Работа

«Никто не знает настоящей правды». «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои

Тема: А.П.Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда.

Целевая аудитория: 10 класс

Цель: ознакомить учащихся с историей создания пьесы «Вишневый сад»; развивать навыки целостного анализа действия драматического произведения; помочь учащимся понять чеховское восприятие жизни; развивать образное мышление, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Результаты: учащиеся знают содержание изучаемой пьесы; формулируют проблемы, поднятые автором в пьесе; раскрывают идейный смысл пьесы.

Ход урока

    Организационный этап.

    Актуализация опорных знаний

    Постановка и решение проблемного вопроса

Чем отличается «новая драма» А.П.Чехова от классической европейской драмы?

    Вводно-ориентировочная беседа.

Вы когда-нибудь возвращались домой после долгого отсутствия?

Какие вы испытывали чувства, эмоции, встретившись после разлуки с очень близким человеком?

А как происходит встреча наших героев в пьесе А.П.Чехова?

    Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя

В 1888- и 1889 гг. Чехов отдыхал в имении Линтваревых, близ Сум Харьковской губернии, где повидал немало запущенных и умирающих дворянских усадеб. Таким образом, в сознании писателя постепенно вызревал замысел пьесы, где отразились бы многие подробности жизни обитателей старых дворянских гнезд.

Сообщение ученика об истории создания пьесы

    Работа над темой урока.

    Объяснение учителя

(учащиеся составляют тезисы)

Стремление к естественности, к жизненной правде побудило А.П.Чехова к созданию пьесы не чисто драматического или комедийного, а весьма сложного жанрового содержания. Драматизм гармонично сочетается с комизмом, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс», - писал сам А.П.Чехов. В основе пьесы лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало.

Во-первых, положительные образы, какими являются Трофим и Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней своей сущности они оптимистичны.

Во-вторых, владелец вишневого сада Гаев изображен тоже преимущественно комически.

В-третьих, комическая основа пьесы отчетливо видна в комическо-сатирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлотты, Яши, Дуняши.

Однако современники восприняли новую вещь Чехова, как драму. Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:

Это последняя пьеса писателя, в ней выражены его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины;

А.П.Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что роли и Вари, и Лопахина – комические;

Сад, для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом.

    Пересказ учащимися содержания пьесы «по цепочке»

    Аналитическая беседа.

Какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание «вишневый сад»?

Зачем приезжает из Парижа в свое имение Раневская?

В чем по-вашему заключается противоречивость героев пьесы?

Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства?

Драматичны ли образы Пети и Ани, Гаева?

Кто виноват в драматичности их жизни?

    Аналитическая работа: характеристика персонажей пьесы (в группах).

1-группа. Лопахин – буржуазия, приходящая на смену дворянству.

2-группа. «Молодое поколение». Петя.

3-группа. «Молодое поколение». Аня.

    Мини-дискуссия.

Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад?

Чехов считал, что Лопахин – это центральный образ пьесы. Совпадает ли авторская точка зрения с вашим восприятием комедии? Какой образ комедии вы считаете главным?

    Рефлексия. Подведение итогов.

Обобщающее слово учителя.

    Домашнее задание.

Написать сочинение-размышление (миниатюру) «Что вас привлекает и что настораживает в старых хозяевах вишневого сада?

МОСКВА, 20 мар — РИА Новости, Светлана Баева. Поездки по дворянским поместьям активно входят в моду. Одна из главных туристических премьер 2018 года в Подмосковье — "Четыре сезона в русских усадьбах". Но даже самые знаменитые в свое время имения сейчас под угрозой исчезновения. О "дворянском" туризме и царских руинах — в материале РИА Новости.

В гости к Жомини

Например, Хвалевское, "Вологодская Швейцария", — уникальный памятник Русского Севера. Несколько раз в год там собираются потомки основателя усадьбы Николая Качалова. Они выкупили и восстановили усадьбу.

Но и для посторонних усадьба доступна: есть дни открытых дверей, экскурсии по предварительным заявкам. Здесь проходят народные праздники и музыкальные и поэтические вечера.

В поместье барона Антуана-Анри Жомини в Нижегородской области в позапрошлом веке, вероятно, бывал Александр Пушкин и точно — Федор Тютчев, князь Александр Горчаков. Теперь тут проводятся ежедневные экскурсии, стоимость — 100-150 рублей.

