Семья и Дети

О чём был второй том «Мёртвых душ» и почему Гоголь его сжёг? Русские писатели, которые уничтожили свои рукописи.

По праву может считаться одной из лучших книг русской литературы. Гоголевский язык настолько завораживает, что от книги буквально нельзя оторваться. Великолепная речь писателя заставляет литературоведов по сегодняшний день жалеть о невозможности когда-либо увидеть второй том этого произведения.

Многие поколения исследователей творчества русского писателя задаются вопросом: почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»? Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Вариант первый: второго тома не существовало

Данная версия основана на том факте, что никто не видел рукописный вариант второго тома. Единственный свидетель ее сожжения - Семен, слуга Гоголя. По его словам, писатель велел ему принести рукопись и, бросив в камин, поджег бумагу. Семен якобы просил его не сжигать книгу, на что Николай Васильевич ответил, что это не его дело.

Малограмотность и юный возраст слуги вызывают несерьезное отношение к этой версии. Однако свидетельства современников и исследования черновых материалов заставляют поверить, что второй том существовал. Следовательно, версия о том, что Гоголь сжег второй том, вполне реалистична.

Вариант второй: писатель уничтожил черновой вариант второго тома, а рукопись попала к графу А.П. Толстому

Этот вариант, как и первый, также маловероятен и основан на данных все того же Семена, слуги Гоголя. Даже если предположить, что Толстой решил скрыть существование рукописи, за такое долгое время она обязательно попала бы в руки исследователей творчества писателя. Однако такая версия весьма просто объясняет, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»: он избавлялся от ненужной бумаги.

Вариант третий: писатель сжег второй том книги, будучи в не совсем вменяемом состоянии

Надо сказать, что писатель с раннего возраста был склонен к депрессии, довольно часто у него случались припадки. Известно, что зимой 1852 года на его душевное состояние отрицательно повлияла смерть жены его друга. Писатель очень боялся смерти. Возможно, он сжег свой труд в возбужденном эмоциональном состоянии, посчитав, например, что его творение недостаточно хорошо. Эта версия более правдоподобна и объясняет, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», однако в настоящее время она не самая популярная.

Вариант четвертый: Гоголь сжег рукопись ошибочно, перепутав ее с черновиками

Как говорилось выше, информация, полученная от слуги Гоголя, хоть и не совсем точная, однако близка к истине. Известно, что однажды утром писатель поделился с графом Толстым, у которого жил, что, собираясь сжечь некоторые приготовленные им для этого вещи, сжег все. Также он поделился, что в уничтоженных тетрадках было много дельного изложено.

Согласно этой версии Николай Васильевич был доволен своей работой. Конечно, у него случались минуты отчаяния, но это свойственно каждому человеку, тем более творческому. В этом случае ответ на вопрос, почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», звучит необыкновенно просто: он ошибся и уничтожил не то, что хотел.

Немного о жанре произведения и его названии

Рассмотрев версии того, почему автор уничтожил свой труд, попробуем разобраться в его жанровых особенностях. Итак, почему Гоголь назвал "Мертвые души" поэмой. На первый взгляд, такое определение жанра кажется странным. Когда мы слышим слово «поэма», то вспоминаем «Илиаду» и «Одиссею». На первый взгляд нам кажется, что ничего общего между «Мертвыми душами» и творением Гомера нет. Однако исследователи творчества Гоголя находят подтверждения того, что эти произведения действительно относятся к одному жанру. В частности, Коробочка является своеобразным олицетворением нимфы Калипсо, отдаленное поместье которой напоминает заброшенный остров. В образе Собакевича можно узнать циклопа Полифема - великана, живущего в берлогах. Одиссей и Чичиков начинают путешествовать по воле стихий, которые управляют ими. Первый бессилен перед силами природы, второй - перед природой человека.

Авторская исповедь Гоголя

Известен факт, что замысел этой поэмы принадлежал А.С. Пушкину, который восхищался талантом Гоголя описывать портреты людей и подарил Николаю Васильевичу свою идею. Автор «Мертвых душ» так увлекся работой, что решил написать целых три тома. Согласно авторскому замыслу вторая и третья части должны были представить нам положительных персонажей и показать нравственный рост главного героя - Чичикова.

