Государство

Образ Софьи (А.С. Грибоедов "Горе от ума")

Одним из центральных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума» является образ Софьи. Сам автор характеризовал свою героиню так: «девушка сама не глупая». И имя своей героине автор дал соответствующее – София, что означает «мудрость». Но читатель все-таки чувствует неоднозначное отношение автора к героине. И поэтому наше восприятие Софьи тоже неоднозначно. «Кто разгадает вас?» - на этот вопрос, заданный Чацким, мы должны найти ответ.

Чацкий Софью любит, она не такая, как прочие московские барышни. И героиня Чацкого любила, молодой человек оставил значительный след в ее душе, до сих пор он ей небезразличен.

Но на Софье тоже есть «особый отпечаток», как на всех московских. Она получила то воспитание и образование, каких требовало общество. У нее сложился определенный идеал семейной жизни – московский. Правда, на формирование этого идеала оказали влияние и французские романы о необыкновенной любви. Долгое время Чацкого не было рядом с Софьей (он «три года не писал двух слов»). Зато был Молчалин, вполне, с точки зрения героини, подходящий на роль милого, несмелого, робкого возлюбленного.
Подобный образ девушка себе придумала и "наложила его" на Молчалина. Ей нравился не Молчалин, каким он был на самом деле, а Молчалин, каким она себе его представляла. И.А. Гончаров отмечал, что эта героиня «не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты». Софья решительна, она готова бороться за свое счастье, именно поэтому она и придумывает свой сон. Героиня ждет случая, чтобы подготовить отца к мысли об ее браке с Молчалиным. Что нам напоминает ее рассказ о сне? В нем чувствуются черты баллады, столь популярной в эпоху Грибоедова: разлука с любимым, противостояние мира, фантастические чудовища… «Тут все есть, коли нет обмана», – реагирует на этот сон Фамусов.

Софья достаточно умна, чтобы не сердить отца, она хитрит, обманывает, не ощущая при этом угрызений совести. Она остра на язык, язвительна.

И.А. Гончаров дал Софье следующую характеристику: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

Образ Софьи играет весьма значимую роль в комедии. С ней связана завязка конфликта любовного, а также и завязка конфликта личности и общества, которая происходит в эпизоде разговора Чацкого и Фамусова о сватовстве, перешедшего на разговор о службе.
Кульминационные моменты этих двух конфликтов совпадают, и точка совпадения – Софья, обмолвившаяся в гневе за Молчалина - «Он не в своем уме». Героиня сознательно подтвеждает сумасшествие Чацкого:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?

И развязка связана с Софьей. Девушка посылает Лизу за Молчалиным, слышит, как и Чацкий, их разговор. Появление Фамусова приводит оба конфликта к логическому завершению.

Софья – единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. Молчалин принимает на себя роль влюбленного и безропотно ее играет. Фамусов находится в состоянии каких-то пока не совсем определенных подозрений по отношению к Молчалину, а потом к Чацкому, поскольку Софья его поставила в эти условия. Чацкий ошеломлен холодной встречей и в силу своей углубляющейся любовной драмы неадекватно реагирует на любые обращения к нему со стороны героев пьесы. Сплетня же о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей Фамусова тоже с подачи Софьи. Софья здесь выступает как кукловод, в руках у которого ниточки, приводящие в действие марионеток.

Говоря о Софье, Гончаров писал: «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»».

Драма Софьи в том, что она полюбила недостойного. Появление Чацкого путает ей все карты, но становится катализатором развития ее отношений с Молчалиным. Софья сердится на Чацкого, потому что в душе ее таится смутное ощущение неполного соответствия Молчалина ее идеалу. Но в ней заговорило женское самолюбие: предмет ее любви посмели осуждать. Вдобавок Софья внутренне понимает, что Чацкий прав. От этого ей особенно обидно. Из-за чего у нее обострились отношения с Чацким? Из-за любви. У всех прочих это общественный конфликт, а у нее – любовный.

