Инф. технологии

Нумерология в романе «Преступление и наказание. Символика чисел в романе «Преступление и наказание Число 4 в романе преступление и наказание

Выполнили: Владислав Емец Юлия Закирзянова Елизавета Сорокина Ученики 10 «А» класса Магия числа «три» 2014 г.

Введение Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Неудивительно, что они всегда вызывали пристальное внимание к себе со стороны разума. Числам древние люди приписывали особые, сверхъестественные свойства, практически в любой религии есть свои «священные числа». Одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы.

Магия числа

С колько сможем мы припомнить народных выражений, в которых используется число три? Насчет того, что в трех соснах заблудиться, а с песней хоть за три моря, – наверное, все помнят. И про то, что обещанного три года ждут – тоже. И Бог, как известно, любит троицу. Непонятно, как можно плакать в три ручья или согнуться в три погибели, или наврать с три короба, но тем не менее, эти словесные обороты существуют многие века, не теряя популярности в народной речи. А сколько фольклорных источников повествует о трех желаниях, трех попытках, трех испытаниях, трех братьях, сестрах, феях, богатырях, драконах о трех головах... Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым.

Религия Тройка - небесное число, символизирующее душу. Это - число удачи. В христианстве: Святая Троица: Бог Отец, Бог-сын и Святой Дух. Три неба рая. Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет. Иисус Христос воскрес утром на третий день. Троеручица - чудотворная икона Божией Матери. Три года общественного служения Иисуса Христа. Три креста на Голгофе. Триодь Трезвон - разновидность колокольного звона Поэтому число "3" - это священное число Христианства.

В «Преступлении и наказании» содержится множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность. Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу. До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений. Еще один его смысл - предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза). С другой стороны - это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины.

Цитаты « Пришла [ Соня ] , и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила..» (часть 1, глава 2) ; « Тридцать копеек вынесла [ Соня ] , своими руками, последние, все, что было…» (часть 1 , глава 2) ; « Говорю, три часа дожидаюсь...» (Разумихин три часа дожидается, пока проснется Раскольников) (часть 2 , глава 3) ; «…потом позвонил в третий раз» (Раскольников к старухе) (часть 1, глава 6) ; « Да уж три раза приходила…» (Марфа Петровна к Свидригайлову) (часть 4, глава 1) ; «…Марфа Петровна за неделю до смерти, успела оставить тебе, Дуня, по завещанию три тысячи рублей …» (часть 4, глава 2) ; « Вот три пятипроцентные билета, всего на три тысячи.» (Свидригайлов вручает Соне) (часть 6, глава 6) ; Раскольников трижды встречается с Порфирием Петровичем; Раскольников думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола; Марфа Петровна выкупила Свидрига й лова за тридцать тысяч.

Работу выполнили ученики 10 А класса: Салахова Вита, Таранов Алексей, Панюкова Наталья Число «7» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Москва, 2014 год

Символика числа 7 Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с че­ловеком, символом общения между Богом и его творением. 7 считается счастливым числом и олицетворением гармонии.

Ассоциации с числом 7 Радуга – 7 цветов 7 основных нот в музыке музыкальный интервал, состоящий из 7 ступеней - септима 7 чудес света 7 смертных грехов 7 дней недели

Число 7 в романе Сам роман состоит из 6 частей и эпилога. Первая и вторая части романа состоят из 7 глав. 7 часов веера- роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы. 7 лет каторги- такой срок определен в качестве наказания герою романа. 7 лет прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной. 7 детей у портного Капернаумова. Раскольников в 7 лет- видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком. 730 шагов до дома старухи-процентщицы.

Часть I «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать.» (глава 1) « В это время вошла с улицы целая партия пьяниц, уже и без того пьяных, и раздались у входа звуки нанятой шарманки и детский, надтреснутый семилетний голосок, певший "Хуторок ".» (глава 2) « А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге.» (глава 3) «… и мой кредит вдруг увеличился, и я наверно знаю, что Афанасий Иванович поверит мне теперь, в счет пенсиона, даже до семидесяти пяти рублей…» (глава 3) « "Двадцать городовому, три Настасье за письмо, -- значит, Мармеладовым дал вчера копеек сорок семь али пятьдесят", -- подумал он, для чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги вытащил из кармана.» (глава 5) «Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом.» (глава 5)

« Приходите-тко завтра, часу в семом-с. И те прибудут.» (глава 5) « Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.» (глава 5) « Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц и т. д. » (глава 6) « -- Семой час давно!» (глава 6)

Часть II «Было ему лет двадцать семь.» (глава 4) « Иным было лет за сорок, но были и лет по семнадцати, почти все с глазами подбитыми.» (глава 6) « Дом Починкова, нумер сорок семь, в квартире чиновника Бабушкина...» (глава 6)

Часть III «Говорил он с необыкновенным участием, но сдержанно и как-то усиленно серьезно, совершенно как двадцатисемилетний доктор на важной консультации…» (глава 1) « Заперлась, на мой бонжур сквозь двери не ответила, а сама в семь часов поднялась, самовар ей через коридор из кухни проносили... » (глава 2) « Поднялись они часов с семи или даже раньше.»(глава 2) « Во многих случаях даже слишком был снисходителен к ее характеру, целые семь лет...» (глава 3)

