Психология

Николай Лесков — самый русский, но наименее прочитанный писатель. Лесков – краткая биография

1895г. (64 года)

Лесков Николай Семенович (1831–1895) – русский писатель.

Отец – Семен Дмитриевич (1789–1848) – происходил из духовного сословия, но пошел по гражданской части и дослужился до потомственного дворянства. Мать – Марья Петровна, в девичестве Алферьева (1813–1886) – была дворянкой. Родился Лесков 4 (16) февраля в с.Горохово Орловской губернии. Детские годы прошли в Орле и в маленьких имениях матери и отца в Орловской губернии. Воспитывался в основном в сельце Горохово в доме Страховых, богатых родственников по матери, куда был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования. В 1841–1846 учился в гимназии в Орле.

Задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы.

Лесков Николай Семенович

Бросил гимназию, не доучившись, устроился мелким служащим в Орловскую палату уголовного суда. Служба (1847–1849) стала первым опытом знакомства не только с бюрократической системой, но и с неприглядными, а порой странными и комичными сторонами действительности (из своих юношеских впечатлений Лесков позднее черпал материал для своих сочинений, в том числе для своего первого рассказа Погасшее дело, 1862). В эти же годы, главным образом под влиянием высланного из Киева этнографа А.В.Марковича (1822–1867; известна его жена, писавшая под псевдонимом Марко Вовчок), пристрастился к словесности, хотя и не помышляя еще о писательстве.

Осенью 1849 по приглашению дяди по матери, профессора-медика Киевского университета С.П.Алферьева (1816–1884), выехал в Киев. К концу года устроился помощником столоначальника рекрутского стола ревизского отделения Киевской казенной палаты. В киевские годы (1850–1857) посещает вольнослушателем лекции в университете, изучает польский язык, увлекается иконописью, участвует в религиозно-философском студенческой кружке, общается с паломниками, старообрядцами, сектантами. Испытал влияние личности и идей экономиста Д.П.Журавского (1810–1856), ревностного поборника отмены крепостного права.

В 1857 оставил казенную службу и поступил агентом в частную коммерческую фирму «Шкотт и Вилькинс», глава которой – англичанин А.Я.Шкотт (ок.1800–1860/1861) – был мужем тетки Лескова. Три года (1857–1860) провел в разъездах по делам фирмы, «с возка и с барки» повидал «всю Русь». С 1860 начал печатать небольшие заметки в петербургских и киевских периодических изданиях. Первая крупная публикация – Очерки винокуренной промышленности (в 1861). В 1860 недолго состоял следователем в киевской полиции, однако статьи Лескова в еженедельнике «Современная медицина», обличающие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами. В результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

Любовь не может быть без уважения.

Лесков Николай Семенович

В январе 1861 переезжает в С.-Петербург. В поисках заработка сотрудничает во многих столичных газетах и журналах, более всего – в «Отечественных записках», где ему протежирует орловский знакомый – публицист С.С.Громеко, в «Русской речи» и «Северной пчеле». Его статьи и заметки посвящены в основном злободневным вопросам. Сближается с кругами социалистов и революционеров, на его квартире живет посланец А.И.Герцена швейцарец А.И.Бенни (позднее ему был посвящен обширный лесковский очерк Загадочный человек, 1870; он же стал прототипом Райнера в романе Некуда). Однако статья Лескова о петербургских пожарах 1862, где он потребовал от полиции пресечь или подтвердить слухи о том, что пожары – дело рук некоей революционной организации, рассорила его с демократическим лагерем. Он уезжает за границу. Результатом поездки стал ряд публицистических очерков и писем (Из одного дорожного дневника, 1862–1863; Русское общество в Париже, 1863).