Почему Грибоедов говорит, что Софье было тяжелее всех? Да потому что рухнула ее идиллия романтической любви Молчалина. Но существенно и другое: героиня унижена не только осознанием того, что не привлекает Молчалина вообще. Страшно, что это произошло на глазах у Чацкого.

Между тем, Софья ведет себя очень достойно и мужественно. Она находит в себе силы признаться в том, что Молчалин – подлец, и признает свою неправоту:

Не продолжайте, я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен!

Софья привлекает нас своей естественностью и простотой, свободной от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она – дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему девушка оказалась способна оклеветать Чацкого.
К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен муж–мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви Софья не увидела, что она нужна Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием.

Софья – великолепный женский образ в русской литературе. В галерее русских женских характеров она занимает достойное место как образ сильного человека и мужественной, хоть и наивной девушки.


ОБРАЗ СОФЬИ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».

«Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа,» — сказал в свое время Белинский. Трагически погибший тридцати четырех лет от роду, Грибоедов не создал, несомненно всего, что мог бы совершить по своим творческим силам. Ему не суждено было осуществить многочисленные творческие замыслы, поражающие своим широким.размахом и глубиной. Гениальный поэт и мыслитель, он остался в истории автором одного прославленного произведения. Но Пушкин сказал: «Грибоедов сделал свое: он уже написал «Горе от ума». В этих словах содержится признание великой исторической заслуги Грибоедова перед русской литературой.

В «Горе от ума» Грибоедов выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени — тему непримиримой вражды защитников старого, костного быта и сторонников нового мировоззрения, новой свободной жизни.

В комедии много действующих лиц — положительных и отрицательных, но я хочу остановиться на главной героине — Софье Фамусовой. Эта девушка не принадлежит ни к хорошим, mi к плохим. Грибоедов недвусмысленно писал: «Девушка сама неглупая». Еще не такая, чтобы автор смог бы ее безоговорочно назвать умной, однако причислять ее к разряду глупцов тоже нельзя. В противном случае станем противоречить авторской воле, которая прежде всего выражена в самом тексте пьесы. Хотя именно текст может поставить читателя в некоторое затруднение. Так, например, когда Пушкин впервые ознакомился с пьесой Грибоедова, образ Софьи показался ему начертанным «не ясно».

Я хочу попробовать разобраться в ее характере. Он сам по себе очень сложен. В Софье сложно переплелись «хорошие инстинкты с ложью». Ей приходится изворачиваться и лгать, чтобы не выдать недалекому отцу свою любовь. Она вынуждена скрывать свои чувства не только из-за страха перед отцом; ей больно, когда в вещах для нее поэтических и прекрасных видят лишь жесткую прозу. Любовь же Чацкого к Софье поможет нам понять одну истину: характер героини в чем-то немаловажном под стать главному положительному герою всей комедии. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», как говорит о ней Чацкий, но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин, Скалозуб или даже ее отец. Достаточно сопоставить фамусовское «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», молчалинское «ведь надобно ж зависеть от других» и реплику Софьи: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Это заявление не просто «слова». Героиня руководствуется ими буквально на каждом шагу: и тогда, когда принимает у себя в комнате Молчалина, и когда на

глазах у Скалозуба и Чацкого бежит с криком к Осипу: «Ах! боже мой! упал, убился!» — и сама падает без чувств, не задумываясь о впечатлении окружающих.

Софья абсолютно уверена в себе, в своих действиях, в своих чувствах. Хотя во всем этом, возможно, немалую роль играет та непосредственность, неиспорченность ее натуры, которая позволяет нам сравнивать ее с пушкинской Татьяной Лариной. Но есть и существенная разница между ними. Тетьяна воплощает идеальный характер русской женщины, какой ее себе представляет Пушкин. Обладая в высшей степени положительными качествами души, она любит человека незаурядного, достойного ее по ряду качеств; Избранник Софьи, к сожалению, иной, но это видно только нам и Чацкому. Софья же, ослепленная ухаживаниями Молчалина, видит нем только хорошее. .

