Деньги

Образ и характеристика михаила кошевого тихий дон шолохова сочинение. Мишка кошевой и митька коршунов

Введение

Михаил Кошевой в романе «Тихий Дон» первоначально является второстепенным лицом. Но постепенно его образ выдвигается на первый план. Именно этот, на первых порах малозначительный персонаж, играет решающую роль в судьбе целого ряда центральных героев произведения.

Описание Михаила Кошевого

В первой части «Тихого Дона» Мишка Кошевой предстаёт перед нами обычным хуторским парнем с наивным, даже несколько детским, выражением лица и смешливыми глазами. Именно на глаза героя обращает внимание читателя Шолохов. Тёмные в первой книге они неожиданно становятся «безулыбчивыми», «голубыми и холодными, как лёд» в третьей.

За годы войны «лицо Михаила возмужало и как бы вылиняло». Герой ожесточается, хмурится и часто стискивает зубы. Кошевой «рывком вскидывал свои глаза, и они смотрели прямо в зрачки врага, вонзались в них». Его потухшие глаза ненадолго оживляются только тогда, когда он смотрит на Мишатку и Дуняшку. «Огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли».

Характеристика Михаила Кошевого

В мирное время Кошевой ведёт себя, подобно своим ровесникам. Живёт заботами о хозяйстве, принимает участие в развлечениях хуторской молодёжи. Меняет его взгляды на жизнь участие в кружке Штокмана. Мишка проникается идеями приезжего члена РСДРП и безоговорочно встаёт на сторону советской власти. В отличие от Григория Мелехова, Кошевой ни на минуту не сомневается в том, на чьей он стороне. Его преданность идеям партии постепенно доходит до фанатизма, и герой полностью ожесточается. Чувство классовой ненависти вытесняет из его души всё общечеловеческое. Окончательное перерождение Кошевого происходит после того, когда он узнаёт о гибели своих товарищей. «После убийства Штокмана, после того, как до Мишки дошёл слух о гибели Ивана Алексеевича и еланских коммунистов, жгучей ненавистью к казакам оделось Мишкино сердце. Он уже не раздумывал, не прислушивался к ненавистному голосу жалости, когда ему в руки попадался пленный казак-повстанец». Он убивает, выжигает дома. Особенно показательны сцены участия Кошевого в карательной экспедиции в станицу Каргинскую, где он лично пустил «красного кочета» в 150 домов.

Михаил от природы не был жестоким. Он рассказывает, что, в отличие от других казаков, не может даже поросёнка зарезать. Но, противники новой власти для него – это уже не люди. По его мнению, они зря живут на свете, на них у Кошевого «рука твёрдая». Характерно, что слово «враг», постоянно звучит в речи героя. Враги видятся ему повсюду. Даже Дуняшу, самого близкого ему человека, он готов выбросить из своей жизни только за то, что она нелестно отозвалась о коммунистах. «Ежели ещё раз так будешь говорить – не жить нам с тобой вместе, так и знай! Твои слова – вражьи…» – заявляет Кошевой.

Кошевой и Мелеховы

Сложно складываются отношения Кошевого в «Тихом Доне» с семьёй Мелеховых. Он собственноручно расстреливает пленного Петра, убивает свата Мелеховых, деда Гришаку Коршунова, и поджигает его дом, настаивает на аресте своего бывшего товарища Григория. При всём том он не чувствует своей вины за содеянное. Для него все они не односельчане, с которыми он прожил бок о бок столько лет, а классовые враги. Мишка говорит Ильиничне, упрекающей его за убийство деда,: «Животину не могу убить… а пакость, как этот ваш сват или другой какой вражина, – могу сколько угодно!

». На обвинения в убийстве Петра он отвечает, что Пётр поступил бы с ним так же, если бы они поменялись местами.

