Инф. технологии

Образование и воспитание Базарова в романе "Отцы и дети". Характеристика главного героя

В романе «Отцы и дети» особенно выразительно проявились философские интересы Тургенева (напоминаем, он был именно философом по университетскому образованию).

Философские взгляды Тургенева в произведении

А.И. Батюто показал, что в ряде мест произведения вкраплены, например, реминисценции из трудов Б. Паскаля (так, они активно использованы в предсмертном монологе Базарова). С некоторыми мыслями Паскаля Тургенев солидаризуется, некоторые активно оспаривает. Любовь и смерть, жизнь и смерть, жизненное призвание человека — вот те глобальные проблемы, «вечные» темы искусства, которые поднимаются автором в его самом знаменитом романе. Прямо или подспудно присутствуя в тексте «Отцов и детей», они придают им особый интонационно-смысловой разворот и в значительной мере обусловливают высокую художественную значимость, саму литературно-читательскую «долговечность» этого тургеневского произведения. Давно утратив свою злободневность, так привлекавшую современников, «Отцы и дети» сохранили, однако, помимо названных глобальных «вневременных» проблем еще и яркую экстравагантность образа главного героя, фраппирующего здесь и эпатирующего окружающих именно так, как во все времена часто старается вести себя молодежь, желающая выглядеть оригинально и необычно.

Молодой врач Базаров справедливо полагает, что причины телесных болезней как медик знает лишь «приблизительно», однако думает, будто точно знает причины общественных «болезней» и способы их лечения — хотя тут он отнюдь не специалист.

Поведение Базарова

Базаров и Аркадий Кирсанов поочередно посещают в романе четыре места: родной дом Аркадия, губернский город, поместье Одинцовой (трижды) и дом родителей Базарова (по его словам, сам он, сын военного лекаря, отнюдь не вырос в нем и вообще прожил там всего лишь «года два сряду», все время «ведя бродячую жизнь» с родителями — то есть и родного дома у этого глубоко несчастного человека нет). Базаров всюду держится обычно с грубоватой бравадой, граничащей с хамоватостью (лишь рядом с Анной Одинцовой он временами как бы «приоткрывается», делается более естественным). Явно стесняясь перед Аркадием бедности и незнатности своих «стариков», он в их доме лишь усиливает подобные черты (как бы поглубже напяливая на себя привычную «речевую маску»): например, зло трунит над собственным покойным дедом, суворовским офицером, и неоднократно без видимых причин «одергивает» отца, нападая на его старомодную романтическую фразеологию (так, отец шутливо предлагает идти «в объятия к Морфею», а сын тут же сварливо поправляет: «То есть пора спать» и т. п.).

Базаров и родители

Интересно, что именно у родителей Базаров начинает развивать перед Аркадием пессимистические философемы, сначала непривычные в его устах («часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет» и т. п.). Подобные рассуждения отчасти психологически мотивируются потрясенно-подавленным состоянием Евгения после неудачного финального объяснения с Анной (он понял, что она его не любит и не полюбит никогда), отчасти исподволь подготавливают скорый и внешне неожиданный трагический финал романа (сюда же относится яма с осиной на краю, на которую Евгений вдруг указывает Аркадию). Здесь же читатель знакомится и с нехитрыми наивно-материалистическими представлениями Базарова, что все в мире якобы зависит «от ощущений» и все ими обусловливается («принципов нет, а есть ощущения», «и честность — ощущение» и пр.).

Дуэль Базарова

После возвращения Базарова в имение Кирсановых Марьино автор проводит своего главного героя через весьма характерную ситуацию. В доме Николая Петровича, отца Аркадия, живет крестьянка Фенечка — мать его ребенка. Базаров однажды позволил себе поцеловать эту молодую женщину. Поступок грубый, неуместный, и старший брат Николая Петровича Павел вызвал оскорбителя семейной чести на дворянскую дуэль (Павел Петрович втайне сам почти влюблен в Фенечку, которая напоминает ему его юношескую любовь княгиню Р., невольно скрашивая своим присутствием где-то неподалеку его полусуществование). В сцене дуэли немало иронических, если не пародийных, параллелей с дуэлью Онегина и Ленского из «Евгения Онегина» (подобно Онегину, Базаров предлагает в свидетели простого камердинера, подобно ему, неопытен в стрельбе, но нечаянно побеждает противника и т. п.). Впрочем, финал тургеневской дуэли имеет почти фарсовый характер: презирая это «феодальное» дело, везде изображая из себя чуждого аристократам простолюдина, Базаров, тем не менее, неожиданно точно поражает Павла Петровича в ляжку (прицел в ляжку полагался, когда дворянин-дуэлянт намеревался лишь легко ранить противника); при этом пуля Павла Петровича «зыкнула» у его виска — явная сюжетная реминисценция пушкинского «Взвести друг на друга курок и метить в ляжку иль в висок». После этого события Евгений возвращается к своим родителям (по дороге побывав в имении Анны Одинцовой), а дома заражается тифом, случайно порезав палец во время медицинского вскрытия трупа больного мужика, и в расцвете сил умирает.

