Интернет

Неусыпный труд все препятствия преодолеет. Неусыпный труд препятствия преодолевает

Темно пишут бездари и невежественные люди, скрывая истину. Смутно и коряво пишут те, которые не уяснили себе суть вещей, а писать хочется.

Любовь с грозой поспорит. Молнией сверкает, без грома проникает, удары любви приятны и могущественны, вызывают оживление и человека, и общества.

Разум, используя науку, проникает в потайные уголки мироздания, очерчивая контуры истины. Научные эксперименты и опыты стали средствами разума, для творческой его подпитки. – Михаил Васильевич Ломоносов

Язык российский стал повелителем многих языков из-за обширности обитания, господства над просторами необъятными, величия и многогранности.

Достигшие старости люди почувствуют усталость и недомогание от шика и роскоши, богатство вызовет озноб и болезни всевозможные. Молодым совет – удалитесь от роскоши вовремя, чтоб жизнь удлинить. – Ломоносов

Я почитаю Христа – ему одному поклоняться буду, пресмыкаться перед знатью и служивыми не желаю.

Исследовать нужно своечастно – велико будет тогда и прекрасно.

Делай хорошее с трудом, тогда хорошее останется навечно. Плохое с усладой делать нельзя – худое останется, услада минется.

Продолжение знаменитых афоризмов и цитат Ломоносова читайте на страницах:

Легко быть философом, выучась наизусть три слова: бог так сотворил; и сие дая в ответ вместо всех причин.

Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Что из одного места убудет, в другом прибудет.

Дерзайте отчизну мужеством прославить.

Вдохновение - это такая девка, которую всегда изнасиловать можно.

Кто в свете сем родился волком, тому лисицой не бывать.

Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, ита-лианским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях кратость греческого и латинского языков.

Льстивый человек мед на языке, яд в сердце имеет.

Кто малого не может, тому и большее невозможно.

Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт - только средства, только способы собирания материалов для разума.

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.

За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю… Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет, стоял за них смолоду, на старости не покину.

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

Ленивый человек в беспечном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая кроме смраду и презренных гадин ничего не производит.

Кто достигнет старости, тот почувствует болезни от роскошей, бывших в юности, следовательно, в молодых летах должно от роскошей удаляться.

Науки юношей питают.

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.

Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Вдохновение – это такая девка, которую всегда изнасиловать можно.

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии - украшение, везде верный и безотлучный спутник.

Неусыпный труд все препятствия преодолевает.

Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее - вот что приличествует достойному человеку.

Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.

Дерзайте отчизну мужеством прославить!

Природа весьма проста; что этому противоречит, должно быть отвергнуто.

Ничто не происходит без достаточного основания.

Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Оные единственный путь, которым величайшие люди успели открыть истины самые важные.

Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно.

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны.

Идолопоклонническое суеверие держало астрономическую землю в своих челюстях, не давая ей двигаться.

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.

Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит.

Цель: Формирование познавательной потребности учащихся в изучении открытий великого ученого в области русского языка и литературы.

Задачи:
1.Познакомить с биографией М.В. Ломоносова как биографией «молодой науки российской».
2.Показать актуальность и востребованность его открытий в современном обществе.
3.Воспитать чувство гордости за великого ученого.

300 лет Михаилу Васильевичу Ломоносову
Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской», здесь судьба человека тесно связана с научными открытиями и творческими деяниями. России, прежде всего, служил Михайло Ломоносов, ей посвящал свои оды и исследования.

1.Вступительное слово о М.В. Ломоносове (учитель).
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов -первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, - многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств.
1 ведущий:
В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого, а также «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними.
Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России - в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге - можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога.
Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.
Чтец:
Он шёл навстречу бури снежной
К большой мечте – за шагом шаг…
Уже тогда была безбрежной
Его поморская душа.
Прощай надолго, Север милый,
До боли в сердце ты любим…
А подо льдом Двина бурлила,
Прощаясь каждой каплей с ним.
А в вышине гудели сосны:
«Ты нас, Михайло, не забудь…»
За шагом шаг под скрип обозный:
«Счастливый путь, счастливый путь…»
Он каждой капле, каждой ветке
Оставил часть своей души,
Его невидимые метки
Таятся в северной глуши.
Не гром грохочет в быстрых тучах,
Не океан во тьме гремит –
Слагает Север гимн могучий,
Михайло с миром говорит!
Спасибо вам, двинские воды,
В веках сумевшие сберечь
Его торжественные оды,
Его возвышенную речь.