Интересно, что именно Кошевой, принесший столько горя Мелеховым, берётся налаживать её быт. Он, придя в дом Ильиничны женихом Дуни, ставит плетень, чинит баркас, помогает с покосом. Но, несмотря на эти, казалось бы, положительные моменты, в душе он не способен понять и принять чужую позицию. Он считает мать Дуняши, называющей его «душегубом», «взбесившийся старухой». Ненавидит Мишка и Григория, который, даже после всего случившегося, раскрывает ему объятия, считая Кошевого своим.

Если в первых трёх книгах у Мишки ещё проявляется неуверенность, иногда даже растерянность, то они полностью исчезают в четвёртой книге, когда Кошевой становится председателем хуторского ревкома. Единственное чувство, которое он испытывает к односельчанам – это злость за то, что они не хотят безоговорочно принять новую власть, как это сделал он сам.

Заключение

Положительный или отрицательный персонаж Кошевой? С точки зрения политической, конечно, да. Ведь более преданного борца за светлое будущее представить сложно. Но, если посмотреть на героя с общечеловеческих позиций, то становится страшно. Какое светлое будущее может построить фанатик, не имеющий в душе ни понимания, ни сострадания?

Тест по произведению

LVI Пленных пригнали в Татарский часов в пять дня. Уже близки были быстротечные весенние сумерки, уже сходило к закату солнце, касаясь пылающим диском края распростертой на западе лохматой сизой тучи. На улице, в тени огромного общественного амбара сидела и стояла пешая сотня татарцев. Их перебросили на правую сторону Дона на помощь еланским сотням, с трудом удерживавшим натиск красной конницы, и татарцы по пути на позиции всею сотнею зашли в хутор, чтобы проведать родных и подживиться харчишками. Им в этот день надо было выходить, но они прослышали о том, что в Вешенскую гонят пленных коммунистов, среди которых находятся и Мишка Кошевой с Иваном Алексеевичем, что пленные вот-вот должны прибыть в Татарский, а поэтому и решили подождать. Особенно настаивали на встрече с Кошевым и Иваном Алексеевичем казаки, доводившиеся роднею убитым в первом бою вместе с Петром Мелеховым. Татарцы, вяло переговариваясь, прислонив к стене амбара винтовки, сидели и стояли, курили, лузгали семечки; их окружали бабы, старики и детвора. Весь хутор высыпал на улицу, а с крыш куреней ребятишки неустанно наблюдали - не гонят ли? И вот ребячий голос заверещал! - Показалися! Гонют! Торопливо поднялись служивые, затомашился народ, взметнулся глухой гул оживившегося говора, затопотали ноги бежавших навстречу пленным ребятишек. Вдова Алешки Шамиля, под свежим впечатлением еще не утихшего горя, кликушески заголосила. - Гонют врагов! - басисто сказал какой-то старик. - Побить их, чертей! Чего вы смотрите, казаки?! - На суд их! - Наших исказнили! - На шворку Кошевого с его дружком! Дарья Мелехова стояла рядом с Аникушкиной женой. Она первая узнала Ивана Алексеевича в подходившей толпе избитых пленных. - Вашего хуторца пригнали! Покрасуйтеся на него, на сукиного сына! Похристосуйтеся с ним! - покрывая свирепо усиливающийся дробный говор, бабьи крики и плач, захрипел вахмистр - начальник конвоя - и протянул руку, указывая с коня на Ивана Алексеевича. - А другой где? Кошевой Мишка где? Антип Брехович полез сквозь толпу, на ходу снимая с плеча винтовочный погон, задевая людей прикладом и штыком болтающейся винтовки. - Один ваш хуторец, окромя не было. Да по куску на человека и этого хватит растянуть... - говорил вахмистр-конвоир, сгребая красной утиркой обильный пот со лба, тяжело перенося ногу через седельную луку. Бабьи взвизгивания и крик, нарастая, достигли предела напряжения. Дарья пробилась к конвойным и в нескольких шагах от себя, за мокрым крупом лошади конвоира увидела зачугуневшее от побоев лицо Ивана Алексеевича. Чудовищно распухшая голова его со слипшимися в сохлой крови волосами была вышиной с торчмя поставленное ведро. Кожа на лбу вздулась и потрескалась, щеки багрово лоснились, а на самой макушке, покрытой студенистым месивом, лежали шерстяные перчатки. Он, как видно, положил их на голову, стараясь прикрыть сплошную рану от жалящих лучей солнца, от мух и кишевшей в воздухе мошкары. Перчатки присохли к ране, да так и остались на голове... Он затравленно озирался, разыскивая и боясь найти взглядом жену или своего маленького сынишку, хотел обратиться к кому-нибудь с просьбой, чтобы их увели отсюда, если они тут. Он уже понял, что дальше Татарского ему не уйти, что здесь он умрет, и не хотел, чтобы родные видели его смерть, а самую смерть ждал со всевозраставшим жадным нетерпением. Ссутулясь, медленно и трудно поворачивая голову, обводил