Государство

Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» - Сочинения, Рефераты, Доклады

Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста.

Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой:

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науке он вперит ум, алчущий познаний,

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим «высоким и прекрасным».

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.

В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.

Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого.

Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким. И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали. И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму».

Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей.

Вариант 1

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» одной из основных проблем является положение человека в обществе, который по свое­му воспитанию, взглядам, мировоззрению отличается от всех осталь­ных. Уже в самом названии комедии сформулирован основной конф­ликт - непонимание обществом человека, который превосходит сво­им умом других. Горе умного человека заключается в том, что он принужден жить в обществе, где лучшие человеческие качества, та­кие как ум, любовь, стремление человека к творчеству, гибнут. Чац­кий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, пре­следуются. Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею с фамусовским обществом - неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более оже­сточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - кру­шением его надежд на личное счастье.

На самом ли деле Чацкий - самый умный герой? А. С. Пушкин в своем письме к А. А. Бестужеву в конце января 1825 года замечает, что Чацкий «пылкий, благородный и добрый малый, проведший не­сколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями и остротами...». И. А. Гончаров, на­оборот, утверждает, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Каково бы ни было мнение современни­ков Грибоедова о Чацком, для читателя очень важно понять одно - герой комедии попал в общество, где оказался непонятым. Он оди­нок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».

Чацкий соединяет все линии противостояния в пьесе. Более того, можно сказать, что он сам становится причиной развития и движе­ния действия в пьесе. История Чацкого - это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире обмана и лжи.

В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя не­жность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонима­ние, перерастающее затем в раздражение. Он очень уязвим для осуж­дения, для косых взглядов, не защищен привычной для фамусовско­го общества формулой поведения «как все». Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.

Но при всей кажущейся последовательно положительной харак­теристике герой обладает некоторыми «нелепыми» чертами характе­ра. Почти невозможно понять, почему, любя Софью, он покидает. Москву, отправляется в неизвестном направлении, и при этом от него нет никаких известий в течение трех лет. Также плохо поддается объяснению его уверенность в том, что после возвращения он най­дет все оставленное без изменения: расположение к себе Софьи, сим­патии и уважение со стороны Фамусова и т. п. Объяснение находим в специфике психологического рисунка героя, если лишить Чацкого этих «нелепостей», он станет похож на некоторую «положительную модель». Живым и неповторимым его делают такие черты характе­ра, как юношеская увлеченность, легкомыслие, доверчивость, уме­ние увлекаться.

Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву с большой надеждой найти, с одной стороны, то же отношение к себе со стороны Софьи, а с другой стороны, надеется, что в жизни и обществе про­изошли существенные изменения и его новые взгляды будут воспри­няты, по крайней мере, с пониманием. Позиция Чацкого в отношении наиболее острых и значительных проблем определяется не столько желанием разрушить, обличить. Он возвращается в дом, который счи­тает для себя почти родным, он хочет любить и быть любимым таким, какой он есть - веселым острословом, не всегда «удобным».

Расходится Чацкий с представителями фамусовского общества в оценках гражданского долга, службы, армии, крепостничества, об­разования и воспитания, авторитетов прошлого, патриотизма и под­ражания иностранным образцам. Основное разногласие заключает­ся в том, что Чацкий выступает против подмены действительного содержания таких понятий, как Отечество, долг, патриотизм, геро­изм, нравственный идеал, свободная мысль, искусство, любовь.

Служба для героя - это не способ добиться чинов и положения в обществе:

Служить бы рад, прислуживаться тошно

…………………………………………….

Кто служит делу, а не лицам...

Служить - значит приносить ощутимую пользу, что-то изме­нять в вековом укладе: Неслучайно он говорит Молчалину: « Когда в делах, я от веселий прячусь, \\ Когда дурачиться: дурачусь; \\ А смешивать два эти ремесла - \\ Есть тьма искусников, я не из их числа...». История Чацкого иллюстрирует этот тезис. Он порвал связь с министрами в прошлом, сейчас отвергает советы Фамусова и Молчалина.

Особое отношение у героя к крепостничеству. Чацкий уверен, что, если крепостничество лишает людей свободы, оно раскалывает нацию, отрывает дворянство от «умного, бодрого народа». Чацкий выступает и против пустого подражания всему иностранному. Он видит в этом предательство. Русские перестают быть русскими, они не становятся европейцами, скорее становятся шутами:

И танцы, и язык, и старину святую

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу.

Сам Чацкий ратует за верность России, своей истории, языку. Неслучайно многие современники Грибоедова видели в Чацком де­кабриста. Монологи Чацкого отвечали той культурной ситуации, в которой создавалась комедия. Для декабристов, составлявших тог­дашнее петербургское и московское общество, прямое высказыва­ние своих взглядов было почти обязательным, своеобразным выпол­нением просветительского долга перед современниками.

