Государство

Обыватель аргументы. Проблема обывательства примеры (Аргументы ЕГЭ)

Вариант 22. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Придавая строящемуся на Неве городу столичный статус, Пётр I преследовал две цели. (2)Первая: он стремился уменьшить влияние старой московской боярской элиты; вторая вполне очевидна: обновлённой России требовался морской форпост, который стал бы своеобразными «воротами» для торговли с европейскими странами. (3) основанный в устье Финского залива, практически на берегах Балтики, город-крепость приобретал в условиях Северной войны особое политическое значение.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Придавая строящемуся на Неве городу столичный статус, Пётр I стремился уменьшить влияние старой московской боярской элиты.

2) В условиях Северной войны России требовался морской форпост, которым и стал строящийся по европейским образцам город на Неве.

3) Строящийся на берегах Невы город был наделён Петром I статусом столицы с целью уменьшения влияния московской боярской элиты, и это имело важное торговое и военно-политическое значение.

4) Строящаяся на Неве будущая столица становилась своеобразными «воротами» для торговли с европейскими странами.

5) Решая задачи уменьшения влияния старой московской боярской элиты, активизации торговли, а также важные военно-политические задачи, Пётр I придал строящемуся на Неве городу статус столицы.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Напротив,

Более того,

Во избежание этого

Вопреки этому

Например,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕСЛЕДОВАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕСЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; несов.

1) кого-что. Следовать, гнаться за кем-н. с целью поимки, уничтожения. П. врага. П. зверя.

2) перен., кого (что). Неотступно идти за кем-н. П. незнакомку.

3) перен.у кого (что). О мысли, чувстве, воспоминании: не оставлять в покое, мучить. Его преследуют воспоминания.

4) перен., кого (что) чем. Подвергать чему-н. неприятному, донимать чем-н. П. кого-н. насмешками.

5) кого-что. Угнетать, притеснять, подвергать гонениям. П. своих политических противников.

6) что. Стремиться к чему-н. (к тому, что названо существительным) (книжн.). П. благородные задачи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

поделЁнный

обнялАсь

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Специалист сразу видит ОТЛИЧИЕ профессионально изготовленного изделия от подделки.

Выполнять предлагаемое физическое упражнение нужно после глубокого ВДОХА.

В характере Давыдова появилась ранее несвойственная ему РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ.

Первое выступление начинающего артиста было НЕУДАЧЛИВЫМ.

ПАМЯТНЫЕ монеты представляют собой увлекательную и очень интересную историю нумизматики.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

молодые БУХГАЛТЕРЫ

ИХНЕЙ работой

МЕРИТ температуру

в течение ТРЁХСОТ лет

высоких БАШЕН

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Выполняя важную функцию опоры и движения, костная система человека, кроме того, осуществляет защиту внутренних органов от механических повреждений.

2) Работая над сочинением, мне было сделано замечание.

3) Девушка входит в зал и не обратила на меня внимания.

4) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневается, что это одно из самых красивых зрелищ.

5) Создание славянской азбуки было осуществлено Кириллом и Мефодием, знающими славянскую речь, потому что они родились на окраине граничащей империи с южнославянскими землями.

6) Одной из самых известных раскольниц, судьба которой заинтересовала художника В. И. Сурикова, была боярыня Феодосия Морозова.

7) Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных игр.

8) Благодаря дружбы с семьёй С. Т. Аксакова по приезде из Петербурга Н. В. Гоголь поселился в доме писателя.

9) Вопреки расхожему мнению щёлочь обладает не менее сильными дезинфицирующими свойствами, чем кислота, обычно применяемая, например, для обеззараживания водостоков.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..нституционный

расст..лать

изл..гать

неисс..каемый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

н..глядный, с..звучие

пр..морье, пр..обрёл

в..дрогнул, не..жатый

с..грал, сверх..зящен

пр..бегал, пр..острый

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

налаж..вать

откле..ваться

настойч..вый

сбивч..вый

стержн..вой

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

бор..шься

дремл..шь

постел..шь

бре..шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)СМОТРЯ на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Сегодня его слова звучали (НЕ)ТЕПЛО и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

Глаза его горели ничем (НЕ)СДЕРЖИВАЕМОЙ страстью.