2 ведущий:
О своём поступлении в «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию М. В. Ломоносов пишет так: «В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки на день, а в седьмой 4 копейки на день…
Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели.
...Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».
3 ведущий:
Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. Свободное время он проводил в библиотеке Заиконоспасского монастыря, читал летописи, патристику и другие богословские книги, - издания светского содержания и философские, и даже - физические и математические сочинения. Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году - в третий.
Через год начал учить греческий.
В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов из философского был вызван в Академию Наук, и вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.
4 ведущий:
М. В. Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук в период, когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было уже сложившееся научное учреждение, имевшее значительный для того времени штат сотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени.
Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ознакомился с современным подходом к исследованиям, сильно отличавшимся от дисциплин средневекового схоластического образца, которые преподавались в Славяно-греко-латинской академии.
Чтец:
Михайло в Петербурге чинном,
Он в академии наук,
Коротким днём и ночью длинной
В трудах не покладая рук.
Всё, что открыто, знаменито
С рожденья мира, изучи:
От будущих времён сокрытых
В прошедших днях лежат ключи.
1 ведущий:
В 1745 году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году - о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг.
Основной труд Ломоносова по риторике - «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности.
Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.

2 ведущий:
«Российская грамматика» - основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова.
Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается».
Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Ломоносов и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе.
3 ведущий:
Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов и разработал стилистическую систему русского языка - теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных»).

Ломоносов выделял три «штиля»:
1. Высокий штиль - высокий, торжественный, величавый.
Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.
2. Средний штиль - элегии, драмы, эклоги, дружеские сочинения.
3. Низкий штиль - комедии, сатиры, письма, эпиграммы, песни, басни.
Ломоносов - основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами" («Ода на взятие Хотина», посвященная взятию турецкой крепости Хотин в 1739 г.) или отмечает различные торжественные даты. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. В образной, поэтической форме Ломоносов даёт в «Утреннем размышлении» научное описание физического строения солнца, а в «Вечернем размышлении» - свою теорию происхождения северного сияния.
4ведущий:
Ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» (1747) принадлежит к числу лучших од Ломоносова. Она посвящается императрице Елизавете и написана ко дню празднования ее восшествия на престол (25 ноября). В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новые штаты Академии наук, по которым сумма денег, отпускавшихся Академии, была увеличена вдвое. В этом же году русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств. Эти обстоятельства и определяют содержание оды Ломоносова. Он приветствует Елизавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук.
Слушаем оду «На день восшествия…» (хрестоматия)

Учитель:
Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры.
Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью (дидактическое послание к Шувалову, «Размышления»); он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса.
По самому складу своей натуры по своим взглядам Ломоносов был поэт гражданин. У него есть замечательное стихотворение «Разговор с Анакреоном», показывающее отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта. Ломоносов заявляет:
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен,
противопоставляя певцу любви Анакреону себя как певца героев.

1 ведущий:
В своих непрерывных заботах о распространении просвещения в России Ломоносов неоднократно указывал, что необходимо основать университет в Москве на льготных началах. Дело прошло очень быстро через все законодательные инстанции, и университет был торжественно открыт И. И. Шуваловым 12 января 1755 г. в Татьянин день.
Заключительное слово (учитель):
Каковы же открытия великого ученого в области русского языка и литературы?
Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.
Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII – XIX века.
Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы.
И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине.
В своих предсмертных записях Ломоносов пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… »
Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели - вот отличительные черты Ломоносова.

(просмотр фильма 3 "Во славу Отечества”. В фильме "Во славу Отечества” события происходят спустя 20 лет и рассказывают о последних годах жизни учёного, ставшего академиком и получившего мировую известность за свои научные открытия.)

