Психология

О чем произведение сент экзюпери маленький принц. "Маленький принц": анализ

1 часть «Когда отдыхают ангелы» пересказ

Эта книга о маленькой девочке Алине, у которой отец уехал во Францию еще до ее рождения. Из роддома ее с мамой забирал дедушка, с которым они и жили. Бабушка умерла еще до рождения девочки. Но дедушка говорил, что ее бабушка была прекрасной женщиной. Она говорила, что у каждого есть свой внутренний стержень. Внутренний стержень – начало чего-либо.
Первая учительница самая лучшая. Это закон и нельзя его нарушать. Но чтобы она была лучшая, она должна разбираться в стержнях. Вот бабушка и искала, кто разбирается.

«Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа»… — думала Алина. Хоть у нее и были дедушка и мама, ей трудно было жить без отца. Но, в конце концов, у матери появился мужчина. Он заменил Алине отца. У этого мужчины был сын. Поэтому у девочки появился брат. Не родной конечно, но все-таки брат.

Алине с первой учительницей не повезло. Учительница была молодая. Но она сразу не понравилась Алине, как писала девочка они не сошлись характерами. Еще 1 сентября все принесли учительнице цветы, несколько букетов она поставила в вазы, а остальные цветы в ведра для мытья полов. Это поразило девочку, так как ее цветы выращивала сама мама, и когда учительница попросила нарисовать цветы в горшке, Алина нарисовала цветы в ведре. За это учительница ее раскритиковала.

Алина любила фантазировать. А кто не любит? Как-то задали им нарисовать матрёшку. Одну. А Алина нарисовала три — девочку, маму и дедушку. Чтобы матрёшке не было скучно. А ее за это отругали. Только дедушка понял внучку, и попросил повесить рисунок над своим столом. Затем в школе мальчик Кирилл, который был довольно странным, играя вытащил у учительницы из сумки зеркало. Учительница наказала весь класс, заставила их стоять из заложенными за голову руками, пока зеркало не нашлось.

После этого Алина заболела скарлатиной, и мама с дедушкой начали думать о ее переводе в другую школу. Друг дедушки В.Г. порекомендовал Марсем, с которой он познакомился на конкурсе учителей.

В.Г. был молодым и талантливым химиком, но посвятил себя преподаванию. Дедушка Алины его за это очень уважал.

2 часть «Когда отдыхают ангелы» пересказ

Алину перевели в другой класс. Учительницу звали Маргарита Семеновна. Но все ее называли Марсем. Она разбиралась в стержнях.

Марсем многое пришлось объяснять детям, просить мальчиков не брать и не раздевать кукол, не брать чужие игрушки без разрешения домой.

Марсем устроила детям путешествие в Пасть Дракона. Ребятам надо было победить злого Черного Дрэгона. Черный Драгон повелевал Жабастыми, которые похищали принес и делали их страшилищами. У Дрэгона не было никаких желаний, кроме безграничной жажды власти. Лишь одно пристрастие преследовало его: он любил слушать детский плач. Потому его Жабастики пугали детей.

Принцам предстояло отправиться в путешествия и победить Дрэгона. Принцессы тоже отправятся в путешествие и станут хранительницами жизней принцев.

Девочки плели цветные шнурки жизни, которые должны были служить жизнями для принцев. Мальчики сами выбирали себе хранительниц. Алину выбрал одноклассник Петя, но кроме ее он выбрал и Наташу, так как мальчиков было меньше чем девочек. Петя постоянно старался быть рядом с Алиной, танцевал с ней на уроках танцев. Петя был кругленький, пухлый и задумчивый и жил с бабушкой. Мама Пети забеременела и тяжело заболела, а так как Петя часто болел его отправили к бабушке. Папа Пети много работал, чтобы оплатить лечения мамы, и Марсем всячески желела его, часто садика возле себя.

Алину в школу отвозил дедушка, а по дороге они еще забирали Петю и Наташу. Бабушка Пети, считала что Алина хорошо влияет на внука и часто приглашала ее в гости, угощая пирожками.

Петя любил строить из кубиков целые города, и когда Алина приходила к нему в гости она заселяла их игрушками. Петя даже разрешал ей устраивать землятресения и разрушать построенный город.

3 часть «Когда отдыхают ангелы» пересказ

Дети и Марсем отправились в пасть дракона, чтобы победить Черного Дрэгона. Принцы и принцессы были вместе, у них было волшебное покрывало, которое делало их невидимыми, чтобы они могли пройти мимо Жабастых. Принцам нужно было нанести Дрэгону сто ударов, чтобы победить его.

Увидев Жабастых, Наташа испугалась и выбежала из под покрывала. Ее схватил Жабастый и Алина бросилась спасать подругу. Их вместе спас Петя, хотя и потерял все жизни и не мог больше сразиться с Дрэгоном.

Так дети дошли к Дрэгону, прячась под волшебным покрывалом. Принцессы остались под покрывалом, а принцы пошли сражаться с Дрэгоном. Под покрывало приходили раненые принцы, ведь там можно было отдохнуть и выпить напиток силы. Когда силы принцев силу уже на исходе, Марсем приободрила детей и Егорка нанес три последних удара.

Черный Дрэгон был побежден. Дети воспринимали все происходящее за правду, хотя и понимали, что жабазстые и Дрэгон — это люди в гримме.