Собственно писательская биография Лескова начинается с 1863, когда он опубликовал первые свои повести (Житие одной бабы, Овцебык) и начал публикацию «антинигилистического» романа Некуда (1863–1864). Роман открывается сценами неторопливой провинциальной жизни, возмущаемой пришествием «новых людей» и модных идей, затем действие переносится в столицу. Сатирически изображенному быту коммуны, организованной «нигилистами», противопоставлены скромный труд во благо людей и христианские семейные ценности, которые должны спасти Россию от гибельного пути общественных потрясений, куда увлекают ее юные демагоги. Памфлет в романе сочетается с нравоописанием, однако современниками были восприняты прежде всего его памфлетные страницы, тем более что у большинства изображенных Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (напр., под именем главы коммуны Белоярцева выведен литератор В.А.Слепцов). Лесков был заклеймен как «реакционер». Путь в крупные либеральные издания отныне ему был заказан, что предопределило его сближение с М.Н.Катковым, издателем «Русского вестника».

В этом издании и появился второй «антинигилистический» роман Лескова На ножах (1870–1871), повествующий о новой фазе революционного движения, когда прежние «нигилисты» перерождаются в обычных мошенников. Старые лозунги и теории, попытки устроить бунт среди крестьян служат лишь прикрытием и орудием осуществления их преступных замыслов. Прекраснодушные и слепые «нигилисты» «старой веры», подобные Ванскок, теперь уже вызывают сочувствие. Роман с запутанным авантюрным сюжетом вызвал упреки в натянутости и неправдоподобии изображенных ситуаций (все, по выражению Ф.М.Достоевского, «точно на луне происходит»), не говоря уже о об очередных политических обвинениях в адрес автора. Более к жанру романа в чистом виде Лесков уже не возвращался.

Ах, красота, красота, сколько из-за нее делается безобразия!

Лесков Николай Семенович

В 1860-х он усиленно ищет свой особый путь. По канве лубочных картинок о любви приказчика и хозяйской жены написана повесть Леди Макбет Мценского уезда (1865) о гибельных страстях, скрытых под покровом привинциальной тишины. В повести Старые годы в селе Плодомасове (1869), живописующей крепостнические нравы 18 в., он подходит к жанру хроники. В повести Воительница (1866) впервые появляются сказовые формы повествования. Элементы столь прославившего его впоследствии сказа есть и в повести Котин Доилец и Платонида (1867). Пробует он свои силы и в драматургии: в 1867 на сцене Александринского театра ставят его драму из купеческой жизни Расточитель. Поскольку новые суды и «одетые по-современному» предприниматели, явившиеся в результате либеральных реформ, в пьесе оказываются бессильны перед хищником старой формации, Лесков лишний раз был обвинен критикой в пессимизме и антиобщественных тенденциях. Из других крупных произведений Лескова 1860-х – повесть Обойденные (1865), написанная в полемике с романом Н.Г.Чернышевского Что делать? (его «новым людям» Лесков противопоставил «маленьких людей» «с просторным сердцем»), и нравоописательная повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове в С.-Петербурге (Островитяне, 1866).

Поиск положительных героев, праведников, на которых держится русская земля (они есть и в «антинигилистических» романах), давний интерес к маргинальным религиозным движениям – раскольникам и сектантам, к фольклору, древнерусской книжности и иконописи, ко всему «пестроцветью» народной жизни аккумулировались в повестях Запечатленный ангел и Очарованный странник (обе 1873), в которых сказовая манера повествования Лескова сполна выявила свои возможности. В Запечатленном ангеле, где рассказывается о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием, есть отзвуки древнерусских «хожений» и сказаний о чудотворных иконах. Образ героя Очарованного странника Ивана Флягина, прошедшего через немыслимые испытания, напоминает былинного Илью Муромца и символизирует физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий.

Опыт своих «антинигилистических» романов и «провинциальных» повестей Лесков использовал в хронике Соборяне (1872). Повествование о протопопе Савелии Туберозове, дьяконе Ахилле Десницыне и священнике Захарии Бенефактове приобретает черты сказки и героического эпоса. Этих чудаковатых насельников «старой сказки» со всех сторон обступают деятели нового времени – нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа. Маленькие победы наивного Ахиллы, мужество Савелия, борьба этого «лучшего из героев» «с вредителями русского развития» не могут остановить наступления нового лукавого века, обещающего России страшные потрясения в будущем.

Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и - что всего обиднее - эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности.

