Деньги

Обличие самодурства гроза. Сочинение на тему: Образы купцов-самодуров в пьесе А

Дикой и Кабаниха - это представители старшего поколения. Дикой и Кабаниха отвратительны, в них нет ни единого положительного качества. Они жестоки, лицемерны. Они прикрываются ханжескими словами, а на самом деле сеют вокруг себя злобу и ненависть. Дикой жесток даже по отношению к своим родным, которые живут в атмосфере страха и бесправия. Ничем не отличается от него Кабаниха. Ей свойственно стремление даже в мелочах вмешиваться в жизнь окружающих.

Дикой и Кабаниха никого не уважают и не боятся, и никто из окружающих не осмеливается им перечить. Купцы-самодуры чувствуют себя в патриархальном об-ществе настоящими хозяевами жизни. Островский рисует купеческую среду, мягко говоря, достойной осуждения. Мы испытываем неподдельное отвращение, узнавая все новые и новые подробности о Диком и Кабанихе, которые являются оли-цетворением старшего поколения купцов. Надо ли сомневаться, что все окружающие ведут себя точно так же. Об этом Островский ничего не говорит, но об этом легко догадаться. Не случайно один из обитателей города Калинова, Кудряш, говорит: «Уж это у нас в купечестве такое заведение». Это подтверждает нашу догадку о том, что Дикой и Кабаниха - типичные представители патриархальной купеческой среды.
Кабанова благочестива и религиозна, покровительствует нищим и странникам. Но что скрывается под маской такого человеколюбия? Только ханжество и лицемерие. Кабанова не дает жизни никому: ни своему сыну, ни дочери, ни невестке. Но если Тихон и Варвара еще могут приспособиться к ней, они научились прятаться, выкручиваться, то Катерина не способна на ложь. Она до поры, до времени терпит. А потом начинает протестовать.
Дикой открыто показывает свое отношение ко всем окружающим, он сознательно оскорбляет всех вокруг. Кабанова открыто никого не оскорбляет, она действует намного более изощренно. Она подчиняет себе всех, кто оказывается на ее пути. Кабаниха постоянно напоминает о том, что все живут и действуют неправильно, не соблюдают неведомо кем придуманные законы. Кабанова страшна в своем деспотизме, она подавляет безвольного сына, робкую невестку. Варвара умеет изворачиваться, только поэтому не так страдает от своей властной матери. Поведение Дикого и Кабановой - это норма с точки зрения обывателей города Калинова. Ведь в провинциальном городке люди все живут в злобе, пьянстве, зависти, ненависти, разврате. И неважно, что они прикрываются «благочестием» и соблюдением «старых традиций». На самом деле они совершают преступление за преступлением, губят все то чистое, светлое, искреннее, что может зародиться в душе кого-то из окружающих. Весь купеческий городок живет по таким законам, что они могли бы показаться изуверскими человеку непосвященному. Впрочем, так оно и было. Но люди, далекие от патриархального купечества, старались поменьше с ними общаться. Например, мать Бориса, дворянка по происхождению, даже несколько дней не могла провести с родными своего мужа. Отец Бориса, по-видимому, значительно отличался от своего брата, Дикого, раз «женился на благородной». Но о нем мы ничего не знаем, он умер задолго до описываемых событий. Так что, несмотря на распространенность «Кабаних» и «Диких» в обществе, очевидно, были и другие представители купеческого сословия, более прогрессивные и благородные. Однако в городе Калинове мы их не встречаем. Они были в меньшинстве, так что властные и агрессивные купцы-самодуры все-таки оказываются в выигрышном положении.

(сочинение разбито на страницы)

Самодурство русского человека давно стало притчей во языцех. Его высмеивали Фонвизин, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Гоголь, Чехов. Список авторов можно продолжать бесконечно. Островский - один из таких авторов; его отличие от всех опальных состоит в том, что он был драматургом. В пьесе не может быть слишком длинных ремарок (отнюдь не они раскрывают характер героев), автор не имеет возможности выказать свое отношение к тому или иному герою или пуститься в длинные рассуждения. Для драматурга важно, чтобы характер герои был с максимальной полнотой очерчен с помощью его собственных реплик, а также характеристик, которые дают ему другие в глаза или за глаза. В этом сложность драматического произведения. Но русское самодурство Островский сумел раскрыть в полной мере: недостаток художественных средств компенсировался талантом автора.

Кто же предстает самодурами в пьесах Островского? Это представители и старшего, и младшего поколений: Дикой и Кабаниха в "Грозе"; Огудалова, Вожеватов, Паратов - в "Бесприданнице". Следовательно, самодурство связано вовсе не с солидным возрастом (всем известно, что родители любят ворчать на своих детей и часто недовольны их поведением), а с тем, что все эти люди - представители патриархального мира, наделенные хотя бы маленькой толикой власти.