После приключений Алина еще много раз рассказывала дома о битве с Дрэгоном.

Теперь детей ожидал бал, и Марсем решила пригласить их родителей на это торжество. Мама Алины ходила тренироваться с В.Г., так как дедушке было достаточно тяжело танцевать.

Теперь все вокруг - и дома, и в школе - были заняты исключительно мыслями о бале.

Из дневника Марсем:

Когда Марсем было одиннадцать родители сообщили, что разводятся. Папа уехал, и они с мамой жили очень бедно, девочка даже носила ботинки бабушки. Повзрослев Марсем узнала, что мать развелась из-за измены отца и потом ее настраивала против всяческих отношений с мужчинами. Потому Марсем некоторе время считала себя амазонкой, хотела научиться всему, чтобы обходиться без мужчин.

С отцом Марсем перестала общаться, когда тот спросил почему мать не купит ей нормальную обувь. Тогда она еще не знала, что отец платил алименты.

4 часть «Когда отдыхают ангелы» пересказ

Марсем рассказывала о том, что у каждого есть свой ангел-хранитель. Он защищает и помогает людям. И когда человек совершает какой-нибудь хороший поступок, ангел улетает помогать другим людям. Предотвращать катастрофы. А когда человек делает что-то плохое, ангелу приходится находиться рядом с этим человеком, а не спасать жизни.
Как-то в классе Марсем появился новый ученик. Кравчик. Он был приемышом. Его отобрали от родителей еще в младенчестве. Впрочем, малыша сразу забрали. Но в классе, Кравчик всех обижал. Особенно девочек. Но справедливая Марсем во всем разобралась.
Марсем восхищается Корчаком. Он был педагогом. Он даже погиб вместе с детьми, хотя ему разрешили уйти. Он написал книгу «Король Матиуш Первый». Она о мальчике, которому после смерти отца-короля пришлось заняться управлением королевства.

Книга написана от лица ученицы младших классов Алины. Она рассказывает о событиях, происходящих с ней, о ее взаимоотношениях с родными, с одноклассниками, делится своими мыслями и переживаниями, а так же описывает взаимоотношения с классом своей Первой Учительницы, Марсём, т.е. Маргариты Семеновны.

На протяжении всей книги встречаются отрывки из дневника Марсем. Оттуда мы узнаем ее потаенные мысли и рассуждения: о педагогике, о любви к детям, о том, как сделать детей лучше и добрее. Иногда Марсем ведет себя не как педагог: «Убила бы» — пишет однажды Марсем после очередной выходки своих подопечных. Но это еще раз подтверждает, насколько неоднозначен труд педагога и что любовь к детям — это не безусловная ценность, которой должен руководствоваться учитель.

Средневековые богословы всерьез обсуждали, сколько ангелов может поместиться на кончике иглы, но так и не пришли к единому решению. Про ангелов до сих пор ничего толком не известно.

Говорят, они умеют летать. И у них, наверное, есть крылья. Но есть ли у ангелов ноги? Можно ли сказать: «Ангелы сбились с ног»? Или надо говоришь: «Ангелы сбились с крыльев»?

Часть первая

Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа. Тогда мама могла бы с ним посоветоваться. Посоветовалась и не отдала бы меня учиться к Татьяне Владимировне. Татьяна Владимировна не сказала бы: «Встать! Руки за голову!» Дедушка не пришел бы в ужас и не стал бы настаивать на моем переводе в другую школу. И я не попала бы в класс к Марсём. Это Марсём рассказала нам об ангелах — о том, что они должны отдыхать. С тех пор прошло много лет. Но когда со мной что-нибудь случается — плохое или хорошее, — я об этом вспоминаю.

А если бы у меня был папа, я никогда бы об ангелах не узнала. Поэтому неизвестно, хорошо это или плохо, что его тогда не было.

Конечно, я знала: так не бывает, чтобы папы вообще не существовало. Где-нибудь — во времени или в пространстве — он обязательно есть. Должен быть. Хотя бы на Луне. Мой папа, например, жил в далекой, прекрасной Франции, на родине шампанского, великих революций и гениальных художников. Это немного ближе, чем на Луне. Но, с точки зрения практической жизни, родина художников от Луны ничем не отличается. Поэтому Наташка и пыталась меня убедить, что всякие там папы — просто рудименты и атавизмы.

Слова «рудименты и атавизмы» Наташка произносила громко и отчетливо и не уставала объяснять их значение. Рудименты и атавизмы — это органы. Они требовались человеку, когда он был животным. А потом, в ходе эволюции, человек этими органами пользоваться перестал, и они за ненадобностью стали исчезать. Не сразу, конечно, а постепенно. Сначала ненужные органы становились очень маленькими, а потом и вовсе рассасывались. Чтобы ненужные органы исчезли, должно пройти много времени — иногда миллион лет. Но некоторым органам этого мало. Вот хвост у людей рассосался, и от него осталось две-три косточки — не больше. Это почти незаметно. А аппендикс и гланды не рассосались. Пользы от них никакой, зато неприятностей они доставляют порядочно. Поэтому их вырезают. Не всем, конечно: это же больно. Но жить без аппендикса и гланд можно. Даже очень хорошо без них жить, потому что они — рудименты и атавизмы.