Лесков Николай Семенович

Лесковские «хроники» повествуют прежде всего о времени, о ходе истории, оттесняющем в прошлое лучшие типы русской жизни. Если в Соборянах речь шла о духовенстве, то в хронике Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых (из записок княжны В.Д.П.) (1874), действие которой отнесено к началу 1820-х, – о дворянстве.

Исполненная чувства собственного достоинства «народная княгиня» Варвара Никаноровна Протазанова, защитник обиженных Дон-Кихот Рогожин – тоже уходящие типы, вернее – ушедшие (о событиях полувековой давности рассказывает внучка княгини, причем со слов тоже уже почившей наперсницы последней). Вторая часть хроники, в которой язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощенность в русской жизни христианства, вызвала недовольство Каткова. На правах редактора он подверг текст Лескова искажениям, что привело к разрыву их отношений, впрочем, уже давно назревшему (годом раньше Катков отказался печатать Очарованного странника, ссылаясь на его художественную «невыделанность»). «Жалеть нечего – он совсем не наш», – так высказался Катков.

После разрыва с «Русским вестником» Лесков оказался в трудном материальном положении. Служба в особом отделе Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа (1874–1883), дает ему лишь мизерное жалование. «Отлученный» от крупных либеральных журналов и не нашедший места среди «консерваторов» катковского типа, Лесков почти до конца жизни печатался в малотиражных или специализированных изданиях – в юмористических листках, иллюстрированных еженедельниках, в приложениях к «Морскому журналу», в церковной печати, в провинциальной периодике и т.п., часто используя разные, порой экзотические псевдонимы (В.Пересветов, Николай Горохов, Николай Понукалов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов, Протозанов и др.). (В 1860-х – начале 1870-х его сочинения издавались под псевдонимом М.Стебницкий.) С этой «разбросанностью» лесковского наследия связаны существенные трудности его изучения, а также извилистые пути репутации отдельных его произведений.

А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает.

Лесков Николай Семенович

Так, например, знаменитый рассказ о русском и немецком национальных характерах Железная воля (1876), не включенный Лесковым в прижизненное собрание сочинений, был извлечен из забвения и переиздан только во время Великой отечественной войны.

Во второй половине 1870–1880-х Лесков создает цикл рассказов о «русских антиках» – праведниках, без которых «несть граду стояния». Так он, по замечанию А.Н.Лескова, исполнил гоголевское завещание из Выбранных мест из переписки с друзьями: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика…». В предисловии к первому из этих рассказов Однодум (1879) писатель так объяснил их появление: «ужасно и несносно» видеть одну «дрянь» в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и «пошел я искать праведных, но куда я ни обращался, все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать». Такими «хорошими людьми» оказываются и директор кадетского корпуса (Кадетский монастырь, 1880), и полуграмотный мещанин, «который не боится смерти» (Несмертельный Голован, 1880), и инженер (Инженеры-бессребреники, 1887), и простой солдат (Человек на часах, 1887), и даже «нигилист», мечтающий накормить всех голодных (Шерамур, 1879), и др. В этот цикл вошел также знаменитый Левша (1883) и написанный ранее Очарованный странник. В сущности, такими же лесковскими праведниками являлись и персонажи повестей На краю света (1875–1876) и Некрещеный поп (1877).

В поздние свои годы, создавая рассказы, построенные на анекдоте, «курьезном случае», сохраненном и приукрашенном устной традицией, Лесков объединяет их в циклы. Так возникают «рассказы кстати», рисующие забавные, но от этого не менее значительные в своей национальной характерности ситуации (Голос природы, 1883; Александрит, 1885; Старинные психопаты, 1885; Интересные мужчины, 1885; Умершее сословие, 1888; Загон, 1893; Дама и фефёла, 1894; и др.), и «святочные рассказы» – хитроумные сказки о мнимых и подлинных чудесах, случающихся на Рождество (Христос в гостях у мужика, 1881; Привидение в Инженерном замке, 1882; Путешествие с нигилистом, 1882; Зверь, 1883; Старый гений, 1884; Пугало, 1885; и др.). «Анекдотичны» по своей сути и стилизованные под исторические и мемуарные сочинения цикл очерков Печерские антики и рассказ Тупейный художник (оба 1883), повествующий о печальной судьбе таланта (парикмахера) из крепостных в 18 в.