Можно увидеть саму усадьбу (но лишь снаружи), посетить этническую деревню на ее территории.

"Классическая русская дворянская усадьба! Огромная ухоженная территория! — восхищаются туристы. — Все воссоздано с большой любовью".

Даже французская атмосфера сохранена — пруд с каньонами и подвесными мостами, виноградники, из которых делают вино, множество яблонь для кальвадоса.

Дворянские игры

В усадьбе Скорняково-Архангельское (Липецкая область) можно и пожить. На ближайшие выходные двухместный номер на две ночи в срубе "Школа" стоит от 8 тысяч рублей, четырехместный в левом крыле дома с мезонином — от 26 тысяч. Этой усадьбе более трех столетий, она тесно связана с историей царского дома Романовых.

Сейчас здесь проводятся концерты классической, джазовой музыки, праздники, регулярные "вечера дворянских игр".

Все серьезно — звучат романсы, гости играют в азартные игры, ставки принимаются царскими купюрами.

Новые маршруты

В Ульяновске, одном из главных городов "красного туризма", в этом году появился брендовый маршрут "Дворянин на Волге". Он объединяет старинные особняки, дома Ивана Гончарова, Владимира Ленина, губернский, советский и современный город.

В Подмосковье планируют запустить 30 новых усадебных программ. Недавно, как сообщает пресс-служба правительства Московской области, состоялось первое путешествие по императорскому маршруту ("Усадебный экспресс").

Туристы посетили достопримечательности, связанные с членами императорской семьи Романовых, — усадьбы Ильинское, Усово, Архангельское.

Этот маршрут вошел в программу "Четыре сезона в русских усадьбах", стартовавшую в этом году. "Мы стараемся соединить все усадьбы. Кому-то больше нравятся полуразрушенные имения, кому-то нужны хорошо сохранившиеся поместья с развитой инфраструктурой", — говорит Валентина Занина, обер-кондуктор проекта "Усадебный экспресс".

"Например, у нас есть программа "Гусарская баллада" в Дмитрове по местам съемок фильма. Наши экскурсии посещали потомки рода Мусиных-Пушкиных из Франции", — поясняет она.

По ее словам, иностранцы не такие уж редкие гости на экскурсиях по усадьбам. Проявляют интерес жители Прибалтики, американцы, китайцы.

Последних, например, особенно привлекает усадьба "Большие Горки", где находится Государственный исторический музей-заповедник "Горки Ленинские". Жителей Прибалтики притягивают места, связанные с классиками русской литературы.

Модная тема и азарт

"Мой интерес к усадьбе возник более 15 лет назад с изучения истории собственной семьи. Постепенно я перешла к истории дворянской эпохи в целом, — рассказывает Дарина Федорова-Землянская, автор проекта "Дворянские усадьбы". — Я нахожу бывшие дворянские гнезда, изучаю их историю с момента возникновения до наших дней, историю тех, кто там жил".

Изюминка экскурсий, предлагаемых Дариной, — посещение закрытых усадеб. Например, Марфино — пышное, романтичное поместье с розовым дворцом и мостом, каскадами прудов, чугунными фонтанами и белыми грифонами. Здесь располагается санаторий Министерства обороны России, доступ на территорию закрыт.

"Мы пишем официальное письмо, берем паспортные данные всей группы, получаем разрешение", — говорит Дарина.

По ее словам, усадьбы входят в моду, люди интересуются историей, дворянством. А при посещении закрытых усадеб возникает даже азарт — увидеть то, что недоступно.

Подмосковный изгой

Но часть усадеб — под угрозой исчезновения. Один из самых ярких примеров — усадьба Шереметьевых Михайловское в Подмосковье. Там жена графа Сергея Шереметьева, Екатерина Шереметьева, любимая внучка поэта князя Петра Вяземского, создала уникальный музей с кабинетом для научных занятий, библиотекой, ботаническим садом.

... Простите, таких легкомысленных людей,
как вы, господа, таких неделовых,
странных я еще не встречал.
А.П. Чехов

Действие пьесы происходит на границе двух веков, когда на смену старой, отжившей эпохе крепостничества и повсеместного господства дворян приходит новое время, новые люди, новые взгляды на жизнь. Пришло время капиталистов и предпринимателей. И «дворянское гнездо», изображенное в пьесе, представляет собой осколок прежней жизни; и внешние, и внутренние условия показывают, что оно обречено.