Изначально автор планировал написать роман, но из-за большого количества лирических оборотов Гоголь пришел к пониманию необходимости назвать «Мертвые души» не иначе как поэмой. Такое определение жанра произведения самим писателем лишний раз говорит о том, что он не мог уничтожить его по доброй воле, так как слишком дорожил своим детищем. Скорее всего, это действительно была ошибка.

Итак, мы рассмотрели версии того, почему автор уничтожил свое детище. Однако остались черновики. Наибольшей популярностью пользуются первые пять глав уничтоженного тома. Они должны были быть опубликованы в 2010 году, однако этого не произошло. Хочется выразить надежду, что рано или поздно черновой вариант второго тома увидит свет.

Брат… - кажется это был мужской голос. Хриплый от чего-то, возможно, от боли, возможно, моральной. Но хриплость ничего не портит, наоборот, придаёт невиданную тонкость этому, воплощая желание крушить. Именно. Обладателю этого тембра видно больно, да так, что гнев передаётся лишь в голосе. Ибо по-другому он не может. Ибо по-другому свершится несправедливость.

Впрочем, важно ли это? Должно быть так, если глубоко в душе, в случае ее наличия, колит так сильно и одновременно так тихо. Локи не назвал бы это болью, это… это скорее другое чувство. Он не хотел бы признаваться, но он не любил брата. Однако он признался. Себе самому. Это правильно, но то вышесказанное чувство до сих пор бушует. Что же за чувство? Это не боль. Это не может быть болью. Потому, как боль подпитывается любовью. А Локи никогда не любил, ни брата, ни кого-либо ещё, в этом он честен с собой. Вероятно он не может любить из-за своей природы. Он смирился с Божьим приговором и жил. Жил пока не умер. И умерев он будет жить со смирением.

Локи не хотел открывать глаз, озарять Хель своим взором. Хель, это пристанище вечных мук, слишком долго дожидалась его, и теперь горит наверстать каждую минуту планов судьбы своим затишьем. Он же старательно избегал этой писанины божьей. Избегал, но все же оказался там, где ему суждено быть лет так тысячу назад. И из Хель выбирался. Но в этот раз он тут навсегда. Локи не откроет глаз, тем самым разозлив судьбу, и судьба пополнит список дураков. Он этого и добивается. Хотя… кого он обманывает? Почему он продолжает обманывать? Он боится. Локи просто боится, как самый обычный человек или йотун, он готов биться в конвульсии. Он не знает, что будет, если останется, а не сбежит. И это незнание пугает.

А еще Локи боится в двойне. Это поражает. Он всегда боялся одной вещи. Неважно какой, но только одной. В его душе нет места двум всепоглощающим чувствам. Он, либо боялся пасть в глаз семьи, либо боялся смерти. Когда Локи боялся первого, то побеждал второе стимулом. А когда его семья пала в его глазах, второе уничтожило почти таки все чувства, будь оно счастьем, гневом, непониманием. Но он же умер. Получается страх смерти более не опасен. Зато страх перед Хель… И страх перед страхом.

Раньше Локи крепко держался перед своими чувствами. Признавшись в отсутствии любви, не признался в страхе. Его душа питала страх, но он нет. Ныне - да. Локи боится самой той мысли, что он боится.

Ресницы дергались, веки сильно впивались в глазные яблоки, щеки и лоб нахмурились. Это называется зажмурить глазки. Зажмурить милые глазки, из которых потекла струйка крови. Из-за Таноса? Да… но отчасти сам в этом виноват. Спас бы свою шкуру, как всегда, сказал бы что-то шальное и ушел. Нет. Локи же идиот. Локи, ты идиот! Что же это было? Приступ героизма? А зачем? Чьим героем ты хотел стать? На эти вопросы Локи бы ответил, если бы знал ответ. Поэтому он жмурит глазки.

Где я? Кто ты? - раздаётся уж совсем незнакомый голос.

Но Локи также смотрит во тьму.

Если ты теряешься в Хель, то это точно Хель, парень, - ответил он. Ему больше нечего сказать.

Но я должен спасти… Мир от Волан… - его перебивают. А делает именно его собеседник лежащий в бели.

