Домашний очаг

Образ Наташи Ростовой методическая разработка по литературе (10 класс) на тему. Отношение князя Андрея и Пьера Безухова к поступку Наташи Ростовой (ЕГЭ по литературе) Какого отношение автора к поступку наташи

Любовь к князю Андрею – первое глубокое чувство, которое суждено испытать Наташе . Прелестная юная в ожидании и умный взрослый человек, переживший неудачный брак – они не могли пройти мимо друг друга. Князь Андрей видит искреннюю, чуткую, жизнелюбивую натуру и тянется к ней. Наташа встречает прекрасного принца на балу и понимает, что его счастье зависит от нее.

Но розовый флер мечтаний внезапно рассеивается. Старый князь Болконский, не одобряя выбора сына, ставит ему условие – отложить на год, провести это время на военной .

«Отчего ж год?»

Для князя Андрея этот год – досадная помеха на пути к счастью. Он уравновешенный человек, который несет любовь в сердце и не хочет расстраивать старого отца. Но Наташа воспринимает разлуку и отсрочку свадьбы как трагедию. Она так просит Андрея не уезжать, словно понимает – ни к чему хорошему это не приведет.

Наташе с ее неукротимой жаждой жизни год кажется вечностью. Ей хочется любить сегодня, сейчас, а не потом. К концу года остается скорее уверенность в любви, чем сама любовь. Ей хочется восхищения и преклонения, хочется быть нужной кому-то.

Роковая встреча

В таком состоянии Наташа встречается в театре с Анатолем Курагиным. Пустой позер, фанфарон, он хорош собой и умеет очаровывать женщин. Наташа так свежа, мила и не похожа на прискучивших светских дам, что он решает «приволокнуться за ней». Он немедленно начинает атаку, а его сестра Элен Безухова, человек того же сорта, помогает ему.

Наивная Наташа не может предположить, что стала объектом пустой интрижки. Ее еще никогда не обманывали. Она верит преувеличенным чувствам Анатоля. Даже странное поведение поклонника ее не смущает – Курагин не может ходить в дом Ростовых и просить руки Наташи, потому что он тайно женат на польской дворяночке.

«Со вчерашнего дня участь моя решена: быть любимым вами или умереть» - так начиналось послание от Анатоля, которое на самом деле писал его друг.

В этих обстоятельствах Наташа больше не может быть невестой князя Андрея. Она пишет письмо с отказом Болконскому и собирается бежать с Анатолем.

Кто же виноват?

К счастью для Наташи, похищение не состоится. Ее запирают в комнате, Курагин уезжает ни с чем. Только известие, что Анатоль женат, открывает глаза Наташе на его подлость.
Наташа пыталась отравиться мышьяком, и, несмотря на то, что ее спасли, долго болела.

Оскорбленный князь Андрей винит в измене невесту. Однако печальный итог этой жизненной ситуации - дело рук и спокойного князя Андрея, и порывистой, доверчивой Наташи, и глупого эгоистичного Анатоля. Все они действовали согласно своим характерам и не могли поступить иначе.

Олицетворение женственности

Начиная читать известное произведение, мы понимаем, что Наташа Ростова является любимой героиней Толстого в романе «Война и мир». Он выделяет её среди всех героев, посвящает жизни девушки целые главы, описывает с особенно тёплым чувством внешность, переживания, поступки. Наташа Ростова для писателя олицетворение женственности. В её образе воплощены идеи автора по поводу главного предназначения женщины, как матери и жены.

Главная героиня не идеальна. Характер Наташи сложный, изменчивый и противоречивый. Любимица Толстого, как и каждый человек, имеет свои достоинства и недостатки. Но есть в ней что-то такое хорошее и настоящее, что притягивает внимание читателя, заставляет сопереживать, вызывает симпатию.