Фигура Чацкого близка автору. Именно его автор наделяет силь­ным словом, делает его убедительным, жизненным. Монологи, в ко­торых он высказывает свои взгляды и убеждения, пылки и даже стра­стны. С гневом и болью говорит он об отсутствии таких понятий, как честь, гордость, патриотизм:

И точно начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший.

Прямой был век покорности и страха

Все под личиною усердия царю.

В каждом новом монологе или диалоге Чацкого его пыл и него­дование усиливаются. Чувства Чацкого накалены ещё и потому, что он безуспешно пытается разгадать поведение Софьи, которую нежно любит, но не находит в ней прежнего чувства к себе. Может быть, из-за этого настроение Чацкого воспринимается окружающими как не­адекватное: он пугает всех прямотой и резкостью своих суждений. Общество «защищается» от пугающей их правды Чацкого тем, что объявляет его сумасшедшим. (Кстати, источником этих нелепых слу­хов становится Софья). Общество за слух о сумасшествии Чацкого хватается, как за соломинку. Все, что нельзя понять, - ненормально.

Какова же роль Чацкого? Какое место в комедии занимают моно­логи главного героя?

«Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не мо­жет». «Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел прелести встреч, живого участия, то брызнул сам на засохшую почву живой водой, увез с собой «мильон терзаний», этот терновый венец Чацких - терзаний от всего: от «ума», а ещё более от «оскорбленного чувства» - пишет о Чацком и его месте в комедии А. И. Гончаров.

Проблематично в пьесе и само понятие «ум». В XVIII веке поня­тие «ум» раскрывалось через образованность, просвещенность, уме­ние видеть жизнь во всех ее противоречиях. Ум противопоставлялся тупости и скотоподобию необразованных невежд. В «Горе от ума» все сложнее. В самом названии пьесы Грибоедов «зашифровывает» несколько смыслов. Горе от ума? Кто пострадавший в этой пьесе? Чацкий, чей ум становится проклятием? А может, горе тем, кто стол­кнулся с этим умом? Но противники Чацкого не все глупцы. Просто в понятие «ум» они вкладывают разное значение, смысл. Так Софья, сравнивая Чацкого и Молчалина, говорит: «Этакий ли ум семейство осчастливит?..» Она как бы - классифицирует эту категорию, разли­чая житейскую хватку, практичность, то есть умение жить. С другой стороны, можно считать умным человека, который умеет приспосаб­ливаться к «общему мнению». Развивая дальше эту тему, можно на­звать умом и ловкость в обхождении. И все это будет не так уж плохо в повседневном общении. Каждый из героев комедии обладает од­ной из перечисленных выше характеристик. Значит ли это, что все они умны?

Все многообразие вопросов, возникающих после прочтения пье­сы, можно свести к одной проблеме: столкновение в сознании людей истины и лжи. Но дать однозначный ответ на это вопрос вряд ли можно.

Вариант 2

"Безумным вы меня прославили всем хором..."

И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова - о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы. Хотя человеческими отношения между героями "Горя от ума" назвать трудно. А трудно потому, что в ней противопоставляются совершенно разные люди. Люди честные, правдивые, смелые, умные и глупые, эгоистичные, лживые.

Ярким и единственным представителем людей честных в этой комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он единственный, кто достоин уважения среди тех, кто его окружает. Тяжело ему пришлось в жизни, много довелось пережить издевательств, "обзывательств", предательств. Но среди ненавидящих его людей были и те, которые понимали и ценили душевную красоту этого прекрасного человека. Именно так отозвалась о поклоннике своей хозяйки Лиза:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Но ее хозяйка так совсем не думала и тем нанесла Чацкому самую большую душевную рану. Она не любила его, говорила о нем с огромным презрением, для нее он был "не человек, змея". Знала бы она, как этот "ненавистный" человек любил ее, как спешил, мечтая ее увидеть. Но, мне кажется, в глубине души он понимал, что София холодна к нему, и просто не хотел этому верить. Ведь как тяжело узнать, что твой любимый человек занес тебя в список врагов!

Если уж София, "подруга детства", так относилась к Чацкому, то что уж говорить о других. Например, Фамусов, ее отец. По его словам, Чацкий был и "карбонари", и "опасным человеком", и самым большим глупцом на свете:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

Может, Чацкий и был "мотом, сорванцом", но вот насчет глупца Фамусов ошибся. По крайней мере, он не боялся высказать всю правду о власти, о лжецах, о подхалимах, о всем обществе Фамусова. А кто, если не умный человек, мог увидеть всю эту правду, весь этот беспорядок, царивший вокруг?