При первой встрече Софьи с Чацким она не проявляет к нему прежнего интереса, она холодна и не ласкова. Это немного озадачило и даже огорчило Чацкого. Напрасно он старался вставить в разговор остроты, которые прежде так забавляли Софью. Они приводили лишь к еще более равнодушному и немного злобному ответу Софьи: «Случалось ли ошибкою, в печали, чтоб вы добро о ком-нибудь сказали?». Софья до конца пьесы хранит свое гордое мнение о Чацком: «Не человек — змея». Следующие встречи Софьи и Чацкого мало отличаются друг от друга. Но в 3 действии Чацкий решает «раз в жизни притвориться » и начинает восхвалять Молчалина перед Софьей. Софье удалось было отделаться от навязчивых вопросов Чацкого, но она сама увлекается и полностью уходит в свои чувства, опять же совершенно не задумываясь о последствиях, что еще раз доказывет нам твердость ее характера. На вопрос Чацкого: «Зачем же вы так коротко его узнали?», она отвечает: «Я не старалась! Бог нас свел». Этого довольно, чтобы Чацкий, наконец, понял в кого влюблена Софья.

Героиня рисует портрет Молчалина во весь рост, придавая ему самую радужную окраску, может быть надеясь в душе примирить с этой любовью не только себя, но и других. Но Чацкий естественно не желает слушать Софью. Для него Молчалин — человек, не достойный уважения и тем более любви такой девушки, как Софья. Мы невольно задумываемся: что же привлекло в Молчалине Софью? Быть может, его внешность или глубокий образ мышления? Конечно нет. Скука, которая царит в доме Фамусовых, прежде всего отражается на молодом трепетном сердце девушки. Душа юной и красивой Софьи наполнена романтическим ожиданием любви, она, как и все девушки в ее годы, хочет быть любимой и любить самой. Разгадав потайные стремления Софьи, Молчалин оказывается рядом, он живет в доме. Молодой человек недурной наружности, в меру образованный, живо входит в роль влюбленного и очарованного. Комплименты, ухаживания, постоянное присутствие Молчалина рядом делают свое дело. Девушка влюбляется, не имея возможности ни выбирать, ни сравнивать.

Героине, конечно, тяжелее всего в конце. Она понимает, что все это время вела игру. Игру, но с настоящими чувствами. Софья прозревает и понимает, что собственный дом полон обманов и интриг. Именно в этот момент все предыдущие слова Чацкого начинают казаться ей справедливыми. Быть может, в будущем наша героиня выйдет замуж и будет счастливо жить, ни в чем не нуждаясь. Но эта душевная драма навсегда тяжелым отпечатком юности в ее сердце.

Комедия Грибоедова до сих пор овеяна дыханием жизни, зовущей людей вперед, в будущее, и отметающей со своего пути все старое, отживающее. Народ будет всегда любить и ценить великую комедию. Сейчас более чем когда-либо убедительно звучат слова, написанные на могиле А. С. Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны».

Сложно однозначно сказать, какая Софья Павловна. Её образ сложен и многогранен. Природа не обделила её положительными качествами. Софья достаточно умна, характер её силен и независим. Её горячее сердце не даёт ей прекращать мечтать. Софья давно привыкла, что она хозяйка в доме, и все должны это чувствовать, а значит подчиняться. Возможно, это от того, что она давно воспитывается без материнской любви.

Софья обладает самостоятельность и властным тоном, не смотря на свой юный, семнадцатилетний возраст. Речь её имеет даже некий отпечаток крепостных, ведь с ними она часто общается, но также и французские книги отложили свой отпечаток. Софью волнуют душевные переживания людей. Девушка воспитывалась французскими гувернантками.

