Работа

«Образ детства в произведениях Л. Н

Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Лев Толстой своей трилогией «Детство. Отрочество. Юность» положил начало моде на жанр автобиографии с детальным описанием детства как «золотого времени» в жизни человека . Со времени опубликования романа «Детство» в 1852 году это представление о детстве как об особом периоде, самом безмятежном и счастливом, стало общим местом в русской литературе, воцарилось на следующие 50–70 лет. Вплоть до написания другой, востребованной социальными переменами в России, версии детства, автором которой стал пролетарский писатель Максим Горький. Горький описал модель аскетического детства , согласно которой все самое интересное происходит, когда человек вырастает и, соответственно все для детей будет впереди, в будущем. Если соотносить эти две модели детства с только что приведенной классификацией вариантов жизни, то мы можем увидеть, что образ золотого беззаботного детства соответствует варианту «жизнь как сон», а горьковская активная направленность в будущее – варианту «жизнь как предисловие».

«Детство» Толстого, отмечает Вотчел, стало неизбежной точкой отсчета для целой генерации русских писателей. «Детские годы внука Багрова» (1859), «Котик Летаев» А. Белого (1922), «Жизнь Арсеньева» И. Бунина (1927–30), «Обломов „И. Гончарова, «Воспоминания“ Александра Бенуа (1960) – яркие примеры этого направления.

Толстой создал первый литературный миф русского детства . Этот миф оказался настолько сильно внедренным в наше сознание, что и по сегодняшний день детей в России стараются воспитывать в духе гиперопеки и благоговейности, ограждая от любых неприятностей и тревог: «Пусть поживут, пока маленькие, потом еще хлебнут»; «Не надо лишать детей детства».

Начало жизни Николеньки, героя толстовского «Детства», прошло в тиши фамильного поместья в окружении природы. Центральным персонажем всех воспоминаний у него была мама. Она излучала доброту и любовь и всегда Николеньку встречала улыбкой. Как и природа, так и мать идеализировались, напоминая о двух ипостасях языческого образа матери‑земли. В описаниях Толстого и в воспоминаниях Николеньки мать была настоящим ангелом – нежным, светлым образом. Если вы не знаете, Лев Николаевич не помнил свою мать, – она умерла, когда ему еще не было двух лет.

Совсем по‑иному представлен образ отца. Слово «разгул» послужило бы самым удачным выражением для описания его времяпрепровождения. На протяжении всего повествования вы не найдете отца, занятым каким‑либо делом. Просматривая русские псевдобиографии, Вотчел с любопытством отмечает, что отцы чаще всего изображаются людьми непрактическими, праздными. В редких случаях они серьезно беспокоятся о состоянии дел в поместье, но ни к каким серьезным последствиям это обычно не приводит, кроме как к проявлениям озабоченности на челе и пространным разговорам о судьбах отечества. Отцы притягивают внимание детей, но, как правило, взрослые мужи держатся на расстоянии от своих отпрысков. В патриархальной России отцы не играют какой‑либо активной роли в воспитании детей. Они просто беззаботные транжиры и повесы. Интересно, что даже в набоковском полубиографическим романе «Дар» отец, в реальности известный и очень серьезный политик, показан как эксцентричный коллекционер бабочек, витающий в облаках, вдали от жизни. Так сильна была литературная традиция! Взрослый Набоков презрительно относился к дутому авторитету отца, оставив ему амплуа «недотыкомки». Пример Толстого и Набокова показывают, что умиление и благодарность за беззаботное детство сменяются раздражением и претензиями к взрослым, когда дети пытаются самостоятельно реализоваться и осмыслить свою жизнь.