Был тихий, вовсе (НЕ)ЖАРКИЙ июньский день.

Посещение стоматолога всё-таки (НЕ)БЫЛО отложено.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества ТО(ЖЕ) погружены для нас в романтическую дымку.

2) (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

3) Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

4) Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

5) (ЗА)ЧАСТУЮ люди не осознают, (НА)СКОЛЬКО важно следить за своим здоровьем.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

3) Для многих книги Ф. М. Достоевского или Л. Н. Толстого интереснее любого детективного романа.

4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

5) Как театр так и кинематограф являются видами массового искусства.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кто б ни был (1) ты (2) печальный мой (3) сосед (4)

Люблю тебя, как друга юных лет,

Тебя (5) товарищ (6) мой случайный (7)

Хотя судьбы коварною игрой

Навеки мы разлучены с тобой

Стеной теперь - а после тайной.

(М. Ю. Лермонтов)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Обитатели посёлка были убеждены в том, что в их глухое захолустье не поедут работать выпускники вузов и молодые специалисты, и поэтому приезд молодого агронома стал неожиданным для всех.

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

(1)Однажды меня послали из Бреста в Москву за медикаментами. (2)Врачи, сёстры и санитары надавали мне множество поручений и писем. (3)В то время все старались переправлять письма с оказией, чтобы избежать военной цензуры.

(4)Лёля дала мне свои золотые часики и просила передать их в Москве своему дяде, профессору. (5)Золотые эти наручные часики смущали Лёлю. (6)Они были, конечно, совсем ни к чему в санитарном поезде.

(7)Лёля дала мне, кроме того, письмо к дядюшке. (8)В нём она писала обо мне много хорошего и просила профессора приютить меня, если понадобится.

(9)Я разыскал в Москве квартиру уважаемого профессора и позвонил. (10)Мне долго не открывали. (11)Потом из-за двери недовольный женский голос расспросил меня, кто я и по какому делу. (12)Дверь открыла пожилая горничная с косоглазым лицом. (13)3а ней стояла высокая, величественная, как памятник, старая дама в белоснежной крахмальной кофточке с чёрным галстуком-бабочкой - жена профессора. (14)Седые её волосы были подняты надменным валиком и блестели так же, как и стёкла её пенсне. (15)Она стояла, загораживая дверь в столовую. (16)Там семья профессора пила, позванивая ложечками, утренний кофе.

(17)Я передал профессорше коробочку с часами и письмо.

- (18)Подождите здесь, - сказала она и вышла в столовую, выразительно взглянув на горничную. (19)Та тотчас начала вытирать в передней пыль с полированного столика, давно уже к тому времени вытертого и нестерпимо блестевшего.

- (20)Кто там звонил? - спросил из столовой скрипучий старческий голос. - (21)Чего нужно?

- (22)Представь, - ответила профессорша, шурша бумагой (очевидно, она вскрывала пакет), - Лёля и на войне осталась такой же сумасбродкой, какой и была. (23)Прислала золотые часы. (24)С каким-то солдатом. (25)Какая всё-таки неосторожность. (26)Вся в мать!

- (27)Угу! - промычал профессор. (28)Очевидно, рот у него был набит едой. - (29)Ничего не стоило прикарманить.

- (30)Вообще я Лёлю не понимаю, - снова сказала профессорша. - (31)Вот пишет, просит его приютить. (32)К чему это? (ЗЗ)Где приютить? (34)На кухне у нас спит Паша.

- (35)Только этого не хватало, - промычал профессор. - (36)Дай ему рубль и выпроводи его. (37)Пора Лёле знать, что я терпеть не могу посторонних людей.

- (38)Неловко всё-таки рубль, - сказала с сомнением профессорша. - (39)Как ты думаешь, Пётр Петрович?