Не смотря на свои положительные особенности, в обществе Фамусовых, всё это не находит развития. Благодаря своему воспитанию, она имеет общепринятые взгляды, думает так же, как и другие представители этого общества, которое привило ей ложь и лицемерность. Софья представляет себе людей только из своих наблюдений над людьми из книг, французских романов. Наверное, именно эта литература и оказало влияние на развитие в ней сентиментальности и чувственности. Из книг она подчеркнула все черты, которыми должен обладать герой её романа. Благодаря всему этому, она обратила своё внимание на Молчалина, который отдаленно напоминал героев из её любимых произведений. Другого идеала нельзя было встретить в этом окружении. Софья живёт настоящими чувствами. Пусть даже объект ее любви на самом то деле жалкий и убогий – всё это не даёт ситуации комедийный окрас. Скорее, наоборот, придаёт больше драмы и печали.

Софья поделил свой мир две части: предмет её обожания – Молчалин и всё остальное. Все её мысли заняты только им, особенно, когда его нет рядом. Не смотря на всё, любовь эта не приносит радости. Потому что девушка прекрасно понимает, что такого человека никогда не примет её отец. Эта мысль делает её жизнь невыносимой. Софье настолько тяжело жить с этими чувствами, что она готова рассказать о своей любви совершенно посторонним людям. Например, Лизе – служанке их дома, а потом и Чацкому. Для своей любви она выбрала человека безропотного. Именно так она представляет себе Молчалина. Но финальная сцена, где Софья Павловна становится свидетельницей проявления внимания Молчалина к Елизавете. Это разбивает ей сердце, унижает все её чувства. Становится понятно, что Софья хоть и разрывает с недостойным Молчалиным, но типаж этого мужчины остаётся для неё приоритетным.

Кратко для 9 класса

Сочинение Характеристика Софьи в комедии Горе от ума

После Отечественной войны 1812 года, когда русские войска дошли до Парижа и «глотнули» свободу, русское общество раскололось на два лагеря. Одни хотели продолжать жить по-старому. Это Фамусов, Скалозуб. Другие, в частности, молодое поколение в лице Чацкого, хотели жить по-новому.

Софья оказалась как витязь на распутье, не зная, кого же ей выбрать. Её воспитывали сам папенька Фамусов и мадам-француженка в лучших традициях московского общества. Танцы, пение, чтение французских сентиментальных романов - вот все радости её жизни. Начитавшись книжек, она перепутала свои девичьи фантазии и суровую жизненную реальность. Софья витает в розовых облаках и совсем не разбирается в людях. Не нравится ей тупой, хоть и богатый Скалозуб, но и язвительный Чацкий тоже по душе. Она сама остра на язык. Софья хочет мужа-мальчика, мужа-слугу. Вот Молчалин тот самый герой её фантазий. Он постоянно молчит, как девица, застенчив, не конфликтен. Тот факт, что Молчалин не таков на самом деле, ускользает от Софьи. Любовь, как водится, слепа и глуха.

Но про неё нельзя сказать, что она глупая. Она точно подмечает особенности окружающих людей. Так Скалозуб - тупой солдафон, который кроме армии ничего не знает. Такого мужа она не хочет. Отец - сварливый старый зануда, который тиранит подчинённых и слуг. Чтобы отмстить Чацкому за колкие реплики в адрес Молчалина, она говорит всем, что он сумашедший.

Эта комедия актуальна и сегодня. Многие девушки и женщины, начитавшись умных книжек, гороскопов, гаданий живут в ожидании своего придуманного принца. Наделяют его разными качествами. А реальных людей, не попадающих под эти шаблоны, попросту игнорируют или отвергают. Но вот беда, желанный принц не хочет быть таким, каким его придумала женщина. Он живой человек со своими недостатками, иногда очень сомнительными - бабник, пьяница, игрок, альфонс.

Мораль комедии такова - надо быть внимательнее к окружающим людям, принимать их такими, какие они есть, не «загонять» под свои рамки и стандарты. Тогда не будет горя от избытка ума.

Образ Софьи в комедии Горе от ума

Софья – это героиня повести Грибоедова «Горе от ума». Эта девушка является очень необычным персонажем в повести Грибоедова. Она – как порождение лжи, так и доброжелательности и силы, пусть и только внешней.