Наташка с жестким удовольствием заносила в этот ряд еще и пап, хотя, на мой взгляд, их нельзя было без оговорок приравнивать к аппендиксу. Но она изо всех сил пыталась донести до моего сознания суть последних научных достижений: дети появляются на свет вовсе не по причине наличия папы, а из-за того, что сперматозоид сливается с яйцеклеткой. Раньше, может быть, папа и был необходим. Но только в те времена, когда люди были совсем дикими. А теперь все изменилось. Не понимают таких простых вещей только хулиганы и какие-нибудь отсталые люди, которые и зубы-то чистят пальцем. Из рассказов Наташки получалось, будто яйцеклетки и сперматозоиды — автономные существа, перемещающиеся в пространстве загадочным образом. Наташка не опускалась до уточнения мелких деталей и в подтверждение своих слов ссылалась на авторитетный источник — детскую энциклопедию под названием «Откуда я появился?». Она открывала ее то на одной, то на другой странице и с видом человека, собаку съевшего в вопросах размножения, тыкала пальцем в рисунки. На одной картинке был нарисован большой ромбик с желтым шариком и белыми мешочками внутри, а вокруг — кружочки с хвостиками, похожие на головастиков. Под картинкой было написано: «Сперматозоиды вокруг яйцеклетки».

Финк Анна

Цель моей работы:

1. Ввести в творческую лабораторию французского писателя Антуана

де Сент-Экзюпери.

2. Доказать, что «Маленький принц» - философская сказка.

3. Осмыслить философские и эстетические проблемы произведения.

4. Уяснить общность гуманистических тенденций в жизни и литературе.

Задачи:

1. Раскрыть личность писателя через изучение его биографии, философии

и творчества.

2. Выяснить, какую цель ставит перед собой Антуан де Сент-Экзюпери

в произведении «Маленький принц».

3. Выявить особенности жанра и композиции произведения.

4. Дать художественный анализ притчи-сказки Экзюпери «Маленький

5. На примерах из текста показать особенности языка, повествовательной

манеры писателя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Исследовательская работа

по литературе

Как философская сказка»

Работу выполнила

обучающаяся 8 «А» класса

Финк Анна Александровна

И литературы

Чижик Ирина Николаевна

2011

1.2. “Маленький принц” - итог исканий писателя-философа.

  1. Особенности жанра произведения.
  2. Философская тематика сказки и романтические традиции.
  3. Художественный анализ произведения.
  4. Особенности языка, повествовательной манеры писателя и композиции произведения.
  5. Заключение.

6.1. “Маленький принц” как детское произведение?

6.2. Выводы.

7. Литература.

  1. Антуан Де Сент-Экзюпери. Особенности творчества.

Антуан де Сент - Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе. Его отец был графом и происходил из древнего рыцарского рода. Когда Антуану не исполнилось и четырёх лет, отец скончался, а воспитанием детей занялась мать, женщина образованная, тонкая и очаровательная. Сына она любила и называла его Королём-Солнце за светлые, кудрявые волосы и вздёрнутый курносый нос. Не любить мальчика было невозможно. Он рос застенчивым и добрым, ко всем проявлял заботу, часами наблюдал за животными и подолгу находился на природе. К семнадцати годам он стал крепким, высоким юношей, однако в огромном, не по возрасту физически развитом молодом человеке, билось нежное, не познавшее огорчений сердце. Антуан с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой, был всесторонне развитым, человеком необычайно яркой одарённости. В своих произведениях он всегда вспоминает о детстве. Он играл и в рыцарей и королей, и в машинистов и в вождение его паровоза. Он увлекался всем, что видел. Он был родом из детства: всегда ценил дружбу, она было для него мерилом искренности, он считал её самым драгоценным на планете чувством.

Антуан поступил в Школу изящных искусств в Париже, решив стать архитектором, но спустя четыре года, в 1921 году, его призвали в армию, где, попав на курсы пилотов, он всерьёз увлёкся авиацией.

Его взрослая жизнь была полна драматических обстоятельств. Он нередко бывал на грани смерти: постоянные тяжёлые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев: “Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на всё!” – говорили о нем друзья. Но в своем творчестве, своих письмах, рукописях и романах этот человек раскрывался полнее всего. В жизни Антуана были две великие страсти, которые почти одновременно вошли в его жизнь: авиация и литература. “Для меня летать и писать - одно и то же” – вот его ответ на вопрос, что для него важнее. Движение, полёт – это жизнь, и самую жизнь он ощущал как полет и движение.

“Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля”, – говорил Экзюпери, он мечтал о спасении всего человечеств, он был готов спасти каждого на этой земле, он жил ради нее. Ему была чужда роль пассивного фиксатора происходящих событий, он всегда был в центре. В связи с этим Экзюпери писал: “Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя”.

Во время второй мировой войны в годы фашистской оккупации он жаждал попасть в ряды летчиков-истребителей французской авиации, и неоднократно подавал рапорт с просьбой принять его. “Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью... В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места... Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям”… Он погиб как герой, защищая свою страну, борясь за свободу целого мира, веря в свои идеалы. Военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание 31 июля 1944 г.