он взглядом знакомые лица хуторян и ни в одном встречном взгляде не прочитал сожаления или сочувствия, - исподлобны и люты были взгляды казаков и баб. Защитная вылинявшая рубаха его топорщилась, шуршала при каждом повороте. Вся она была в бурых подтеках стекавшей крови, в крови были и ватные стеганые красноармейские штаны, и босые крупные ноги с плоскими ступнями и искривленными пальцами. Дарья стояла против него. Задыхаясь от подступившей к горлу ненависти, от жалости и томительного ожидания чего-то страшного, что должно было совершиться вот-вот, сейчас, смотрела в лицо ему и никак не могла понять: видит ли он ее и узнает ли? А Иван Алексеевич все так же тревожно, взволнованно шарил по толпе одним дико блестевшим глазом (другой затянула опухоль) и вдруг, остановившись взглядом на лице Дарьи, бывшей от него в нескольких шагах, неверно, как сильно пьяный, шагнул вперед. У него кружилась голова от большой потери крови, его покидало сознание, но это переходное состояние, когда все окружающее кажется нереальным, когда горькая одурь кружит голову и затемняет свет в глазах, беспокоило, и он с огромным напряжением все еще держался на ногах. Увидев и узнав Дарью, шагнул, качнулся. Какое-то отдаленное подобие улыбки тронуло его некогда твердые, теперь обезображенные губы. И вот эта-то похожая на улыбку гримаса заставила сердце Дарьи гулко и часто забиться; казалось ей, что оно бьется где-то около самого горла. Она подошла к Ивану Алексеевичу вплотную, часто и бурно дыша, с каждой секундой все больше и больше бледнея. - Ну, здорово, куманек! Звенящий, страстный тембр ее голоса, необычайные интонации в нем заставили толпу поутихнуть. И в тишине глуховато, но твердо прозвучал ответ: - Здорово, кума Дарья. - Расскажи-ка, родненький куманек, как ты кумя своего... моего мужа... - Дарья задохнулась, схватилась руками за грудь. Ей не хватало голоса. Стояла полная, туго натянутая тишина, и в этом недобром затишном молчании даже в самых дальних рядах услышали, как Дарья чуть внятно докончила вопрос: - ...как ты мужа моего, Петра Пантелеевича, убивал-казнил? - Нет, кума, не казнил я его! - Как же не казнил? - еще выше поднялся Дарьин стенящий голос. - Ить вы же с Мишкой Кошевым казаков убивали? Вы? - Нет, кума... Мы его... я не убивал его... - А кто же со света его перевел? Ну кто? Скажи! - Заамурский полк тогда... - Ты! Ты убил!.. Говорили казаки, что тебя видали на бугре! Ты был на белом коне! Откажешься, проклятый? - Был и я в том бою... - Левая рука Ивана Алексеевича трудно поднялась на уровень головы, поправила присохшие к ране перчатки. В голосе его явственная оказалась неуверенность, когда он проговорил: - Был и я в тогдашнем бою, но убил твоего мужа не я, а Михаил Кошевой. Он стрелял его. Я за кума Петра не ответчик. - А ты, вражина, кого убивал из наших хуторных? Ты сам чьих детишков по миру сиротами пораспустил? - пронзительно крикнула из толпы вдова Якова Подковы. И снова, накаляя и без того накаленную атмосферу, раздались истерические бабьи всхлипы, крик и голошенье по мертвому "дурным голосом"... Впоследствии Дарья говорила, что она не помнила, как и откуда в руках ее очутился кавалерийский карабин, кто ей его подсунул. Но когда заголосили бабы, она ощутила в руках своих присутствие постороннего предмета, не глядя, на ощупь догадалась, что это - винтовка. Она схватила ее сначала за ствол, чтобы ударить Ивана Алексеевича прикладом, но в ладонь ее больно вонзилась мушка, и она перехватила пальцами накладку, а потом повернула, вскинула винтовку и даже взяла на мушку левую сторону груди Ивана Алексеевича. Она видела, как за спиной его шарахнулись в сторону казаки, обнажив серую рубленую стену амбара; слышала напуганные крики: "Тю! Сдурела! Своих побьешь! Погоди, не стреляй!" И подталкиваемая зверино-настороженным ожиданием толпы, сосредоточенными на ней взглядами, желанием отомстить за смерть мужа и отчасти тщеславием, внезапно появившимся оттого, что вот сейчас она совсем не такая, как остальные бабы, что на нее с удивлением и даже со страхом смотрят и ждут развязки казаки, что она должна поэтому сделать что-то необычное, особенное, могущее устрашить всех, - движимая одновременно всеми этими разнородными чувствами, с пугающей быстротой приближаясь к чему-то предрешенному в глубине ее сознания, о чем она не хотела, да и не могла в этот момент думать, она помедлила, осторожно нащупывая спуск, и вдруг, неожиданно для самой себя, с силой нажала его. Отдача заставила ее резко качнуться, звук выстрела оглушил, но сквозь суженные прорези глаз она увидела, как мгновенно - страшно и непоправимо - изменилось дрогнувшее