Часть IV «Хлыст я употребил, во все наши семь лет, всего только два раза…» (глава 1) « (Всего-то я семьдесят тысяч был должен)» (глава 1) « Семь лет из деревни не выезжал.» (глава 1) « А часы эти я, действительно, все семь лет, каждую неделю сам заводил, а забуду -- так всегда, бывало, напомнит.» (глава 1) « Там семилетний развратен и вор.»(глава 4)

Часть V «Вон Варенц семь лет с мужем прожила, двух детей бросила, разом отрезала мужу в письме…» (глава 1) « Зайдите ко мне сюда часов этак в семь.» (глава 1)

Часть VI «Я семь лет прожил в деревне у Марфы Петровны, а потому, набросившись теперь на умного человека, как вы…» (глава 3) « В первый же день по приезде пошел я по разным этим клоакам, ну, после семи-то лет так и набросился.» (глава 4) « Я, Родя, дней шесть-семь назад убивалась, смотря на твое платье, как ты живешь, что ешь и в чем ходишь.» (глава 7)

Эпилог «(в кошельке оказалось триста семнадцать рублей серебром и три двугривенных; от долгого лежанья под камнем некоторые верхние, самые крупные, бумажки чрезвычайно попортились)» (глава 1) « Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия!» (глава 2) « Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. » (глава 2)

Спасибо за внимание!

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» - первый в ряду пяти крупных романов Ф. М. Достоевского. Писателю с необычайной художественной силой удалось обнажить в данном произведении опасность для человечества индивидуалистического сознания, стремящегося самоутвердиться слишком дорогой ценой-за счет жизни других людей. Огромная трагическая мощь романа, глубина психологического анализа, точное воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, его сочувствие «униженным и оскорбленным» сделали «Преступление и наказание» одной из вершин реалистического романа XIX века.

и вдумчивому читателю и поэтому многого не договаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. Роман «Преступление и наказание» пронизан символами от заглавия до эпилога. «... Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине», - говорил Д. Мережковский.

«три» и «тридцать три» несут особую смысловую нагрузку в произведении. Еще во времена античной мифологии числа рассматривались как специальная кодовая система, служившая для передачи нравственных понятий. Именно ими символически представлена транскрипция мудрости и истины. Является несомненным тот факт, признанный всеми религиями мира, что, например, треугольник представляет собой не что иное, как взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Христианские знаки - символы трехзначия - Святая Троица, воскрешение Христа через три дня после смерти, сдвоенная цифра три, определяющая возраст Иисуса Христа. Как мы видим, с этим числом писатель связывает божественное, идеальное начало сущности мироздания. Раскольников до убийства провел три ужасных дня, трижды посетил старуху-процентщицу, на шее у нее были медный образок и два православных крестика..

Марфа Петровна оставила Лупе три тысячи рублей, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой.

экземпляр Евангелия. Это Евангелие Достоевский хранил до конца своей жизни. Отдельные пометки в нем свидетельствуют о том, что он особо выделял евангельские числа.

Число три в христианской религии трактовалось по-разному. Мы уже говорили о его божественной. сути. Близко соотносится с этим основным значением и другая его семантика. В частности, употребление этого числа для обозначения грядущей беды, своеобразного предупреждения (три раза оставлял заклад Раскольников у старухи), проекция образа Троицы как символа надежды и, наконец, значение неотвратимою наказания, искупления вины (тридцать серебренников).

Также непосредственно с евангельским текстом связано неоднократное указание в романе на число одиннадцать. «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу», - отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. Писатель хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Притча гласит о том, что выходит он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

«семь» является наиболее устойчивым, часто повторяющимся и, видимо, особо символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман представляет собой 7 частей (6 частей и эпилог), первые две части состоят из 7 глав каждая, роковое для Раскольникова время - семь часов вечера. «... Он вдруг внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера...»; «Только он достал свой заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: «Седьмой час давно!» Согласно учению пифагорейцев, число «семь» является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют эту цифру «истинно святым числом», так как оно представляет собой соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа «четыре», числа мирового порядка. Так, число 7 является символом «союза» Бога с человеком, общения между Творцом и его творением.

Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырехэтажных домов и четвертого этажа в «Преступлении и наказании», В. Н. Топоров делает вывод: «Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам грусти, ужаса, насилия, нищеты и, тем самым, противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую его суть. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни».

Думаю, сложно не согласиться с тем, что творческий дар Достоевского настолько велик и своеобразен, что полностью охватить все нюансы и подробности его произведений просто невозможно. Его произведения насыщены глубинными проблемами, стоящими перед человечеством не первое столетие. Но для Достоевского всегда на первом месте стоял вопрос познания великой тайны - тайны души человека. Я считаю, что «Преступление и наказание» - это очередная попытка писателя приоткрыть завесу, закрывающую от нас эту тайну.

Управление образования администрации Каргатского района

МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная школа №2 им. Горького

Научно-исследовательская работа

по теме « Числовая символика в романе Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание».