И тем не менее литературная традиция оправдывала игнорирование отцами семейных обязанностей и детских проблем. Дети не оставались без внимания взрослых. В семью расширенного типа входили не только родители, дети, их бабушки и дедушки, но также няни, гувернеры (гувернантки), дядьки. Количество воспитателей было явно избыточным, но оно создавало атмосферу повышенного внимания, любви и опеки вокруг детей. Когда дети подрастали, уже в 14–16 лет, их отправляли учиться. Это было самой настоящей трагедией как для детей, так и для челяди. Вой стоял на весь двор. Помните сцену прощания Штольца с отцом и подворьем в экранизации гончаровского «Обломова»? Собственно, так и начиналась тяжелая взрослая жизнь. Заканчивался период «золотого», счастливого, безмятежного детства.

Помимо няни, помещичьих детей окружало множество слуг. Количество дворовой челяди особо поражало западных читателей и исследователей. Вотчел даже иронично предполагает, что русская привычка на всякую работу назначать по три человека, так, что потом концы с концами не сведешь, берет начало в этой самой дворянской традиции содержать огромную армию нахлебников.

Слуги всегда находились под рукой. А когда в дом приглашали на проживание французских или немецких воспитателей (гувернеров), дворовая челядь стремилась защитить детей от «чужих» и их претензий. Чужаков не любили, над ними посмеивались.

Сама усадьба является местом ностальгического паломничества. Удаленная от столиц, Москвы и Петербурга, она окружена лесами, лугами, а до ближайшего соседа нужно порой целый день лошадей гнать. До времен царствования Екатерины Великой поместья имели довольно скромный вид, это были в основном деревянные дома с большой залой в центре, несколькими комнатушками для челяди, хозяйским кабинетом, а также небольшим мезонином со спальнями. В результате европейской моды, введенной императрицей, стали строить большие, роскошные усадьбы с парками, фонтанами и памятниками. Но в литературной традиции сохранились образы восемнадцатого века – дом с тихим, патриархальным укладом и неторопливой жизнью всей семьи в поместье. Город, столица противопоставлялись жизни истинной, деревенской, проходящей в окружении природы и в соответствии с природными циклами и погодными изменениями. Да еще деревенские праздники структурировали эту жизнь.

И такое существование писатели XIX века описывали как рай, а отъезд в город воспринимается в их произведениях как потерянный рай. В гончаровском «Обломове» главный герой вспоминает время, когда он был центром вселенной, окружен любовью матери и няни. Образы детства так сильны, что притягивают и постоянно уводят Обломова в идиллию семейного поместья. А рядом с маленьким Илюшей все время находилась нянечка, которая рассказывала мальчику сказки и воссоздавала мир еще более совершенный и идеальный, чем тот, в котором проходило детство мальчика, – реки с молоком и медом. А главное, никто ничего не делает, потому что все и так есть.

Если в европейской традиции детство изображается как источник ограничений и страданий, которые могут быть преодолены со временем, во взрослой жизни, то в русской литературе детство – это источник счастья, удовольствий, куда герой хочет и стремится вернуться любой ценой. Отвергая исторический идеал постепенного улучшения жизни, русский стремится впасть в детство, безмятежную созерцательность, оторваться от всего остального мира, уединиться в тиши своих собственных иллюзий.

До того как ребенку исполнится восемь‑девять лет, он чувствует себя свободным царем в усадьбе, он предается любимым играм или безделию под пристальным оком няни. В это время детей не загружали уроками. Позже на проживание в поместье приглашались учителя – мужчины для мальчиков, женщины для девочек. Ими часто становились французы, попавшие в Россию в период с 1789 по 1820 год. Оставленные Великой Армией Наполеона представители аристократии или псевдоаристократии были рады жить в поместьях на полном довольствии в почете и уважении. Наличие иностранца в доме было признаком определенного статуса хозяина. Только богатые люди могли позволить себе содержать в доме француза или немца с самого рождения ребенка, беспокоясь о чистоте иностранного произношения у детей. Так или иначе, общение с иностранцем расширяло кругозор детей. И только совсем редко учителями становились русские.

Во второй половине девятнадцатого столетия появилась мода на англичан. Так, герой «Анны Карениной» Вронский, устраивая свою жизнь в поместье с Анной и их дочерью, стремился придерживаться английского стиля. Такая тенденция продержалась до начала двадцатого века. Набоков утверждал, что читать по‑английски он научился раньше, чем по‑русски. С середины девятнадцатого века, дети стали учиться в обычных школах, в том числе и иностранному языку.