Хотел спасти? Не получилось? Брось, если это так, каким стало, значит на то воля судьбы, - юноша мог услышать отчаяние. Это возродило в Локи еще один страх. Правда, незначительный. Однако того довольно, чтобы он открыл взор.

Мальчишка, так и есть, мальчишка грустно поглядывал на окружение. Он был простым, смуглым, с взъерошенными темными волосами, локоны которых непослушно распространялись всюду, где это возможно. И глаза, бездонная зелень прикрытая железными оковами. Посадил зрение, видано.
Больше всего в нем необычен шрам формы молнии. Молния… печальные воспоминания, о которых лучше было бы не вспоминать.

Но… я же должен. Я не могу так просто умереть. Это просто невозможно. Я… не верю, что… весь этот путь я проделал… - он был готов излить душу, разрыдаться. А в случае чего превратить Локи в жилетку.

Я бы тоже не поверил, парень. Всю жизнь я врал, мне врали, в итоге я умер, пытаясь не соврать себе. Но не смог. Это безусловно Хель, а выбраться отсюда невозможно. А то, что ты умер, как раз возможно, - Локи посеял пафос. В его словах был смысл. Не то боль, не то радость от того, что жизнь разрывается тут. По сути он жив, но жив он в Хель.

Юноша грохнулся вниз.

Я не могу… нет. Я должен вернуться. Пожалуйста помоги мне! - тот рвет голос.

Давай ты оставишь меня в покое. Мне он нужен. Никогда у меня его не было. Хоть после смерти, - правда слова. Локи не имел покоя при рождении, после свыкся.

На уголках глаз темненького собралась соленая влага, очки запотели, он сам дрожал.

Если ты собираешься плакать, то делай это подальше, - он не будет толерантным, - Я не жажду узреть твой неподобающий мужчине вид.

Внезапно до их слуха дошел крик. Долгий и сверху. Женский. Дама кричала, а они наблюдали, как та в скором времени соприкоснётся с землёй. Юноша ужаснулся, Локи же нет.

А-А! - и грохот похуже прежнего.

Юноша непонимающе посмотрел на девушку в топе и коротенькой юбке. Она не совсем похожа на смертника. В ней не читались беспокойство и шок от пережитого. А ведь они должны быть в том случае, если она так молода. Очень даже красива. Рыжая копна волос с впечатляющей длинной, голубые глаза полные непонимания. Голубые глаза… Локи в них нашёл сходство, всё же по форме отличие огромное, но если приглядеться в око, можно узнать пьянь. Нет-нет, девушка не пьянь, а тот, кого Локи узнал в этих глазах. Тор не оставляет его и в Хель. Мило.

А? Где это я? - задала она ожидаемый вопрос.

В Хель, - - юноша сощурил глаза, видимо познав что-то интересное, - Джинни?..

Джинни, это ты? Так ты тоже?.. - он поник. Перестал плакать, однако так поник, что лучше бы он плакал. Локи знал такое, многие рядом с ним становятся такими. Это как бы боль, точно зверь скребётся в сердце.

Девушка отрицательно покачала головою. Покамест у них состоялся диалог, Бог, единственный тут, встал, стряхнул невидимую пыль, которой и нет. В привычку.
Отсюда можно выбраться, но зачем? Зачем Локи выбираться отсюда? Чтобы который раз испытать страх? О, нет. Мысли забегают в самые глубокие ущелья планов побега, но Локи не будет их воплощать в реальность. Пусть, думает, останутся там, более нет смысла. Сколько раз он сбегал отсюда? Пять? Десять? С него довольно. Возвращаясь обратно, страх вновь поглощает его с головой. Странно, душа требует покоя.

Я Блум, фея пламени дракона, принцесса Домино. Я помню, как меня убили… Кто вы? Что это за место? - голос ее не дрожал более.

Фея? Разве они не маленькие? - поинтересовался юноша. Потому, что Локи бы не поинтересовался. Знание о разновидностях фей ему известны.

Эта ситуация была странной. Однозначно. Первый опыт после смерти двух подростков и, скорее всего последний Бога.