Лучинина Анна Вячеславовна

учащаяся 10 класса

МКОУ СОШ №2 им. Горького

Лучинина Наталья

Николаевна

Каргат 2012

1.Введение…………………………………………………………….3

2.Основная часть:

2.1.Причины обращения Ф.М.Достоевского к истории чисел……..5

2.2.Значение чисел в жизни Ф.М.Достоевского………………….....7

2.3.Особенности включения числовой символики в роман.….……8

3.Заключение……………………………………………………….....13

4.Список использованной литературы……………………………...15

Введение

Символ только тогда истинный символ,

когда он неисчерпаемо беспределен

в своем значении. Он многолик, многосмысленен и всегда темен в своей глубине.

Д. Мережковский

Символ всегда будоражит мысль, открывает свободу ассоциациям, активизирует воображение, вызывает затаенный трепет чувств, мыслей. Символ притягивает к себе таинственностью, непредсказуемостью, недоговоренностью своего смысла, открывая тем самым бесконечный простор для размышлений и толкований, бесконечную перспективу для поиска. Символ может продемонстрировать свои смыслосодержательные возможности, поскольку символ способен передавать и подразумеваемые смыслы. Восприятие символа каждый раз уникально. Символу всегда есть что сказать, к нему всегда есть что добавить. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Примером произведения от заглавия до эпилога, построенного на символах, может служить роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

Количество символов в произведении огромно:

Символы «преступления» (слово «преступление», слово «нерешительность», фамилия главного героя).

Символы «смерти» (топор, железо, камень, медь, заклад).

Символы духовного возрождения (чистое белье, тлетворный дух, нательные кресты).

Символы и смерти, и духовного возрождения (порог).

Символы-цифры (3,4,7), но я остановилась только на символике числа.

На мой взгляд, роман актуален и в наше время, ведь люди не меняются, меняются лишь имена, лица и даты, а ведь нравы, культура бытия и взгляд на вещи остается прежними.
Идея работы заключатся в том, чтобы заинтересовать читателя этим произведением, ведь изучать «Преступление и наказание» - одно удовольствие. Потому что его сложно просто читать, его нужно именно изучать, слой за слоем открывая новые грани внутри изображенного мира, внутри характеров героев и, конечно, внутри себя. Все произведения Достоевского, а в особенности это, можно бесконечно исследовать, изучать, «бродить по нему» словно по смысловому замку, полному потайных комнат и привидений. В этой книге кроются тайны символов, а именно символов числа, к раскрытию которых спешит каждый внимательный читатель. Я считаю, что именно раскрытие тех или иных тайн будет хорошей мотивацией к чтению романа, а в дальнейшем и к изучению других произведений Федора Михайловича.

Цель моего исследования:

рассмотреть числовую символику «Преступления и наказания» как ключ к пониманию психологического романа Достоевского.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

    Проанализировать и выделить объединяющую роль символов - чисел по их значению;

    Провести анализ биографии Ф.М.Достоевского с целью выявления причин его интереса к значению чисел, использовавшихся в романе, их значение в жизни писателя.

    Установить взаимосвязь реальных событий в жизни Достоевского и сюжетной линии романа.

    Сопоставить персонажи и события романа «Преступление и наказание» с текстом Евангелия и Библии.

5. Проследить, как изменяются значения числовых символов в соответствии с развитием сюжета и изменением состояния героя.

В основу моей исследовательской работы вошло, прежде всего, внимательное прочтение литературного произведения и текста Евангелия, к которому неоднократно обращается Ф.М.Достоевский в своем произведении. И, конечно же, я в своей работе обращалась и к критической литературе, что помогло мне сделать важнейшие выводы по заявленной теме.

Причины обращения Ф.М.Достоевского к истории чисел.

В ходе исследования биографии писателя мною были выявлены причины, которые могли объяснить интерес Достоевского к символам чисел. Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

Достоевский достаточно глубоко изучал труды пифагорейцев. Он соглашается с пифагорейским тезисом: « Все вещи суть числа».

И, конечно же, я не могу не отметить самую важную причину обращения Достоевского к нумерологии - это жизненные обстоятельства, которые преследовали Достоевского на протяжении всей его жизни.

Происхождение писателя из религиозной семьи. Интерес к числу часто носил религиозно-мистический характер, потому что воспитанный в патриархальной и религиозной семье, свято чтившей все церковные обряды, Федор интересовался священными историями Ветхого и Нового Завета.

Ф.М.Достоевский - сын священника, врача московской Мариинской больницы для бедных и урожденной Нечаевой М.Ф.- женщиной религиозной, учившей своих детей читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». В детстве Федор вместе с родителями часто бывал в московских церквах и соборах, а также в Троице- Сергиевой лавре. Двоюродный дед писателя В.М. Кательницкий, профессор Московского университета, брал маленького Федю, его братьев и сестер на святочные гулянья.

Следующая причина – это то, что художническое начало Достоевского было теснейшим образом связано с началом философским . Он впитывал в себя опыт литератур, как русских писателей, так и писателей других народов. Неустанные чтения и размышления над произведениями Шекспира, Байрона и Диккенса, Сервантеса и Шиллера, Корнеля, Расина, Бальзака, Жорж Санд, книг утопистов «подверстывались» к органическому вживанию в национальное литературное достояние, обогащали его понимание, помогали вскрывать важность того, что в иных случаях оставалось бы в тени.