Софья – это девушка, которая является той, от которой шли все нити, как настроения, так и горя многих людей. Она, как кукловод умело пользовалась их слабостями, так и сильными сторонами. Она – манипулятор, если говорить современным языком. Но вместе с тем, с этими качествами и таким характером, Софья – красивая девушка, которая также и своей внешностью умеет пользоваться. У нее много поклонников, и недаром, ведь она сильна в этом.

Эта девушка – сильная личность, которая не упустит своего. Кроме того, по характеру, она еще и очень насмешлива, ее сарказм достигает многих ушей, она любит насмешничать, говорить какие-то шутки. Но она не слишком весела, можно точнее сказать, что она умеет говорить саркастически, ее иронии может кого-то как обидеть, так и сделать врагом ее.

Софья выросла в хорошей семье, богатой, всем обеспеченной, которая ни в чем не знала затрат сильных. Именно потому эта девушка молодая, выросла обеспеченной, яркой и смелой личностью. Она ничего не боялась, и умела умело лицемерить и лгать, когда понадобиться. И, в оправдание ее, можно сказать, что она не совсем виновата в этом, так как такие действия и черты характера были не в новинку в то время. Именно потому она еще и была таковой, потому что ее так воспитали, воспитали в такой среде, где по-другому быть и действовать нельзя было. Иначе – это вызывало толки и слухи, а также – презрение и недоброжелательность.

В комедии «Горе от ума» приводятся примеры личности, которая тоже является главным героем.

Вариант 4

А.С. Грибоедов был многогранной личностью. У него был уникальный талант дипломата, театрала. Александр Сергеевич писал стихи, поэмы, играл на нескольких инструментах. Даже сочинял музыку. До наших дней дошли два вальса его авторства. Но в историю мировой литературы Грибоедов вошел как автор одного произведения. Им стала комедия «Горе от ума», признанная критиками бессмертной.

Пьеса включила в себя три художественных направления: реализм, классицизм, романтизм. Традиции жанра сочетаются с более современными веяниями. Социальная комедия, в своей классической трактовке, предполагает однобокие образы персонажей. Каждый из которых обличает один какой-то порок. Но «Горе от ума» раскрывает читателю многогранные личности героев. Глупость, нелепое подражание иностранцам, солдафонство, угодничество, лизоблюдство, меркантильность, отсутствие собственного мнения, гонения на культуру и образование – все отразил автор в своих «живых» персонажах.

Основной конфликт пьесы – это противоборство «века нынешнего» с «веком минувшим». В первом лагере оказывается лишь Александр Андреевич Чацкий. Тогда, как во втором штабе – практически все остальные.

На фоне общественного конфликта разворачивается любовный треугольник. Он не похож на сюжет любовного романа. Мужчин двое, но ни один не претендует на идеал. Чацкий, при его уме, образованности, резок, не сдержан в речах, не всегда тактичен. Молчалин же низок, подл, неприятен. Но на его стороне симпатии героини.

Сама барышня тоже не похожа на классический образ. Софья – дочь крупного чиновника. Павел Афанасьевич – управляющий в казенном доме, богат. Для своего единственного ребенка хочет светлого будущего. Жених необходим «при чинах, да при звездах». Ни Чацкий, ни Молчалин этим критериям не соответствуют. Отец восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»

А.С. Пушкин писал о Софье, что это неясный образ, плохо прописанный персонаж. Но это лишь на первый взгляд. Юная леди, на протяжении всего текста, играет роль буфера между двумя мирами. Она не относится к «фамусовскому обществу», хоть и воспитана в нем. Но и к «веку нынешнему» ее нельзя причислить. В этом ее роль ключевая. Ведь в конце воспитание одерживает верх.

Большинство гостей «фамусовского» бала носят говорящие фамилии. Но у Софьи выразительное имя, со значением «мудрая». Это авторская ирония.

Девушка не глупа. У нее хорошее воспитание. Отец нанимал «полк учителей». Но она рано лишилась матери, поэтому никто не занимался формированием души. Сейчас барышне семнадцать, она «расцвела», стала завидной невестой.

