Разное

Онегинская «хандра» в «собранье пёстрых глав. Русская хандра - это пресыщение жизнью, разочарование в ней Что такое SAD

Потому что с точки зрения ее нравственности узы священного брака нерушимы,

Потому что она не может и не хочет строить свое счастье на несчастье другого человека.

7.Как вы полагаете, искренно ли чувство любви Онегина к Татьяне и его перерождение?

Да, потому что он серьезно страдает,

в чувстве Онегина наполовину искренности и любви, а наполовину тщеславия .

8.Какая проблема была для Пушкина более важной в романе?-проблема воспитания дворянской молодежи, политическая проблематика.

9. Для чего Пушкин вводит в роман зеркальную композицию (две любви, два письма, две отповеди и т.д.)?

Чтобы показать, что все люди подчинены единым психологическим законам,

Чтобы показать нравственное и духовное возрождение Онегина.

10. Чем различались круг чтения Онегина и круг чтения Татьяны?-Татьяна читала писателей-сентименталистов, а Онегин - романтиков,

Татьяна читала любовную литературу, Онегин – философскую.

11. Почему роман Пушкина продолжает сохранять свою актуальность?потому что допускает различные интерпретации своего смысла, потому что ставит общечеловеческие проблемы, актуальные во все века.

1. Действие первой главы «Евгения Онегина» происходит:-Петербурге

2. Представителем какого социального сословия является Евгений?-столичное дворянство

3. Кто воспитывал Евгения в детстве: Madam, Monsieur

4.Какое учебное заведение закончил Евгений Онегин? получил домашнее образование.

5. На каком языке Евгений "мог изъясняться и писать"?на французском

6. Сколько времени проводил Онегин у зеркала перед выходом в свет: 3 часа

7.Где служил Евгений Онегин до того, как поселился в деревне?-нигде не служил

8.Из каких побуждений Онегин ехал к дяде:ради денег

9. В строках:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

Живее творческие сны… -

10.Определите суть болезни Евгения Онегина:

РУССКАЯ ХАНДРА - Это пресыщение жизнью, разочарование в ней

1. О ком эти слова:

Вот так убил он восемь лет,

Утратя жизни лучший свет.

2. О ком двустишие:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.

3. Кто и о ком говорит в этих строках:

Мне нравились его черты...

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба:

4. Из каких побуждений Онегин ехал к дяде:

"Приготовляясь,[...], на вздохи, скуку и обман"-.Денег ради;

5. О ком эти строки:

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.- Владимир Ленский

6. Назовите имя персонажа романа:

Верила преданьям,Простонародной старины,И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.- Татьяна Ларина

7. С описания какой дороги начинается роман в стихах:Дорога Онегина к умирающему дяде .

8. Какое событие описано в строках:

Довольный праздничным обедом

Сосед сопит перед соседом;

Подсели дамы к камельку;

Девицы шепчут в уголку;

Столы зеленые раскрыты:

Зовут задорных игроков

Бостон и ломбер стариков,

И вист, доныне знаменитый- Именины Татьяны

9. Восстановите сюжетную линию романа:

Дорога к дяде - Описание жизни в Петербурге - Приезд в деревню - Знакомство Онегина с Ленским - Знакомство Онегина с Татьяной - Письмо Татьяны к Онегину - Отповедь Онегина - Сон Татьяны - Именины Татьяны - Дуэль - Татьяна в доме Онегина -Сватовство Татьяны - Бал у Татьяны-княгини - Письмо Онегина к Татьяне - последняя встреча Татьяны с Евгением.

10. Сколько лет было дуэлянтам:

Онегину - 26

Ленскому -18 .

11.В каком городе проходит бал у Татьяны-княгини?- В Петербурге

1. Какая глава имеет эпиграф, в качестве которого взяты слова князя Вяземского:

"И жить торопится и чувствовать спешит"?-1 глава

2. О ком эти слова в романе:

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет -

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцовал

И кланялся непринужденно...- Евгений Онегин

4. Вставьте слово, закончив строку из романа:

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину ,

Короче: русская хандра

5.Кто и о ком говорит в этих строках:

С ним подружился я в то время -

Мне нравились его черты...