- (40)Ну, тогда вышли ему два рубля.

(41)Я распахнул дверь на лестницу, вышел и захлопнул дверь так сильно, что в профессорской квартире что-то упало и разбилось с протяжным звоном. (42)На площадке я остановился.

(43)Тотчас дверь приоткрылась через цепочку. (44)3а горничной, придерживавшей дверь, стояла вся профессорская семья: надменная профессорша, студент с лошадиным лицом и старый профессор с измятой салфеткой, засунутой за манишку. (45)На салфетке были пятна от яичного желтка.

- (46)Ты чего безобразничаешь? - прокричала в щёлку горничная. - (47)А ещё солдат с фронта! (48)3ащитник Отечества!

- (49)Передай своим господам, - сказал я, - что они скоты.

(50)Тут в передней началась невнятная толкотня. (51)Студент подскочил к двери и схватился за цепочку, но профессорша его оттащила.

- (52)Геня, оставь! - крикнула она. - (53)Он тебя убьёт. (54)Они привыкли всех убивать на фронте.

(55)Тогда вперёд протолкался старый профессор. (56)Чисто вымытая его бородка тряслась от негодования. (57)Он крикнул в щёлку, приложив руки трубочкой ко рту:

Хулиган! (58)Я в полицию тебя отправлю!

- (59)Эх вы! - сказал я. - (60)Научное светило!

(61)Профессорша оттащила почтенного старичка и захлопнула дверь.

(62)С тех пор у меня на всю жизнь осталось недоверие к так называемым «жрецам науки», к псевдоучёным, к тому племени людей, что безмерно кичатся своей учёностью, а в жизни остаются обывателями и пошляками. (63)Есть много видов пошлости, не замечаемых нами. (64)Даже такой безошибочный «уловитель» пошлости, как Чехов, не мог описать всех её проявлений.

(По К. Г. Паустовскому)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В то время, которое описывает рассказчик, письма старались не отправлять почтой, опасаясь военной цензуры.

2) Через рассказчика, которого послали из Бреста в Москву за медикаментами, Лёля передала своему дяде золотые часики и письмо.

3) Поскольку рассказчика долго не могла принять семья профессора, он решил обратить на себя внимание, громко хлопнув входной дверью.

4) В отличие от своей жены профессор не готов был приютить рассказчика на кухне, боясь, что тот прикарманит их имущество.

5) Геня был на фронте и поэтому мог машинально убить обидчика.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 3.

2) Предложения 5, 6 объясняют содержание предложения 4.

3) В предложениях 12-14 представлено описание.

4) В предложениях 18-19 содержится рассуждение.

5) В предложениях 41-42 содержится повествование.

23. Из предложений 9-13 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 9-16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «К. Г. Паустовский настолько мастерски описывает в общем-то заурядный случай из жизни профессорской семьи, что к концу повествования читатель имеет чёткое представление о каждом её члене. При описании жены профессора писатель использует троп - (А)___ ("высокая, величественная", в предложении 13, "надменным" в предложении 14), а также приём - (Б)___ (предложения 23-24). Лексическое средство - (В)___ ("промычал" в предложении 27, "прикарманить" в предложении 29, а также "протолкался" в предложении 55) - помогает понять истинную сущность профессора. Своё же отношение к произошедшему в квартире профессора рассказчик выражает с помощью такого синтаксического средства, как (Г)___ (предложения 59, 60)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) разговорная и просторечная лексика

3) ряды однородных членов предложения

4) метафора

5) риторический вопрос

7) гипербола

8) синонимы

9) восклицательные предложения

26. Напишите сочинение.

Вариант 22

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

зачастуюнасколько

болеетого

123 или любая комбинация этих цифр

неудачным

2457 или любая комбинация этих цифр

1234 или любая комбинация этих цифр

неиссякаемый

приморьеприобрёл

345 или любая комбинация этих цифр

стержневой

235 или любая комбинация этих цифр

белоснежнойчёрным

несмотря

Проблема

1. Проблема отношения к обывателям, к пошлости. (Как относиться к обывателям, к пошлости?)

