Все вопросы

Образцов кукольник биография. Сергей образцов - биография, информация, личная жизнь


Его «Необыкновенный концерт» был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый посещаемый. Его куклы на сцене были очень живыми, а сами выступления яркими, задорными, местами трогательными. А сам руководитель этого действа Сергей Образцов всю жизнь любил одну женщину, был женат на двух, а самый крепкий брак у него получился с кукольным театром.

Первая любовь


Ему было всего 17 лет, когда он впервые влюбился. Он был студентом и только поступил на работу в детский дом учителем рисования. В этом же детском доме трудилась очень милая преподавательница Софья Семеновна. Почему-то у юного Сергея всегда замирало сердце, если она оказывалась вблизи.


Когда же он увидел ее с руководителем драматического кружка, то не нашел ничего лучшего, как спросить Софью Семеновну о романе с театралом.

Они в то время были вместе с детским домом в лагере в Рузе. Софья с удовольствием прогуливалась с ним вечерами, но вопрос о сопернике не давал покоя молодому учителю рисования. Он был столь застенчив, что вопрос задал не он сам, а его кукла, смешной арапчонок. Он сделал его когда-то собственноручно из папье-маше, надеясь что-нибудь заработать, продав. Но куклой никто не заинтересовался, и негритёнок стал его постоянным спутником. С его помощью он осваивал пение. Когда на занятии нужно было спеть романс, разыграв его сюжет, сам студент спрятался за стул, а кукла артистично и очень живо упирала руки в бока и отдавала команды аккомпаниатору.

Вот и теперь вопрос о романе Сонечки задал смешной негритенок. Соня от вопроса слегка опешила, но ответила, глядя прямо в глаза-бусинки куколки, что ее ничего не связывает с руководителем драмкружка.


Когда они вернулись в Москву, то на балу он решился впервые поцеловать Соню. А вечером рассказал об этом отцу. Отец, человек старой закалки, сказал, что Сергей должен теперь сделать предложение Софье Семеновне. Осенью они стали мужем и женой. Через три года у Образцовых родился сын Алешка. Сергей Владимирович нежно любил своего первенца, готов был на все ради жены и сына.


Он уже работал в Музыкальной студии МХТ и должен был уехать на длительные зарубежные гастроли. Софья Семеновна, зная, насколько чувствителен ее супруг, сказала ему на прощанье, чтоб он не слишком переживал, если у него случится там роман с какой-нибудь юной актрисой. Но разве мог Сергей Владимирович предать ту, которую любил больше жизни? По возвращении он не мог налюбоваться на свою, такую милую и родную супругу.

Но их счастью суждено было быстро закончиться. Софья скончалась сразу же после вторых родов. А Сергей Владимирович остался один, с новорожденной Наташей и четырехлетним Алешкой.

Жизнь продолжается


Он долгое время не мог выбраться из депрессии. Казалось, что его жизнь закончена. От былого счастья осталась только шаль Сони на спинке кресла в опустевшей квартире. Он не верил в то, что когда-нибудь снова сможет стать счастливым.

Но прошло три года после смерти Сонечки, и на гастролях Сергей Владимирович вдруг заметил Ольгу Шаганову. Хрупкую, по-цыгански красивую. Они стали общаться на почве любви к собакам. Для постановки во втором МХАТе, где он теперь работал, понадобилась собака. Образцов купил задорного сеттера Мая. А в другом спектакле участвовала питомица Шагановой – серый дог Муза. Когда МХАТ был на гастролях на Донбассе, они вместе выгуливали своих любимцев в скверике в городе Макеевке. И разместили их на ночлег в одном помещении – в парикмахерской, потому что ни в одну гостиницу или общежитие с собаками заселяться было запрещено. С гастролей они вернулись уже мужем и женой.


Ольга старалась заменить Алешке и Наташеньке маму. У нее всегда хватало времени, тепла и заботы для двоих малышей. Сергей Владимирович Ольгу, несомненно, любил. Но о Соне забыть у него не получалось. Когда ему было грустно, он уходил в кабинет и долго-долго смотрел на Сонечкин портрет, хранившийся у него в бюро.