Действующие лица :

Ведущие 1 и 2;

Солдат Каргопольский;

Отрок Михайло;

Архиепископ;

Ломоносов взрослый;

А. Корф – председатель Академии;

Райзер – горный инженер;

Елизавета – дочь пивовара;

Мать Елизаветы;

1-й Ведущий : М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской,Холмогорского уезда Куростровской волости Архангельской губернии в семье крестьянина – помора. Учился он сначала дома самостоятельно. Его первыми русскими учебниками были: «Арифметика» Л. Магницкого, «Славянская грамматика» М. Смотрицкого, «Псалтырь» архиерея Симеона Полоцкого. Впоследствии М. В. Ломоносов назвал эти книги «Вратами учености».

2-й Ведущий : Молодой Михайло рыбачил с отцом, был наблюдательным, рассудительным и вдумчивым юношей. Совершая путешествия по Белому морю и Северному Ледовитому океану, на всюжизнь запомнил сказочно красивое северное сияние и ледяные горы, плавающие по беспредельной глади океана. Он часто задавал себе вопросы о таких явлениях природы, ответы на которые искал в различных книгах, но ответа на них не находил.

1-й Ведущий : Отец Ломоносова хотел, чтобы сын продолжил его дело самостоятельно, а Михайло только и думал о том, чтобы учиться наукам. Встреча в Архангельске с образованным человеком, служившего Петру Великому верой и правдой, но сосланный за крутой нрав последователями Петра Первого, сыграла в жизни молодого Ломоносова огромную роль.

Сцена первая

Встреча в харчевне

Ломоносова с солдатом Каргопольским в харчевне.

Солдат: Ты кто такой будешь?

Михайло : Михайло я, сын рыбака Василия Ломоносова.

Солдат : Грамотный что ли?

Солдат : Что же ты хочешь еще?

Михайло : Сомневаюсь я во многом. Например, от чего северное сияние бывает, от чего гром и молния? От чего в библии написано, что Бог создал Землю за 6 дней, а я думаю, что трудновато ему должно быть пришлось даже наш Куростров создать. А, если не Бог, то кто же?

Солдат : То, что сомневаешься Михайло, это хорошо. А знаешь, какой выход тебе нужен?

Михайло : Знаю

Солдат : Учиться тебе надобно. Глубокие науки постигать надо. Трудное это дело. Латыни тебе надобно учиться. А латыни обучают в Москве.

Михайло : А на что латынь нужно изучать?

Солдат : Потому как все книжки научные по – латыни написаны.

Михайло : А по что по – латыни?

Солдат : Потому, как на русском языке еще некому писать. В Москву тебе парень надо. Если надумаещьв Москву, найди меня, и я тебе помогу.

1-й Ведущий . Однакок тому времени царица Анна издала указ не принимать на учебу в гимназии крестьянских детей. Солдат Иван помогает Ломоносову заполучить у писаря – взяточника бумагу, согласно которой Ломоносов значиться сыном дворянина.В 19 – летнем возрасте Михайло Ломоносов полураздетый, тайно от отца уходит с обозом в Москву. Ломоносову удалось поступить в Славяно – греко – латинскую академию(соответствующую примерно уровню средней школы), выдав себя за сына холмогорского дворянина, так как крестьянских детей туда не принимали.

2-й Ведущий . В академии, наряду с прочими предметами, преподавали латинский язык. Ломоносов знал, что, только, изучив латынь, являющуюся в то время международным научным языком, можно овладеть знаниями, которые к тому времени накопила наука.

1-й Ведущий .Уже с первых дней пребывания в академии Ломоносов показал себя исключительно одаренным и усердным учеником.Учиться надо было в академии 13 лет. За год Михайло оканчивал по два – три класса. И за пять лет ему удалось хорошо усвоить латинский и греческий языки, изучить арифметику, географию, историю, постигнуть латинскую и русскую поэзии, а также основы стихосложения. Оставаться вакадемии не было смысла и, выдав себя за сына попа, Ломоносов хотел отправиться в экспедицию с геологами в Среднюю Азию. Обман вскоре обнаружился, но к тому времени его выдающиеся способности проявились столь сильно, что заталантливого юношу вступился сам архиепископ Киевский Феофан Прокопович, сподвижник Петра Великого.

Сцена вторая

На «ковре» у архиепископа

(сидит архиепископ и входит Ломоносов .)