Революционные кружки, знакомства с монахами. Участие Достоевского в данных кружках, ведущих борьбу с самодержавным строем и пропагандирующих социалистов-утопистов, свидетельствовало о его стремлении найти путь искоренения общественных зол. О желании быть полезным своей родине и своему народу, вследствие чего, писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, которую меняют на каторжное наказание в тот момент, когда осужденные уже ждут расстрела.Впечатления каторги и солдатской службы как раз и повлияли на убеждения Достоевского. Теперь он вместе со своими представителями проповедует сближение с народом на религиозно - нравственной основе и убеждает себя в том, что Христос - это воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего страдания во имя грядущего спасения человечества.

Положение в стране. Восстание декабристов, общественные движения, отмена крепостного права.

Также если взять отрывок «Опыт о человеке» критиков К.И.Тюнькина и М.М.Стахановой из книги Ф.М.Достоевского «Возвращение человека» о Всемирно-историческом кризисе религиозного сознания. Сложившаяся мировоззренческая система, лишенная Центра, распалась. И человек нового, «открытого» сознания вынужден был заново искать ответы на вечные нравственно - философские вопросы бытия. Человек вступил в путь самостоятельного познания. То можно сказать, что Достоевский и начал искать ответы на интересующие его вопросы способом познания и изучения священной истории.

Но, так или иначе, возможно утверждать, что именно собственная судьба заставила писателя вспомнить библейскую историю и включить ее в роман в качестве символов, в том числе и символов - чисел.

Значение чисел в жизни Ф.М.Достоевского.

Рождение Ф.М.Достоевского 30 октября(11ноября) 1821 года нельзя не назвать «непростым подарком» судьбы или странным совпадением.

Число 30 – число предательства Иуды, именно в этот день Иуда Искариот предал своего учителя – Иисуса Христа.

Число же 11 – это число высшей справедливости и следуя из этого рождение писателя должны считать рождением человека высшей справедливости.

Из данной информации становится непонятно день рождения Достоевского – это день справедливости или же день предательства, но я считаю, что это день, когда после предательства следует справедливость.

Следующим «подарком» судьбы – это количество детей в семье Достоевских. Их вместе с Федором было семеро. Также Достоевский служил в Сибирском линейном батальоне № 7 - 7 – означает союз бога и человека.

Отец Достоевского уже четырехлетнего Федю посадил за книжку, твердя

« Учись!». Также писатель был приговорен к 4-м годам каторги.

И, наконец, число 9.

Всеми признанный и широко известный писатель умирает 9 февраля (по новому стилю) 1881 года, в 8 часов 38 минут вечера, то есть 9 февраля почти в 9 часов Достоевский скончался.

Под этой цифрой люди понимают то, что внутренний мир человека соединяется с миром внешним. Творец, максимально полно проявляется в материальном мире, вмещая в себя весь цикл бытия. Девять - символ перехода на новый виток развития. Можно сказать, что Достоевский не умер, а перешел на новый виток развития, который не виден простому человеку.

По моему мнению, именно судьба распределила жизненный цикл писателя, во многом, связанный с числами. По веяниям судьбы жизнь Достоевского обретала внезапные поворотам, что и заставило включить именно эти цифры в роман.

Особенности включения числовой символики в роман

«Преступление и наказание».

Мы уже знаем, что круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с неосуществленным замыслом «Пьяненькие», новый роман Достоевского подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона, который, по словам писателя, «кончает тем, что принужден сам на себя донести... чтобы, хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...». .

Конечно, помимо того, что роман пропитан идейной линией, мы видим, что числовая символика и священная история в нем играют не последнюю роль. Достоевский уделял им большое внимание. Выбор чисел тоже был не прост. Он выбирал их с философской точки зрения. Каждая цифра в романе несет свой смысл, каждое число символично. Символика цифр в романе основана на христианстве, мифологии, фольклоре. Евангельские мотивы обретают новое звучание.

По моему мнению, выдумка событий и выбор чисел Достоевский совершал, учитывая историю священного писания, свою собственную жизнь и положение в стране.

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, на картине Васнецова «Витязь на распутье» - богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами». Три целковых осталось у Пульхерии Александровны и Дуни;

О трех дорогах Сони думал Раскольников: «броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или … или, наконец, броситься в разврат…»;

Следующее число тридцать…(так же содержит число «ТРИ»).

«…-Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, - произнес Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову. – Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!..

Эй, ты, - крикнул он половому, вставая и взяв фуражку, - сколько с меня?

Тридцать копеек всего-с, - отвечал тот, подбегая…»

Тридцать копеек, последние тридцать целковых. Ведь не случайно Достоевский выбрал именно число 30. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предал ее (покушался на ее жизнь). В девять часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей. Я считаю, что введение в произведение данного числа, также как и других было не случайным. С этим числом связанны многие важные события:

Это рождение писателя;

В 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле;

Согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал своего учителя Иисуса Христа – тридцать серебреников. « Тридцать серебреников» означает плату за предательство;

Иисус Навин объявлял траур - 30 дней.