лицо Ивана Алексеевича, как он развел и сложил руки, словно собираясь прыгнуть с большой высоты в воду, а потом упал навзничь, и с лихорадочной быстротой задергалась у него голова, зашевелились, старательно заскребли землю пальцы раскинутых рук... Дарья бросила винтовку, все еще не отдавая себе ясного отчета в том, что она только что совершила, повернулась спиной к упавшему и неестественным в своей обыденной простоте жестом поправила головной платок, подобрала выбившиеся волосы. - А он еще двошит... - оказал один из казаков, с чрезмерной услужливостью сторонясь от проходившей мимо Дарьи. Она оглянулась, не понимая, о ком и что это такое говорят, услышала глубокий, исходивший не из горла, а откуда-то, словно бы из самого нутра, протяжный на одной ноте стон, прерываемый предсмертной икотой. И только тогда осознала, что это стонет Иван Алексеевич, принявший смерть от ее руки. Быстро и легко пошла она мимо амбара, направляясь на площадь, провожаемая редкими взглядами. Внимание людей переметнулось к Антипу Бреховичу. Он, как на учебном смотру, быстро, на одних носках, подбегал к лежавшему Ивану Алексеевичу, почему-то пряча за спиной оголенный ножевой штык японской винтовки. Движения его были рассчитаны и верны. Присел на корточки, направил острие штыка в грудь Ивана Алексеевича, негромко сказал: - Ну, издыхай, Котляров! - и налег на рукоять штыка со всей силой. Трудно и долго умирал Иван Алексеевич. С неохотой покидала жизнь его здоровое, мослаковатое тело. Даже после третьего удара штыком он все еще разевал рот, и из-под ощеренных, залитых кровью зубов неслось тягуче-хриплое: - А-а-а!.. - Эх, резак, к чертовой матери! - отпихнув Бреховича, сказал вахмистр, начальник конвоя, и поднял наган, деловито прижмурив левый глаз, целясь. После выстрела, послужившего как бы сигналом, казаки, допрашивавшие пленных, начали их избивать. Те кинулись врассыпную. Винтовочные выстрелы, перемежаясь с криками, прощелкали сухо и коротко... Через час в Татарский прискакал Григорий Мелехов. Он насмерть загнал коня, и тот пал по дороге из Усть-Хоперской, на перегоне между двумя хуторами. Дотащив на себе седло до ближайшего хутора, Григорий взял там плохонькую лошаденку. И опоздал... Пешая сотня татарцев ушла бугром на Усть-Хоперские хутора, на грань Усть-Хоперского юрта, где шли бои с частями красной кавалерийской дивизии. В хуторе было тихо, безлюдно. Ночь темной ватолой крыла окрестные бугры, Задонье, ропчушие тополя и ясени... Григорий въехал на баз, вошел в курень. Огня не было. В густой темноте звенели комары, тусклой позолотой блестели иконы в переднем углу. Вдохнув с детства знакомый, волнующий запах родного жилья, Григорий спросил: - Есть кто там дома? Маманя! Дуняшка! - Гриша! Ты, что ли? - Дуняшкин голос из горенки. Шлепающая поступь босых ног, в вырезе дверей белая фигура Дуняшки, торопливо затягивающей поясок исподней юбки. - Чего это вы так рано улеглись? Мать где? - У нас тут... Дуняшка замолчала. Григорий услышал, как она часто, взволнованно дышит. - Что тут у вас? Пленных давно прогнали? - Побили их. - Ка-а-ак?.. - Казаки побили... Ох, Гриша! Наша Дашка, стерва проклята-я... - в голосе Дуняшки послышались негодующие слезы, - ...она сама убила Ивана Алексеевича... стрельнула в него... - Чего ты мелешь?! - испуганно хватая сестру за ворот расшитой рубахи, вскричал Григорий. Белки Дуняшкиных глаз сверкнули слезами, и по страху, застывшему в ее зрачках, Григорий понял, что он не ослышался. - А Мишка Кошевой? А Штокман? - Их не было с пленными. Дуняшка коротко, сбивчиво рассказала о расправе над пленными, о Дарье. - ...Маманя забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям, а Дашка откель-то явилась пьяная... Пьянее грязи пришла. Зараз спит... - Где? - В амбаре. Григорий вошел в амбар, настежь открыл дверь. Дарья, бесстыже заголив подол, спала на полу. Тонкие руки ее были раскинуты, правая щека блестела, обильно смоченная слюной, из раскрытого рта резко разило самогонным перегаром. Она лежала, неловко подвернув голову, левой щекой прижавшись к полу, бурно и тяжко дыша. Никогда еще Григорий не испытывал такого бешеного желания рубануть. Несколько секунд он стоял над Дарьей, стоная и раскачиваясь, крепко сцепив зубы, с чувством непреодолимого отвращения и гадливости рассматривая это лежащее тело. Потом шагнул, наступил кованым каблуком сапога на лицо Дарьи, черневшее полудужьями высоких бровей, прохрипел: - Ггга-дю-ка! Дарья застонала, что-то пьяно бормоча, а Григорий схватился руками за голову и, гремя по порожкам ножнами шашки, выбежал на баз. Этою же ночью, не повидав матери, он уехал на фронт.

