Непознанное

Одиночество, болезнь и «пропаганда грусти». Трагедии Майи Кристалинской

Это известная и очень любимая многими певица. Заслуженная артистка РСФСР. «из эха 60-80-х годов». Необычайно популярная при жизни. А сами песни в её трепетном исполнении живы до сих пор, хотя со времени её ухода прошло немало лет. Не случайно ей посвящены статьи, например, «Майя Кристалинская»
http://www.liveinternet.ru/users/4122547/post149238146

И сегодняшняя перепечатка её в Сообществе «Бомонд»

Специально даю эти адреса: там много сказано о Майе, - читайте!

В частности написано:
"Есть певцы великие, есть знаменитые и есть любимые. Далеко не всегда все три качества совпадают. Майе повезло, – она была и осталась певицей любимой, а это, как говорится, главное. Ее называли «уютной», «домашней», «мамочкой нашей эстрады». Ее теплый голос и впрямь не сравним ни с каким другим голосом, потому что совершенно индивидуален. Как и весь облик, – до середины 60-х она выходила на эстраду не в вечернем платье, а в костюме, словно до этого весь день провела в КБ /а она действительно 2 года проработала в легендарном КБ Яковлева – сама при встрече мне рассказала/ или в другой советской конторе. Может быть, она с наибольшей полнотой выражала всем своим обликом качество нашей «советской» жизни тех лет, которое старшее и среднее поколение порой ностальгически называет «надежностью», «защищенностью». И, возможно, – стоит им доверять."

В статье – и о её рождении, о любви петь с детства, о приобщении к музыке, к детскому хору ЦДДЖ (Центрального Дворца детей железнодорожников), которым руководил сам И. Дунаевский! Рассказан и такой случай:
"Выпускным июньским вечером на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Пела «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет. Следующие ее выступления перед публикой состоялись, когда Майя уже училась в Московском авиационном институте и, конечно же, там она активно участвовала в студенческой самодеятельности».

Активно? Не преувеличение? Да, пела в институтском хоре вместе с будущей оперной примадонной Галиной Каревой, которая убеждала Майю, что ей нужно стать профессионалом. Но вот без преувеличения! – она по окончании МАИ - ОХОТНО соглашалась быть на вечерах, посвящённых юбилеям факультета. И я два раза видела и слышала её трогательное выступление и пение: на 25-летии факультета (а вечер был – представляете, где?!) в Колонном зале Дома союзов! И (много позже) – в собственном клубе МАИ, сцена которого помнит изумительных Сергея Яковлевича Лемешева, Ивана Козловского, Майю Плисецкую, Елизавету Шумскую, двух Владимиров - Нечаева и Бунчикова и многих-многих других знаменитостей Москвы, страны. Всех - не перечесть...
В обоих случаях (подчеркну) это было торжество, и Майя, естественно, была в президиуме. И её пение мы встречали с восторгом! В памяти у меня эти события! Жаль, не было фотоаппарата.

И всё же есть у меня её студенческая фотография, с которой я и хочу вас познакомить. Но сначала та, какою знала Майю публика.

Вот такой она видела Майю, чаще всего исполнявшей свои песни с какой-то доброй лукавинкой, с полуулыбкой.

Что же касается студенческой фотографии, что есть у меня (и больше ни у кого), то дело было так. Очередная уборка на факультете, - разборка доски почёта, замена старых фотографий, прочее. Я и взяла себе на память несколько из фото.

А сейчас сижу перебираю фотографии в поисках той самой, Майной. Вот ассистировавшая кому-то из наших преподавателей (кому- не помню) Валечка Самойлова – аспирантка, как оказалось, - с обострённейшим чувством совести, так и не позволившим ей представить к защите и защитить собственную диссертацию на учёную степень кандидата экономических наук (наш факультет – инженерно-экономический). Вот Анатолий Цыганков – красавец и умница, учившийся, по-моему, в одной группе с Майей Кристалинской и подавшийся по окончании МАИ в саму авиацию! Представьте, много лет спустя подходит ко мне на платформе одной из станций московского чудо-метро!.. Вот встреча была! Жаль, очень рано не стало его: погиб… Вот Женечка Белкина – бессменная староста нашей группы с неизменными косичками и строго поджатыми губками и указующим пальчиком. Подлинно «мамочка нашей группы», не раз водившая нас на экскурсии, и которую мы - и любили, и (ехидины!) за глаза называли умной дурой… Вот Варенька Рязанцева, что пришла к нам в группу на 3-й курс, восстановившись после пребывания за границей. Добрейшая и… богатейшая из нас. Однажды устроила нашей группе раут у себя дома и уложила всех наповал - хрусталём, обилием и разнообразием столовых приборов (мы аж растерялись) и угощения, и - брусничным морсом! О, морс, да ещё из брусники, да в хрустальном кувшине, да ещё приготовленный самой Варенькой! Мальчишки наши, подрабатывавшие и грузчиками, позже признались, что во время семестра дипломного проектирования и у неё «в рабах» ходили…
Бывало, на групповом собрании она плакала, возмущаясь чем-то или кем-то из нас… Не было тогда у нас кураторов - сами себя воспитывали. Случалось, и из комсомола исключали… Позже жизнь подтверждала: были правы. А вот… фото Лидочки Федченко. С ней были в факультетском комсомольском бюро, она потом была и в институтском комитете. С ней 4 года «нос к носу», - в одной «коммуне» и комнате общежития, где и замуж её выдали! О, а каких гусей мы зажарили на её свадьбу (я за рецептом ходила к одной старой москвичке…)! Дружим с ней до сих пор! Это она меня вчера поздравила по телефону!

А вот в руках у меня и фотография Майечки Кристалинской!
Она здесь та, что была на факультетской доске почёта! Видно, как сверхскромно мы, студенты, тогда одевались, даже студенты-москвичи. А она и родилась в Москве, и жила в семье. Темный пиджачок, комсомольский (или маленький маёвский?) значок. Нет, это не комсомольский, а тот, который каждому из нас, как только стал студентом, вручали. На винте. Маленький кусочек эмалевого голубого неба с буквами МАИ и с маленьким самолётиком-монопланом. Присмотритесь внимательнее! Косметики, украшений на Майе нет и в помине.

О, а какие мы серьёзные здесь! Знакомьтесь. Ну, как? Да, то было время, "когда мы были молодые и чушь прекрасную несли!"... А Майя в тот момент, что на фото, была профоргом в своей группе. У нас на каждом курсе было по 4 группы – с номерами, в соответствии своей со специализацией: самолётостроение, моторостроение, МТС (материально-техническое снабжение) и АСУ (автоматизированные системы управления). Насколько помню, курсы у нас с Майей были разные, но специализация одна: «1-я». Именно поэтому и была она потом в том знаменитом КБ: "ЯКи" - известные в авиации машины!