2. Проблема истинной и ложной порядочности, проблема хамства. (Допустимо ли хамство при общении?)

1. Люди, которые «кичатся» своим положением в обществе, в повседневной жизни зачастую оказываются обывателями, то есть людьми, живущими мелкими личными интересами. Обыватели вызывают у окружающих людей недоверчивое, презрительное отношение к себе.

2. Люди, уважаемые в обществе и считающие себя образованными и интеллигентными, не всегда ведут себя в быту благородно и порядочно. Люди не должны вести себя по-хамски по отношению к другим, не должны смотреть на всех «сверху вниз».

В данной подборке мы акцентировали внимание на тех аспектах проблемы пошлости, которые наиболее часто встречаются в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К ним подобраны аргументы из литературы, раскрывающие суть вопроса. Все они доступны для скачивания в виде таблицы, ссылку увидите в конце статьи.

  1. Часто человек остаётся слеп по отношении к самому себе. Он может не осознавать своих пороков, оправдывая себя за счет сравнения с другими людьми. В романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» герой является настолько себялюбивым и пошлым по своей натуре, что буквально ломает окружающих его людей. Князь Валковский богат и имеет огромное влияние на окружающих. Он легко обманывает доверчивых знакомых, заставляет их считать, что он — друг и помощник. Например, князь притворяется, что рад помолвке своего сына с девушкой из не знатной семьи, и рад её отцу, который считает Валковского своим другом. Но всё это он делает только ради обогащения. Его мотивы низменны, а вкусы посредственны. Но он постоянно сравнивает себя с теми, кто находится ниже него на социальной лестнице, и это сравнение дает ему мнимое право возвышать себя. Он видит в нижестоящих людях мелких сошек, недостойных его благородного внимания. Но именно это мелкое самодовольство и делает его по-настоящему пошлым человеком.
  2. В произведении Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» , королева Червей является воплощением людских пороков. Она эгоистичная, жестокая, пошлая по своей натуре. За любое неповиновение героиня тут же кричит: «Отрубить голову». Вместо того, что бы управлять своим королевством, помогать подданным и решать трудные задачи, она предпочитает играть в крокет и мнить себя иконой стиля и образцом воспитанности. Героиня ничего не умеет, ничем не выделяется, но, тем не менее, ставит себя и свои мелкие прихоти выше судьбы страны. В этой узости взглядов проявляется пошлость человека.

Заразительность пошлости

  1. Пошлость – это всё поддельное, ненастоящее, что может показывать, придумывать посредственный человек, чтобы казаться не тем, кем он является на самом деле. Иногда такое поведение становится заразительным. Так, в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» главный герой является интеллигентным человеком, врачом. Он переезжает в маленький город, где встречает семью Туркиных. Они хоть и представляются одной из знатнейших семей, но на самом деле являются мелочными и ограниченными людьми. Они пытаются создать образ весёлой, ненавязчивой атмосферы в доме: читают стихи, играют на пианино. Однако всё это напускное, показное. Отвергнув предложение героя выйти замуж, Екатерина Иванова срывает пелену с глаз героя и обрекает его на такую же «застойную», не меняющуюся жизнь. Спустя годы герой толстеет, начинает легко раздражаться, обзаводится двумя имениями и предпочитает проводить вечера в клубах. От прежнего молодого и целеустремлённого человека не остаётся и следа, жизнь и быт города, пошлых по своей натуре Туркиных, поглощает его и делает таким же.
  2. С первых страниц романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» нам представляют пошлого и безнравственного по своей натуре Анатоля Курагина. Он предпочитает проводить свою жизнь на балах, не стыдится ухаживать за множеством девушек и не стесняется того, что о нём говорят. Его образ жизни кажется весёлым и беззаботным, но он сам отвратителен по своей натуре. В первые дни в России главный герой произведения, Пьер Безухов поддаётся очарованию такой жизни. Он встречается с Анатолем, и они проводят несколько дней за алкоголем и развлечениями. Доходит это всё до того, что умный, воспитанный и интеллигентный Пьер участвует в авантюре. Они привязывают квартального к медведю. Из-за этого случая портится репутация главного героя, а сам он винит себя, осознавая собственное моральное падение.