 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ М.ШОЛОХОВА - МИШКИ КОШЕВОГО И МИТЬКИ КОРШУНОВА Мишка Кошевой и Митька Коршунов - герои романа М.Шолохова "Тихий Дон". Мишка Кошевой - казак станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков. Он очень порывистый, эмоциональный человек, принимающий позицию "красных". Всю свою жизнь Мишка посвящает борьбе с белыми. Автор показывает, как Мишка безжалостно убивает людей, оправдывая себя фразой: "Все мы душегубы". Поиски новой правды и новой жизни обернулись для Мишки тем, что он становится безжалостным убийцей, для него нет ни земляков, ни друзей, ни соседей. Все люди для него - это "свои" и "враги". Врагами также являются и семьи тех, против кого он воюет, в том числе дети и старики. Мстя за смерть Ивана Александровича Котлярова и Штокмана, Мишка жестоко убивает деда Гришаку, сжигает множество домов своих врагов: "с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской". Кошевой убивает Петра Мелехова, старшего брата Григория, и в то же время ухаживает за Дуняшкой. Митька Коршунов - друг, ровесник Григория Мелехова. Автор изначально подчёркивает что-то зверское в его облике: "Из узеньких щёлок жёлто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки - кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд Митькин текуч, неуловим". По характеру Митька строптивый и непокорный. В 1914 году героя призвали на действительную военную службу, и он попал в Донской казачий полк. За три года он изменился до неузнаваемости, превратился в здоровенного черноусого казака, на фронте заработал Георгиевский крест. "Жил Митька птичьей, бездумной жизнью", "служил... с прохладцей, "несмотря на то, что бесстрашное сердце гоняло его кровь, не особенно искал возможности выслужиться", " топтал Митька землю легкими волчьими ногами, было много в нем от звериной этой породы". "Была для Митьки несложна и пряма жизнь, тянулась она пахотной бороздой, и он шел по ней полноправным хозяином", -пишет М.Шолохов. Если Митька чувствовал за собой вину, то искупал её храбростью и участием в самых рискованных делах. Осенью 1917 года герой возвращается вместе с другими казаками в хутор Татарский, где атаманом был назначен его отец. Митька поступает в один из отрядов и воюет против красных. Постепенно он переходит в карательный отряд, служит там исправно и усердно, жестоко расправляется с дезертирами. Всё зверское, жестокое, что было изначально в Митьке, здесь, в отряде, проявляется с чудовищной силой. Вернувшись в родной хутор, Митька, тая злобу на Мишку Кошевого, собственноручно вырезал всю его семью. Мишка и Митька - это герои и противопоставленные друг другу по идейным убеждениям, и очень похожие по характеру. Автор на примере этих персонажей убедительно доказывает мысль о том, что правда должна быть какая-то одна, общечеловеческая, а служение частной правде приводит к тому, что рушатся всякие связи между людьми: родовые, семейные, соседские, дружеские. Судьбы Мишки и Митьки зеркально отражаются друг в друге. 11 А класс МОУ "Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1 Мамонтовского района" http://www.saharina.ru/metod/creativ/lit/