Дети - главные герои рассказов Толстого. Среди его персонажей малыши, подростки, крестьянские ребята и барские дети. Толстой не акцентирует внимание на социальной разнице, хотя в каждом рассказе дети в своей среде. Деревенский малыш Филипок, в большой отцовской шапке, преодолевая страх, отбиваясь от чужих собак, идет в школу. Не меньшей смелости стоит маленькому герою рассказа “Как я выучился ездить верхом” упросить взрослых взять его в манеж, а потом, не испугавшись падения, вновь сесть на Червончика.

“Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий”, - говорит о себе Филипок, одолев по складам свое имя. Таких “бедовых и ловких” героев много в рассказах Толстого. Мальчик Вася самоотверженно защищает от охотничьих собак котенка (“Котенок”). А восьмилетний Ваня, проявив завидную смекалку, спасает жизнь маленькому братишке, сестренке и старой бабушке. Сюжеты многих рассказов Толстого драматичны. Герой-ребенок должен преодолеть себя, решиться на поступок. Характерна в этом плане напряженная динамика рассказа “Прыжок”.

Дети часто бывают непослушны, совершают неверные действия, но писатель не стремится дать им прямую оценку. Нравственной вывод читателю предстоит сделать самому. Примирительную улыбку может вызвать проступок Вани, тайком съевшего сливу (“Косточка”). Беспечность Сережи (“Птичка”) стоила жизни чижу. А в рассказе “Корова” герой в ситуации еще более сложной: боязнь наказания за разбитый стакан привела к тяжелым последствиям для большой крестьянской семьи - смерти кормилицы Буренушки.

Начало педагогической деятельности Толстого относится к 1849 году, когда он открыл свою первую школу для крестьянских детей. Через 10 лет - новый период “страстного увлечения педагогическим делом”: преподавание в Яснополянской школе, изучение зарубежного опыта, издание педагогического журнала “Ясная Поляна”, открытие школ в Крапивенском уезде. В 70-е годы идет интенсивная работа над “Азбукой”.

Проблемы образования и воспитания Толстой не оставлял вниманием до последних дней жизни. В 80-е и 90-е годы он занимался изданием литературы для народа, мечтал создать для крестьян энциклопедический словарь, серию учебников. В 1907 году Толстой вновь занимается по вечерам с учениками Яснополянской школы, пишет “Историю Христа, изложенную для детей” (1908). Был задуман, но остался незавершенным “Детский крут чтения” с изложением полюбившихся книг для детей. Накануне ухода из Ясной Поляны писатель посетил школу, раздал ребятам приготовленные для них экземпляры журнала “Солнышко”, намеревался побеседовать о нем с детьми.

Бесценна “Азбука” Л.Н.Толстого (1872). Первоначально, в первом издании, “Азбука” представляла собой единый комплекс учебных книг. Она состояла из собственно азбуки, то есть букваря, и четырех частей, в каждую из которых входили рассказы для русского чтения, тексты для славянского чтения и материалы по арифметике.



Это - уникальная книга. Писательское мастерство, интеллект ученого и опыт педагога-экспериментатора, душу свою вложил Толстой в ее создание. Созданию “Азбуки” сопутствовал огромный труд. Толстой обобщил опыт преподавания в Яснополянской школе, переработал рассказы для детей, напечатанные в приложении к “Ясной Поляне”. В поисках живого, образного слова он обращается к устному народному творчеству, увлечен былинами, сказками, пословицами. Толстой изучает греческий язык, читает античных авторов, арабскую, индийскую литературу, анализирует учебные книга отечественных и зарубежных авторов. Освоен, переработан обширный круг научных источников.