Не везло Чацкому, очень не везло! После всего, что свалилось на его плечи, его еще обвинили в сумасшествии. И вот здесь София показала себя, свою "благодарность" Чацкому за его настоящую любовь. Ведь именно она, та, которую он любил, та, которую боготворил и которой верил, распространила слух о том, что Чацкий сумасшедший. Чацкий был просто потрясен:

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Чацкий решил уехать из Москвы навсегда. И правильно сделал. Разве это жизнь среди глупых, жестоких людей? Нет, ее нельзя назвать жизнью.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа...

Бывают на свете такие места, где люди живут, подчиняясь строгим законам этой сложной жизни. День за днем жизнь их проходит бессмысленно. Глаза их всегда закрыты на правду, и горе тому, кто попытается их открыть...

Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой:

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науке он вперит ум, алчущий познаний,

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим «высоким и прекрасным».

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.

В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.

Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого.

Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким. И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали. И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму».

– это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Действие комедии «Горе от ума» происходит в годы, когда становится очевидным раскол в дворянской среде. Это время с 1816 по 1824 год.

Главным достижением комедии является отражение основного конфликта эпохи – столкновение «века нынешнего» и «века минувшего».

Мировоззрение представителей «века минувшего» сложилось в «золотой» екатерининский век. «Век минувший» - это люди разного возраста и положения: Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, Загорецкий, гости на балу. Основная черта, их объединяющая, - консерватизм, сохранить все «как делали отцы», «сужденья черпают из забытых газет». «Новизна» неприемлема для Фамусова.

Жизненный идеал – «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», «угождать всем людям без изъятья», «с ключом, и сыну ключ умел доставить», «богат и на богатой был женат».

«Век нынешний» представлен в пьесе Чацким. Взгляды Чацкого на жизнь противоположны мировоззрению «фамусовского общества». Конфликт между Чацким и его противниками – это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее лучше, честнее, справедливее.

Герой комедии вместил в себя не только реальные черты лучших людей декабристской эпохи, но и воплотил лучшие качества передового общественно-политического деятеля России 19 века. Для нас Чацкий – это художественный образ бессмертной комедии, в которой «отразился век и современный человек». Каждое новое поколение узнает в Чацком своего современника. У И.А.Гончарова в «Мильоне терзаний» есть такие слова: «Чацкий неизбежен при каждой смене века другим…Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…»

История жизни героя в пьесе намечена отдельными штрихами.

Детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софьей, затем служба с Горичем в полку «назад тому лет пять», Петербург – «с министрами связь, потом разрыв», путешествие за границу – и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Он молод, а за плечами уже много событий и жизненных перипетий, отсюда не случайна его наблюдательность и понимание того, что происходит. Чацкий хорошо понимает людей, дает им меткие характеристики. Драма Ч. В том, что он видит трагические моменты в судьбе общества, но исправить людей не может, и это также приводит его в отчаяние.

Умный, трепещущий от негодования, занятый неотступно размышлениями о судьбе России, Чацкий не только раздражает погрязшее в косности общество, но и вызывает его активную ненависть.



Чацкий появляется в комедии как герой-любовник, однако характер его начинает раскрываться в двух аспектах: личном и общественном.

Обе линии развиваются параллельно, достигая кульминации в 4 действии. Любовная интрига получает развязку, а решение общественного конфликта вынесено за рамки произведения. Чацкий изгнан из фамусовского общества, но по-прежнему верен своим убеждениям. Общество также не намерено менять своих взглядов. Борьба на время утихла, но дальнейшее столкновение неизбежно.

Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности - вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… - прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.
Стремление Чацкого - служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.
И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - «умеренность и аккуратность», их мечта - «забрать все книги бы да сжечь».
Итак, в центре комедии - конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.
Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!
«Так! Отрезвился я сполна!»- восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это - поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких - «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь - таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с
сердцем не в ладу»,- говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому - это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,- писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты - как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.
И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. «Чацкий - декабрист»,- писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедо­ва “Горе от ума” Александр Андреевич Чацкий – передовой человек своего времени, каким был и его создатель, выдаю­щийся писатель и общественный деятель. В уста своего героя писатель вкладывает заветные чувства и представления о на­значении человека, его участии в прогрессивном развитии сво­его народа. Но этот герой попадает в среду, которая совершен­но невосприимчива к его идеям. Более того, она их отвергает и осуждает, что и составляет общественный конфликт рассмат­риваемого произведения.