Большое личное бедствие - плохой учитель милосердия. Оно притупляет чувствительность сердца, которое само тяжко страдает и полно ощущения собственных мучений.

Лесков Николай Семенович

После своей второй поездки за границу в 1875 Лесков, по собственному признанию, «более всего разладил с церковностью». В противовес своим рассказам о «русских праведниках», не имеющих официального статуса, он пишет серию очерков об архиереях, перерабатывая анекдоты и народную молву, возвеличивающую церковных иерархов, в ироничные, порой даже отчасти сатирические тексты: Мелочи архиерейской жизни (1878), Архиерейские объезды (1879), Епархиальный суд (1880), Святительские тени (1881), Синодальные персоны (1882) и др. Меру оппозиционности Лескова по отношению к Церкви в 1870-х – начале 1880-х не стоит преувеличивать (как это делалось, по понятным причинам, в советские годы): это скорее «критика изнутри». В некоторых очерках, как, например, Владычный суд (1877), в котором рассказывается о злоупотреблениях при рекрутском наборе, знакомых Лескову не понаслышке, архиерей (митрополит Киевский Филарет) предстает едва ли не идеальным «пастырем». То же можно сказать и о многих сюжетах в очерках, названных выше. В эти годы Лесков еще активно сотрудничает церковных журналах «Православное обозрение», «Странник» и «Церковно-общественный вестник», выпускает с религиозно-просветительскми целями (его глубокое убеждение заключалось в том, что «Русь крещена, но не просвещена») ряд брошюр: Зеркало жизни истинного ученика Христова (1877), Пророчества о Мессии (1878), Указка к книге Нового завета (1879), Изборник отеческих мнений о важности Священного Писания (1881) и др. Однако симпатии Лескова к нецерковной религиозности, к протестантской этике и сектантским движениям, вполне давшие знать о себе еще во второй части хроники Захудалый род, особенно усилились во второй половине 1880-х и уже не оставляли его до самой смерти. Произошло это во многом под влиянием идей Л.Н.Толстого, знакомство с которым состоялось в начале 1887 (Лесков еще в 1883 в статьях Граф Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как ересиархи и Золотой век защищал его от нападок К.Н.Леонтьева). О влиянии, оказанном на него Толстым, Лесков писал сам: «Я именно „совпал" с Толстым… Почуяв его огромную силу, я бросил свою плошку и пошел за его фонарем».

Вторая половина девятнадцатого века была настоящим золотым периодом русской литературы. В это время творили Толстой, Достоевский, Чехов, Тургенев, Некрасов, Островский, Салтыков-Щедрин, Гончаров. Не правда ли, впечатляющий список?

Жил и писал в этот период еще один великий русский писатель, знакомый всем нам с детства, - Николай Семенович Лесков.

Биография писателя. Семья и детство

Будущий классик русской литературы родился в 1831 году в Орловском уезде, в селе Горохово. Дедушка его был священником, отец тоже окончил духовную семинарию, но работать пошел следователем в Орловскую уголовную палату. После вынужденного ухода в отставку переехал с семьей в Панино (село), в

Детство писателя прошло в деревне. Именно здесь он «впитал» язык русского народа, который лег в основу неповторимого «лесковского языка» - особого стиля изложения, ставшего затем главной особенностью его

Биография Николая Лескова содержит упоминание о том, что в гимназии он учился плохо. Позже писатель о себе говорил, что он «самоучка». Не сдав экзамен по переводу в следующий класс, юноша покинул учебное заведение и начал работать писцом в Орловской уголовной палате.

Биография Н. С. Лескова. Коммерческая служба

После смерти отца старший сын Николай принимает на себя обязанности по заботе о семье (кроме него у родителей было еще шестеро детей). Молодой человек переезжает в Киев, где сначала устраивается на работу в Киевскую казенную палату, а затем переходит в коммерческую компанию родственника по материнской линии, английского предпринимателя А. Я. Шкота (Скотта). По долгу службы Николай Лесков часто ездит по стране. Полученные в этих поездках знания и впечатления затем лягут в основу многих произведений писателя.