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба:

6. Кто воспитывал Евгения в детстве:Madam, Monsieur

7. Какое наследство досталось Евгению Онегину:Имение в деревне.

8. Сколько лет было дуэлянтам:

Онегину - 26

Ленскому -18 .

9.Чье мировоззрение описано:

Он верил, что душа родная

Соединиться с ним должна,

Что, безотрадно изнывая,

Его вседневно ждет она;

Он верил, что друзья готовы

За честь его принять оковы,
И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника...-Ленского

10.О ком двустишие:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.

Оформите свой ответ в виде таблицы:

11.О ком эти строки:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье совей родной

Казалась девочкой чужой.- Татьяна Ларина

Как называется стихотворный размер, которым написан роман?- ямб;

Укажите временные границы действия, происходящего в романе:-1819 – 1825;

О ком Пушкин сказал в романе «…Любой роман / возьмите и найдете верно / ее портрет…»?- Ольга;

Какой элемент композиции называют кульминацией ?

б) элемент, в котором художественный конфликт достигает наивысшей точки своего развития и требует разрешения;

Кульминацией романа «Евгений Онегин» является второе объяснение Евгения и Татьяны в ее Петербургском доме.

Что такое «онегинская строфа»?- строфа из 14 стихов: 3 четверостишия и 2 завершающие строки.

Лирическое отступление – это размышление автора, не связанное с сюжетным повествованием и включенное им в произведение.

Короткий световой день, серое небо над головой и холодная погода мало кому нравятся, а для некоторых и вовсе могут стать причиной так называемой зимней депрессии.

Британская The Guardian озадачилась вопросами: что же это такое, зимняя депрессия, каковы ее настоящие причины и последствия и, самое главное, как избавиться от сезонного уныния и восстановить продуктивность?

Начиная с поздней осени и до ранней весны мы можем ощущать недостаток энергии, снижение работоспособности и активности в разных сферах жизни, приступы плохого настроения, переходящие в апатию, и постоянное желание спать и есть.

Что такое SAD

Согласно исследованиям, от 2 до 8% жителей северных стран страдают от этих симптомов настолько, что это становится реальной проблемой, потому что люди не могут нормально жить и работать. По-научному жесткая форма зимней депрессии является одной из разновидностей клинической депрессии, проявляющейся посезонно, и называется сезонным аффективным расстройством , сокращенно — SAD .

(Забавная игра слов: в английском языке sad значит «печальный. — Прим. «Полезного чтения» .)

В дополнение к классическим «депрессивным» эпизодам SAD характеризуется еще рядом симптомов. В первую очередь это хроническое «пересыпание» и избыточная тяга к потреблению углеводов , которая приводит к лишнему весу.

В общем-то эти симптомы диаметрально противоположны симптомам клинической депрессии, когда люди страдают от бессонницы или других нарушений сна и потери аппетита. Из-за этого SAD иногда ошибочно считают «легкой» версией депрессии, но на самом деле это просто немного другая версия того же самого заболевания.

За пределами клиники

«Люди, страдающие SAD, больны точно так же, как те, кто страдает от обычной депрессии. Однако важно помнить, что это состояние очень вариабельно, и есть огромное количество людей, которые испытывают так называемое субсиндромальное SAD», — говорит датский ученый Бренда Макмахон .

Кстати, субсиндромальное SAD распространено гораздо шире, с ним сталкивается уже 10-15% населения. Эти люди тяжело переносят осень и зиму и страдают от перечисленных выше симптомов, но у них нет клинической депрессии .

В северных широтах (кстати, авторы The Guardian трактуют их несколько иначе, чем принято у нас, и смело включают туда не только Скандинавию и Канаду, но и Соединенное Королевство. — Прим. «Полезного чтения» ) так или иначе симптомы SAD знакомы каждому третьему. В России мы часто называем такое состояние депрессией, но это, конечно (и к счастью), неправильно.