Соня смелая, решительная. Ей сложно держать свою любовь втайне. Не страшит родительский гнев и общественное мнение. Молодая особа восклицает: «Что мне молва!»

Она позволяет себе колкие, язвительные, остроумные высказывания с Чацким. Но нежно переживает за Молчалина. Лишается чувств, когда тот падает с лошади.

Выросла барышня на французских романах. Поэтому все добродетели приписывает своему избраннику, рисуя идеал. Возможно, поэтому выбор пал на небогатого молодого человека. Ведь в сентиментальных книгах возлюбленный всегда не ровня.

Девица не обладает особой душевной красотой, добродетелями. Но что-то в ней привлекает Чацкого, вызывая любовь. Быть может, сильный характер.

В конце сюжета Софья понимает, что ее избранник подлец. Винит себя во всем. Но Чацкий наверняка прав. Появится другой «низкопоклонник и делец», за которого Соня выйдет замуж.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Вести с фронта Ватолиной 8 класс

    Нина Николаевна Ватолина стала очень известной благодаря своему труду, терпению в 1943 году.Именно в этом году была написана картина Вести с фронта. В своей картине она передавала шквал эмоций

  • Сегодня для разговора я выбрала тему: современное образование. Так как сама являюсь педагогом, то имею чёткое представление, что сейчас происходит в системе образования. О том, что в школах никто не хочет работать, говорит уже не приходится

    Труд учителя бесценен. Ведь работа с детьми и их воспитание – в этом будущее всего государства. Каждый день учитель вкладывает в голову своих учеников новую и интересную информацию, которая когда-то пригодиться в жизни.

  • Анализ сказки Гофмана Щелкунчик и Мышиный король

    Произведение включает в себе сказку в сказке. Тут запечатлена жизнь семей Штальбаумов и Дроссельмейеров. Происходят таинственные чудеса, которые увлекают читателя

  • Анализ рассказа Лескова Человек на часах 6 класс

    Рассказ иллюстрирует прядки в России времен правления Николая I, когда дисциплина и «порядок ради порядка» могли в любой момент сломать жизнь любого, а также методы, благодаря которым подданным империи удавалось ослабить ее давление на себя.

Софья – кто она? Именно этот образ комедии считается наиболее сложным и неоднозначным. Даже для великого русского классика А.С. Пушкина характер этой героини не был полностью понятен. «Софья начертана неясно…» – так писал поэт А.А. Бестужеву в 1825 году. Другой российский писатель И.А. Гончаров обнаружил в образе дочери Фамусова определённую двойственность. Так, в критической статье «Мильон терзаний» видим следующий тезис: «Это – смесь хороших инстинктов с ложью». С одной стороны, отмечается пытливый ум девушки, с другой – духовная «слепота».

Отметим, что пьеса А.С. Грибоедова является произведением реалистическим (не лишённым, однако, пережитков классицизма и отдельных романтических признаков). Значит, характеры не могут прописываться однозначно, отсутствует чёткое разделение героев на положительных и отрицательных. Таким образом, оказывается, что Софья занимает в комедии промежуточное положение между Чацким и так называемым фамусовским обществом. Для удобства знакомства с достоинствами и недостатками героини отметим ее основные черты и тем самым докажем противоречивость Софьи.

К «плюсам» героини можно отнести независимость, самостоятельность, свободу от общественного мнения. Софья отвергает любую возможность соединения своей судьбы со Скалозубом, полковником, всё сражение просидевшим в траншее и ни за что получившим награду. Хотя отец Софьи, напротив, считает Сергея Сергеевича лучшей партией для дочери. Также в ее пользу говорят потребность в настоящей любви и способность любить, отстаивая свой выбор перед целым светом. Так, Софья говорит Чацкому о Молчалине:

Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.

Кроме того, у героини есть способность к бунту против традиций фамусовской среды. Например, Софья восстаёт против нерушимого убеждения отца: «Кто беден, тот тебе не пара» . Однако девушка выступает не против идейных основ современного ей мира, как Чацкий, а лишь против сословных предрассудков.