Пошлость в мещанстве

  1. Проявление пошлости в мещанской среде точно показано в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» . Писатель постарался отобразить русскую действительность начала двадцатого века. Один из героев, Никанор Иванович Босой использует свою власть, чтобы постоянно требовать деньги от жителей. Он только и делает, что спрашивает: «А за квартиру Пушкин платить будет?», — а затем вымогает взятки. За эту низость души его наказывает Воланд. Но кто знает, возможно, в соседнем доме есть другой Никанор, который живет с тем же самым обывательским набором ценностей: нажить капитал любой ценой, обеспечить себя водочкой и закуской, найти такую же мелочную и ограниченную женщину, чтобы вместе коротать сытые и однообразные дни.
  2. В своей особой манере описывает пошлость мещанского сословия В.В. Маяковский в стихотворении «О дряни» . Он изображает в сатирическом ключе советских обывателей, которые проникают на все должности во всех учреждениях. Однако они стремятся занять высокие посты не для блага страны, а для своих корыстных целей. Для того чтобы попивать чай за самоваром на работе, получить прибавку в размере «24 тыщи» и купить жене платье с серпом и молотом, а то на балу нельзя появляться без великого символа. Поэт полагает, что в такой тине рутины и безынициативности увязает великое дело строительства социализма.
  3. Проявление пошлости в высокомерии

    1. Иногда пошлость видна через желание людей приукрасить свои успехи перед другими людьми, даже совсем незнакомыми. Ярко раскрывает эту проблему А. П. Чехов в рассказе «Орден» . Автор показывает жизнь обычного учителя. Персонаж Лев Пустяков имеет говорящую фамилию, заранее предупреждая читателя о его недалёкости и ничтожестве. Герой собирается на празднование нового года и просит своего друга одолжить орден, чтобы произвести впечатление на двух дочек купца Синичкина. В гостях он встречает своего коллегу – учителя французского, который так же украсил свою грудь фальшивым орденом. Герой не стыдится обмана, наоборот, ему становится легче на душе, когда он понимает, что врёт не один. Пустяков даже начинает сожалеть, что взял слишком низкий по рангу орден.
    2. Пошлые люди, по мнению Н.В. Гоголя, – это тщеславные эгоисты, стремящиеся показать окружающим свою значимость, которой на самом деле не существует. В комедии «Ревизор» мелкого чиновника Хлестакова по случайности принимают за ревизора. Молодой человек осознаёт ситуацию, в которой находится, и вместо того что бы сказать людям правду, начинает использовать своё положение ради выгоды. Он собирает взятки, живёт в роскошном доме и ухаживает за дочерью и женой городничего, и, несмотря на знакомство в несколько дней, просит руки его дочки. В данной ситуации он обнажает свои примитивные желания и потребности. Вся комичность ситуации состоит в том, что отец соглашается на брак по расчету, и рад этому. Пошлость проявляется не только в Хлестакове, ею заражён весь город, и главному герою лишь повезло оказаться в такой ситуации.
    3. В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» отлично показан пример пошлого по своей натуре человека. Господин Карандышев постоянно стремится выставить себя в лучшем свете, возвыситься перед богатыми людьми своего города. Во время подготовки свадьбы с Ларисой Огудаловой читатель видит всю низость души героя. Он рассказывает всем, что самая прекрасная и умная девушка согласилась выйти за него, потому что он — достойнейший кандидат из всех возможных. Для празднования своей помолвки он в первую очередь зовёт богатых и влиятельных людей. И в то же время вешает на бутылки от дешёвого вина этикетки от дорогого. Его тяга к самоутверждению застилает даже любовь к Ларисе. Поэтому невеста окончательно разочаровывается в избраннике и убегает с Паратовым.
    4. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение по тексту:

Кто такой обыватель? Вот вопрос, над которым задумывается В.В.Набоков.