Архиепископ : Это еще что такое? Да когда это было, чтобы школяр ко мне без вызова моего являлся?

Ломоносов : Прошу, выслушайте меня, святой отец.

Архиепископ : По что обманываешь? То ты себя за дворянина выдаешь, то за поповского сына?

Ломоносо в: Да ведь не приняли бы в академию, если б не назвался сыном дворянина. Я пришел в академию, чтобы латынь изучить, так как все великие книги по латыни написаны.

Архиепископ : Эх, ты, мужик! Мужик ты и есть. Ну ладно, сам Петр Великий мужиков любил. И людей ко двору выбирал не по роду, а по уму. И что же: врать ты и дальше будешь?

Ломоносов : Нет, вижу, надобности в том нет. Прошу Вас, помогите мне России Великой служить, хочу книги научные сам составлять.

Архиепископ : Вот, что, школяр, вижу талант в тебе и упорство к наукам большое, поэтому буду во всем тебе помогать. Знай, что я – твой первый защитник.

Ломоносов (целуя руку ): Премного благодарен.

2-й Ведущий : И Ломоносова не исключили из академии, наоборот, в числе лучших 20 учеников, отправили получать высшее образование в университет при Петербуржской Академии наук. В то время председателем Академии был Альбрехт Корф. Он заранее списался с берг - физиком Иоганном Генкелем, жившим в Фрейберге, чтобы тот взялся обучать русских школяров химии и металлургии. Генкель ответил, что за деньги любого дурака обучить согласен. Но лучше таковых, кои в латыни и немецком языке разбираются. Корф отобрал для учения поповича Дмитрия Виноградова и Михайла Ломоносова, сына крестьянского. К ним приставили третьего студента – москвича Густава Райзера, сына горного инженера.

Сцена третья

Отец Густава Райзера -ВинцентРайзер навестил Корфа перед отправкой студентов за границу.

Райзер : Барон, я старый берг - мейстер и язнаю, что Генкель в горных науках разбирается, как свинья в аптеке. Не лучше ли было бы наших студентов послать сначала в Марбург, где парит высоким разумом знаменитый философ Христиан Вольф.

Корф : Хорошо, пусть едут сначала в Марбург. Скажите, пусть войдут сюда.

(Входят Ломоносов, Виноградов, Райзер.)

Корф : Конечно, наша академия будет посылать вам деньги. Но если немцы предложат вам платить за обучение танцам, вы откажитесь, ибо для развития химии в России танцевать не обязательно.

Виноградов : Хорошо, господин президент.

Корф : Я верю, что вас ждет великое будущее. Кто – либо из вас троих да будет навеки прославлен. Возможно это будете вы (поворачивается к Райзеру ). Надеюсь и на вас, сударь (обращается к Виноградову ). Может, повезет и … вам (неуверенно произнес барон Корф с усмешкою оглядевЛомоносова, слушавшего его с большим вниманием) .

Райзер впоследствии станет горным инженером, как его отец.

Виноградов откроет «секрет китайского фарфора» и создаст русский.

2-й Ведущий. В августе 1736 года русские студенты прибыли в Марбург, где их душевно приветствовал сам Христиан Вольф – философ, который был отлично образован во всех науках. Его высокая мораль, мировой авторитет, колоссальные познания действовали на молодежь заразительно. На лекциях студенты ловили не только его слова, но и отмечали в конспектах: здесь господин профессор изволил засмеяться, а тут он смахнул слезу. Вольф читал в университете лекции по 16 наукам сразу.

1-й Ведущий : В Марбурге у Вольфа Ломоносов изучал химию, горное дело, геометрию, тригонометрию, гидравлику и гидротехнику, французский и немецкий языки, рисование и фехтование. Решительно и сразу, отказавшись от соблазнов студенческой жизни, Ломоносов все деньги тратил на книги. Вскорости, в 1731году, он отправляет в Петербург свою первую научную работу «О превращении твердого тела в жидкое, зависящего от движения имеющейся налицо жидкости».

2-й Ведущий . Вольф, отмечая успехи студентов, писал в академию, что Ломоносов, по – видимому, самая светлая голова между ними. Ломоносов осваивал даже французский язык, а без немецкого ему было просто не обойтись. Дело в том, что его поселили в доме вдовы пивовара Цильха, дочь которого Елизавета вызвала в холодном увальне самые нежные чувства.