Речь не о форме клинической депрессии, а просто о периодических обострениях симптомов, таких как вялость, сонливость, пониженная продуктивность и одновременно повышенный аппетит . Eсть любопытная теория, объясняющая, отчего зимой нам так тоскливо .

Во всем, как обычно, «виновата» эволюция

Согласно этой теории, все неприятные симптомы SAD у здоровых в остальном людей являются следствием эволюционных процессов, которые активно шли несколько тысячелетий назад.

Дело в том, что примерно 80% страдающих «зимней печалькой» — это молодые женщины. Кстати, с возрастом, особенно у женщин, проявления SAD обычно идут на спад, и некоторые ученые считают, что это связано с поведенческими циклами наших далеких предков.

«Поскольку в легкой и средней форме симптомы наблюдаются у значительной части популяции, предполагается, что это древняя „привычка“ переключаться на режим экономии энергии в зимнее время, которая заложена в нас генетически, — считает доктор Роберт Левитан , профессор, специализирующийся на психическом здоровье. — Десять тысяч лет назад, во времена ледникового периода, снижать активность было полезно, особенно для женщин репродуктивного возраста, потому что беременность — это очень энергоемкая штука. Но сейчас мы живем в 24-часовом обществе и ожидаем от себя и от других постоянно высокого уровня активности. В этом-то все и дело. Однако мы так и не знаем, почему некоторые люди испытывают проблемы вплоть до потери работоспособности».

Сбои в системе

В биологический механизм SAD вовлечено сразу несколько систем, включая те, что отвечают за мотивацию, энергию и регулирование наших циркадных ритмов — 24-часовых циклов, регулирующих режим сна и бодрствования.

Например у тех, кто страдает тяжелыми формами SAD, замедляется выработка мелатонина — гормона, который контролирует наши сон и бодрствование.

Другой гормон — серотонин , — регулирующий уровень тревожности и отвечающий за наше хорошее настроение, судя по всему, вырабатывается благодаря свету. Идеальным светом для запуска биологического механизма выработки серотонина является натуральный солнечный свет , которого как раз и не хватает в холодные месяцы. Недостаток солнечного света ведет к сбоям в системе.

Особенно это критично для людей с уже имеющимся недостатком серотонина в мозгу. Известно, что дефицит серотонина — главная физиологическая причина . В этом случае отсутствие достаточного количества света может стать последней каплей и привести к серьезному обострению заболевания.

Кстати, несмотря на то что сезонным аффективным расстройством чаще страдают жители северных широт, среди них встречаются настоящие счастливчики, которых никакое SAD не берет. И живут они в Исландии.

Судя по всему, исландцы генетически защищены от SAD, и дело не в условиях жизни в их довольно суровой с климатической точки зрения стране. Исследования показали, что, даже меняя место жительства (на другую северную страну, в данном случае речь идет о Канаде), исландцы намного реже испытывают симптомы сезонной депрессии.

Ученые опять же связывают эту национальную особенность с производством серотонина. Есть несколько версий гена, который отвечает за производство и действие этого гормона, и одна из этих версий действительно заставляет организм вырабатывать больше серотонина именно в зимнее время.

Как лечить

Что же касается лечения и профилактики SAD, то одним из наиболее популярных способов восстановить и поддерживать продуктивность в темное и холодное время является светотерапия , с помощью которой можно искусственно стимулировать выработку всех нужных гормонов в правильных пропорциях.

Конечно, светить обычной лампой себе в лицо малоэффективно, и продуктивность от этого вряд ли повысится. Речь идет об ультрафиолетовом спектре, который можно и нужно использовать, но с большой осторожностью.

Ученые утверждают, что грамотная светотерапия реально помогает людям с SAD раньше просыпаться и выводит их из состояния постоянной сонливости и углеводного переедания. Однако для тех, у кого SAD — не просто «зимняя печалька», а один из вариантов настоящей клинической депрессии, света будет недостаточно. Таким людям необходимо обратиться к врачу и подобрать комплексное лечение.