Вскоре после окончания МАИ (через 2 года), покинув КБ, Майя отдалась призванию. Выступала и с прославленными джаз-оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера, и в гастролях Москонцерта, и с сольными концертами. Всесоюзная студия грамзаписи «МЕЛОДИЯ» выпускала пластинки с записями её песен, причём огромными, иногда миллионными тиражами!

Очень многим нравилось её пение. И популярность её не случайно была огромной. Да, немало гастролировала она по стране, по всем республикам, нынче ставшим… странами. Везде, как видно, были аншлаги, овации, цветы – восторг и
благодарность слушателей.

Были и памятные для меня встречи с ней в Кишинёве. Сначала после концерта на открытом воздухе в «Зелёном театре» (мы с мужем дождались выхода её из той «раковины»). Тогда она с благодарностью приняла мой отзыв о её лирическом
даре, проникновенности исполнения, теплоте её голоса и великолепной, особой у неё, дикции. Она даже переспросила:
- «Да? Тебе, Люда, и моя дикция нравится?»
- «Очень!!!» Она улыбнулась и с удовольствием приняла наши цветы.
По-моему, дикция - это один из атрибутов уважения к слушателю/зрителю. Увы, не у всех и в театрах она на высоте, хотя зрелище – это ведь и общение! Театру родстсвенно быть и образцом речи, культуры. Между тем…
Скороговорка, говор, - «как будто с горохом во рту…». Так в сердцах говаривал мой давнишний знакомый, заядлый театрал (с 4-х лет он "торчал" за кулисами Большого театра, где рабочим сцены был его отец) и остро переживавший всё происходящее. И появление «скороговорок»: - «Даже в Малом Академическом (!) Театре – в святая святых русского театра! В охранительнице русских традиций!» И появление в Кремле концертного зала: - «Затесался стиляга в среду стародумских бояр!»
Понятно: идёт процесс «спрессования времени». И всё же: небрежная дикция...
Не снижается ли культура общения с нами, «с массой»? Простите за отвлечение.

Следующая встреча с Майей была по её приглашению в её номере гостиницы «Кишинэу». Надо сказать, она тогда всюду разъезжала со своей младшей сестрёнкой (не помню её имени, видимо, она облегчала Майе и быт; была она и при этой нашей с Майей встрече). Майя тогда рассказала немного о себе: о работе в КБ, о том, что довольна своей судьбой певицы. И что боится только одного: потерять голос. А так…
- «У меня дома в Москве – огромный ворсовый ковёр на полу. Я сяду на него, разложу вокруг себя свои грампластинки и – радуюсь сама себе! Даже если голос потеряю, они со мной, - звучат!»
Да, вы конечно заметили, что это Майино студенческое фото - не очень высокого качества. Не хватает чёткости. И конечно, не обработано оно фотошопом (не умею)... но обратите внимание: Майя и здесь, как всегда потом, с каким-либо шарфиком/воротничком на шейке. Может, уже тогда коварная болезнь подкрадывалась к ней…

Но - что фото! Мне Майя особенно памятна, когда я видела её воочию и в частности после окончания МАИ: на юбилее факультета, - на сцене роскошного и сияющего множеством люстр Колонного зала Дома союзов (в царские времена это был Зал дворянского собрания Москвы). Майя - сияющая и величественная!
В памяти и тот концерт там же, показанный ЦТВ, когда она вышла и пела, уже поддерживаемая Иосифом Кобзоном. Уже смертельно больная, как узнали мы потом...

Но и тогда, она была полна достоинства и красоты. По-моему, это фото с того (последнего?) концерта:


Почтим же память Майи Кристалинской в день её рождения!
Тем более, что многим памятны её песни:
«Тишина», «Царевна-несмеяна», «Возможно», «В нашем городе дождь», «У тебя такие глаза», «Спасибо, аист», «Скоро осень», «Ах, Арбат», «Два берега», «И все сбылось, и не сбылось»… «В нашем городе дождь», «Прощайте, голуби», знаменитая «Надежда» Александры Пахмутовой и "Нежность" - с незабываемыми, потрясающими словами Николая Добронравова "Опустела без тебя земля"... Нет, не перечесть.

Заглянула в Список её песен, а там песни – на все буквы алфавита! Их более 200!
Можете сами взглянуть: https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_песен_Майи_Кристалинской

И по сей день творчество певицы широко востребовано, а имя ее навечно занесено, как говорят, в "пантеон самых ярких звезд нашей эстрады".

Случайно узнала, что Майя Кристалинская ещё и «писала замечательные статьи в «Вечерней Москве» и даже перевела на русский книгу Марлен Дитрих «Размышления»...

Похоронена Майя Кристалинская на Донском кладбище своего родного города Москва.
На мраморной стеле её могилы – скрипичный ключ и надпись:

"Ты не ушла, ты просто вышла, вернёшься и опять споёшь".

А мы... вкючим музыку и снова услышим её такой задушевный голос!

Многие неординарные личности притягивают внимание не только во время своей

жизни, но и после ее завершения. У настоявшего таланта нет срока давности. В этой статье пойдет речь именно о таком человеке - о народной певице времен Советского Союза.

Майя Кристалинская: биография

Кто она такая и как зарождался талант? Майя Владимировна Кристалинская появилась на свет 24 февраля 1932 г. в Москве. Отец ее, Владимир Кристалинский, зарабатывал на жизнь, придумывая и создавая разного рода головоломки и шарады для печатных изданий. Но любовь к музыке и пению девочке привил подарок, сделанный её дядей (мужем сестры отца), который работал в музыкальном театре режиссером и подарил ей гармошку. Играть на этом инструменте она научилась самостоятельно.

Первые успехи Майи Кристалинской

В школе девочка училась хорошо. Она была прилежным ребенком. Школу она совмещала с занятиями в детском хоровом коллективе, который назывался «Народный

ансамбль песни и танца». Руководителем этого коллектива был Семен Осипович Дунаевский. Но застенчивость Майи мешала ей в полной мере проявлять свои способности в пении. Что не сразу позволило обнаружить в ней необычайный талант. Даже сольно она пела исключительно в семейном кругу.

На школьном выпускном вечере (июнь 1950 г.) Майя наконец решилась и спела для случайных прохожих на В ее исполнении были такие песни, как «Синий платочек», «Друзей-однополчан», а также другие произведения военных лет.

После школы Майя Кристалинская поступила и училась в на инженера- экономиста. Там она продолжала проявлять себя творчески, участвовала в В 1955 г., после окончания института, Майя уехала в Новосибирск по распределению. Там она работала на авиационном заводе имени Чкалова. Вскоре девушка вернулась обратно в Москву и ее приняли на работу в КБ (конструкторское бюро) Яковлева. Но самодеятельность Майя не оставила и посещала эстрадный ансамбль.

Расцвет деятельности

Уже в 1957 г. на Всемирном фестивале, который проводили в честь молодежи и студентов, Майя выступала с ансамблем «Первые шаги», руководителем которого был Ю. Саульский. Выступление певицы произвело впечатление на публику. Её даже называли «самородком из КБ» и стали приглашать петь на различные концерты. Хотя нашлись и те, кто был недоволен выступлением Кристалинской. В статье «музыкальные стиляги» ее сильно раскритиковали.