Первая встреча с героиней

Знакомство с любимой героиней Толстого в романе Наташей мы начинаем с юного возраста. В этот период ребёнок ещё не сформировался окончательно. Писатель даёт возможность проследить весь путь развития своей героини. Мы видим её девочкой четырнадцати лет «черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой» в окружении близких и родных людей. В гостеприимном доме Ростовых царит атмосфера искренности, любви и взаимного уважения. Всё, что происходит в душе ребёнка, находит отклик в сердце родителей.

Первая любовь

Первый бал Наташи Ростовой – важная веха на её жизненном пути. Готовясь к празднику, Наташа представляет себя светской дамой. Но переступив порог залы, утонув в сиянии огней, растворившись в звуках вальса, она забывает о своих планах. Юная девушка не умеет скрывать своих эмоций, именно этим выделяется на фоне присутствующих и привлекает внимание князя Андрея Болконского. Лев Николаевич Толстой соединяет дорогих ему персонажей. Между такими разными Наташей и Андреем возникает глубокое искреннее чувство. Внезапно вспыхнувшая любовь делает героиню взрослее и серьёзнее. Присутствие близкого человека жизненно необходимо Наташе, поэтому странное решение Болконского отложить свадьбу становится для неё большим испытанием. Увлечение героини развратным Анатолем Курагиным можно объяснить её наивной доверчивостью и неискушённостью в отношениях с мужчиной. Первая встреча с подлостью нанесла Наташе глубокую рану и погубила любовь. Трудно осуждать девушку за этот легкомысленный поступок. Ведь любовь – основа её существа. Она постоянно находится в поиске, постоянно в кого-то влюблена. В детстве увлекается Борисом Друбецким, потом учителем пения, героическим другом брата Василием Денисовым. Ей необходимо постоянно чувствовать на себе восхищённые взгляды, принимать знаки внимания. Такова женская сущность романтичной Наташи. Умный и рассудительный Андрей Болконский не сумел до конца понять влюбчивую и ранимую натуру своей невесты. Настоящую преданную любовь героиня обретёт гораздо позже. Её счастливым избранником станет добрый Пьер Безухов.

Дорогие автору черты

Наташа Ростова – любимая героиня Толстого натура глубокая и художественно одарённая. Писатель любуется ею во время бала, восхищается пением. Музыка играет большую роль в жизни девушки, помогает пережить самые тяжёлые минуты, спасает от отчаяния. Музыка во всех своих проявлениях находит отклик в душе героини. Она великолепно исполняет классические произведения и приходит в искренний восторг от простых народных напевов. Старательно обучается бальным танцам и, не задумываясь, пускается в пляс под гитару своего дядюшки. Наташа «умела понять всё то, что было и в Анисье, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Автор наделяет свою героиню чертами, которые близки и дороги ему самому. Наташа любит природу и умеет замечать красоту и неповторимость окружающего мира. Лунная ночь в Отрадном вызывает восхищение. «Ах, какая прелесть! Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы. Вот так!» – восклицает Наташа.

Она близка к простому народу. Искренне радуется святкам и ряженым, с удовольствием катается на санях, принимает участие в святочных гаданиях. Её любят и слушаются все без исключения слуги, живущие в доме Ростовых.

Детская непосредственность и искренность отличают Наташу Ростову от других действующих лиц романа. Она живет по велению сердца. Наташа, не стесняясь, хлопает в ладоши и дёргает почтенных гостей при виде пляшущего отца, громко визжит на охоте, выражая свои эмоции от удачного гона. В ней нет большого ума, светского лоска и заученных манер. «Она не удостаивает быть умной. Да нет, она просто обворожительна, и больше ничего…», – даёт характеристику Наташе Пьер Безухов. И читатель вместе с автором любуется этой героиней.

Взбалмошная и легкомысленная Наташа Ростова способна на сильные чувства и решительные поступки. Больная она проводит несколько суток около страдающей матери, самоотверженно ухаживает за умирающим Андреем Болконским, спасает раненых, жертвуя своим приданым. Она не думает, не рассуждает, а просто поступает так, как подсказывает внутренний голос, чувство сострадания или любовь к родным людям.