Сцена 4

С невестой.

(Стол с книгами и листочками. Елизавета входит в комнату и видит русского постояльца плачущим. Она поставила кружку с пивом на стол и подошла к нему. Ломоносов, смотрит в окно, а там, на фоне черневшего в ночи небабудто гигантский павлин распустил свой дивный хвост.)

Елизавета : Ты плачешь?

Ломоносов : Плачу, смотри сама, даже сюда, в пределы германского Гессена дошло мое родное северное сияние. По – латыни всеми учеными людьми называемое «Аврора Бореалис».

(Фрейлин Цильх взялась наводить порядок на его столе, заваленном конспектами лекций и стихами.)

Елизавета : Прочти мне эти строки по-русски.

Ломоносов : «Рву цветы под облаками». (Они смотрят друг на друга, взявшись за руки. Входит мать с сумками, раздеваясь, говорит: «Елизавета, отнеси долг барону».)

1-й Ведущий . В феврале1739 года студент Михайло Ломоносов женился на прекрасной дочери марбургского пивовара. О том, что он женат,в Петербурге долго не знали, да и сам Ломоносов, по договоренности с женою, скрывал это.

Сцена 5

Поп : Венчаются раб божий Михайло и раба божия Елизавета. Во имя отца и сына и святаго духа. Аминь!

Раб божий Михайло, желаешь ли ты взять себе в жены рабу божию Елизавету?

Михайло (робко ): Да.

Поп : Раба божия Елизавета, желаешь ли ты взять себе в мужья раба божьего Михаила?

Елизавета : Да.

Поп : Отныне объявляю вас мужем и женой. Живите в мире и согласии.

2-й Ведущий . За границей М. В. Ломоносов провел около 5 лет. Весной 1741 года он получил разрешение Российской Академии наук на возвращение в Петербург и вернулся на Родину,где принимается за самостоятельные изучения и достигает в них очевидных успехов.

Сцена 6

С Рихманом.

(На доске нарисованы молекулы, на столе стоит свеча.)

Рихман : Что есть теплота тела?

Ломоносов : Теплота тела заключается во внутреннем движении частиц тела.

Рихман : А как же теплород? – невидимая теплая жидкость.

Ломоносов : Никакого теплорода нет. Животное, например – корова всегда излучает тепло, хотя никогда не употребляет теплой пищи.

Рихман : А как же объяснить увеличение или уменьшение температуры тела.

Ломоносов : Движение частиц может ускоряться, может замедляться, тем самым температура тела может увеличиться, может уменьшиться, то есть частицы холодных тел движутся медленнее, а горячих – быстрее.

Рихман : А как же объяснить самый большой холод в теле?

Ломоносов : Видимо самый большой холод в теле характеризуется полным покоем частиц.

1-й Ведущий . В это время власть над Академией полностью оказалась в руках секретаря Шумахера. Большинство академиков были люди реакционных взглядов и, конечно же, не заботились о развитии русской науки. Ломоносову постоянно приходилось отстаивать свои взгляды, бороться за развитие отечественной науки. Однако после того как Ломоносов написал «Оду на взятие Хотина», которую читали во дворце Императрицы, судьба переменилась к нему в лучшую сторону.25 июля 1745 года императрица Елизавета – дочь Петра Первого подписала указ о производстве Ломоносовав члены Академии. В 1760 году он был избран почетным членом Шведской Академии наук, затем – почетным членом Петербуржской Академии художеств и Болонской Академии (Италия).

2-й Ведущий. О многообразии его интересов и исследований прекрасно сказал А. С. Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…».

Умер Ломоносов в 1765 году в возрасте 54 лет.

Заслуги М. В. Ломоносова перед российской наукой.

Ломоносов сделал величайшие открытия, которые опередили развитие науки на 100 лет:

    Закон сохранения массы веществ: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупиться к другому, так ежели, где убудет материи, то умножиться в другом месте.

    Он изобрел ночезрительную трубу, весы, градусник.

    Наблюдая момент прохождения Венеры по диску Солнца, он обнаружил, что Венера окружена знатною воздушною атмосферою.