В музыкальных кругах Майя Кристалинская начала приобретать все большую популярность. Первые её гастроли прошли в Закавказье. Она успешно выступала в Ереване, Тбилиси, Баку. Публика принимала Кристалинскую очень восторженно. После гастролей Майе сделали предложение о выступлении с известными уже на тот момент джаз-оркестрами, руководителями которых были Эдди Рознер и После 1960 г. Кристалинская записала композицию героини Маши (стихи Г. Поженяна), которая называлась «Мы с тобой два берега…» что принесло ей еще большую известность.

Песни в исполнении Майи Кристалинской принесли ей небывалую популярность и всеобщую любовь. К ним относятся такие композиции: «Возможно», «Тишина», «Царевна-несмеяна», «В нашем городе дождь». А также очень известными были песни: «Скоро август», «Спасибо, аист», «Ах, Арбат» и многие другие. Вскоре девушка заслужила титул лучшей эстрадной певицы 1966 года. Кристалинская успешно исполняла песни и на английском языке: «Течет Волга», «Подмосковные вечера». И это еще не все! Композицию «Старый клен» она исполняла на польском языке.

Период застоя творчества

После выступления с песней «В нашем городе дождь» на «Голубом огоньке» (начало 70-х) руководство телеканала обвинило Майю в том, что она этим произведением пропагандирует печаль и грусть. Это привело к тому, что Кристалинскую практически перестали показывать на телевидении. Но причиной всему оказалось назначение председателем Гостелерадио С. Ляпина, после чего многие артисты оказались в таком же положении, как и Кристалинская. Гастрольную деятельность наша героиня не прекращала, не отчаивалась и в минуты застоя писала статьи в «Вечерней Москве», занималась переводом книги Марлен Дитрих «Размышления» на русский язык. Но, несмотря на это, в 1974 году Кристалинской был присвоен титул «Заслуженная артистка».

Личная жизнь

В 1957 году наша героиня - Майя Кристалинская - стала замужней дамой. Ее избранником был Аркадий Арканов, в то время работник медицины, который впоследствии стал известным писателем-сатириком. Познакомились они 30 апреля в Политехническом музее на Международном фестивале, который проводился в честь молодежи и студентов. И уже 9 мая Аркадий Арканов сделал Майе предложение, на которое она ответила своим согласием. июня 1957 г. состоялось бракосочетание Арканова и Кристалинской. Родителей мужа наша героиня впервые увидела на своей свадьбе. Жили супруги на съемной квартире.

Их брак продлился около года, после чего молодожены расстались. Причиной распада семьи послужили разные взгляды на жизнь. Уже во время брака Майя Кристалинская, биография, личная жизнь которой показывают нам, что девушка была целеустремленным человеком, уволилась из конструкторского бюро, чтобы полностью посвятить себя музыке.

Болезнь

Когда Майе было 29 лет, у нее обнаружили опухоль лимфатических желез. Во время недуга в обществе постоянно появлялись слухи о кончине певицы, о её болезни раком, о самоубийстве. Но после длительного лечения Майя поправилась. О болезни напоминал лишь след на шее, который впоследствии ей пришлось тщательно скрывать косынкой.

Вторая попытка

Творческий путь певица Майя Кристалинская продолжала все так же успешно, чего нельзя сказать о личной жизни нашей героини. Любовь народа, известность и много поклонников не принесли Кристалинской семейного счастья с гражданским мужем. В 60-е годы она познакомилась с журналистом. В то время он работал в журнале «Советский союз». Из-за слабости избранника и предрасположенности к спиртным напиткам постоянно случались ссоры, что и привело к их расставанию. Через непродолжительное время Кристалинская соглашается на предложение скульптора Эдуарда Барклая и выходит за него замуж. Познакомилась пара на ужине у известного врача А. Вишневского, где Барклай весь вечер проявлял знаки внимания Майе, после чего проводил домой. И уже через несколько месяцев Кристалинская перебралась к Барклаю в его однокомнатную квартиру. Благодаря второму супругу Майя перестала выступать на сцене в брючных костюмах с косынкой на шее и сменила их на элегантные платья с высоким воротником. Детей у Кристалинской не было ни от первого, ни от второго мужа. Поэтому она всю свою дарила своей племяннице Марьяне.

Последний год жизни

Брак Кристалинской и Барклая длился 20 лет (до 19 июня 1984 г.). Ровно до тех пор, пока её супруг не умер. После этого Майя Кристалинская столкнулась с болезнями. У нее начали отказывать ноги и руки. Затем пропала речь. И ровно через год, 19 июня 1985 г. умерла и сама Кристалинская. Но до сих пор слушатель помнит прекрасное исполнение певицы. Нельзя забыть душевные переливы музыки и чистый голос нашей героини. Музыка тех лет затрагивает струны нашей души, волнует или успокаивает, заставляет даже иногда плакать. Но она никого не оставляет равнодушным.


Заслуженная артистка РСФСР (1974)

В конце 20-х годов у Владимира Кристалинского и его жены родилась девочка, которую они назвали Майей. Но ребенок прожил всего два года. Горе родителей было безутешным, и когда 24 февраля 1932 года у них снова родилась девочка, ее тоже назвали Майей.

Ее отец, Владимир Григорьевич Кристалинский, был ученым-математиком, сочинял головоломки и кроссворды, которые охотно печатала «Пионерская правда» и вел занятия в Доме пионеров, который позже стал Центральным Домом детей железнодорожников. В его кружок ходила десятилетняя Валя Котелкина. Она стала подругой Майи на всю жизнь. Обе были музыкальны, любили петь. Вечерами, гуляя по улицам, играли в такую игру: одна начинала арию, другая говорила: «Гадание Марфы» из оперы Мусоргского «Хованщина». Или: «Ария Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова». В школе Майя пела на вечерах, попросту, без подготовки, под рояль, стоящий в актовом зале. Ее хвалили, пела она чисто, с артистизмом, но превратить эту игру в профессию она не планировала.

Двоюродная сестра отца Кристалинской, Лилия, была актрисой Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Муж ее, Павел Златогоров, — известным режиссером, ближайшим помощником Немировича, поставил вместе с ним «Катерину Измайлову», «Тихий Дон», «В бурю», а после его смерти — «Войну и мир», «Так поступают все женщины».

Благодаря «тете Лиле» и «дяде Паше» Майя еще девочкой пересмотрела практически весь репертуар их театра. В квартире Златогоровых маленькая Майя познакомилась с художественным руководителем Еврейского театра Соломоном Михоэлсом и его главным актером Зускиным, с примадоннами Музыкального театра Надеждой Кемарской и Софьей Големба, с московским грузином Владимиром Канделаки.

За ее хрупкостью Майи скрывался железный характер, и даже из бед девочка умела извлекать пользу. Во время войны Майя училась музыке под вой сирен и выстрелы зениток. Она с нетерпением дожидалась вражеских авианалетов, чтобы поиграть на пианино. В другое время тревожить соседей по коммунальной квартире Кристалинская не решалась.