Достоевский пока еще скрытно связывает свой роман со священным писанием, но уже появление в тексте числа 30 служит началом для этого.

Число 730 – 730 шагов до ворот дома Раскольникова.

730 символично началу царствования Осия – последнего царя Северного израильского царства. Он царствовал девять лет с730 по 721г. до Рождества Христова « и делал он неугодное в очах Господних».

Количество шагов уже говорит о неправильной жизни Раскольникова.

Еще одна не случайная цифра в тексте – «четыре». Число четыре имеет основополагающее значение. В природе четыре времени года, четыре направления (север, юг, запад, восток)- четыре стороны света. Слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; в Библии четыре Евангелия.

В Откровении Иоанна Богослова – четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

Приведем несколько примеров.

«…Они вошли со двора и прошли 4-ый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно…

Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в 4-ый этаж.

Он вошел в эту комнату (четвертую по порядку), тесную и битком набитую публикой…

Стань на перекрестке, поклонись всему свету на все четыре стороны…»

Раскольников прячет вещи во дворе под камень. Где строится четырехэтажный дом.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть через четыре дня после его нравственной смерти.

Почему же Достоевский уделяет такое внимание и этой цифре тоже?

Анализируя текст Библии и учитывая события происходящие в это время жизни в жизни Ф.М.Достоевского я должна сказать, что такой выбор произошел из-за:

2.Из-за того, что евангелия состоит из первых четырех книг нового завета

3.Достоевский осужден на 4 года каторжных работ с последующим определением в солдаты, а младшему брату Михаилу он писал «А те четыре года считаю за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу, выход из каторги мне как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».

4.Но самое главное Достоевский наверняка знал, что число 4 – это число мирового порядка, оно символично притче о воскрешении Лазаря. В романе значение данного числа сначала словно говорит: «Нет! Остановись! Передумай» - а затем уже имеется в виду, что ты на правильном пути, ты на исправлении и это верно…

Число шесть у Достоевского, как и в мифологии ашанти (племя в Тропической Африке) - число, связанное со смертью, со скорбью, с печалью и невозможностью что-либо изменить. Дом старушки-процентщицы был «преогромнейшим» (Достоевский имел в виду шестиэтажный дом), комнатушка Раскольникова была «в шесть шагов», младший брат умер в шесть месяцев.

Говоря о символике цифр в романе нельзя не обратить внимания на не раз встречающееся там число 7 : число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. «Страшный сон приснился Раскольникову. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом…

стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна…

раздался чей-то крик:

-Семой час давно!...» .

Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.

Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это

соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая

троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости – семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз, чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число:

«Им оставалось еще семь лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

Следуя библии на земле было 7 лет голода. Библия содержит 77 книг, то есть 11 раз по 7.

Следующая символичная цифра – 11. Число же 11 – это число высшей справедливости (7+4=11). Число, с которым связаны все благородные поступки и раскаяния. Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне. Раскольников приходит к Соне в одиннадцать часов, чтобы признаться в содеянном. После посещения Сони «на другое утро в одиннадцать часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу», чтобы признаться в совершении преступления.

Данное неоднократное использование числа 11 связанно непосредственно с евангельским текстом. С этой цифрой связанна притча о виноградаре и работниках.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней с Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Таким образом Достоевский сохранил значение Евангельских чисел: 7; 3; 4. на протяжении всего текста. В « Дневнике писателя» Достоевский не раз говорит о силе впечатлений, особенно самых ранних. Для самого писателя таким ранним впечатлением стало чтение Евангелия, этим и обусловлено включение в роман чисел – символов.

Заключение

В ходе исследования было установлено, что религиозная семья, каторга с «Евангелием», общественные движения и революционный кризис 60-х годов дают Достоевскому мысль беспокойную, ищущую, мысль безудержную и бунтующую. При этом в писателе проявляется погруженность в огромный мир общечеловеческой и национальной культуры. Достоевский «разгадывает человека» на протяжении всей своей жизни».

Числовая символика романа связана с библейскими притчами. Давайте представим результаты наших исследований.

«Разгадывание человека» привело Достоевского к интересу священного писания. Его идеология начала переплетаться с историей церкви. «…Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…» - эти слова мы прочтём в последней записной тетради Ф. Достоевского. В этих словах – ключ к пониманию всего наследия писателя.

Все это послужило Достоевскому началом в его познании библейских сюжетов и загадок числовой символики.

Все персонажи и события в романе тесно связаны с текстом библии.

Федор Михайлович связывает свой роман не только со священным писанием, но и сопоставляет со своей собственной жизнью и событиями в мире.

До конца своих дней Достоевский соотносил все, что происходило в Европе, с религиозным переворотом.

Именно идейное суждение Достоевского, жизненные обстоятельства и его судьба привели писателя к тому, чтобы ввести в роман церковную историю, включающую в себя символичное числовое разнообразие. Итак, из выше сказанного следует вывод: роман «Преступление и наказание» наполнен мельчайшими деталями, которые мы на первый взгляд не воспринимаем. Таковыми являются библейские числа. Они находят отражение в нашем подсознании. И то, о чём умолчал Достоевский, красноречиво говорят с нами символами на страницах романа.