Нельзя не отметить и силу характера, мужество Софьи. Обманувшись в Молчалине, она способна признать свою ошибку, понести наказание: «себя я, стен стыжусь» и «…виню себя кругом» . Это говорит и об ее уме. Как мы знаем, девушке присуща образованность. От служанки Лизы мы узнаём, что Софья по ночам читает книги.

К минусам Софьи можно отнести властность характера и желание повелевать. Именно в силу этих черт характера Софья и выбирает безмолвного Молчалина: он удобен ей, поскольку «уступчив, скромен, тих». Кроме того, в ней часто просыпается способность к лжи, притворству, лицемерию – качествам, присущим представителям фамусовского общества. Достаточно вспомнить, как ловко Софья рассказала отцу выдуманный сон, оказавшийся впоследствии пророческим, чтобы скрыть от него ночное свидание с Молчалиным. И самые веские доводы в пользу ее испорченности – это мстительность и коварство. Оружие Софьи – сплетня, некое общественное средство борьбы в фамусовском мире. Именно Фамусова распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Образ Софьи считается самым сложным в комедии Грибоедова. Толкование ее характера, выявление мотивировок поведения — все это вызывало многочисленные споры критиков..

Образ Софьи, как отмечал Белинский, крайне противоречив. Она наделена многими достоинствами: живым умом, волей, независимостью и самостоятельностью суждении, «энергией характера». Софья не дорожит мнением фамусовского общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит...» Пренебрегая светским этикетом, она решается на ночное свидание с Молчалиным. В этом эпизоде Б. Голлер видел «вызов», бунт против лицемерных нравственных понятий фамусовского общества. «Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или удаление от общества», — писал критик.

Поведение Софьи естественно: она не может скрыть своих чувств, увидев падение Молчалина с лошади. «Боюсь, что выдержать притворства не сумею», — замечает она Алексею Степановичу. В какой-то степени героиня «естественна» и с Чацким: она искренне злится в ответ на его остроты. Вместе с тем, Софья искусно лжет отцу, скрывая от него свои отношения с Молчалиным.

Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Софья же не приемлет подобной морали: она хочет выйти замуж по любви. В ее натуре «прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова умного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду».

Софья достаточно проницательна: она верно оценивает Скалозуба, прекрасно видит пошлость и пустоту людей, вхожих в дом Фамусова. Однако она не может «разглядеть» «истинное лицо» Молчалина.

Каковы же мотивы поступков Софьи? Образ этот вызывал наибольшее количество споров в критике. Еще Пушкин писал, что Софья «начертана неясно». Гончаров считал, что Софья испытывает сильное влияние окружающей ее среды:

«К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Белинский же, считая нереальным противоречивый характер героини, писал, что Софья — «не действительное лицо, а призрак».

Попробуем разобраться в том, какова же героиня Грибоедова на самом деле, проанализировав ее воспитание и жизненные обстоятельства.

Фамусов — вдовец; Софья, выросшая под присмотром мадам Розье, очевидно, пользовалась в доме определенной свободой. Подобно пушкинской Татьяне, она мечтательна, любит сентиментальные романы со счастливым концом, где один из героев беден, но обладает целым рядом достоинств. Именно таким героем, по мнению Софьи, является Молчалин: «уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких...». Софья, подобно Татьяне Лариной, любит в избраннике не конкретного человека, а свой высокий идеал, почерпнутый из книг. Как замечает С. А. Фомичев, «Софья пытается устроить свою судьбу по моделям чувствительных, сентиментальных романов».

И уже этот «внешний фактор» в выборе героини настораживает. Настораживает и поведение Софьи. Любимому человеку очень трудно давать характеристику, а Софья с легкостью обрисовывает характер Молчалина, не забывая добавить, что «нет в нем этого ума, ...который скор, блестящ и скоро опротивит». Как замечает Н. К. Пиксанов, героиня слишком рассудочна, рациональна, благоразумна в своей любви, способна на тонкий расчет, на хитрость. Однако по природе своей. Софья темпераментна, своенравна.