Майяхорошо училась в школе, ей легко давались математика, литература и иностранный язык. Она стала выступать в хоре Центрального Дворца детей железнодорожников, которым руководил Семен Дунаевский. Выпускным июньским вечером 1950 года на Манежной площади Майя решилась спеть для случайной публики. Она пела «Друзей-однополчан», «Синий платочек» и другие песни недавних военных лет. Но о карьере эстрадной певицы Майя не задумывалась, и поступила после окончания школы в МАИ.

И потянула за собой Валю. Котелкиной было все равно — лишь бы вместе, и девочки подали документы на факультет экономики самолетостроения. «Будем с парашютом прыгать», — пугала Майя Валю. Сама она спортивной отнюдь не была. Когда надо было сдать зачет по плаванию (а плавать она не умела), Майя договорилась с Валей: Валя плывет, где помельче, а Майя за ней, делая гребки руками и перебирая по дну ногами. Физкультурник их трюк раскусил сразу: «Кристалинская, твою мать, вылазь, все ноги собьешь! Зачет я тебе и так поставлю, за находчивость».

Как-то девушки, приехавшие погостить на каникулы к Валиной тетке в деревню, услышали от одного колхозника: «А власть-то сейчас на штыках только держится…» Оставшись одни, девушки заспорили. Валя кипятилась: «Стыдно так говорить! Что ж, и любовь к Сталину на штыках держится?» Майя задумалась: «Я лично отношусь к товарищу Сталину хорошо. Но почему каждое его слово считают гениальным? В газетах по нескольку раз: «Как указывает великий Сталин…», «Как учит мудрый товарищ Сталин…» Он же читает их, почему не запретит? Вождь должен показывать образец скромности».

В МАИ она пела в хоре. Руководители хора разглядели в скромной, тихой девушке поставленный от природы голос. Подруга Майи по хору, будущая прима Александринки Галина Карева, настаивала, чтобы Майя посвятила себя пению. Но Майя закончила в 1955 году МАИ и получила распределение в Новосибирск.

Ей предстояло три года отработать на производстве. В путь она отправилась с подругой Валей Котелкиной, которую тоже направили в Новосибирск. Девушки надеялись, что их ждет интересная работа и участие в культурной жизни столицы Сибири.

Заместитель директора завода встретил девушек неприветливо:

— Из Москвы?

— Да.

— Будете «выдавальщицами» — выдавать детали рабочим. Семьсот тридцать рублей. Оформляйтесь… — И вышел из кабинета.

Деньги по тем временам были небольшие и работа скучная. Девочкам даже не предложили места в общежитии. Секретарша отвела их в «красный уголок», и они ночевали на диване. Назавтра пришли к директору проситься отпустить обратно в Москву. Директор отрезал: «Нет!» — и дал команду поселить их в комнате при бухгалтерии, которую они окрестили «казематом». Вечерами они слушали по радио Москву и плакали. По утрам завтракали зеленой колбасой. На заводе все казалось отталкивающим: грязный цех, матерящиеся женщины, десяти-двенадцатичасовой рабочий день. У девочек созрел план побега. С остатком сухарей и десятью рублями они уехали в Москву в общем вагоне.

Они понимали, что за дезертирство их не погладят по головке. Новосибирский завод прислал в Москву ходатайство о привлечении к уголовной ответственности выпускников Московского авиационного института гр. Кристалинской М. В. и Котелкиной В. И., самовольно оставивших место работы. Но в Министерстве авиационной промышленности девочек пожалели. Начальник главка был рецензентом Майиного дипломного проекта, получившего оценку «отлично», решил не портить девушкам биографии и пристроил их на работу в Москве — в КБ генерального конструктора Яковлева.

Работа в КБ Яковлева была поставлена строго - любимец Сталина не терпел расхлябанности. Кристалинской весь день приходилось работать у кульмана. И только в обеденный перерыв можно было потратить пятнадцать минут на репетиции концерта участников самодеятельности. Эти пятнадцать минут, а также вечера, проведенные в хоре Центрального Дворца детей железнодорожников, и были временем, которое было отпущено Майе Кристалинской на занятия искусством.

Первой машиной, которую им дали обсчитать, стал ЯК-18А в 260 лошадиных сил, небольшой учебно-тренировочный самолет. Целый рабочий день девушки чертили и вели расчеты, а в обеденный перерыв народ из окрестных лабораторий сбегался на концерт. Майя пела. Тогда была безумно популярна аргентинская картина «Возраст любви» с только начинавшей карьеру Лолитой Торрес. Кристалинская пела песни из этого фильма по-испански и по-русски — «Не смотри на меня» и «Коимбра» («Мой город родной, знаменитый…»). Слушатели были довольны.

Решающим в жизни Майи стал 1957 год, - год проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Студия «Первый шаг» при ЦДРИ по поручению ЦК комсомола занялась поиском и подготовкой джазового ансамбля. Ее возглавил молодой композитор и дирижер Юрий Саульский. Наслышанный о способной девушке из КБ, он пригласил Майю в свой оркестр. Коллектив был в основном любительский, и заниматься пришлось очень напряженно.

Несколько летних фестивальных дней получились сплошным праздником - было проведено множество спектаклей, концертов и шоу. Общение участников шло на всех улицах и на всех языках. Гость фестиваля молодой Гарсия Маркес заметил: «Счастье советского народа и советского правительства в том, что народ просто не знает, как он плохо живет».

Однако восьмого августа, в день, когда раздавали награды фестиваля, в газете «Советская культура» появилась разгромная статья под названием «Музыкальные стиляги». Ее «герой» — Молодежный оркестр под управлением Юрия Саульского — был бит по всем статьям за «заигрывание со зрителем» и «рявканье тромбонов, вой саксофонов, грохот ударных». «Когда на сцену выходят наши, хочется ощущать, что это — представители Советской страны. Досадно наблюдать подслушанные по заграничному радио интонации, штампованные для американизированного джаза приемы оркестровки и прочие «штучки». Манера исполнения крикливая, грубая, физиологическая, «синкопа на синкопе сидит и синкопой погоняет». Мы с отвращением наблюдаем за вихляющими ужимками длинноволосых стиляг в утрированно узких и коротких брючках и экстравагантных пиджачках…»

Статья была инициирована музыкальным консерватором Д. Кабалевским и джазменом А. Цфасманом. Он и был вдохновителем этого опуса, усмотрев в «Первом шаге» будущих конкурентов. Последовали «оргвыводы», и «Первый шаг» прекратил свое существование.

Известность Кристалинской как певицы становилась все шире. После одного из выступлений к ней подошел молодой человек, чем-то похожий на Марчелло Мастрояни. Он представился. Это был Аркадий Арканов. Майя оценила пылкость и настойчивостьпоклонника, который тотчас же предложил ей руку и сердце. Знакомство состоялось в конце апреля 1958 года, а в начале июня они расписались. Но сказки из этого романа не получилось.