Смерть Базарова

На протяжении сюжета различные герои неоднократно высказывали уверенность в том, что Базарову уготовано великое будущее, да и сам он не раз выражает свое намерение многое в жизни свершить. Однако Евгений уходит из жизни — уходит мужественно, но не успев свершить ничего. Гибелью героя Тургенев подтверждает и иллюстрирует свои собственные излюбленные мысли, о которых А.И. Батюто в уже упоминавшейся работе справедливо писал:

«Итак, базаровские размышления о жизни и смерти, о вечности и человеческом ничтожестве близки авторским раздумьям, а через автора — мыслям Паскаля» (а также, о чем не раз говорилось в науке, мыслям старшего тургеневского современника А. Шопенгауэра).

Не следует однако думать, что смысл тургеневских раздумий замыкается на безысходном пессимизме в духе того же Шопенгауэра. Да, Базаров бесплодно гибнет (до гибели успев почти разувериться в самой возможности тех «великих» свершений, к которым себя готовил), зато Аркадий Кирсанов, подобно своему отцу Николаю Петровичу, становится прекрасным семьянином (и притом хорошим хозяином). Его венчают в сельской церкви с Катей (младшей сестрой Одинцовой) в тот же день, когда Николая Петровича венчают с Фенечкой. Не случайно ребенка своего Аркадий назовет в честь отца Колей: именно отец и сын Кирсановы, их жены, а затем их дети проживут жизнь так, как жили отцы, как должно простому человеку; проживут, свершив лишь то, что смертному человеку надлежит.

Базаровский тип

Однако философским аспект романа, несомненно, исключительно важный для автора, был явно недооценен современной критикой и вообще мало замечен читателем тургеневского времени, нашедшим жгуче интересные для себя проблемы в иных сторонах многогранного сюжета «Отцов и детей». Книга Тургенева стала настольной у русской молодежи. Вскоре после выхода романа как по волшебству явился в реальной жизни страны и базаровский тип — тип разночинца-нигилиста, пытающегося презирать искусство, отрицать его общественное значение («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — говаривал Базаров), увлеченного естественными науками, воспринимающего через их призму и законы развития общества (так называемый «социал-дарвинизм»). В стране Ломоносова, Лобачевского и Менделеева эти реальные молодые люди, как правило, по-базаровски «не имели лестного понятия» об отечественных ученых, по-базаровски же считая «немцев» своими «учителями».

И.С.Тургенев обладал удивительной интуицией. Гениальность писателя заключается в том, что он умел чутко вслушиваться в российскую жизнь и находить в ней ростки нового, самого актуального. Так в конце 50 — начале 60 годов он увидел в России новый тип героя, который приходил на смену герою-дворянину.

Образ Базарова — новый герой русской литературы

Первый героем в галерее таких образов в творчестве писателя стал Евгений Базаров.

На смену герою-дворяниу приходит герой-разночинец

И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:

В этом замечательном человеке (прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

Детство Базарова

О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем, что его дед был крепостным

«Мой дед землю пахал»,

с гордостью заявляет герой.

Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.

Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.

Базаров — разночинец

И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром писал:

«Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».

Образ Евгений Базарова как человека дела

Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:

  • в отношении к обитателям Марьина,
  • в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
  • в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.

Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью (уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.

Базаров — нигилист

Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции

(«Прекрасно то, что полезно»).

Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.

Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

Для Базарова — практика есть критерий истины

Практика является для него критерием истины. Эксперимент — единственный способ изучения природы. При этом искусство и красота оказываются понятиями ненужными. Практицизм позиции в образе Базарове выражен в его словах:

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Евгений Базаров как человек идеи

Этим он интересен и писателю, и читателю. Но его идеи бесплодны, в основе их разрушение, именно в этом видит герой свое назначение («место расчистить», что напоминает слова русского перевода «Интернационала» — «до основанья»). Позиция главного персонажа романа неприемлема для Тургенева.