    Бесконечность Вселенной он выразил стихами:

«Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна…»

…………………………….

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мыслью утомлен…

    Он перевел на русский язык «экспериментальную вольфианскую физику». Этим переводом русская физика получила не только первый учебник на русском языке, но и основы русского научного языка.

    В 1775 году в Москве по проекту Ломоносова был сооружен и открыт первый в нашей стране университет, который сейчас носит его имя.

    Ломоносов – создатель первой в России научно –исследовательской химической лаборатории.

Неустанный борец за развитие отечественной науки, он говорил: «Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и, что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не такмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждениях высоких знаний».

Народ нашей страны гордится своим первым русским ученым и высоко чтит его память. Его именем названы улицы, площади, города, его имя носит Московский государственный университет.

В год 240 – летия со дня рождения М.В. Ломоносова была учреждена золотая медаль его имени, как высшая награда Академии наук СССР.


Михайло Васильевич Ломоносов - родился 8 ноября 1711 года, в деревня Денисовка (ныне Ломоносово), Архангелогородская губерния. Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории. Разработал проект Московского государственного университета, впоследствии названного в его честь. Открыл атмосферу у Венеры. Умер 15 апреля 1765 года, в городе Санкт-Петербург.

  • Науки юношей питают.
  • Дерзайте отчизну мужеством прославить.
  • Неусыпный труд препятствия преодолевает.
  • Кто малого не может, тому и большее невозможно.
  • Ничто не происходит без достаточного основания.
  • Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.
  • Льстивый человек мед на языке, яд в сердце имеет.
  • Кто в свете сем родился волком, тому лисицой не бывать.
  • Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно.
  • Вдохновение - это такая девка, которую всегда изнасиловать можно.
  • Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.
  • Природа весьма проста; что этому противоречит, должно быть отвергнуто.
  • Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
  • Любовь сильна, как молния, но без грому проницает, и самые сильные ее удары приятны.
  • Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее - вот что приличествует достойному человеку.
  • Идолопоклонническое суеверие держало астрономическую землю в своих челюстях, не давая ей двигаться.
  • Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.
  • Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.
  • Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Оные единственный путь, которым величайшие люди успели открыть истины самые важные.
  • Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит.
  • Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.
  • Кто достигнет старости, тот почувствует болезни от роскошей, бывших в юности, следовательно, в молодых летах должно от роскошей удаляться.
  • Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт - только средства, только способы собирания материалов для разума.
  • Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, ниже у самого Господа Бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет.
  • Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.
  • Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.
  • Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии - украшение, везде верный и безотлучный спутник.
  • Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
Внеклассное мероприятие для 6 класса

«Неусыпный труд препятствия преодолевает»

Арсенова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы;

МБОУ СОШ № 20 г. Краснодар

Цель: Формирование познавательной потребности учащихся в изучении открытий великого ученого в области русского языка и литературы.

Задачи:

    Познакомить с биографией М.В. Ломоносова как биографией «молодой науки российской».

    Показать актуальность и востребованность его открытий в современном обществе.

3. Воспитать чувство гордости за великого ученого.

300 лет

Михаилу Васильевичу Ломоносову

Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской», здесь судьба человека тесно связана с научными открытиями и творческими деяниями. России, прежде всего, служил Михайло Ломоносов, ей посвящал свои оды и исследования.

    Вступительное слово о М.В. Ломоносове (учитель).

Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов -

первый русский учёный естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист , химик и физик ; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, - многие фундаментальные законы , в числе которых одно из начал термодинамики ; заложил основы науки о стекле . Астроном , приборостроитель , географ , металлург , геолог , поэт , утвердил основания современного русского литературного языка , художник , историк , поборник развития отечественного просвещения , науки и экономики. Разработал проект Московского университета , впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера . Действительный член Академии наук и художеств .

1 ведущий:

В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого, а также «Арифметику» Магницкого и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Отъезд из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России - в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге - можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве . Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.

Чтец:

Он шёл навстречу бури снежной

К большой мечте – за шагом шаг…

Уже тогда была безбрежной

Его поморская душа.

Прощай надолго, Север милый,

До боли в сердце ты любим…

А подо льдом Двина бурлила,

Прощаясь каждой каплей с ним.