Николай Писатель - противник нигилизма

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1860 году компания «Шкот и Вилькенс» закрылась, и Николай Семенович переехал в Санкт-Петербург, где и занялся всерьез сочинительством.

Поначалу Лесков выступает в роли публициста: печатает статьи и очерки на злободневные темы. Сотрудничает с журналами «Северная пчела», «Отечественные записки», «Русская речь».

В 1863 году выходят «Житие одной бабы» и «Овцебык» - первые повести писателя. В следующем году он выпускает знаменитую повесть «Леди Макбет Мценского уезда», некоторые рассказы, а также свой первый роман «Некуда». В нем модный в те времена нигилизм противопоставляется основополагающим ценностям русского народа - христианству, семейственности, уважению к ежедневному труду. Следующим крупным произведением, также содержавшим критику нигилизма, был вышедший в 1870 году роман «На ножах».

Отношение к церкви

Будучи потомком священнослужителей, Лесков огромное значение придавал христианству и его роли в русской жизни. Священникам, как стабилизирующей силе своего времени, посвящены хроники «Соборяне». Есть у писателя повести и рассказы, объединенные в сборник «Праведники». В них рассказывается о честных, совестливых людях, которыми богата русская земля. В этот же период выходит удивительный рассказ «Запечатленный ангел» - одно из лучших произведений, созданных писателем по имени Николай Лесков. Биография его, впрочем, говорит о том, что впоследствии он поддался влиянию Льва Толстова и разочаровался в русском духовенстве. Его поздние произведения наполнены горьким сарказмом по отношению к «поповству».

Умер Николай Лесков в 1895 году в Санкт-Петербурге, в возрасте 64 лет.

Большое количество самобытных и любимых нами поныне произведений оставил после себя Николай Семенович Лесков. Биография его отражает сложный путь мыслящего и ищущего себя человека. Но как бы ни шло его творческое развитие, мы и сегодня знаем и любим его «Левшу», «Очарованного странника», «Леди Макбет Мценского уезда» и многие другие творения.

Имя: Николай Лесков (Nikolay Leskov)

Возраст: 64 года

Деятельность: писатель

Семейное положение: был в разводе

Николай Лесков: биография

Николая Лескова называют родоначальником русского сказа - в этом плане писатель встал в один ряд с . Автор прославился как публицист с острым, обличающим пороки общества пером. А позднее удивил коллег знанием психологии, нравов и обычаев народа родной страны.

Детство и юность

Лесков родился в поселке Горохово (Орловская губерния). Отец писателя, Семен Дмитриевич, был выходцем из старинного духовного рода – его дед и отец служили священниками при церквушке в селе Лески (отсюда и фамилия).


Да и сам родитель будущего писателя окончил семинарию, но затем работал в Орловской уголовной палате. Отличался большим талантом следователя, способного распутать даже самое сложное дело, за что быстро поднялся по служебной лестнице и получил дворянский титул. Мама Мария Петровна происходила из московского дворянства.

В семье Лесковых, которая обосновалась в административном центре губернии, подрастало пятеро детей – две дочери и три сына, Николай был старшим. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец сильно повздорил с начальством и, прихватив семейство, удалился в деревню Панино, где занялся сельским хозяйством – сам пахал, сеял, ухаживал за садом.


С учебой у юного Коли отношения складывались отвратительные. Пять лет мальчик учился в Орловской гимназии, а в итоге имел на руках свидетельство об окончании всего двух классов. Биографы Лескова винят в этом систему образования тех времен, которая зубрежкой и косностью отбивала желание постигать науки. Особенно у таких неординарных, творческих личностей, как Коля Лесков.

Пришлось Николаю идти работать. Отец пристроил отпрыска в уголовную палату служащим, а через год скончался от холеры. В то же время на семью Лесковых обрушилось еще одно горе – дотла сгорел дом со всем имуществом.