Размышляя над этой проблемой, автор иронично повествует о людях, встречающихся «во всех классах и нациях», испытывающих постоянную потребность «приспособиться, приобщиться, пролезть», чтобы принадлежать к «избранному кругу». Они, с презрением отмечает писатель, желают брать от жизни все самое лучшее: останавливаться в дорогих отелях, путешествовать в первоклассных лайнерах, но вот репродукции Ван Гога и Уистлера, произведения Ф. М. Достоевского и других великих классиков чужды обывателям. Чужды потому, что человеческая пошлость с ее глупостью и неспособностью видеть и понимать прекрасное - это основные черты истинной обывательщины.

Определить позицию В.В.Набокова довольно просто: обыватели - это люди, главной целью в жизни которых является материальное благополучие. Они прячут за внешним лоском свою вульгарность, бездарность, бездуховность.

Вспоминаю главного героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», путешествовавшего на огромном роскошном пароходе «Аталантида» со своей семьей. Главной целью в жизни этого персонажа, человека пошлого, ограниченного, всегда было материальное благополучие, достигнув которое, он отправляется вслед за другими обывателями в морское плавание. Но его и там не волнуют красоты пейзажа, прекрасные полотна... Комфорт, вкусная еда, вина, самые лучшие и дорогие, - вот все, что нужно в путешествии этому истинному обывателю.

Очень красочно и ярко обличает подобных людей В.В.Маяковский в своем стихотворении «Нате!». Сытые, вульгарные, довольные собой, так презираемые лирическим героем, они смотрят на все «устрицей из раковин вещей», не желая понимать «бесценных слов» поэта. Вот они, истинные обыватели!

Таким образом, обыватель - это человек пошлый, ограниченный, стремящийся только к материальному благополучию.

Текст В. В. Набокова:

(1)Обыватель - явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (З)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказывается таким же откровенным буржуа, как банковский служащий иди голливудская звезда.

(5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет.

(6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все, он приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, эта потребность диктуется страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. (7) Соседство с главой компании или европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг.

(9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого: читает он мало и всегда с определенной целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моема, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи возраждения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукцию Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника.

(11)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (12)А реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра. (13)Я имею в виду определённый тип рекламы. (14)Глубочайшал пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придаёт блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя.

(15)Конечно, сотворённый в рекламе мир сам по себе безвреден: каждый знает, что сотворён он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель. (16)Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатическах улыбок людей, поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведётся по законам буржуазного общества. (17)Нет, самое забавное, что это - иллюзии и в это втайне не верит ни продавец, ни покупатель.

(18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольною величественного обывателя - пошлость. (19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. (20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. (22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск.

(23)В прежние времена Гоголь, Толстой, Чехов в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность, так же как показное глубокомыслие. (24)Но пошляки есть всюду: и в Америке, и в Европе. (25)И всё же в Европе их больше, несмотря на старания американской рекламы.

(По В. В. Набокову*)

* Владимир Владимирович Набоков (1899-1977 гг.) - русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед.

Проблема обывательства нередко поднималась зарубежными и русскими классиками литературы. По их мнению, обыватели – люди, стремящиеся поступать как все и в то же время желающие «принадлежать к избранному кругу». Именно такие герои изображены на страницах рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Семья Туркиных – «самая образованная и талантливая семья», как считают жители города. Но читатели сразу замечают, что это - мнимые таланты: Иван Петрович говорит на необыкновенном языке; Вера Иосифовна в своих романах пишет то, чего нет и не может быть в действительности; их дочь «бьет» по клавишам, выдавая это за прекрасную игру на пианино. Такие люди опустошены нравственно, скучны, мелочны и ничтожны, ничего стоящего из себя они не представляют.