Он нежно оберегал свою вторую жену Ольгу Александровну, трогательно о ней заботился, но с его грустью по неугасшей любви ей пришлось смириться.

Настоящая любовь



Сам Сергей Владимирович считал, что по-настоящему женат он на своих куклах. Они действительно жили в его руках, а потом и в руках его актеров. Они любили, страдали, грустили. Может быть, только потому, что он вдохнул в них эту жизнь, кукольные спектакли Образцова имели такой огромный успех во всем мире. Билеты на его представления раскупались мгновенно.


«Необыкновенный концерт» был сыгран больше шести тысяч раз и поставлен на театральных подмостках тридцати девяти стран. Зиновий Гердт, который был конферансье в этом спектакле, стал говорить со зрителями на разных языках.


Кадр из "Необыкновенного концерта". / Фото: www.puppet.ru

Сергей Образцов, начинавший когда-то свою трудовую биографию со скромной должности учителя рисования, стал Великим кукольником, которого любила вся страна, слушались куклы и уважали все советские правители. Ему позволялось то, что никогда и никому быть позволено не могло. Но он был такой единственный в стране, с его мнением невозможно было не считаться, а его талант – не почитать. Можно сказать, что равных ему мастеров кукольного жанра нет и поныне.


Кукла, которая когда-то просто помогала ему выражать свои эмоции, чувства, вживаться в роли, вдруг стала его самой большой любовью. Кажется, их судьбы действительно слились воедино, превратившись в самый настоящий брак Великого Мастера и его кукол. Он сам не раз говорил, что у них совместная линия жизни. Куклы стали его жизнью, его семьей, его профессией.


Наверное, именно этот «брак» и стал самым счастливым и самым удачным в его жизни. Он оказался даже сильнее смерти. Ведь Великий кукольник жив и сейчас в своих живых куклах. И жизнь эта будет длиться столько, сколько будут выходить на сцену его очаровательные создания.

Удивительно, но любовь всей своей жизни конферансье "Необыкновенного концерта" обрел именно благодаря этой постановке.

Страница:

Образцов Сергей Владимирович (1901-1992), русский актер, режиссер-кукольник. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий. Родился 22 июня (5 июля) 1901 в Москве, сын академика В.Н.Образцова.

После окончания реального училища поступил во Вхутемас (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. В 1922-1930 актер Музыкальной студии МХАТа (с 1926 - Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), в 1930-1936 - МХАТа 2-го. В 1923 состоялось первое сольное выступление Образцова с куклами. До 1931 Образцов сочетал актерскую работу в музыкальном и драматическом театрах с концертной деятельностью.

Я не люблю приезжать в ваш антисемитский город. В мое время порядочные люди не пускали антисемита на порог. (руководителям Украины и Киева)

Образцов Сергей Владимирович

В сентябре 1931 Образцов стал художественным руководителем вновь созданного Государственного центрального театра кукол. Первая премьера театра состоялась 17 апреля 1932 (спектакль Джим и Доллар по пьесе А.Глобы). Не сомневаясь в способности театра кукол быть нужным и полезным людям, Образцов верил, что драматургия нового театра должна рождаться вместе с театром, в процессе его поисков, экспериментов. За 60 лет работы в театре им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых.

Драматургия постановок была взрывной и не слишком утонченной: Образцов увлекался пародией, оживлявшей представления для взрослых, впрочем, в равной степени обращенных и к детям. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

Первый короткометражный кукольный фильм Образцова Глядя на луч полярного заката появился в 1938. Затем последовали документальные фильмы В Лондоне (1956), Повесть о пингвинах (1958), Кинокамера обвиняет (1968), Невероятная правда (1970) и др. Образцов осуществил постановки спектаклей По щучьему велению (1936) Е.Тараховской, Ночь перед Рождеством (1941) Е.Сперанского по повести Н.Гоголя, Король-олень (1943) Сперанского по пьесе К.Гоцци, Необыкновенный концерт (1946) Образцова, Илья Муромец крестьянский сын (1951) В.Курдюмова, Божественная комедия (1961) и Ноев ковчег (1968) И.Штока и др.