К представителям «дворянского гнезда» можно, как мне кажется, отнести Любовь Андреевну Раневскую, ее брата Гаева, а также соседского помещика Симеонова-Пищика. Остальных же обитателей имения отнести к обитателям «дворянского гнезда» нельзя ни по происхождению, ни по убеждениям.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на образах Раневской и Гаева, так как они раскрыты в пьесе наиболее полно. И Раневская, и Гаев, безусловно, относятся к эпохе уходящей. Если раньше они считались «верхушкой общества», на что им давало право их происхождение, то теперь, когда их дворянство не дает им никаких преимуществ, когда перестали поступать доходы от крестьян, от сада, они оказываются беспомощными перед лицом действительности. А жизни, которую они вели раньше, к которой привыкли, скоро неминуемо должен был прийти конец, и они, как мне кажется, прекрасно это понимают. Недаром Раневская восклицает: «Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом».

И Гаев, и Раневская являются аристократами в полном смысле этого слова: они образованны, умны, культурны. Все окружающие признают за Любовью Андреевной женственность, доброту. «Хороший человек. Легкий, простой человек», - говорит о ней Лопахин». «Она хорошая, добрая, славная», - вторит ему Гаев, но тут же добавляет: «Все же, надо сознаться, она порочна». В чем же тут дело? Наверное, в том, что у нее нет твердого жизненного стержня, и все ее чувства и душевные порывы очень легковесны, недолговременны, а любовная связь еще больше подорвала ее душевные силы. Что же касается Гаева, то он вообще малосимпатичен: будучи взрослым мужчиной, он не может ни принимать какие-либо важные решения, ни делать что-либо полезное для общества, в котором живет, или хотя бы для семьи. Его инфантильность выражается уже в том, что он не может элементарно заботиться о себе, и этим приходится заниматься престарелому Фирсу. Единственное, в чем Гаев преуспел, - это прочувствованные монологи, настолько сентиментальные, что окружающим становится просто-напросто неудобно за него. «Баба», - коротко говорит о Гаеве Лопахин.

Отношения между обитателями «дворянского гнезда» очень дружеские, теплые, ведь их связывают общие воспоминания, воспитание, взгляды на жизнь. Эти взаимоотношения характеризуют их как добрых и мягких людей. Ho отношение Гаева и, еще в большей степени, Раневской к людям, зависящим от них, заставляет посмотреть на них с несколько иной точки зрения. Раневская, не задумываясь, тратит последние деньги на обеды в ресторане, чаевые лакеям, еврейский оркестр, тогда как ее слуги чуть ли не голодают. Варя мечтает о ста рублях, чтобы уйти в монастырь, не говоря уж о том, что имение продается с молотка.

Несостоятельна Раневская и как мать. Да, она с любовью и добротой относится к дочерям, но ни воспитать их как следует, ни обеспечить их материально, ни уделять им достаточно внимания она не может. Я думаю, что о ней можно сказать однозначно: она плохая мать.

Очень интересно и несколько странно отношение Раневской к вишневому саду: она говорит о своей глубокой любви к нему, о том, что не сможет без него жить, но, получив деньги от Аниной бабушки, с легкостью покидает его и едет в Париж к своему любовнику. He свидетельствует ли это в очередной раз о некоторой легковесности ее чувств? Удивляет также легкость, с которой она присваивает деньги, присланные Ане.

Для раскрытия образов Гаева и Раневской Чехов пользуется таким приемом, как пародийное дублирование. Дуняшу и Шарлотту Ивановну можно рассматривать как карикатуру на Любовь Андреевну, Яшу - на Гаева. В этих людях, каждый из которых является трагикомическим персонажем, нашли отражение худшие черты представителей «дворянского гнезда», не прикрытые культурой, образованностью, интеллигентностью последних.

Проанализировав образы Раневской и Гаева, можно сделать вывод, что их время прошло. Может быть, их нежелание отдавать сад под дачи продиктовано в большей степени не презрением ко всяческому делячеству и накопительству, а элементарной неспособностью к любой практической деятельности? He знаю, да дело, наверно, и не в этом. Взгляды этих людей, их принципы, привычки отжили свое, и как нам ни жаль их, но надежды Любови Андреевны и Гаева на новую жизнь после продажи сада, скорее всего, не оправдаются. Да, сад продан, быт их, конечно, изменится, но сами люди остались прежними. И будущее не за ними, а за Аней, Петей. Однако будущее, светлое, радостное, по мнению Чехова, все же есть. Поэтому все произведение можно рассматривать как оптимистичное, несмотря на печальный для «дворянского гнезда» конец. И главное, на мой взгляд, - пьеса учит искусству жить, которое всегда слагалось, в основном, из умения глядеть вперед.