Поскольку огромное количество людей по всему миру диагностирует у себя сезонную депрессию, при этом вовсе не обязательно ее испытывая, это большой и перспективный рынок, растущий год от года. И, как на любом рынке, существует множество предложений разной степени технологичности: от специальных приспособлений до аминокислот. Однако, по мнению врачей, все это прекрасно и может быть использовано, но только как дополнение к основному лечению с помощью светотерапии и традиционных медикаментов.

Русское слово "" ассоциируется с чем-то дворянским, устаревшим. Да и само слово "хандра" какое-то старомодное. Однако, несмотря на старомодность, хандра существует и сегодня.

Некоторые люди приравнивают русскую хандру к английскому сплину. Представляется, что это неверное приравнивание. Хандра - это состояние русской души. А ведь загадочная русская душа - это совсем не то, что душа английская. Русских людей англичанам не понять. Может и русским не просто понять англичан, но никто ведь еще не сказал "загадочная английская душа".

Нередко хандру приравнивают к депрессии. Но представляется, что это тоже неправильное приравнивание. Главное отличие хандры от депрессии состоит в том, что хандра - это, прежде всего, скука, обусловленная отсутствием ярких и сильных эмоций.

Люди, страдающие хандрой , обычно не имеют занятий, которые бы их очень сильно увлекали. Но в то же время эти люди - не примитивные. Они чувствуют, что обычная жизнь с ее тусклыми обыденными радостями, - не для них. Они ощущают себя выше "серой массы". Но их гнетет то, что их способности и таланты, которыми действительно обычно обладают люди, страдающие хандрой, постепенно умирают, не находя возможности реализоваться.

Люди, страдающие хандрой, четко понимают то, что что им нужны сильные эмоции, причем желательно, чтобы это были отрицательные эмоции, даже страдания. Приведу слова некоторых знаменитых "хандристов":

О господи! Дай жгучего страданья, и мертвенность души моей развей (Ф.И.Тютчев);

Пошли мне бури и ненастья! Даруй мучительные дни! Но от преступного бесстрастья, но от покоя сохрани (И.С.Аксенов);

Я праздный отдал бы покой за несколько мгновений блаженства иль мучений (М.Ю.Лермонтов).

И опять-таки подчеркну, что хандра - это именно русское явление. Потому, что никто так не любит страдать, как русские. Есть даже такие русские песни, которые называются "страданиями". Люди, которые любят страдать, обычно являются творческими натурами. Но если их "душевное" творчество не преобразуется в творчество реальное, они начинают хандрить. Они ищут выход в страданиях души точно так же, как его ищут все творческие люди. Но те творческие личности, у которых есть свои творческие дела, рано или поздно перестают хандрить и принимаются за дело. Они, к примеру, пишут картины, стихи, разные книги, поют песни и т.д. Для людей, у которых есть свои творческие занятия, хандра - это созидательный феномен, она является своеобразным двигателем их творчества.

А те, кому не посчастливилось найти интересное занятие, ищут чего-то, но сами не знают чего.

Опасность хандры проявляется лишь тогда, когда хандра, не находя выхода в творчестве, слишком затягивается. Даже если "хандрист" на какое-то время нашел выход своих эмоций (к примеру в неразделенной любви), хандра продолжает его преследовать, обесценивая его жизнь. "Хандрист" может даже искать способы ухода из жизни. Но он не будет вешаться, он найдет более творческий способ (вспомним Евгения Онегина, который спровоцировал дуэль).

Несомненно, что хандра чаще проявляется весной и осенью, то есть тогда, когда проявляется и депрессия. И все-таки хандра - это не депрессия, это что-то более романтическое.

Плохое настроение становится иногда предметом изображения литературы и господствующим настроением не только литературного произведения, но и реального сознания целого народа. В определенные моменты жизни хандра овладевает не только отдельными людьми, но и целыми странами.