Рассматривая их повторяющееся чередование, она доказывает, что суть числа, последовательность событий и череда изменений, происходящих в жизни главных героев, взаимосвязаны, а иногда и обусловлены появлением его магического свойства. Я думаю, что эта работа заинтересует всех, кто неравнодушен к творчеству Достоевского.

Список использованной литературы

    1. Армор, М. Путеводитель по библии: Времена, сюжеты / М. Армор; Пер. с англ. Артемовой Е. – Новосибирск: День, 2004. – 352 с.

      Библия. Ветхий и Новый завет.

      Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского /М. Бахтин. - М.: «Сов. Россия», 1979 – 318 с.

4. Борислав Арапович и Вера Мателмяки. Детская библия - Стокгольм: Институт перевода библии, 1941 – 531 с.

5.Большая школьная энциклопедия: Т.2. Гуманитарные науки. Литература / Автор-составитель С.Исмаилова. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 – 704 с.

6. Долинина, Н. Предисловие к Достоевскому /Н.Долинина. - Ленинград: «Детская литература», 1980 – 254 с.

7. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М.Достоевский. - М.:Просвещение,1982. – 480 с.

8. Достоевский, Ф.М. Возвращение человека /Ф.М.Достоевский; Вступ. ст. К.И. Тюнькина, М.М.Стахановой. – М.: Сов. Россия,1989. – 560с.

9. Кашина,Н.В. Человек в творчестве Ф.М.Достоевского /Н.В.Кашина. – М.: Худож. лит., 1986. – 318 с

10. Косидовский, З. Сказания Евангелистов /З. Косидовский - М.: издательство полит. литературы, 1977 – 264 с.

11. Кирпотин, В.Я. Достоевский-художник /В.Я. Кирпотин. - М., «Советский писатель», 1972. – 320 с.

12. Никольский, Н.М. История русской церкви./ Н. М. Никольский; 4-е изд. – М.: Полит. издательство, 1988. - 448 с.

13.Слава вам, братия, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры.– Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996. – 74с.

14. Якушин, Н.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского/ Н.И.Якушин. - М.: Дет. лит., 1996. – 56 с.

Раскольников на Сенной площади. Иллюстрация Дементия Шмаринова. Из фондов Музея-квартиры Ф. М. Достоевского Фотохроника ТАСС

Роман начинается следующей фразой:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…»

Достоевский начал работу над романом в 1865 году. В сентябре он сообщил подробности замысла Михаилу Каткову, редактору «Русского вестника», где планировалось опубликовать текст. Среди прочего он упомянул, что в романе «действие современное, в нынешнем году». 1865-й запомнился жителям Пе-тербурга аномальной жарой. По данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра (31 градус по Цельсию); уже больше недели в городе не было дождя.

В первой части романа, рассказывая о своей жизни Раскольникову, Мармеладов сообщает, что принес домой жалованье шесть дней назад. Чиновники получали плату традиционно первого числа каждого месяца. Следовательно, разговор героев приходится на 7 июля. Убийство происходит через день после этого — 9 июля, то есть в самый жаркий день того лета. Соотнести дальнейшие собы-тия романа и реальную хронологию не составляет труда:

— 10 июля Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Вечером у него начинается бред, в котором герой проводит четыре дня, о чем по про-буждении ему сообщают собравшиеся в квартире друзья и родственники, то есть с 11 по 14 июля.

— 15 июля Раскольников приходит к Соне и просит почитать ему Евангелие, про воскрешение Лазаря.

— 16 июля умирает Катерина Ивановна, после чего Раскольников теряет счет времени на два-три дня: «…точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение».

— 19 июля герой выходит из этого состояния: в этот день проходят похороны Катерины Ивановны (согласно действовавшим тогда законам хоронить усопшего можно было только спустя трое суток после смерти). Тогда же происходит последний разговор героя с Порфирием Петровичем.

— В ночь на 20 июля стреляется Свидригайлов, а вечером того же дня Рас-кольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, а потом отправ-ляется в полицейскую контору и сознается в убийстве.

В первый раз 20 июля мы видим Раскольникова у дома, где остановились его мать и сестра. Герой пришел прощаться:

«Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от устало-сти, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».

Судя по всему, Раскольников попал под дождь, и неспроста: 20 июля по ста-рому стилю — Ильин день. Считается, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице, грохочет гром, сверкают молнии: так святой поражает бесов и преступивших закон Божий людей. Дождь в этот день очищает от зла.

Получается, что точная датировка событий «Преступления и наказания» помогает раскрыть глубинный смысл как минимум одной детали — дождя в день, когда Раскольников сдался полиции.

2. Тайна «первого раза» Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова. Иллюстрация Дементия Шмаринова.
1935-1936 годы
De Agostini Picture Library / Getty Images

Рассказывая о жизни своего семейства, Мармеладов особенное внимание уделяет тому вечеру, когда Соня впервые выходит на панель:

«…Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».

