Инф. технологии

Никулина мм статья римские триумфальные арки. Триумфальная арка Константина — в честь победы в гражданской войне

Непосредственно рядом с Колизеем расположена Арка Константина, установленная в начале четвертого века в честь победы Константина над императором Максенцием. Арка украшена многочисленными статуями и рельефами, сохранившимися в удивительно хорошем состоянии. Арка Константина является одной из трех остающихся имперских триумфальных арок в Риме. Арки Тита и Септимия Севера находятся в соседнем Римском Форуме.

После долгих лет гражданской войны, армия Константина наконец одержала победу над численно превосходящей армией Максенция. Победа в Сражении у Мильвийского моста в 312 нашей эры наконец принесла мир в Римскую империю. Чтобы ознаменовать эту незабываемую победу, Сенат Рима наградил Константина триумфальной аркой. Она была построена всего несколько лет спустя, в 315году.


Большая арка с тремя проходами достигала почти 26 метров шириной и 21 метр высотой. Во время строительства были использованы многочисленные части от более старых сооружений, что в то время являлось обычной практикой. Статуи наверху арки были доставлены из Форума Траяна. Они изображают захваченных солдат Дациана, побежденных армией Траяна.


Рельефные группы между статуями были созданы для Марка Аврелия, в то время как круглые ниши (и возможно даже сама арка) сохранились со времени императора Адриана. Некоторые фигуры в круглых нишах были изменены, чтобы быть похожими на Константина.


Художественное оформление в центральной и более низкой части были созданы непосредственно для этой триумфальной арки. Фриз изображает армию Константина, низвергающую войска Максенция в Тибр. Эти художественные элементы отличаются намного более низким качеством, чем сохранившиеся с эпохи Адриана и Траяна. Отсюда можно сделать вывод, что уровень мастеров во времена Константина был существенно ниже, чем в прошлом. Это довольно символично демонстрирует постепенный упадок Римской империи во многих сферах.


Константин полагал, что его невероятная победа над Максенцием была результатом помощи христианского бога. В результате, во время господства Константина преследования христиан прекратились, а христианство стало официальной религией Римской империи. Он также переместил столицу Империи из Рима в Константинополь в 325 (в то время город был известен, как Византий, а ныне - Стамбул).

В этой статье мы решили объединить три самые знаменитые и значимые триумфальные арки Рима - Константина, Тита и Септимия Севера. Тем более что расположены они в пешей доступности друг от друга и осмотреть их можно в один заход.

Триумфальными арками считается архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки ранее устанавливались при входе в города, в конце улиц, на мостах, широких дорогах, в честь победителей или в память о важных событиях.

Ранее триумфальные арки возводились временные, они чаще всего были сооружены из дерева, и постоянные, такие арки должны были служить долго, поэтому сооружались из камня, кирпича или бетона. Именно постоянные римские арки и сохранились до наших дней, о них то и пойдет речь в данной статье. Все триумфальные арки могли иметь один, три или пять пролетов, были перекрыты полуцилиндрическими сводами, завершающимися антаблементом и аттиком. Украшались статуями, барельефами, горельефами или памятными надписями, или и тем и другим вместе взятым.

Начнем по порядку и рассмотрим каждую арку подробно и в отдельности

Триумфальная арка Константина в Риме

Триумфальная арка Константина расположена в Риме, возле самых знаменитых и значимых достопримечательностей Рима - и Римского форума, по адресу: Via di San Gregorio 184, 00186 Roma, Italia. Как и амфитеатр, арка Константина считается самой яркой аркой Италии и входит в группу основных памятников архитектуры и достопримечательностей Рима.

Арка расположена под открытым небом и посмотреть на неё можно совершенно бесплатно в любое время суток.

Триумфальная арка Константина (латинское название Arcus Constantini, итальянское - Arco di Costantino) представляет собой трехпролетную каменную арка, то есть имеет три прохода - самый большой центральный, расположен по центру монумента, и два меньших размеров по бокам.

Триумфальная арка Константина плюс ко всему имеет и довольно внушительные размеры, в высоту она достигает двадцати одного метра, в ширину более двадцати пять метров, а глубину более семи метров. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик же кирпичный и облицован мрамором.