Зачастую обыватели зависят от общественного мнения. Таким образом они приспосабливаются, приобщаются к нормам общества. Для них нередко являются чуждыми, неприемлемыми образование и искусство.

Например, Фамусов из комедии Грибоедова «Горе от ума», совершенно отрицает то, что чтение книг, обучение наукам пригодится в жизни. Чинопочитательство - вот, чего придерживается Фамусов. По его мнению, умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться принесёт намного больше пользы, чем образование. Фамусовские принципы лишены какой-либо нравственности, они пошлы и корыстны. Очень жаль, что его ложное представление о нормальной и достойной жизни характерно для всего дворянства того времени.

Часто бывает так, что в погоне за деньгами люди теряют связь с миром. Со временем они лишь напоминают людей, превращаются в обывателей. Именно таким и был Господин из Сан-Франциско из одноименного произведения И. А. Бунина. За своим состоянием он не замечал настоящей жизни. Господин превращается в обывателя, не испытывая никаких обычных радостей. Его интересуют лишь дорогие блюда и собственный комфорт. В конце произведения Господин умирает, так и не испытав настоящих, простых радостей жизни.

Проблема обывательства часто затрагивается многими русскими и зарубежными писателями. Впору вспомнить произведение И. Гончарова «Обломов». Главный герой произведения, Обломов, предстаёт перед нами как раз в образе обывателя. Он совершенно ничем не интересуется, не читает книги, равнодушно относится к большинству вещей. Ему безразлично все, что вокруг него происходит, и даже любовь не помогла ему исправиться. Обломов – яркий представитель настоящего обывателя.

Порой люди не интересуются действительно важными вещами, а лишь создают впечатление значимости и заинтересованности. В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» члены салона Анны Павловны являются примерами обывателей. Они интересуются политикой лишь для соблюдения приличия. Когда начинается война, члены салона демонстративно отказываются от французского языка. При этом люди не участвуют в войне, не переживают за Отечество, но говорят о патриотизме и Родине. Суждения обывателей зависят от общественного мнения. Главная их цель – соответствовать общественным нормам, быть такими, как все.

Люди часто интересуются удовлетворениями исключительно материальных потребностей, не обращая внимания на духовный мир. В стихотворении «Вам!» В.В.Маяковского поэт обращается к обывателям. Мужчина пишет о людях, которые «измазанной в котлете губой похотливо навевают Северянина!» Он отказывается «жить в угоду» человек, который живёт лишь низменными потребностями и желаниями. Люди, которые интересуются только материальными интересами, являются типичными обывателями.

Главный герой одноименного романа Гончарова "Обломов"-типичный представитель обывателей. Он ленив и избалован, ничем не интересуется, равнодушно смотрит на многие вещи, не читает книг, не хочет видеться со знакомыми. Обломов довольствуется небольшим достатком, который приносит его родовое имение. Оно и является предметом его заоблачных мечтаний. Илья Ильич проводит дни лёжа на диване, никакими делами заниматься не хочет и даже дружба и любовь не могут пробудить его к жизни. Таким образом мы видим, что это человек типичный обыватель не интересующийся искусством и жизнью в целом.

Истинного обывателя ничего не интересует, кроме личных вопросов, он привык жить в своем мире именно так со дня в день! Вспоминаю главного героя рассказа Антона Павловича Чехова «Крыжовник», Николая Ивановича Чимша-Гималайского, который в погоне за своей мечтой забыл о собственном развитии. Он полностью деградировал в плане духовной культуры. Главной целью в жизни этого персонажа, стало материальное благополучие, достигнув которой, он все же получил не то, о чем желал, а ведь он хотел маленькое поместье с прудом, где плавают уточки и хотел посадить много кустарников с крыжовником. Но его ничего не волнует, кроме этого «богатства», умалишенный человек безжалостно погубил свою жену, к сожалению, Николай Иванович не понимает того, что он уже в обществе стал безразличным и чёрствым человеком... Горький неспелый крыжовник, водоем с выброшенными отходами, ужасное и несуразное поместье - вот все, что нужно в жизни этому истинному обывателю.