Президент Международного союза кукольников (1976-1984, с 1984 - почетный президент), профессор ГИТИСа (с 1973), член Союза писателей СССР, автор широко известных книг по вопросам искусства и публицистического характера (Актер с куклой, 1938; Моя профессия, 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон, 1956; Театр китайского народа, 1957, и др.), Образцов ставил спектакли, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса, пел романсы, выступал с сольными концертами, вел культурные программы на телевидении.

ОБРАЗЦОВ, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1901–1992), русский актер, режиссер-кукольник. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1971), лауреат Ленинской (1984) и Государственной (1946) премий. Родился 22 июня (5 июля) 1901 в Москве, сын академика В.Н.Образцова. После окончания реального училища поступил во Вхутемас (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. В 1922–1930 актер Музыкальной студии МХАТа (с 1926 – Музыкальный театр им. Немировича-Данченко), в 1930–1936 – МХАТа 2-го. В 1923 состоялось первое сольное выступление Образцова с куклами. До 1931 Образцов сочетал актерскую работу в музыкальном и драматическом театрах с концертной деятельностью.

В сентябре 1931 Образцов стал художественным руководителем вновь созданного Государственного центрального театра кукол. Первая премьера театра состоялась 17 апреля 1932 (спектакль Джим и Доллар по пьесе А.Глобы). Не сомневаясь в способности театра кукол быть нужным и полезным людям, Образцов верил, что драматургия нового театра должна рождаться вместе с театром, в процессе его поисков, экспериментов. За 60 лет работы в театре им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Драматургия постановок была взрывной и не слишком утонченной: Образцов увлекался пародией, оживлявшей представления для взрослых, впрочем, в равной степени обращенных и к детям. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран. Первый короткометражный кукольный фильм Образцова Глядя на луч полярного заката появился в 1938. Затем последовали документальные фильмы В Лондоне (1956), Повесть о пингвинах (1958), Кинокамера обвиняет (1968), Невероятная правда (1970) и др. Образцов осуществил постановки спектаклей По щучьему велению (1936) Е.Тараховской, Ночь перед Рождеством (1941) Е.Сперанского по повести Н.Гоголя, Король-олень (1943) Сперанского по пьесе К.Гоцци, Необыкновенный концерт (1946) Образцова, Илья Муромец крестьянский сын (1951) В.Курдюмова, Божественная комедия (1961) и Ноев ковчег (1968) И.Штока и др.

Президент Международного союза кукольников (1976–1984, с 1984 – почетный президент), профессор ГИТИСа (с 1973), член Союза писателей СССР, автор широко известных книг по вопросам искусства и публицистического характера (Актер с куклой , 1938; Моя профессия , 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон , 1956; Театр китайского народа , 1957, и др.), Образцов ставил спектакли, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса, пел романсы, выступал с сольными концертами, вел культурные программы на телевидении.

Умер Образцов в Москве 8 мая 1992. С целью освоения его богатейшего творческого наследия в 1998 был создан фонд С.В.Образцова, учредителями которого стали члены семьи Образцовых, а также деятели культуры, науки, представители делового мира, ГАЦТК им. С.В.Образцова.

Режиссер Государственного театра кукол, народный артист СССР.

Образцов Сергей Владимирович родился летом 1901 года в Москве, в семье потомственных дворян. Его отец был ученым, членом Академии наук СССР, дважды лауреатом Сталинской премии. Когда началась Великая Отечественная война, Владимир Образцов купил самолет ЯК-1 и подарил его герою Советского Союза Александру Лавренову , чем заслужил всероссийское признание.

Родители считали, что сын непременно должен окончить высшее учебное заведение, но Сергей целенаправленно поступил в училище, после чего стал студентом живописного факультета Высшей художественно-театральной мастерской.

