Домашний очаг

Несколько способов рисования спиралей для кельтских орнаментов.

/ Орнаменты и узоры

Фломастер самого высокого качества с износостойким, очень прочным наконечником. Гарантированный срок хранения - 3 года. Богатая гамма ярких и насыщенных цветов с самой высокой светостойкостью. Не высыхает без колпачка 24 часа.

Долгий срок службы, богатая палитра ярких, насыщенных цветов и высокая надежность фломастеров STABILO. Чернила на водной основе не имеют запаха и легко отстирываются водой.

Что нам потребуется:

  • Простой карандаш.
  • Циркуль.
  • Лист бумаги.
  • Фломастеры (STABILO).
  • Линейка.

Ход работы:



В центре листа нарисуем круг с помощью циркуля. Диаметр примерно 7 см.

Нам нужно разделить окружность на равные части. Для этого ножки циркуля поставим на длину, равную радиусу.

Сделаем насечки.

Проведем через насечки прямые линии.

Впишем треугольник внутрь круга.

Ножки циркуля поставим на длину, показанную на фото. Это половина стороны треугольника.

Нарисуем еще три круга с центром в вершинах треугольника.

И еще один общий круг, который объединит все фигуры внутрь.

Простым карандашом нарисуем маленькие кружочки, как показано на фото.

По краям кружка проведем еще пару кругов.

Сделаем тоже самое и с тремя внутренними кругами. Черным фломастером закрасим внешний круг. Проведем последующую линию по контурам внутренних кругов. Закрасим эту линию. Нам нужно поделить круг на три равных капли. Внутренние круги помогают нам сделать это ровно.

Внутри каждой капли сделаем еще по две капельки. Циркуль нам в этом поможет. Мы рисуем круги, как показано на фото. За основу берем маленькие дополнительные кружки. По сути, вся капля получается нарисованной с помощью циркуля.

Сложный круговой узор готов!

Однажды в детстве я листал мамин школьный альбом по рисованию. И поразился очень красивым узорам в кругах. Оказалось, что они нарисованы при помощи циркуля. Сначала легонько рисуются лепестки (сколько нужно), а потом это обводится фломастерами или красками. Маминого альбома сейчас уже не найти, есть только мои детские рисунки на эту тему (отсканил):

Как рисовать циркулем?

Вот простая пошаговая инструкция:

В процессе вам может понадобиться транспортир, чтобы найти промежуточные точки на окружности. Первоначальный цветок состоит из 6-ти лепестков. Значит, угол между лепестками равен 360 / 6 = 60 градусов. Красиво начинать от дополнительных точек под кратными углами. Например, 15, 30, 45, 60°. Или 20, 40, 60°.

Можно обойтись только циркулем, если вы умеете находить середину отрезка:

Из концов отрезка рисуем две одинаковые окружности
. Проводим прямую через их пересечение

Таким образом можно поделить отрезок (а в нашем случае — дугу окружности) на 2, 4 и более частей.

Спирограф

Про мамины рисунки я вспомнил, когда увидел китайскую линейку для рисования узоров — там используется похожий принцип. Движения очень простые, а красота неописумая!

И пример узоров, которые можно ею нарисовать:

Предмет: наглядная геометрия.Презентация "Орнамент - ловкий циркуль" для учащихся 5-х (6-х) классов.

Построение орнамента при помощи циркуля и линейки, 6 образцов и композиции. Учащиеся учатся технике работы с чертежными инструментами и развивают образное мышление в игровой форме. Возможность вариантов раскраски, составления своего орнамента. Не включены работы учащихся и карточки-задания.

Источник: Ловкий циркуль. Пайкен Инна-Майя Олевовна. Киев, «Вэсэлка», 1988

Просмотр содержимого документа
«Орнамент - ловкий циркуль»

Орнамент

Искусство орнамента

содержит в неявном виде

наиболее древнюю часть

известной нам

высшей математики.

Герман Вейль


Разделочные доски, подушки, ковры и …

  • Циркуль поможет не только на уроках геометрии и черчения.
  • С его помощью можно подготовить прекрасные подарки: разделочные доски, орнаментом можно украсить книжные закладки, расшить домашние тапочки, кухонные подхватки и подставки, полотенце или платочки, сделать елочные украшения и т.д.
  • Орнаменты составляются с помощью семейств концентрических окружностей, деления окружности

на 3, 6 и 12 равных частей.