В драме "Гроза" всем заправляют два ярких представителя патриархального мира - Кабаниха и Дикой.

Дикой - удачный портрет помещика-самодура. В самом начале пьесы мы слышим от Кулигииа рассказ о том, как Дикой удерживает с мужиков их жалкие гроши, наживая себе состояние. Да и Борис отзывается о своем дядюшке крайне нелестно. Но истинную природу характера Дикого мы понимаем в его разговоре с Кабанихой, когда он сам рассказывает о себе. У Дикого заведен обычай обругивать тех, кому он должен денег. Он себя специально настраивает так, чтобы обругать человека, и без этого уже не может. Именно такое поведение и называется самодурством: Дикому нет никакой пользы, выгоды от того, что он будет кричать на людей, однако он делает это исключительно ради собственного удовольствия.

Интересный персонаж Кабаниха. У нее нет никаких сомнений относительно правильности иерархических отношений патриархального быта. Она не считает себя неправой, когда всячески придирается (иное слово подобрать трудно) к Катерине. По мнению Кабанихи, правильный семейный порядок и уклад держатся на дисциплине и повиновении младших старшим. Таким образом, ключевые понятия для благополучия семьи в глазах Кабанихи - "страх" и "приказ". Это особенно хорошо видно в сцене отъезда Тихона, когда мать наказывает сыну держать жену в послушании.

Кабаниха подчиняет все в доме своей воле, причем это подчинение доходит до крайности, до нелепости. Она буквально перекрывает кислород своим детям. Хорошо хитрой Варваре, которая лишь внешне поддается власти матери. Но каково свободолюбивой и независимой Катерине, которая волей-неволей вынуждена подчиняться приказам свекрови?

Самое интересное, что Кабаниха не одобряет самодурства Дикого. Она с некоторой долей презрения относится к его буйству и к тому, что он выносит все происходящее у него в доме на люди. Сама она никогда не пожалуется посторонним на непорядки в семье. Но в одном они с Диким схожи: они чувствуют себя полновластными хозяевами в доме, маленькими царьками, требуют себе полного подчинения и повелевают людьми, не считаясь с их чувствами и желаниями.

Самодурство несколько иного рода показано в "Бесприданнице". Во-первых, главными действующими лицами являются люди молодые, если не считать Огудаловой и Кнурова. Но Кнуров полон сознания собственной значимости, ему ни к чему ее доказывать кому-то, поэтому поведение этого персонажа трудно анализировать.

На Огудаловой автор не слишком сильно сосредоточивает внимание. В ее отношении можно только сказать, что и она имеет в своем подчинении вполне свободного человека, а именно, - Ларису. Харита Игнатьевна пытается строить жизнь собственной дочери, неособенно согласуясь с нравственными принципами Ларисы. Так, она принимает подарки и деньги от Вожеватова и Кнурова и толкает дочь на сближение с ними. Всю жизнь мать как будто выставляла своих трех дочерей на торгах. Как мы узнаем, это не закончилось счастливо ни для одной из них. Но больше всех, конечно, страдала Лариса, потому что ее уже откровенно продавали, как залежавшийся товар на базаре.

Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Ка­баниха. А. Островский. Гроза В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «са­модур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, дей­ствуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими. В драме «Гроза» явление самодурства описано на при­мере образов «значительных лиц» города Калинова - Ди­кого и Кабанихи. Для Дикого основная цель в жизни, единственный за­кон - деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело­век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги - это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу - поми­лую, захочу - раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни­ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва­ет бедных мужиков, работающих на него: «ни одного пу­тем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся­чи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе. Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь осно­вана на ругательстве». По-человечески Дикой разговари­вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до­машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без­наказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес­правных: «Они должны мне покоряться...» Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными лично­стями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора - черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны. Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взгля­дов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель­ными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики пере­мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроев­ским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невы­носимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла­бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма­теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяи­ном» в своей семье, которого жена не только беспрекослов­но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав­ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре­кает невестку. Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное - соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди. Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиоз­ность Кабанихи внешняя, дань традициям. Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни». Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жиз­ни. Их можно отличить по тому, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он - что захочет, то и сделает». Я думаю, что единственное средство для борь­бы с самодурством - это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в соб­ственном сердце.

Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала, помимо всего прочего, о тирании самодурства, денег и старозаветных представлений в купеческой среде.