Также арка Константина является самой посещаемой и позднейшей, то есть последней из всех сохранившихся римских триумфальных арок.

Арка была воздвигнута в 315 году нашей эры. Является единственной в Риме, построенной в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне, что делает её историческую ценность ещё более значимой. Посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.

В архитектуре арки используются элементы декора, снятые с более древних монументов - сполии. Сполии, в переводе с латинского означает «трофеи», в применении к аркам это элементы декора, в основном колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений, как правило, языческих храмов и использовались при строительстве новых зданий как правило, храмов христианских.

Так и в случае с аркой Константина, множество её украшений до возведения использовалось на других ранее разрушенных постройках. Например, на аттике находятся восемь мраморных статуй с форума Траяна. Меньшие пролеты украшены медальонами, изображающих сцены охоты времен Адриана, это ещё второй век.

Именно арка Константина позже стала основным примером для многих подобных сооружений, возводимых в более поздние периоды. Так в Риме появились и другие подобные трехпролетные каменные арки.

Триумфальная арка Тита в Риме

Триумфальная арка Тита (Arco di Tito) является самой древней триумфальной аркой Рима. Поэтому помимо архитектурного, носит ещё и ярко выраженное историческое значение.

Эта арка в отличие от арки Константина, арка Тита однопролетная и имеет более скромные размеры. Имеет высоту более 15 метров и ширину более 13 метров.

Расположена арка недалеко от первой, в восточной части Римского форума, на древней Священной дороге Via Sacr.

Возведена по приказу императора Домициана в 81 году нашей эры, в честь римского императора Тита, вскоре после смерти последнего, в память о взятии Иерусалима в 70 году.

Монумент выстроен из белого пентельского мрамора, добытого в Аттике. Арка декорирована полуколоннами, в углах возле пролета высечены четыре крылатых богини победы - Виктории. Внутри пролета расположены два барельефа, изображающие шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, там же изображен сам император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге когда-то была расположена и на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась.

Именно арка Тита послужила моделью для создания многих других триумфальных арок Нового времени.

Кстати, для строительства этой арки в Рим были специально привезены более 50 тысяч пленных евреев. Строительство арки положило начало еврейской диаспоры в Европе.

Ходят слухи, что в аттике этой триумфальной римской арки был захоронен прах самого Тита. Подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи - Цезарь, чье погребение было в Римском Форуме, Траян - в цоколе именной колонны и Тит. Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций Рима, но еще и мемориалом, по типу московского мавзолея или в Испании.

Триумфальная арка Септимия Севера в Риме

Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo) как и арка Константина является трехпролетной аркой, достаточно хорошо сохранившейся до наших времен.

Арка Септимия расположена, как и арка Тита, на древней Священной дороге Via Sacra, в северной части Римского Форума между Курией и Рострой.

Построен монумент в 205 году нашей эры в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных эпизодах 195-203 годов.

Выполнена арка из кирпича и травертина (известковый туф). Поверхность облицована мраморными плитами. Имеет высоту более 20 метров, ширину чуть более 23 метров и глубину чуть более 11 метров.

Триумфальные арки возводились на протяжении всей истории Древнего Рима. Для его жителей это был символ неба, а если на ней устанавливалось изображение полководца, то в этом уже видели торжество жизни над смертью. Одержав хоть сколько-нибудь значимую победу, римляне возводили арку, специальные декорированные ворота, через них торжественно шествовали императоры и полководцы, так они получали «триумф». Арка императора Константина — единственная, возведенная в честь победы над внутренним врагом.

История

Последней триумфальной аркой Вечного города оказалась арка в честь Константина, её возвели в 315 году, когда была одержана победа над Максенцием у тибрского моста. Она стала единственной, возведенной в честь победы над внутренним врагом. Но событие это было очень значимо в истории Рима. Битва послужила поводом для принятия Константином христианства.

Арку соорудили практически в центре города, между форумом и Колизеем. Белый мрамор для неё был привезен из Малой Азии.