Очень часто обыватели прячут за внешним лоском свою безнравственность и внутреннюю пустоту. Вспомним Элен Курагину из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Элен очень красива, но ее красота лишь внешняя. Она вышла замуж за Пьера, чтобы стать богатой, быть всегда в центре внимания, устраивая приемы, и оставаться внешне привлекательной, покупая дорогие наряды, что говорит о корыстности и отсутствии всякого духовного начала у этой женщины. Именно такие качества присущи истинному обывателю.

На страницах мировой художественной литературы проблема обывательства встречается довольно часто. Примером настоящего обывателя является герой романа Н. В. Гоголя "Мертвые души" - помещик Чичиков. Для того чтобы разбогатеть, Чичиков хитрым способом начал выкупать "мертвые души" крепостных крестьян, чтобы заложить их в опекунский совет. Чичикова не волновало то, что вырученные деньги от залоговых операций шли на содержание детей сирот. У Павла Ивановича даже не было мысли о том, что он наживается на бедных, голодных и осиротевших детях, его волновало только одно, как много ему удастся заработать денег. Таким образом, таких обывателей как Чичиков, не волнует ничего кроме большого количества денег и собственного материального благополучия.

Обывателем может быть не только скупой и алчный человек, но и личность, которая жаждет чрезмерной власти. Так, например, в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников является как раз таким обывателем. Конечно, Раскольникову были нужны средства, чтобы рассчитаться за учебу и покончить с нищетой, но убийство старухи - процентщицы из-за денег не было главной целью Раскольникова. Родион посчитал себя властелином наравне с Наполеоном, даже придумал собственную теорию, которая и стала главной причиной преступления. Обывательские пороки Раскольника и чрезмерное стремление к оказанию власти над людьми привели к убийству человека. Родион считал, что имеет право избавить общество от таких людей как старуха – процентщица, но не подумал о том, что за любое преступление следует расплата. В данном примере обывательство стало наказанием для человека, потому что Раскольникову не удалось убежать от терзаний собственной совести.

Кто такой обыватель? Как часто он встречается среди людей? Что должен делать человек, чтобы не стать им? Эти и другие вопросы затрагивает В.В. Набоков. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему обывательства.

Чтобы привлечь внимание читателей к этой проблеме, автор рассуждает о людях, которые имеют обывательские пороки. Эта проблема является актуальной на сегодняшний день, так как обыватели встречаются во всех социальных классах и нациях: «Обыватель - явление всемирное». Писатель вовлекает читателей в круг переживаний своих переживаний, рассуждая о таких людях: «Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукции Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника».

Позиция автора текста выражена ясно и однозначно. В.В. Набоков негативно относится к обывателям, описывая их «вульгарными», «пошлыми». Автор приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что нужно задуматься над своим поведением, нет ли в нем черты обывательского характера.

С мнением автора трудно не согласиться. Вряд ли кто-то будет отрицать то, что обывательские черты характера - это одни из негативных признаков в людях. Они вызывают отвращение, жалость. Я считаю, что люди с таким качеством характера должны перебороть обывательские черты, «очиститься» от них.

Мое согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, как и большинство молодых людей в то время, хотел повторить славу Наполеона, мнил себе способным на большее: преступить через человеческую жизнь. Но в конце произведения Раскольников после раскаяния смог заметить свои обывательские пороки и начать исправлять их.

В качестве аргумента приведу следующий литературный пример. В стихотворении В.Маяковского «Гимн судье» лирический герой протестует против обывательства. Отгородившись от жизни, ее требований и проблем, этот «ученый» становится обывателем, существом, равнодушное ко всему: временам года, любви, политике.

Я с интересом прочитала текст В.В.Набокова и надеюсь, что читатели задумаются над проблемой, поднятой автором, и поймут, что обывательские черты характера не должны «жить» в душе хорошего человека. А если они есть, то необходимо их исключить.