Преображение Наташи Ростовой

В эпилоге романа мы вдруг открываем для себя совершенно новую Наташу Ростову. Писатель намеренно лишает свою героиню внешнего очарования. В ней не осталась и тени былого кокетства, желания обольщать и очаровывать мужчин. Перед нами располневшая женщина, которую мало беспокоит забота о своём внешнем виде. Зато её окружают близкие люди: любимый муж, дети, пожилая графиня Ростова. Она не выезжает на балы, не посещает светские салоны. Всё своё время Наташа посвящает своей семье. Она счастлива и спокойна. Прежнюю «чаровницу» можно узнать по излучающим свет и любовь глазам, когда она видит любимого Пьера или обожаемых детей. «Эту-то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту-то душу её, которую как будто связывало тело, эту-то душу я и любил в ней…», – говорит о своей жене Пьер Безухов.

В сочинении на тему «Любимая героиня Толстого в романе «Война и мир» я попыталась дать характеристику Наташе Ростовой. Именно она, по мнению писателя, является идеалом женщины, счастье которой состоит в семье и детях.

Тест по произведению

Меню статьи:

Любимица графа Наташа – одна из центральных персонажей эпопеи «Война и мир». Образ Наташи Ростовой в восприятии читателя складывается постепенно – от главы к главе, от события к событию. Но одно ясно точно: Лев Толстой, создавая свою обширную литературную вселенную, подчеркнуто симпатизирует юной Ростовой.

Наташа Ростова в юности

В романе Льва Толстого особенно приятно и интересно для читателя то, что ему предоставляется возможность наблюдать за жизнью героев, растянувшейся на года и десятилетия. Персонажи переживают личностное становление, формирование мировоззрения и идей, преломление этих идей и кризис мировосприятия, духовное перерождение.

Впервые перед глазами читателя Наташа Ростова предстает девочкой 14-ти лет, хрупкой, с угловатыми чертами, худощавой и в целом некрасивой. На лице Наташи блестят черные глаза и выделяется большой, негармоничный рот. Но есть в Наташе нечто такое, что качественно отличает ее от других девушек, выделяет на фоне окружения: юная Ростова живая, энергичная и любознательная.

Натали родилась в 1792 году. Дата смерти читателю не сообщается. Отец Наташи – Илья Андреевич Ростов, мать – тоже Наташа, Наталья Ростова. В семье Ростовых, помимо Наташи, есть еще дети: дочь Вера, сыновья Николай и Петр.

Первое появление героини – празднование именин графини Натальи Ростовой и самой Наташи. Поместье графа описывается гостеприимным, здесь всегда добродушная и благоприятная атмосфера, Ростовы – доброжелательны и милы, любят детей. Наташа изображается храбрым ребенком. Девочка чувствует, что сегодня в доме – праздник, поэтому ей простят любой каприз и шалости.

Второй раз Наташа Ростова появляется в романе в сцене бала. Первый взрослый бал девушки читатель переживает, нервничая и волнуясь вместе с ней. Наташа любопытствует обстановкой, рассматривает богатое убранство бального зала, гостей, наряды, в которые разодеты прекрасные женщины. Андрей Болконский, заметивший удивительную девушку, приглашает Наташу на танец. Здесь чувствуется контраст, который станет еще более заметным при дальнейшем развитии событий: Андрей и Наташа очень разные. Наташе свойственна легкость, уютное и благостное детство, дружественное окружение и беззаботность, юношеская влюбленность – элементы, ассоциирующиеся с образом Наташи Ростовой. Совсем другой образ у Андрея Болконского, отягощенного жизненным опытом.

Окружение Наташи Ростовой

В 13 лет Наташа, как сообщает читателям Лев Толстой, влюбилась в Бориса Друбецкого. Мальчик – сосед Ростовых, проживающий с матерью неподалеку. Однако вскоре Борис удаляется, чтобы строить военную карьеру на службе у генерала Кутузова. Поместье Ростовых часто посещает Пьер Безухов, который постепенно сближается с Наташей: Пьер становится для юной графини товарищем и хорошим другом.