В Средние века располагавшееся на дороге, ведущей к базилике Святого Георгия, сооружение получило название «Триуфальная Траси».

Достопримечательность реконструировали в 1832 году по распоряжению Папы Григория XVI.

Арка, хоть и отразила значимое событие в жизни Рима, стала символом заката великой империи.

Описание

Высота постройки 21 м, ширина 25,7 м, глубина 7,4 м. Основной материал-мрамор. Большинство элементов декора, установленные на арке, были взяты с других архитектурных памятников. Историки считают, что объяснений этому может быть несколько:

  • упадок искусства в IV веке в империи, но сейчас этот вариант опровергается, археологические находки доказали, что в период поздней античности в Риме искусство было развито;
  • создатели достопримечательности не имели времени на изготовление украшений, потому что их ограничили жесткими временными рамками;
  • декор, позаимствованный с сооружений времен Траяна, Марка Аврелия, воспринимался как символ того, что Константин входит в их число.

Само архитектурное решение, скорее всего, скопировано с арки Септимия Севера.

Здесь имеется единственная надпись, которая сообщает, что эта арка сооружена после 10 лет правления императора.

На аттике установлены 8 барельефов, их, возможно, сняли с памятника, воздвигнутого после победы Марка Аврелия над сарматами. Среди рельефов особо стоит отметить сцены, изображавшие возвращение императора из похода и допрос попавшего в плен германца, обращение к армии и принесение даров богам.

На самом верху колонн есть скульптуры, изображающие побежденных даков, предполагают, что туда они попали с форума Траяна. И изображения праздника победы тоже могли быть сняты оттуда.

Колонны в коринфском стиле, поставленные со всех сторон, украшают арку, их вырубили из редкого желтого мрамора. На высоких фундаментах колонн есть рельфы с изображением богини победы, легионеров и плененных варваров. Эти рельефы были выполнены непосредственно в эпоху Константина.

Два больших медальона сбоку сделаны в эпоху Адриана и перенесены сюда, они изображают сцены традиционной для римлян охоты на вепря и льва и воздаяние жертвы богам. Изображение головы Адриана имело узнаваемые черты, его заменили на голову Константина. На других медальонах, относящихся уже к периоду Константина, можно увидеть богов Солнца и Луны, мчащихся на вздыбленных колесницах. Фриз, рассказывающий о борьбе Константина с Максецием, был выполнен непосредственно для этой арки, так же как и сцена въезда императора в родной город, сцена раздачи им денег.

Рим считается колыбелью западной цивилизации. Город насыщен уникальными памятниками и строениями, характеризующие культуру и историю античной Римской империи. Сложный государственный переход от республики к империи, внутренние противостояния олигархических общин, бесконечные военные кампании, - все эти отзывы прошлого отражены в архитектурных шедеврах. Монументальные сооружения являются неотъемлемым продолжением политики Древнего Рима. Триумфальные арки строили в честь заслуг императоров. Барельефы и колонны строений олицетворяли победы и военную мощь державы.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

В III веке Римская империя была истерзана нашествиями древнегерманских племён. Не добавляло стабильности в этом противостоянии внутренняя политическая смута, сложившаяся на то время. Государство состояло из нескольких провинций, в которых правили наместники со своим войском. Каждый из них норовил стать императором. В такой сложной обстановке появился лидер, сумевший сплотить страну. Это был Константин, впоследствии ставший Великим.

Константин получил превосходное военное образование. Его отец Констанций Хлор возглавлял Западную Римскую империю. Перед юношей открывались перспективы в достижении высокой цели. Молодой полководец успешно сражался против варваров на берегах Рейна. Константин зарекомендовал себя, как отважный и одарённый стратег, что способствовало приобретению авторитета среди военных. После смерти отца, армия провозгласила Константина претендентом на имперский трон. Для обретения полной власти необходимо было одержать победу над внутренним врагом.

В 306 году Римом правил узурпатор Максенций, являющийся воинствующим язычником. Любое своё решение он принимал, руководствуясь гаданиями жрецов на овечьих внутренностях. Константин, заручившись поддержкой других соправителей провинций Рима, объявляет тирана Максенция вне закона и готовит военный поход на столицу. Полководец со своей армией подходит к реке Тибр, которая считалась единственной преградой на дороге в Рим.