Главная > Документ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ М.ШОЛОХОВА - МИШКИ КОШЕВОГО И МИТЬКИ КОРШУНОВА

Мишка Кошевой и Митька Коршунов - герои романа М.Шолохова «Тихий Дон». Мишка Кошевой – казак станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков. Он очень порывистый, эмоциональный человек, принимающий позицию «красных». Всю свою жизнь Мишка посвящает борьбе с белыми. Автор показывает, как Мишка безжалостно убивает людей, оправдывая себя фразой: «Все мы душегубы». Поиски новой правды и новой жизни обернулись для Мишки тем, что он становится безжалостным убийцей, для него нет ни земляков, ни друзей, ни соседей. Все люди для него – это «свои» и «враги». Врагами также являются и семьи тех, против кого он воюет, в том числе дети и старики. Мстя за смерть Ивана Александровича Котлярова и Штокмана, Мишка жестоко убивает деда Гришаку, сжигает множество домов своих врагов: «с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской». Кошевой убивает Петра Мелехова, старшего брата Григория, и в то же время ухаживает за Дуняшкой. Митька Коршунов – друг, ровесник Григория Мелехова. Автор изначально подчёркивает что-то зверское в его облике: «Из узеньких щёлок жёлто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки – кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд Митькин текуч, неуловим». По характеру Митька строптивый и непокорный. В 1914 году героя призвали на действительную военную службу, и он попал в Донской казачий полк. За три года он изменился до неузнаваемости, превратился в здоровенного черноусого казака, на фронте заработал Георгиевский крест. «Жил Митька птичьей, бездумной жизнью», «служил … с прохладцей, «несмотря на то, что бесстрашное сердце гоняло его кровь, не особенно искал возможности выслужиться», « топтал Митька землю легкими волчьими ногами, было много в нем от звериной этой породы». «Была для Митьки несложна и пряма жизнь, тянулась она пахотной бороздой, и он шел по ней полноправным хозяином», -пишет М.Шолохов. Если Митька чувствовал за собой вину, то искупал её храбростью и участием в самых рискованных делах. Осенью 1917 года герой возвращается вместе с другими казаками в хутор Татарский, где атаманом был назначен его отец. Митька поступает в один из отрядов и воюет против красных. Постепенно он переходит в карательный отряд, служит там исправно и усердно, жестоко расправляется с дезертирами. Всё зверское, жестокое, что было изначально в Митьке, здесь, в отряде, проявляется с чудовищной силой. Вернувшись в родной хутор, Митька, тая злобу на Мишку Кошевого, собственноручно вырезал всю его семью. Мишка и Митька – это герои и противопоставленные друг другу по идейным убеждениям, и очень похожие по характеру. Автор на примере этих персонажей убедительно доказывает мысль о том, что правда должна быть какая-то одна, общечеловеческая, а служение частной правде приводит к тому, что рушатся всякие связи между людьми: родовые, семейные, соседские, дружеские. Судьбы Мишки и Митьки зеркально отражаются друг в друге.