Сила характера Базарова проявляется в сценах смерти

Сила характера Базарова-человека проявляется в сценах смерти. Во-первых, смерть — это то, что нельзя отрицать. Так вечная природа спорит с человеческими теориями. Во-вторых, в смерти Евгений и становится человеком, чутким, нежным, поэтичным, мужественным. Примечательна фраза, сказанная им перед смертью:

«Я нужен России… Нет видно, не нужен.»

Так сам герой отвечает на вечный вопрос русской действительности и русской литературе — вопрос о герое времени. В эпилоге романе Тургенев, описывая могилу Базарова, говорит о вечности природы и суетности человеческой жизни.

Наша презентация

Центральное место в композиции произведения отведено образу Базарова. Главный герой романа – врач по образованию, нигилист по призванию и мироощущению. Он далек от исскусства. Его не привлекают поэзия, театр, балет. Он считает, что "порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта". Точка зрения весьма и весьма спорная. С ней можно как соглашаться, так и отвергать её, но вместе с тем её нельзя отрицать. Несмотря на холодный рационализм и маску ярого призрителя всего нежного и трепетного – Базаров романтик. Тургенев подтверждает это не раз на протяжении всего романа, но полностью очевидно это становится в сцене смерти главного героя.

Внешний вид Базарова довольно-таки необычен. Он высок "облачен в длинный балахон с кистями". Лицо у него "длинное и худое с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум".

Читая роман Тургенева нельзя не отметить глубокий ум и широкие познания в науки у Базарова. В его речах нет ни капли поверхностности. Его необыкновенный ум подтверждается увлеченностью различными научными экспериментами. Главный герой склонен и умеет анализировать проблемы современного общества.

Базаров – человек труда. Тургенев подчеркивает это, дав его рукам описание "красные" и "мозолистые". Во время своего пребывания в Марьино дела Базаров не забывал. Каждое утро он просыпался раньше всех и приступал к работе.

Евгений Васильевич Базаров обладает не дюжей гордостью и тщеславием. Он не спешит преклоняться перед аристократами. Это утверждение можно смело проиллюстрировать следующим примером: "Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал".

Помимо ума и гордости Базаров обладает остроумием и находчивостью. Он за словом в карман не лезет. Во время спора с Павлом Петровичем у него всегда находится остроумная реплика. Сила Евгения Васильевича в том, что он уверен в правоте своей мысли.

Базаров презирает условности и правила этикета установленные аристократическим обществом, но он без высокомерия относится к простым людям. Когда Николай Петрович заволновался, что Базаров с презрение отнесется к его чувствам к Фенечке, Аркадий сказал: "Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого".

В романе хорошо видно, что деревенские мужики уважают Базарова и считают его простым и умным человеком, но, несмотря на это, воспринимают его как шута горохового. Это противоречивое отношение отражено в репликах в его адрес со стороны деревенских. Евгений Васильевич чужой для них, так как не знаком с бытом русского крестьянина.

Говоря о любовных похождениях Базарова, Тургенев пишет, что он "был большой охотник до женщин и до женской красоты..." Но несмотря на это его душа ищет настоящую любовь. Однако его цинизм и материализм мешают ему понимать людей и являются серьёзным препятствием для любви. Чувства Базарова к Одинцовой могли стать шансом на спасение его души. Счастье было возможно, но он так и не смог совладать с материализмом и цинизмом. Тургенев подчеркивает, любовь не может существовать вместе с цинизмом и нигилизмом. Во время признания в любви Одинцовой показалось, что романтическая натура возобладала над цинизмом Базарова, но этого не произошло. Евгений Базаров ушел с твердым намерением победить в себе чувства. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова. Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. Однако несмотря ни на что он остается верен им.

В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру – ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием.

Благородство Базарова сразу бросается в глаза. Тургенев подчеркивает тот факт, что его герой не способен на подлость и предательство. Он честен сам с собой и окружающими. Его благородство оценил даже Павел Петрович: "Вы поступили благородно...".

Судьба Базарова трагична. Трагедия предсказуема. Все повествование готовит читателя к трагическому финалу. Основная моральная трагедия Базарова состоит в том, что он так и не нашел единомышленников. Ему встречались лишь временные попутчики, которые неминуемо покидали его, обрекая на одиночество, которое с каждым разом становилось все острее и острее. В данном аспекте очень правдиво звучат слова Катерины, которая говорит следующее: "Ну, так я вам скажу, что он... не то что мне не нравится, а я чувствую, что и он мне чужой, и я ему чужая... да и вы ему чужой".