В “Азбуке” нет случайных, безликих текстов, каждый даже подсобный материал для упражнения в слоговом чтении - произведение словесного искусства. Особенно много пословиц. Толстой их отбирал из сборников Даля, Снегирева, шлифовал, сочинял сам - по образцу народных: “Капля мала, а по капле море”, “Наши пряли, а ваши спали”, “Люби взять, люби и дать”, “Ворон за море летал, а умней не стал”.

Пословицы, поговорки, загадки в “Азбуке” чередуются с короткими зарисовками, микросценками, маленькими рассказами из народной жизни (“Пошла Катя по грибы”, “У Вари был чиж”, “Нашли дети ежа”, “Несла Жучка кость”). В них все близко крестьянскому ребенку.

Педагогическим и художественным воззрениям Л.Н.Толстого соответствовал жанр басни, классический в детском чтении. Лев Толстой создает свои басни, обратившись к первоисточникам: басням Эзопа, индийским басням Бидпая. Писатель не просто переводит классические тексты, он их перевоссоздает. При этом басня обретает иногда сходство со сказкой, рассказом. Басни, включенные Толстым в детское чтение, воспринимаются как его оригинальные произведения. Таковы наиболее известные из них: “Лев и мышь”, “Муравей и голубка”, “Обезьяна и горох”, “Лгун”, “Два товарища”.

Произведения Льва Николаевича Толстова знакомы нам еще со школьных времен. Особенное впечатление на душе после прочтения оставляет повесть Детство, которое является частью его большого романа и написанное в 1952 году. Эта повесть олицетворяет определенный этап жизни героя.

Особое место в обосновании характера главного героя и неотъемлемой частью жизни является мать Николеньки Иртеньева, так как чистота души и поступков матери всегда влияют на становлении человека как личности. Она на протяжении всего жизненного периода является опорой и стимулом для достижения поставленных целей. Все воспоминания о матери автор представляет в самых нежных и искренних чувствах.

Главный герой Николенька вспоминает свою мать с огромной любовью и трепетом. Голос ласковый и проникающий в сердце. Взгляд всегда нежный и с любовью смотрит в жизнь. Только руки мамы самые крепкие и держат руку ребенка по всему пути начала его жизни. В этой главе Толстой показывает насколько может быть сильной материнская любовь и вообще какая должна быть мама.

Весь образ маменьки очень нежен и чуток. Перед нами любящая мать, которая отражает саму мать нашего писателя княжна Наталья Николаевна. По произведениям Толстого мы понимаем, что она была как ангел с чистой улыбкой и искренними глазами. Каждое утро Николенька спускался, чтобы поздороваться со своей матерью, ведь для него не было более доброго и любимого человека во всем мире. Отца своего мальчик тоже любил и при этом он был авторитетом и человеком для подражания. Мать Николеньки была отзывчивой и всегда помогала нуждающимся. Ее любимыми занятиями, помимо воспитания, была игра на рояле и вышивала чудесные полотна. Семейная жизнь была не такой счастливой как нам кажется, так как ее брак был несчастен. Она прощала мужа во всех провинностях, потому что любила его.

Насколько бы не была матушка чистым и искренним человеком, жизнь с ней обходится тяжело. Когда Николеньке исполняется десять лет она заболевает и умирает в тяжелых мучениях. После такого потрясения Николенька взрослеет за один день, ведь утрата родного человека в одночасье заканчивается детство. На все протяжении жизни он с огромной благодарностью и любовь вспоминает свою мать. Помнит ее голос, глаза и крепкие душевные объятия. Такой образ матери заставляет нас улыбаться, ведь дети таких матерей в жизни добиваются многого, поэтому будучи матерью и отцом не стоит забывать о своих человеческих качествах.

Сочинение Мать в повести Детство

Для большинства людей мама - это самый дорогой и любимый человек. Лишь только мать способна дарить своему дитя искреннюю, неподкупную, настоящую любовь. Образ матери в бессмертной повести «Детство» - это яркий пример истинной любви женщины к своему ребенку.