«Родные и близкие» молодоженов были поставлены перед фактом. На свадьбу прибыла родня Арканова из Украины, от которой явно не была в восторге московская родня Кристалинской. Над свадебным столом витало напряженное молчание. Его попытался разрядить отец Майи. Узнав, что Арканов пишет юморески, он пошутил: «Вот есть у нас сатирик Аркадий Райкин. А теперь еще будет и Аркадий Майкин!»

Шутка должного эффекта не возымела. Тогда он достал из портфельчика железные «головоломки» и раздал участникам пиршества. Свадьба засопела над хитрыми железками. Позже Арканов признался, что познакомился с Майей «на слабо», поспорив с другом.

У супругов тоже было не все гладко, в первую очередь, не совпадали их взгляды на искусство. «Майя, у тебя нет музыкального образования, ты темна, как деревенский человек. Голос от природы, неплохой слух и способность воздействовать на слушателей — этого мало», — убеждал жену Арканов. Но та не желала внимать советам неспециалиста. Она вообще болезненно относилась к критике. Прошло всего 10 месяцев брака, и Аркадий Арканов уехал к своим родителям — голосовать на выборах по месту прописки. «Когда ты придешь?» — спросила Майя. «Думаю, что я не приду вообще», — ответил он и сдержал слово.

Арканов и Кристалинская сохранили хорошие отношения и числились еще несколько лет мужем и женой, пока Арканову не понадобился развод для получения отдельной жилплощади.

Лето 1958-го стало для Майи судьбоносным. Она взяла в КБ сразу два отпуска: очередной и месяц «за свой счет», и отправилась на гастроли по Закавказью. Успех был ошеломляющий. Одна из юных поклонниц, не имея никакой другой бумажки для Майиного автографа, протянула ей свою «зачетку». После этих гастролей Майя в КБ уже не вернулась. Она решила работать только на эстраде.

Ей поступило предложение от «первого трубача Старого Света» Эдди Рознера, которому в ансамбль требовалась солистка после ухода Ирины Бржевской. Это было весьма лестное предложение. Тем более, что джазовым вокалом Майя не владела. Эту миссию взяла на себя юная Гюли Чохели, потом в этом качестве ее сменила Ирина Подошьян. А Майе достался ее коронный лирический репертуар.


Во время гастролей в начале 1960-х Майя почувствовала себя нездоровой, у нее былавысокая температура. Врачи обнаружили у Кристалинской тяжёлую болезнь - лимфогранулематоз. Она прошла тяжёлый курс лечения, но с тех пор ей пришлось выходить на сцену с косынкой на шее, скрывавшей следы облучения. Это нисколько ее не портило, напротив - появились подражетельницы ее «фирменного» стиля. Впоследствии известные гематологи Кассирский и Воробьев лечили Кристалинскую около четверти века, продлив ей жизнь наполовину срока ее жизненного пути.

Кристалинская не сдалась, не бросила сцену, а продолжала выступать, втайне от всех проводя творческие отпуска на больничной койке. Страшный недуг удалось перевести в стадию ремиссии, но с тех пор её гастрольный чемодан ломился от таблеток и пилюль. И от шейных платков - по нескольку для каждого наряда.

Ее называли «уютной», «домашней», «мамочкой нашей эстрады». Ее голос не был сравним ни с каким другим голосом, и был совершенно индивидуален. Как и весь облик, - до середины 60-х она выходила на эстраду не в вечернем платье, а в костюме, словно до этого весь день провела в КБ или в другой советской конторе.

Не смотря на болезнь, теплый и душевный голос Майи Кристалинской стал визитной карточкой передачи «С добрым утром!» Для нее написали песни Ошанин и Островский. Исполнив их Майя Кристалинская стала одной из самых известных певиц тогдашней эстрады. Мало кто помнит, что и еще один хит времени - песню «Пусть всегда будет солнце!» - первой исполнила Майя Кристалинская. Позже эта песня стала популярной в исполнении Тамары Миансаровой.

С Кристалинской сотрудничали лучшие эстрадные композиторы-песенники. Молодой Микаэл Таривердиев начинал писать именно для нее. А с песней «В нашем городе дождь…» (музыка Э. Колмановского, стихи В. Поженяна и Е. Евтушенко) произошло сразу несколько казусов. Композитор писал ее для одной певицы из Большого театра и ни за что не хотел отдавать песню Кристалинской для исполнения в передаче «С добрым утром!». А формат передачи требовал премьеры. Майя в записала песню на радио и упросила Колмановского «только послушать». Он послушал. И сказал, что для певицы из Большого он напишет лучше оперу. А эту песню подарил Майе.


Песни «Тишина», «Царевна-несмеяна», «Возможно», «У тебя такие глаза» стали шлягерами. Пластинка «Мы с тобой два берега» с песнями из кинофильма «Жажда» разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров в те годы, когда проигрыватель считалсяроскошью и имелся далеко не в каждой семье. Певица одной из первых исполнила на эстраде песенку Булата Окуджавы «Ах, Арбат», звучавшую до этого только в магнитофонных записях. В совершенстве владея несколькими иностранными языками, Майя записала цикл песен на английском языке: «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого, «Течет Волга» М. Фрадкина, на польском - «Старый клен» Пахмутовой и «Москвичи» Эшпая. А в 1966 году Кристалинская получила приз телезрительских симпатий как лучшая певица СССР.


Однако, прошла хрущевская «оттепель», и Гостелерадио возглавил Сергей Лапин, печально знаменитый своими диктаторскими замашками и хамскими высказываниями об артистах, чьё творчество не укладывалось в железобетонные рамки социалистического реализма. Кристалинскую Лапин невзлюбил сразу; говорил, что «она не поёт, а ноет», а в её песне «В нашем городе идёт дождь» вообще усмотрел антисоветчину.

На съемки одной из новогодних передач Майю Кристалинскую впервые пригласили на ТВ именно с песней «В нашем городе дождь…» В результате последовали разгромные оргвыводы теленчальства - песня не по сезону (про дождь, а у нас, типа, снег), упадочническая по характеру (о несчастной любви, что в принципе чуждо нашему оптимизму и советскому образу жизни). Кроме того, нельзя давать такое в новогодней программе, когда все пьют, веселятся и особенно много надеются на хорошее.

Насколько певица была востребована на радио, в фирме «Мелодия», и в Госконцерте, настолько же упорно ее отторгало теленачальство. Некоторые объясняют это антисемитизмом Лапина. Отец Майи был евреем, мать - русская. Оформляя паспорт, она, как это было принято у советских людей, записала национальность «по отцу». Наивная девушка не подозревала, что поступила опрометчиво.

60-е годы - годы наивысшей популярности Кристалинской, и во многом - горькие для нее годы. Ей приходилось много ездить по стране, отказаться было нельзя: популярность и полученное звание обязывали. Однако, болезнь постоянно проявлялась в рецидивах, и певица была вынуждена ложиться в клинику. Где ее ждали тяжелые курсы химиотерапии, вызывавшие тошноту и депрессию.