Что же представляет собой та общественная среда, в кото­рой оказывается Чацкий, вернувшись после трехлетних стран­ствий в Москву? Это “фамусовское общество”, названное так по имени главного антагониста Чацкого – Павла Афанасьеви­ча Фамусова. Фамусов – типичный московский барин нача­ла девятнадцатого века. В его образе сочетаются патриархаль­ность и самодурство. Он привык быть барином и не представ­ляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще

всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика.

Вершина жизненных устремлений для Фамусова – это вы­годная карьера, причем неважно, какими способами она дос­тигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. Фамусов не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажет­ся, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно. В то же время это не ходульная фигура, а живой человек с не­однозначным характером. Он обладает здравым смыслом, яв­ляющимся результатом богатого житейского опыта. Язык Фа­мусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторо­го остроумия. Он может быть обаятельным и гостеприимным. Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посочувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен раскрывшимся любов­ным романом между его дочерью и секретарем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадле­жит власть. А безнравственность власти приводит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.

Еще более страшным представителем фамусовского обще­ства является внешне неприметный и кажущийся безобидным Молчалин, который вслух заявляет: “В мои года не должно сметь свое суждение иметь”, а втайне имеет те же “идеалы”, что и Фамусов. Но пока он только в начале своей карьеры, ему приходится скрывать свои честолюбивые замыслы, и он про­являет главные достоинства: “умеренность и аккуратность”. Верно сказал Николай Васильевич Гоголь, характеризуя Мол­чалина: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающе­еся в люди…” Можно предположить, что, когда подобные Мол­чалины “проберутся в люди”, они своими пороками превзой­дут и самого Фамусова.

В концентрированном виде фамусовское общество пред­ставлено на балу в его доме. Кто же присутствует там? Самый важный гость для хозяина – это полковник Скалозуб. Важ­ный потому, что Фамусов прочит его в женихи для своей до­чери Софьи. Достоинства будущего жениха в глазах Павла Афанасьевича выражает емкой формулой служанка Софьи Лиза: “И золотой мешок, и метит в генералы”. Чацкий же со­всем иначе оценивает эту личность: “Хрипун, удавленник, фа­гот, созвездие маневров и мазурки”. Тупая ограниченность это­го персонажа прослеживается и в его собственных репликах. Когда его спрашивают о впечатлениях от Москвы, он отвеча­ет: “Дистанции огромного размера”. Скалозуб не лишен свое­образного юмора (отсюда, вероятно, и его фамилия), но юмор этот казарменного, так сказать, свойства. Когда его спрашива­ют, кем доводится ему Настасья Павловна, он пытается ост­рить: “Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили”.

Другие гости представлены впавшей в старческий маразм княжеской четой Тугоуховских с шестеркой дочерей; девяно­столетней графиней Хрюминой с внучкой, которую она уже десятый год выдает и никак не может выдать замуж; старым плутом и картежником Загорецким, старухой Хлёстовой и им подобными.

Несколько особняком в этом ряду стоит Платон Михайло­вич Горич. Когда-то он считался весельчаком и лихим воякой, был близок с Чацким, но пребывание в фамусовском обществе коренным образом изменило его. Теперь он женился, отпустил брюшко и делает всё, что прикажет ему жена.

Каковы же представления и интересы фамусовского об­щества? Разговор на балу ведется о таких предметах, в кото­рых никто из присутствующих ничего не смыслит. Суть раз­говоров: вред обучения, отношение к школам, университетам, книгам – свидетельствует о глубоком невежестве присутству­ющих. Вершиной их представлений становится призыв Фаму­сова: “Забрать все книги бы да сжечь!”

Естественно, что нормальный человек, каким является Чацкий, среди таких людей кажется инородным телом. Ино­родным настолько, что его монологи и рассуждения вызывают протест, выражающийся в пущенной жалким лгунишкой Заго­рецким с подачи Софьи сплетне, будто бы Чацкий повредил­ся в рассудке. Сплетня дружно подхватывается всеми осталь­ными, и Чацкого объявляют сумасшедшим.

Такова судьба человека с умом и талантом, стремящегося своей деятельностью приносить людям пользу, в фамусовском обществе.

Глоссарий:

    • сочинение образ чацкого
    • образ чацкого сочинение
    • образ Чацкого
    • образ чацкого в комедии горе от ума сочинение
    • образ чацкого и проблема героя и толпы в комедии горе от ума

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова “искренним и горячим деятелем”, превосходящим Онегина и Печорина. “…Чацкий не только умнее...
  2. Известный русский драматург А. С. Грибоедов является автором бессмертной классицистической пьесы “Горе от ума”, в которой изображены две важнейшие общественные проблемы: любовный конфликт и недопонимание...