Два года назад я побывала в усадьбе генерала Мирковича - дворянина, участника войны 1812 года, героического участника. Познакомилась с потомками генерала, которые пытались найти инвесторов для восстановления усадьбы, что-то ремонтировали сами, собрали много интересной информации, старинных вещей для будущего музея, появился в усадьбе даже старинный белый рояль.
Здесь я писала об этой истории, есть фотография хозяйки.

Решили заехать посмотреть движутся ли у них дела, что удалось отреставрировать и удалось ли хоть что-то.
Вот что мы там застали.


Увы, не получилось, видимо.
Не нашлись спонсоры, не нашлись деньги, все разрушается. Удалось немного подлатать крышу, и, по-моему, все.
Да разве может семья инженеров и художников справиться с таким объемом работ! Им и студенты архитекторы помогали, и местные, но этого очень мало.
Мне очень жаль Ольгу Серафимовну. Как она хотела восстановить родовое гнездо! Но у семьи нет средств на восстановление, только собственные руки. Они взяли это здание в аренду на 50 лет, чтобы организовать здесь музей. Время-то еще есть, много времени, а вот сил так и не нашлось.
Наверно, она оставила эту идею...

Дом со стороны реки.
Все заросло травой. Стекла в окнах разбиты и залатаны фанерой, картоном.

Кое-где на колоннах видно, что они были отштукатурены и покрашены в голубой цвет.

Близко к дому опасно находиться, в любой момент на голову может упасть кирпич или кусок штукатурки.

Но вид на реку с крыльца дома по прежнему прекрасный.

Усадебные хозяйственные постройки тоже разрушаются.

Обнаружили чуть в стороне от главного дома еще одну старинную постройку.
Это, видимо, частные владения, поэтому выглядят "пободрее".

А дом Мирковича - памятник федерального значения.
У государства сил и средств на все дворянские усадьбы явно не хватает, тем более, сколько их, брошенных, полуразрушенных усадеб по России.
И все же очень-очень-очень жалко. Еще немного, и все окончательно превратится в развалины...


Уроки 162-163. «Затронуть самую суть и самые наболевшие струны...» 1

А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда.
Начать урок можно с сообщения учителя об истории создания пьесы.

После пьесы «Три сестры», в какой-то мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 г. в письме к О. Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере, по замыслу».

«Ему чудилось, - вспоминает Станиславский, - раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни с того ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги».

В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 г. читаем: «В голове она уже у меня готова. Называется „Вишневый сад“, четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много, - и, конечно, неизвестно, от какой причины».

Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:

Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе Родины;

Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина - комические;

Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. В письме 1889 г. он пишет: «Погода чудесная. Все поет, цветет, блещет красотой. Сад уже совсем зеленый, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания».

Вопросы для обсуждения

1. Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия?

а) Чехов назвал «Вишневый сад» - комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М. П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О. Л. Книппер).

б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни. «Это не комедия, это трагедия... Я плакал, как женщина...» (К. С. Станиславский).

в) Есть мнения, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад“ драмой - это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет... Пьеса „Вишневый сад“ не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает трагикомических героев, ни трагикомических положений». Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность - недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комичностью владельцев сада и почти всех второстепенных персонажей.

3. В чем комичность образов Раневской и Гаева? А в чем их драматичность? Кто виноват в драматичности их жизни?

4. Докажите, что второстепенные герои тоже комичны (Яша, Дуняша, Шарлотта, Симеонов-Пищик, Епиходов).

5. Охарактеризуйте конфликт и проблематику пьесы.

6. «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение - правда безусловная и честная», - писал Чехов. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX в.? (Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.)

7. Как тема увядания дворянских гнезд показана в «Вишневом саде»? Что олицетворяет Фирс? А Яша?

8. Как показывает Чехов оскудение дворянства? Почему Гаев и Раневская отказываются от предложения Лопахина?