Само ночное свидание героев выглядит неестественно. И неестественна здесь прежде всего Софья. Молчалин здесь играет роль «Ромео», в соответствии со своими собственными представлениями о поведении влюбленного. В отличие от Софьи, Алексей Степанович вряд ли когда-либо увлекался чтением сентиментальных романов. Поэтому он ведет себя так, как ему подсказывает интуиция:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит...

Впрочем, поведение Молчалина в этой сцене вполне соответствует его имиджу и характеру. Софью же, с ее ироничным умом, язвительностью, сильным характером, здесь представить трудно. Чувствительная сцена эта — не что иное, как романтическое клише, где позируют оба «влюбленных», с той лишь разницей, что Софья не осознает неестественности своего поведения, Молчалин же — прекрасно понимает.

Рассказ героини о ночном свидании вызывает смех Лизы, которая в этой сцене кажется воплощением здравого смысла. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее развитие событий в комедии.

Чацкий выдвигает собственную версию выбора Софьей Молчалина. Он считает, что идеал героини — «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей». В финале комедии, узнав правду о выборе Софьи, он становится едок и язвителен:

Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —

Высокий идеал московских всех мужей.

Это обвинение Чацкого в высшей степени несправедливо. Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отличающаяся от людей фамусовского круга. Ее нельзя приравнивать к Наталье Дмитриевне Горич. Застав Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с Молчалиным для нее невозможно. Да и не нужен ей «высокий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная любовь.

Основным же мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Именно так рассматривает ситуацию в комедии Грибоедова Изабелла Гриневская в своей работе «Оклеветанная девушка». Недаром Молчалин наделен качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума...», «чужих и вкривь и вкось не рубит». Откровенная обида слышится в словах Софьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «...не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого.

Мы задумываемся, почему Софья не хочет рассказать Чацкому правду о своих чувствах к Молчалину, однако причины этого просты: она держит поклонника в неведении, подсознательно желая отомстить ему. Софья не может простить Чацкому его отъезда, его «трехлетнего молчания». Кроме того, героиня и сама, видимо, не верит в «силу своих чувств»: именно поэтому она не называет свой «сентиментальный идеал» («уступчив, скромен, тих») именем Молчалина в разговоре с Чацким. Жива ли в душе Софьи ее привязанность к Чацкому? Думается, мы не можем найти ответ на этот вопрос в тексте комедии. Но обида и, как следствие, неприязнь Софьи — это прослеживается четко и определенно.

Таким образом, мотивы поведения героини очень сложны. В них угадывается многое: обида, жалость (Софья сочувствует Молчалину, зная «сердитый нрав» отца), «покровительство, любопытство молодого чувства к первому интимному сближению с мужчиной, романтизм, пикантность домашней интриги...». Молчалин же, как таковой, на самом деле героиню не интересует. Она лишь думает, что любит его. Как замечает Васильев, «под влиянием книг Молчалин возбудил в сердце Софьи совершенно самостоятельный, оригинальный роман, бывший слишком сложным, чтобы привести к страсти». Поэтому Чацкий недалек от истины, когда он не верит в чувства Софьи к Молчалину. Здесь не психологическая слепота героя, а, скорее, его интуитивное прозрение.

Именно потому, что Софья не любит по-настоящему, она смогла так долго не обнаруживать своего присутствия в сцене с Молчалиным и Лизой. Поэтому она так горда и сдержанна: «Я с этих пор вас будто не знавала». Безусловно, здесь проявляется и самообладание героини, и сила ее характера, но чувствуется и отсутствие настоящей, глубокой любви. Софья в состоянии проанализировать свое положение, в определенном смысле ее радует такой исход:

Стойте, будьте рады,

Что при свиданиях со мной в ночной тиши Держались более вы робости во нраве, Чем даже днем, и при людях, и в яве; В вас меньше дерзости, чем кривизны души. Сама довольна тем, что ночью все узнала, Нет укоряющих свидетелей в глазах...

Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.