11 А класс

МОУ «Мамонтовская средняя

общеобразовательная школа №1

Мамонтовского района»

/metod/creativ/lit/

  1. Эпос Михаила Шолохова учебное пособие

    Учебное пособие

    Творчество писателя, отмеченное эпической широтой и психологической проникновенностью, оказало влияние на всю русскую пореволюционную прозу ХХ века Оно прослеживается многими исследователями в мощной эпике, в обнаженности социально-

  2. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. Под редакцией кормилова с. И

    Документ

    Русская литература 20-90-х годов XX века: основные закономерности и тенденцииА.А. БлокМ. ГорькийИ.А. Бунин И.С. Шмелев С.А. Есенин В.В. Маяковский М.И.

  3. I. Введение. Особенности развития казачества в начале XX века – 4 II. Основная часть

    Реферат

    Слово «казак» возникло в России еще в XIV веке, в узком смысле оно означало свободного наемного работника, а в более широком – вольного, независимого человека вообще, порвавшего со своей средой.

  4. Учебно-методический комплекс «Литература» (для студентов средне-профессионального отделения, специальности «Правоведение») Рубцовск 2008

    Учебно-методический комплекс

    Программа дисциплины «Литература» составлена для студентов СПО специальности «Правоведение». Изучение литературы призвано обеспечить приобщение студентов к богатствам отечественной художественной литературы; развитие у студентов способности

  5. Лучших школьных сочинений

    Литература

    В четвертую книгу сборника включены сочинения по произ­ведениям современной литературы. Большую помощь в подго­товке к письменным и устным экзаменам окажут образцы сочинений на обобщающие темы по русской литературе XX века.

«Тихий Дон» - великое произведение, написанное признанным мастером слова. Роман является своеобразным и достойным продолжением традиций Толстого, Пушкина, Достоевского. «Тихий Дон» - поистине народная эпопея. Шолохов заставляет читателя помнить, что духовная жизнь «простого человека» может быть удивительно многосложной, а мысль – способной на поиски правды не только для себя, но и для целого народа. Ничего удивительного, что характер, судьба одного человека может быть средоточием многих других судеб, а в конечном счете – тревог и надежд целой эпохи.

Когда М.А. Шолохову вручали Нобелевскую премию, он произнес следующие слова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку».

Герои Шолохова – люди сложные, многогранные, противоречивые. Так, в «Тихом Доне» Михаил Кошевой занимает особое место в системе персонажей произведения. Это человек своей эпохи, личность сложная, яркая. Он твердо убежден в верности своих жизненных принципов, поэтому идет по жизни без какой-либо жалости и понимания окружающих. Для него - «на войне, как на войне».

