Непознанное

Онегин как первый лишний человек в литературе. Евгений онегин - лишний или духовно ищущий человек

Евгений Онегин - тип «лишнего человека»

Роман «Евгений Онегин», написанный А. С. Пушкиным в 1823 - 1831 гг., стал поистине первым подлинно реалистическим произведением. В нем автор достоверно изобразил современную ему действительность, воссоздал в образе Евгения Онегина типичный образ молодого человека 20-х годов XIX века.

Это представитель вольнолюбиво настроенной молодежи, но в то же время скуг чающей, разочарованной и неудовлетворенной. Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него по своим интересам и по нравственному облику, он оказывается «лишним человеком». Евгений Онегин открывает собой целую «галерею лишних людей» в русской литературе.

Попробуем объяснить те причины, по которым Онегин оказался вне окружающей его жизни. Он получил типичное для своего времени образование, его воспитывали французы:

Сперва Madame за ним ходила.
Потом Monsieur ее сменил...

Полученное Онегиным домашнее образование было очень поверхностным. Он учился «понемногу чему-нибудь и как-нибудь». В результате

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кпаняпся непринужденно...

Этого оказалось вполне достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил». По своему общественному положению Онегин принадлежал к высшему свету и вел типичный для этого круга образ жизни: посещал театры, балы, рауты. Автор подробно описывает распорядок для «молодого повесы», но тут оказывается, что этот образ жизни Онегину давно надоел, «ему наскучил света шум», он «к жизни вовсе охладел». Автор пытается найти причины «русской хандры» Онегина.

Евгений Онегин живет в светском обществе, следует его законам, но в то же время он чужд ему. Причина этому заключается не в обществе, а в нем самом. Онегин живет без цели в жизни, ему не к чему стремиться, он томится в бездействии. Устав от яркой суетной жизни света, «Онегин дома заперся», он пытается приобщиться к какой-нибудь деятельности:

Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его...

Онегин начинает читать, но скоро полку с книгами он «задернул траурной тафтой». Онегин не находит себе места в жизни. Он покидает Петербург и уезжает в деревню в надежде обрести себя, но и тут лишь два дня ему казались новы уединенные прпя». И вскоре он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». И здесь он оказывается «лишним человеком». Онегин чужд и провинциальному обществу, прежде всего, по своему социальному положению и воспитанию.

Здесь Евгению приходится пройти два серьезнейших испытания: дружбой и любовью, но он не выдерживает их. Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского, а в его отношениях с Татьяной проявляется такая черта его характера, как эгоизм. Онегин мог бы не допустить смерти друга, в его воле было предотвратить дуэль, но он этого не сделал, испугавшись «общественного мнения». Как точно заметил В. Г. Белинский, Онегин - это «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Это значит, что Евгений был человеком с хорошими задатками, но его испортили светское воспитание и -общественная среда, к которой он принадлежал.

В отношениях с Татьяной также проявилась эта негативная черта его характера. Прочитав письмо юной девушки, в котором она признается ему в любви, Онегин отвечает холодностью и читает ей отповедь. Этому может быть два объяснения: с одной стороны, Онегин не хотел потерять свою свободу, женившись на Татьяне, ас другой - он видел в ней провинциальную девицу, неравную ему по социальному положению. Последнее подтверждается также тем, что, встретив Татьяну второй раз уже светской дамой, ставшей «законодательницей мод», Онегин пылко в/УЮбляет-ся в недоступную княгиню, но теперь уже ему приходится выслушивать отказ. Онегин вновь переживает разочарование, он опять оказывается «ненужным, лишним человеком».

Образ Евгения Онегина очень противоречив. Отрицательные черты его характера - индивидуализм, эгоизм, холодность, практическая бездеятельность - сочетаются в нем с положительными, такими, как «души прямое благородство». В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности. Образ Евгения Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но в то же время он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего его отличает «резкий, охлажденный ум», склонность к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам». Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести и к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться.

Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком». Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Говоря словами Герцена, «Онегин... лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».


С появлением новаторского романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русскую литературу вошел и новый литературный тип – «лишний человек». Он еще известен как «байронический герой», так как был популяризован английским поэтом Джорджем Байроном. «Лишним человеком» называли литературного героя, принадлежащего высшему сословию, который, имея способности и перспективы, не может реализовать себя, найти свое место в жизни.

К типичным чертам «лишнего человека» относятся душевная усталость, глубокий скептицизм, скука и общественная пассивность.

Таков и краткий портрет главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Но мы рассмотрим этот образ более подробно. Это молодой богатый дворянин, получивший имение в деревне в наследство от дяди. И хотя Евгений Онегин – уникальный для русской литературы персонаж, но для общества он совершенно обычный. Ведь Пушкин наделил его типичными для того времени чертами светского человека и молодого повесы. Евгений «острижен по последней моде, как денди лондонский одет», «он по-французски совершенно мог изъясняться и писал», «легко мазурку танцевал» и «кланялся непринужденно».