Усугубляло ситуацию и неприязнь Лапина. Майя всё реже и реже стала появляться на экране телевизора, а затем её и вовсе убрали из эфира с идиотичной формулировкой: «За пропаганду грусти». Оставались живые выступления, но опала быстро распространилась и на концертную деятельность - и всенародной любимице было разрешено петь лишь в сельских клубах в райцентрах Тульской, Рязанской и Орловской областей.

В 1974 году Майе Кристалинской присвоили утешительное звание Заслуженной артистки РСФСР.

Личная жизнь певицы тоже не ладилась. Некоторое время у Кристалинской был роман с одним журналистом из «Огонька». Он был красив, но выпивал, а выпив, скандалил. Однажды в ресторане Дома журналистов он стащил со стола скатерть на пол. Властный голос из-за соседнего столика приказал:

А ну-ка вывести эту парочку отсюда и никогда больше их не пускать!

И все же в жизни Майи Владимировны произошли две очень важные встречи. Она встретила свою лучшую песню и встретила любимого, достойного ее человека.

Песня - это «Нежность», написанная Александрой Пахмутовой, С. Гребенникова и Николаем Добронравовым. «Нежность» во многом обязана своим успехом настойчивости именно Майи Владимировны. Когда Кристалинская исполнила ее в первый раз, то особого успеха «Нежность» не имела. Аркадий Островский даже набросился на Пахмутову в антракте: «О чем вы пишете? Какой-то никому не известный французский летчик! Уж тогда бы о Чкалове написали, что ли! Ближе к народу быть надо! Вот у меня: «А у нас во дворе…» - всем понятно, близко, и все довольны…»


Но Кристалинская упорно всегда включала эту песню в свои концерты. В фильме «Три тополя на Плющихе», лирическим лейтмотивом фильма стала именно эта песня - «Нежность». Теперь представить историю нашей эстрады без этой песни уже невозможно.

А человека, которого Майя встретила - звали Эдуард Барклай. Молодой красавец, душа общества, Эдуард Барклай входил в высшие круги московского бомонда. Запросто общался с дочерью Сталина Светланой, с дочерью Молотова, был женат на дочери Орджоникидзе. Когда его брак распался, Барклай был весьма успешным дизайнром и архитектором, и желанным гостем в лучших домах Москвы. Этот человек и стал Майиной судьбой.

По совету Эдуарда, Майя начала появляться на сцене не в привычных костюмах, а в элегантных платьях с высоким воротом. Он сам выбирал фасоны платьев и расцветку ткани. Кристалинская и Барклай стали жить вместе, а через некоторое время гражданский брак сменился официальным, хотя из-за болезни Майя не могла иметь детей.

Они полюбили друг друга с молодой пылкостью и с заботливой мудростью зрелых людей. Их однокомнатную кооперативную квартиру он постарался сделать настоящим убежищем для усталой, измученной души своей любимой женщины. Наступили годы счастья. Барклай не подпускал Майю к работам по дому, лично следил, чтобы она вовремя принимала лекарства, и без устали напоминал жене, какая она красивая и талантливая. Не привыкшая сидеть без дела, Майя стала пробовать себя в разных ипостасях. Когда ей не давали петь, она писала культурологические статьи в «Вечернюю Москву».

Он оказался искусным кулинаром, и кормил ее разными изысканными блюдами. Рядом с ним она почувствовала, что такое настоящая женщина. У него было очень много друзей, которые не переставали говорить Майе: «Вы даже не представляете, как у вас замечательный муж! Таких мужчин на свете почти уже не осталось!» Майя чувствовала это. К сожалению, Барклай тоже не отличался богатырским здоровьем, врачи обнаружили у него признаки сахарного диабета. Их квартира скоро начала напоминать госпиталь: лекарства, микстуры, стойкий запах химии.

В июне 1984 года Майя и Эдуард собирались на курорт и устроили пир для друзей. Застолье шло своим чередом. Рано утром Барклай разбудил Майю: «Майечка, мне очень плохо. Вызови скорую». И потерял сознание. Врачи приехали быстро, сделал укол, но буквально через несколько минут сердце Эдуарда остановилось. Его похоронили 19 июня 1984 года.

Майя тяжело переживала эту потерю. Кристалинская не раз признавалась, что после смерти Эдуарда потеряла интерес к жизни, даже перестала наблюдаться у Воробьева. Она занималась переводом с немецкого мемуаров своей любимой актрисы Марлен Дитрих. Книга была опубликована в СССР после смерти Майи Кристалинской.

«После того, как ушел Эдик, мне стало неинтересно жить», — говорила Кристалинская. Она перестала наблюдаться у Воробьева. В начале 1985 года Майя легла в клинику, где ей сделали очередной сеанс облучения, но вскоре у нее ухудшилась речь, плохо стали двигаться правая рука и нога. После возвращения домой болезнь начала прогрессировать. Майя потеряла голос. Она не могла говорить, только набирала номер знакомых и плакала в трубку.

В июне 1985 года Кристалинская снова легла в больницу. Там она потеряла сознание, потом впала в кому. Все усилия врачей оказались тщетными. Она умерла 19 июня - в тот день, когда годом ранее был похоронен Эдуард Барклай.


Майя Кристалинская похоронена на Донском кладбище в Москве.

На мраморной стеле надпись:

Ты не ушла,
Ты просто вышла,
Вернешься
И опять споешь…

Использованные материалы:

Материалы сайта www.vilavi.ru

Материалы сайта www.peoples.ru

Текст статьи «Майя Кристалинская», автор В.Бондаренко

Текст статьи «Она не ушла, она просто вышла», авторы С.Новикова и К.Орлов

Текст статьи «Какой бывает любовь? Майя Кристалинская и Эдуард Барклай», автор Ю.Москаленко

Сколько их в поле, в садах на газонах

Множество разных цветов

Сколько любовной таинственной нежности

В вечной долине цветов.

Я мысленно ношу в душе зовет

Любовь всегда покоя не даёт

Для женщины, которая поёт.

Она из всех соцветий и цветов

Из множества известных голосов

Дар Майи Кристалинской их оплот.

Я мысленно ношу в душе зовет

Любовь всегда покоя не даёт

Из всех цветов ношу в душе букет

Для женщины, которая поёт.

Пётр Коровин

Имя певицы Майи Кристалинской - это символ советской эстрады 60-70-х годов. Ее песни звучали по радио и телевидению, их пели в дружеских компаниях и под настроение в одиночестве.

Очередная встреча участников литературно-музыкального клуба «8 нота» была посвящена юбилею певицы.

Члены клуба услышали от библиотекарей историю жизни артистки, послушали её удивительно красивые песни. А член клуба Пётр Варфоломеевич Коровин прочитал своё стихотворение, которое он посвятил народной певице.