Л.Н.Толстой описывает идеальный образ матери, которая души не чает в своем чаде. Центральный персонаж произведения - Николенька, вспоминает о маме только хорошее. В памяти мальчика мама предстает доброй, любящяей, отзывчивой. Для героя время, проведенное с мамой является самым светлым и ярким периодом в жизни. Голос мамы - самый приятный из всех, что он когда-либо слышал. Этот голос Николенька не перепутает ни с одним другим и не услышит более нигде. Ласковый взгляд матери наполнен заботой и любовью, чудесные руки нежны и приятны. Даже в своих сновиденьях герой с необычайной легкостью угадывал присутствие мамы: он узнавал её по одному лишь прикосновению, хватал за руку и крепко прижимал ее к своим губам.

Мать называла Николеньку исключительно «моя душечка», «мой ангел» и другими не менее приятными и ласковыми словами. В доме, где жили Николенька и его мама, часто бывали гости, которые долгое время беседовали в гостиной. Мальчик частенько засыпал под разговоры, тогда мать, проводив гостей, подходила к своему дитя и потихоньку гладила по волосам. Она «изливала всю свою любовь и нежность».

Автор подчеркивает, что матери очень хочелось, чтобы в памяти своих детей она осталась самым любимым человеком. В одном из эпизодов повести Николенька в очередной раз признается маме в любви, мать некоторое время молчит и потом говорит сыну, чтобы он любил её вечно, даже если её не будет в живых. Николенька часто обращается с молитвами к богу, в которых просит защиты для своих родных.

Мать старалась, чтобы её дети выросли разносторонними личностями. Она поспособствовала тому, чтобы дети усердно учились, играли на фортепиано, много читали, осваивали танцевальные па. Стоит отметить, что мать трепетно относилась не только к своим детям, но и к няне своих детей, а также экономке Наталье Савишне. Последней, за искренний и добросовестный труд мать дает вольную, что говорит о её справедливости и человечности.

Образ Натальи Николаевны в произведении Толстого «Детство» - это олицетворение материнской любви, заботы и нежности.

Вариант 3

Одним из персонажем произведения является образ матери главного героя повести, который возникает из детских воспоминаний Николеньки.

Матушка Николеньки, Наталья Николаевна представляется писателем в качестве доброй, робкой, уступчивой женщины, часто улыбающейся грустно и очаровательно. Женщина является образованным человеком, обладающим прекрасными знаниями немецкого языка, которому она учит своих детей. Кроме того, Наталья Николаевна великолепно музицирует на фортепиано, попутно обучая игре на инструменте детей, а в свободное время вышивает изысканные изделия.

Мать Николеньки испытывает трепетную любовь к мужу, выражающуюся в ее слепой вере и постоянном прощении, даже крупных карточных проигрышей. Сын, вспоминая поведение маменьки, предполагает, что она не чувствует в браке заботу, любовь и понимание мужа, но сознательно скрывает это от окружающих, в том числе и детей, желая остаться навсегда в их сердцах счастливой женщиной.

Образ матушки характеризуется нежностью, чуткостью, теплотой, лаской, несмотря на непростую и недолгую ее жизнь. Наталья Николаевна отличается отзывчивостью, состраданием, милосердием, постоянно помогая обездоленным и нуждающимся. Женщина трепетно относится к своей престарелой няни, которой перед смертью отписывает вольную.

В детских воспоминаниях Николеньки матушка предстает в образе человека душевной теплоты и чистоты, светлые и яркие впечатления от которого остается у сына на всю его жизнь.

Наталья Николаевна при жизни стремится разносторонне развивать собственных детей, обучая их не только грамоте и языкам, но и прививая им любовь к искусству. Единственным желанием женщины является ее мечта о сохранении материнской любви в сердцах ее детей. Наталья Николаевна уходит из жизни в молодом возрасте от настигнутой ею болезни, скончавшись в нечеловеческих муках в то время, когда Николеньке исполняется десять лет.