Молодой Николай отправился знакомиться с миром. По собственному прошению юношу перевели в казенную палату в Киев, где жил и профессорствовал в вузе родной дядя. В украинской столице Лесков окунулся в интересную, насыщенную событиями жизнь – увлекся языками, литературой, философией, сидел за партой в качестве вольнослушателя в университете, крутился в кругах сектантов и старообрядцев.

Обогатила жизненный опыт будущего писателя работа у другого дядя. Муж-англичанин маминой сестры позвал племянника в свою компанию «Шкотт и Вилькенс», должность предполагала длительные и частые командировки по всей России. Это время писатель называл лучшим в своей биографии.

Литература

Мысль посвятить жизнь искусству слова посещала Лескова давно. Впервые молодой человек задумался о писательском поприще, колеся по российским просторам с заданиями от компании «Шкотт и Вилькенс» - поездки дарили яркие события и типажи людей, которые так и просились на бумагу.

Первые шаги в литературу Николай Семенович сделал как публицист. Писал статьи «на злобу дня» в петербургские и киевские газеты, на чиновников и полицейских врачей обрушилась критика в коррупции. Успех публикаций был грандиозным, завели несколько служебных расследований.


Проба пера как автора художественных произведений случилась только в 32 года – Николай Лесков написал повесть «Житие одной бабы» (сегодня мы знаем ее как «Амур в лапоточках»), которую получили читатели журнала «Библиотека для чтения».

С первых же работ о писателе заговорили как о мастере, умеющем ярко передать женские образы с трагичной судьбой. А все потому, что вслед за первой повестью вышли гениальные, проникновенные и сложные очерки «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Лесков умело вплетал в представленную темную строну жизни индивидуальный юмор и сарказм, демонстрируя уникальный стиль, который позже признали разновидностью сказа.


В круг литературных интересов Николая Семеновича входила и драматургия. Начиная с 1867 года писатель начал создавать пьесы для театров. Одна из популярных – «Расточитель».

Лесков громко заявил о себе и как романист. В книгах «Некуда», «Обойденные», «На ножах» высмеивал революционеров и нигилистов, заявляя о неготовности России к радикальным переменам. Такую оценку творчеству писателя после прочтения романа «На ножах» дал :

«…после злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников».

После выхода романов, критикующих революционных демократов, редакторы журналов устроили Лескову бойкот. Не отказывался от сотрудничества с писателем только Михаил Катков, возглавляющий «Русский вестник», но работать с этим литератором было невозможно – нещадно правил рукописи.


Следующим произведением, вошедшим в сокровищницу родной литературы, стала легенда о мастерах оружейного дела «Левша». В ней неповторимый стиль Лескова заблистал новыми гранями, автор сыпал оригинальными неологизмами, наслаивал друг на друга события, создав сложный каркас. О Николае Семеновиче заговорили как о сильном писателе.

В 70-х годах писатель переживал трудные времена. Министерство народного просвещения поставило Лескова на должность оценщика новых книг – он решал, можно пропускать издания к читателю или нет, и получал за это мизерный оклад. К тому же очередную повесть «Очарованный странник» отвергли все редакторы, включая Каткова.


Это произведение литератор задумывал как альтернативу традиционному жанру романа. Повесть объединила несвязанные сюжеты, причем они не закончены. «Свободную форму» критики разбили в пух и прах, и Николаю Семеновичу пришлось публиковать обрывки своего детища в россыпи изданий.

В дальнейшем автор обратился к созданию идеализированных персонажей. Из-под его пера вышел сборник рассказов «Праведники», включивший зарисовки «Человек на часах», «Фигура» и другие. Писатель представил прямодушных совестливых людей, утверждая, что всех встретил на жизненном пути. Впрочем, критики и коллеги приняли работы с сарказмом. В 80-х годах праведники приобрели религиозные черты – Лесков писал о героях раннего христианства.


На закате жизни Николай Семенович вновь обратился к изобличению чиновников, военных, представителей церкви, подарив литературе произведения «Зверь», «Тупейный художник», «Пугало». А еще именно в это время Лесков написал рассказы для детского чтения, которые с радостью брали редакторы журналов.