Но автор показал его человеком со сложным, противоречивым характером, что тоже было свойственно для того времени. Онегин слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими. Он рано охладел к светским развлечениям, и его сковали скука, тоска, разочарованность в обществе, скепсис – в общем «хандра» - болезнь «лишних людей», болезнь целой эпохи.

Истоки этой проказы в большинстве случаев находятся в детстве. Маленький Евгений получил то же воспитание, что и другие дворянские мальчишки. Его воспитатель – француз «учил его всему шутя», «не докучал моралью строгой», поэтому Онегин получил поверхностное образование. Зато он блестяще знал светские манеры, умел танцевать, вести беседу, очаровывать дам, и был желанным гостем на званых вечерах и балах. Но их одноробразие, натянутая вежливость стали скучны герою. И он стал чужд этому обществу.

Евгений меняет обстановку – перебирается в деревню, но и там живет затворником. Природа его не восхищает, труд и вовсе был ему противен, разговоры провинциального общества он также счел скучными и для себя совершенно непозновательными. Единственными, с кем он сошёлся, были молодой юноша из соседнего имения – Владимир Ленский и семья Лариных. С первым у Онегина сложились весьма странные отношения: будучи совершенно разными, «как лед и пламень», они находили общие темы для разговоров и проводили много времени вдвоем. Однако никакой привязанности к восторженно-мечтательному романтику Евгений не испытывал, он просто убивал скуку в разносторонних разговорах с ним, в колких шутках и спорах. Онегин не дорожил его дружбой и в итоге лишился единственного потенциального товарища.

С семьей Лариных, а точнее со старшей дочерью Татьяной, Евгения связали именно любовные чувства. Он сумел покорить сердце молчаливой, грусной девушки, но так как семейная жизнь герою представлялась сплошной скукой, обременительным союзом, Онегин отверг чувства татьяны. Позже он осознает свою ошибку, объясняется, но и тогда остается совершенно одиноким.

Да, именно одиночество – печальный удел «лишнего человека». Этот тип литературного героя разочарован в ценностях мира, его не радуют ни богатство, ни развлечения, ни природа, ни искусство. Он недоволен окружающим обществом, не может найти себе места в нем, и потому обречен жить в скуке и хандре. И такова судьба Евгения Онегина. Он везде лишний, страдающий грубоко и искренне от своей ненужности. Онегин, действительно, первый «лишний человек» в русской литературе, но не первый в русском обществе.

Обновлено: 2018-03-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

(362 слова)

В романе великого А.С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами изображён отрывок из жизни дворянина Российской империи XIX века. Именно через этого представителя высшего света автор даёт обширное описание быта и нравов привилегированного класса.

Роман начинается с рассказа о детстве Онегина. Отец нашего героя вёл праздную жизнь, что в конечном итоге привело к его разорению. Он мало интересовался своим сыном, поэтому молодой человек был отдан на попечение беспечному французу, который совершенно безответственно подошёл к его обучению. Так что, хоть и являясь дворянином, Евгений был малообразованным человеком, однако всё равно прослыл в высшем свете настоящим интеллектуалом. Начав вести полноценную светскую жизнь, он без остатка отдался страстям и порокам. Особое предпочтение он отдавал любовным интригам, став настоящим похитителем женских сердец. Но спустя какое-то время наш герой охладел к балам, искусству и романам. Потеряв интерес к развлечениям, он впал в уныние и хандру. К сожалению, его история отнюдь не исключение. Пушкин показал, как праздность и безответственность целого сословия приводят к появлению множества молодых, красивых, воспитанных, но пустых и неприспособленных к жизни юношей – лишних людей.

Чувствуя бесцельность своего существования, Онегин покинул свет и вскоре перебрался в провинцию. Этой сменой обстановки Евгений надеялся развеять свою хандру, однако сельская природа и заботы о хозяйстве вскоре наскучили ему. Из всех соседей он смог сблизиться лишь с Ленским. Но в итоге всё оборачивается трагедией. Если бы герой имел дело с высшим обществом, не произошло бы ничего страшного, ведь поведение, свойственное Онегину, являлось нормой для высшего общества его времени. Но в провинциальной помещичьей среде это вызвало бурю возмущения, а оскорбленный поэт в гневе вызвал своего лучшего друга на дуэль. Кажется, можно было бы погасить нелепый конфликт, принеся извинения, но в столице раскаяние стало бы позором для Евгения, а этого он допустить не мог. В конце концов, юноша напрасно отдаёт свою жизнь. В этом и заключается главная трагедия Онегина. Желая покинуть бездуховную среду, он не может избавиться от светских привычек, которые отдаляют его от обычных людей. Именно поэтому главный герой романа — лишний человек, обречённый на вечное одиночество.

Будучи дворянином, Пушкин ещё в XIX веке увидел разложение дворянского сословия. Лишние люди – его последствие. Поэт считал, что рано или поздно это приведёт к краху элиты и гибели империи. И, как мы знаем, он не ошибся.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.

Главный герой романа - блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию - только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.

Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения - просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.

К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.

Восприятие окружающего мира Онегиным

Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.

О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.

Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.

Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.

Трагедия Онегина

В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.

Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.

Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.

А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец - то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.

Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним человеком», и наличествовали ли в его жизни какие-нибудь духовные устремления?

В одном из черновиков к «Евгению Онегину» Пушкин отметил: «Герой, будь прежде человек». И его Онегин, конечно, в первую очередь человек. Никакой не лишний, а просто человек. Представитель определенной эпохи - 1810-х годов, определенной сословной группы - петербургского светского дворянства, определенного образа жизни, когда требовалось мучительно придумывать себе занятия и развлечения, чтобы убить всепоглощающую скуку. Поэт рисует нам круг онегинских интересов:

Ученый малый, но педант:

Имел он Счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре,

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея;

Как мы Ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Бросается в глаза определенная разбросанность и поверхностность интеллектуальных запросов Евгения, тем более что особо преуспел он в воспетой Овидием Назоном «науке страсти нежной». Да и образован Онегин был не слишком систематически, не отличаясь, впрочем, в этом отношении от большинства людей своего поколения. Как подчеркнул Пушкин: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...» Не стоит, однако, слишком строго судить пушкинского героя. Хотя Онегин так и не осилил основы поэтической теории, это не помешало ему создавать острые и небесталанные эпиграммы, пользовавшиеся успехом в обществе. А интерес к передовым для того времени работам английского политэконома Адама Смита свидетельствует о стремлении молодого человека к практическим знаниям, которые он потом пытается применить на практике. Вспомним, как Онегин в своем имении «ярем… барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил». Герой явно не чужд духу времени и готов хоть в малом облегчить положение народа. Но не стоит производить его и в декабристы - политические вопросы для Онегина не столь значимы, как успехи на любовном фронте.

Содержание «Евгения Онегина» общеизвестно. Пресытившись светской жизнью, Евгений удаляется в деревню, где ему вскоре становится столь же скучно. Онегин сперва отвергает любовь Татьяны, а потом безуспешно пытается соединиться с ней. Между делом убивает на дуэли друга, отправляется путешествовать, возвращается, вновь встречает на петербургском балу Татьяну, уже жену знакомого генерала. Объясняется ей в любви, получает признание во взаимности вместе с отказом от адюльтера. Героиня супружеский долг теперь ставит выше любовного чувства. Онегин жестоко наказан. Но только ли светские пороки обличает в нем Пушкин? Нет, поэт сам признавал в одном из писем, что в «Евгении Онегине» и «помина нет» о сатире. А в другом письме, в октябре 1824 г., сообщал, что среди соседей в Михайловском пользуется «репутацией Онегина», одновременно подвержен вполне онегинскому настроению: «Я нахожусь в наилучшем, какое только можно себе представить, положении для того, чтобы окончить мой поэтический роман, но скука - холодная муза, и поэма моя совсем не подвигается...» В письмах друзьям Пушкин не раз подчеркивал, что в «Евгении Онегине» не должно упоминаться само слово «сатирический», в частности, чтобы не мешать прохождению романа через цензуру. Однако здесь именно замысел поэта, а не боязнь цензурных рогаток, отодвинул сатирическое начало на второй план.

Онегин, в отличие от Пушкина, - не поэт. Его скука не озаряется проблесками подлинного поэтического вдохновения. Можно сказать, конечно, что Евгений - «лишний человек» в том смысле, что не выполняет никакой очевидной общественно полезной функции, не востребован обществом. Пушкин знал, что в таком же положении мог бы оказаться и сам, подобно многим товарищам по Петербургу, не обладай он Божьим даром творчества. Однако ведь Онегин все время чего-то ищет, им владеет «охота к перемене мест». Вот Евгений вернулся из своих странствий, и автор задается вопросом:

Все тот же ль он, иль усмирился?

Иль корчит так же чудака?

Скажите, чем он возвратился?

Что нам представит он пока?

Чем ныне явится?

Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой,

Иль маской щегольнет иной,

Иль просто будет добрый малый,

Как вы да я, как целый свет?

У Онегина в романе много масок, и многим он приносит зло, нелепо убивая Ленского и делая в конечном счете несчастной Татьяну, но в сущности, как намекает Пушкин, он в душе человек добрый и осознанно никому вреда не причиняет. Что же движет Онегиным? Думаю, по большому счету, - стремлением духовной свободе, к «свободе мечты», к недостижимому идеалу красоты. И в финале он оказывается еще более несчастным, чем покинувшая его возлюбленная. Герой вместе с самим Пушкиным признает:

Я думал: вольность и покой -

Замена счастью.Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Таков неутешительный итог духовных исканий Онегина. Но не Пушкина. Ведь в 1836 г., незадолго до смерти, Александр Сергеевич написал знаменитое: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Для гениального поэта творческий покой, творческая свобода могут быть высшей ценностью, тогда как для простого смертного вроде Евгения таковой все-таки остается счастье.