Семья и Дети

Обычай выпускать весною птиц на волю. Александр Пушкин — Птичка: Стих

Этот двунадесятый (один из 12 основных) церковный праздник установлен в память о том, как Архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира.

У нас, на Руси, с Благовещения в старину начинали год. По благочестивому верованию русского народа, в этот день, как и на Пасху, солнце «играет» и грешников в аду не мучают.

В дореволюционной России существовал обычай: в день Благовещения многие православные семьи выпускали из клеток птиц на волю. В Москве их покупали на Охотном ряду. Обычай отпускать птиц символизировал стремление человеческой души в день возвещения свободы всему миру освободиться от пут греха и соединиться с небом.

Об этом красивом и трогательном обычае образно поведал в стихотворении «Птичка» Александр Пушкин:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

А вот строки из «Лета Господня Ивана Шмелева:

«…Солодовкин запускает руку под коленкор, там начинается трепыхня, и в руке Солодовкина я вижу птичку.

— Бери в руку. Держи — не мни… — говорит он строго. — Погоди, а знаешь стих — «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? Так, молодец. А — «Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей»? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!..

Я до того рад, что даже не вижу птичку, — серенькое и тепленькое у меня в руках. Я разжимаю пальцы и слышу — пырхх… — но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот, она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… — и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. А Солодовкин все еще достает под коленкором. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу. Отец зовет: «иди, садовая голова!» Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает наша новая пролетка, вылезают наши и тоже выпускают. Проходит Василь-Василич, очень парадный, в сияющих сапогах — в калошах, грызет подсолнушки. Достает серебряный гривенник и дает Солодовкину — «ну-ка, продай для воли!». Солодовкин швыряет гривенник, говорит: «для общего удовольствия пускай!» Василь-Василич по-своему пускает — из пригоршни».

В русской православной иконографии есть один удивительный образ Божией Матери, который называется Страстным Благовещением. Поражаешься вдохновенной мыслью творца этой иконы.

Если в момент Благовещения Архангел Гавриил держал в руке лилию, то на иконе Страстного Благовещения он держит в руке крест, а у Божией Матери на руках Богомладенец Христос и справа от Христа - слова Богородицы: «О, Архангеле! Уже прежде ты возвестил Мне радость, что Я зачну во утробе и рожду миру Сына Божия, царству Которого не будет конца. Теперь вижду Тебя с крестом и ужасаюсь».

Рядом - другие слова, которые символизируют ответ Архангела: «Подобает Сыну Человеческому много пострадать и распяту быть, и погребенну, и в третий день воскреснуть».

Не правда ли, все это можно отнести и к России?

В день нынешнего праздника по возрожденной в последние годы традиции проходит Божественная литургия в Благовещенском соборе Московского Кремля. Ее возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Богослужение здесь совершается только один раз в году - именно на Благовещение.

Затем на Соборной площади Кремля Святейший Патриарх Кирилл, как это делал и возродивший традицию почивший Первоиерарх нашей Церкви Алексий II, вместе с духовенством Москвы и учащимися православной гимназии «Радонеж», которые причастятся в этот день за богослужением, выпустят на волю стаю голубей.

Специально для Столетия

«Птичка» Александр Пушкин

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

Анализ стихотворения Пушкина «Птичка»

Миниатюра «Птичка» написана Пушкиным в 1823 году. В то время он пребывал в южной ссылке. Туда поэта отправили за ряд стихотворений, по мнению властей, не соответствовавших статусу чиновника на государственной службе. Изначально Александру Сергеевичу грозили наказания куда хуже: заточение в Соловецкий монастырь или высылка в Сибирь. Помогли Пушкину хлопоты друзей. Особенно важную роль сыграло заступничество Карамзина. В итоге вольнолюбивого поэта определили на службу в кишиневскую канцелярию, которой заведовал генерал от инфантерии Иван Никитич Инзов, человек строгий, но честный и справедливый.

Беловой автограф произведения найден в письме к Гнедичу от тринадцатого мая 1823 года. В нем Пушкин сначала рассказывает о традиции, бытующей среди простого народа. Согласно ей, в Светлое Воскресенье необходимо выпускать на волю птиц. Вдохновленный этим обычаем, Александр Сергеевич создал «Птичку». Лирический герой стихотворения, находясь на чужбине, совершает благой поступок в «светлый праздник старины», то есть на Пасху. Выпустив птичку на свободу, он не просто демонстрирует христианское милосердие, но словно становится ближе к родным краям. Доброе дело дарует ему утешение. Герой понимает, что не имеет право роптать на Господа, пока у него есть возможность подарить волю хотя бы одному существу на земле. Здесь стоит вспомнить еще об одном христианском обычае, относящемся к Пасхе. Речь идет о том, что у православных было принято выкупать из тюрьмы невинных должников.