Целковый — это один серебряный рубль, а 30 рублей по меркам 1865 года — сумма колоссальная. Мать Раскольникова получала пенсию по смерти мужа 120 рублей в год. На 9 рублей 50 копеек Разумихин купил поношенной одежды: фуражку, брюки, сапоги, рубашки и белье. А сотрудницы «Малин-ника», самого известного публичного дома в Петербурге того времени, полу-чали по 30-50 копеек за ночь. Могли ли молодой девушке в первый раз столько заплатить?

Скорее всего, нет. Скорее всего, дело в том, что Достоевскому была важна тут библейская символика: 30 серебряных рублей — это 30 сребреников, за кото-рые Соня продает и предает саму себя. Число 30 еще несколько раз встречается в романе в «предательских» контекстах. Последние 30 копеек забирает у Со-не-чки «на похмелье» Мармеладов. За «30 тысяч сребреников» выкупила Свидри-гайлова из долговой тюрьмы его будущая жена Марфа Петровна, а потом не раз попрекала его этой суммой. Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним.

3. Тайна франта с папиросой

В блужданиях по Петербургу накануне убийства Раскольников замечает на бульваре пьяную девушку и мужчину средних лет, который ее преследует. Раскольников считает, что «франт» хочет ею воспользоваться, подбегает к городовому и призывает его как-то вмешаться в ситуацию:

«Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску сверты-вает… Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка!»

Городовой отреагировал на уговор Раскольникова. Почему? Он проникся сочув-ствием к девушке, или его смутило что-то в поведении франта? Вспомним, что происходило в Петербурге в описываемое время. Из-за аномальной жары и участившихся пожаров Сенат выпустил постановление, запрещающее курить на улицах города. 3 июля был опубликован документ, в котором, впрочем, содержались достаточно общие фразы. Но полицейские стали присматриваться к каждому курильщику, а жители города не рисковали закуривать в обществен-ных местах.

Чтобы решение Сената вступило в реальную силу и были утверждены штраф-ные меры, соответствующее распоряжение должен был выпустить глава сто-личной полиции — обер-полицмейстер. Это произошло 30 июля. В новом доку-менте присутствовали уточнения, что курить нельзя возле складов с легко-воспламеняющимися веществами, около Зимнего дворца и близ всех городских церквей, а в остальных местах — можно. В описываемые дни (7-20 июля 1865 года) герои об этих послаблениях еще не знают, но к потенци-альным нарушителям уже присматриваются.

4. Тайна канавы

Канал Грибоедова. 1969 год РИА «Новости»

После убийства старухи-процентщицы Раскольников размышляет, как изба-виться от украденных вещей:

«Куда же идти? Это было уже давно решено: „Бросить всё в канаву, и концы в воду, и дело с концом“».

Всё та же канава встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую часть, куда он идет сознаваться в преступ-ле-нии. Получается, канава — одна из главных локаций романа наряду с ули-цами и площадями. Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важ-ном контексте. На канаву выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой. По набережной канавы бежит сумас-шедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка.

Что же это за канава? Все, кто хоть раз бывал на обзорной экскурсии по Петер-бургу, знают, что в городе есть несколько небольших каналов, которые назы-ваются канавками, но вот именно канава в городе была одна. Так петер-буржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова). В первые деся-тилетия XVIII века на его месте текла маловодная речка Кривуша, или Глухая речка. Ее решили облагородить и включить в систему городских каналов — начались работы по расширению и углублению. Но даже после облагора-жи-вающих процедур канал какое-то время продолжал использоваться для слива сточных вод, фактически выполняя функцию канавы. С одной стороны, ис-пользуя в большинстве случаев именно это название Екатери-нинского канала, Достоевский передает отношение к нему местных жителей. С другой — слово «канава» как нельзя лучше подходит для описания особой атмосферы петер-бургских трущоб.

5. Тайна географии Петербурга


«План столичного города С. Петербурга, вновь снятый в 1858 году и гравированный при Военно-топографическом депо в 1860 году. Исправлен по 1865 год» (фрагмент). 1865 год На плане указаны границы полицейских частей, участков и околотков. etomesto.ru

На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников идет в полицейскую контору, куда его вызвали после жалобы хозяйки, которой он должен за квартиру. Там он встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники полицейского участка еще появятся на страницах романа. Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в нашей-то части старуху-то убили». Пороха в конце романа герой снова встретит в полицейской конторе, когда придет с повинной:

«Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбе-жались. Раскольников повторил свое показание».

Кажется, что во встречах Раскольникова со служителями закона нет ничего странного. Однако в реальной жизни они не могли произойти, и вот почему. Как мы помним, Раскольников живет и не платит за квартиру в Казанской полицейской части, а убивает Алену Ивановну — в Спасской. Значит, он дол-жен был оказаться в разных конторах и общаться с разными полицейскими Всего в Петербурге было 12 полицейских частей, каждая из них делилась на несколько районов со своими полицейскими конторами. Они занимались расследованием разного рода нарушений и преступлений на подве-домственной им территории. .