Романтические отношения в биографии молодой графини Ростовой

В дальнейшем Пьер способствует знакомству Андрея Болконского – лучшего друга Безухова – и Наташи Ростовой. Девушка сразу поняла, что влюблена в князя. Андрей же поначалу противится чувствам, рождающимся к его душе по отношению к Наташе, однако со временем князь прекращается сопротивления и принимает свое отношение к Наташе. Андрей в итоге даже делает Наташе предложение, но старший Болконский – отец Андрея Николай – воспротивился браку, попросив сына отсрочить свадьбу на год. Наташа Ростова представляется Николаю Болконскому легкомысленной, ветреной особой, слишком молодой и неподходящей для Андрея.

Князь исполняет просьбу отца и в этот год, пока Андрей отсутствует, юная графиня влюбляется в красавца, но известного обманщика и повесу Анатоля Курагина. Князь Курагин славится тем, что падок на женщин. Герой положил глаз на Наташу, однако воспринимал девушку лишь как очередное развлечение. Когда Анатолю удается очаровать юную графиню, князь предлагает ей совместный побег из России. Наташа соглашается, и Анатоль планирует организовать похищение девушки. В день запланированного побега Наташа приезжает с визитом к Марье Дмитриевне Ахросимовой. Женщина препятствует похищению: кузина Наташи Соня узнает о стремлении Анатоля втайне обвенчаться с графиней. Позже Наташе становится известно, что у Анатоля есть жена. Новость шокирует девушку, и Наташа совершает попытку самоубийства, приняв мышьяк.

В порыве увлечения Анатолем Курагиным, ветреная Наташа отказывается выйти замуж за Андрея. Это событие вернуло князя, которого отношения с Ростовой словно выдернули из мрачного и замкнутого состояния, отягощенного кончиной жены – Лизы, в прежние, привычные для Андрея философские размышления. Наташа – приземленная и постоянно влюбленная девушка – словно противоположность возвышенного Болконского. Графиня могла возвращать князя в атмосферу бытовой легкости, простой и обыденной радости. Примечательно, что в конце Андрей умирает именно на руках Наташи, которая ухаживала за раненым князем.

Наташа Ростова, действительно, испытывает постоянную потребность окрыляться чувством любви: сначала Борис Друбецкой, потом – учитель танцев. В 16 лет – любовь к Василию Денисову, женой которого Наташа Ростова даже хотела стать. Но это было подготовкой к обретению истинной любви. Первое настоящее, глубокое чувство Наташи обращено к Андрею Болконскому. Но незрелая девушка не способна противиться соблазнам. Поэтому ошибки и жизненные обстоятельства не позволяют Андрею и Наташе быть вместе.


Разрыв с Андреем, предательство Курагина повергли Наташу в пропасть душевных сомнений, чувственного смятения и болезни. Однако постепенно болезнь отступает, Наташа снова обретает желание любить. В этот непростой период рядом с Ростовой оказывается верный друг детства Пьер Безухов. Пьер в итоге женится на Наташе, а семейные отношения героев – идеал, о чем можно догадаться по специфике описания брака Наташи и Пьера автором. У Наташи и Безухова родилось четверо детей: Мария, Лиза, сын Петр и еще одна дочка.

Внутренний мир героини «Войны и мира»

Лев Толстой уделяет много внимания описанию душевной глубины Наташи. Без сомнений, юная девушка полна талантов.

Наташа – творческая натура, ей свойственно увлекаться многими вещами. Набор умений Ростовой – классический для аристократки того времени: это танцы, пение, игра на фортепиано. Музыка становится панацеей для Ростовой.

В периоды жизненных невзгод, испытаний на прочность занятия музыкой помогают героине справиться с тяготами навалившихся событий.

На сайте Реальные Книги вам рады! У нас вы можете ознакомиться с одной частью из автобиографической трилогии писателя.