Нет-нет. Это пикси маленькие. Мы же спасаем мир… Я не спасла его, - ныне поникла и она. Но быстро очнулась, - Вы сказали, это Хель. Что за Хель? Мир?

Место, куда попадают после смерти, если ты не асгардец павший в бою. Это так, бонус к остальному, - Локи вновь обрел уверенность. - А ты знала, что после возрождения, можно вновь возвратить девственность?

Юноша залился густой краской. Опустил голову и робко выдал:

То есть… можно возродиться?

А что такое девственность? - не поняла Блум.

Серь… - Бога перебили.

Нет, ответь на мой вопрос! Как отсюда выбраться?! - кричал он.

Весьма обостренные эмоции. У Локи дрогнуло в сердце, хотя от неожиданности. Он не скажет. Он не сотворит хорошее.

Да это я так, в шутку. Отсюда нельзя выбраться.

Настала тишина. Долгая. Никто никак не решался испортить ее. Из-за того, что наступила она по одной причине у всех. Слова Локи задели каждого из них, в том числе и его самого. Слова задели булавой. Слова задели надежду, растоптали и убили. Да, Блум и этот обречены чувствовать вину. Ну, а Локи, смотря на искажение лица тех двоих, понимал масштабы причинённой боли. Его слова, конечно, задели и его, но не болью. Что-то другое, деликатное.

Руки на верх, я андроид присланный из Киберлайф!

Красовался мужчина. Привлекательнее не он, а пистолет в его руках. Что он собирается с ним делать?

Ты собираешься нас убить? Убить в Хель? Это… Убить в квадрате? - спросил более аль менее адекватный Бог, показушно поднимая руки. Остальные двое последовали его примеру.

Где мы и кто вы? Отвечаем по порядку.

Я Блум, фея пламени дракона, принцесса Домино. Если не ошибаюсь, это мир после смерти, название ему… Хель.

Локи, сын… Лафея. Бог коварства и обмана. Ты видно умер, раз уж ты тут, - он проглотил все это. Он сын Лафея. Никак не Одина.

Я Гарри. Гарри Поттер.

Андроид бросил пистолет в небытие, как и все здесь. Однако в отличие от этих, поникших, мужчина продолжал не испытывать ничего. Кружочек на его виске загорелся красным - это все изменения.

Коим образом андроиды, они же искусственные интеллекты, попадают в Хель? Ты создание Старка? Этого несуразного сказочного гнома? - предположил Локи.

Хель - это не сестра мрака, несущей тьмы, прототип мифологической пещеры чертиков. Хель - это загробный мир. Время неподвластно над данным обителем душ, посему и вечны муки, в случае жизни греховной. Стен отделяющих пространство нет, потолка и земли тоже. Душу поддерживают хелевы силы от падения, словно оружие андроида. Душа не нуждается в еде, воде, сне. Душа составляет оболочку по воспоминаниям последнего, и весь организм. Душа блуждает по бесцветному, бескрайнему пространству. И все. Итогом подобного времяпрепровождения становится ничто иное, как покой. А душа, что обрела покой, исчезает.

Локи не знает их, не знает какими они были при жизни, чем занимались, кого почтили, какие грехи за ними, какие добрые дела. За все те разы, что он побывал тут, Локи встречал многих. Высоких, низких, красивых, уродов, общительных, молчаливых, вампиров, эльфов. Он попадал и в темную сторону Хель, где царит вечный огонь и тлеют отважные. Многое в этой, не этой, прошлой, позапрошлой жизни было пройдено им. Не больше, чем Одину, думал он, но достаточно, чтобы начать карьеру мудреца. Мудрец и говорит: «покой, лишь покой порок чего-либо».

Прошу прощения, сударь. Не в силах ли вы повторить ваши корни? - оторвал его от мыслей мужчина с каре и усами малыми.

Бог обмана изогнул брови.

Не поймите меня неправильно. Я наблюдаю. Вы сказали «Лафие»?

Локи было открыл рот для какого-то язвительного ответа, но вновь закрыл уста.

Дяденька, у нас тут круг откровений. Вы можете присоединиться, - печально отозвалась Блум.

Для начала представьте нам ваше имя при жизни. Надеюсь вы знаете, что покинули тот мир? - поддержал ее юноша, имя ему Гарри.