Несмотря на всю идейность, Евгений Васильевич Базаров был очень одиноким человеком. Аркадий не может претендовать на роль друга и соратника Базарова. Его увлечение Базаровым – не более чем дань молодости. При этом он все-таки лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его "последователи" изображены сатирически. Ситников и Кукшина видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой "моде".

Сам Тургенев признавал, что этот герой "все-таки стоит еще в преддверии будущего". Автор "Отцов и детей" признается: "Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, – и все-таки обреченная на погибель". Мне кажется, что Тургеневу удалось создать именно такой образ. И он занял свое достойное место в ряду литературных героев XIX века. Д. И. Писарев дал такую оценку главному герою "Отцов и детей": "...у Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое".

Евгений Базаров - главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Его по праву можно считать неординарной, выдающейся личностью с трагической судьбой. Образ Базарова в романе представлен автором очень ярко, мы словно видим перед собой этого могучего, смелого, с большими красными руками. К сожалению, жизнь героя оказалась слишком коротка для его полной самореализации. Для того чтобы оценить масштаб личности этого персонажа, попробуем вспомнить, каким было его образование, воспитание, как все это могло отразиться на его характере.

Родители Базарова

Евгений Базаров - сын уездного лекаря и дворянки. Его родители Василий Иванович и Арина Власьевна любят сына, да и Евгений, хоть и ведет себя сдержанно, даже сурово, испытывает к ним самые нежные чувства. Именно они были теми, кто осуществлял воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» о родителях сказано совсем немного, однако этого достаточно, чтобы понять, насколько Евгений дорог им, чего только стоит сцена их встречи.

Отец Базарова очень старается выглядеть в глазах сына современным, он боится показаться ему скучным во время их встречи, которая произошла после трех лет разлуки. Дело Василия Ивановича, видимо, помогло определиться молодому человеку в жизни, он тоже стал врачом. Как бы сын ни относился к отцу, именно он был тем, кто осуществлял воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» Евгений - сторонник того, чтобы заниматься делом, которое обязательно должно быть полезным. Как бы ни показывал сын пренебрежение к этому родному человеку, Василий Иванович в его глазах был тем, кто действительно приносит пользу.

Мать Базарова, Арина Васильевна - дворянка по происхождению. Она суетлива, малообразованна, старомодна, сильно верит в Бога. Арина Власьевна, несомненно, также внесла свой вклад в воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» говорится, что такая женщина должна была родиться примерно двести лет назад. Она, безусловно, очень заботилась о сыне, он с детства видел ее бесконечную любовь. Именно благодаря Арине Васильевне Базаров смог стать таким сильным и уверенным в себе человеком.

Взаимоотношения между родителями и Базаровым

Сказанного выше вполне достаточно, чтобы понять, как родители относятся к Евгению. Он - их единственный сын. Глава, в которой Евгений приезжает в отчий дом, просто переполнена родительской любовью. Они так рады, так волнуются, так стараются угодить! Арина Васильевна хочет спросить, надолго ли он приехал, но боится прогневить любимого сына. Евгений - смысл жизни этих пожилых людей.

Как же относится к ним Евгений? В глубине души он, безусловно, любящий сын, хотя на первый взгляд кажется, что он не ценит их нежную заботу, даже как будто пренебрегает. Эти сердечные люди знают Евгения с младенчества, ведь они осуществляли воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» есть фраза, которую Евгений говорит о родителях: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Это он сказал Одинцовой перед смертью. Такое получил Базаров воспитание.

Цитаты, способной ярче показать истинное отношение героя к родителям, найти нельзя. Отцовские и материнские заботы не прошли даром. Кажущееся пренебрежение, раздражение - это прежде всего некоторая зависть и злость на себя. У Базарова нет человека, который мог бы заполнить все его мысли, нет и дела, которое могло бы поглотить полностью его недюжинный ум. Жизнь Евгения не наполнена смыслом так, как жизнь его родителей, которые внешне заняты разными мелкими заботами. Им не нужно искать великие дела, ведь у них есть смысл жизни, это их любимый сын.

Образование Базарова

Базарова с очень раннего возраста становится его собственной заботой. Он стремится к развитию. Евгений, как известно, не был сыном богатых родителей, поэтому зарабатывает на образование сам. безусловно, увлекает Базарова. Он любит трудиться, не терпит праздности. Смысл человеческой жизни, по его мнению, - приносить пользу.