Особое место в романе занимает вторая глава восьмой части. В ней Шолохов раскрывает характер и мировосприятие Михаила Кошевого, вернувшегося в хутор с фронта. На следующий день после своего возвращения Мишка пришел к Мелеховым, однако был встречен недоброжелательно. Ильинична помнила все, что натворил этот «душегубец»: как жег их дома, как убил деда, как учинил расправу над ее сыном Петром. Кошевой не отрицает, что все это - дело его рук, и списывает все на военное время. Если бы Петр его поймал, то поступил бы таким же образом, считает Михаил: «Не для того мы на этих буграх сходились, чтобы нянькаться один с другим. На то она и война, - говорит он женщине. - Животную не могу убить, - может, со зла только, а такую, вы меня извиняйте, пакость, как этот ваш сват или другой какой вражина, - могу сколько угодно! На них, на врагов, какие зря на белом свете живут, у меня рука твердая!»

Михаил Кошевой – человек времени, он всегда в центре событий. Его бескомпромиссность и уверенность в правоте собственных поступков удивительна. Этот человек просто не знаком с такими понятиями, как совесть, понимание, он безжалостен к своим врагам.

Появление Мишки в доме Мелеховых неслучайно. Он был готов выдержать все нападки со стороны Ильиничны: «Черта с два его можно было отвадить всякими этими штучками и разговорами! Не такой уж он, Мишка, был чувствительный, чтобы обращать внимание на оскорбительные выходки взбесившейся старухи. Он знал, что Дуняша его любит, а на остальное, в том числе на старуху, ему было наплевать».

Долго не могла смириться Ильинична с появлением Кошевого, но все же помощь Мишки в хозяйстве была кстати. Он и плетень поставил, обстругал грабельки, отремонтировал рассохшийся баркас, помог в приготовлении к покосу и в сам покос. Работа спорилась в руках молодого казака, мешала только одолевшая его болезнь, приступ лихорадки.

Именно лихорадка заставила Ильиничну взглянуть на Мишку по-другому. Женщина стала наблюдать за ним исподтишка и только теперь заметила, как он похудел за время болезни: «Чем больше всматривалась Ильинична в сутулую фигуру «душегуба», в восковое лицо его, тем сильнее испытывала чувство какого-то внутреннего неудобства, раздвоенности. И вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку... проснулась в сердце Ильиничны».

Старуха с удивлением заметила доброжелательность и ласку, которую проявлял Кошевой к маленькому Мишатке: «в углах рта еще долго чуть приметная таилась улыбка».

Следует особо выделить психологическую проницательность Шолохова- художника. Он умеет так передать своеобразие внутренней, душевной жизни того или иного героя, что мы невольно начинаем жить его чувствами, смотреть на окружающее его глазами. В образе Кошевого Шолохов изображает человека, который фанатично следует за своим идеалом.

Нет для Михаила более дорогого не свете, чем родная советская власть. Ему чужды сомнения и колебания, одна дорога у него в жизни – борьба против старого ради нового: «Начертился – и иди!»

Избранная общественная жизнь определяет личную судьбу героя. Михаил Кошевой сознательно участвует в процессе революционной переделки действительности. Это рождает в нем величайшую непреклонность и самоотречение, озаряющее новым светом фигуру простого хуторского парня.

Шолохов показывает, как в привязчивом к людям сердце Михаила постепенно вызревает жестокая ненависть к врагам, классовая непримиримость. «Все дело в том, что за души губить и какие», - считает он. В то же время этот «душегуб», по выражению Ильиничны, трогательно любит Дуняшку Мелехову - Евдокию Пантелеевну, как он почтительно ее называет.

Так уж сложилась жизнь Кошевого, малограмотного парня, прошедшего жестокую школу двух войн, что не смог он подняться над конкретными условиями времени. У героя не получилось дойти до широкого осмысления исторических событий, свидетелем и участником которых он был.

В заключение хочется сказать, что, создавая образ Кошевого, М.А. Шолохов был верен правде характера, правде действительности.