Николай. Николай Васильевич Гоголь. Присоединюсь, если дозволено. Однако буду я с вами только по одной причине - вас желаю отправить на страницы, - томно просветил он.

Мы уже в круге депрессивных идиотов? Отлично! А когда мы когда мы его создали-то? - Локи же не согласен с таким резким поворотом печально известной судьбы.

Я не вижу выхода, кроме того, чтобы разговаривать.

Хорошо. Если это круг откровений, начну пожалуй я, - Гарри победил в себе чувства?

Блум кивнула, поудобней сев в позе лотоса. Андроид также сел, с видом невинного щенка. Локи оставалось что-нибудь другое? Их новый знакомый элегантно расстелил свое одеяние и устроился на нем.

Меня зовут Гарри Поттер. И… черт, это сложно! - он прикрыл руками лицо.

Я видел, как ты плачешь. Так что, все нормально. Не думаю, что по Хель разойдутся слухи, - успокоил его Локи. Кто еще? - Можешь представить клуб анонимных алкоголиков.

Хорошо… Я Гарри Поттер. Мне исполнилось семнадцать лет, и всю свою жизнь я бы провел в чулане, если бы не оказался волшебником. Мои родители волшебники, умерли из-за Волан-де-Морта. Он зло. Я учился в Хогвартсе - школе волшебников, - и год за годом с помощью друзей и близких побеждал его. В последнем бою я пал. Теперь я тут.

Локи начал хлопать в ладоши. На него непонимающе уставились четыре пар глаз.

Мы в анонимном клубе алкоголиков, - объясняет он. - Ладно, Гарри, если я не ошибся в твоем имени, можешь рассказать, что ты чувствуешь.

Боль. Я не справился. Я был надеждой многих. Возможно… - по его щеке покатилась слеза, оставляя влажный след. - все они мертвы… Я виноват. Я не смог. Я оказался слабым. Из-за меня все это… я виноват!

Да, ты виноват, Гарри. Виноват абсолютно во всем, что произошло. Мы плод твоего воображения, который будет успокаивать тебя в Хель, - Локи будто говорил правду.

Глаза Гарри расширились.

И таким образом вы давите на человека, испытавшего смерть. Удивительно! - с этими словами Николай продолжил шкрябать по листу каляки. А, это был его почерк.

Во все время разговора, андроид молчал.

Гарри, ты не виноват. Если бы не было тебя, многие умерли бы не родившись, правда? - Блум похлопала по плечу, пройдясь по спине успокаивающим жестом.

Юноша кивнул, попутно шмыгая носом.

У меня. немного схожая ситуация. Я испортила конвергенцию в нужный момент, и все померкло. Тританнус… - перебили.

Танос?! - паника билась всеми силами, готовясь к последующему.

Нет, Тританнус, двоюродный брат Лейлы, моей подруги. Он тритон. В общем, обезумил от того, что его брат, младший, своим благоразумием заслужил корону. Формально и монархически, он должен был быть королём. И да, я чувствую себя виноватой. Я бы могла изменить это. Я бы могла! Но нет, эти трикс…

Локи испытал дежавю. Противнее чувства не было в мире этом и в любом другом. Когда в поступках другого видишь свои ошибки, душа раздирается. А сейчас он состоит из одной души. Он всем телом ощущает ненависть к Блум, беспочвенную, сумасбродную ненависть. Комок внутри сжимается. Локи готов биться в судорогах. Нет, он скорее сдерживается, чтобы не сделать этого.

И, в том мире остались мои любимые… - и вновь перебита Богом.

Любви нет.

Есть, - нахмурилась она.

Нет, - Локи стоит на своем вот уж десять веков. Что уж там?

Есть, - возник Гарри.

Это очень странное чувство, которое я бы хотел почувствовать, - подал голос андроид. - Я Коннор, рад познакомиться.

Заткнись, Коннор, - хором сказали разъярённые трое, а Локи продолжил, - ты не почувствуешь это чувство, ибо его нет.

К сведению, ссора не лучший выбор для вас, друзья мои, коль являетесь в этих краях, - посоветовал Николай.