Среди гениев литературы, прославившихся позже, нашлись верные поклонники Николая Лескова. считал самородка из орловской глубинки «самым русским писателем», а и возводили мужчину в ранг своих наставников.

Личная жизнь

По меркам 19 века личная жизнь Николая Семеновича складывалась неудачно. Писатель успел сходить под венец дважды, причем второй раз при живой первой жене.


Лесков женился рано, в 22 года. Избранницей стала Ольга Смирнова, наследница киевского предпринимателя. В этом браке родилась дочь Вера и сын Митя, который умер еще маленьким. Супруга страдала расстройством психики и позже часто лечилась в петербургской клинике Святого Николая.

Николай Семенович, по сути, лишился жены и решил вступить в гражданский брак с Екатериной Бубновой, вдовствующей уже несколько лет. В 1866 году Лесков стал отцом в третий раз – на свет появился сын Андрей. По этой линии в 1922 году родилась будущая знаменитость балета Татьяна Лескова, правнучка автора «Очарованного странника». Но и со второй женой Николай Семенович не ужился, спустя 11 лет супруги разошлись.


Лесков слыл идейным вегетарианцем, считал, что животных нельзя убивать ради пропитания. Мужчина опубликовал статью, в которой разделил веганов на два лагеря – тех, кто ест мясо, соблюдая своеобразный пост, и тех, кто жалеет невинных живых существ. Себя относил к последним. Писатель призывал создать поваренную книгу для российских единомышленников, которая бы включала «зеленые» рецепты из доступных для россиян продуктов. И в 1893 году такое издание появилось.

Смерть

Николай Лесков всю жизнь страдал от астмы, в последние годы болезнь обострилась, приступы удушья стали случаться все чаще.


21 февраля (5 марта по новому стилю) 1895 года писателю не удалось справиться с обострением недуга. Похоронили Николая Семеновича в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Библиография

  • 1863 – «Житие одной бабы»
  • 1864 – «Леди Макбет Мценского уезда»
  • 1864 – «Некуда»
  • 1865 – «Обойденные»
  • 1866 – «Островитяне»
  • 1866 – «Воительница»
  • 1870 – «На ножах»
  • 1872 – «Соборяне»
  • 1872 – «Запечатленный ангел»
  • 1873 – «Очарованный странник»
  • 1874 – «Захудалый род»
  • 1881 – «Левша»
  • 1890 – «Чертовы куклы»

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохово Орловской губернии. Русский писатель, публицист, литературный критик. Отец Лескова – заседатель Орловской уголовной палаты, мать – потомственная дворянка.

Детство Лескова прошло в Орле и в Орловской губернии; впечатления этих лет и рассказы бабушки об Орле и его жителях отразились во многих произведениях Лескова. В 1847-1849 гг . Лесков служил в Орловской палате уголовного суда; в 1850-1857 гг . занимал различные должности в Киевской казенной палате. В мае 1857 г . поступил в хозяйственно-коммерческую компанию, которую возглавлял англичанин А.Я. Шкот, муж тетки Лескова. С 1860 г . начал сотрудничать в петербургских газетах, публикуя статьи либеральной направленности о злоупотреблении и общественных пороках в современной России. В 1861 г . переехал в Санкт-Петербург. Приход Лескова в литературу из среды, далекой от профессионального писательского сообщества, а также впечатления провинциального быта, чуждого столичному жизненному укладу, во многом определили своеобразие его общественной и литературной позиции.

В 1862 г. Лесков напечатал первые художественные произведения: рассказы «Погасшее дело» (в переработанной редакции – «Засуха»), «Разбойник» и «В тарантасе» - очерки из народной жизни, рисующие представления и поступки простых людей, странные и противоестественные с точки зрения образованного читателя. В первых рассказах Лескова уже присутствуют черты, характерные и для более поздних его произведений: документализм, объективность повествования.