За ее хрупкостью скрывался железный характер. Даже из собственных бед она умела извлекать пользу. Она училась музыке… под вой сирен и выстрелы зениток.


Шла война. И маленькая Майя Кристалинская с нетерпением дожидалась вражеских авианалетов, чтобы… поиграть на пианино. В другое время она не решалась тревожить соседей по коммунальной квартире.

Слава пришла к ней неожиданно. В 1957 году Москву и весь Советский Союз потряс Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Сквозняк свободы «вынес» на сцену и джаз-банд молодого композитора Юрия Саульского, а с ним и юную певицу Майю Кристалинскую. И публика в зале сразу почувствовала: родилась новая звезда.

Пластинка с песней «Мы с тобой два берега», прозвучавшей в кинофильме «Жажда», разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров. Такого в Советском Союзе еще не было!

А вскоре Кристалинская узнала, что ее… отстранили от телеэфира — за пропаганду грусти. Руководству Гостелерадио СССР не понравилась песня «В нашем городе дождь…». Но во многом благодаря этому Кристалинскую увидели обитатели «медвежьих углов», в которых ей теперь пришлось выступать.

И еще один удар. Певица узнает о страшном диагнозе: рак лимфатической железы. С тех пор она стала постоянно носить кокетливый платок на шее. А миллионы советских женщин стали точно также повязывать газовые косынки, подражая своему кумиру и не догадываясь о ее беде.


«Закадычные недоброжелатели» помешали ей получить звание Заслуженной артистки. А она спела «Нежность», и за ней вся страна запела: «Опустела без тебя земля…»

И только с одной бедой она не сумела справиться. Смерть мужа Эдуарда Барклая подкосила Кристалинскую. У певицы ухудшилась речь, стали отказывать руки и ноги. Потом речь пропала совсем, она могла только плакать…

Майя Кристалинская умерла 19 июня 1985 года. В годовщину похорон своего любимого мужа…

На ее надгробии высечена эпитафия: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь». Это действительно так — ее песни волнуют сердца не только современников певицы, но и тех, кто родился несколько поколений спустя. Майя Кристалинская поет и улыбается нам сегодня точно так же, как и много лет назад.

Окончание. Начало в № 31

«В нашем городе дождь…»

30 апреля 1957 года эстрадный коллектив ЦДРИ выступал в Политехническом музее. Пела Майя Кристалинская. Был там и будущий сатирик Аркадий Арканов. Позднее он вспоминал, что сразу обратил внимание на Майю. Когда концерт окончился, пошел дождь, и всем пришлось пережидать непогоду в подъезде. В этот момент Арканов пригласил Кристалинскую на 1 мая в ресторан Всесоюзного театрального общества (ВТО). Они встретились. Майя пела по заявкам. Арканов пошел ее провожать. 9 мая они встретились вновь, и тогда Арканов сделал ей предложение. 12 мая молодые подали заявление в ЗАГС, а 1 июня 1957 года расписались.

7 июня состоялась свадьба. Впервые увидевшиеся на свадьбе родные и близкие были удивлены такой спешкой. Молодожены сняли комнату в коммуналке у метро «Аэропорт» за 50 рублей в месяц.

Прошел медовый месяц. 28 июля 1957 года в Москве начался Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В конкурсе популярной песни и эстрадных оркестров коллектив Юрия Саульского представил фантазию на темы произведений Исаака Дунаевского. Кристалинская исполнила две песни.

Оркестр занял второе место, Майя стала лауреатом международного конкурса. 8 августа 1957 года она получила серебряную медаль из рук самого Леонида Утесова.

«Расставание - маленькая смерть…»

Муж отнесся к успеху Майи сдержанно. «Я ей всегда говорил, -признавался Арканов в интервью «Московским ведомостям», - Майя, ты без музыкального образования… Не знаешь нот… У тебя… нет ни школы, ничего».

На обидные слова мужа легла критика, уже нешуточная. В день вручения лауреатам фестиваля наград в газете «Советская культура» была опубликована статья под названием «Музыкальные стиляги». В публикации оркестр Саульского критиковали за то, что он якобы «лишен индивидуальности», исполняет «ремесленные сочинения руководителя», а исполнителям досталось за «крикливую, грубую… джазовую» манеру поведения на сцене. Поговаривали, что к статье приложили руку Д.Кабалевский и А.Цфасман…

Всегда сдержанная Майя, узнав об этом, по свидетельству Аркадия Арканова, разнесла в клочья (или на куски) все домашние пластинки Цфасмана.

Это был поступок уже не инженера, а певицы. Арканов этого ее порыва не оценил. 15 марта 1958 года, через 10 месяцев после их первой встречи, он ушел от Майи навсегда.

Первые гастроли

Майя переживала разрыв болезненно. Год Кристалинская жила как в тумане. Выйти из острой стадии душевной боли она сумела лишь весной 1959 года, излив свои чувства в сценарии, где главными героями были «он и она». И все же забыть эту историю полностью она, вероятно, так и не смогла.

Между тем жизнь шла своим чередом. Майя ходила на работу в КБ, вечерами выступала как солистка с квартетом Владимира Петренко, чередуясь с Майей Булгаковой.

Летом 1958 года Петренко договорился с Госконцертом о двухмесячных гастролях в Грузии, Армении, Азербайджане. Майя взяла очередной отпуск плюс месяц без содержания и отправилась в путешествие - в дороге утраты переносятся легче. Она впервые увидела свое имя на афише - «Майя Кристалинская - жанровые песни». Ей дарили цветы, у нее брали автографы. Ей было тогда 26 лет.

Осенью, вернувшись с гастролей, она вновь осталась наедине со своими чувствами и мыслями. Семьи не было. Профессия инженера не увлекала. Было неясно, как жить дальше.

У Олега Лундстрема

Вероятно, через год, летом 1959-го, Майя Кристалинская пришла в оркестр Олега Лундстрема с просьбой взять ее на работу. Олег Лундстрем, художественный руководитель и главный дирижер коллектива, который вот уже три года имел официальный статус эстрадного оркестра Росконцерта, встретился с Майей и принял ее к себе, очевидно с оговоркой, временно.

Кристалинская уже не мыслила себя инженером и уволилась из КБ. Второй дирижер оркестра, А.Котяков, прослушал ее и выдал задание: в течение недели подготовить несколько песен, иностранных и русских, и подумать о создании своего репертуара. Через неделю оркестр и его новая солистка отправились на гастроли в Харьков, затем последовали Днепропетровск, Днепродзержинск, Ростов, Новочеркасск, Горький. После – возвращение в Москву, месяц репетиций, концертов в столице, и вновь гастроли, новые зрители, интервью в местной прессе.

В оркестре Эдди Рознера

В преддверии нового, 1960 года Майе Кристалинской сообщили о сокращении штатов. По большому счету, этого следовало ожидать. Музыкальное мировоззрение Майи, ее внутренняя тональность не совпадали с праздничной звуковой палитрой оркестра Лундстрема, а ломать себя, петь чужим голосом она не могла.

