официально были обнаружены при полетах над плато в первой половине XX века. Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности. Линии Наски, возможно сходные по функции с фигурными курганами индейцев Северной Америки, ставят перед историками немало вопросов - кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли разглядеть геоглифы невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий. Относительно времени создания линий учёные сходятся - до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации наска, населявшей плато до II в. н. э.

Сами линии нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной, при этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы - линии. Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях. В 1994 году, внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ближайшим аналогом, на удалении порядка 30 км от Наска, является малоизвестное плато Пальпа. Оно немного меньшего размера, но имеет существенно иной рельеф. Большинство геоглифов находится на плоских вершинах, как бы искусственно срезанных холмов. Заметим, что окружающие холмы совершенно не тронуты.
Ещё менее известны и очень похожи геоглифы Северной Америки близ города Блайт. Их, правда, совсем немного. А так же есть «Андский канделябр» возле города Писко.

Культура Ика (исп. Ica ), известна в основном по захоронениям в могилах, выложенных сырцовым кирпичом, с перекрытием из тростника. В них помещались погребаль­ные тюки с мумиями. Черепа покойных сильно деформированы.
Культура Ика, генетически совершенно не связана с предшествовав­шей ей культурой Наска. По-видимому, на рубеже I-II тысячелетий н.э., на южном участке косты (побережья), произошла смена населения. Ряд черт сходства в ар­хеологическом материале и данные письменных источников, позволяют поставить вопрос о связи этих культур с создателями Пачакамака, возможно оттесненными к югу носителями культуры Чанкай. В то же время, обитатели Ики сохранили определенную независимость и в переговорах с инкскими завоевателями выступали как самостоятельное объединение.