В «Грозе» выступают две группы героев, живущих в городе Калинове. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха - угнетатели и враги всего живого и нового. Они усиливают мотив совершенной замкнутости калиновского мира. Жители города не видят ничего нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом они ничего не знают (про Литву, например, калиновцы думают, что она «к нам с неба упала»). Жизнь в Калинове замирает, иссякает. О прошлом забыто, «руки есть, а работать нечего».

К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.

Дикой и Кабаниха составляют костяк города, который держится на традиции и старине. Олицетворяет этот мир и дом Кабанихи, который вмещает в себя так много людей (от забитых слуг и богомолок до свежей силы – невестки Катерины).

Здесь очень сильна религиозность. Образ Кабанихи похож на старинные православные иконы, на которых изображены суровые, угрюмые лица. Мы сразу понимаем, что Кабаниха не святая, а скорее наоборот, но живет она согласно всем правилам своего традиционного мира.

Марфа Кабанова – простая на первый взгляд женщина (если смотреть и слушать со стороны), мать. Желая счастья своему сыну Тихону, она учит его, как нужно правильно жить. «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя», - говорит Кабанова сыну, собирающемуся в дорогу. Когда тот пытается ей робко возразить, чтобы смягчить грубость, Кабаниха обрывает его, не дав сказать ни слова. «Поразговаривай ещё!» - говорит она ему властным голосом.

Власть этой женщины держится не только на традиции почитания старших, но и на деньгах, так как она владеет определенным состоянием, в её руках все хозяйство. Именно по инициативе Кабанихи в ее доме поселились богомолки-приживалки, которые в один голос славят добрейшую хозяйку.

Богомолки играют немаловажную роль в становлении власти Кабанихи, так как не дают ей задуматься над тем, что она может делать что-то не так. Их лесть ради куска хлеба губит истину. К тому же разговоры старух о конце света как нельзя лучше поддерживают представления Кабановой о жизни и мире. Ретроградству богомолок в пьесе противостоит Кулибин, ищущий вечный двигатель. Именно на его фоне так заметна умственная недалекость «темного царства».

Символично в этом смысле и прозвище Кабанихи. Кабан – это свирепое дикое животное, которое нападает порой просто так.

Кстати, о дикости. Еще один представитель «темного царства» - Дикой, всесильный Савел Прокофьевич. В образе Дикого представлен тип упрямого старика, который не дает житья своим родичам, своему племяннику Борису. Вот его власть держится исключительно на деньгах. Дикой угрожает своему племяннику лишить его довольствия. Савел Прокофьевич, в отличие от Кабанихи, уверен, что имеет право на власть. Это право основывается не только на том, что такова традиция старого мира, но и на том, что у него есть деньги, которые решают все.

Но, в конечном счете, не деньги решают, а характер человека. Племянник Дикого Борис уверял Катерину, что он совершенно несамостоятелен только из-за отсутствия денег. На самом же деле Борис просто попал на удочку Савел Прокофьевича, он сам этого захотел. Не нужно забывать, что его фамилия тоже Дикой.

Сноху Катерину Кабаниха ненавидит тупой, неосознанной ненавистью. Она постоянно упрекает её в чём-то без видимой на то причины. Но Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Трагической кончиной Катерины, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».

И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» - мрачно заявляет она. Так в драме «Гроза» Островский вынес свой приговор отжившему прошлому - «темному царству», уничтожавшему личность и свободу в любом ее проявлении...

Уж такого-то ругателя, как у нас

Савел Прокофьич, поискать еще!..

Хороша тоже и Ка-баниха.

А. Островский. Гроза

В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по-давляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «са-модур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, дей-ствуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.

В драме «Гроза» явление самодурства описано на при-мере образов «значительных лиц» города Калинова — Ди-кого и Кабанихи.

Для Дикого основная цель в жизни, единственный за-кон — деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело-век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги — это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — поми-лую, захочу — раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни-ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва-ет бедных мужиков, работающих на него: «ни одного пу-тем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся-чи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе.

Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь осно-вана на ругательстве». По-человечески Дикой разговари-вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до-машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без-наказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес-правных: «Они должны мне покоряться...» Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными лично-стями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора — черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.

Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взгля-дов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель-ными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики пере-мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроев-ским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невы-носимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла-бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма-теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяи-ном» в своей семье, которого жена не только беспрекослов-но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав-ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре-кает невестку.

Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное — соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди. Материал с сайта

Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиоз-ность Кабанихи внешняя, дань традициям.

Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни».

Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жиз-ни. Их можно отличить по тому, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он — что захочет, то и сделает». Я думаю, что единственное средство для борь-бы с самодурством — это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в соб-ственном сердце.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • обращ самодуров
  • доказать что дикой-самодур
  • конспект по литературе кто такие самодуры
  • самодуры в драме гроза