Хандра Онегина в пушкинском романе - это совершенно новое состояние нового героя в новых исторических обстоятельствах. Образ мира, образ времени, образ героя пронизаны состоянием разочарованности. У онегинской хандры не только исторические корни, но также есть у неё и продолжение в литературе и в нашей современной жизни. Онегинская хандра - очень важное переживание экспериментального героя экспериментального литературного произведения - появляется не сразу. Она подготавливается каждым шагом, каждым новым поворотом в судьбе героя.

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука

Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса

Наследник всех своих родных.»

Роман начинается с проникновения во внутренний мир героя, с внутреннего монолога героя. При этом герой смотрит на себя и как бы со стороны слышит свой внутренний голос. Это раздвоение его сознания. Онегин думает и одновременно думает о том, что он думает. Способность к самонаблюдению, способность видеть себя со стороны, контролировать себя есть свойство очень развитого человека. Это чувство называют рефлексия или интерспекция.

Онегинская хандра появляется в конце первой главы. Пушкин непринуждённо рассказывает о жизни Онегина: о той семье, где он родился.

«…Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил…».

Подробно рассказывается о том, что произошло с Онегиным в юности, «как рано мог он лицемерить», как он научился добиваться взаимности у женщин. Позже, спустя десятки и даже сотню лет, появятся театральные школы, которые будут изучать способы вживания актёра в роль. Пушкин выводит человека, который в жизни своей умел играть разные роли, умел играть в разных масках, изображать себя так, что сам верил в своё перевоплощение (рис. 2).

Рис. 2. Лицемерие ()

Далее в романе рассказывается подробно о том, как жил Онегин, как он проводил свои дни и ночи, о детских праздниках, балах, театральных представлениях, которые составляли его досуг. Собственно говоря, кроме досуга ничего у него и не было. Человек не был занят ни государственной, ни военной службой. Он сам был хозяин своего времени, хозяин своей судьбы. О чём ещё может мечтать человек? Его судьба в его собственных руках, он сам мог ею распоряжаться. Наследство от его дяди, который был честных правил, позволяло ему дальше не служить. Казалось бы, что у него было всё, что обеспечивает человека в жизни. И тут наступает хандра.

«…Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

Как Child-Harold, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего…»

Характерно, что рассуждения о русской хандре появляются после описания роскошных обедов. Ни еда, ни любовь женщин, ни любые другие развлечения не могут увлечь Онегина. При этом важно упоминание о Чайльд Гарольде - герое, который в то время занимал всё сознание, всё свободное время и, пожалуй, даже был главным героем для пушкинских современников.

1824 год, год, когда Пушкин пишет первую главу «Евгения Онегина», оказался трагическим для жизни Байрона. Лорд Байрон (рис. 3) погиб задолго до того, как Пушкин начал писать в Кишинёве «Евгения Онегина». Поэту пришли сведения о том, что Байрон погиб, когда он поехал бороться за свободу в Греции. Благополучный лорд, он был обречён не только на богатство, но и на власть.

Рис. 3. Дж. Г. Байрон ()

Именно Байроном был указан путь искания духовных потребностей, которые были нужны человеку внешне благополучному, который не нуждался в борьбе за место под солнцем. Хандра Онегина «..подобна английскому сплину..». Но это не просто пресыщение, не просто одна из тех масок, которую надевает Онегин; он ищет стремление найти какие-то новые, какие-то ещё неописанные ни кем духовные жизненные цели, которые могут оживить его жизнь. В сущности, великосветский повеса - это маленький старичок, который к 26 годам узнал о жизни всё, что о ней можно было узнать, попробовал всё, что можно было попробовать, и разочаровался во всём, что он знал и что он пробовал. Онегинская хандра безысходная. Лорд Байрон может уехать воевать за свободу чужого народа или может посвятить свою жизнь в борьбе за какие-то идеалы с трибуны английского Парламента или избрать какой-то другой путь. Русской человек дворянского происхождения, того великого светского окружения, того уровня культуры и начитанности, которого описывает Пушкин, гораздо менее свободен в выборе своего пути. Прежде всего, он не может получить заграничный паспорт, чтобы выехать за границу. Пушкину за свою жизнь так и не удалось выехать за пределы Российской империи: личными указаниями императоров, сначала Александра, потом Николая, Пушкин был ограничен в своём перемещении. Он даже думал бежать за границу и составлял подробные планы, как можно обмануть пограничников.