Новые замечательные люди живут в произведениях Экзюпери. У них великолепные, удивительные качества, которые открывает нам писатель. Они ищут пропавшего друга над Кордильерами или рисуют барашка для маленького гостя с другой планеты, они чисты и доверчивы, обладают огромной детской душой, не способной на подлость.

Красота мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка – вот те вечные идеалы, за которые воевал Антуан, которые остались с нами в его книгах. Его мысли для нас словно свет далекой звезды или маленькой планеты, с которой он смотрит на нас. Писатель-летчик, каким был Сент-Экзюпери, созерцает землю с высоты птичьего полета, с высот своих собственных радужных идеальных мыслей. С такой позиции вся земля представляется единой, большой родиной всех людей. Маленький дом в огромном космосе, но свой собственный, надежный и теплый.

Земля - место, которое покидаешь и в которое возвращаешься, одна большая родина на всех, общая, единственная планета, “земля людей”.

  1. 1.2. «Маленький принц» - итог исканий писателя-философа.

«Ищите меня в том, что я пишу…»

Антуан де Сент-Экзюпери

Интерес к книгам писателя определяется их непоколебимым во все времена нравственным содержанием. Экзюпери верит и ждет, что человечество услышит его голос и проникнется его идеалами, и тогда возникнет удивительный мир добра и справедливости. Это мы видим в его книгах: “Ночной полет”, “Южный почтовый” и в особенности “Планеты людей”.

В 1943 году вышла самая знаменитая книга Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Известно, что в 1935 году вместе с механиком Экзюпери отправился в дальний перелёт из Парижа в Сайгон. Во время перелёта мотор его самолёта заглох, и Экзюпери упал прямо в центре Ливийской пустыни. Писатель чудом остался в живых. Рация хранила молчание, воды не было. Лётчик забрался под крыло самолёта и попытался заснуть. Однако через час он вздрогнул и раскрыл глаза: в нескольких метрах от него стоял мальчик в красном кашне, перекинутом через плечо. «Не бойся, Антуан! Очень скоро тебя спасут!» - проговорил, улыбаясь, малыш. «Галлюцинация…», - подумал Экзюпери. Но ещё часа через три он вскочил на ноги: в небе кружил спасательный самолёт. А этот случай лёг в основу его книги «Маленький принц». А прототипом главной героини Розы явилась его любимая Консуэло. Теперь это произведение знает весь мир, оно переведено на сто языков и является одним из самых издаваемых на планете.

У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение. Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения. В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием. Первооснова жизни – вода, одна из вечных истин, непоколебимая вещь, обладающая великой мудростью. Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы – одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении “Планета людей”.

Точно та же тема и в “Маленьком принце”, но здесь она получает более глубокое развитие. Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал, и не вынашивалось столько времени, сколько “Маленького принца”. Нередко мотивы из “Маленького принца” встречаются в прежних произведениях писателя: любовь Берниса и Женевьввы из “Южного почтового” – это уже слабо намеченные отношения между Маленьким принцем и розой. А тема отношений между взрослым и ребенком, каким он был когда-то, между этими разными мирами детей, где всегда праздник и счастье, и миром взрослых, где прекрасно только мужество, встречается нам и в “Южном почтовом”, и в письмах к Ренэ де Соссин, и в письмах к матери, и в последнем эпизоде “Планеты людей”, и в заметках из “Записных книжек”.

И из всех произведений выпадает только одно - “Ночной полет”. Здесь другая тема, вернее не звучит заявленная и любимая автором тема отношений взрослых и детей. Но, скорее всего, это не из-за сменившейся позиции писателя и не из-за смены интересов и принципов, а лишь потому, что она “не уложилась” в композицию произведения, писателю пришлось вычеркнул ее, но только как негармоничную в данной ситуации и не более.

В теме “блудного сына” из “Письма к заложнику” вновь предстают перед нами взрослые дети, забывшие свою “внутреннюю родину”, свои идеалы детства.

В “Военном летчике” с нами вновь воспоминания детства (мальчик, расспрашивающий о служанке Пауле), которые дают основание провести параллель со смертью младшего брата писателя, Франсуа. Это была не страшная смерть, можно сказать благостная. Все эти нежные, трогательные чувства очень близки по чувствам и ощущениям мира Маленькому принцу.

В “Цитадели” также есть небольшие эпизоды, вновь близкие по духу к “Маленькому принцу”. Это три белых камешка, которые только и составляют настоящее, ценное богатство ребенка, а поэтому, только когда утешишь маленькую девочку в слезах, в мире будет восстановлен порядок и будет возможно счастье. Практически в каждом произведении Экзюпери можно найти отзвуки тем “Маленького принца”.

Также в “Планете людей” есть эпизод, когда автор видит чудного ребенка. Он сравнивает его с “золотым плодом”, а еще с “маленьким принцем”. Повествователь говорит о том, что, может быть, именно в этом ребенке таился будущий Моцарт. Старый садовник, персонаж этой книги, уже на смертном одре не переставал думать о своем любимом деле: “Ведь копать - это так прекрасно! Человек свободен, когда он копает”.

И снова мы видим параллель. Ведь не случайно и Маленький принц из сказки тоже садовник. Оберегать, холить и лелеять прекрасную Розу, он считал своим призванием. “Я был создан, чтобы стать садовником”, - говорил о себе и Экзюпери. “Но для людей нет садовников”, - с горечью подводил он итог.

Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери?

“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении”, - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. “Маленький принц” был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.

Цель моей работы:

Де Сент-Экзюпери.

Задачи:

И творчества.

Принц».

Манеры писателя.

2. Особенности жанра произведения.

Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.

Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. В «Маленьком принце» тесно взаимосвязаны оба этих жанра. Сказка-притча “Маленький принц” написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски вострым зрением.

3. Философская тематика сказки и романтические традиции.

То, что “Маленький принц” - сказка, мы определяем по имеющимся в произведении сказочным признакам: фантастическому путешествию героя, сказочным персонажам (Лис, Змея, Роза).

“Прообразом” литературной сказки “Маленький принц” можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.

Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.

Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за казалось бы простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней в отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой – он выбирает телесную смерть.

В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именно фольклорного жанра – сказки. Романтики обращаются к жанрам устного народного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, а тема детства в романтизме является одной из ключевых тем.

Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис – человек равен Богу в том, что он может, подобно Всевышнему, может продуцировать идею и реализовывать ее в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства.

Но главная трагедия “взрослых” героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они “растеряли” все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.

Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темы в обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло” , то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. “Земля – планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых”. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.

Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом” . Баобабы – это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель. Он сам иллюстрировал сказку, и когда смотришь на корни этих деревьев, опутавших маленькую планету, невольно вспоминаешь знак фашистской свастики. Сама сказка была написана потому, что это было “страшно важно и неотложно”. Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, а потом прорастают, и из семян кедра - вырастает кедр, а из семян терновника - терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. “Ведь все взрослые сначала были детьми...”. Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными ко злу и насилию.

Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.

Впервые тему личности и толпы в философии выделил немецкий философ-романтик И. Фихте. Он доказывает, что все люди делятся на обывателей (толпа) и художников (личность), по их отношению к материальному (зло). Конфликт между личностью и толпой изначально неразрешим.

Также неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет (“странными взрослыми”). Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. “Серьезные люди” живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма – принцип двоемирия . Миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника (Маленький принц, автор, Лис, Роза), которому присущи нравственные качества, никогда не соприкоснуться.

Только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: “Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”. Главный герой говорит о внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.

В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема – эфемерность прекрасного. “Красота недолговечна”, - горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.

Но самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, - и тогда они восклицают: “Какая красота!” Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе, из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы: “Где же люди? – вновь заговорил наконец Маленький принц. – В пустыне все-таки одиноко… - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея”. Одиноким, никем не понятым чувствует себя и автор. Его одиночество среди людей близко одиночеству Маленького принца. Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым и чистым сердцем. Именно поэтому так легко и быстро Маленький принц обретает друга в лице автора, именно поэтому принц понимает автора без слов и готов открыть другу все тайники собственного сердца.

Одна из ключевых философских тем сказки “Маленький принц” - тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности. “Серьезные люди” с Земли и с планет-астероидов растворены в реальном бытии и не стремятся постичь сущность непреходящих ценностей. А душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.

4. Художественный анализ произведения.

Написанные в традиции романтической философской сказки образы, встречающиеся в произведении, глубоко символичны, так как мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и Пустыня.

Маленький принц

Пустыня

Рассказчик терпит аварию в пустыне - такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон. В сущности, сказка и родилась в пустыне. Сказки, которые мы знаем и любим, родились в лесу, в горах, на берегу моря - там, где обитают люди. В сказке Сент-Экзюпери лишь пустыня и звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на грани жизни и смерти, словно заново переживает, переосмысливает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее и отмести мишуру. Человек по-новому воспринимает и саму жизнь: что в ней главное, а что случайно. Рассказчик оказывается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, пришелец с “планеты детства”. Поэтому значение этого образа в произведении особое - он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине - “устами ребенка глаголет истина”.

В повести две сюжетные линии : рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и - линия Маленького принца, история его жизни.

Первая глава повести является вводной, ключевой к одной из важных проблем произведения - проблеме “отцов” и “детей”, к вечной проблеме поколений. Летчик, вспоминая свое детство и неудачу, которую он потерпел с рисунками № 1 и № 2, рассуждает так: “Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”. Эта фраза служит исходным моментом в последующем развитии темы “отцов” и “детей”, в сложном пути взрослого летчика к пониманию ребенка, к возвращению автора в свое детство. Взрослым не дано было понять детский рисунок рассказчика, и только Маленький принц смог быстро распознать слона в удаве. Благодаря этому рисунку, который летчик всегда носил с собой, устанавливается взаимопонимание между ребенком и взрослым.

Малыш, в свою очередь, просит нарисовать ему барашка. Но каждый раз рисунок получается неудачным: барашек был то “слишком хилым”, то “слишком старым”... “Вот тебе ящик, - говорит рассказчик ребенку, - а в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется”. Мальчику эта выдумка понравилась: он мог фантазировать сколько угодно, по-разному представляя себе барашка. Ребенок напомнил взрослому его детство, они обретают способность понимать друг друга. Умение войти в мир ребенка, понять его и принять - вот что может сблизить мир взрослых и мир детей.

Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, “которая вся-то величиной с дом” и называется “астероид Б-612”. Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, “это очень скучная работа”. Но у него есть “твердое правило”: “...встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету”. Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.

Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. “Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!” - говорит он летчику. И немного погодя добавляет: “Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...” Ребенок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых.

Установившаяся было гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва не нарушается в главе седьмой. Малыша волнует мысль о барашке и розе: сможет ли он съесть ее и если да - тогда зачем цветку даны шипы? Но летчик очень занят: в моторе заело гайку, и он старался ее отвернуть, поэтому отвечал на вопросы невпопад, первое, что приходило в голову, раздраженно бросая: “Ты видишь, я занят серьезным делом”. Маленький принц изумлен: “Ты говоришь, как взрослые” и “ничего не понимаешь”, как тот господин “с багровым лицом”, что живет один на своей планете. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил. Он только складывал цифры и с утра до вечера твердил одно: “Я человек серьезный! Я человек серьезный!.. Совсем как ты”. Маленький принц, побледневший от гнева, объясняет рассказчику, как это важно - уберечь единственный в мире цветок, который растет только на его планете, от маленького барашка, который “в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил”. Малыш объясняет взрослому, как важно думать и заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым. “Если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!”

Ребенок преподает урок взрослому человеку, становится его мудрым наставником, отчего тот устыдился и почувствовал себя “ужасно неловким и неуклюжим”.

Далее по повести следует рассказ о Маленьком принце и его планете и здесь особое место занимает история Розы. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но “зато она была так прекрасна, что дух захватывало!”, и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…” Рассказывая эту историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. “Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!” Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно “увидеть” только сердцем.

Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.

На планете короля Маленький принц не может понять, зачем вообще нужна власть, но испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает сильным мира сего о том, что правитель должен быть мудр и что власть должна опираться на закон.

На следующих двух планетах Маленький принц встречает честолюбца и пьяницу - и знакомство с ними повергает его в растерянность. Их поведение для него совершенно необъяснимо и вызывает только отвращение. Главный герой видит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение “ложным” идеалам.

Но самым страшным в нравственном аспекте оказывается деловой человек. Его душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его окружает. Он смотрит на звезды не глазами художника, глазами дельца. Автор не случайно выбирает звезды. Этим он подчеркивает полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное.

Единственный, кто делает свое дело, - это фонарщик: “...вот человек, которого все стали бы презирать - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе”, - так рассуждает малыш. Но “верность обычаю” бедного фонарщика, который обречен на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна.

Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство, на особое положение или почести - все это свойства людей, воображающих, что они обладают “здравым смыслом”. Планета людей кажется герою черствой и неуютной: “Какая странная планета!.. Совсем сухая, вся соленая и в иглах. У людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь”. Если этим людям рассказываешь о друге, они никогда не спросят о самом главном - их вопросы касаются совершенно несущественного: “Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец? И после этого воображают, что узнали Человека”. Заслуживает ли доверия “здравомыслящий” человек, спутавший “удава, проглотившего слона” с обыкновенной шляпой? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? И наконец - перестала бы существовать планета Маленького принца, если бы открывший ее турецкий астроном отказался переодеваться в европейский костюм, а его открытие так и не получило бы признания?

Слушая звонкий и печальный голосок Маленького принца, понимаешь, что во “взрослых” людях отмерла естественная щедрость сердца, прямота и искренность, хозяйская заботливость о чистоте планеты. Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, они ведут войны, иссушают мозги цифирью, оскорбляют суетой и алчностью красоту восходов и закатов. Нет, не так надо жить! За недоумением маленького героя скрывается горечь самого писателя по поводу того, что происходит на земле. Сент-Экзюпери заставляет читателя посмотреть на привычные явления под иным углом зрения. “Главного глазами не увидишь. Зорко только сердце!” - утверждает автор.

Не найдя того, что искал малыш на маленьких планетах, он, по совету географа, отправляется на большую планету Земля. Первой, кого встречает Маленький принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: “Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”. Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает ему дорогу к людям, уверяя при этом, что “среди людей тоже одиноко”. На Земле принцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение. Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но, как бы то ни было, она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.

Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз. Он почувствовал себя еще более несчастным: “его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной”, а перед ним “пять тысяч точно таких же цветов”. Выходит, у него была самая обыкновенная роза да еще три вулкана “ростом мне по колено”, какой же он после этого принц...

Лис . Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Недаром, цветок говорит о людях: “Их носит ветром”. А стрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопрос: куда же спешат люди? Замечает: “Даже сам машинист не знает этого”. Это иносказание можно истолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о “простых истинах”: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым”. И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование.

Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. “Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...” Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручить - значит создать узы любви, единения душ.

Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.

Маленький принц постигает эту мудрость, а вместе с ним она открывается и пилоту-рассказчику, и читателю. Вместе с маленьким героем мы заново открываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческой шелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленький принц узнает, что такое узы дружбы. О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования – в посвящении. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.

“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. Маленькая героиня из рассказа А. Гайдара “Голубая чашка”. Светланка, подобно Маленькому принцу, обладает способностью видеть истинную сущность окружающего мира. Она смотрит на мир не предвзято. А ее отец схож с автором. Среди вечной суеты “взрослой” жизни он не вспоминает о человеческом счастье. Постоянно руководствуясь разумом, он забывает прислушаться к самому главному - к голосу собственного сердца. А маленькая девочка, независимо от своего желания, сумела показать своему отцу совершенно новый мир человеческих взаимоотношений, отношений детства; мир, тоже сложный, но более богатый чувствами и каким-то внутренним пониманием красоты окружающих людей и природы.