Да, ты прав, Гоголь. Я не обрету покой вечность ссорясь с вами. И я кое-что понял, все они - Блум, Гарри… ладно, не все они, а эти двое - хотят вернуть былое время. Я вас вытащу отсюда.

Так ты мне врал! - воскликнул Гарри.

Я согласна, я должна вернуться обратно, - Блум быстро встала, подойдя к Локи.

Я не уверен, что верну вас именно в нужные миры, но хотя бы вытащу из Хель. Согласны?

Те двое кивнули.

С вашего позволения, я останусь тут, - Николай умиротворяюще улыбнулся.

Андроид, ты с нами? - спросила Блум.

Да, - краткость сестра таланта.

24 февраля 1852 года Николай Гоголь сжёг почти законченный второй том «Мёртвых душ», над которым трудился более 10 лет. Сама повесть изначально была задумана Гоголем как трилогия. В первом томе авантюрист Чичиков, путешествуя по России, сталкивался исключительно с человеческими пороками, во второй же части судьба сводила главного героя с некоторыми положительными персонажами. В так и не написанном третьем томе Чичикову предстояло пройти через ссылку в Сибири и встать наконец на путь нравственного очищения.

АиФ.ru рассказывает, почему Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» и какие приключения в продолжении повести должны были произойти с Чичиковым.

Вероятнее всего, Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» случайно. В последние годы жизни писатель ощущал постоянную слабость в теле, но вместо того, чтобы лечиться, продолжал изматывать свой организм строгим соблюдением религиозных постов и изнурительным трудом. В одном из писем к поэту Николаю Языкову Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всём теле пугают меня самого». Возможно, что это «расклеение» и подтолкнуло писателя в ночь на 24 февраля бросить рукописи в камин и затем собственноручно их поджечь. Свидетелем этой сцены стал слуга Семён , который уговаривал барина пощадить бумаги. Но тот лишь грубо ответил: «Не твоё дело! Молись!».

Утром следующего дня Гоголь, поражённый своим поступком, сокрушался своему другу графу Александру Толстому : «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжёг всё. Как лукавый силён — вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь всё пропало».

Гоголь утверждал, что хотел сжечь лишь черновики и ненужные бумаги, а второй том «Мёртвых душ» в камин был отправлен по его недосмотру. Через девять дней после этой роковой ошибки писатель скончался.

Письма Гоголя и оставшиеся черновики позволяют восстановить примерное содержание некоторых частей сожжённой рукописи. Начинается второй том «Мёртвых душ» с описания поместья Андрея Ивановича Тентетникова, которого автор называет «коптителем неба». Человек образованный и справедливый из-за лени и отсутствия силы воли влачит бессмысленное существование в деревне. Невеста Тентетникова Улинька приходится дочерью соседскому генералу Бетрищева. Именно она становится «лучом света в тёмном царстве» повести: «Если бы в тёмной комнате вдруг вспыхнула прозрачная картина, освещённая сзади лампою, она бы не поразила так, как эта сиявшая жизнью фигурка, которая точно предстала затем, чтобы осветить комнату... Трудно было сказать, какой земли она была уроженка. Такого чистого, благородного очертанья лица нельзя было отыскать нигде, кроме разве только на одних древних камейках », — так описывает её Гоголь. Тентетникова, по замыслу Гоголя, должны были осудить за участие в антиправительственной организации, а его возлюбленная последовала бы за ним на каторгу. Затем, в третьем томе трилогии, эти герои должны были пройти через ссылку в Сибири вместе с Чичиковым.

Далее по сюжету второго тома Чичиков знакомится со скучающим помещиком Платоновым и, подбив его на совместное путешествие по России, отправляется к барину Костанжогло, женатому на платоновской сестре. Тот рассказывает о способах хозяйствования, которыми он в десятки раз увеличил доход с имения, чем Чичиков страшно воодушевляется. Вскоре после этого Чичиков, заняв денег у Платонова и Костанжогло, пытается выкупить имение у разорившегося помещика Хлобуева.

На «пограничной линии» между добром и злом во втором томе повести неожиданно возникает финансист Афанасий Муразов. Заработанные им не самым честным путём 40 миллионов рублей он хочет потратить на «спасение России», но его идеи больше напоминают сектантские.