То, что называем мы хандрой, встречается в литературе с самых древних времён. В сущности, это то, чему посвящена, может быть, одна из самых сильных литературных частей Библии, Ветхого завета. Это книга пророка, книга Экклезиаста «Суета сует». Повторяющийся мотив бренности всего сущего, разочарования во всех человеческих устремлениях - это переживание, которое появилось многие тысячелетия назад. Человек осознал, что он смертен, осознал, что все его жизненные устремления бессмысленны и бесцельны, потому что конечным итогом безысходно становится попрание. Поэтому это переживание становится одним из самых главных переживаний в литературе. Но в разные исторические моменты, разные этапы истории культуры, переживая разочарование в жизни, люди по-разному его осмысливали, по-разному его чувствовали. Человек ставит перед собой жизненные цели и по достижению их испытывает разочарование, всё, к чему он стремился, оказывается мелким и ничтожным, а счастье, радость, удовлетворение от жизни не наступает вместе с достижением определённого результата. Успех в жизни определяется другими, более существенными, более важными вещами. Эти философские рассуждения, очень глубокие, очень тонкие, очень сложные для пушкинского лёгкого, калейдоскопического романа, оказываются естественными и органичными. В этом смысле «Евгений Онегин» оказывается в ряду самых крупных, самых значительных явлений во всей мировой литературе.

Главное отличие русской хандры от английского «сплина», от немецкой грусти, той самой, с которой приезжает юный Ленский:

«..Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь..»

Невозможность приложения своих сил, своих талантов, своих способностей и порождает русскую хандру, делает её самой сильной и самой неизбежной эмоцией, которая подавляет все другие эмоции в душе пушкинского героя.

Русская хандра - это главное и господствующее настроение Онегина. В сущности, русская хандра - это то, что порождает Онегина как героя своего времени и как совершенно определённого свойства архетип русского человека.

Если герой западноевропейских романов - это тип, образ, характер своего времени, своего места, своей страны, то Онегин, в значительной степени, - это образ, который несёт за собой архетип русского человека нового времени вообще. Онегин - архетип ещё и тех людей, которые оказались в России в состоянии внутренней эмиграции, тех людей, которые жили в России, но не чувствовали себя подданными и гражданами этого государства. Онегин с его хандрой - это ещё архетип «лишнего» человека, человека, который ищет себе применение и не может найти его в жизни, то ли в силу внешних обстоятельств, то ли в силу того, что у него внутри нет никакой опоры, которая позволила бы ему сделать что-нибудь реальное, достойное, полезное, необходимое людям. В этом смысле Онегин как литературный герой открывает собой целую череду других героев. Роман об Онегине начинает вереницу русских романов, которые вслед за ним раскрывают одну большую тему: куда стремится, чего ищет, чего не может найти русский человек. Этому посвящены комедия Грибоедова «Горе от ума», «Евгений Онегин», а далее романы Гончарова, Тургенева, Герцена, Толстого, Достоевского. Во всех них продолжается общая история исканий, метаний, стремлений и разочарований того самого литературного героя, которого уже очень скоро Лермонтов обозначит как героя времени. Но эта тема наших следующих уроков.

Список литературы

  1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.
  3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. - М.: Просвещение, 2012.

Домашнее задание

  1. В чём суть онегинской «хандры»?
  2. В чём отличие русской хандры от английского сплина?
  3. Какова роль Байрона в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
  4. * Нужна ли свобода человеку, если есть преграды для получения наслаждения от такой свободы?
  1. Интернет-портал Magister.msk.ru ().
  2. Интернет-портал Old.russ.ru ().