На сюжетном уровне пушкинская «Птичка» связана сразу с двумя лирическими произведениями девятнадцатого столетия. Первое – «К птичке, выпущенной на волю» Антона Антоновича Дельвига. Второе – «Птичка» Федора Антоновича Туманского. Согласно свидетельству Льва Сергеевича Пушкина, трио стихотворений создавалось в рамках своеобразного поэтического состязания. Все авторы использовали один сюжет – лирический герой отпускает на свободу птицу. Есть и другие общие черты – произведения состоят из двух четверостиший и написаны четырехстопным ямбом. Нельзя точно сказать, в каком порядке создавались стихотворения. Главная тому причина – неясная датировка «Птички» Тумановского. Как правило, встречаются три варианта – 1822, 1826 и 1827. Интересно, что в девятнадцатом веке восьмистишие Федора Антоновича многие читатели считали лучше вариантов Пушкина и Дельвига.

Чиж — Spinus spinus

Александр Пушкин в своем письме из Кишинева Николаю Гнедичу 13 мая 1822 г. писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? Вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:

В чужбине свято наблюдаю,
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю,
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(А.С.Пушкин. 1823г.)

Обычай, о котором в стихах говорит Пушкин, сохранился у русского народа до XX столетия и был связан с весенними праздниками. В одних местах России птиц выпускали на Пасху, в других местах — на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по-старому стилю). Владимир Иванович Даль пишет: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье». (В. И. Даль 1862 г., стр. 977). В Санкт-Петербурге приходился на Пасху.

Чижик — Spinus spinus

Чиж — Spinus spinus

В книге «Быт русского народа» (1848 г.) этнограф и археолог Александр Власьевич Терещенко (1806 — 1865) писал об обычае освобождения птиц из неволи следующее: «В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России.

В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль - и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. …Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на то, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» (А. В. Терещенко 1848, часть 6, стр. 97-98).

У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.

«Уж ты, ластовка, ты косатая,
Ай лели-лели, ты косатая!
Ты возьми ключи, лети на небо.
Ай лели-лели, лети на небо!
Ты запри зиму, отомкни лето.
Ай лели…»

Вот ещё одна из песенок, записанная в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки — чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята — молодцы,
Воры — воробьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички… и т. д.»
(А.А. Коринфский 1901 г., стр. 195-196).

Украинский этнограф Пётр Васильевич Иванов (1837 – 1931 г.г.) писал в 1907 году о том, что украинцы, живущие в Купянске в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи». (П. В. Иванов 1907г., стр. 84).

Обычай освобождения птиц из клеток известен всем восточнославянским народам — русским, украинцам, белорусам. Старое народное объяснение этого обычая гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил.

В Грузии был древний обычай выпускать птиц-посланников на волю. В начале XIX века, жившая в Москве грузинская княгиня купила на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте привет от меня – это пример модернизованного понимания древнего обычая.

В чём древний смысл обычая отпускать весной птиц на волю?

Чечётка — Acanthis flammea — Redpoll

Все древние обычаи известны не только одному народу, а многим или, во всяком случае, нескольким народам мира. В памяти одних народов обычаи сохранились лучше, у других — хуже, у одних народов сохранились древнейшие объяснения обычая, у других - более новые.

Обычай отпускать птиц весной известен анатолийским туркам. В 1906 году Русский ученый востоковед, академик АН СССР Владимир Александрович Гордлевский (1876-1956), посвятивший многие годы изучению истории Турции. От уроженца Сиваского вилайета он записал в Стамбуле: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, турецкие крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, то есть в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая: Азатбузат, дженнети гöзет! (Вот ты свободна, так сторожи рай).

А вслед улетающим куропаткам турки кричат: «Не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» (В. А. Гордлевский 1910 г., стр. 177-178). Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу, как на вестника и посланца к Богу.