Ловкий циркуль

Инструменты:

  • бумага,
  • циркуль,
  • линейка,
  • ластик
  • простой карандаш
  • цветные карандаши.

1. РАКУШКА

  • Обозначь два центра

окружностей.

  • Поставь иглу циркуля

в первый центр.

  • Строй окружности, равномерно увеличивая радиусы.
  • То же повтори из второго центра.
  • Проследи, как постепенно образуется симметричный орнамент .

1. РАКУШКА


2. РОМАШКА

* Нарисуй окружность.

* Не меняя радиуса,

переставь циркуль

в любую точку

на этой окружности

и снова нарисуй окружность.

* Точки их пересечения станут центрами новых окружностей.

* Внутри основного круга постепенно возникает цветок.


2. РОМАШКА


3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ

  • Если центры расположить симметрично и из каждого строить окружности разного радиуса, может получиться

необычный орнамент.

  • Попробуй перемещать

центры окружностей

по прямой линии.

  • При этом нужно

изменить радиусы так,

чтобы окружности

пересеклись

в одной точке.


3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ


4. КАСКАД

  • Если центры

расположить

симметрично

и из каждого

строить окружности

разного радиуса,

можно получить необычный орнамент – Каскад.


4. КАСКАД


5. ФОНТАН

  • Если перемещать центры окружностей по прямой линии

и при этом изменять радиусы так, чтобы

окружности

пересекались

в одной точке

- получится

узор Фонтан.


5. ФОНТАН


6. ВОЛНА

* Проведи прямую линию 1.

* Разместив на ней центры так,

как показано

на схеме -

удастся плавно соединить окружности.

* Повтори сколько нужно раз.


6. ВОЛНА


7. Пример, как можно использовать разные принципы построения узоров


1. РАКУШКА


2. РОМАШКА


3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ


4. КАСКАД


5. ФОНТАН


6. ВОЛНА


Выполни орнамент


Выполни орнамент


Вариант раскраски


Вариант раскраски


Орнаменты учащихся

Временно отсутствуют в данном варианте

Статья, в которой я рассказываю об отработке навыков работы с циркулем. Вы вручную сделаете то, что сейчас обычно рассчитывается на компьютере. В каком-то смысле вы воскресите древнюю практику. Ваша мотивация – творческое самовыражение и самопознание – сравнима с мотивацией древних ученых, которые считали линии, углы и числа проявлением божественного. По-моему, ваше творчество – это отличная возможность увидеть в себе нечто новое через призму древних знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ловкий циркуль

Недавно, путешествуя по форумам интернета, я наткнулась на следующее письмо: «Добрый день! Обращаюсь к преподавателям рисования, ну или к тем, кто может ответить на мой вопрос. Что можно нарисовать циркулем? Хочу понемногу учить ребенка 10 лет пользоваться им. Но кроме снеговика и матрешки больше ничего в голову не идет. Подкиньте идеи, пожалуйста».

Естественно, меня как математика, не могла не тронуть такая забота родителей о своем ребенке. Я из опыта своей трудовой деятельности знаю и о проблеме использования этого инструмента на уроках, и об крайне узком восприятии возможностей этого чудо-устройства. Впервые ученики на уроках математики в среднем звене сталкиваются с циркулем в пятом классе при изучении темы «Окружность и круг». Здесь и начинается головная боль... Я сама когда-то очень любила рисовать и теперь стараюсь приучить своих учеников к грамотному и эстетичному исполнению рисунков, схем и чертежей. Очень часто предлагаю детям дома выполнить практические или творческие задания на построения. Одна из таких работ предполагает отработку навыков работы с циркулем. Пятиклассникам предлагается использовать свою фантазию и нарисовать рисунок, ключевыми фигурами которой являлись бы круги и окружности. К моему глубокому сожалению фантазии большинства учеников хватает лишь на снеговика, матрешку и бублик. У меня до сих пор сохранились мои школьные рисунки, и я точно помню, что мы рисовали изумительные цветы с разноцветными лепестками:

Удивительный по красоте цветок рисуют при помощи циркуля, а затем заполняют цветом, если захочется.