Еще одна черта образа Наташи – связь с народными традициями. Несмотря на принадлежность к «голубым кровям», юная Ростова легко находит общий язык со слугами и крестьянами из поместья родителей. Наташа – активная девушка, обученная верховой езде и даже принимающая участие в охоте – излюбленном занятии брата. Наташе знакомые простые танцы: например, она исполняет «барыню», когда дядя играет на гитаре. Воспитанность не сделала Ростову далекой от простых людей: природная легкость и естественность помогают девушке сближаться с любым окружением.

Черты характера Наташи

Одну из отличающих черт образа Ростовой мы уже упоминали – это склонность постоянно находиться в состоянии влюбленности.


Наташа искренне любит жизнь, а детство и юношеские годы девушки прошли очень беззаботно. Ростова любит кокетничать, все ее естество источает желание пережить романтические приключения. Это заставляет думать, что Наташа немного легкомысленна.

Но Наташа полна секретов. С виду маленькая и хрупкая девушка, Ростова обладает силой духа и способностью принимать твердые решения.

После смерти младшего сына Ростовых, Наташа самозабвенно ухаживает за старшей графиней Ростовой, которая не могла оправиться после кончины мальчика. В ситуации с Андреем Болконским, тяжело раненым после битвы при Бородино, Наташа снова показывает себя верным другом, когда не отходит от ложа умирающего князя. В нелегкое время Ростовой приходилось воздержаться от излюбленных занятий музыкой, чтобы промывать гной с ран, накладывать чистые повязки. Таким образом, казалось бы изнеженная девушка из дворянской семьи выказывает склонность к самопожертвованию во время войны.

Война с Наполеоном и патриотизм Наташи Ростовой

Образ младшей графини Ростовой был бы неполным, если бы мы не вспомнили о поведении девушки во время, когда Наполеон вступил на территорию России. Семья Ростовых переезжает в усадьбу в Москве. Столица принимает множество раненых солдат, которых любезно размещают у себя в поместье Ростовы. Наташа ухаживает за ранеными, а при отступлении из Москвы графиня освобождает для солдат место в повозке от вещей, просто выбрасывая имущество из кареты – совершенно без жалости.

Ухаживая за Андреем Болконским, Наташа налаживает близкое и теплое общение с сестрой князя – Марьей. Княжна пережила смерть отца, наступление французов на родовое поместье и множество других невзгод. Марья, благодарная Наташе за заботу о брате, меняет отношение к Ростовой в положительную сторону.

Лев Толстой это круто! Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Толстого “Война и мир”

Поэтому, Наташа Ростова, как и брат графини – Николай, выражают патриотизм не словами, но поступками.

Прототипы образа Наташи Ростовой

Наташу Лев Толстой наделил чертами близких писателю женщин – Софьи (жены автора) и Татьяны Берс, обладавшей прекрасным музыкальным вкусом и голосом. В начале повествования Наташа предстает действительно легкомысленным ребенком, во время войны с Наполеоном – это глубоко чувствующая, исполненная милосердия и сочувствия девушка, а в конце романа – любящая мать, преданная и верная жена Пьера Безухова. К слову, Пьер успел жениться и потерять жену, поэтому Безухов пережил не меньше боли, чем остальные герои эпопеи.

Уроки 9–10.

Быт поместного дворянства

и «жизнь сердца» героев романа

Цель: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Ход урока

I . Проверка знания содержания по тексту ч. IV - V .

Чтение отрывков наизусть.

I I. Беседа (выступление по группам).

    Рассказать, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т?

    Что главное подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

(Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке так же, как Карай (собака) - наперерез зверю, выбран единственное верное направление», гл. 5) и др.

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки (гл. 7). В пении дядюшка и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) - «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, ... -... и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке (ч. IV , гл. 7). «Дядюшка пел так, как поет народ...» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) - и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» - говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. «А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».)