Взгляды на общественное устройство

«Неблагородное» происхождение Базарова (он разночинец) показывает, что значение дворянства в общественной жизни отходит на второй план. Аристократы, по мнению главного героя, не способны к действию. Автор произведения признается, что в своем романе он хотел подчеркнуть несостоятельность дворянства.

Базаров глубоко разделяет идеи нигилизма. Он отрицает общественные устои, ценности, достижения культуры. Он не ценит красоту природы.

Быть или казаться?

Как часто мы пытаемся казаться не такими, какие мы есть на самом деле. Нам кажется, что так мы будем лучше, привлекательнее.

Базаров в глубине души - добрый и чуткий человек. Возможно, с возрастом он стал бы похож на своего заботливого отца, Василия Ивановича.

Увлекшись идеями надевает на себя маску циника. Он отвергает все, что не приносит практической пользы. Однако жизнь поразительным образом заставляет человека увидеть в себе те качества, которые он старается спрятать от себя и других. Отрицая любовь, Евгений тем не менее обнаруживает в себе сильное чувство к Стараясь избегать родителей, Базаров приходит к пониманию, что они - самые на Земле.

Роман заканчивается смертью главного героя. Принципы, по которым он жил, оказались несостоятельными, а новые идеалы так и не появились.

В романе «Отцы и дети» И. Тургенева благодаря Базарову раскрывается конфликт старого и нового поколений. Он нигилист, приверженец модного в то время течения. Нигилисты отрицали все — красоту природы, искусство, культуру, литературу. Евгений, как истинный нигилист, жил практично и рационально.

Каков характер Базарова? Он человек, достигший всего сам. Он верит не в искусство, а в науку. Поэтому, отчасти, природа для него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Его убеждения во многом мешают ему по-настоящему ценить человеческие отношения — к Аркадию он относится исключительно как к младшему товарищу, их общение держится на интересе к нигилизму. К своим родителям, которых он искренне любит, он обращается снисходительно. Они же робеют и теряются перед ним.

Казалось бы, человек, который отрицает любые человеческие слабости, чувства, живет только рационализмом, добьётся всего. Он убедит в своей правоте всех, ведь в основе его аргументов — факты, наука, разумные доводы. В спорах с ним теряется Павел Петрович Кирсанов, а уж Николай Кирсанов и вовсе побаивается вступать с ним в споры.

Взгляды Базарова на любовь, в силу нигилизма, тоже специфичны. Он рассматривает отношения между мужчиной и женщиной исключительно с биологической стороны, ничего загадочного и романтичного он в этом не видит. «Любовь - белиберда, непростительная дурь», — говорит он. Когда Аркадий откровенничает с ним о «загадочном женском взгляде», Евгений лишь высмеивает его, объясняя другу анатомию глаза, утверждая, что таинственности там взяться неоткуда; все глаза анатомически одинаковы. Но судьба сыграла с Базаровым злую шутку: она проверила твердость его убеждений любовью, но проверку эту он не прошел.

Знакомство с Одинцовой стало для Базарова роковым. Общаясь с ней, он находит «романтика в самом себе». На время Евгений забывает о своих взглядах. Однако когда не получает взаимности, он пытается сам себя убедить, что это было лишь мимолетным наваждением. Что он все тот же прежний нигилист, которому нет дела до романтичных глупостей. Он пытается забыть о своих чувствах, заняться работой, отвлечься. Но внутренне он переживает уже совсем другие эмоции. Все его действия после отъезда от возлюбленной — не более, чем самообман.

Базаров умирает от того, что заразился тифом из-за неаккуратности во время работы с тифозным трупом. Казалось бы, он мог обработать рану и предотвратить такой трагичный финал собственной истории, но Евгений полагается на случай, относится с безразличием к собственной судьбе. Почему же Базаров вдруг опускает руки? Причиной тому — несчастная любовь. Тот фактор, с существованием которого он отказывался мириться.

Базаров признает свое поражение Одинцовой, когда та по его просьбе приезжает к нему перед его смертью. Это, пожалуй, первый раз, когда герой признается сам себе, что любовь взяла над ним верх, он «раскис». По сути, он повторил судьбу Павла Петровича, пошел по той дороге, которую презирал.

Возможно, именно это упрямство, нежелание пересмотреть свои правила и привело Базарова к проигрышу. Проигрышу перед судьбой. Но то, что он признал свое поражение, разве не является победой? Победой над самим собой? Пусть совсем незадолго до смерти, но герой нашел в себе силы признать свои неудачи, признал, что все, во что он верил безоговорочно, оказалось не таким прочным на поверку. Новый Базаров победил старого Базарова, и такая победа заслуживает уважения.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!