9. Как трактуется образ Лопахина? Почему его не любит Гаев?

10. Какую роль в пьесе играет аукцион? Почему он выведен за сцену?

11. За сад идет борьба: богач Дериганов собирается купить его, Раневская и Гаев посылают Аню за деньгами к бабушке, Лопахин думает о возможном участии. Главное ли это в пьесе?

12. А что же главное? (Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.)

Для исследования системы образов-персонажей пьесы можно использовать групповую работу.

Группа 1. Поместное дворянство (Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик), старые хозяева вишневого сада.

Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства. (Доброта, простота, честность, сочувствие к людям, непосредственность, любовь к природе, к своему «гнезду», к музыке и поверхностность переживаний, неспособность защитить дорогое им имение, неприспособленность к труду, беспорядочная доброта, эгоистичность. Это неплохие люди, но автор разоблачает их.)

Расскажите о Раневской. Сравните, как о ней говорят Лопахин и Трофимов. Как ее характеризует отношение к Варе, к Ане, к слугам, к Лопахину, Трофимову? Как ее характеризует отказ от предложения Лопахина? Как можно оценить доброту Раневской?

Как понять слова Чехова: «Раневскую играть нетрудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться»?

Работа над образом Раневской должна вестись по тексту в двух планах. Внешняя линия: обаятельная женщина, простая, непосредственная. Но во внешней (событийной) линии тоже не один план (например, любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет 12-летнюю Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть, и т. д.). Внутренняя (авторская) линия возникает при сопоставлении реплик, в контрасте между речью и поступками. Например:

«Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Шкафчик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой.

Г а е в. А без тебя тут няня умерла.

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. (Садится и пьет кофе.) Да, царство небесное. Мне писали».

При сообщении о смерти няни Раневская пьет кофе, а Гаев сосет леденцы.

Что Раневская считает своими грехами и грехи ли это? А в чем ее настоящие грехи? Кто виноват в судьбе Раневской? Была ли возможность выбора?

Расскажите о Гаеве. Чем он похож на Раневскую? Чем интересуется? Сравните их монологи перед шкафом. Как они их характеризуют?

Почему они все успокоились после продажи вишневого сада?

Чем близок хозяевам вишневого сада Симеонов-Пищик?

Выводы. Поместное дворянство - это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм - в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», - скажет о них Горький.

Группа 2. «Параллели» к хозяевам: Яша и Фирс.

Вопросы и задания для наблюдений

Что олицетворяет Фирс? (Фирс - крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах... И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают».)

Найдите смысловой подтекст в последнем монологе Фирса. (Последний монолог Фирса имеет две смысловые линии: «жизнь прошла» и «недотепа». Эти мысли и о хозяевах.)

Чем отличается от Фирса Яша? Как он относится к окружающим? (Яша - слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к Родине).)

Группа 3. Лопахин - буржуазия, приходящая на смену дворянству.

Вопросы и задания для наблюдений

Чехов писал Станиславскому: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов». Какие черты Лопахина привлекательны?

Почему Петя говорит о нем «хищный зверь» и «нежная душа»? Как это понять? В чем его противоречия? Какое качество в нем победит?

Почему Лопахин не делает предложения Варе? Почему он не раз называет жизнь «дурацкой», «нескладной»?

О каком будущем России он говорит?

В чем своеобразие речи Лопахина?

Выводы. Смысл характера Лопахина - смена «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о Родине, о нескладной, несчастливой жизни - это голос самого автора.

Группа 4. «Молодое поколение»: Петя и Аня.

Вопросы и задания для наблюдений

Какова роль этих персонажей в пьесе? Одинаково ли их рисует автор?

Почему Петя показан иронично? Почему соединением разноплановых реплик его образ снижается?

Сравните Лопахина и Петю. Почему один работает, а другой говорит?

В чем образ Пети сходен с образом Гаева?

Какое место занимает в пьесе Аня? Почему Чехов считал, что Аня должна говорить «молодым, звонким голосом»?

Почему реплики Ани есть в конце каждого акта?

- Индивидуальное задание. Проследите, какую роль играет в пьесе образ времени. Почему Чехов все время по ходу пьесы напоминает зрителю о времени? Подтвердите свои мысли цитатами.

Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня, - это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора говорят о его неуверенности, что такие, как Петя, смогут сделать будущее прекрасным. Воплощение веры писателя в будущее - это Аня. Автор изображает чистоту, непосредственность, цельность ее характера.

Итог уроков. Жанровое своеобразие, система персонажей помогают понять главный конфликт пьесы - между человеком и временем, которое неумолимо отбрасывает назад тех, кто не может жить настоящим, не думает о будущем.

Урок 164. «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?» 1

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Подготовка к домашнему сочинению.
Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретно (сад дворянской усадьбы) и обобщенно (символ Родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии - судьба вишневого сада, с ним связано все.

Вопросы и задания для наблюдений

1. Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы? I д е й с т в и е: «Вишневый сад ваш продается за долги»; II д е й с т в и е: «22 августа будет продаваться вишневый сад»; III д е й с т в и е: «Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду»; IV д е й с т в и е: «Вдали стучат топором по дереву».

3. Найдите описания вишневого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают? Как оно меняется? Д е к о р а ц и я I д е й с т в и я: «Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник». Д е к о р а ц и я II д е й с- т в и я: «В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад... Скоро сядет солнце». Д е к о р а ц и я IV д е й с т в и я: «Слышно, как стучат топором по дереву». В ф и н а л е: «Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно». «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

4. Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы? Подтвердите свои позиции текстом.

Р а н е в с к а я, Г а е в: сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

Р а н е в с к а я: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».

Г а е в: «И в „Энциклопедическом словаре“ упоминается про этот сад» и др.

Ф и р с: сад - барское благополучие. «В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!»

Л о п а х и н: сад - воспоминание о прошлом, дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости. Лопахин: «Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает» и др.

Трофимов: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое. «Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...». «Вся Россия наш сад» - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.

А н я: сад - символ детства, сад - дом, но с детством приходится расставаться. «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше». Сад - надежды на будущее. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

5. Каково авторское отношение к саду? (Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношения к Родине). В авторских ремарках: «прекрасный сад», «широкий простор», звук лопнувшей струны, стук топора. Чехов: «Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу и необычайную для сцены даль». «Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека».

6. Индивидуальное задание. Одновременно с пьесой «Вишневый сад» был написан рассказ «Невеста», близкий ей по основному содержанию. Там тоже выведен майский сад. Сопоставьте образ сада в пьесе и в рассказе «Невеста». Чем образ Ани сходен с образом героини рассказа?

Выводы. Сад - это символ Родины, ее прошлого и будущего. Прошлое - это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, «дворянским гнездом»; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее - это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым.

Итог урока. Пьеса «Вишневый сад» - это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье - в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса - это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

Для домашних сочинений школьникам могут быть предложены проблемные вопросы, помогающие в подготовке к ЕГЭ.

Урок 165. «Безнадежный вздох сострадания к людям» 1

Своеобразие чеховского стиля.
Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов - необычный писатель. Бунин так говорил о нем: «Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». А М. Горький замечал: «Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни».

Урок может быть проведен в форме практикума. В указанных учителем рассказах необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.


Особенности стиля

Рассказы

1. В основе рассказа - определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место

«Ну, публика!»,

«Злой мальчик»,

«Не в духе»


2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату

«Ну, публика!»,

«Не в духе»


3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения

«Хамелеон»

4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж - от лица героя. Объективность повествования, сдержанного внешне

«Хамелеон»,

«Кухарка женится»


5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей

«Хамелеон»

6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль

«Ну, публика»,

«Хамелеон»,

«Лошадиная фамилия»


7. Индивидуализация речи героев. Речь - отражение характера

«Хамелеон»,

«Лошадиная фамилия»


8. Большая роль детали

«Хамелеон»,

«Ну, публика!»


9. «Скрытость» автора, проявление его позиции в недоговоренности

«Хамелеон»

10. Зрелый Чехов - отсутствие напряженного действия

«Невеста»

11. Говорящие фамилии

«Смерть чиновника», «Хамелеон»

12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне - смешно, внутренне - грустно

«Хамелеон»,

«Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»


13. Малая форма и глубокое содержание

«Смерть чиновника»

14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера

«Кухарка женится», «Толстый и тонкий»

15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог

«Не в духе»

16. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда

«Ну, публика!», «Смерть чиновника»

17. Три единства: места, времени, действия

«Не в духе»

18. Зримость рассказов-сценок

«Толстый и тонкий»