Решение стать кукловодом Сергей принял еще в детстве, после того как мама купила ему первую куклу, одевающуюся на руку. Вместе с однокурсниками он начал изготавливать кукол и продавать их. При этом друзья замечали, что вокруг Образцова всегда собиралась целая толпа людей, и не было и дня, чтобы он не продал хотя бы одной игрушки.

Творческий путь Сергея Образцова

В 1923 году он должен был сыграть старика в спектакле Владимира Немировича-Данченко , но роль никак не удавалась ему. Тогда Образцов собственноручно сделал куклу старика и одел ее на руку – тут же появились нужные слова и интонации.

Сергей Образцов играл на сцене Музыкального театра Немировича-Данченко и Московского художественного академического театра вплоть до 1930 года, но за десять лет до этого он уже периодически выходил к зрителям с кукольными спектаклями.

Осенью 1931 года Сергей занял пост художественного руководителя Государственного академического центрального театра кукол. Из воспоминаний его внучки, Екатерины Михайловой:

– Дали ему тогда маленькую комнатку при доме эстетического воспитания детей. Он набрал несколько человек, но играть было нечего. А был такой потрясающий кукольник Иван Зайцев, иллюзионист, шпагоглотатель. Он вышел из бродячих артистов, и у него был настоящий балаган. Зайцев играл в разных стилях и системах – управлялся как с перчаточными куклами, так и с марионетками. И Сергей Владимирович попросил его немного поиграть под маркой своего театра. И Зайцев играл, а они в это время делали свой первый спектакль, который назывался «Джим и доллар». Именно с него идет отсчет театра Образцова, с 1931 года. Вокруг театра постепенно стали собираться люди. Пришел великолепный актер Евгений Сперанский, потом он начал писать и пьесы – знаменитый спектакль «И-го-го» его творение. Позже появились Семен Самодуров, Зиновий Гердт – все они стали народными. И вот вместе выдумывали спектакли – писали и делали кукол.

Более шестидесяти лет своей жизни Образцов посвятил театру. Используя опыт кукловодов со всего мира и изучая новые методики и теорию жанра, Сергей Владимирович представил более семидесяти спектаклей в России и за рубежом.

В 1973 году Образцов стал профессором ГИТИСа. Он также выступал в качестве кинорежиссера, на его счету такие документальные фильмы, как «Кинокамера обвиняет », «Необыкновенный концерт » и «Божественная комедия ».

В 1976 году Сергей Образцов возглавил Международный союз кукольников, а с 1984 года стал его почетным пожизненным президентом.

Режиссеру присвоено звание Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского.

8 мая 1992 года Сергей Образцов скончался на девяностом году жизни и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

5 июля 2011 года в Москве открылась выставка «Пространство кукол», приуроченная к 110-летию со дня рождения кукловода.

Из воспоминаний внучки Екатерины Михайловой:

– Он был счастлив тем, что ему никогда не было скучно. Он никогда не показывал своего настроения. Его можно было оставить в пустой комнате, где ничего интересного нет. Он бы тогда рассматривал эти прожилки. Господи, ну что вы все говорите, что дождь идет и плохая погода. Ну возьмите зонтик. Холодно – оденьте шубу. Жарко – снимите шубу! Вот и все.

Фильмография Сергея Образцова (режиссер)
  • Дон Жуан (ТВ) (1988)
  • Мистер Твистер (ТВ) (1977), короткометражка
  • Волшебная лампа Аладдина (1974)
  • Необыкновенный концерт (1972)
  • Божественная комедия (1961)

8 мая 1992 года ушел из жизни знаменитый русский актер и режиссер кукольного театра Сергей Владимирович Образцов . Знаменитый театральный деятель родился 5 июля 1901 года в Москве, в семье инженера-путейца и учительницы. Его отец - Владимир Николаевич - еще до революции дослужился до поста директора строительного училища и считал своего старшего сына, выбравшего актерскую карьеру, откровенным неудачником. Но несмотря на осуждение отца, юноша твердо решил связать свою жизнь с лицедейством. Свои первые выступления с театральными куклами Сергей начал еще в 19-летнем возрасте. Благодаря номерам в пародийном стиле уже к 25 годам артист стал невероятно популярным. В 1931 году он открыл знаменитый Центральный театр кукол, которым руководил до конца жизни.