Другая тема, разрешение которой включено во II т. - это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа - переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б. Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

    Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен? (ч. III, гл. 9)

(Элен Курагина никого никогда не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно потому и появляются разврат и зло, что у нее нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере (т. III) - все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы - там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»)

    Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

(Дело не в материальном расчете (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее, - олицетворявшее вполне его мечты о счастье» (т. II, ч. III, гл. 11). Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.)

    Рассказать, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Карагиной.

(Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключал браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).)

    В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

(Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныло и темнота...» и Наташины: «... но такого со мной никогда не бывало - убеждают в силе и серьезности их чувств.)

    Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

(Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи (т. II ч. III, гл. 16). Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову (ч. III, гл. 19), но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов - новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея - все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев. (ч. III, гл. 21).)

    Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

(Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.)

Вывод по теме: любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.

    Почему рушится «мир» т. II?

    Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?

(Во-первых, мир разрушает война, она не дает возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного из них пока еще нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. Никто из них пока еще не нашел сопряженности с общей жизнью народа. В поисках своего по длинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.)

III. Проверочная работа. (см. приложение)

Домашнее задание.

1. Подготовиться к классному сочинению по I-II тому:

    Какое место в жизни героев романа «Война и мир», Л. Н. Толстого занимает любовь?

    Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого?

    Почему на толстовских героев так сильно действует природа?

    Как понимает Толстой «настоящую жизнь»?

    Твои любимые страницы I-II тома.

    Л. Н. Толстой - тонкий психолог.

    Музыка в жизни героев (по I-II т.) романа «Война и мир».

2. Пересмотреть т. III, ч. I-III, выделить основные события; 3 ученика - составить тест (12 вопр.)

3. Задание по группам.

    1 гр. Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) (ч. I, гл. 1, ч. III, гл. 1).

    2 гр. Единство настроения во французской армии. На чем оно основано. (ч. I, гл. 1, 2)

    3, 4 гр. Единство настроений русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово). На чем оно основано? (ч. II, гл. 4, 14; ч. III, гл. 5, 7).

    5 гр. Бородинское сражение. Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение пейзажа.

    6 гр. Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.

Приложение

1. Карточки-рассуждения

    Первый был Наташи (ч. III, гл. 14-17). Рассмотрите иллюстрацию художника Л. О. Пастернака. Что при виде ее могло вызвать возглас Толстого: «Прекрасно, прекрасно!»?

    Пляска Наташи у дядюшки (ч. IV, гл. 7). Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?

    Неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным (ч. V, гл. 15-18). Что лежит в основе дружбы А. Курагина и Долохова? Каково отношение автора к поступку Наташи?

2. Проверочная работа.

Вариант 1. Эпизод охоты (т. II, ч. IV , гл. 3-7)

    Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время». Почему же время охоты - особое время? В чем его особенность?

    Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?

    Как меняются взаимоотношения участников охоты?

    Как изображены в этом эпизоде лошади, собаки и особенно волк? Объясните это изображение.

    В чем состояния человека на охоте отличается от повседневного?

Вариант II. Эпизод святок (т. II, ч. IV , гл. 9-12)

    В чем сходство ситуаций в эпизодах святок и охоты?

    Почему эпизод святок, как и охоты, начинается с описания природы?

    Что объединяет господ и слуг? Чем Захар напоминает ловчего Данилу?

    Что происходит, в эту святочную ночь с Николаем и Соней? Согласны ли вы с тем, что «в святочную ночь встретились и очаровали друг друга не вот эти реальные Соня и Николай, а их промелькнувшие возможности» (В. Камянов)?

Рассказать, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т?

Что главное подчеркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

(Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке так же, как Карай (собака) - наперерез зверю, выбран единственное верное направление», гл. 5) и др.

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки (гл. 7). В пении дядюшка и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) - «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, ... -... и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке (ч. IV, гл. 7). «Дядюшка пел так, как поет народ...» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) - и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» - говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. «А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».)