Так Кристалинская осталась не только без мужа, но и без работы. В СССР тунеядцев практически не было, рабочих мест хватало всем с излишком. А вот куда податься солисту?

В начале 1960-го Майя пришла проситься на работу в коллектив Эдди Рознера, и он… взял ее к себе в эстрадный оркестр Москонцерта. У Рознера пели Нина Дорда, Ирина Подошьян, вокальный квартет, впоследствии известный как квартет «Улыбка». Оркестр выступал на различных площадках Москвы, выезжал с гастролями по стране.

Жажда жизни

Возможно, еще в пору работы у Лундстрема Кристалинская записала песню «Мы с тобой два берега» к фильму «Жажда». Другая версия этой песни была создана Ириной Денисовой (Рыжовой). Фильм вышел на экраны, и песня стала очень популярной. Семь миллионов пластинок были раскуплены. Песня постоянно звучала на радио. Майю Кристалинскую услышала вся страна.

Началось ее сотрудничество с популярной в те годы радиопередачей «С добрым утром». Она получила отдельную квартиру на Красносельской. Жизнь, по крайней мере ее творческая часть, как ее себе представляла Кристалинская, казалось, начала налаживаться.

Среди ясного неба

В июне 1961 года оркестр Рознера гастролировал на Урале и в Сибири. В гостинице Майя жила с Ириной Подошьян. Ирина обратила внимание на то, что Майя очень быстро устает и при каждом удобном случае старается прилечь отдохнуть.

В июле, возвратившись в Москву, Майя простудилась. С температурой под сорок и горящим лицом она сидела на разобранной постели и слушала пластинки - сравнивала две разные версии песни «Мы с тобой два берега» - свою и, видимо, Денисовой. «Кто лучше поет?» - спрашивала она навестившую ее Валентину Котелкину.

После «ангины» на шее у Майи появились узелки. В августе 1961 года на гастролях в Ленинграде на это обратила внимание ее соседка по номеру певица Мария Лукач. Вернувшись в Москву, Кристалинская пошла к участковому врачу, который направил ее к онкологу. Тот поставил диагноз: лимфогранулематоз - рак лимфатических узлов.

Болезнь в то время вылечить было нельзя, можно было только приостановить. За дело взялся крупнейший московский специалист И.А.Кассирский.

Из звезд российской эстрады подобные повороты судьбы, если возможно сравнение судеб, пришлось пережить, пожалуй, только Анне Герман.

Жизнь после смерти

Сколько осталось жить Майе - месяц, год, десять лет? Этого не знал никто. После обострения следовали облучение, химиотерапия, затем наступала ремиссия, и тогда казалось, что все самое страшное уже позади. В такие минуты и дни Майя работает.

Она сотрудничает с Андреем Эшпаем, Эдуардом Колмановским, Александром Островским, Александром Колкером, Александром Зацепиным, Серафимом Туликовым, Александрой Пахмутовой, Микаэлом Таривердиевым и другими композиторами. Выступает на радио, телевидении, работает в студии звукозаписи.

В 60-70-е годы она записала более 200 песен. Многие из них в то время знал каждый: «А снег идет», «В нашем городе дождь…», «Костер на снегу», «Письмо на Усть-Илим», «Ты не печалься», «Я тебя подожду», «Ветер северный», «Лунный камень», «Нежность» и другие. Это были песни о любви Майи Кристалинской.

Она по-прежнему выступала с оркестром Эдди Рознера. Готовилась к сольным концертам. В Москве в Театре эстрады с успехом дала концерт с Геленой Великановой. В 1962 году приняла участие во Втором Всероссийском конкурсе артистов эстрады и заняла третье место. В 1964 году с Марком Бернесом посетила с гастролями Польшу, успешно выступила на Фестивале советской эстрадной песни в Москве (1965). А в 1966 году телезрители признали ее лучшей певицей года.

Концерты, радио и телевидение помогли людям увидеть и полюбить Майю Кристалинскую и ее песни.

Ненаглядный мой

Майя мечтала о том, чтобы устроить свою личную жизнь, а жизнь не складывалась. После Арканова она встречалась с известным журналистом из престижного журнала. Любовь закончилась публичным скандалом, который «Ромео» устроил в Доме журналистов.

В конце 60-х она познакомилась и вскоре сблизилась с архитектором Э.М.Барклаем. Детей Майя иметь не могла. Молодые жили вдвоем в кооперативной квартире мужа на проспекте Мира. Случалось, ссорились, и Майя порой даже не ночевала дома, но неизменно мирились, были привязаны друг к другу.

«А за окном то дождь, то снег…»

В начале 70-х Кристалинскую стали вычеркивать из основных телевизионных и радиопередач. Об этом, в частности, свидетельствует музыкальный редактор телевидения тех лет Н.Н.Григорьянц. Правда, одновременно с этим допускались ее выезды за рубеж. Кристалинская посетила с концертами ГДР, Венгрию, Финляндию.

И все же с сольными концертами она выступала, хотя и нечасто, на престижных площадках Москвы - в Театре эстрады, в зале «Октябрь», в Государственном Центральном концертном зале.

Но большая часть ее времени протекала в гастролях по Рязанской, Тульской, Куйбышевской и другим областям Союза. Ездили по бездорожью, выступали подчас в сельских клубах, перед двумя десятками слушателей. По словам Т.Г.Райновой, напарницы Кристалинской в этих гастролях, они постоянно сталкивались с «пьянью, холодом, грязью».

5 августа 1974 года, в возрасте 42 лет, Майя Кристалинская была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.

«Не спеши…»

Более 20 лет заслуженная артистка РСФСР Майя Кристалинская держалась, «как могла и как умела…». Но не все зависело от нее. Она пережила операцию. После очередного обострения болезни в 1981 году почти перестала выступать и взялась за перевод с немецкого книги Марлен Дитрих «Размышления».

Летом 1984-го неожиданно стало плохо ее мужу, Э.М.Барклаю, и через пять дней он скончался. Его похоронили 19 июня. Жизнь потеряла смысл. Средств к существованию не было.

В начале 1985 года в клинику положили Майю. У нее ухудшилась, а затем совсем пропала речь, плохо стали двигаться правая рука и нога. Ее выписали домой. Майя с трудом набирала телефонный номер и молча плакала в трубку.

19 июня 1985 года, спустя ровно год после похорон мужа, в возрасте 53 лет ее не стало. С ней простились в ЦДРИ. Похоронили Майю Кристалинскую на Донском кладбище в Москве.

«Эхо нашей юности…»

Майя Кристалинская не училась музыке. В этом она была похожа на Анну Герман, на Джо Дассена. Но она получила настоящее высшее образование, а это - стиль, вкус, чувство меры, глубина мысли, аристократизм. Соедините эти качества с ее огромным природным даром - и вы приблизитесь к тайне Майи Кристалинской, а также к тайне всенародной любви к ней и ее искусству.

Александр Маджаров, профессор, доктор исторических наук,
специально для «Байкальских вестей»