Там его встречает Максенций с войском, в разы превосходящее по численности армию Константина. В 312 году на берегу реки началась ожесточенная битва, в ходе которой Максенций был разбит. При постыдном бегстве узурпатор утонул в водах Тибра. Константин становится единоличным властителем Западной Римской империи.

В 315 году по решению Римского сената устанавливают триумфальную арку, символизирующую победу Константина над тираном. Архитектурное сооружение было построено и украшено фрагментами, снятыми с других античных памятников города. В этом был заключён особый политический замысел Константина. Идея собрания разновременных элементов декора в единый ансамбль заключалась в консолидации общества после гражданской войны. Были взяты барельефы и панно, изображающие события и подвиги предыдущих правителей Рима.

Стоит выделить один важный аспект, связанный с духовными ценностями императора Константина. На триумфальной арке отсутствуют символы христианства. Напротив, барельефы арки описывают сцены проведения языческих обрядов жертвоприношений. Имеются доказательства того, что во время кульминационной битвы против Максенция на щитах солдат армии Константина были изображены монограммы креста Иисуса.

Будущий император верил, что с христианским знаменем ему будет сопутствовать удача. Во время возведения арки Константин повёл себя как осторожный дипломат. Чтобы не допустить раскол в обществе, он решил объединить его позднее единым религиозным течением - христианством.

Описание

Триумфальная арка имеет три пролёта. Основная часть монумента воздвигнута из мраморных блоков. Высота сооружение составляет более 20 метров, а ширина - 25 метров. Архитектурное строение обрамляют восемь мраморных колонн, по четыре с каждой стороны. Также здесь установлены скульптурные композиции. Основания пилястр декорированы изображениями римских солдат, пленных варваров и богини победы Виктории.

Второй ярус арки представлен восемью крупными тондо, обрамлёнными красным камнем (порфиром). Изображения представляют разные эпизоды из жизни императора Адриана. Каждый медальон в отдельности — это сцены охоты и жертвоприношения богам. Рельефные композиции отображают выезд императора на охоту со своей свитой. Один из его сподвижников держит лошадь под уздцы, другой ведёт на поводке собаку. Участники облавы сражаются с медведем, кабаном и львом.

На других медальонах можно увидеть охотников, приносящих дары лесному богу Сильвану, а также Аполлону, Геркулесу и Диане. Тондо не имеют отношений к военным победам, однако их размещение на арке символизирует успехи императора во всех сферах его деятельности.

Вдоль всей средней части арки виден скульптурный фриз, характеризующий военные подвиги Константина. Данная композиция выполнена довольно примитивно в отличие от других барельефов. Отсутствуют чёткость и пропорциональность линий скульптур. В этих сценах больше идейности, чем художественной точности. Полководец со своим войском выступает в поход, осаждает города, победно сражается с Максенцием и затем входит в Рим. С другой стороны арки изображён император, раздающий деньги народу.

Оформление аттика

Верхний уровень арки считается истинным шедевром древнеримского искусства. Привлекают внимание отдельно стоящие статуи наверху колонн. Это фигуры врагов, покорённые императором Траяном. Скульптуры облачены в длинные штаны, плащи и остроконечные шапки, что свидетельствует об образах варваров. Ведь римляне носили исключительно тоги. Представители древних племён показаны в побеждённых позах: головы опущены, руки сложены вместе. Между статуями установлены барельефы, отражающие атаку римской конницы и натиск легиона на варваров.

Аттик северной части арки представлен несколькими сценами, описывающими политическую обстановку в Римском государстве при императоре Аврелии. Скульптуры изображают военные действия против сарматов в 169 году. Фигуры исполнены со скрупулёзной точностью мелких деталей. Император облачён в разных одеяниях: короткой тунике, мантии либо в походном плаще. Солдаты изображены в доспехах, шлемах со щитами и оружием. Барельеф описывают сцену обращения правителя к армии с вдохновляющей речью.