В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.

планеты , на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он /Маленький принц/. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.

“Маленький принц” – это романтическая сказка, мечта, которая не исчезла, а хранится людьми, бережется ими, как что-то драгоценное из детства. Детство ходит где-то рядом и приходит в минуты самого страшного отчаяния и одиночества, когда некуда идти. Оно подойдет, как ни в чем не бывало, как будто оно и не покидало нас на эти долгие годы, сядет рядом на корточки и спросит, с любопытством глядя на разбитый самолет: “А что это за штука?” Тогда все встанет на свои места, и к уже взрослому человеку вернется та ясность и прозрачность, бесстрашная прямота суждений и оценок, какая бывает только у детей.

Маленький принц спросил у летчика: “...Знаешь, отчего хороша пустыня?” И сам же дал ответ: “Где-то в ней скрываются родники...” Колодец в пустыне , как еще одна ипостась образа-символа воды очень значим для Сент-Экзюпери. В древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но пустыня у Сент-Экзюпери может стеречь ее не хуже, чем драконы, она ее может спрятать так, что никто и никогда не найдет ее. Каждый человек сам властитель своих родников, источников своей души, но мы сами порой не можем их отыскать.

“Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук... Она была как подарок сердцу...” – это не просто вода. Ее нашли герои книги. Мы все верим, что когда-нибудь нам удастся отыскать чистый родник, эту вечную, непоколебимую истину, которую хранит в своих произведениях писатель. В каждом из нас живет такой маленький принц, справедливый творец которого прячет воду и ждет, пока вера выведет нас к ней. Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В произведении заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

5. Особенности языка, повествовательной манеры писателя и композиции произведения.

Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола – основной компонент структуры традиционной притчи. “Маленький принц” не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение.

Начало и конец повести “Маленький принц” имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, летчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету, ухаживать и растить прекрасную Розу.

За время, которое летчик и принц – взрослый и ребенок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир чужой и свой, только с другой стороны.

Мы уже говорили о жанровых особенностях повести в начальной части нашего исследования. В итоге стоит отметить и выделить следующее: “Маленький принц” – это не традиционный и общепринятый, знакомый нам всем вид сказки-притчи. Мы видим перед собой новый ее вариант, измененный, приспособленный к законам настоящего времени. Это подтверждает и насыщающие произведение огромное количество деталей, намеков, образов, взятых из реалий XX столетия.

В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: “...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...”. Его простота – это детская истина и точность.

Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве:

“...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную картинку...” или: “...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул”.

Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что видеть мир так, как Экзюпери.

Язык его произведения естественен и выразителен: “смех, точно родник в пустыне”, “пятьсот миллионов бубенцов”. Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл: “вода”, “огонь”, “дружба”. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: “они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться”; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: “дети должны быть очень снисходительны к взрослым”, “если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь...” или “у людей уже не хватает времени что-либо узнавать”.

В такой манере: выражать свои мысли - заключена тайна, она по-новому рассказывает старые истины, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься.

Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей – так автор общается с читателем. Поэтому хочется ему верить, зная, что он никогда не обманет. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения.

  1. Заключение.

6.1. «Маленький принц» как детское произведение?

Феномен сказки “Маленький принц” в том, что написанная для взрослых, она прочно вошла в круг детского чтения. Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни. Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия. Ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их “практической пользой”!

6.2. Выводы.

Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

“ - На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…

Не находят, - согласился я.

А ведь то, чего они ищут, можно найти только в одной единственной розе, глотке воды…”

Главное, для чего написана эта сказка, это то, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится ко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.

«... У каждого человека - свои звезды. Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других - это просто маленькие огоньки», - так говорил Маленький принц, а писатель А. С. Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили.

Сказка эта – мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно говорит он о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу и о том, каким же быть человеку на этой ещё не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной, нашей планете Земля.

  1. Литература.
  1. Белоусова С.И., Алексанова М.А. Мистика в жизни великих людей. Нижний Новгород: Газетный мир, 2010.
  2. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. М.: Радуга, 1983.
  3. Вайсман Н. И., Гарват Р.Ф. “Зорко одно лишь сердце”. // Литература в школе, 1992, №1.
  4. Грачев Р. Писатели Франции. М.: Просвещение,1964.
  5. Григорьев В.П. Антуан де Сент-Экзюпери. Л.: Просвещение, 1973.
  6. Губман Б.Л. “Истина для человека – это то, что делает его человеком”. [Предисл.] // Сент-Экзюпери А. Маленький принц и другие проивед. М.: Высшая школа, 1992.
  7. Зверев А. Поэзия и жестокость испытания. // Книжное обозрение, 1997, 4 марта.
  8. Коротков А. Сент-Экс, разрушитель машин: о летчике, который сочинил великую сказку. // Первое сентября, 1995, 11 марта.
  9. Кубарева Н.П. Современная зарубежная повесть в школьном изучении. М. : Московский лицей, 1999.
  10. Лунгина Л.З. Живое чудо сказки. [Предисл.] // Родари Дж. Приключение Чиполлино и др. Минск: Наука и техника, 1986.
  11. Мижо М. Сент-Экзюпери. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1963.
  12. Моруа А. Сент-Экзюпери. // Моруа А. Литературные портреты. М.: Прогресс,1970.
  13. Полторацкая Н.И. Французская литературная сказка в XX веке. [Предисл.] // Сказки французских писателей. Л.: Лениздат, 1988.
  14. Сардарян А.Р. Сто великих историй любви / А.Р. Сардарян. – М.: Вече, 2009.
  15. Смирнова В. А. Книги и судьбы. Статьи и воспоминания. М.: Советский писатель, 1968.
  16. Филатова М. Маленький принц, больной любовью. // Культура, 1993, №31.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Тезисы