Семейная же жизнь театрального режиссера складывалась непросто. Его первая супруга Соня неожиданно скончалась вскоре после рождения второго ребенка. 27-летний Образцов, безумно любивший жену, почти на три года впал в глубокую депрессию. Выйти из нее Сергею Владимировичу помогла актриса Ольга Шаганова. Она была по-цыгански красива, очень энергична, и быстро нашла путь к сердцу Образцова благодаря общему увлечению собаководством. Уже после первых совместных гастролей они поженились. Однако главной любовью Сергея Владимировича, по его же словам, стали... куклы. Именно «брак» с ними и оказался самым долгим а, может быть, и самым удачным в жизни легендарного «кукольника».

«Ваша жена не умеет плавать?» - однажды в Евпатории спросил Образцова писатель Анатолий Мариенгоф, любуясь точеной фигуркой Ольги Шагановой-Образцовой, которая на пляже отчего-то ни разу не сменила сарафан на купальный костюм. Образцов задумался: «Плавает ли Ольга? Сам не знаю. Я вообще-то с ней мало знаком. Вот Соня - та ужасно боялась воды...»

Слез больше не было. Разницы между днями и ночами - тоже. Сутки напролет Образцов лежал поверх одеяла на кровати и бесконечно курил. Ему было всего 27 лет, но что хорошего ждало его впереди? Зачем нужно было это лето, эти солнечные блики за окном, это поле, эта дальняя роща, этот птичий щебет? Почему все это есть, а Сони нет? Все, что осталось у него теперь, - ее любимая полосатая шаль да еще воспоминания…

…Вот ему 17 лет, и он только что устроился на свою первую службу. В детском доме «Улей» у Преображенской заставы весь педагогический состав: две учительницы - Софья Семеновна и Олимпиада Анемподистовна (одна молодая, добрая и красивая, другая злющая пятидесятилетняя старая дева), еще выпивоха преподаватель пения и неправдоподобно красивый руководитель драмкружка. Образцов стал пятым - его наняли учителем рисования. Ведь он - студент Вхутемаса, почти художник. И еще, между прочим, учится на певческом отделении частной консерватории. Служба, две учебы… Концы по Москве неблизкие, километров по двадцать в день. И все пешком: извозчики давно исчезли из города - заканчивался голодный 1918 год.

Зато в детском доме Сереже дали хороший паек: мороженую картошку, чечевицу, конину, жмыхи. Все это он погрузил в заплечный мешок, идет, боится, как бы не налетели «попрыгунчики», - рассказывали по Москве всякое о банде грабителей в белых балахонах, с пружинами на ногах: налетят, собьют с ног, схватят что есть ценного - и нет их. Попрыгунчиков, слава богу, не было. Зато впереди Сережа углядел две смутно знакомые фигуры. Одна милая, ладная, в драной кроличьей курточке с высоким воротником. Другая важная, осанистая, в каком-то неслыханном пестром артистическом пальто, кажется сшитом из пледа. Так и есть, знакомые: учительница Софья Семеновна и руководитель драмкружка из «Улья». Неужели у них роман? И у Сережи отчего-то тоскливо сжалось сердце…

Лето. Всем «Ульем» выехали в лагерь в Рузу. Луга, лес, солнце, а дали такие, что глаз не достает. В пять утра всем кагалом ходили в деревню, косить. Крестьяне платили яичницей с луком, хлебом и кувшинами молока. По вечерам гуляли вдоль Рузы, до самого впадения в Москву-реку, - это уж вдвоем с Софьей Семеновной. Исподтишка он любовался на простоватое и милое лицо в профиль, густые волосы, расчесанные по-девичьи на пробор, на ее смуглую ручку с коротко остриженными ногтями и чуть кривоватым трогательным мизинчиком. Невыясненным оставался вопрос о сопернике. И Образцов решился спросить, воспользовавшись одним своим давним испытанным приемом…