В сохранившихся черновиках конца рукописи Чичиков обнаруживается в городе на ярмарке, где покупает ткань столь милого ему брусничного цвета с искрой. Он сталкивается с Хлобуевым, которому, как видно, «подгадил», то ли лишив, то ли почти лишив имения путём подлога. От продолжения неприятного разговора Чичикова спасает Муразов, который убеждает разорившегося помещика в необходимости работать и определяет его собирать средства на церковь. Меж тем обнаруживаются доносы на Чичикова и по поводу подлога, и по поводу мёртвых душ. Однако помощь продажного чиновника Самосвистова и заступничество Муразова позволяют герою избежать тюрьмы.

Последние четыре года своей жизни Гоголь прожил в Москве, в доме на Никитском бульваре. Именно там, по преданию, он сжег второй том «Мертвых душ». Дом принадлежал графу А....

Последние четыре года своей жизни Гоголь прожил в Москве, в доме на Никитском бульваре. Именно там, по преданию, он сжег второй том «Мертвых душ». Дом принадлежал графу А. П. Толстому, который приютил у себя вечно неустроенного и одинокого писателя и делал все для того, чтобы он чувствовал себя свободно и удобно.

За Гоголем ухаживали, как за ребенком: обеды, завтраки и ужины подавали куда и когда ему было угодно, стирали одежду и даже раскладывали стиранное по комодам. При нем, кроме домашней прислуги, был молодой малоросс Семен, расторопный и преданный. Во флигеле, где обитал писатель, всегда стояла необыкновенная тишина. Он ходил из угла в угол, сидел, писал или катал хлебные шарики, которые, как он говорил, помогали ему сосредоточиться и решать сложные задачи. Но, несмотря на благоприятные условия для жизни и творчества, в доме на Никитском бульваре разразилась последняя, странная драма в жизни Гоголя.

Многие из тех, кто лично знал Николая Васильевича, считали его человеком скрытным и таинственным. Даже друзья и поклонники его таланта отмечали, что он был склонен к лукавству, обманам и мистификациям. И на просьбу самого Гоголя высказаться о нем, как о человеке, преданный его друг Плетнев, ответил: «Существо скрытное, эгоистическое, надменное, недоверчивое и всем жертвующее для славы…»

Гоголь жил своим творчеством, ради него он обрек себя на бедность. Все его имущество ограничивалось «самым маленьким чемоданом». Второй том «Мертвых душ», главный труд жизни писателя, результат его религиозных исканий, должен был быть скоро завершен. Это был труд, в который он вложил всю правду о России, всю свою любовь к ней. «Труд мой велик, мой подвиг спасителен!» - говорил Гоголь друзьям. Однако в жизни писателя наступил переломный момент…

Началось все в январе 1852 года, когда умерла Е. Хомякова, жена гоголевского друга. Он считал ее достойнейшей женщиной. И после ее смерти признался своему духовнику, протоиерею Матфею (Константиновскому): «На меня нашел страх смерти». С этого момента Николай Васильевич постоянно думал о смерти, жаловался на упадок сил. Все тот же отец Матфей требовал от него оставить литературные труды и, наконец, подумать о своем духовном состоянии, умерить свой аппетит и начать поститься. Николай Васильевич, прислушиваясь к советам духовника, стал поститься, хотя и не потерял обычного своего аппетита, поэтому страдал от недостатка пищи, по ночам молился, спал мало.

С точки зрения современной психиатрии можно предположить, что у Гоголя был психоневроз. Подействовала ли на него так сильно смерть Хомяковой или же была еще какая-нибудь причина для развития у писателя невроза - неизвестно. Зато известно, что в детстве у Гоголя были припадки, которые сопровождались тоской и депрессией, настолько сильными, что однажды он сказал: «Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение». А в 1845 году в письме к Н. М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье мое стало плоховато… Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого».

Возможно, что точно такое же «расклеение» подтолкнуло Николая Васильевича совершить самый странный поступок в его биографии. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он позвал к себе Семёна и приказал принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением «Мертвых душ». Под мольбы слуги не губить рукопись, Гоголь положил тетради в камин и поджег их свечой, а Семену сказал: «Не твое дело! Молись!»