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света, dandy не только по одежде, но и по образу жизни. Но светское общество не устраивает Онегина, оно возмущает его критический ум.
До "Евгения Онегина" противостояние человека и общества было показано у А. С. Грибоедова в его комедии "Горе от ума". Главное действующее лицо этого произведения, Чацкий, как и Онегин, недоволен обществом, в котором живет. Но, в отличие от Онегина, Чацкий пытается изменить что-то в фамусовском обществе, критикуя его. Хотя просветительские идеи Чацкого оказались неплодотворными, герой комедии все же действует (словом). Онегин же, хотя презирает свет, все же живет по его законам, не пытается ничего изменить, а равнодушно скучает.
Автор показывает Евгения Онегина в разной обстановке - в театре, в кабинете, на балу, описывает его как "забав и роскоши дитя". Но Пушкин не ограничивается внешним описанием, он дает читателю внутренний мир Онегина. В душе героя свои конфликты, комплексы, парадоксы. Автор оценивает Евгения Онегина неоднозначно: "А был ли счастлив мой Евгений?" Нет, "...рано чувства в нем остыли", "...разлюбил он наконец / И брань, и саблю, и свинец..." и "...ничто не трогало его". Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его "русской хандрой", подобной "английскому сплину". Это состояние - доминанта характера Онегина.
Пушкин писал Плетневу: "Эй, смотри, хандра хуже холеры". Холера поражает тело, а хандра убивает душу. В душе Онегина нет радости, гармонии, благодати. В чем причина этой болезни души? Ап. Григорьев в статье "Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина" высказывает мнение, что хандра Онегина связана с его врожденным, природным критицизмом, присущим русскому здравому смыслу. Критик утверждает, что критицизм Евгения и, следовательно, хандра происходит от его даровитости, а не от озлобленности, скептицизма, как у Чайльд-Гарольда.
Белинский считал, что "озлобленный ум" - "признак высшей натуры" и знак того, что Онегин нравственно выше окружающих. Он узнавал себя в "душе себялюбивой и сухой", читая роман, и страдал от этого поразительного сходства.
Дружба Онегина и Ленского показывает, что Евгений не бездушен. Он не демон, не пародия, не "модная причуда", а обыкновенный человек, "добрый малый", каких на свете много.
Онегин не знает, что ему нужно, но точно знает, что его не устраивает то, чем довольна посредственная толпа.
Евгений предается хандре и зевоте. Интересно, что лермонтовский Печорин, персонаж произведения "Герой нашего времени", который так же, как Чацкий и Онегин, отвергает общество, в отличие от Онегина пытается взять у судьбы свою долю радости. У этих двух героев жизненные пути разные, но результат один - хандра, тоска и скука. Оба романа, "Евгений Онегин" и "Герой нашего времени", имеют открытый финал, как у самой жизни.
Писарев в статье "Базаров" писал, что Онегин "слишком много и рано все взял от жизни, всем объелся". Критик утверждает, что Евгений "носит красивое разочарование" в торжестве разума и просветительских идей, с помощью которых невозможно что-либо изменить в обществе.
Хандра Онегина - это не поза, а добровольный тяжкий крест. Евгений несет его повсюду: в Петербурге, в деревне, в путешествии по России. Везде его преследует тоска, он тяготится жизнью. Он возвращается из путешествия в Петербург, где снова встречает Татьяну, и все для него меняется. Он кается в том, что не понял, не полюбил Татьяну ("...как я ошибся, как наказан") и в том, что на дуэли убивает своего друга Ленского ("...окровавленная тень ему являлась каждый день"). В душе Онегина просыпается жажда любви, понимания. Влюбленность в Татьяну излечивает Онегина от критицизма ума.

    "Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать...

    “Евгений Онегин” - первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами. И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна - вымышленные герои, они предстают пред нами как живые. Пушкин сделал своих героев,...

    В лирических отступлениях поэт то погружается в воспоминания о днях своей юности, то обращается к злободневным общественным и литературным вопросам, занимавшим его мысли в годы создания «Евгения Онегина». Пушкин упоминает в романе целый ряд лиц, чем-либо...

    Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, показана современная поэту действительность. Действие романа...