Однако несмотря на малолетний возраст, воспоминания сына о матери не ослабевают в его душе, она является для него символом любви, нежности, доброты и отзывчивости, освещая своей материнской теплой улыбкой жизненный путь Николеньки.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Моя любимая страна Россия

    Россия - страна с бескрайними территориями, покрытыми зелёными лесами с бескрайними полями. Красота природы России поражает, за это я её люблю. Летом вся страна утопает в зелени

  • Анализ произведения Гранатовый браслет Куприна

    В рассказе Александра Куприна с необычайной тонкостью и трагичностью описана истинная любовь, хотя и безответная, но чистая, бесспорная и возвышенная. Кому, как не Куприну писать об этом великом чувстве.

  • Сочинение Как Васютка выжил в тайге по рассказу Васюткино озеро 5 класс

    В рассказе В. П. Астафьева речь идет о мальчике Васютке. Он был из семьи рыболовов. Стоял август, рыбаки расположились на берегу Енисея. Васютка скучал и ждал начало учебного года.

  • Сочинение Очумелов в рассказе Хамелеон (характеристика и образ героя)

    В произведении А. П. Чехова Хамелеон есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть хамелеона.

  • Образ и характеристика Юрия Живаго в Докторе Живаго Пастернака сочинение

    Юрий Живаго является главным героем всем известного романа Пастернака. У него довольно успешная карьера и благополучная жизнь. Он работает медиком, также у него есть жена Антонина. Юрий является сводным братом Ефграфа.

28 августа по старому стилю (и 9 сентября по новому стилю) исполняется 190 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Толстого. Творческое наследие его поистине бесценно. Однако были и вполне реальные его наследники - дети, рождённые в браке с Софьей Андреевной Берс. Из 13 детей писателя до взрослого возраста дожили лишь 8. Как складывались их судьбы и какой след оставили они в истории и литературе?

Сергей Львович Толстой, родился в 1863 году

Первенец чрезвычайно радовал отца своими талантами и схожестью со старшим братом писателя, Николаем Николаевичем. Азы наук он получал дома, позже сдал экзамены на аттестат зрелости в Тульской гимназии. Из стен Московского университета он вышел уже со званием кандидата наук, блестяще защитив работу о тяжёлых нефтяных маслах. Параллельно совершенствовался в музыке, осваивая не только технику игры, но и теорию, гармонию, русскую песню.


Сергей Львович Толстой.

Сергей Львович прославился, как талантливый композитор, музыкальный этнограф и автор статей и методических материалов. Был профессором Московской консерватории. После занимался сохранением наследия отца, писал мемуары и статьи о роли музыки в жизнь Льва Толстого под псевдонимом С. Бродинский. Каждое лето проводил в Ясной поляне. Был дважды женат, в первом браке родился сын Сергей.

Скончался Сергей Львович в 84 года в Москве.

Татьяна Львовна Сухотина (в девичестве Толстая), родилась в 1864 году.

Лев Толстой писал об особой близости с Татьяной и о её способности создавать вокруг себя весёлую доброжелательную атмосферу.

Татьяна училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Впоследствии написала около 30 графических портретов отца. Унаследовав от него писательский талант, издала собственный дневник, который вела с 14 лет, ряд очерков и воспоминаний. Была смотрительницей Дома-музея Толстого.

1870 г. Дети Льва Николаевича: Илья, Лев, Татьяна и Сергей. / Фото: из немемориального фонда музея-усадьбы «Ясная Поляна», контратип с фотографии Ф. И. Ходасевича, www.myslo.ru

В 1925 году эмигрировала вместе с дочерью Татьяной, рождённой в браке с Михаилом Сухотиным, предводителем уездного дворянства и членом первой Государственной думы.

Татьяна Львовна скончалась в 85 лет в Риме.

Илья Львович Толстой, родился в 1866 году

Илья доставлял немало хлопот родителям в детстве, старательно нарушая запреты и не проявляя таланта к наукам. Однако именно его Лев Толстой считал наиболее одаренным литературно. Гимназию окончить ему не удалось, был на военной службе, после трудился чиновником, агентом по ликвидации имений, служил в банке. Позже стал журналистом, основал газету, однако признание получил уже после эмиграции в Америку. Там его сочинения печатались в различных изданиях, но основной доход он получал чтением лекций о творчестве отца.