Утром Гоголь, видимо, сам пораженный своим порывом, сказал графу Толстому: «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен - вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил… Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало»..

Поэма (такой жанр своего произведения обозначил автор) Н.В. Гоголя "Мертвые души" - одно из классических произведений русской литературы. А история, произошедшая со вторым томом этого произведения известна даже тем, кто никогда не открывал первый том. Литературоведы (несмотря на разногласия относительно "силы" или "слабости" второго тома) сходятся в одном - уничтожение Гоголем уже написанного им второго тома Мертвы душ - это одна из самых серьезных утрат в нашей литературе. Вопрос: Почему гоголь сжег второй том Мертвых душ?", - возник сразу же после происшествия, и до сих пор единого и однозначного ответа на него нет. Да и с самим сожжением не всё ясно. Как говорится, был ли мальчик?

Версия первая: Гоголь ничего не сжигал, так как второго тома Мертвых душ не существовало

Эта версия опирается на то, что готовую рукопись второго тома поэмы никто не видел, а единственным свидетелем сожжения был слуга Гоголя Семен. Именно с его слов известно о том, что произошло в ту ночь. Якобы, писатель приказал Семену принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением Мертвых душ. Гоголь положил тетради в камин и поджег их свечой, а на мольбы слуги не губить рукопись сказал: «Не твое дело! Молись!» Семен же был довольно юн, малограмотен и вполне мог наплести ерунды (это если по простому). Эта версия не воспринимается всерьез большинством исследователей. Сохранившиеся черновики произведения и свидетельства современников дают основание утверждать, что "беловой" вариант всё-таки существовал.

Версия вторая: Гоголь сжег черновики, а рукопись второго тома Мертвых душ попала (после смерти писателя) к графу А.П. Толстому, у которого Гоголь жил в то время.

Эта версия также основана на ненадежности показаний слуги Семена и также считается маловероятной. У А. Толстого не было никаких причин скрывать рукопись, но даже если бы он это и сделал, за прошедшее с тех пор время рукопись непременно "всплыла" бы.

Версия третья: Гоголь действительно сжег второй том Мертвых душ, так как был недоволен им и находился в помутненном состоянии рассудка.

Эта версия представляется уже более вероятной, так душевное здоровье писателя в тот момент было далеко не блестящим. Гоголь с детства страдал припадками, сопровождавшимися тоской и депрессией. В январе 1852 года, умерла Е. Хомякова, жена гоголевского друга и это событие оказало на писателя чрезвычайно пагубное влияние. Писателя мучил постоянный страх смерти, а его духовник призывал отказаться от литературного труда, который сам Гоголь считал своим единственным призванием. Конечно, сейчас сложно ставить диагнозы, но очевидно, что рассудок писателя был если не помрачен, то на грани помрачения. Вполне вероятно, что в порыве самобичевания он мог посчитать свой труд ничтожным и не заслуживающим выйти в свет. Однако, доминирующей на данный момент считается другая версия.

Версия четвертая: Гоголь хотел сжечь черновики, однако, находясь в состоянии полного психического истощения, перепутал их с беловым вариантом.

Считается, что рассказ Семена если не абсолютно точен, то приближен к правде, однако писатель не имел намерения сжигать окончательный вариант. Сторонники этой версии приводят слова Гоголя, сказанные им наутро графу Толстому: "Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен – вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало". Также считается, что в целом, за исключением минут депрессии, Гоголь был доволен написанным. Хотя при работе над вторым томом значение произведения в представлении писателя вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел практически не реализуемым.

Несмотря на то, что Гоголь сжег рукопись окончательного варианта второго тома поэмы, черновые записи остались. В настоящее время наиболее полная рукопись первых пяти глав второго тома принадлежит американскому бизнесмену российского происхождения Тимуру Абдуллаеву. Она должна была войти в Полное собрание сочинений и писем писателя, изданное в 2010 году, однако по неизвестным причинам этого не произошло. Тем не менее, вопрос: "Почему Гоголь сжег второй том Мертвых душ", - решен не до конца, хотя и есть наиболее вероятная версия.