Впечатляет композиция, повествующая о допросе пленного германского вождя. Рядом расположены информативные скульптуры, демонстрирующие триумфальное возвращение Марка Аврелия в Рим после военного похода, раздачу им денег народу и проведение обряда очищения путём жертвоприношения. Центральная часть аттика украшена надписью, которая выражает благодарность Константину за освобождение Рима от тирании и гнёта.

Где находится и как добраться

Триумфальная арка Константина расположена в центре Рима возле Колизея и Римского Форума. Туристы могут воспользоваться услугами метрополитена, доехав до станции Сolosseo. К арке можно добраться на общественном транспорте. Достаточно много маршрутов автобуса курсируют к достопримечательности.

Триумфальная арка Константина в Риме расположена между Палатином и Колизеем – двумя главными достопримечательностями города. Она была возведена в 315 году в ознаменование победы римского императора в битве, которая проходила у Мильвийского моста в 312 году. Это самая поздняя арка из всех сохранившихся, в которой прослеживаются элементы декора, ранее использованные в более древних монументах.

Триумфальная арка императора Константина символизирует закат великой Римской империи, хотя и выглядит приземистой. На фоне ее арочных украшений особенно выделяются коринфские колонны – кажется, что вся арка опирается только на них.

На аттике – декоративной стенке над карнизом – находятся восемь мраморных статуй, позаимствованных с форума Траяна – последнего из императорских форумов Рима. Меньшие пролеты декорированы медальонами, на которых можно рассмотреть сцены охоты.

Историческая справка


Строительство Арки Константина велось в течение трех лет и было закончено только в 315 году. Сооружение достигает в высоте 21 метра и состоит из трех пролетов. Основная часть арки выполнена из беломраморных блоков внушительных размеров. Общий дизайн похож на дизайн арки Септимия Севера, расположенной здесь же, в Риме. Обе имеют скульптурные панно, антаблементы – балочные перекрытия пролетов, и восемь колонн украшают два фронта арки.

Архитектурные особенности

Колонны арки выполнены из желтого мрамора, на основаниях видны рельефы с изображением пленных варваров, римских солдат и богини победы Виктории. Богиня изображена и на своде главного пролета. Все рельефы относятся к эпохе Константина.

Медальоны двухметрового диаметра, относящиеся ко времени правления римского императора Адриана, расположились над боковыми арками. На них изображены охота на вепря, льва и медведя, принесение жертвы богам Аполлону, Геркулесу, Диане.

В сценах охоты, размещенных на северной стороне, головы Адриана заменены головами Константина, в жертвоприношениях — Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. Поход Константина против Максенция иллюстрирует рельефный фриз. На медальонах с боковых сторон арки изображены божества Солнца и Луны на колесницах.

Аттик выполнен из попарно составленных восьми барельефов, снятых с памятника эпохи Марка Аврелия. По северной стороне изображены: возвращение императора в Рим, император покидает город, раздает деньги народу, допрашивает пленника.

На южной стороне – германский вождь перед императором, обращение к войскам, принесение в жертву богам овцы, свиньи и быка. Вершины колонн увенчаны фигурами даков – группы фракийских племен. Есть предположение, что они взяты с форума Траяна. Оттуда же позаимствованы барельефы, расположенные на боковых стенах аттика арки Константина. Они иллюстрируют празднование победы над даками.

Декор

Декор для арки использован тот же, что и в ранее возведенных римских постройках, предполагаемая причина — у создателей сооружения (в силу необходимости быстрого возведения арки) не было времени на его скульптурное оформление.

Историки предлагают другое объяснение – символическое объединение Константина с правителями прошлого. На отдельных элементах декора угадываются изображения ранее правивших римских императоров – им придали сходство с Константином.

Как добраться

Арка Константина находится на улице Виа Сакра. Добраться до нее можно на метро, доехав до станции Колизей линии В. Это всего две остановки от вокзала Термини. Уже выйдя с метро, можно увидеть, насколько это массивное сооружение. Также в этот район ходят автобусы и трамвай. При желании можно заказать такси – водитель быстро доставит до места назначения.