к исследовательской работе

по литературе

«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

Как философская сказка»

Работу выполнила

обучающаяся 8 «А» класса

Финк Анна Александровна

Руководитель – учитель русского языка

И литературы

Чижик Ирина Николаевна

2011

Антуан де Сент - Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе. В его жизни были две великие страсти, которые почти одновременно вошли в его жизнь: авиация и литература. “Для меня летать и писать - одно и то же”, – вот его ответ на вопрос, что для него важнее. Движение, полёт – это жизнь, и самую жизнь он ощущал как полет и движение. Военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание 31 июля 1944 г.

В 1943 году вышла самая знаменитая книга Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Известно, что в 1935 году вместе с механиком Экзюпери отправился в дальний перелёт из Парижа в Сайгон. Во время перелёта мотор его самолёта заглох, и Экзюпери упал прямо в центре Ливийской пустыни. Писатель чудом остался в живых. Рация хранила молчание, воды не было. Лётчик забрался под крыло самолёта и попытался заснуть. Однако через час он вздрогнул и раскрыл глаза: в нескольких метрах от него стоял мальчик в красном кашне, перекинутом через плечо. «Не бойся, Антуан! Очень скоро тебя спасут!» - проговорил, улыбаясь, малыш. «Галлюцинация…», - подумал Экзюпери. Но ещё часа через три он вскочил на ноги: в небе кружил спасательный самолёт. Этот случай лёг в основу его книги «Маленький принц». А прототипом главной героини Розы явилась его любимая Консуэло. Теперь это произведение знает весь мир, оно переведено на сто языков и является одним из самых издаваемых на планете. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.

Цель моей работы:

1. Ввести в творческую лабораторию французского писателя Антуана

Де Сент-Экзюпери.

2. Доказать, что «Маленький принц» - философская сказка.

3. Осмыслить философские и эстетические проблемы произведения.

4. Уяснить общность гуманистических тенденций в жизни и литературе.

Задачи:

1. Раскрыть личность писателя через изучение его биографии, философии

И творчества.

2. Выяснить, какую цель ставит перед собой Антуан де Сент-Экзюпери

В произведении «Маленький принц».

3. Выявить особенности жанра и композиции произведения.

4. Дать художественный анализ притчи-сказки Экзюпери «Маленький

Принц».

5. На примерах из текста показать особенности языка, повествовательной

Манеры писателя.

Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. А то, что “Маленький принц” - сказка, мы определяем по имеющимся в произведении сказочным признакам: фантастическому путешествию героя, сказочным персонажам (Лис, Змея, Роза). “Прообразом” литературной сказки “Маленький принц” можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. Автор затрагивает в ней в отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы. Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой – он выбирает телесную смерть.

Написанные в традиции романтической философской сказки образы, встречающиеся в произведении, глубоко символичны. Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. Колодец в пустыне - источник души человеческой. В каждом из нас живет Маленький принц, справедливый творец которого прячет воду и ждет, пока вера выведет нас к ней.

В повести две сюжетные линии : рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и - линия Маленького принца, история его жизни. Одна из важных проблем произведения - проблема “отцов” и “детей”, вечная проблема поколений. Еще одна важная тема - экологическая. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью...

Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство - все это свойства людей, воображающих, что они обладают “здравым смыслом”.

Не найдя того, что искал малыш на маленьких планетах, он отправляется на большую планету Земля. Первой, кого встречает Маленький принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: “Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”.

Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз. Он почувствовал себя еще более несчастным: “его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной”, а перед ним “пять тысяч точно таких же цветов”.

Вот тут-то и приходит на помощь герою Лис . Издавна в сказках Лис является символом мудрости и знания жизни. Лис раскрывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, открывает тайну приручения: приручить - значит создать узы любви, единения душ. Так Маленький принц узнает, что такое дружба.

Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты , на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой ему не стоит забывать. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.

В сказке очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия. Стиль и особая мистическая манера изложения - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что видеть мир так, как Экзюпери.

Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей – так автор общается с читателем. Поэтому хочется ему верить, зная, что он никогда не обманет. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится.

Феномен сказки “Маленький принц” в том, что написанная для взрослых, она прочно вошла в круг детского чтения. Детей эта книга привлекает простотой изложения, атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни. Главное, для чего написана эта сказка, это то, чтобы дети запомнили истину и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится ко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека. Сказка эта – мудрая и человечная, просто и проникновенно рассказывает она о самом важном: каким быть человеку на этой ещё не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной, нашей планете Земля.