Л.Н. Толстой с сыном Ильей Львовичем. 1903 г.

Дважды был женат, в первом браке с Софьей Философовой на свет появились семеро детей. Скончался в 67 лет в Америке от онкологического заболевания.

Лев Львович Толстой, родился в 1869 году

Третий сын писателя был более близок с матерью, от неё же он унаследовал здравый смыл. Позже всегда принимал сторону матери в семейных конфликтах. О себе Лев Львович писал, как о натуре весьма противоречивой, а Софья Андреевна отмечала его нервозность и отсутствие жизнерадостности.

Лев Львович Толстой.

Не особое рвение в науках, тем не менее компенсировалось писательским даром, музыкальностью и художественным талантом. Оставил свой след в истории, как автор множества произведений для детей и воспоминаний об отце. С 1918 года жил в Швеции.

Дважды был женат, в первом браке с Дорой Вестерлунд на свет появились 10 детей, во втором, с Марианной Сольской родился один сын. Скончался в Швеции, в 1945 году.

Мария Львовна Оболенская (в девичестве Толстая), родилась в 1871 году

Мария с детства была ребенком болезненным. Она единственная из всех детей, к кому писатель проявлял внешние признаки любви, мог приголубить. У девочки не складывались отношения с матерью, зато с детских лет она стала верной помощницей, сподвижницей и любимицей отца. Занималась просветительской работой, много сил и здоровья отдавала, помогая нуждающимся.

Скончалась от пневмонии в 35 лет в Ясной Поляне.

Андрей Львович Толстой, родился в 1877 году

В воспитании младших детей, рожденных после смерти Петра, Николая и Варвары, Лев Николаевич принимал мало участия. Нельзя сказать, чтобы он их не любил, однако гораздо меньше наставлял. Андрей был любимцем матери. А вот отца немало огорчал своим весьма свободным образом жизни, любовью к вину и женщинам. Никаких особых талантов Андрей Львович не проявил, принимал участие в русско-японской войне, получил ранение и Георгиевский крест за храбрость. После занимал должность высокопоставленного чиновника.

Андрей Львович Толстой.

Дважды был женат, имел от двух браков троих детей. Скончался в результате сепсиса в возрасте 39 лет в Петрограде. Незадолго до смерти видел вещий сон, в котором присутствовал на собственных похоронах.

Михаил Львович Толстой, родился в 1879 году

Музыкальная одаренность и желание сочинять музыку не нашли в дальнейшем своего отражения в жизни Михаила. Он выбрал путь военного, принимал участие в Первой мировой войне. В 1920 году эмигрировал. Последние годы жил в Марокко, где было написано единственное его произведение «Митя Тиверин», являющееся воспоминаниями Михаила Львовича о жизни в Ясной Поляне. Был женат, в браке родилось 9 детей.

Скончался в Марокко в 65 лет.

Александра Львовна Толстая, родилась в 1884 году

Младшая дочь писателя уже в 16 лет справлялась с работой личного секретаря отца. Многие отмечали её одаренность и серьёзное отношение к жизни. Принимала участие в Первой мировой войне в качестве сестры милосердия, была начальницей военно-медицинского отряда.

Александра Львовна Толстая.

В 1920 году была арестована и осуждена на три года, после досрочного освобождения вернулась в Ясную Поляну, где в 1924 году стала хранителем музея, параллельно занимаясь просветительской работой. Эмигрировала в Америку в 1929 году. Активно выступала с лекциями, писала воспоминания об отце, создала и возглавила Толстовский фонд. Помогала русским эмигрантам обустраиваться в США.

За антисоветские высказывания её имя было запрещено упоминать даже во время музейных экскурсий, фотоматериалы и кинохроника с её участием были убраны из экспозиций.
Скончалась в 95 лет в Америке.