Путешественник, исследователь Северного полюса, Ямала и севера Тюменской губернии Кушелевский Юрий Иванович (1825-1880) в «Путевых записках» 1868 года писал о том, что ненцы (самоеды) считают, что птицы летят к доброму и высшему богу Нуму, сотворившему мир. (Ю. И. Кушелевский 1868 г., стр. 116). У своих жилищ якуты ставят длинный кол, на вершине которого укрепляют деревянные фигуры летящей птицы: вороны, орла, чайки, или По старинным верованьям якутов, вид птицы принимает богиня Эехсит, она «посредник между божеством и человеком». Богиня принимает просьбы людей, относит Богу и приносит им божеские повеления». («Описание якутов», 1822 г., стр. 211-212).

В древности у монгольских народов было обычай выпускать на волю диких зверей, заклеймив их. Первый бурятский учёный, востоковед, Доржи Банзаров (1822-1855г.г.) упоминает о том, что иранский придворный историк Мирхонд (1433 -1498 г.г.) записал, что Чингисхан после охоты-облавы приказывал клеймить и выпускать зверей. (Д. Банзаров 1891, стр. 93,). Этнографы и исследователи Клеменц Д. А. и Хангалов М. Н. в 1910 году писали о том, что бурят-монголы, в старину, тоже клеймили и отпускали на свободу зверей. (1910, стр. 150).

Коноплянка — Acanthis cannabina — Linnet

Московка — Parus ater — Coal Tit

Наложение клейма на пойманного зверя свидетельствует, что выпускаемый зверь был посланцем, ходатаем перед демонами за человека, освободившего их.
Древний русский обычай совершенно не связан с занятием охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек. В старой Москве, в Охотном ряду, на Птичьем рынке продавали лесных певчих птичек в качестве певчих комнатных птиц. Обычай держать в доме, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространён у русских, как бытовая традиция, именно, это способствовало сохранению древнерусского обычая. У анатолийских турок бытовая обстановка обычая выпускать птиц на волю, схожа с русским обычаем, но всё же несёт другую смысловую нагрузку.

Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут ». Древнерусское слово «ирья» (от слова ведического санскрита ) проникло к якутам и сохранилось в языке, как «рай» (Ионов 1914, стр. 349). Отсюда происходит объяснение турецкому поручению, выпускаемой куропатке: «Сторожи рай!».

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

Анализ стихотворения «Птичка» Пушкина

Стихотворение «Птичка» (1823 г.) было написано Пушкиным в Южной ссылке. Поэт послал его в письме к Н. И. Гнедичу, объяснив, что оно посвящено трогательному русскому народному обычаю выпускать на волю птиц в Светлое воскресенье.

Несмотря на миниатюрный размер и внешнюю незамысловатость Пушкин затрагивает в произведении серьезные темы. В первую очередь, он подчеркивает свою святую преданность заветам родины. Юг Российской империи в то время воспринимался как совершенно особый регион, не имеющий ничего общего с русскими землями. Даже в сознании обычных людей это была чужбина. Что уж говорить о романтически настроенном Пушкине, который находился там по принуждению. Даже чисто русское высшее общество на Юге невольно перенимало местные обычаи и нормы поведения. Выпустив птицу в Светлое воскресенье, лирический герой демонстративно подчеркивает, что не намерен подчиняться местным правилам. Такое поведение свидетельствует о горячем желании Пушкина как можно скорее вернуться на родину.

Во втором четверостишии просматривается скрытый упрек поэта в адрес царской власти. В один из главных христианских праздников Пушкин окончательно смирился перед Богом с неизбежным наказанием. Заглушив в своей душе справедливое негодование, он тем самым возвысился над своими «судьями». Вдобавок лирический герой совершает богоугодное дело — дарует свободу живому существу, над которым имеет власть. Пушкин не развивает эту тему, но вывод напрашивается сам собой. Почему же император не может даровать свободу такому же беззащитному перед ним изгнаннику? Выходит, что для царя христианские заветы добра и милосердия ничего не стоят.

В философском плане физическая неволя не страшна для человека, если свободна его душа. Лирический герой смог духовно очиститься. Ему намного легче переносить свое изгнание, ощущая чистоту перед Богом.

В широком смысле в произведении Пушкин размышляет о присущей каждому божьему творению от рождения свободе. Это право стоит выше человеческих законов и произвола властей. Поэтому свою ссылку поэт считает грубым нарушением божьей воли.

При публикации стихотворение «Птичка» сопровождалось припиской издательства о том, что оно посвящено еще одному православному обычаю — выкупу из тюрьмы невинно осужденных должников. В Светлое воскресенье некоторые русские помещики отпускали на волю часть крестьян. Эти милосердные поступки придают вес завуалированному упреку Пушкина.