С чего следует начинать? Для начала нужно сходить в магазин, чтобы купить циркуль, альбом или ватман. Для раскрашивания пригодится все, чем тебе захочется раскрашивать: краски, мелки, карандаши или фломастеры.

Нарисуйте циркулем окружность (я буду называть ее центральной). Сохраняя этот радиус, поставьте острие циркуля на полученную окружность в любом месте и нарисуйте еще одну окружность. Двигаясь по часовой стрелке, установите острие циркуля в точке пересечения последней окружности с центральной и начертите еще одну окружность. Снова поставьте острие в точку пересечения предыдущей окружности с центральной и проведите окружность. Двигаясь таким образом, у вас получится окружность с шестью окружностями-лепестками. Теперь опустите перпендикуляр из точки пересечения двух окружностей-лепестков на отрезок, соединяющий две соседние точки пересечения окружностей-лепестков с основной окружностью. Если у вас есть линейка, просто измерьте расстояние между этими точками и отметьте середину отрезка. Перпендикуляр из этой точки пересечет основную окружность в точке, куда нужно установить острие циркуля и провести окружность. Затем, двигаясь по часовой стрелке, как и в первом круге окружностей, нужно начертить еще шесть. В конечном итоге у вас получится цветок с двенадцатью лепестками-окружностями.

Если вы все сделали правильно, то полученная форма будет такой же, как на фото справа вверху. Теперь осталось раскрасить цветок, чтобы вдохнуть в него вашу реальность. Надеюсь, что и вам посчастливилось нарисовать возвышенный цветок. Сказать, что рисование оного - завораживающий процесс, значит, вообще ничего не сказать. Поэтому, если вы хотите рисовать, тогда присоединяйтесь, и выходное удовольствие вам гарантировано! В этом случае вообще не имеет никакого значения, умеете ли вы рисовать! Главное, знать, что такое циркуль, как он работает и иметь желание.

Но если вы думаете, что на этом возможности циркуля заканчиваются, то вы очень заблуждаетесь. Своим ученикам всегда обещаю, что после того как они выполнят практическое (творческое) задание я научу их рисовать с помощью циркуля яблоко. «Это очень просто»! - говорят они мне и рисуют окружность с «хвостиком». «Это очень примитивно» - отвечаю я им. Но когда приходит пора показать свое яблоко, их восторгам нет предела. Хотя сам процесс рисования не сложный, но захватывающий, т.к. грифель циркуля, рисуя все новые окружности, преображает рисунок в затейливые формы.

Чтобы у вас получилось такое яблоко, нарисуйте основную окружность - не очень большую. Карандашом разбейте ее на маленькие, желательно равные части (дуги). Зафиксируйте одну точку - сделайте ее поярче (на моем рисунке это точка А). Ножку циркуля ставим в ближайшую точку А 1 1 А, затем ножку циркуля в точку А 2 и проводим окружность радиусом равным А 2 А и продолжаем пока не дойдем до точки А n -проводим окружность радиусом равным А n А. Если вы начали строить, то поняли принцип построения рисунка - все окружности должны пройти через одну точку. А дальше как вам подскажет ваша фантазия. Конечно, умные люди давно уже разработали специальные программы, с помощью которых не менее умные машины без особого труда нарисуют вам эту красоту и этот процесс иллюстрируют приведенные ниже картинки.

Теперь нас отделяет от создания шедевра один маленький шаг - делаем толщину линии побольше и раскрашиваем каждый четный круг в желтый цвет, а нечетный в черный. И получаем шедевр поп-арта, которому позавидовал бы сам Малевич.

Подводя итог, хотелось бы сказать следующее: «Вы вручную сделаете то, что сейчас обычно рассчитывается на компьютере. В каком-то смысле вы воскресите древнюю практику. Ваша мотивация - творческое самовыражение и самопознание - сравнима с мотивацией древних ученых, которые считали линии, углы и числа проявлением божественного». По-моему, ваше творчество - это отличная возможность увидеть в себе нечто новое через призму древних знаний.