С 1862 г. Лесков – постоянный сотрудник либеральной газеты «Северная пчела»: в своей публицистике выступал приверженцем постепенных, эволюционных перемен, критикуя революционные идеи литераторов журнала «Современник» и считая вредными для общества антиправительственные настроения радикально-демократической интеллигенции. Лескову были чужды социалистические идеи имущественного равенства: стремления к насильственным изменениям социального и политического строя представлялось ему столь же опасным, как и ограничение свободы правительством. 30.05.1862 г. в газете «Северная пчела» Лесков выступил с заметкой, в которой потребовал от правительства открыто подтвердить или опровергнуть слухи о причастии студентов к пожару в Санкт-Петербурге. Демократичная и либеральная интеллигенция превратно восприняла статью как донос, содержащий утверждение об организации поджогов радикально настроенными студентами. На репутацию Лескова легло клеймо политического провокатора, поддерживающего власть в борьбе против свободолюбия и свободомыслия.

1864 г . – антинигилистический роман «Некуда».

1865 г . – роман «Обойденные», рассказ «Леди Макбет Мценского уезда».

1866 г . – роман «Островитяне».

1867 г . – вторая редакция очерков «Русское общество в Париже».

1870-1871 гг . – второй антинигилистический роман «На ножах».

1872 г . – роман «Соборяне».

1872-1873 гг . – повесть «Очарованный странник».

1873 г . – повесть «Запечатленный ангел».

1876 г . – рассказ «Железная воля».

1883 г . – «Зверь».

1886 г . – сборник «Святочные рассказы».

1888 г . – рассказ «Колыванский муж».

1890 г . – незавершенный роман-иносказание «Чертовы куклы».

В рассказах конца 1870-х – 1880-х гг. Лесков создал галерею персонажей-праведников, которые воплощают лучшие черты русского народного характера и одновременно выделены как натуры исключительные:

1879 г . – «Однодум».

1880 г . – «Несмертельный Голован».

Сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, нравственная двойственность персонажей – черты творчества Лескова, в полной мере свойственные и одному из самых известных его произведений – сказу «Левша» (1881 г .).

В середине 1880-х гг. Лесков сблизился с Л.Н. Толстым, разделяя многие идеи его учений: самосовершенствование личности как основа новой веры, противопоставление истинной веры православию, отвержение существующих социальных порядков. Поздний Лесков крайне резко отзывался о православной церкви, подвергал резкой критике современные общественные институты. В феврале 1883 г . Лесков уволен из Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, в котором служил с 1874 года . Его сочинения с трудом проходили через цензуру. В поздних произведениях Лескова на первый план выступает критика общественных норм и ценностей: рассказ «Зимний день» (1894 ), повесть «Заячий ремиз» (1894, опублик. в 1917 ).

Творчество Лескова представляет собой сплав различных стилевых и жанровых традиций: очерка, бытового и литературного анекдота, мемуарной литературы, низовой лубочной словесности, церковной книжности, романтичной поэмы и повести, авантюрного и нравоописательного романа. Стилевые открытия Лескова, его нарочито неправильное, «ощутимое» слово, доведенная им до виртуозной техники сказа предвосхитили многие опыты в литературе 20 века.

Ключевые слова: Николай Лесков, подробная биография Лескова, критика, скачать биографию, скачать бесплатно, реферат, русская литература 19 века, писатели 19 века

Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.

В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь

1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.

Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).

В романах “Некуда” (1864), “Обойденные” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции. Максим Горький сказал «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала “Русский вестник”. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.

В 1870 - 1880 он написал романы “Соборяне” (1872), “Захудалый род” (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман “Захудалый род” не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: “Островитяне”(1866), «Очарованный странник» (1873), “Запечатленный ангел”(1873). К счастью, “Запечатленного ангела” не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.

В 1881 году Лесков написал рассказ “Левша” (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) – старинной легенде о мастерах оружейного дела.

Повесть “Заячий ремиз”(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.

Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов , наряду с Иваном Тургеневым , считал его одним из своих главных наставников.

Личная жизнь писателя

Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.

В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.

Последние годы

Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище.

Хронологическая таблица

  • В биографии Лескова интересных фактов из жизнисобрано немало. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.
  • посмотреть все