А в вышине гудели сосны:

«Ты нас, Михайло, не забудь…»

За шагом шаг под скрип обозный:

«Счастливый путь, счастливый путь…»

Он каждой капле, каждой ветке

Оставил часть своей души,

Его невидимые метки

Таятся в северной глуши.

Не гром грохочет в быстрых тучах,

Не океан во тьме гремит –

Слагает Север гимн могучий,

Михайло с миром говорит!

Спасибо вам, двинские воды,

В веках сумевшие сберечь

Его торжественные оды,

Его возвышенную речь.

2 ведущий:

О своём поступлении в «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию М. В . Ломоносов пишет так: «В Московских Спасских школах записался 1731 года января 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки на день, а в седьмой 4 копейки на день…
Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели.
…Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».
3 ведущий:

Удивительная целеустремлённость была присуща М. В . Ломоносову . Свободное время он проводил в библиотеке Заиконоспасского монастыря, читал летописи, патристику и другие богословские книги, - издания светского содержания и философские, и даже - физические и математические сочинения. Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году - в третий. Через год начал учить греческий.

В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов из философского был вызван в Академию Наук, и вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.

4 ведущий:

М. В. Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук в период, когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было уже сложившееся научное учреждение, имевшее значительный для того времени штат сотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени. Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ознакомился с современным подходом к исследованиям, сильно отличавшимся от дисциплин средневекового схоластического образца, которые преподавались в Славяно-греко-латинской академии.

Чтец:

Михайло в Петербурге чинном,

Он в академии наук,

Коротким днём и ночью длинной

В трудах не покладая рук.

Всё, что открыто, знаменито

С рожденья мира, изучи:

От будущих времён сокрытых

В прошедших днях лежат ключи.

1 ведущий:

В 1745 году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году - о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг.

Основной труд Ломоносова по риторике - «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности.
Пособия
Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.

2 ведущий:

«Российская грамматика» - основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова.
Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается».

Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Ломоносов и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе.

3 ведущий:

Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов и разработал стилистическую систему русского языка - теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных»).
Ломоносов выделял три «штиля»:
1. Высокий штиль - высокий, торжественный, величавый.

Жанры: ода, героические поэмы, трагедии, ораторская речь.
2. Средний штиль - элегии, драмы, эклоги, дружеские сочинения.
3. Низкий штиль - комедии, сатиры, письма, эпиграммы, песни, басни.

Ломоносов — основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами» («Ода на взятие Хотина», посвященная взятию турецкой крепости Хотин в 1739 г.) или отмечает различные торжественные даты. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. В образной, поэтической форме Ломоносов даёт в «Утреннем размышлении» научное описание физического строения солнца, а в «Вечернем размышлении» - свою теорию происхождения северного сияния.

4ведущий:

Ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» (1747) принадлежит к числу лучших од Ломоносова. Она посвящается императрице Елизавете и написана ко дню празднования ее восшествия на престол (25 ноября). В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новые штаты Академии наук, по которым сумма денег, отпускавшихся Академии, была увеличена вдвое. В этом же году русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств. Эти обстоятельства и определяют содержание оды Ломоносова. Он приветствует Елизавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук.

Слушаем оду «На день восшествия…» (хрестоматия)

Учитель:

Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры.

Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью (дидактическое послание к Шувалову, «Размышления»); он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса.

По самому складу своей натуры по своим взглядам Ломоносов был поэт гражданин. У него есть замечательное стихотворение «Разговор с Анакреоном», показывающее отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта. Ломоносов заявляет:

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен,

противопоставляя певцу любви Анакреону себя как певца героев.

1 ведущий:

В своих непрерывных заботах о распространении просвещения в России Ломоносов неоднократно указывал, что необходимо основать университет в Москве на льготных началах. Дело прошло очень быстро через все законодательные инстанции, и университет был торжественно открыт И. И. Шуваловым 12 января 1755 г. в Татьянин день.

Заключительное слово (учитель):

Каковы же открытия великого ученого в области русского языка и литературы?

Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.

Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII – XIX века.

Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы.

И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине.

В своих предсмертных записях Ломоносов пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… »

Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели - вот отличительные черты Ломоносова.