Откуда мы об этом знаем? В начале романа Раскольников дважды проходит по маршруту от своего дома к месту, где живет старуха-процентщица. Достоев-ский в деталях описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит канаву (как мы выяснили выше, Екатерининский канал), которая разделяла две поли-цейские части.

Почему Достоевский проигнорировал административное деление города? С одной стороны, ради художественных целей: для концентрации напряжения ему нужно было сократить количество действующих лиц. Раскольников дол-жен был чувствовать себя загнанным в угол: испугаться вызова в поли-цейскую контору сразу после преступления, а потом еще и отбиваться от подозрений Заметова. С другой стороны, Достоевскому было важно поселить своих героев по разные стороны канавы и создать маршрут, по которому Раскольников пере-ходил символическую водную границу.

Помимо этого, у такого распоряжения географией романа есть и другой смысл. В середине 1860-х Достоевский сам жил недалеко от предполагаемого дома Раскольникова в Столярном переулке в Казанской части. В начале 1865 года он познакомился с издателем Федором Стелловским, с которым позже заключил кабальный для себя контракт на издание собрания сочинений Писатель должен был предоставить ему но-вый, ранее нигде не публиковавшийся роман. Это произведение должно было стать визит-ной карточкой нового собрания сочинений и привлечь покупателей. Без нового романа контракт не считался бы выполненным, и До-стоевский на девять лет потерял бы право печатать свои произведения. Эта возмож-ность всецело перешла бы к Стелловскому. . Жил издатель напротив Юсуповского сада — недалеко от предполагаемого дома старухи-процентщицы на Средней Подьяческой улице. Через эти места Раскольников возвращается к себе после убийства. Этим же путем летом 1865 года писатель ходил от издателя и мог осознанно вписать его в роман под влиянием собственного отрицательного опыта.

6. Тайна Алены Ивановны и процентов

Раскольников и Алена Ивановна. Иллюстрация к роману РИА «Новости»

Процентщица Алена Ивановна объясняет Раскольникову свою финансовую политику:

«Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».

Много это или мало? Гривной, или гривенником, называли 10 копеек. То есть навар старухи с каждой выплаты составляет 10 %. Если бы Достоевский описы-вал не лето 1865 года, а чуть более раннее время, то герой мог бы пожаловаться на процентщицу в полицию. Ростовщичество практиковалось в царской России долгие годы. Власти периодически выпускали официальные документы, кото-рые регламентировали и ограничивали деятельность тех, кто давал взаймы под проценты. В частности, важным вопросом был размер этих процентов. В 1830-е годы было введено ограничение для частных лиц — не более 6 % в ме-сяц. За нарушения этих правил выносились устные преду-преждения. После повторной жалобы следовал штраф или арест. В 1864 году был выпущен новый законодательный акт, разрешивший брать с закладчиков до 10 % в месяц. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в каком-то смысле знак времени. Ста-рушка становится выразителем новой эко-номической реальности и этим вызы-вает у своих клиентов негодование.

7. Тайна белой горячки и ипохондрии

Практически первое, что мы узнаем о герое, — это его плохое состояние:

«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».

Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под ипохондрией чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Даже из этой короткой цитаты понятно, что это классическое определение вряд ли применимо к Раскольникову. А вот как Достоевский описывает собственную ипохондрию в письме к своему знакомому Тотлебену: «…был слишком раздра-жителен… со способностью искажать самые обыкновенные факты и придавать им другой вид и размеры». Получается, Раскольников страдает вовсе не меди-цинской, а «достоевской» ипохондрией.

Это, впрочем, не единственная загадочная болезнь героя. После убийства Рас-кольников видит кошмарные сны, и хозяйская служанка Настасья подозревает, что в нем «кровь кричит»: «Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…» В XIX веке болезни с такими загадочными симптомами лечили кровопусканием — буквальным прокалыванием вен и сли-вом «лишней» крови. Однако Достоевскому важно не столько то, что кровь запекаться начала, а то, что она «кричит». Это отсылка к Библии, например к обращению Бога к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Крик или вопль о преступлении, поднимающийся к небе-сам, — достаточно популяр-ный ветхозаветный образ. Он используется приме-нительно к страшным зло-деяниям, которые впоследствии обязательно будут наказаны.

По словам нескольких персонажей, Раскольников страдает белой горячкой. Вот что говорит его мать, ссылаясь на хозяйскую служанку Настасью:

«Говорит она нам вдруг, что ты лежишь в белой горячке и только что убежал тихонько от доктора, в бреду, на улицу и что тебя побежали отыскивать».

В XIX веке понятие «белая горячка» было довольно широким, в том числе так называли внезапные и краткосрочные помешательства, не обязательно выз-ванные пьянством. Это отражено как в энциклопедических словарях того вре-мени, так и в словаре Даля. Так же понимали значение белой горячки и рецен-зенты «Преступления и наказания». Критики изданий «Русский инвалид» и «Гласный суд» обижались на то, что писатель изобразил пред-ставителя моло-дого поколения так, будто у него «все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду». Но ни разу не упрекнули Достоевского в том, что он сделал Раскольникова пьяницей.

Источники

  • Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Книга для учителя.
  • Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. Т. 7.
  • Тихомиров Б. Н. «Лазарь! Гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении. Книга-комментарий.