Другая тема, разрешение которой включено во II т. - это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа - переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б. Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен? (ч. III, гл. 9)

(Элен Курагина никого никогда не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно потому и появляются разврат и зло, что у нее нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере (т. III) - все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы - там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»)

Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

(Дело не в материальном расчете (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее, - олицетворявшее вполне его мечты о счастье» (т. II, ч. III, гл. 11). Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.)

Рассказать, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Карагиной.

(Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключал браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).)

В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

(Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныло и темнота...» и Наташины: «... но такого со мной никогда не бывало - убеждают в силе и серьезности их чувств.)

Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

(Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи (т. II ч. III, гл. 16). Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову (ч. III, гл. 19), но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов - новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея - все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев. (ч. III, гл. 21).)

Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

(Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.)

Вывод по теме: любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.

Почему рушится «мир» т. II?

Почему не находят своего счастья Андрей, Пьер, Наташа?

(Во-первых, мир разрушает война, она не дает возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного из них пока еще нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. Никто из них пока еще не нашел сопряженности с общей жизнью народа. В поисках своего по длинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.)

III. Проверочная работа. (см. приложение)

Домашнее задание.

1. Подготовиться к классному сочинению по I-II тому:

Какое место в жизни героев романа «Война и мир», Л. Н. Толстого занимает любовь?

Почему так часто разочаровываются в жизни герои Толстого?

Почему на толстовских героев так сильно действует природа?

Как понимает Толстой «настоящую жизнь»?

Твои любимые страницы I-II тома.

Л. Н. Толстой - тонкий психолог.

Музыка в жизни героев (по I-II т.) романа «Война и мир».

2. Пересмотреть т. III, ч. I-III, выделить основные события; 3 ученика - составить тест (12 вопр.)

3. Задание по группам.

1 гр. Философия истории, по Толстому (причины, объяснение войны) (ч. I, гл. 1, ч. III, гл. 1).

2 гр. Единство настроения во французской армии. На чем оно основано. (ч. I, гл. 1, 2)

3, 4 гр. Единство настроений русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово). На чем оно основано? (ч. II, гл. 4, 14; ч. III, гл. 5, 7).

5 гр. Бородинское сражение. Роль описания диспозиции. Почему сражение часто показано глазами Пьера? Мысли о войне ополченцев, солдат, офицеров. Значение пейзажа.

6 гр. Мужество участников боя: солдаты и офицеры батареи Раевского; Пьер на батарее; поведение князя Андрея; поведение французов; Наполеон и Кутузов в битве.

Приложение

Карточки-рассуждения

1) Первый был Наташи (ч. III, гл. 14-17). Рассмотрите иллюстрацию художника Л. О. Пастернака. Что при виде ее могло вызвать возглас Толстого: «Прекрасно, прекрасно!»?

2) Пляска Наташи у дядюшки (ч. IV, гл. 7). Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?

3) Неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным (ч. V, гл. 15-18). Что лежит в основе дружбы А. Курагина и Долохова? Каково отношение автора к поступку Наташи?

Проверочная работа.

Вариант 1. Эпизод охоты (т. II, ч. IV, гл. 3-7)

Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: «И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время». Почему же время охоты - особое время? В чем его особенность?

Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?

Как меняются взаимоотношения участников охоты?

Как изображены в этом эпизоде лошади, собаки и особенно волк? Объясните это изображение.

В чем состояния человека на охоте отличается от повседневного?

Вариант II. Эпизод святок (т. II, ч. IV, гл. 9-12)

В чем сходство ситуаций в эпизодах святок и охоты?

Почему эпизод святок, как и охоты, начинается с описания природы?

Что объединяет господ и слуг? Чем Захар напоминает ловчего Данилу?

Что происходит, в эту святочную ночь с Николаем и Соней? Согласны ли вы с тем, что «в святочную ночь встретились и очаровали друг друга не вот эти реальные Соня и Николай, а их промелькнувшие возможности» (В. Камянов)?